Договор оказания туристских услуг

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,19 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Договор оказания туристских услуг















Контрольная работа

Договор оказания туристских услуг

1. Характеристика договора оказания туристских услуг и его элементы

туристский договор право

Организации, работающие в сфере туризма, реализуют туристский продукт с помощью заключения договора об оказании туристских услуг с клиентами, которые покупают тур.

Российское законодательство не содержит понятия договора оказания туристских услуг как такового, однако ФЗ «Об основах туристской деятельности» содержит понятие договора о реализации туристского продукта.

ГК РФ не содержит норм, напрямую регулирующих данный вид договора, однако, в соответствии со ст.779 ГК РФ, определяющей договор возмездного оказания услуг, услуги по туристическому обслуживанию рассматриваются как возможный вид договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, складывается ситуация, когда Гражданский кодекс прямо указывает на правовую природу рассматриваемого договора, а Федеральный закон содержит в себе другое понятие, «реализация туристского продукта».

Н. Сирик отмечает, что данная проблема должна быть разрешена именованием в ФЗ анализируемого договора договором возмездного оказания туристских услуг.

Таким образом, понятие «договор на реализацию туристического продукта» не стоит рассматривать как отдельный непоименованный вид договора, а как общее понятие, включающее в себя различные виды договоров, заключаемых между туристом и обслуживающей его организацией.

Таким образом, под договором возмездного оказания туристических услуг понимается договор на туристическое обслуживание, по которому одна сторона (туроператор) обязуется оказать другой стороне (туристу) самостоятельно или с привлечением третьих лиц единый комплекс туристских услуг в соответствии с целью путешествия и на условиях, определенных договором, а другая сторона (турист) обязуется оплатить оказанную услугу.

Указанный договор является консенсуальным, так как предполагает согласование исполнителем и заказчиком всех его существенных условий, в противном случае такой договор будет считаться незаключенным. Договор взаимный и двусторонний (каждая сторона имеет спектр прав и обязанностей), а также возмездный - предполагает оплату заказчиком всех предоставленных ему по договору услуг.

Договору оказания туристских услуг принадлежит ряд определенных черт, благодаря которым его относят к публичному: туроператор и турагент обязаны вступать в договорные отношения с любым лицом, обратившимся к ним, как физическим, так и юридическим; туристская организация не может оказывать предпочтение какому-либо клиенту перед другим и обязана устанавливать одинаковые условия договора для всех потребителей (за исключением льготных категорий лиц).

Во многих случаях договор оказания туристских услуг является договором присоединения, что означает неучастие туриста в выработке или согласовании существенных условий договора - он имеет возможность только присоединиться к договору на условиях, предлагаемых фирмой.

Субъектами договора являются лица, принимающие участие в заключении или реализации договора.

Одной из сторон договора является организация или индивидуальный предприниматель, которые несут обязанность по предоставлению туристских услуг другой стороне.

Можно провести классификацию субъектов по критерию выполняемой ими экономической функции: организаторы тура (туроператоры), посредники (турагенты), лица, непосредственно оказывающие туристам услуги, входящие в тур.

Туроператоры, за редким исключением, не занимаются оказанием туристских услуг потребителям непосредственно. Они организуют их оказание клиенту посредством третьих лиц - турагентов.

Законодатель определяет туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» существуют определенные условия осуществления деятельности туроператорами. Это, во-первых, наличие регистрации туроператора в качестве юридического лица (индивидуальные предприниматели не могут заниматься туроператорской деятельностью), во-вторых, наличие финансового обеспечения, затем, членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма и внесение сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров.

Стандартизация и сертификация являются также важными условиями осуществления туроператорской деятельности. Сертификация носит добровольный характер, однако организации, как правило, стараются иметь сертификат для подтверждения соответствия своих услуг требованиям и нормам, тем самым предоставляя своим клиентам дополнительные гарантии надежности и качества предлагаемых услуг.

Стандартизация представляет собой процесс установления и применения стандартов - различных норм, характеристик и правил деятельности туроператоров. Законодательная база стандартизации представлена ФЗ «О техническом регулировании», а также государственными стандартами России и Правилами.

Стандартизация в сфере туризма выполняет ряд важных функций: устанавливаются показатели качества туристских услуг и требования к такому качеству, тем самым повышая уровень безопасности жизни и здоровья граждан, и их имущества, экологической безопасности. Также происходит повышение конкурентоспособности туристских услуг.

Федеральный закон не содержит определения турагента, но дает понятие турагентской деятельности, которая включает в себя продвижение и реализацию туристского продукта. На практике турагенты не только реализуют продукт, сформированный туропрератором, но и зачастую оказывают дополнительные услуги, не входящие в него, например, рекламные, страховые, консультационные.

Турагент организовывает свое взаимодействие с туроператором, основываясь на ряде договоров, таких как договор поручения, коммерческой концессии и, как наиболее распространенный вариант, договор агентирования. Данный договор предполагает выплату турагенту за продвижение и реализацию туристского продукта, так называемую агентскую комиссию. Она может выражаться в твердой, фиксированной сумме, в виде определенного процента от стоимости реализуемых туров, в виде агентской наценки на стоимость турпродукта.

К лицам, непосредственно оказывающим туристские услуги, относятся перевозчики, организации питания, организации, предоставляющие экскурсионные и развлекательные услуги, услуги гидов и переводчиков. Такие лица оказывают туристу услуги, входящие в туристское обслуживание, однако производимые только этими лицами. Следовательно, реализуется исполнение обязательств третьими лицами в соответствии со ст. 780 ГК РФ.

Объединяющим признаком для них является то, что они предоставляют отдельные виды услуг, которые входят в туристское обслуживание, и непосредственно оказывают туристам только конкретные, воспроизводимые ими услуги. Следовательно, работа субъектов туристской деятельности должна основываться на ст. 780 ГК РФ, в которой предусмотрена возможность исполнения обязательств по оказанию услуг силами третьих лиц.

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержится определение лица, являющегося туристом. Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Таким образом, можно выделить некоторые признаки, позволяющие отличить туриста от иных путешественников. Во-первых, это совершение лицом поездок за пределы своего места проживания; во-вторых, время нахождения в месте назначения определено законом; в-третьих, цель поездки имеет добровольную направленность и не имеет направленности на занятие работой, оплачиваемой из средств местного источника.

Итак, сторонами договора оказания туристских услуг являются туроператор либо турагент и клиент-турист.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ услуга - это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Так как договор по оказанию туристских услуг представляет собой подвид договора о возмездном оказании услуг, то под совершением определенных действий можно понимать, например, бронирование экскурсий, номеров; под осуществлением деятельности - оказание различных услуг по организации питания, перевозки, развлечения и тому подобное.

Таким образом, можно заключить, что предметом договора оказания туристских услуг является оказание не одной услуги, а целого комплекса услуг, то есть, комплексной туристской услуги (питание, перевозка, размещение, экскурсионные и культурно-массовые мероприятия).

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором (турагентом) и туристом и (или) иным заказчиком.

Срок оказания услуг, подразумевающий дату начала и окончания поездки, ее продолжительность, а также цена туристского продукта определяются туроператором (турагентом) при согласовании данных условий с клиентом.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а именно статье 10, в договоре должны быть обязательно прописаны такие существенные условия, как: информация о туроператоре, его наименование и адрес, а также реестровый номер; необходимые для реализации продута сведения о заказчике (туристе либо ином лице); цена туристского продукта и информация о его потребительских свойствах и дополнительных услугах.

Также необходимо указать права, обязанности и ответственность сторон по договору, порядок его изменения либо расторжения; размер финансового обеспечения, информация о договоре страхования ответственности туроператора или банковской гарантии; информация о порядке и сроках предъявления заказчиком претензий к туроператору либо требований о выплате страхового возмещения по договору или суммы по банковской гарантии. Обязательными являются сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного медицинского страхования, предусматривающего обязанность туроператора оказать экстренную помощь туристу, включая медицинскую эвакуацию.

Иные условия, в том числе и обязательные, могут указываться в договоре по соглашению сторон, например, срок оказания услуг. подразумевающий дату начала и окончания поездки, ее продолжительность.

Однако в договор не могут включаться условия, которые ущемляют права потребителя, установленные нормативными актами в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии с Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта наряду с обязательными условиями, предусмотренными ФЗ, устанавливаются дополнительные требования к договору оказания туристских услуг. Необходимо указание сведений о наименовании и почтовом адресе не только туроператора, но и турагента, а также информация о том, что оказывает услуги не турагент, а туроператор. Корме того, обязательна информация о способах связи с туроператором и сведения о том, кому предъявляется требование о выплате страхового возмещения, если возникнет необходимость.

Вышеуказанными правилами установлено, что реклама, находящаяся в каталогах и справочниках, может являться публичной офертой к неопределенному кругу лиц. Таким образом, она должна содержать все существенные условия договора о реализации туристского продукта.

В случае если исполнитель изъявит желание провести конкурс, стимулирующую лотерею или какое-либо подобное этому мероприятие, он обязан указать в рекламе сведения о сроках и правилах проведения мероприятия, информацию о призах и выигрышах, а также источник информации об организаторе.

Любая из сторон договора имеет право потребовать его изменения или расторжения в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили в момент заключения договора. Данными обстоятельствами являются: ухудшение условий путешествия или непредвиденный рост транспортных тарифов, изменение срока поездки, также невозможность совершения путешествия туристом по обстоятельствам, от него независящим, таким как болезнь или визовые проблемы.

Исполнитель договора обязан передать заказчику оригинал договора, путевку и все сопутствующие документы, включая билет, ваучер, не позднее 24 часов до начала путешествия. Данный срок возможно сократить с согласия потребителя. Как показывает практика, туристы соглашаются на предложение исполнителя на вручение документов за несколько часов до отлета, например, в аэропорту.

Конкретные условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой путешественнику.

Договор, являющийся отдельным документом, не может быть заменен путевкой, которая представляет собой подтверждение факта оплаты туристского продукта и является бланком строгой отчетности.

Следует учитывать тот факт, что указанные условия в соответствии с законодательством являются существенными, то туроператорам и турагентствам необходимо обязательно включать такие условия сразу в типовые формы договоров, иначе договор может считаться незаключенным со всеми вытекающими из этого последствиями.

2. Права, обязанности и ответственность сторон по договору оказания туристских услуг

При подготовке к путешествию и процессе его совершения турист обладает спектром прав, в частности, правом на всю необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в место его временного пребывания, о правилах нахождения в данном месте, об обычаях местных жителей, их религии, памятниках истории, природы, святынях и иных объектах, представляющих собой культурно-историческую и туристскую ценность, а также о состоянии окружающей среды.

Турист имеет гарантированное право на свободу передвижения и свободный доступ к туристским ресурсам, учитывая существующие в месте его пребывания ограничительные меры.

Обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, получение неотложной медицинской помощи, возмещение убытков и компенсация морального вреда при невыполнении условий договора по показанию туристских услуг туроператором или турагентом, а также содействие органов государственной власти и местного самоуправления места временного пребывания, в получении неотложной помощи, в том числе и правовой, и беспрепятственный доступ к средствам связи, являются неотъемлемыми правами туриста.

Кроме вышеперечисленных прав турист обладает правами на соответствие качества предоставляемых услуг условиям договора, на информацию об услуге и ее исполнителе, а также информацию о факторах, которые могут повлиять на качество услуг; на безопасность услуг, на расторжение договора оказания туристских услуг и судебную защиту своих прав.

Стоит отметить, что туристы должны иметь права на конфиденциальность их личных данных и сведений.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туристы могут создавать общественные объединения с целью реализации своих прав (на отдых, свободу передвижения). Такие объединения направлены на защиту прав и интересов туристов и содействие развитию самодеятельного туризма. Деятельность данных организаций регулируется ФЗ «Об общественных объединениях»; они могут создаваться в различных формах, предусмотренных законодательством, самой распространенной формой объединений является общественная организация.

Каждый турист также должен нести обязанности во время путешествия: соблюдать законодательство места временного пребывания, уважать обычаи, традиции и религию, а также социальное устройство места пребывания; сохранять и бережно относиться к окружающей природной среде и природным и культурно-историческим памятникам; соблюдать правила въезда и выезда из страны (места) временного пребывания и стран транзитного проезда, а также соблюдать правила личной безопасности.

Вторая сторона договора оказания туристских услуг - это туроператор или турагент, которые также обладают набором прав и обязанностей.

Прежде всего, туроператор и турагент имеют право на полную и своевременную выплату им клиентом всех положенных по договору сумм во исполнение условий данного договора.

Туроператор и турагент обладают правом на изменение цены туристского продукта, согласованной сторонами, но лишь в предусмотренных договором случаях и только при существенном изменении обстоятельств, например, при ухудшении условий путешествия, изменении его сроков, увеличении транспортных тарифов, а также при резком изменении курса валют и введении новых или увеличение ставок действующих налогов и сборов и прочих обязательных платежей.

Увеличивать цену туристского продукта можно только на сумму, не превышающую пяти процентов его начальной цены, а также в разумные сроки до начала путешествия, в зависимости от его продолжительности, в противном случае турист будет иметь право отказаться от договора с выплатой ему всех ранее переданных средств по исполнению договора.

Туристская организация имеет право на расторжение договора оказания услуг без возмещения убытков клиенту в случае возникновения форсмажорных обстоятельств, препятствующих осуществлению тура или предоставлению каких-либо услуг.

В случае предъявления претензий клиента к турфирме она вправе потребовать возмещения убытков со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если такое условие содержится в договоре о совместной деятельности.

Основные функции, которые выполняют туристские организации - это комплектующая, сервисная и гарантийная.

Комплектующая функция подразумевает комплектацию тура посредством набора конкретных услуг; сервисная - это обслуживание туристов при продаже тура и в процессе осуществления путешествия; гарантийная функция представляет собой предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне.

В соответствии с указанными функциями и законодательством о туристских услугах, можно выделить определенные обязанности туроператоров и турагентств.

Во-первых, туроператор и турагент должны придерживаться требований законодательства по организации деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг.

Во-вторых, туристская организация обязана донести до клиента информацию о наименовании, профиле и форме своей деятельности и режиме своей работы, а также основах законодательства о туристской деятельности.

Исполнитель услуг обязан заблаговременно проинформировать клиента обо всех предоставляемых туристских услугах, условиях их предоставления, правах и обязанностях туристов, условиях страхования и порядке возмещения нанесенного ущерба, отказа от предоставления услуг, а также правилах поведения туриста в месте временного пребывания, правилах пересечения государственной границы, визового, таможенного режима и другую информацию.

Исполнитель также имеет обязанность предоставить информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги, на срок ее завершения или повлечь невозможность ее выполнения.

Туристская организация обязана обеспечить реализацию туристских услуг всем обратившимся к ней гражданам, вне зависимости от каких-либо факторов и личностных характеристик.

Также обязательно обеспечение оказания туристам всех услуг, которые включает в себя туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых возлагается исполнение части или всех обязательств фирмы перед клиентами. Исполнитель устанавливает цену на туристские услуги и точно выполняет программу туристского обслуживания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ под исполнителем туристских услуг понимается туроператор, заключающий с клиентом договор о реализации туристского продукта от своего имени или турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но за счет тупроператора и по его поручению.

В соответствии со ст.9 Закона о туризме, туроператор ответственен перед туристом (заказчиком) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору об оказании туристских услуг.

Туроператор также отвечает перед туристами или иными заказчиками за деяния третьих лиц, кроме случаев, когда законодательно установлена ответственность третьего лица. Туроператор несет ответственность перед туристами или заказчиками за деяния турагента, совершенные от имени туроператора в пределах своих полномочий.

Ответственность турагента или туроператора за ненадлежащее качество туристских услуг или их непредоставление возможна в заявисимости от договора, заключенного между ними.

В случае заключения договора поручения права и обязанности, а, следовательно, и ответственность, возникают у принципала-туроператора.

Турагент считается исполнителем договора и несет ответственность только в том случае, если он действует от своего имени. В таком случае турист имеет право предъявить свои претензии к турагенту.

Туроператор не несет ответственность перед туристом в случае реализации турагентом туристского продукта на основании агентского договора, так как все права и обязанности по такому договору принадлежат непосредственно агенту.

Действительно, согласно положениям абз. 13, ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, в договоре, который заключается между туроператором и турагентом, должна устанавливаться ответственность каждого из них перед туристом либо другим заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг. Ответственность туроператора и турагента, действующего от имени туроператора, перед потребителями туристских услуг в соответствии положениям ст. 9 Закона об основах туристской деятельности и п. п. 1 и 4 ст. 1005 ГК РФ определяется содержанием договора между этими субъектами.

Однако турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта, которым занимается туроператор. Турагент несет полную ответственность за непредоставление своевременной и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов, а также за оказываемые непосредственно турагентом услуги, которые не входят в сформированный туристский продукт, например, помощь в получении загранпаспорта.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 28.06.2012 N 17 сформировал позицию о том, что туроператор отвечает за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, вне зависимости от того, действует ли турагент от своего имени или от имени туроператора.

Таким образом, налицо противоречие норм Гражданского кодекса и ФЗ «об основах туристской деятельности». Условие договора о реализации туристского продукта, содержащее возможность перекладывания ответственности на турагента представляется возможным в зависимости от вида такого договора, и судам при определении надлежащего ответчика необходимо внимательно изучить договор между туроператором и турагентом в целях выяснения, от чьего имени заключается данный договор.

Говоря об ответственности туроператора и турагента, стоит сказать о судебной защите нарушенных прав туристов. Нередки ситуации, когда туристы по каким-либо причинам отказываются от путешествия либо полагают, что их отдых не соответствовал условиям договора, и обращаются к турагентам за возвратом денежных средств. Турагенты, в свою очередь, далеко не всегда возвращают денежные средства в досудебном порядке.

Анализируя судебную практику, можно в целом выделить четыре группы исков в этой сфере: иски о возврате денежных средств при добровольном отказе клиента от тура; при недобровольном отказе от тура (по состоянию здоровья либо в связи с отказом пограничных служб в пересечении границы РФ) и иски о взыскании денежных средств, уже уплаченных по договору об оказании услуг в связи с несоответствием отдыха условиям договора.

Иски о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, при несоответствии отдыха ожиданиям туриста возникают, когда фактически условия отдыха не соответствуют условиям, заявленным в договоре о реализации туристского продукта. К таким условиям, чаще всего, относятся проблемы при размещении туриста: нарушение условий содержания в отеле либо замена отеля иным, более низкой категории. С турагента взыскивается разница в цене между отелями либо компенсация за нарушение условий.

Иски о взыскании средств в связи с добровольным отказом туриста от путешествия возникают, когда потребитель отказывается от поездки при отсутствии на то объективных причин. Данное право предоставлено туристу Законом «О защите прав потребителей», согласно положениям которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Здесь следует заметить, что денежные средства, полученные турагентом за туристский продукт, за вычетом вознаграждения турагенту, возвращаются туроператору, который, в свою очередь, за вычетом своего вознаграждения за работу, переводит эти денежные средства компаниям по перевозке, размещению и обслуживанию клиента в месте отдыха.

Таким образом, суммы вознаграждений турагента и туроператора не подлежат взысканию, так как свои действия по организации путешествия они выполняют в полном объеме.

Возникают также случаи, когда клиент имеет желание реализовать туристский продукт, однако, по независящим от него причинам (например, по состоянию здоровья) не имеет такой возможности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает возможность изменения или расторжения договора при существенном изменении обстоятельств, к которым также относятся болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие события.

При таких условиях денежные средства с компании-ответчика возможно взыскать только в том случае, если она не докажет факт несения расходов. Такая позиция четко прослеживается в судебной практике.

Иски о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, предъявляются в связи с отказом от поездки по причине отказа пограничных служб в пересечении потребителем границы РФ (неверно оформленные документы, наличие постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении выезда за пределы территории Российской Федерации).

Итак, обе стороны договора оказания туристских услуг обладают набором прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предусмотрена ответственность.

Предусмотренные законодательством права и обязанности туриста должны быть отражены в разделе «Права, обязанности и ответственность сторон» договора об оказании туристских услуг.

Литература

1)Нормативно-правовые акты

1.Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 30. - ст. 3942.

.Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162 (ред. от 07.11.2015) «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда» // Собрание законодательства Российской Федерации» от 04 марта 2013 г. № 9. - ст. 958.

.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы» // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2163.

.Постановление Правительства РФ от 9.10.2015 N 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 октября 2015 г. № 42. - ст. 5796.

.Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 24. - ст. 3105.

.Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 N 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» // «Российской газете» от 6 февраля 2015 г. № 24/1.

.Информация Ростуризма от 24.11.2015 «О поездках российских туристов в Турецкую Республику» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг: письмо Роспотребнадзора от 07.08.2009 N 01/11347-9-32 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

. «ГОСТ Р 50690-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Туристские Услуги. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст) из информационного банка «Отраслевые технические нормы» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2)Материалы судебной практики

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // «Российская газета» от 11 июля 2012, № 156.

.Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 06 мая 2011 г. по делу № 2-1938/2011 // РосПравосудие.

.Решение Абаканского городского суда от 16 сентября 2011 г. по делу № 2-3539/2011 // РосПравосудие.

. Решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2012 г. по делу № 2-1984/2012 // РосПравосудие.

.Решение Советского районного суда г. Томска от 17 января 2013 г. // РосПравосудие.

3)Диссертации, авторефераты диссертаций, монографии

15.Баразгова, Э.Г. Туристские услуги в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридичсеских наук / Э.Г. Баразгова. - Краснодар, 2005. - 175 с.

.Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: Монография / Я.В. Вольвач. - Инфра-М, 2012.

.Гаврильчак, И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / И.Н. Гаврильчак. - Санкт-Петербург, 2001. - 261 с.

.Ган, Н.А. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристских услуг в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридичсеских наук / Н.А. Ган. - М., 2008. - 199 с.

4)Книги, журналы, статьи

19.Кокарев, С.В. Государственно-правовое регулирование оказания туристских услуг / С.В. Кокарев // «Вестник университета (Государственный университет управления)». - 2015. - N 3. - с. 5-8.

.Кузахметова, С.Е. К вопросу об увеличении гарантий ответственности туроператоров выездного туризма / С.Е. Кузахметова // «Туризм: право и экономика». - 2015. - N 2.

.Кудреватых, С.А., Кудреватых, А.С. О системе законодательства в сфере туризма / С.А. Кудреватых, А.С. Кудреватых // «Туризм: право и экономика». - 2015. - N 2.

.Макеева, Д.Р., Переяславский В.И. К вопросу о банкротстве туроператоров в России: возможные причины и последствия / Д.Р. Макеева, В.И. Переяславский // «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». - 2015. - N 30(315). - с. 27-37.

.Мохов, А.А. Банкротство туроператоров должно иметь особенности / А.А. Мохов // «Туризм: право и экономика». - 2014. - N 3.

.Писаревский, Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта Федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. 2013. N 2. С. 28 - 32

Похожие работы на - Договор оказания туристских услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!