Государство в политико-правовом смысле

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство в политико-правовом смысле

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о понятии, признаках, социальной природе и сущности государства достаточно непростые и далеко неоднозначные. Это обуславливается, в первую очередь, ролью государства в современном обществе, его многогранностью и сложностью как исторически развивающегося и общественно-политического явления.

Как известно, термин государство используется в двух значениях: обозначает страну как политико-географическое образование и организацию политической власти, признаками которой является:

право использовать силу в пределах страны;

существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;

возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные);

действует на основе права от имени всего общества.

В работе речь пойдет о государстве в политико-правовом смысле. Вопросы о государстве и его функциях относятся к числу основополагающих и дискуссионных, по сей день, как в обществе, так и в теории государства и права, ибо государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов различных слоев населения.

Раскрыть понятие, признаки, сущность и отличительные черты государства- чрезвычайно трудная задача, решить которую можно при тщательном рассмотрении государства конкретно: с исторической точки зрения, изучив его связи с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, ознакомившись с его культурным развитием, постановкой новых стратегических целей и задач.

Объектом исследования представленной работы будет являться государство как особая форма организации жизни общества и присущие ему признаки, отличающие его от других негосударственных образований.

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель работы - рассмотреть понятие и признаки государства с исторической и правовой точки зрения, изучить его социальную природу, затем попробовать объективно обобщить полученный материал.

Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:

Раскрыть понятие государства и найти отличия от других образований;

Выяснить какие признаки государства выделяются в юридической литературе, и охарактеризовать их;

Рассмотреть и провести анализ сущности государства;

Выяснить и изучить социальную природу государства.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие государства

Как говорилось выше, государство представляет собой сложное явление. Еще с древних времен мыслители пытались дать ответ на вопрос, что такое государство. Учение о государстве и политике в целом занимали огромное место в трудах древнегреческих философов. Вершиной Античной политической науки стали учения Платона и Аристотеля, для которых государство выступает идеализированным воплощением разумной организации жизни общества, воплощающим всеобщее благо. Знаменитый древнеримский оратор, философ, юрист и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как дело и достояние народа. Для него государство представляет собой не только выражение всеобщего интереса его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и как определенное правовое образование. Цицерон не раз спрашивал себя и одновременно отвечал: Да и что такое государство, как не общий правопорядок?. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев в разные времена, вплоть до современных сторонников идеи правового государства.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия государство. Русский ученый-юрист и философ права Н. В. Коркунов утверждает, что государство есть общественный союз свободных людей, с принудительно установленным мирным порядком, посредствам предоставления исключительного права принуждения только органами государства. Польско-австрийский социолог и юрист Л. Гумпловичсчитает, что государство естьестественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка. Общим во всех определениях является то, что государство характеризуется как организация правопорядка, именно в этом его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как некой совокупности или союза людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист и государствовед Л. Дюги, рассматривающий теорию государства и права под призмой юридического позитивизма, выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определённую территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. Под именем государства, - писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти.

Рассматриваемое определение, которое верно отражает некоторые характерные признаки государства, послужило поводом для различных упрощений понятия. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом в целом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих политическую власть, т.е. правительством. В. И. Ленин не разделял данное определение, раскритиковав его за то, что в ряд отличительных признаков государства входила принудительная власть: Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было.

Немецкий социолог, философ и историк М. Вебер считал, что понятие государство нельзя определить социологически, исходя только из его деятельности. Но можно определить исходя из применяемого им средства, а именно физического насилия. Вебер полностью поддерживает высказывание Л. Д. Троцкого о том, что всякое государство основано на насилии, ибо только государство обладает монополией на легитимное физическое насилие и допускает его со своей стороны.

Не раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно марксистско-ленинской науке они трактовали понятие государства исходя из его неизменной классовой природы. Они считали, что это та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Маркс и Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, идеальный совокупный капиталист. Аналогичную немного дополненную характеристику давал и В. И. Ленин: Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненный классы.

В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство оставалась неизменной. Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов. Однако, выводя на первый план насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценный феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В работах 60-70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так сформулировано определение государства в учебнике Теория государства и права под редакцией профессора С.С. Алексеева: Государство - особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны. В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: Государство - это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и юлюгосподствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть.

В современной литературе государство чаще всего определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. На мой взгляд, более точной формулировкой будет считаться следующая: Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок

Таким образом, данное выше определение более ясно отражает общее понятие государства. В нем отмечается, что государство, прежде всего, политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные и необходимые для общества функции, контролирует и управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано защищать права и свободы граждан, их интересы, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

1.2 Признаки государства

Понятие государства его характеристики конкретизируются при рассмотрении признаков, отличающих его как от догосударственных, так и негосударственных организаций. Иными словами, раскрытие признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института, выделить его из других организаций общества.

Выделяют следующие признаки государства:

) Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, она выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в первобытном обществе, она исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не носила политического характера, так как община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. В догосударственном обществе потребности всех индивидов сводились лишь к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человеческого рода. И только с началом дифференциации общества появляются разнообразные интересы у различных слоев, классов, социальных групп, регулирование которых и означает политику. Принципиальная особенность публичной власти состоит в государственном аппарате, который осуществляет управление, принуждение, правосудие. Публичная власть - это реальная сила, воплощенная в чиновниках, армии, полиции, судах, а также тюрьмах и других учреждениях, которым отведена решающая роль в реализации государственного принуждения и легального насилия. В Российской Федерации к органам публичной власти относят:

органы государства, в том числе:

государственные органы Российской Федерации;

государственные органы субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления.

) Суверенитет государственной власти.

Понятие государственный суверенитет появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Государственный суверенитет - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющую многовековую культуру, историю и сложившиеся традиции.

Признаки суверенитета:

суверенитет тесно связан с юридической властью;

суверенитет характеризуется верховенством власти;

суверенитет характеризуется независимостью;

единство и не отчуждаемость суверенитета (т.е. он не может быть частично передан - либо есть, либо нет).

Суверенитет бывает внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний обязательных для всех категорий населения и обеспеченных силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией, либо его насильственного расчленения. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, не имеющая суверенитет, - это колония или доминион.

Суверенитет как атрибут государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости в международных отношениях. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

) Государственная территория - это часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства.

Понятие территории государства включает в себя:

наземное пространство, ограниченное государственной границей, недра, подземные ископаемые, континентальный шельф, т.е. часть подводной окраины материков, прилегающих к берегам суши;

водное пространство (реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили);

воздушное пространство (воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета);

экстерриториальная зона (посольства, консульства) и имущество (автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда)

Фактическая территория - это пространственная сфера в пределах определенных государственных границ.

Юрисдикционная территория - это территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства. Юрисдикционная территория складывается из фактической территории и территории с особым правовым режимом, т.е. участком местности в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под их юрисдикцию вследствие правил установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться экстерриториальности и оккупированные территории.

) Население государства - люди проживающие (находящиеся) на территории государства и попадающие под его юрисдикцию. Население - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в границах конкретного государства.

Население состоит из:

граждан (лиц, связанных с государством устойчивой политико-правовой связью, сохраняющей независимость от места фактического нахождения гражданина);

неграждан (иностранцы и лица без гражданства, т.е. лица связанные с государством в силу своего фактического нахождения на государственной территории).

Граждане государства, в отличие от неграждан обладают гражданской прерогативой, т.е. комплексом гражданских прав, реализация которых в качестве обязательного условия предполагает наличие у индивида гражданства данного государства.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь лица с данным государством, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

В условиях гражданства регулируются действующим законодательством. В Российской Федерации следуют следующие основные принципы гражданства:

Единство и равенство гражданства

Открытый и свободный характер гражданства

Запрет на лишение гражданства

Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации

Недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица

Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

) Система налогов и сборов. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания деятельности государственного аппарата, финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, решения управленческих задач в экономической и социальной сферах общественной жизни.

) Государственная атрибутика и символика (флаг, герб, гимн), позволяющая гражданам выделить свое государство, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Единый государственный язык, как средство общения

Едина оборонная внешняя политика

Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

государство власть суверенитет гражданство

Сущность - философский термин, обозначающий нечто главное и основное, необходимое в том или ином явлении. Выходит, сущность государства - это ядро, смысл, что определяет его содержание. Основополагающим в государстве является власть, ее назначение и функционирование в обществе, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты и цели устанавливает государство в своей политике.

Раскрыть сущность государства - означает выявить многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных, внутренних и внешних элементов. Уяснить то главное, что обуславливает острую необходимость в нем, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Существует несколько подходов к сущности государства, среди которых следует выделить: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный и расовый.

Первым появился классовый подход, который, как и марксистская теория в целом, доказывает, что государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Получается, что в данном случае государство используется в узких целях, как средство обеспечения преимущественно интересов господствующего класса, слоя или социальной группы. Следовательно, классовая сущность государства - это орудие, посредствам которого экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности классовых государств отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий подход, в условиях которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В данном случае государство используется в более широких целях, как средство достижения социального согласия, решения общих дел, обеспечения интересов населения, поиск компромиссов, достижения стабильности и правопорядка в обществе. Государство такой сущности не занимает однозначной классовой позиции, и государственное принуждение в нем носит исключительно правовой характер.

Наряду с двумя основными можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности государства, в которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут стоять выше других в политике конкретного государства.

Согласно религиозному подходу государство можно определить как организацию политической власти, которая содействует осуществлению интересов определённой религии. Например, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ливия, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в приоре религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, в которой доминирует осуществление интересов титульного населения за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на данной территории страны. Примером могут служить современные Латвия и Эстония, которые провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многих случаях политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы и права других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, обязательное знание языка коренного населения, дабы занимать определенные государственные должности, для продвижения по службе, получения гражданства, социальных выплат, пенсий и т.п.

С точки зрения расового подхода, государство можно определить как организацию политической власти, в которой преимущественно осуществляются интересы определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером данного подхода может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявилось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Таким образом, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности государства в зависимости от тех или иных условий, прежде всего исторических, на первый план может выйти любое из названных выше начал.

В рамках современной теории государства и права становится актуальным всесторонне раскрывать его многогранное социальное назначение, структурную и территориальную организации, а также других важных сторон жизни государства. Важно не забывать, что и сама-то классовая природа современных государств активно менялась в направлении постановки и обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.

Именно всесторонняя характеристика государства ведет к его необходимому пониманию и определению. Поэтому в природе государства, помимо классовости, следует рассматривать такие аспекты, как политическую и структурную организацию, взаимосвязь с этнокультурными особенностями, традициями, духовной жизнью.

Только тогда государство перестает быть лишь орудием насилия и принуждения, но и превращается в социально- культурную ценность. Существование государства в качестве политической организации, тесно связано, прежде всего, с тем, что оно является организацией политической власти.

Политическая власть способна влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов, с помощью экономических, идеологических, общественно-правовых и социальных воздействий, а так же с помощью авторитета, традиций и насилия.

Политическая власть имеет право и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политический взгляды, установки и цели, что превращает ее в один из ключевых факторов социального бытия.

Основными функциями политической власти является:

Формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами;

Управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений;

Создание определенной, характерной для того или иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.

Политическая власть обладает такой силой, которая превращает ее в действующий фактор социальной сферы.

Эту силу представляют различные институты государства: государственные органы власти вплоть до армии и тюрем, а также правовых норм.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть - один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти - население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть.

Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций.

Однако государственная власть является стержнем политической власти. Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными и именно в качестве таковых применяются в юридической литературе.

Одна из самых распространенных классификаций государственной власти, её деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основана на теории разделения властей.

Цель данной теории - предотвратить возвышение одной власти над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему сдержек и противовесов, направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Основные положения теории разделения властей:

законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции;

Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

Таким образом, разделения властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, можно сделать следующие выводы:

Государство - это политическая организация жизни общества, которая обеспечивает его единство и целостность, осуществляет посредствам государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придает праву общеобязательное значение, гарантирует права и свободы граждан, а так же законность и правопорядок в пределах определенной территории.

Приведенное выше определение в большей степени раскрывает понятие современного государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, выполняющая для всех его граждан жизненно важные и необходимые функции.

Сущность государства определяется его социальным назначением природой государства.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойной природе государства. В его сущности присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Общесоциальная природа государства означает, что любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Следовательно, главное предназначение государства - сущность обществу, поэтому государство обязано:

Устанавливать в обществе определенный порядок (правопорядок) и поддерживать его вплоть до применения аппарата принуждения;

Обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества, при столкновении их интересов находить определенный компромисс. Уметь преодолевать социальные противоречия, конфликты и разногласия среди населения;

Обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всего общества, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. выполнять своё социальное назначение.

Заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения и т.д.

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией общечеловеческие ценности, которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 - М.: Буквица, 1997 - 32 С.

.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова - 2 изд. изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА - 113-115 С.

.Морозова Л. А.: Теория государства и права - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Российское юридическое образование, 2010 - 51-52 С.

.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 4 изд., испр. и. доп. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015 - 54-55 С.

.Хропанюк В. Н.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под. ред. Стрекозова В.Г. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега - Л.» 2008 - 384 С.

.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Издательство «Проспект», 2011 - 115 С.

.Общая теория государства и права. Учебник / Под. ред. В. М. Лазарева. Издательство «Юрист», 2014 - 560 С.

.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2006- 410 С.

.Черниловский З.М.: Всеобщаяя история государства и права. - М., 2010 - 576 С.

.Червонюк В.И. Теория государства и права. - М.: Издательство «Инфра-М», 2007 - 40 С.

.Обществознание: Полный справочник/ П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко;, изд. перераб. и доп. - М. АСТ: Астрель, 2014 - 293 С.

Похожие работы на - Государство в политико-правовом смысле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!