Основы идеологии белорусского государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,26 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы идеологии белорусского государства

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ институт

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра социально - гуманитарных дисциплин









Контрольная работа

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

слушателя отделения переподготовки ФПК и ПК

прапорщика милиции









Могилев 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством, когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».[15, 72]

В данной работе внимание уделяется Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, именно он является одним из важнейших звеньев механизма формирования и реализации государственной идеологии. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут тождествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

Цель работы в полной мере отобразить правовой статус, конституционные обязанности, структуру, компетенцию и роль Парламента, как органа народного представительства, ведь посредством Парламента, наиболее полно выражается воля народа. Данная работа показывает роль Парламента в механизме управления государства, посредством народного представительства в законодательной ветви власти.

Теоретической основой изучения стали работы таких авторов, как: К.Н. Кунцевич, Г.А. Василевич, Д.М. Демичев, А.С. Майхрович, Я.С. Яскевич, С.Н. Князев, С.В. Решетников, Н.С. Сташкевич.

. ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Исключительно важным элементом механизма государственной идеологии являются институты и органы государства, обеспечивающие нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей. В современном демократическом обществе, каковым является Республика Беларусь, к ним относятся глава государства, парламент, правительство, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления. В числе их функций - поддержание социокультурной идентичности сообщества, выражение и поиск путей реализации национальных интересов, целей и задач общественного развития, обеспечение баланса интересов различных категорий населения, определение внешнеполитических приоритетов нации, а также разработка многих других вопросов, составляющих предметную область государственной идеологии.

Одним из важнейших звеньев механизма формирования и реализации государственной идеологии является Парламент - Национальное собрание. Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Ему по праву отводится первая ступенька в перечне органов ветвей власти, ибо и исполнительная и судебная власти, по существу располагая собственной сферой деятельности, действуют от имени закона и во исполнение закона. [3, 201]

Важнейшая функция Парламента как представительного органа - выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Разрабатываемые и принимаемые Парламентом законы есть форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законодательство - основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии. [2, 311]

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во - первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во - вторых, с неоднократным принятием Конституций (февраль 1919 г., апрель 1927 г., февраль 1937 г., апрель 1978 г., март 1994 г.). [5, 183]

июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь», а 15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь. По новой Институции, высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в стране являлся Верховный Совет. Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу, поэтому в 1996 г. возникла необходимость конституционной реформы. Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства как посредника между другими органами государственной власти. Был утвержден двухпалатный Парламент, который приобрел более совершенную структуру, соответствующую устоявшимся стандартам парламентаризма.

Правовой статус Парламента - Национального собрания Республики Беларусь регулируется статьями 90-105 Конституции Республики Беларусь. В силу статьи 90 Конституции Республики Беларусь Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного (во втором туре относительного) большинства голосов на основе всеобщего свободного равного избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Компетенция Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определена статьей 97 Конституции Республики Беларусь. Данная палата:

1)рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2)рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; о гражданстве; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; о местном самоуправлении; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов и др.;

3)назначает выборы Президента;

4)дает согласие Президенту на назначение Премьер- министра;

5)заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6)рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7)по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8)принимает отставку Президента;

9)выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10)отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов, формируется на основе косвенных выборов. От каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а ещё 8 членов назначается Президентом Республики Беларусь.[5, c.116]

Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Данная палата:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

) избирает шесть судей Конституционного Суда;

) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей, голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8)рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

В соответствии со статьей 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента Республики Беларуси могут делегировать ему законодательные полномочием на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента, на издание, декретов.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а членом Совета Республики - достигший 30 лет. Причём член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет.

Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной (профессиональной) основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Согласно статье 93 Конституции Республики Беларусь срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.[6]

Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают Председателей и их заместителей. Данные должностные лица ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком.

В соответствии с Регламентом работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (статьи 22 - 38) для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчётным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.[11]

В состав Совета Палаты представителей входят:

.Председатель Палаты представителей;

.заместитель Председателя Палаты;

.Председатели постоянных комиссий;

.Шесть депутатов, избираемых Палатой представителей.[7, c.189]

В соответствии с Регламентом Совета Республики Беларусь (статья 53) для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палаты представителей, является постоянно действующим органом, подотчётным Совету Республики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики. [12]

В состав Президиума Совета Республики входят:

.Председатель Совета Республики;

.Заместитель Председателя Совета Республики;

.Председатели постоянных комиссий.[7, c.194]

В силу статье 96 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. государственный идеология власть парламент

В соответствием с постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 22 ноября 2000 г. «Об образовании постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» в указанной палате образованно 14 постоянных комиссий:

.Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;

.Комиссия по национальной безопасности;

.Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

.Комиссия по аграрным вопросам;

.Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

.Комиссия по международным делам и связям с СНГ;

.Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

.Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;

.Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;

.Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;

.Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодёжи;

.Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;

.Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.

Совет Республики также избирает из своего состава постоянные и временные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного расследования и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции. Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета Республики.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь образует следующие постоянные комиссии:

.Комиссия по законодательству и государственному строительству;

.Комиссия по экономике, бюджету и финансам;

.Комиссия по социальным вопросам;

.Комиссия по региональной политике;

.Комиссия по международным делам и национальной безопасности.[3, 209-213]

Основная функция Парламента Республики Беларусь - законотворческая, наряду с представительной, контрольной и идеологической.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, решения Совета Республики - в форме постановлений.

Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписываете Президентом. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состав Палаты представителей. Закон считается одобренным Советом Республики если за него проголосовало большинство от полного состава Совет Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палат могут создать согласительную комиссию.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а так же гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палат.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Законотворческая функция означает, что принятые Парламентом решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами - как государственными, так и негосударственными.

В основе представительной функции Парламента лежит то, что его депутаты представляют интересы граждан всей страны и той территориальной и социальной группы, благодаря которой их избрали. Право представительства - важнейший признак современного парламентаризма.

Не менее важна и функция контроля Парламента за деятельностью исполнительной власти. Представительные органы контролируют исполнение бюджета. Члены правительства отчитываются перед депутатским корпусом.

Идеологическая функция Парламента состоит в выявлении существующих в обществе интересов и обеспечении в принимаемых баланса общенациональных интересов, которые составляют суть идеологии государства и частных интересов различных групп населения

(например регионов, политических партий, общественных объединении). Следовательно законы - это форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан, а это значит, что и представительная и законодательная, и контрольная функции в той или иной мере связаны с формированием и обеспечением функционирования идеологии белорусского государства. Кроме того, депутаты участвуют в информировании граждан, разъяснении им содержания принятых законов. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей и весь народ в ценности тех или иных идей, позиций, идеалов, с которыми они пришли в Парламент. С другой стороны, в результате работы Парламента идет целенаправленное воздействие на общественное мнение. Идеологическим целям служат также многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах, регионах.[15, 46]

Палата представителей и Совет Республики хотя и составляют единое целое - Парламент Республики Беларусь, однако многие полномочия являются для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты, проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения[8,12]. Совместные заседания проводятся в некоторых случаях, например, заслушивание Президента с Посланием к Парламенту и народу, проведение парламентских слушаний, заслушивание ответов правительства, обсуждение совместных обращений деклараций и заявлений.

В соответствии со ст. 95 Конституции Республики Беларусь Палаты выбираются на две очередные сессии в год. Однако в случае необходимости могут созываться на внеочередную сессию.

Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.

Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно, например, на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

В нынешнем белорусском Парламенте нет партийных фракций, но имеются депутатские группы («Зубр», «Республика», «Единая Беларусь» и другие). Это связано с тем, что именно в парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды.[15, 87]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Парламент является одним из главных субъектов идеологической деятельности в современных обществах. Именно от его работы, эффективности и Целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, верования, модели поведения.

Идеологическая функция очень важная функция современных парламентов. С одной стороны, депутаты убеждают своих представителей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми они пришли в парламенты. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение осуществляется в каждом конкретном случае, когда необходимо произвести существенные социально-политические изменения и закрепить их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах. Реальной возможностью влияния Парламента на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А.Василевич. н. : ИООО "Право и экономика", 2002. - 685 с.

Демичев, Д. М. (род. 1946). Конституционное право : учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология" / Д. М. Демичев. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. - 415 с.

Демичев, Д. М. Конституционное право : Учеб. пособие / Д.М.Демичев. - Мн. : АУ при Президенте Респ. Беларусь, 2003. - 378, [1] с.

Идеология белорусской государственности: проблемы теории и практики : Материалы науч. конф., 12 нояб. 1998 г. - Мн. : ИСПИ, 1998. - 132 с.

Кодавбович, В. А. Конституционное право : учебно-методический комплекс для студентов юридических специальностей / В.А.Кодавбович, О.В.Сидоренко. - Минск : Изд-во МИУ, 2005. - 267 с.

Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 62 с.

Кунцевич, К. Н. Конституционное право Республики Беларусь / Молодеж. науч. о-во. - Могилев : Могилев. обл. тип., 2000. - 163 с.

Майхрович, А. С. Идеология : Сущность, назначение, возможности / А.Майхрович. - 2-е изд. - Мн. : Право и экономика, 2003. - 46, [2] с.

Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь / Т. С. Масловская. - 3-е изд., переработанное. - Минск : ТетраСистемс, 2009. - 219 с.

О Национальном Собрании Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. №370-3 : с измен. и доп.

О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь : Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. №415-П/III : с измен. и доп.

О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь : Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. №278-СР/IV : с измен. и доп.

Основы идеологии белорусского государства : Курс лекций / С.Н.Князев, С.В.Решетников, Н.С.Сташкевич и др. - Мн. : Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004

Пастухов, М. И. Конституционное право Республики Беларусь : учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / М.И.Пастухов. - Минск : БИП-С Плюс, 2006. - 77 с.

Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства : Вопр. и ответы / Я.С.Яскевич. - Мн. : ТетраСистемс, 2004. - 303 с.

Похожие работы на - Основы идеологии белорусского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!