Институционализация государственного и муниципального управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    150,12 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институционализация государственного и муниципального управления














Контрольная работа

Институционализация государственного и муниципального управления

1. Основы организации аппарата государственного и муниципального управления

государственный муниципальный управление

Аппарат управления, являясь необходимым атрибутом государства, реальным механизмом функционирования государственной власти, организуется под воздействием сущностных черт государственной власти, закономерностей ее организации. Единство принципов организации и деятельности всех элементов государственной власти определяется законодательно и обеспечивает её устойчивость и целостность.

В современных демократических государствах выработан перечень принципов, на основании которых государственная власть воплощается в аппарат государственного управления, т.е. происходит ее институционализация.

Принципы организации государственной власти:

1.   Разделение властей

2.   Подчиненность праву, законность

3.   Безличность

4.   Предельность влияния на общество

5.   Легитимность

Разделение властей - принцип организации государственной власти, устанавливающий, что различные функции государственной власти должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Важнейшим разделением считается отделение функции законодательства (создания «правил игры») от собственно управления («игры по правилам»). Также требуется создание третьей ветви власти - арбитра, принимающего решения по соответствию действий «правилам». Таким образом, в классическом виде система разделения властей включает три ветви: законодательная, исполнительная и судебная власти. Разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству, а также во избежание узурпации власти. Законодательная власть выполняет функции законотворчества, фактически, эта ветвь власти разрабатывает нормативные основы для функционирования всего государственного аппарата. Законодательная власть в силу своей важнейшей функции считается первичной, наиболее близкой к народу, важнейшей. В демократических государствах органы законодательной власти всегда коллегиальные и избираемые, поскольку для осуществления законодательных функций должны иметь наибольший «запас доверия», объем переданных непосредственно населением властных полномочий. Вместе с тем, законодательная власть в наибольшей степени подвержена ущемлению в антидемократических режимах. Это связано с тем, что законодательная власть как правило, малочисленна по количеству органов (в большинстве стран она представлена одним органом - парламентом).

Исполнительная власть - ветвь власти, функциональным назначением которой является исполнение действующих нормативных актов в целях реализации функций государства. Часто с понятием «государственное управление» отождествляется именно исполнительная ветвь власти, поскольку подавляющее большинство непосредственно управленческих действий и решений предпринимается ей. Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление обществом с использованием системы методов государственно-управляющего воздействия, в том числе в ее распоряжении находятся методы государственного принуждения. Исполнительная власть издает собственные нормативные подзаконные акты.

Исполнительная власть считается наиболее склонной к узурпации, что объясняется огромным масштабом этой ветви по сравнению с остальными, находящимися в ее распоряжении ресурсами, а также системой построения ее органов (иерархия и единоначалие).

Судебная власть - призвана осуществлять правосудие и разрешение юридических споров. Важнейшей функцией судебной власти является разрешение споров между остальными ветвями власти.

Разделение властей не следует понимать как механическое разделение обязанностей. Между ними происходит сложное взаимодействие и взаимоограничение, получившее в классической теории название системы сдержек и противовесов, которая требуется, чтобы власти, самостоятельно решая государственные задачи, могли уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти. В систему сдержек и противовесов включаются: срочность полномочий, независимость судей, право вето, право роспуска парламента, контроль над законодательной властью, ответственность должностных лиц перед представительным органом.

Подчиненность праву, законность - данный принцип организации государственной власти определяет верховенство закона во всей деятельности государственной власти.

Безличность - характеристика самой государственной власти, находящая выражение в ее институтах. Государственная власть не имеет одного носителя, множество носителей государственной власти делят между собой различные объемы полномочий. Объем и характер полномочий не зависит от личных характеристик носителя и прописан в публичном праве. В структуре аппарата государственного управления этот принцип находит закрепление в том, что полномочиями наделяется должность, а не занимающий ее человек. Государственные функции делятся между органами и должностями, а то, какие люди в данный момент их реализуют - не меняет самого распределения.

Предельность влияния на общество - государственная власть имеет границы своего воздействия на общество, не может выходить за пределы своих полномочий, установленных законом. Ряд вопросов решается обществом самостоятельно и государство не имеет права в них вмешиваться.

Легитимность - добровольное признание обществом права власти на принятие общеобязательных решений, готовность общества их исполнять, а также защищать власть от неправомерных покушений на нее. Государственная власть легитимизуется через систему демократических процедур получения власти и принятия государственных решений (например, прозрачные состязательные выборы, коллегиальные органы принятия важнейших решений и др.)

Важным принципом организации государственного аппарата является демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

1.  механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2.  государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

3.  функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4.  механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства, берущие начало в характеристиках государственной власти и требованиях к ее организации.

Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:

1)   общие - принципы, которые относятся к государственному механизму в целом:

а)социально-политические:

-  демократизм, законность, разделение властей.

-  гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

-        профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

-        гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

-  равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.

б)организационные:

-  иерархичность - органы государственного и муниципального управления выстроены в систему, имеющую иерархические уровни и систему соподчиненности;

-  дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

-  ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

-  сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

-  соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2)  частные - принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

Государственная администрация:

1)  совокупность институтов государства, осуществляющих реализацию государственной политики и законов;

2) обобщенный образ высшего органа исполнительной власти;

3)  совокупность институтов, процессов и деятельности сотрудников аппарата исполнительной власти по реализации государственной политики.

В государственную администрацию включаются следующие структурные компоненты:

1.  государственный аппарат (система государственных органов) - аппарат управления, реализует законодательную, исполнительную и судебную функции,

2.  государственные учреждения - организации, осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции,

3.  государственные предприятия - создаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Важнейшее отличие между понятием «органа государственного управления» и понятиями «государственное учреждение» и «государственное предприятие» состоит в наличии исключительно у государственных органов властных полномочий. Таким образом, государственная власть непосредственно реализуется только через одну часть государственной администрации - через государственные органы. Органы власти имеют право принимать властные решения, учреждения и предприятия же - только управленческие.

Понятие государственной администрации, включающее в себя не только систему органов государственного управления, но и прочие институты государства, процессы управления и деятельность госслужащих, очевидно шире понятия государственного аппарата (непосредственно системы органов государственного управления), а также шире понятия исполнительной власти.

. Понятие и характеристики органа государственного управления

Основной структурной единицей государственного управления является орган государственного управления (или государственный орган).

Орган государственного управления - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций.

Орган государственного управления связан как с формированием, так и с реализацией государственно-управляющих воздействий. Именно через систему органов государство реализует свою власть. Как указывалось выше, весь объем функций государства делится между его органами, система которых построена, преимущественно, по линейнофункциональному принципу с соблюдением требований, указанных в предыдущем параграфе. Специфическим признаком органа государственной власти является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в нормативных правовых актах, социальное назначение, роль, функции, принципы организации и деятельности, право пользования государственными символами и т.п. Все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Признаки органа государства:

1)  наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2)  наличие собственной структуры;

3)  наделение государственно-властными полномочиями;

4)      предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;

5)  наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

6)      выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7)  наличие права на издание юридических актов;

8) наличие необходимых материальных средств;

9)      образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;

10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Статус государственного органа - это его юридически закрепленное место в системе органов государственного управления. Каждый орган обладает уникальным статусом.

Полномочия государственного органа - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Компетенция государственного органа - принадлежность по праву; круг полномочий, предоставленных законом, уставом или другим актом конкретному органу или должностному лицу; совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения.

Следует обратить внимание, что подавляющее большинство органов государственного управления относятся к органам исполнительной власти, что обуславливает изучение специфики данных организаций именно на их примерах. Кроме того, осуществление процесса государственного управления происходит именно через систему исполнительной власти, поэтому данные органы становятся объектом более пристального изучения именно в сфере теории государственного управления. Органы законодательной и судебной власти могут иметь специфические особенности формирования и функционирования, что требует их отдельного изучения, к которому в большей степени тяготеют правовые науки и политология.

Орган исполнительной власти является организацией, обособленной:

а)организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

б)функционально. Его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административнополитической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

в)юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

3. Основные виды органов государственного управления и способы их формирования

Для исследования основ построения и функционирования государственного аппарата важно уяснить особенности различных видов органов государственного управления.

Классификация органов государственной власти может проводиться по различным основаниям. Наиболее важная классификация проводится по порядку создания и характеру выполняемых задач. Виды органов, выделяемые по этой классификации, а также их функции и процесс формирования определяются самой сущностью института государства, системой взаимоотношений государства и общества, демократическими принципами организации власти. Поэтому данная классификация носит универсальный характер и может применяться для любого уровня власти, для любой страны. Важно понимать, что, несмотря на объяснимую схожесть, данная классификация не связана напрямую с системой разделения властей и не дублирует ее.

По порядку создания и характеру выполняемых задач органы делятся на три группы:

1. Представительные (законодательные) органы

2. Исполнительно-распорядительные органы

3.  Судебные, правоохранительные органы и органы конституционного надзора.

Полностью классификация приведена ниже на рис. 1.

Представительные органы государственной власти

В первую очередь, определим разницу понятий «представительные» и «законодательные» органы. Термин «представительный» означает, что в этом органе заседают избираемые или частично назначаемые представители народа - депутаты (депутаты - это должностные лица, которые путём выборов или назначения получают право представлять интересы людей, принимать от их имени государственные решения), а «законодательный» означает их функции - принятие законов.

К числу представительных органов относятся: законодательные органы государства и местные нормотворческие органы. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и несут ответственность перед ним. В общем случае представительный законодательный орган носит название парламент.

Основной и неотъемлемой функцией парламента является установление общеобязательных требований (в форме законов), которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Наряду с законотворчеством парламент имеет еще ряд собственных функций:

1.  обладает верховными финансовыми полномочиями, через рассмотрение проекта государственного бюджета, что составляет особую парламентскую прерогативу.

2.  осуществляет контроль над исполнительной властью,

3.  обсуждает направления внутренней и внешней политики, ратифицирует и денонсирует международные договоры и т.д.

В перечень функций парламента могут включаться иные функции, но передача перечисленных функций другим органам исключена во избежание нарушения принципов разделения властей и взаимоограничений властей. Парламенты могут включать две раздельно заседающие палаты или же быть однопалатными.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти.

К исполнительно-распорядительным органам относятся глава государства, правительство и министерства (ведомства).

Рис. 1. Виды государственных органов по порядку создания и характеру выполняемых задач

Глава государства.

Глава государства занимает особое место в системе институтов власти. Оно определяется тем, что даже самое демократическое государство нуждается в определенном единоначалии. В любой стране должен быть человек, который олицетворяет государство, выступает от имени народа и является символом его единства. Таким «человеком номер один» является глава государства. Источник власти, роль и полномочия президента зависят от формы правления.

В монархиях главой государства считается монарх. В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент.

Способы занятия должности, соответственно, подразделяются на избрание (населением либо иным органом власти, например, парламентом) и получение власти по наследству.

Функции и полномочия главы государства значительно отличаются в зависимости от формы правления. Однако можно выделить ряд функций, которые являются неотъемлемыми для данной должности в любом государстве:

-  глава государства принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;

-  ратифицирует международные договоры и соглашения;

-  обнародует законы, принимаемые парламентом;

- является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В зависимости от формы правления, данный перечень полномочий главы государства может расширяться. В парламентарных республиках роль президента как правило, ограничивается только этими полномочиями В президентской республике к ним добавляются полномочия в сфере исполнительной власти, в смешанной перечень расширяется и на иные ветви власти, в монархиях перечень полномочий может расширяться практически без ограничений в зависимости от формы монархии.

Так, глава государства может получать право:

-  распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;

-  отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;

-  назначать и смещать министров, а также иных высших гражданских и военных чиновников;

-  издавать собственные указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются подзаконными актами.

Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Правительство - это центральный коллегиальный орган государственного управления, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Оно отвечает за конкретное осуществление выработанного парламентом и главой государства внутри- и внешнеполитического курса.

Правительство, как и все иные органы исполнительной власти, является назначаемым органом. Его деятельность всегда подотчетна и подконтрольна другому органу власти (парламенту и\или главе государства).

В любом государстве правительство, как правило, выполняет следующие функции:

-  осуществляет общее руководство и управление всеми внутренними и внешними делами страны;

-  обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-   координирует, согласовывает и направляет деятельность министерств, поскольку министры входят в состав правительства;

-  разрабатывает проект государственного бюджета и обеспечивает его выполнение;

-  через министерства и ведомства (комитеты) осуществляет управление экономикой, здравоохранением, образованием, обороной, культурой, охраной окружающей среды и т.д.;

-  обладает законодательной инициативой;

-        издает собственные подзаконные нормативные акты;

-        представляет страну на международной арене, от имени правительства ведет переговоры и заключает договоры, которые представляются парламенту на утверждение.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать. Являются назначаемыми органами, в своей деятельности подконтрольны правительству. Основной функцией является реализация государственной политики в закрепленной за ведомством сфере (например, министерство иностранных дел, министерство финансов, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения, транспорта и прочие).

Судебные органы, надзорные органы, правоохранительные органы.

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. В отличие от того, что законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная - правительством, судебная власть осуществляется не каким-то единым органом, а всей системой судов в совокупности. Судебные органы в различных странах могут быть как избираемыми, так и назначаемыми.

Назначение суда в государстве и обществе в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Основными же функциями судов являются:

-  функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний;

-  функция разрешения споров между государством и гражданином;

-  функция разрешения конфликтов между государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);

-  функция восстановления, реабилитации справедливости.

Правоохранительные органы по своей структуре схожи с исполнительно-распорядительными органами (министерствами) и обычно относятся к исполнительной ветви власти. Однако, из-за особенностей своих функций относятся к иному виду органов в данной классификации. Государственно-властная деятельность правоохранительных органов выражается в том, что они, будучи частью механизма государства, обладают компетенцией рассмотрения различного рода юридических дел и опираются на возможность применения государственного принуждения.

Надзорные органы - призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления (например, правительство). Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной им отраслью (например, министерство). Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер, управления (например, статистические ведомства). Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные подразделения министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы - решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиальными являются, к примеру, правительства. Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта, руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (к примеру, министерства).

Можно выделить несколько способов формирования органов власти:

1.  Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах. Выборы осуществляются путём голосования (тайного или открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Некоторые органы государственного управления из-за своей роли в государственном аппарате всегда являются выборными (например, парламент), для других выборность является только одной из возможностей формирования (например, суды).

2. Узурпация - захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона либо незаконное присвоение властных полномочий. Совершается одним лицом или группой лиц. К узурпации относят также выборы, проведённые с грубыми нарушениями и фальсификация их результатов.

3. Кооптация (лат. cooptatio - дополнительное избрание) - введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы. Кооптация являет собой вид «избрания сверху», чем потенциально создаёт почву для злоупотреблений: руководящие работники, таким образом, получают возможность оградить себя от влияния нижестоящей массы, избирая только «удобных» для себя членов-единомышленников. Поэтому она часто подвергается критике, как недемократический метод выборов.

4.  Политические назначения - назначение на посты государственных служащих по политическому признаку, например, формирование кабинета министров победившей на выборах партией.

5.  Назначение вышестоящей структурой - способ формирования, распространенный в основном в исполнительной власти, назначение по признаку пригодности по профессиональным признакам, не связанное с политической деятельностью. Данным способом формируется персональный состав основной массы государственных органов.

4. Политический механизм государственного и муниципального управления

Функционирование государственного аппарата невозможно отождествлять исключительно с работой системы государственных органов. Механизм государства, рассмотренный в предыдущих параграфах, на самом деле, представляет собой гораздо более сложную и многоэлементную структуру, если рассматривать его в широком понимании, в постоянной и изменчивой связи с обществом. Реализация самой сущности института государства через процесс государственного управления подразумевает функционирование политического механизма государственного управления.

Политический механизм государственного управления - способ преобразования политической воли в административные решения и действия государственной власти.

В демократическом государстве политический механизм - способ преобразования политической воли народа в административные решения и действия государственных органов.

Также можно дать более глубокое определение политического механизма - как упорядоченной совокупности нормативно оформленных методов, алгоритмов и средств политического волеизъявления народа, формирования политических и административных органов государственной власти, их взаимодействия между собой, с организованными и неорганизованными гражданами по поводу подготовки, выбора и организации исполнения политических и административных решений и действий.

Таким образом, политический механизм государства включает в себя весь процесс реализации народом своей власти через управленческий механизм государства (государственный аппарат), а также через иные институты (например, избирательную систему, политическую систему, институты общественного контроля и т.д.). Важно понять, что политический механизм государства и механизм государственного управления - не синонимы. Механизм государственного управления в большей степени отождествляется с системой государственных органов, учреждений и предприятий, а политический механизм, помимо всего перечисленного, включает политическую систему, избирательную систему и иные каналы взаимодействия общества и государства.

Вырождение политического механизма в чисто управленческий, отсечение дополнительных элементов взаимодействия и переработки интересов происходит в авторитарных и тоталитарных государствах, где государственное управление является односторонним процессом воздействия на общество. Наиболее развит именно политический механизм государственного управления в условиях демократической политической системы. Граждане здесь участвуют в управлении и политике как прямо (непосредственно), так и косвенно (опосредованно). Наиболее массовыми и эффективными формами в прямого участия являются выборы и референдумы. В условиях демократии прямое воздействие на политикоуправленческие процессы также оказывает общественное мнение, выраженное через опросы, средства массовой информации и различные формы политического участия (митинги, демонстрации, обращения и т.д.). В таком случае мы уже не можем исключать данное воздействие из механизма формирования и реализации государственного управления.

В политический механизм государственного управления включаются институционализированные и неинституционализированные элементы.

Институционализация - превращение какого-либо политического явления, действий, идей, традиций, верований в правило поведения, организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации.

Институционализация политической власти - это механизм, обеспечивающий организацию совместной политической деятельности людей, предполагает формирование определенных организаций и методов.

Институционализированными элементами политического механизма являются:

1.  Механизм государства, система органов государственного управления, государственных учреждений и предприятий.

2. Правовая система государства

3. Избирательная система

4. Политическая система, партийная система и т.п.

5. Институты гражданского общества, группы интересов.

6. СМИ и иные коммуникативные институты.

Через институты политического механизма происходит непосредственное преобразование властной воли народа в конкретные решения и действия органов власти, включая выработку общей воли, формирование самих органов, установление компромиссного решения, реализацию принятых решений и т.д. Однако нужно понимать, что на функционирование политического механизма оказывают влияние не только институционализированные элементы. Не менее важны неинституционализированные элементы общественной жизни: политические идеи, сознание, политическая культура, политические идентичности. Они могут не оказывать прямого воздействия на функционирование государства, однако их косвенное влияние на весь процесс огромно, так как под их воздействием принимаются политические решения и шаги.

В целом, взаимодействие общества и государства, а также реализация государственной власти через политический механизм выглядит следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Политическое представительство интересов

Население может реализовывать свои потребности и интересы через участие в деятельности политических партий, а также через голосование за них и продвижение их программы в парламент. Также представители населения могут становиться политическими лидерами и лично включаться в состав государственных органов. Население может организовываться в группы интересов, оказывающие внешнее давление на органы власти без попадания непосредственно в состав органа (например, деятельность профсоюзов, общественных движений и т.д.)

Под воздействием этих разнонаправленных интересов внутри государственного аппарата вырабатывается компромиссное решение, устраивающее максимальную долю общества. Данное решение через механизм государства далее реализуется в конкретных управленческих действиях государственных органов.

Литература

1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров. 6-е изд., пер. и доп. Базовый курс / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.

. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление 6-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.

. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.

. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.

. Волкова, В.В. Государственная служба: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление" и "Юриспруденция" / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 207 c.

. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. 2-е изд., перераб., и доп / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др.. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.

. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.

. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление" и "Менеджмент" / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. - 167 c.

. Коробко, В.И. Охрана труда: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации", "Государственное и муниципальное управление" / В.И. Коробко.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.

. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент организации" / В.И. Коробко.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 383 c.

. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России. Учебник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". (Серия "Государственное и муниципальное управление") / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 407 c.

. Мухаев, Р.Т. Геополитика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Регионоведение", "Политология", "Международные отношения" / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 839 c.

. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др.. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.

. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др.. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 556 c.

. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др.. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 556 c.

. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 158 c.

. Подъяблонская, Л.М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление" / Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 407 c.

Похожие работы на - Институционализация государственного и муниципального управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!