Основные вопросы государства и права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,69 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные вопросы государства и права

1.Сопоставление судебных систем Франции и России (сравнительный анализ)

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации».

В Российской судебной системе предусмотрены федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся:

) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; К судам субъектов Российской Федерации относятся:1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Франция же наоборот является унитарным государством, поэтому в нем нет деления на федеральные суды и суды субъектов.

По компетенции судов: в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Районный суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Специализированные федеральные суды Российской Федерации по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон

Иная ситуация обстоит во Франции, здесь предусмотрено также три типа судов, но несколько иных, так суды общей юрисдикции рассматривают и экономические споры, выделены отдельно административные суды.

На мой взгляд, это очень удобно, так как в настоящее время районные суды Российской Федерации просто переполнены делами об административных правонарушениях, а в связи с принятием Государственной Думой 20 февраля 2015 года нового кодекса административного судопроизводства к ним добавились и административные дела. С появлением административных судов в России спала бы нагрузка на районные суды.

Также во Франции административные суды (трибуналы) совершенно самостоятельны и не подчиняются никаким органам в системе общих судов. Они выступают также в роли советников администрации. Эти суды рассматривают как малозначительные (о пенсиях, возмещении ущерба и т. д.), так и крупные политические дела. Они проверяют законность административных актов - от рядовых муниципальных до ордонансов президента.

Судебные акции касаются всех сфер жизни общества: политической - выборы; экономической - военная экономика, хозяйственное руководство и планирование, строительство; социальной - общественная безопасность, профессиональные корпорации, благоустройство городов, защита окружающей среды; культурной - реформа образования, государственное обучение; нравственной - цензура прессы и кино.

Судебная система Франции состоит из трех уровней судов:- суд первой инстанции,- апелляционный суд- кассационный суд.На первом уровне судебной системы Франции находятся следующие суды (трибунал / Tribunal):- суд большой инстанции (Tribunal degrandein stance);- Суд малой инстанции (суд первой инстанции / Tribunal d'instance / Tribunal depremiè reinstance).Указанные суды имеют в своем составе гражданские и уголовные подразделения (последние именуются полицейским трибуналом).В уголовном судопроизводстве:- полицейский суд/трибунал (tribunal depolice);- уголовный (исправительный) суд (tribunal correctionnel);- суд присяжных (Courd'assises). Специализированные суды - трибуналы: советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные), торговые суды. Вторым уровнем судебной системы Франции является апелляционный суд. Высшая судебная инстанция Франции - Кассационный суд (La Courde cassation). Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов, последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

В связи с объединением в 2015 году Верховного и арбитражного судов в России ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.

Из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию.

Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.

Необычной особенностью судебной системы Франции, на мой взгляд, наличие особых органов - Высокого суда правосудия и Палаты правосудия Республики, созданных соответственно в 1958 и 1993 годах для рассмотрения дел об импичменте президента, который не вынес ни одного решения, а Палата правосудия Республики имеет решения по "недостойному поведению" трех министров. В России разрешением данных вопросов занимается Конституционный Суд.

2.Сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема моей диссертации: «Уголовно-правовое обеспечение интересов военной службы в сфере отношений начальника и подчиненного», и аналогичного ему института зарубежного права Беларуси

уголовный судебный законодательство

В ст. 331 главы 33 УК РФ раскрыто понятие преступления против военной службы: 1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой <consultantplus://offline/ref=65C3F0BCA4AA28A97E49B0B81C2E1D83E0AEFCC0F2423B9D60F9DBE7C1BF5519D116598B81C8A236W769N> преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. (в ред. Федерального закона <consultantplus://offline/ref=65C3F0BCA4AA28A97E49B0B81C2E1D83E3ADF9C3FA433B9D60F9DBE7C1BF5519D116598B81CAA33DW766N> от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

. Утратила силу. - Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=65C3F0BCA4AA28A97E49B0B81C2E1D83E3ADF9C3FA433B9D60F9DBE7C1BF5519D116598B81CAA33DW767N> от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Искоренение неуставных взаимоотношений, в том числе между начальниками и подчиненными, за прошедшие десятилетия неоднократно определялось в числе первостепенных направлений деятельности в Вооруженных Силах СССР, а затем и Российской Федерации. Однако положение с укреплением воинской дисциплины в воинских коллективах улучшается медленно, а неуставные отношения приобретают все более скрытый и устойчивый характер.

Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, или принуждение их к нарушению этих обязанностей подрывают воинский порядок и дисциплину, которые являются основой деятельности воинских формирований. В результате создается почва для самоубийств, уклонений от военной службы, убийств и других криминальных проявлений, настраивающих общество против человека в погонах.

Таким образом, субъектами преступлений, предусмотренных ст.333 УК РФ могут быть военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Таким образом, из тринадцати видов наказаний, предусмотренных в УК РФ для всех видов осужденных, к субъектам преступлений, предусмотренных ст. 333 УК РФ применяются только наказание в виде ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части либо лишение свободы:

. Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения, - наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Вместе с тем, повышение уголовно-правовой борьбы с посягательствами на порядок подчиненности не возможно без раскрытия общественной опасности и правильной квалификации таких деяний.

Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 333 УК РФ, является урегулированная федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными подзаконными нормативными актами совокупность военно-служебных отношений, обусловливающих порядок подчиненности. Однако порядок подчиненности начальнику и порядок подчиненности иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, носит различный характер.

Непосредственным объектом сопротивления иному лицу также является порядок подчиненности. Наглядным примером является случай, когда пьяный офицер сопротивляется рядовым патрульным. В данной ситуации патрульные в пределах своих служебных обязанностей обладают в отношении офицера властными полномочиями. Последний обязан им подчиняться, а сопротивляясь, совершает преступление, предусмотренное ст. 333 УК РФ.

Аналогичная ситуация складывается и при принуждении иного лица к нарушению обязанностей военной службы. Только в этом случае лицо принуждают нарушать те обязанности, которое оно будет исполнять в будущем.

В обоих случаях потерпевший по должности и воинскому званию может не являться начальником в отношении виновного.

Такой порядок подчиненности носит временно-периодичный характер и вмещает в себя более узкий круг властных полномочий, обусловленных конкретными обязанностями военной службы, закрепленными в общевоинских уставах, чем порядок подчиненности в его классическом понимании - между подчиненными и начальниками.

Субъектами сопротивления или принуждения могут быть военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Они должны быть по службе или по воинскому званию подчинены потерпевшему начальнику.

Сопротивление или принуждение в отношении иного лица, исполняющего обязанности военной службы, может быть совершено любым военнослужащим, не состоящим с ним в отношениях подчиненности.

Лица (другие военнослужащие или гражданские лица), не являющиеся субъектами преступления, предусмотренного ст. 333 УК РФ, участвовавшие в совершении этих преступлений, не могут быть признаны исполнителями этих преступлений. Они в соответствии с ч. 4 ст. 34 <consultantplus://offline/ref=F7AB15E1458CD6E9D6A0A915C496002BD6A3735CB0FA106D7CE976AF2432D78FBA17806F5407DB00w456P> УК РФ могут быть только организаторами, подстрекателями либо пособниками.

Объем реально применяемого насилия в законе не указан. Однако в данном случае понятие насилия может охватывать насилие, не опасное для жизни или здоровья: побои, легкий вред здоровью.

Состав по конструкции объективной стороны формальный. Сопротивление и принуждение будут окончены с момента применения насилия или угрозы его применения. На наличие состава преступления не влияет, добился ли виновный своей цели воспрепятствовать исполнению обязанностей или принудить начальника или иное лицо, исполняющее обязанности военной службы, к нарушению этих обязанностей или нет.

Аналогично ситуация складывается в уголовном праве Беларуси. Так в
ст. 440 УК РБ указано:
1. Сопротивление начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности по воинской службе, либо принуждение их к нарушению этих обязанностей -наказываются направлением в дисциплинарную воинскую часть на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

. Те же действия, совершенные группой лиц, либо с применением оружия, либо в военное время или в боевой обстановке, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от двух до двенадцати лет.

Несмотря на то, что объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления в РФ и РБ не имеют принципиальных различий с уголовно-правовой точки зрения, степень общественной опасности одного и того же деяния в наших странах воспринимается различно.

Так законодатель Беларуси исключает из санкции статьи наложение ограничений по службе за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 440 УК РБ, а также налагает более строгое наказание за квалифицированное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 440 УК РБ.

Вывод

уголовный судебный законодательство

В данной работе я попытался проанализировать и отразить основные моменты сходства и различия уголовного законодательства об ответственности военнослужащих, за совершение преступлений в России и Беларуси.

В свете геополитической обстановки, целей руководства стран, настроений общества и общей истории, считаю такие различия нормальными, хоть и требующими дополнительного внимания военных юристов.

Похожие работы на - Основные вопросы государства и права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!