Анализ уголовной ответственности за террористический акт

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,66 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ уголовной ответственности за террористический акт

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ст. 205 УК РФ

1.1 Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт»

1.2 Краткая характеристика международных правовых актов и законодательства России о борьбе с терроризмом

1.3 Сравнительно-правовой анализ УК РФ с зарубежным уголовным законодательством в сфере борьбы с терроризмом

ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПО УК РФ

2.1 Объективные признаки террористического акта

2.2 Субъективные признаки террористического акта

2.3 Характеристика квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков террористического акта

2.4 Отграничение террористического акта от смежных преступлений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Террористическая деятельность давно перестала быть «кустарной» и не совершается одиночками-террористами, сейчас ею занимаются террористические организации, которые щедро финансируются и обеспечиваются всем необходимым.

По теме «терроризм» на федеральном ТВ и в прессе за 5 лет зафиксировано около 60 тыс. сообщений (в 2015 году - зафиксировано более 20 тыс. сообщений)1.

В результате последних событий страх россиян стать жертвами терактов усилился (с 65 % в январе 2014 г. до 72 % в декабре 2015 г.), а уверенность в защите со стороны государства снизилась (с 77% в январе 2014 г до 64%% в декабре 2015 г.)2.

Многочисленные террористические акты, несовершенство национального и международного законодательства и бессилие правоохранительных органов всего мирового сообщества в борьбе с так называемым «невидимым преступником» создает основу для научного исследования избранной темы.

Объект исследования - совокупность общественных отношений, формирующихся применительно к действию уголовно-правовых нормативных предписаний, устанавливающих основания ответственности за совершение террористических актов.

Предмет исследования составляют теоретические представления о терроризме, терроре и террористическом акте, правовые нормы национального и международного уровня, затрагивающие вопросы регулирования борьбы с терроризмом и ответственности за совершение террористических актов, а также судебная практика по анализируемым преступлениям.

Целью исследования является комплексный анализ такого преступления как террористический акт, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем и поиск путей совершенствования законодательства в указанной области.

Для достижения поставленной цели видится необходимым решить ряд следующих задач:

1.     дать понятие категории «терроризм», выявить особенности соотношения данной дефиниции с категориями «террор» и

«террористический акт»;

2.     проанализировать международные правовые акты и законодательство России о борьбе с терроризмом;

3. провести сравнительно-правовой анализ УК РФ с зарубежным уголовным законодательством в сфере борьбы с терроризмом

4.     рассмотреть объективные и субъективные признаки террористического акта;

5.    изучить характеристики квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков террористического акта;

6.     отграничить террористический акт от смежных преступлений.

Методологическая основа исследования. В представленной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.

На его основе применялись иные частнонаучные методы: формально- логический, сравнительно-правовой и др.

Формулируемые понятия и выводы аргументировались и иллюстрировались примерами из практики.

Теоретической основой явились исследованные автором научные труды в области общей теории права и уголовного права. Теоретическую основу настоящей работы составляют труды и публикации специалистов в области уголовного права: Безверхова А.Г., Бриллиантова А.В., Валеевой А.С., Дикаева С.У., Иногамовой-Хегай Л.В., Комаровой М.А., Кочои С.М., Мусаеляна М.Ф., А.И. Рарога, А.И. Чучаева и других.

Использована учебная и справочная литература.

Нормативная база работы представлена Конституцией Российской Федерации и уголовным законодательством Российской Федерации.

Проанализированы Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»1, другие законы и подзаконные акты России, международные правовые акты о борьбе с терроризмом, а также законы Великобритании, США и Франции.

При подготовке работы также использовались постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного теоретико-правового исследования террористического акта.

Сформулированные в работе выводы и предложения вносят определенный вклад в развитие уголовного права.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании предложений по совершенствованию уголовного и международного права. Материалы работы могут быть использованы при дальнейшей разработке данной темы, а также при подготовке лекционных и специальных курсов, проведении семинарских и практических занятий по уголовному праву России и уголовному праву зарубежных стран, а также других учебных дисциплин.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ст. 205 УК РФ

1.1 Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт»

В последние двадцать лет тема преступлений террористической направленности является одной из самых актуальных, она никого не оставляет равнодушным, именно поэтому все международное сообщество объединилось в борьбе с проявлениями террористической активности, поскольку они посягают на важнейшие человеческие ценности.

Категории “терроризм”, “террористический акт”, “террор” - синонимичны в их обычном, общепринятом употреблении между тем, данные понятия нуждаются в их уточнении и., как следствие - сущностном разграничении.

Для юридической науки четкое разграничение данных понятий имеет особое значение, поскольку правильно сформулированный понятийный аппарат играет первостепенную роль в квалификации преступлений. В настоящее время существует множество официальных и неофициальных, научных или претендующих на научность определений рассматриваемых явлений.

По подсчетам специалистов, существует от 100 до 200 определений понятия "терроризма", но ни одно из них не может быть признано классическим.

Данные термины давно вошли в оборот, однако содержание и границы их до сих пор являются объектом для дискуссий. Например, как утверждает Чернядьева Н.А. понятие «terror» впервые появляется в литературных произведениях Древнего Рима.

В период Ренессанса, когда римское литературное наследие получило общеевропейскую известность, выражение «Страх и ужас!» стало устойчивым словосочетанием и употреблялось как политическое обозначение в эмоциональной оценке кровавых событий.

Именно в это время «terror» стал самостоятельным, беспереводным термином.

Современное его значение закрепилось только в связи с французскими событиями конца XVIII века.

Термины «терроризм» и «террористический акт» являются производными от слова террор.

Соотношение терминов «террор» и «терроризм» вызывают у исследователей наибольший интерес, поэтому и мы считаем целесообразным рассматривать их вместе, для большей наглядности их различий.

При этом в нашем анализе постоянно будет фигурировать и термин

«террористический акт».

В юридической литературе можно встретить следующие совместные определения понятий террора, терроризма и террористического акта.

Терроризм - деятельность, свойственная оппозиционным политическим группам; осуществляемое со стороны оппозиционных группировок насилие.

После детального изучения научной литературы по данной проблеме, необходимо отметить, что большинство авторов проводят разграничение данных понятий по следующим признакам: субъекты акта насилия, цель осуществления террористической активности, на кого она направлена, т.е. объекты, с помощью каких средств, масштабность, наличие или отсутствие законодательной базы.

На наш взгляд, такой сравнительный анализ является очень эффективным в определении связи и разграничении между рассматриваемыми терминами.

Цель преступных деяний. Террор осуществляется с целью достичь определенных политических идеалов (например, осуществление мировой революции, диктатуры пролетариата, уничтожение буржуазии как класса, насаждение коммунистической идеологии, экспроприация, создание единой общности «советский народ», установление превосходства арийской расы и ее чистоты и т.д.).

Согласно предписаниям ст. 1 Шанхайской конвенции, основной целью терроризма является запугивание населения, нарушение общественной безопасности.

Относительно целей терроризма мы согласимся с мнением А.Г. Безверхова, который считает, что особенностью терроризма является многоуровневое строение целей: например, изначально терроризм характеризует непосредственная направленность на формирование общественного напряжения.

Более отдаленной целью при этом могут выступать нарушение территориальной целостности страны, принуждение власти к принятию определенных решений и пр.

Цели террора и терроризма масштабны и глобальны, но претворение целей террора в жизнь осуществляется открыто, нередко даже в соответствии с законодательством в от террористической деятельности и террористического акта.

Субъекты террористической активности.

Субъектами терроризма и террористического акта выступают индивиды - психически больные, с обостренным чувством справедливости, религиозные фанатики и т.д., а также политические партии, движения и организации.

Соответственно, круг субъектов террора ограничен субъектами, наделенными властными полномочиями, в том числе и достигшие власти нелигитимным путем, круг субъектов терроризма намного шире, поскольку в число субъектов терроризма помимо субъектов террора входят политические партии, движения, организации и индивиды.

Объекты преступных посягательств. Жертвами террора являются индивиды, политические партии, народы и государства.

Как мы видим, при осуществлении террора объект четко определен, чаще всего это граждане одного государства, при терроризме отсутствует всякая система при выборе объекта, как правило, основным критерием является - массовость, при этом, все же «зона поражения» террора намного масштабней.

Следующим критерием нашего анализа являются средства и методы насилия.

Терроризм естественно ограничен в таких средствах, однако средства насилия террористов всегда были очень жестокими и со временем они выбирают еще более изощренные методы уничтожения.

Как утверждает американский исследователь С. Сигеллер, орудием воздействия терроризма служит психологический шок, порождаемый осознанием того, что и в дальнейшем насилие будет хладнокровно применяться.

Масштабность. На основе уже проведенного анализа можно сказать, что террор, терроризм и террористический акт - явления массовые и затрагивают большое количество людей.

Что же касается наличия законодательной базы, то террор чаще всего осуществляется в соответствии со специальными нормативными правовыми актами, что неудивительно, поскольку субъектом террора является государство, основным признаком которого является монополия на правотворчество.

Терроризм и террористический акт не только не имеет правовой базы, но и порицается в любом государстве и является уголовно наказуемым деянием.

Терроризму присуще наличие идеологии, которую можно определить как совокупность теорий, идей, представлений, направленных на формирование в индивидуальном и общественном сознании ценностей и стратегии действий, основанных на сознательном использовании насилия или его угрозы для достижения определенных целей, заведомо неосуществимых легальным путем, включая:

 тактику осуществления террористических актов;

 методов достижения поставленных целей через систематическое использование насилия, опасных способов политической дестабилизации общества;

 совершение наиболее общественно опасных преступлений, протест против формально юридических отношений, сложившихся в обществе.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

Террором является действующая с помощью репрессивного аппарата, политика государства, которая осуществляется в целях достижения определенных политических идеалов.

Что же касается терроризма и террористического акта, то российское законодательство имеет официальное определение данных терминов.

С определением террористического акта мы согласны, поскольку оно отражает суть термина и затрагивает его основные признаки.

Относительно термина «терроризм» считаем, что законодательство сузило его смысл.

По нашему мнению, терроризм - осуществляемая отдельными индивидами и специальными организациями противоправная, связанная с массовым запугиванием, насилием и уничтожением людей, деятельность, которая направлена на реализацию определенных целей, выстраиваемых в соответствии с ее идеологией.

Таким образом, хотя общими характерными признаками терроризма, террора и террористического акта является то, что они все основаны на массовом применении насилия, используют устрашение как способ достижения своих целей, их содержание различается.

1.2 Краткая характеристика международных правовых актов и законодательства России о борьбе с терроризмом

Как уже было отмечено в первом параграфе, проблема терроризма давно уже не является национальной, это проблема международная, глобальная, поэтому в ее решении, без преувеличения, принимает участие все мировое сообщество. Соответственно, и правовое регулирование осуществляется не только на уровне законодательства определенного государства, но и на международном уровне.

Сначала рассмотрим международные документы о борьбе с терроризмом, поскольку основу для международной борьбы с преступностью составляют международные правовые акты.

Впервые терроризм был признан преступлением в 1937 г. в Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма.

В рамках ООН создан Специальный комитет по международному терроризму, который разрабатывает документы по борьбе с отдельными видами терроризма.

Одним из основополагающих международных актов является Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

Российская Федерация подписала данную Конвенцию 7 мая 1999 г., ратифицировала Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ2.

Согласно ст. 5 Европейской конвенции любое государство, ее подписавшее, не обязано выдавать преступника иностранному государству, если данное государство «имеет серьезные причины полагать», что просьба о выдаче преступника «представлена с целью преследования или наказания лица по соображениям расы, национальности или политических взглядов».

Данное положение, по нашему мнению, не входит в противоречие со ст. 1 Конвенции, не является ее недостатком.

Наоборот, оно представляется достаточно гибким и практически необходимым (особенно для неграждан государств - членов ЕС, преследуемых в своих государствах именно по перечисленным в ст. 5 Конвенции признакам).

Недостатком же Конвенции считаем оговорку, содержащуюся в ст. 12, согласно которой каждое государство «может при подписании или в момент передачи документа о ратификации указывать территорию или территории, на которые распространяется настоящая Конвенция».

По нашему мнению, реализация указанной оговорки может лишить Конвенцию обязательной и общеевропейской силы.

15 мая 2003 г. подписан Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма. Данный документ внес изменения в перечень террористических преступлений, установленный в ст. 1 Европейской конвенции.

Российская Федерация ратифицировала данный Протокол Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 127-ФЗ с заявлением, касающемся выдачи лиц государству, с которым у запрашиваемого государства нет договора о такой выдаче.

Следующим весьма важным международным документом является Конвенция Совета Европы по предупреждению терроризма, которая была принята 16 мая 2005 года. Конвенция была ратифицирована Россией.

Данная Конвенция направлена на урегулирование существующих пробелов в международном праве и в деятельности по борьбе с терроризмом, которые были определены в разработках независимых международных экспертов и Комитета CODEXTER.

Целью данной Конвенция является повышение международной согласованности и эффективности правового регулирования в области противодействия терроризму.

В ней, в частности, предусматривается комплекс мер, которые должны принимать государства-участники, в том числе по криминализации отдельных деяний, изменению уголовно- процессуального законодательства, обеспечению обмена необходимой информацией и оказанию государствами-участниками правовой помощи.

Следующим серьезным международным документом является, принятая 09 декабря 1994 года Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма.

Далее рассмотрим Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, договаривающимися сторонами которой являются Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Этот документ дает весьма развернутое понятие терроризма, а также регулирует сотрудничество сторон в области предупреждения, выявления и пресечения терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Помимо всех рассмотренных документов нормативную базу по противодействию терроризму в межгосударственном и международном масштабе составляют и другие акты, ратифицированные и принятые Российской Федерацией в качестве ориентиров в направлении борьбы с терроризмом.

Каждый из них играет важную роль в борьбе с террористической деятельностью, предлагает актуальные и прогрессивные меры по предотвращению и выявлению анализируемого явления, но при этом практически каждый дает свою трактовку терроризму.

Формирование правовой базы по вопросам борьбы с терроризмом осуществляется не только на международном уровне, но и на национальном уровне.

В России к нормативным правовым актам, регулирующим борьбу с терроризмом, можно отнести: ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и пр.

В соответствии со ст. 3 в качестве первой задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса названо нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса.

Данный закон устанавливает требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса.

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» в ст. 8 в качестве одного из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности называет борьбу с терроризмом.

Статья 9.1 полностью посвящена борьбе с терроризмом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на внутренние войска возлагается задачи участия в борьбе с терроризмом и обеспечения правового режима контртеррористической операции. Данным законом на воинские части (подразделения) специального назначения возлагается задача участия в пресечении актов терроризма.

Помимо федеральных законов правовые вопросы в рассматриваемой сфере регулируются указами Президента Российской.

1.    Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации2 определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель и задачи. данной деятельности.

2.  Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» постановил создать Национальный антитеррористический комитет.

3.  Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Регулирование вопросов борьбы с терроризмом осуществляется также Правительством Российской Федерации, посредством принятия предметных постановлений.

В настоящее время создана мощная законодательная база в области борьбы с терроризмом как на международном уровне, так и на уровне конкретного государства.

При этом до сих пор остается открытым вопрос определения такого важного термина, как терроризм, что является большим минусом в борьбе с проявлениями терроризма.

1.3 Сравнительно-правовой анализ УК РФ с зарубежным уголовным законодательством в сфере борьбы с терроризмом

Ни у кого не вызывает сомнений эффективность сравнительно- правового метода в юридической науке, в данном параграфе с помощью его мы будем сопоставлять уголовное законодательство России и зарубежных стран в целях выявления сходства или различия в вопросах борьбы с терроризмом.

Первой в истории Англии попыткой теракта считается «Пороховой заговор» - неудавшийся взрыв парламента в 1605 году.

В целом Англия является достаточно безопасной страной и никогда не относилась к числу государств, сильнее всего страдающих от терроризма.

Тем не менее, в самой Британии с террористическими актами долгое время ассоциировались боевики ИРА (Ирландской

республиканской армии) - порождение длящегося уже более 900 лет англо-ирландского конфликта.

В 1989 году вступила в силу Ирландская ветвь развития антитеррористического законодательства - «Закон о противодействии терроризму».

Однако, после того, как возникла угроза международного терроризма на основе антитеррористического права Ирландии был установлен аналог, который распространился на всю территорию Великобритании - антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме 2000 года, который действовал всего 5 лет и в июне 2006 г. был принят новый Закона о терроризме 2006 года.

После теракта в США 11 сентября 2001 британское правительство ужесточило меры по борьбе с терроризмом в законодательном аспекте, следствием чего стало принятие в 2001 г. Акта об антитерроризме, преступности и безопасности 2001 года.

После длительных дебатов в марте 2005 года в Великобритании был принят Закон о предотвращении терроризма.

В законах о борьбе с терроризмом в Великобритании имеются нормы материального права, относящиеся как к Общей части (соучастие, стадии преступления), так и к Особенной части (новые составы преступлений).

До принятия Закона «О противодействии терроризму» 2000 антитеррористическое законодательство Великобритании содержало оговорки о том, что оно является «чрезвычайным» или «временным» и срок действия этих актов ограничивался периодом в 12 месяцев.

В России, как и в Великобритании существовало несколько законов о борьбе с терроризмом. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ

«О противодействии терроризму» пришел на смену Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Как и в законах Великобритании, нормативные правовые акты России слишком широко определяют термин «терроризм».

Однако в России никогда не существовало практики принятия временных антитеррористических актов.

События 11 сентября 2001 года, произошедшие в США, потрясли весь мир, в результате четырех координированных самоубийственных террористических актов погибло 2977 человек.

Данный акт носил временный характер и был принят до 2005 года. После истечения срока действия, положения данного закона рассматривались Парламентом США, и было принято решение 16 статей оставить постоянными, а остальные, наиболее спорные, - временными.

Франция, как и другие страны, разрабатывает свои специальные меры по предотвращению актов терроризма и привлечению к ответственности преступников, виновных в их совершении.

9 сентября 1986 года во Франции был принят Закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность».

Данный закон определил условия, при которых преступление будет считаться террористическим, определил порядок ведения следственных действий по делам о терроризме, определил круг лиц и судебных органов, которые вправе рассматривать и расследовать дела о терроризме.

Таким образом, данный Закон является комплексным и регулирует как вопросы материального права, так и процессуального, что не редкость для зарубежного законодательства.

В данном параграфе нами рассмотрены основные специальные акты по борьбе с терроризмом в ведущих странах мира. Законодательство Великобритании и США знает временные законы, во Франции закон действует с 1986 года, при этом многие страны как уже говорилось выше, принимают комплексные законы, которые включают нормы материального и процессуального права.

Ответственность за совершение терроризма в России и в большинстве страна мира регулируется уголовном законом.

декабря 2015 г. в своем выступлении председатель Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ России А.В. Бортников отметил, что в качестве дополнительной меры необходимо совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Соответственно, в ближайшее время необходимо ждать внесения изменений в УК РФ.

ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПО УК РФ

2.1 Объективные признаки террористического акта

Судебно-следственная практика показывает, что при квалификации терроризма больше всего ошибок допускается именно из-за неправильной оценки объекта посягательства.

Преступление, как и всякий иной поступок человека, всегда представляет собой единство субъективных и объективных признаков, поэтому расчленить единое по своей сути поведение человека на объективную и субъективную сторону можно только условно.

В этой связи вопросы элементов составов преступлений необходимо исследовать в единстве всех элементов. Отсутствие хотя бы одного из рассматриваемых признаков - сознания, деяния (поведения, деятельности), субъекта (личности) - исключает возникновение уголовного правоотношения и, следовательно, ответственности человека за свое поведение.

Традиционно ведущим элементом состава преступления считают объект преступления.

Вводя под охрану уголовного закона определенный объект, законодатель желает защитить его от посягательств, что и лежит в основе криминализации деяния.

Законодателем выделена дополнительная структурная ступень и общепринятая на сегодняшний день классификация объектов преступления по вертикали имеет четыре ступени.

Рассмотрим понятие обозначенных видов объектов преступления подробнее.

Так, в теории уголовного права применяется научно разработанное понятие общего объекта преступлений: его содержанием, при этом, охватывается вся совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений.

Профессор А.В. Наумов трактует общий объект как "сумму объектов, охраняемых уголовно-правовыми предписаниями" .

По общему правилу, под рассматриваемой совокупностью охраняемых уголовным законом объектов понимается общий объект именно преступления: при реализации преступного посягательства, лицо причиняет вред определенному общественному благу (элементу общего правопорядка), противоправно при этом вторгаясь в сферу уголовно- правового регулирования.

Соответственно, следует отметить, что при фактической взаимосвязи конкретного посягательства с причинением вреда общему объекту, данная связь с позиции преступника несколько умозрительна, а формируется законодателями и правоприменителями логическим путем.

Общий объект формирует представление о находящихся под охраной уголовного закона общественных отношениях, которым в результате преступного посягательства может быть причинен вред.

В функциональном отношении указанная уголовно-правовая категория служит для отграничения преступного от непреступного.

При описании объекта постоянно подчеркивается его взаимосвязь с направленностью умысла субъекта, с возможностью причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.

Родовой объект представляет совокупность однородных по своей общественной природе отношений, которые в силу этого факта подлежат охране посредством единого комплекса уголовно-правовых норм.

Родовой объект преступления иногда называют специальным объектом, и он представляет собой составной элемент общего объекта и является критерием деления Особенной части УК по разделам.

По родовому объекту проводится дифференциация уголовной ответственности за те или иные преступные посягательства. Так, характер общественной опасности закрепленного в Особенной части УК РФ преступления определяется его родовым объектом.

В юридической литературе вопрос понимания общественной безопасности как родового объекта данной группы преступлений является дискуссионным.

Так, по мнению В. И. Ткаченко, родовым объектом преступлений рассматриваемой категории выступает общественная безопасность как общественные отношения, обуславливающие, в частности, надлежащее пользование оружием, боеприпасами.

С.У. Дикаев полагает, что речь следует вести о совокупности общественных отношений, детерминирующая возможности защиты личности, общества и государства от обстоятельств, угрожающих их значимым, сущностным для жизнедеятельности интересам.

Далее рассмотрим видовой объект террористического акта.

Глава 24, в которой располагается статья 205, называется

«Преступления против общественной безопасности», в связи с чем возникают трудности определения видового объекта, поскольку он совпадает с родовым.

Как мы уже отметили, понятие родового объекта шире, чем видового, соответственно, и в данном случае следует определить общественную безопасность с точки зрения более узкого подхода.

Непосредственный объект преступления составляют конкретные общественные отношения, поставленные под защиту определённой уголовно-правовой нормы.

Преступления, одновременно посягающие не на один, а на несколько объектов - называют многообъектными.

Все исследователи в области уголовного права едины в том, что террористический акт - многообъектное преступление, поскольку при совершении террористического акта нарушается огромный спектр общественных отношений (жизнь и здоровье граждан, имущество, общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти, экологическая безопасность и т. д.).

Соответственно, здесь уместно говорить об основном непосредственном объекте и дополнительном непосредственном объекте.

С объектом преступления тесно связаны предмет посягательства и личность потерпевшего.

В ст. 205 УК РФ предмет преступления и потерпевший не названы, а, следовательно, они не являются обязательными признаками состава террористического акта.

Второй составляющей объективных признаков преступления является объективная сторона.

Объективная сторона содержит признаки, которые раскрывают внешнюю сторону преступления.

Мы солидарны с М.Ф. Мусаеляном в том, что террористический акт с объективной стороны выражается альтернативно в двух формах:

- в совершении взрыва, поджога или иных действий;

-         в угрозе совершения указанных действий.

Взрыв, поджог и иные действия - способы совершения террористического акта.

Так, 31 марта 2010 года в г. Кизляр был совершен террористический акт, объективную сторону которого составляют активные действия, в результате которых было приведено в действие самодельное взрывное устройство, закрепленное на поясе у террориста. Все было сделано с целью устрашения населения и причинения значительного имущественного ущерба.

В результате взрыва погибли 9 сотрудников правоохранительных органов, 1 гражданское лицо, четыре работника правоохранительных органов получили тяжкий вред здоровью, одиннадцать работника правоохранительных органов и двое военнослужащих получили средней тяжести вред здоровью, всего 63 лица, в том числе шесть работников правоохранительных органов и 1 военнослужащий получили легкий вред здоровью.

Уничтожено и повреждено чужое имущество, нарушено электроснабжение, водоснабжение города и нормальная работа государственных учреждений, повреждено или уничтожено 11 единиц автотранспорта, повреждены близлежащие строения в радиусе 600 метров.

Общий имущественный вред составил 87.893.458 (восемьдесят семь миллион восемьсот девяносто три тысячи четыреста пятьдесят восемь) рублей.

В законе указана еще одна форма объективной стороны террористического акта - угроза совершения рассмотренных выше действий.

Угроза совершения террористического акта, как и реальное его совершение, способна породить страх, панику, дестабилизировать обстановку, вызвать беспорядки, дезорганизовать работу транспорта, предприятий, учреждений, организаций, вынудить правоохранительные органы проводить сложные предупредительно-профилактические мероприятия.

Объективные признаки угрозы - это активные информационные действия.

Выделяют следующие виды угрозы:

 вербальная (устная, письменная)

 конклюдентная (резкие движения, жесты)  ситуационная (угроза обстановкой) инвариантная (вербальная, в сочетании с демонстрацией оружия)

Возможны сочетания указанных вариантов.

Признаки, встречающиеся наиболее часто при характеристике угрозы в уголовно-правовом смысле:

1) реальность (конкретность);

2)       наличность (она должна уже возникнуть, но еще не исчезнуть);

)         действительность (объективность существования);

)         осуществимость (например, состояние угрожающего и пр.).

Практическую направленность имеют первые три признака - они и получают отражение в правоприменительной деятельности.

Угроза террористического акта может выражаться только в совершении указанных в части 1 ст. 205 УК РФ действий.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ является многообъектным, при этом имеется сложность определения родового, видового объекта и непосредственного объекта, поскольку они совпадают.

Определение понятия «общественная безопасность» нормативно не закреплено.

Соответственно, при определении родового и видового объекта общественная безопасность понимается в более широком смысле, а при установлении непосредственного объекта - в более конкретном и узком. Совершение действий, составляющих объективную сторону состава, предусмотренного ст. 205 УК РФ, с применением оружия - подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Судом установлено: М. совершил незаконное хранение боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконное изготовление взрывного устройства, приготовление к террористическому акту - при следующих обстоятельствах.

В ноябре 1993 года М., проходя военную службу по призыву в г. Ахалкалаки Республики Грузия, осуществляя разгрузку транспортного средства с боеприпасами, присвоил себе одну ручную гранату Ф-1, являющуюся боеприпасом основного назначения, один боевой взрыватель УЗРГМ-2 для ручных гранат типа Ф-1, являющийся взрывным устройством промышленного изготовления, два капсюль-детонатора КД-8А, являющиеся взрывными устройствами промышленного изготовления, предназначенными для взрыва бризантных взрывчатых веществ, и одну тротиловую шашку, содержащую взрывчатое вещество тротил массой 200 грамм, которые после увольнения в запас перевез посредством авиационного и железнодорожного транспорта в город Вологду и в дальнейшем незаконно в нарушение Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранил по месту своего жительства.

Затем он неоднократно осуждался и отбывал наказание в исправительных учреждениях на территории Архангельской области, где познакомился с Гочияевым Рамазаном, Керимовым Муслимом и принял ислам. От них он получал исламскую литературу.

После освобождения из исправительного учреждения ФКУ ИК М., находясь в г. Вологде, решил совершить террористический акт путем взрыва, устрашающего население и создающего опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба посредством приведения в действие взрывного устройства в месте массового скопления людей в г. Вологде в целях воздействия на принятие органами власти решения о приведении антиалкогольного законодательства в соответствие с нормами ислама, а именно, о введении полного запрета на производство, реализацию и употребление алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

С указанной целью, находясь по месту своего жительства, М., имеющий представление о необходимых составных элементах конструкции взрывных устройств и обладающий навыками изготовления наливных зарядов тротила, умышленно, незаконно, осознавая противоправный характер своих действий, осуществил изготовление самодельного взрывного устройства из ранее хранившегося у него взрывчатого вещества

тротил, металлического корпуса и поражающих элементов - саморезов путем переплавки взрывчатого вещества в металлический корпус и снабжения последнего поражающими элементами, снабдил его двумя съемными капсюль-детонаторами КД-8А, позволяющими инициировать подрыв самодельного взрывного устройства.

В целях усиления поражающего действия при производстве взрыва, желая наступления тяжких последствий для граждан, М. намеревался использовать совместно с самодельным взрывным устройством незаконно хранившуюся у него по месту жительства ручную гранату Ф-1.

Самодельное взрывное устройство - конструктивно оформленный заряд взрывчатого вещества (тротила массой 200 грамм) в металлической оболочке с готовыми поражающими элементами с двумя капсюль- детонаторами КД-8А, ручная граната Ф-1, взрыватель УЗРГМ-2 для ручных гранат типа Ф-1 являлись пригодными для производства взрыва, при котором представляли опасность для жизни и здоровья лиц, находившихся в зоне поражения с учетом радиуса поражения осколками, составляющего при взрыве гранаты Ф-1 до 60 метров, при взрыве самодельного взрывного устройства - до 100 метров.

В дальнейшем, в период с 19 сентября 2012 года по 13 октября 2012 года М., продолжая свои противоправные умышленные действия, направленные на совершение террористического акта, подыскивал место наиболее массового скопления людей в г. Вологде с расположенным вблизи объектом культурного наследия в целях причинения значительного имущественного ущерба, а именно, определял возможность скрытной установки самодельного взрывного устройства и ручной гранаты в городе Вологде на аллее около Соборной горки или в сквере возле памятника «800- летию г. Вологды».

Изготовленное устройство вместе с гранатой он намеревался использовать для производства взрыва дистанционно с использованием проволоки, в районе Соборной горки ближе к парку ВРЗ под берегом реки.

Ручную гранату и взрывное устройство он хотел соединить, замаскировать, прикрепить к дереву и прикопать землей, оставив сверху кольцо, к которому присоединить металлическую проволоку.

Человеческих жертв, разрушений памятников культуры он не хотел, но понимал, что в результате взрыва могли погибнуть люди, а также разрушиться здания.

Допускает, что взрыв мог носить устрашающий население характер.

Около места взрыва он намеревался оставить анонимную записку на имя Президента России, в которой указать на необходимость принятия закона, направленного на запрет алкоголя, в том числе на его производство, реализацию и употребление на территории России, на ужесточение наказания за торговлю спиртными напитками и нахождение в нетрезвом виде.

Взрыв он планировал осуществить в день установки взрывного устройства - в общественном месте, где собираются лица, злоупотребляющие алкоголем.

Он хотел вынудить государство принять закон об ужесточении правил употребления алкоголя и заставить общество задуматься о вреде алкоголя, способствовать тому, чтобы православная церковь закрепила запрет на алкогольную продукцию, как это принято в исламе

В беседах с ним Гочияев и Керимов оправдывали деятельность по вооруженной борьбе с неверующими, выступающими с оружием против ислама. Он хотел стать шахидом любым способом и одобрял тех, кто становился шахидом. Ранее почтой он получил от Керимова несколько дисков с записями, из которых посмотрел на компьютере только три. В телефонном разговоре Керимов также сообщил ему, что два диска содержат проповеди полевого командира Саида Бурятского, в связи с чем, являются запрещенными. После просмотра он намеревался данные диски уничтожить.

Однако М. не смог довести совершение террористического акта до конца по не зависящим от него обстоятельствам, так как был задержан сотрудниками УФСБ России по Вологодской области.

Отметим, что при необходимости квалификации действий по совокупности ст. 222 и ст. 205 УК РФ, в обязательном порядке проводится взрывотехническая экспертиза.

Посредством экспертного заключения можно подтвердить также такие факты, как то, что самодельное взрывное устройство при наличии необходимых материалов могло быть изготовлено в домашних условиях лицом, осведомленным об элементах взрывных устройств, способах их сбора и изготовления, а также имеющим навыки изготовления наливного заряда тротила из рассыпного.

Эксперт может указать на то, что использованные при изготовлении самодельного взрывного устройства крепежные элементы - ориентированы на усиление поражающего эффекта взрывного устройства, так как, например, увеличивают вероятность гарантированного разлета осколков по всему периметру вокруг устройства и дальность его действия.

Следует также указать, что срок хранения тротила и детонаторов составляет более пятидесяти лет. Пригодность представленных на экспертизу предметов для производства взрыва - определяется методом экспериментального подрыва.

Принимая во внимание, что под незаконным хранением боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств в соответствии с требованиями закона понимается сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность, суд квалифицирует действия подсудимого М., который спрятал ручную гранату Ф-1, взрыватель УЗРГМ-2, два капсюль-детонатора, тротиловую шашку, содержавшую взрывчатое вещество тротил массой 200 грамм, по месту своего жительства - как незаконное хранение боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ч.1 УК РФ). Действия М. по покушению на совершение террористического акта - квалифицированы судом по ст. 30 ч.1, ст. 205 ч.1 УК РФ.

2.2 Субъективные признаки террористического акта

Субъективные признаки террористического акта включают субъект и субъективную сторону.

В доктрине уголовного права субъективная сторона преступного деяния представляет собой психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением преступления.

Иными словами, субъективная стона это внутренняя суть любого общественно опасного посягательства.

Действительно: любое преступление - это не только то, что проявляется внешне. Это и внутренняя деятельность человека, имеющая отношение к совершению общественно опасного деяния.

В психологии она называется психической активностью .

На наш взгляд, субъективная сторона является более объемным, более многоплановым правовым явлением: она объединяет в своей структуре, наряду с виной, и другие психические процессы: цель, мотив, эмоции .

Таким образом, субъективная сторона является совокупностью взаимосвязанных между собой признаков.

Они отражают два принципиально важных для законодательной и правоприменительной деятельности (для дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания) момента:

1)       внутреннее отношение лица к совершаемому; 2) и его психическое состояние в период осуществления преступления.

Специфические особенности признаков субъективной стороны проявляются в поведении субъекта, в его переживаниях, в доминировании и смене мотивов его поведения и др. Полагаем, что наличие такой взаимозависимости и позволяет оценивать совершенное с точки зрения уголовно-правовых предписаний.

Важно понимать, что субъективная сторона состава преступления: не подвластна непосредственному наблюдению;

и, соответственно - может быть познана только посредством аналитического анализа (оценки) поведения правонарушителя, а также всех обстоятельств дела (обстановки, наличия провокации, психофизиологическое состояние лица и пр.).

Содержательное разграничение умышленной и неосторожной форм вины обуславливается различным психическим отношением субъекта деяний к общественной опасности своих действий (бездействия) и наступившим в результате их совершения общественно опасных последствий.

Такое личностное психическое отношение может быть:

1) интеллектуальным;

2)       и волевым.

Интеллектуальный признак вины представлен:

- осознанием социального значения своего деяния, его запрещенности и незаконности;

- а также предвидением общественно опасного результата содеянного. Содержанием прямого умысла, в соответствии с частью 2 статьи 25 УК

РФ, являются осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия).

При прямом умысле лицо представляет неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий - как закономерный результат своих действий (бездействия).

Содержанием косвенного умысла, в соответствии с частью 3 статьи 25 УК РФ, являются осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия); предвидение возможности наступления общественно опасных последствий; не желание, но сознательное их допущение либо безразличное к ним отношение.

Сравнение “формул” прямого и косвенного умыслов показывает, что при одинаковом интеллектуальном моменте - они различаются по волевой направленности совершающего преступное посягательство лица.

Мотив и цель - факультативные признаки субъективной стороны преступления, позволяют установить, из каких побуждений виновный совершил преступление.

Субъективную сторону террористического акта составляет умышленная форма вины в виде прямого умысла и цель - дестабилизация деятельности органов власти.

В научной литературе имеется дискуссия о том, что необходимо расширить круг адресатов воздействия.

Имеются мнения, что наряду с органами власти и международными организациями, следует указать «организации или физические лица»,

«иностранные государства», «органы местного самоуправления».

Второй составляющей субъективных признаков терористического акта является субъект.

Уголовной ответственности по действующему законодательству подлежат только физические лица.

Ко второму признаку относится достижение лицом возраста уголовной ответственности. Это обусловлено тем, что указанное выше осознание присуще человеку не от рождения.

Лишь наличие определенного жизненного опыта, в результате которого возникает способность оценивать свои поступки, их последствия, полезность или вредоносность, выбирать линию своего поведения, проявляя сознание и волю, является необходимым условием осознания человеком социальной значимости своего деяния. Приобретение такого опыта не может быть одномоментным, он накапливается годами и становится достаточным лишь к определенному возрасту, для того чтобы государство могло потребовать ответа от человека за свои действия.

Однако следует иметь в виду, что отдельные, наиболее значимые правила поведения в обществе усваиваются и в более раннем возрасте. Поэтому начиная с раннего возраста человеку, как правило, начинают прививаться запреты на убийство, кражу, разбой, изнасилование и т.д.

Осознание этих важнейших норм поведения происходит в несколько более раннем возрасте, чем иных правил. В этой связи законодатель, учитывая также и крайне высокую степень общественной опасности названных выше преступлений, установил 14-летний возраст уголовной ответственности в случае их совершения (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

К этим деяниям относится и ст. 205 УК РФ.

Субъектом террористического акта могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане (например, наемники), лица без гражданства, лица с двойным гражданством (бипатриды).

Ряд исследователей предлагает введение уголовной ответственности юридических лиц за террористический акт.

На сегодняшний день это невозможно, поэтому Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" введена ответственность для организаций в виде их принудительной ликвидации за причастность к терроризму.

Приведем пример из судебной практики. Генеральный прокурор Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании международных организаций "Исламское государство" террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации3.

Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление подлежит удовлетворению.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, действия которых направлены на совершение террористических преступлений.

Ближайшей целью организации является создание на территории Сирии, Ирака и Ливана исламского суннитского государства, живущего по законам шариата, а также ведение так называемой священной войны (джихада) с "неверными" (кафирами) во всем мире.

Лидеры "Исламского государства" в качестве объекта своих террористических устремлений рассматривают также территорию Российской Федерации.

Возвращение в Россию лиц, получивших необходимые для осуществления террористической деятельности навыки, - дополнительный фактор нестабильности и угрозы безопасности государства.

Правовые и организационные основы противодействия террористической деятельности, ответственность за ее осуществление определены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Согласно п. 2 ст. 24 названного Федерального закона организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда.


Из курса уголовного права мы знаем, что в Особенной части УК РФ имеются статьи, которые содержат не только основной состав преступления, но и квалифицированный и особо квалифицированный, в которые они превращаются благодаря квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам. правовой акт терроризм преступление

Признаки элементов состава преступления приобретают значение квалифицирующих и особо квалифицирующих, когда повышают опасность преступления, в результате чего происходит увеличение размеров наказания, устанавливаются более строгие виды наказаний по сравнению с санкцией основного состава, преступление переводится в иную, более тяжкую категорию.

Статья 205 УК РФ содержит основной состав преступления (ч. 1 ст. УК РФ), квалифицированный (ч. 2 ст. 205 УК РФ) и особо квалифицированный (ч. 3 ст. 205 УК РФ).

Квалифицированные виды террористического акта и ответственность за них предусмотрена ч. 2 ст. 205 УК РФ, квалифицирующими признаками являются следующие.

Пункт «а» ч. 2 - совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 разъясняет, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Предварительный сговор означает, что соглашение между членами этой группы достигается до начала совершения террористического акта.

Пункт «б» ч. 2 - совершение террористического акта, повлекшие по неосторожности смерть человека. Деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, характеризуются сочетанием двух различных форм вины, то есть умысла (по отношению к деяниям) и неосторожности (по отношению к их последствию). Согласно ст. 27 УК РФ, такое преступление признается совершенным умышленно.

Пункт «в» ч. 2 - совершение террористического акта, повлекшего причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным, следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего.

К иным тяжким последствиям могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, дезорганизация деятельности органов местного самоуправления; и пр.

Особо квалифицированные виды террористического акта и ответственность за них предусмотрена ч. 3 ст. 205 УК РФ, особо квалифицирующими признаками являются следующие.

Пункт «а» ч. 3 ст. - совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

В данном случае факультативный признак субъективной стороны становится обязательным признаком особо квалифицированного состава преступления.

Пункт «б» ч. 3 ст. - совершение террористического акта, повлекшее умышленное причинение смерти человеку. Здесь фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства.

Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку, определено в ч. 1 ст. 105 УК.

Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 № 1).

Применительно к этому вопросу отметим, что динамичное ограничительное и распространительное толкования являются правотворчеством, в силу чего относятся к компетенции законодателя.

Некоторые исследователи указывают, что приведенное выше предписание не соответствует ч. 1 ст. 17 УК в части квалификации преступлений по совокупности.

В ст. 205 УК отсутствует квалифицирующий признак "совершение преступления в отношении двух и более лиц".

Следовательно, убийство двух и более лиц не охватывается нормой о террористическом акте.

В связи с этим террористический акт, соединенный с убийством двух и более лиц, по правилам конкуренции уголовно-правовых норм следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 3 ст. 205 УК и п. "а" ч. 2 ст. 105 УК.

Также отметим, что исходя из изменений, внесенных Федеральными законами N 153-ФЗ от 27 июля 2006 года, N 26-ФЗ от 07 марта 2011 года, N 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года, в том числе и с учетом внесенных в диспозицию ст. 205 УК РФ изменений - осужденными по ст. 205 подаются ходатайства о приведении вынесенных в их отношении приговоров в соответствие с действующим уголовным законодательством.

В рамках данного параграфа целесообразно рассмотреть поощрительную норму об освобождении от уголовной ответственности, которая содержится в примечании к ст. 205 УК РФ.

Таким образом, помимо квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, благодаря которым увеличиваются размеры наказания и устанавливаются более строгие виды наказаний, анализируемая статья в примечании содержит поощрительную норму об освобождении от уголовной ответственности.

2.4 Отграничение террористического акта от смежных преступлений

Проблема разграничения смежных преступлений является наиболее актуальной в уголовном праве, поскольку именно от ее решения зависит правильная квалификации преступлений.

Квалификация преступлений - это установление соответствия в содеянном признаков общественно опасного деяния признакам состава преступления, предусмотренного в нормах Общей и Особенной частей УК, с выводом о применении той или иной статьи Кодекса.

Смежные составы преступлений - это составы однородных преступлений, большинство признаков которых совпадают.

При квалификации преступления смежные составы разграничиваются, и вменяется состав преступления, охватывающий все содеянное.

Терроризм по объективным признакам имеет сходство с некоторыми преступлениями. Статья 267 УК РФ предусматривает ответственность за диверсию, под которой понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Как видим терроризм от диверсии отличается по целям:.

По целям от террористического акта следует отличать и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).

В данном случае посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть совершено способами, указанными в ст. 205 УК РФ, но делается это в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность.

В процессе уголовно-правовой квалификации возникает необходимость в исследовании соотношения состава соответствующего преступления и иных составов, схожих с ним в отдельных признаках. Интерес вызывает анализ вопросов соотношения нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, и террористического акта, хулиганства, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Соотношение с террористическим актом. В содержательном смысле ценности, охраняемые ст. 360 и 205 УК РФ, существенно различаются. Исходя из этого, необходимо проводить различие между объектами уголовно-правовой охраны рассматриваемых статей.

В отечественной науке преобладает мнение о том, что предмет не является обязательным признаком основного состава террористического акта. В п. "а" ч. 3 ст. 205 УК РФ предмет прямо назван как "объекты использования атомной энергии".

Несмотря на то что статус предметов рассматриваемых преступлений существенно различается, не следует исключать возможность совпадения их статуса. В качестве примера можно привести Объединенный институт ядерных исследований и радиационно опасные объекты, находящиеся на его территории. В случае нападения на такое защищаемое учреждение в форме совершения, к примеру, взрыва правоприменителю надлежит выяснить, с чем связан выбор объекта нападения. Если посягательство обусловлено принадлежностью предмета международной организации, то содеянное подпадает под ст. 360 УК РФ. Действия нападавшего, который намеренно использовал особые разрушительные свойства предмета, должны получить уголовно-правовую оценку по п. "а" ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Необходимо разграничивать преступление, предусмотренное ст. 360 УК РФ, и террористический акт в форме угрозы. Угрозой может сопровождаться нападение при совершении преступления, предусмотренного ст. 360 УК РФ, но ее сущностные характеристики в рассматриваемых составах различаются.

По смыслу ч. 2 ст. 360 УК РФ, предусматривающей в качестве признака состава специальную цель, признаком психического насилия в форме нападения является угроза физическим насилием, уничтожением, повреждением либо изъятием чужого имущества. Угроза должна быть конкретизированной, реальной, немедленно реализуемой.

Предположим, лицо принципиально не разделяет "западные ценности" и враждебно воспринимает деятельность представительства международной организации, в частности ООН, в государстве. Посягатель при этом желает добиться прекращения работы учреждения в своей стране, т.е. преследует одновременно следующие цели:

1)  воздействие на принятие решений международной организацией, поскольку ее руководством из-за соображений обеспечения безопасности сотрудников может быть принято решение о сворачивании миссии в регионе;

2) осложнение международных отношений, так как ООН может быть участником процесса мирного урегулирования конфликта на соответствующей территории и прекращение ее деятельности в состоянии привести к эскалации напряженности и втягиванию в боевые действия все большего количества государств.

Для реализации задуманного виновный, имея при себе ручную гранату, будучи готовым в любой момент привести ее в действие, приблизившись к зданию представительства, демонстрирует его сотрудникам боеприпас, высказывает свои намерения, выкрикивает националистические лозунги, требует покинуть регион и т.п. Потерпевшие воспринимают угрозу как реальную, поскольку в данной ситуации она создает достаточные основания опасаться ее немедленной реализации. При восприятии ими реальности угрозы большую роль могут играть особенности внутриполитической обстановки в государстве, религиозные настроения населения, предшествующие случаи нападений и т.д.

Полагаем, что в приведенном примере нападение следует считать оконченным вне зависимости от того, успел ли посягатель привести в действие гранату и, главное, пытался ли. Представляется, что содеянное при таких обстоятельствах необходимо квалифицировать по совокупности ст. 205 и ч. 2 ст. 360 УК РФ.

Если лицо не преследовало указанную специальную цель, но лишь демонстрировало сотрудникам представительства свою ненависть, не пытаясь привести гранату в действие, нападение нельзя признать оконченным.

Под угрозой в контексте ст. 205 УК РФ понимается психическое воздействие на адресатов, объективно проявляющееся вовне в форме сообщения о намерении в определенных целях совершить взрыв, поджог или иные устрашающие действия. Угроза совершить иные действия, за исключением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ, не образует состав террористического акта.

Угроза должна быть реальной, т.е. объективно осуществимой и при этом воспринимаемой адресатом в таком качестве. В противном случае содеянное не может получить оценку по ст. 205 УК РФ.

Возможна ситуация, при которой в адрес представительства будут направлены письма с угрозами совершения взрыва на его территории. Однако в этом случае угроза не является реальной и немедленно реализуемой, поэтому вряд ли имеются основания для вменения ст. 360 УК РФ. Указанные действия в зависимости от фактических обстоятельств могут получить уголовно-правовую оценку по ст. 119, 205 или 207 УК РФ.

Обязательным признаком террористического акта является специальная цель, которая сформулирована альтернативно: 1) дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций; 2) воздействие на принятие ими решений.

В практическом плане достаточно сложно разграничить рассматриваемые преступления по цели. У любой международной организации всегда есть два аспекта ее деятельности - внутренний и внешний. Внутренний аспект предполагает принятие тех или иных управленческих решений в самой организации по вопросам финансирования, сокращения или расширения штата, открытия новых или закрытия старых программ и т.д. Внешний или собственно международный аспект означает определение направлений работы организации в различных областях международного сотрудничества.

Из диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ не ясно, на какой именно аспект деятельности международной организации должен воздействовать виновный. Если на внутренний, то провести различие между сравниваемыми преступлениями не вызывает труда. Если на внешний, то в систему общественных отношений, охраняемых ст. 205 УК РФ, привносится определенный элемент "международности", что может привести к конкуренции сопоставляемых норм.

Следует различать также преступления, предусмотренные ст. 205 и УК РФ.

При совершении деяния, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, виновное лицо не совершает собственно действий, составляющих объективную сторону террористического акта, однако потворствует этому способами, изложенными в диспозиции ст. 205.1. УК РФ.

Приведем пример судебной практики.

Турсунов Х.Ф.у. склонил исповедующего религию ислам Т.Р.А. к совершению преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ.

Турсунов Х.Ф.у. являясь имамом, то есть духовным главой для лиц, исповедующих религию ислам, будучи зарегистрированным пользователем персональной страницы «habibullo tursunov» в социальной сети

«Одноклассники», одобрял военные действия в Сирийской Арабской Республике и деятельность шахидов, умирающих в бою за ислам.

Турсунов Х.Ф.у.. в социальной сети «Одноклассники» на своей персональной странице реализовывал комплекс коммуникативных намерений, выражающих его конфессиональную принадлежность в качестве приверженца ислама, а также намерение демонстрировать материалы, направленные на обоснование необходимости оказания помощи лицам, исповедующим религию ислам, в борьбе против Башара Асада в Сирийской Арабской Республике, обсуждая вооруженную борьбу с неверными.

Пользуясь неоспоримым авторитетом среди лиц, исповедующих ислам, способным воздействовать на их религиозные чувства, достоверно зная, что его слова будут восприняты ими как должное, заведомо зная о том, что в Сирийской Арабской Республике происходит вооруженный конфликт между правительственными силами президента Республики Башара Асада и войсками оппозиции, в состав которой входят представители различных террористических организаций, имеющих в своих рядах наемников из стран Ближнего Востока, Северного Кавказа, осознавая, что основной формой действий войск оппозиции является совершение террористических актов, обстрелов и подрывов, а также иных акций устрашения, разделяя и поддерживая взгляды и действия указанных террористических организаций, входящих в состав войск оппозиции, в период времени с 20 апреля 2013 года по 5 мая 2013 года, с помощью персонального компьютера, подключенного к сети Интернет, склонил жителя Республики Бурятия, к совершению преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть иных действий, а именно к действиям, направленным на выезд в Сирию, переходу в статус моджахеда, переходу в статус шахида, совершению джихада.

Данное коммуникативное намерение Турсунов Х.Ф.у. реализовывал в форме высказываний, содержащих прямые призывы к этому, а также содержащих обоснование необходимости отъезда Т.Р.А. в Сирию с целью осуществления террористической деятельности для оказания воздействия на принятие решения органами власти Сирийской Арабской Республики и международными организациями.

Подсудимым заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, с предъявленным обвинением полностью согласился.

От терроризма следует отличать приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), умышленным уничтожением или повреждением имущества (ст. 167 УК). Данными статьями под охрану взяты абсолютно другие общественные отношения, и вред наносится иным объектам, нежели ст. 205 УК.

По объективным и субъективным признакам следует отграничивать террористический акт от хулиганства (ст. 213 УК РФ).

Хулиганство, лишь в отдельных случаях сопряжено с совершением взрыва, поджога или иных подобных действий, которые, к тому же, не обязательно должны обладать свойствами устрашения населения. В отличие от хулиганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК, уголовной ответственности по ст. 205 УК подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления не 16-ти, а 14-ти лет.

Многие исследователи затрагивают вопрос разграничения терроризма с пиратством, данные преступления одноуровневые и могут быть как внутригосударственного характера, так и международного значения.

Л. А. Моджорян считает, что понятие морского терроризма вообще следует включить в концепцию пиратства, поскольку между ними нет принципиальной разницы.

Однако терроризм, как известно, совершается не только по политическим мотивам и представляет собой не политическую акцию, а преступное деяние.

Таким образом, целью терроризма является достижение выгод главным образом политического характера; цель пиратства - завладение чужим имуществом.

По месту совершения данные преступления также различны.

Пиратство совершается только на море, акты терроризма могут совершаться в любом месте - на суше, на море, в воздухе.

При рассмотрении и расследовании всех уголовных дел, в том числе и терроризма, необходимо обращать внимание на все обстоятельства совершения преступления, что позволит безошибочно квалифицировать то или иное деяние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном исследовании нами осуществлен комплексный анализ такого преступления как террористический акт, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем и поиск путей совершенствования законодательства в указанной области.

Для достижения этой цели нами решены в ходе исследования следующие задачи: дано понятие категории «терроризм», выявить особенности соотношения данной дефиниции с категориями «террор» и «террористический акт»; проанализированы международные правовые акты и законодательство России о борьбе с терроризмом; проведен сравнительно-правовой анализ УК РФ с зарубежным уголовным законодательством в сфере борьбы с терроризмом; рассмотрены объективные и субъективные признаки террористического акта; изучены характеристики квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков террористического акта; разработаны критерии разграничения террористического акта от смежных составов преступлений.

Правильно сформулированный понятийный аппарат играет первостепенную роль в квалификации преступлений.

Террором является действующая с помощью репрессивного аппарата, политика государства, которая осуществляется в целях достижения определенных политических идеалов.

По нашему мнению, под терроризмом следует понимать осуществляемую отдельными индивидами и специальными организациями противоправную, связанную с массовым запугиванием, насилием и уничтожением людей, деятельность, которая направлена на реализацию определенных целей, выстраиваемых в соответствии с ее идеологией.

Что же касается террористического акта, то российское законодательство определяет его достаточно точно (дефиниция содержится в ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму»).

В целом, общими характерными признаками терроризма, террора и террористического акта является то, что они все основаны на массовом применении насилия, используют устрашение как способ достижения своих целей, их содержание различается.

В настоящее время создана мощная законодательная база в области борьбы с терроризмом как на международном уровне, так и на уровне конкретного государства.

Каждый документ играет важную роль в борьбе с террористической деятельностью, предлагает актуальные и прогрессивные меры по предотвращению и выявлению анализируемого явления, но при этом практически каждый дает свою трактовку терроризму.

В связи, с чем согласимся с М.Ф. Мусаеляном в том, что эффективное противодействие терроризму возможно лишь при создании «не противоречивой» международно-правовой базы и оптимально единообразной характеристике определений терроризма в национальных законодательствах.

В России главным специальным законом по рассматриваемому вопросу является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в Великобритании - Закон о предотвращении терроризма 2006 года, в США - Закон о борьбе с терроризмом 2001 г. («Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему» или «Акт патриота США 2001 года»), во Франции - Закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» от 9 сентября 1986 года.

В истории каждой из этих существовало несколько законов о борьбе с терроризмом, для всех характерно слишком широкое определение термина «терроризм».

В США и Великобритании имеется опыт действия временных антитеррористических актов.

Не редкость для зарубежного законодательства принятие комплексных законов, регулирующих как вопросы материального права, так и процессуального.

Ответственность за совершение терроризма в России и в большинстве страна мира регулируется уголовном законом.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ является многообъектным, при этом имеется сложность определения родового, видового объекта и непосредственного объекта, поскольку они совпадают.

Определение понятия «общественная безопасность» нормативно не закреплено.

Соответственно, при определении родового и видового объекта общественная безопасность понимается в более широком смысле, а при установлении непосредственного объекта - в более конкретном и узком. Субъективную сторону террористического акта составляет умышленная форма вины в виде прямого умысла и цель - дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими решений.

Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые выступают за расширение адресатов воздействия при указании цели совершения террористического акта.

Законодатель при изложении ч. 1 ст. 205 УК РФ не совсем логичен, не включив в перечень органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями, а также наряду с международными организациями не указав иностранные государства.

На наш взгляд целесообразно дополнить ч. 1 ст. 205 УК РФ и изложить ее в следующем виде.

«Статья 205. Террористический акт

1.  Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти, органов местного самоуправления, иностранных государств и международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…».

Субъектом террористического акта является физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста к моменту совершения деяния.

Статья 205 УК РФ содержит основной состав преступления (ч. 1 ст.

205 УК РФ), квалифицированный (ч. 2 ст. 205 УК РФ) и особо квалифицированный (ч. 3 ст. 205 УК РФ).

Кроме квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, благодаря которым увеличиваются размеры наказания и устанавливаются более строгие виды наказаний, анализируемая статья в примечании содержит поощрительную норму об освобождении от уголовной ответственности.

Очень важное значение имеет цель терроризма, именно по этому элементу состава преступления осуществляется разграничение с многими другими, а также по объекту происходит отличие террористического акта от смежных преступлений.

При рассмотрении и расследовании всех уголовных дел, в том числе и терроризма, необходимо обращать внимание на все обстоятельства совершения преступления, что позволит безошибочно квалифицировать то или иное деяние.

Терроризм следует рассматривать многоаспектно с учетом его разновидностей.

Акты терроризма и сопряженные с ними преступления на территории нашего государства мало чем отличаются от подобных деяний, совершаемых за рубежом. Нельзя, конечно, утверждать, что между ними нет никакой разницы. Однако эти различия незначительны и ни в коей мере не влияют на формирование научных знаний о природе и сущности этого явления, а также о мерах борьбы.

Кроме того, российский терроризм не следует рассматривать обособленно от международного из-за их тесной связи в механизме преступления, а именно членство террористов в международных террористических организациях, что связано с подготовкой преступлений и их финансированием.

Угроза терроризма возрастает в связи с ростом доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического оружия. Современная наука использует даже понятие "биотерроризм". Под биотерроризмом следует понимать использование биологического оружия для террористических целей.

Биологический террористический акт вполне подпадает под содержание диспозиции ст. 205 УК РФ, где террористическим актом является совершение взрыва, поджога и иных действий.

Использование биологического оружия, равно как химического и даже ядерного, можно рассматривать в контексте иных действий.

В этой связи следует отметить, что наука опережает развитие преступности. В настоящее время в России случаев использования в преступных целях биологического, химического или ядерного оружия не было. Но мы отмечаем опять же предупредительную роль науки, ее превентивную функцию. О возможных способах совершения преступлений в будущем нужно задумываться именно сейчас, разрабатывая меры борьбы с преступностью.

Есть мнение некоторых исследователей о том, что именно ислам характерен своей внутренней неоднородностью, наличием различных, в том числе радикальных, течений. Среди исполнителей террористических акций преобладают люди, принявшие ислам, сторонники идей ваххабизма, получивших распространение во многих странах мира.

Проблема исследования терроризма является многоаспектной, затрагивающей разные стороны общественных отношений.

В целом, позволим предположить, что теоретический интерес к совершенствованию правового механизма привлечения к уголовной за совершение особо тяжкого преступного деяния, предусмотренного ст. 205 УК РФ - Террористический акт, в совокупности с мониторингом особенностей правоприменительной деятельности в данной сфере - может явиться основой для разработки весомых прикладных результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ.-2014.-№ 31.-ст. 4398.

2.   Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47.

3.   Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS № 90) Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977 (с изм. от 15.05.2003)// Собрание законодательства РФ. -2003 г.- № 3. -Ст. 202.

4.   Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS №

196) Заключена в г. Варшаве 16.05.2005//Собрание законодательства РФ. - 2009 г. -№ 20. -Ст. 2393.

5.   Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90

- 94.

6.   Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001)// Собрание законодательства РФ. -2003 г.- № 41.- Ст. 3947.

7.   Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999)// Бюллетень международных договоров.-2003.-№ 5.

8.   Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Заключена в г. Нью-Йорке 15.12.1997)// Собрание законодательства РФ. - 2001 г.- № 35.- Ст. 3513.

9.   Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 13.04.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2008 г. -№ 33. -Ст. 3819.

10. Декларация Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о международном терроризме (Принята в г. Бразилиа 12.12.2001 - 13.12.2001) // Дипломатический вестник. -2002.- № 1.- С. 46 - 47.

11. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Подписан в г. Минске 04.06.1999) // Собрание законодательства РФ. -2006 г. -№ 22.- Ст. 2291.

12. Резолюция о террористической преступной деятельности (Вместе с

«Мерами по борьбе с международным терроризмом») (Приняты в г. Гаване 27.08.1990 - 07.09.1990 восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) // Доклад восьмого конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба, 27 августа

7 сентября 1990 года. С. 198 - 205.

13. Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма(ETS № 190) Подписан в г. Страсбурге 15.05.2003[Электронный ресурс] // Консультант Плюс справочно-правовая система (дата обращения 18.12.2015).

14. Решение Совета глав государств СНГ «О дальнейшем развитии сотрудничества государств-участников Содружества в противодействии международному терроризму, а также иным вызовам и угрозам безопасности и стабильности на современном этапе в свете принятых документов в рамках СНГ, ОБСЕ и ООН» (Вместе с «Заявлением глав государств-участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом») (Принято в г. Астане 16.09.2004) // Дипломатический вестник.- 2004. -№ 10. -С. 44 - 45.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Российская газета.-1996.- № 113. Российская газета.- 1996.- № 114. Российская газета .- 1996.- № 115. Российская газета .- 1996.-

№ 118.

. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму»// Российская газета.- 2006.- № 48.

. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// Российская газета.- 2001.-№ 151-152.

. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»// Собрание законодательства РФ.-2011.- № 30 (ч. 1).- ст. 4604.

. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О Федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 15.-ст. 1269.

. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.-1997.- № 6.- ст. 711.

21. Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма»//Собрание законодательства РФ.-2000.- № 33.- ст. 3347.

22.     Федеральный закон от 25.07.2006 № 127-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма»// Российская газета.-2006.- № 164.

25. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)// Российская газета.-2009.- № 198.

26. Аксенов О. В чьих интересах совершается теракт? // Российская юстиция. -2001. -№ 1. -С. 59-63.

27. Безверхов А.Г. «Терроризм» и «террористический акт»: криминологический и юридический анализ//Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: право. -2013.-№ 1.- С. 53-66.

28. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. Борьба с преступлениями террористического характера: уголовно-правовые аспекты // Российское правосудие.- 2006.- № 3. -С. 28.

29. Босхолов С.С., Литвинов Н.Д. Проблемы нормативного регулирования борьбы с терроризмом в современной России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью».- Калининград.- 1997. - 153 с.

30. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт // Российский следователь.- 2012. -№ 14.- С. 31 - 33.

31. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование). -СПб.: Юридический центр Пресс. -2006. -448 с.

32. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. -Минск: Харвест.- 1999.- 606 с.

33. Кабышева Е.В. Принцип справедливости и уголовная ответственность юридических лиц (теоретический дискурс) // Ленинградский юридический журнал.- 2014. -№ 2.- С. 142 - 148.

34. Квалификация массовых беспорядков, хулиганства и преступлений экстремистской направленности: теория и практика / С.В. Борисов, А.П. Дмитренко, В.А. Осипов и др.; отв. ред. Н.Г. Кадников.- Москва: Юриспруденция.- 2012.- 120 с.

35. Кленова Т.В. О разграничении смежных и конкурирующих составов преступлений (на примере мошенничества) // Уголовное судопроизводство. -2014. -№ 1.- С. 25 - 30.

36. Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Под общ. ред. А.Е. Тараса.- Минск: Харвест.- 2000.-448 с.

37. Комарова М.А. Терроризм в уголовном праве России. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.08 / Комарова М.А. - Москва.-2003.- 26 с.

38. Кочои С.М. Общеевропейское законодательство о борьбе с терроризмом и перспективы реформирования УК РФ // Lex russica. -2014. -

№ 9. -С. 1061 - 1069.

39. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / науч. ред. В.Н. Кудрявцев. -Москва: Городец.- 2007.- 336 с.

40. Кузнецов А.П. Правовое регламентирование формирования единого антитеррористического пространства в международных актах и российском законодательстве // Международное уголовное право и международная юстиция. -2015.- № 4. -С. 3 - 6.

41. Лучкина А. Терроризм и идеология//Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. -2013.- № 7. -С. 157-159.

42. Мартыненко Б.К. Разграничение понятий «террор», «терроризм», «война»//Общество и право.- 2014. -№ 1(47). -С. 34-36.

43. Мусаелян М.Ф. Объективная сторона террористического акта: толкование, квалификация, совершенствование // Адвокат. -2010.-№ 7.

-С. 47 - 56.

44. Мусаелян М.Ф. Объект террористического акта // Военно- юридический журнал. -2009.- № 11. -С. 22 - 26.

45. Мусаелян М.Ф. О субъекте террористического акта // Российское правосудие. -2009. -№ 7 (39).- С. 60-67.

46. Мусаелян М. Ф. Террористический акт :Уголовно-правовой аспект. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.12.00.08/ Мусаелян, М. Ф.- Москва, 2007.- 27 с.

Похожие работы на - Анализ уголовной ответственности за террористический акт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!