Международное сотрудничество по пресечению массовых нарушений прав человека

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,21 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное сотрудничество по пресечению массовых нарушений прав человека
















Контрольная работа

Международное сотрудничество по пресечению массовых нарушений прав человека

Содержание

1. Понятие грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

. Международно-правовая ответственность государств

. Международная уголовная ответственность физических лиц

Литература

1.Понятие грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

Понятие международных преступлений. Обязательство уважать, обеспечивать уважение и осуществлять международные нормы в области прав человека и международного гуманитарного права вытекает из: 1) договоров, стороной которых является государство;

2)обычного международного права; 3) национального законодательства каждого государства [1].

Результаты первого цикла универсального периодического обзора Совета по правам человека ООН (2008-2011гг.) показали, что те или иные нарушения прав человека имеют место во всех государствах, однако характер данных нарушений существенно различается. Наибольшую опасность представляют грубые нарушения прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права. Указанные нарушения являются преступлениями согласно международному праву (международными преступлениями). Международное преступление - это деяние субъекта международного права, выражающееся в действии либо бездействии, нарушающее фундаментальные международно-правовые обязательства и наносящее ущерб всему международному сообществу.

Международного договора, содержащего определение и исчерпывающий перечень международных преступлений до настоящего времени не принято. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленный Комиссией международного права ООН в 1994 году, включает следующие составы международных преступлений: агрессия, угроза агрессией, вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде [2, p. 23-194].

Поэтому при характеристике составов грубых нарушений международных норм в области прав человека (геноцид, преступления против человечности, апартеид и др.) и серьезных нарушений международного гуманитарного права (военных преступлений) следует ориентироваться на соответствующие международные договоры: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года [3], Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года [4], Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года [5], Конвенция о рабстве 1926 года (с изменениями 1953 года) [6], Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года, Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и Элементы преступлений 2000 года [7, 8], Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года (договор еще не вступил в силу) [9] и др.

Эффективное наказание за грубые нарушения прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности. В связи с этим к военным преступлениям и преступлениям против человечества не применяются сроки давности [10].

Обязанности государств по пресечению международных преступлений. В юридической литературе выделяют следующие основания ответственности субъектов международного права за международные правонарушения: 1) юридические (международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением); 2) фактические (составы международных правонарушений);

3)процессуальные (процедура рассмотрения дел о международных правонарушениях и привлечения к ответственности) [11].

В случае совершения международных преступлений государства обязаны проводить расследования и при наличии достаточных улик обязаны подвергать судебному преследованию лиц, предположительно совершивших эти нарушения, а в случае доказанности вины - наказывать виновных. Кроме того, в таких случаях государства должны в соответствии с международным правом сотрудничать друг с другом и помогать компетентным международным судебным органам в расследовании этих нарушений и преследовании за них. Государствам следует содействовать экстрадиции или выдаче преступников другим государствам и соответствующим международным судебным органам, а также оказывать судебную помощь и осуществлять другие виды сотрудничества при отправлении международного правосудия [12].

В настоящее время все большее распространение получает принцип универсальной юрисдикции, означающий распространение уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными международным правом, независимо от гражданства (подданства) совершивших их лиц и места совершения. Считается, что она должна применяется к правонарушениям, пресечение которых всеми без исключения государствами оправдано или предписывается политикой международного сообщества [13, с. 185].

.Международно-правовая ответственность государств

Понятие международно-правовой ответственности. Институт международно-правовой ответственности обеспечивает соблюдение международного права посредством воздействия на правонарушителя. Генеральная Ассамблея ООН в 2001 году приняла к сведению подготовленный Комиссией международного права проект Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния [14]. Хотя проект и не имеет обязательной силы, однако рассматривается как документ, содержащий современное понимание и состояние данного общего института международного права.

Виды и формы ответственности государств. В юридической литературе выделяют политическую и материальную международно-правовую ответственность. Обязательного соответствия между характером ущерба и видом ответственности нет, поэтому причинение материального ущерба может повлечь политическую ответственность.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано: прекратить это деяние, если оно продолжается; предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения (изменение законодательства и др.); предоставить полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием.

Возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции (восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния), компенсации (возмещение исчислимого в финансовом выражении ущерба, включая упущенную выгоду, насколько она установлена) и сатисфакции (признание нарушения, выражение сожаления, официальное извинение или иная подобающая форма), будь то отдельно или в их сочетании.

Процедура привлечения к ответственности. Привлечение государства к ответственности осуществляется потерпевшим государством, группой потерпевших государств или международным сообществом (в лице Организации Объединенных Наций). Вместе с тем любое государство вправе призвать к ответственности другое государство, если нарушенное обязательство является обязательством в отношении международного сообщества в целом (обязательством erga omnes). К числу таких обязательств относится и обязательство не допускать грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.

Потерпевшее государство может принимать контрмеры против государства, ответственного за международно-противоправное деяние, с целью побудить это государство выполнить его обязательства. Они должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав. Контрмеры не могут затрагивать обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения; обязательств по защите основных прав человека; обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.

Контрмеры следует отличать от санкций, которые представляют собой меры, применяемые Советом Безопасности ООН для обеспечения выполнения своих решений без использования вооруженных сил (всеобъемлющие экономические и торговые санкции; эмбарго на поставки оружия; запрет на поездки; финансовые или дипломатические ограничения и др.). Санкции могут быть введены в отношении государств, групп или физических лиц одновременно. Например, в 2005 году введены санкции против Судана в связи с нарушениями прав человека и норм международного гуманитарного права и другими злодеяниями в регионе Дарфур и на всей остальной территории Судана, которые создавали угрозу международному миру и безопасности [15, 16, 17]. Следует подчеркнуть, что санкции должны носить тщательно выверенный и адресный характер, преследовать четкие цели и быть тщательно разработаны в целях сведения к минимуму возможных негативных последствий.

Кроме того, в целях защиты прав физических или юридических лиц, являющихся гражданами или имеющих национальность государства, могут применяться реторсии и дипломатическая защита.

Реторсии - это ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц первого государства.

Дипломатическая защита состоит в призвании государством - посредством дипломатических мер или других средств мирного урегулирования - к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием этого государства физическому или юридическому лицу, являющемуся гражданином или имеющему национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности (проект Статей о дипломатической защите подготовлен Комиссией международного права ООН в 2006 году) [18].

.Международная уголовная ответственность физических лиц

международный уголовный право

Поскольку международные преступления совершаются государствами, их высшими должностными или иными официальными лицами, не всегда возможно привлечь к ответственности указанных лиц на национальном уровне. Кроме того, национальные судебные системы могут быть разрушены в результате вооруженных конфликтов или иных событий. В целях борьбы с безнаказанностью международных преступников международным сообществом созданы органы международного уголовного правосудия (международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности в качестве вспомогательных органов ООН; Международный уголовный суд), а также смешанные (интернационализированные) уголовные трибуналы (суды).

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) учрежден резолюцией Совета Безопасности ООН в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года. Юрисдикция МТБЮ включает серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года, нарушения законов или обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Организационная структура трибунала: судебный орган, состоящий из трех Судебных камер и одной Апелляционной камеры; Канцелярия Обвинителя, и Секретариат. В настоящее время в состав трибунала входят 27 судей: 15 постоянных судей, а также 12 судей ad litem.

Судьи избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности ООН списка сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Обвинитель назначается Советом Безопасности ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН сроком на 4 года и может быть назначен повторно. Судьи трибунала принимают

Правила процедуры и доказывания для проведения досудебного этапа разбирательства, разбирательства и обжалования, принятия доказательств, защиты потерпевших и свидетелей и других соответствующих вопросов. Судебные камеры выносят решения и приговоры и назначают наказания в отношении лиц, обвиняемых в серьезных нарушениях международного гуманитарного права. Апелляционная камера может подтверждать, отменять или пересматривать решения, принятые Судебными камерами. Наказание ограничивается тюремным заключением. При определении сроков трибунал руководствуется общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии. Трибунал завершил разбирательство в отношении 136 из 161 человека, в отношении которых он вынес обвинительные заключения. Апелляционная работа трибунала продолжится до середины 2017 года [19, 20, 21].

Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) учрежден в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1994 году для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Юрисдикция МУТР включает геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 года и II Дополнительного протокола 1977 года. Организационная структура трибунала: судебный орган, включающий одну Судебную камеру и одну Апелляционную камеру, Канцелярию Обвинителя и Секретариат. В настоящее время в состав трибунала входят 10 постоянных судей и 1 судья ad litem, выполняющий функции Председателя. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности ООН списка сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Обвинитель назначается Советом Безопасности ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН сроком на 4 года и может быть назначен повторно. Производство в первой инстанции в настоящее время завершено. Апелляционное производство завершится к августу 2015 года [22, 23, 24].

В целях завершения работы трибуналов без ущерба для надлежащей правовой процедуры Советом Безопасности ООН учрежден Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов, который должен выполнять ряд их существенно важных функций, включая суд над скрывающимися от правосудия лицами, относящимися к числу самых старших руководителей, подозреваемых в том, что они наиболее ответственны за преступления. Арушское отделение (по МУТР) начало функционировать 1 июля 2012 года, Гаагское отделение (по МТБЮ) - 1 июля 2013 года [25].

Международный уголовный суд (МУС) является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, и дополняет национальные системы уголовного правосудия. Юрисдикция МУС включает преступление геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступление агрессии (как только будет принято положение, содержащее определение агрессии). МУС может осуществлять свою юрисдикцию, если: 1) ситуация передается прокурору государством-участником; 2) ситуация передается прокурору Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН; 3) прокурор начал расследование на основе информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию суда.

Организационная структура Суда: Президиум; Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства; Канцелярия прокурора; Секретариат. В состав суда входят 18 судей, избираемых Ассамблеей государств-участников сроком на 9 лет. Также избираются прокурор и заместители прокурора. Президиум, состоящий из председателя и первого и второго вице-председателей, несет ответственность за надлежащее управление делами суда, за исключением Канцелярии прокурора.

Канцелярия прокурора отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде.

Судебная палата обеспечивает, чтобы разбирательство было справедливым и быстрым и проводилось при полном соблюдении прав обвиняемого и с должным учетом необходимости защиты потерпевших и свидетелей. Обвиняемый имеет право на публичное справедливое слушание, проводимое беспристрастным образом, и гарантии на основе полного равенства: иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты, а также свободно сноситься с выбранным защитником в условиях конфиденциальности; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей, показывающих в его пользу, на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него. Обвиняемый также имеет право выдвигать аргументы в свою защиту и представлять иные доказательства, являющиеся допустимыми согласно статуту, и другие гарантии справедливого судебного разбирательства. Наказание может включать лишение свободы на определенный срок (до 30 лет) либо пожизненное лишение свободы. Наказание отбывается в государстве, назначаемом судом из перечня государств, уведомивших суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Жертвы имеют право получить возмещение причиненного ущерба, причем потребности жертв, относящихся к наиболее уязвимым группам населения, включая женщин, детей и жертв сексуального и гендерного насилия, должны удовлетворяться в первую очередь.

Апелляционная палата обладает всеми полномочиями Судебной палаты и может отменить или изменить решение или приговор; или распорядиться о проведении нового судебного разбирательства другой судебной палатой.

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания суда без ущерба для функций и полномочий Прокурора.

Государства-участники должны всесторонне сотрудничать с судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, и осуществлении уголовного преследования за эти преступления (включая арест и выдачу лиц, отслеживание и замораживание активов, а также защиту потерпевших и свидетелей).

В настоящее время ведется расследование восьми ситуаций (четыре переданы государствами: Уганда, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика и Мали; две переданы Советом Безопасности ООН: Дарфур, Судан и Ливия; два начаты по собственной инициативе прокурором: Кения и Кот-дИвуар), и еще восемь ситуаций находятся на стадии предварительного рассмотрения (Афганистан, Гвинея, Гондурас, Грузия, Колумбия, Нигерия, Республика Корея; а также зарегистрированные суда Союза Коморских Островов, Греческой Республики и Королевства Камбоджа) [26].

Также в целях пресечения безнаказанности создаются смешанные (интернационализированные) уголовные трибуналы (суды) двух видов: 1) создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН (Специальный суд по Сьерра-Леоне, Специальный трибунал по Ливану, Чрезвычайные палаты судов в Камбодже);

2)формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции (Судебная палата по расследованию военных преступлений в Государственном суде Боснии и Герцеговины, Специальные судебные составы Окружного суда Дили в Восточном Тиморе, Верховный суд Косово).

Литература и источники

1.Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 от 16.12.2005г. / Документ ООН, A/RES/60/147

2.Report of the International Law Commission on the work of its forty-sixth session. 2 May - 22 July 1994 / General Assembly Official Records. Forty-ninth Session Supplement No 10 (A/49/10). New York: United Nation, 1994. 447 p. Документ ООН, A/49/10

3.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 260 (III) от 09.12.1948).

4.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2106 (XX) от 21.12.1965).

5.Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3068 (XXVIII) от 30.11.1973).

6.Конвенция о рабстве (подписана в г. Женеве 25.09.1926.) и Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве (одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 794 (VIII) от 23.10.1953).

7.Римский статут Международного уголовного суда от 17.07.1998, с изменениями на 16.01.2002. / Документ ООН, A/CONF.183/9.

8.Элементы преступлений (приняты Ассамблеей государств-у- частников Римского статута Международного уголовного суда 30.06.2000) / Документ ООН, ICC-ASP/1/3

9.Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/177 от 20.12.2006.)

10.Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2391 (XXIII) от 26.11.1968.)

11.Международное право: учебник / К. К. Гасанов и др.; под ред. К. К. Гасанова, Д. Д. Шалягина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 543 с. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_view&book_id=114791

12.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 от 16.12.2005.

14.Ответственность государств за международно-противоправные деяния: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/83 от 12.12.2001г. / Документ ООН, A/RES/56/83.

15.Резолюция Совета Безопасности ООН 1556 (2004) от

30.07.2004/ Документ ООН, S/RES/1556 (2004).

16.Резолюция Совета Безопасности ООН 1591 (2005) от

29.03.2005/ Документ ООН, S/RES/1591 (2005).

17.Резолюция Совета Безопасности ООН 1945 (2010) от 14.10.2010 / Документ ООН, S/RES/1945 (2010).

18.Дипломатическая защита: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/67 от 06.12.2007г. / Документ ООН, A/RES/62/67.

19.Устав Международного трибунала по бывшей Югославии (учрежден Резолюцией Совета Безопасности ООН 827 (1993) от 25.05.1993г.). Документ ООН, S/RES/827 (1993).

20.Rules of Procedure and Evidence of the International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia. Adopted on 11 February 1994; as amended on .22 May 2013) / Документ ООН, IT/32/Rev.49.

21.Двадцатый ежегодный доклад Международного трибунала по бывшей Югославии (1 августа 2012 года - 31 июля 2013 года) / Документ ООН, A/68/255-S/2013/463.

22.Устав Международного уголовного трибунала по Руанде (учрежден Резолюцией Совета Безопасности ООН 955 (1994) от 08.11.1994) / Документ ООН, S/RES/955 (1994).

23.Rules of Procedure and Evidence of the International Criminal Tribunal for Rwanda. Adopted on 29 June 1995; as amended on ... 10 April 2013.

24.Восемнадцатый ежегодный доклад Международного уголовного трибунала по Руанде (1 июля 2012 года - 30 июня 2013 года) / Документ ООН, A/68/270-S/2013/460.

25.Устав Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (учрежден Резолюцией Совета Безопасности ООН 1966 (2010) от 22.12.2010) / Документ ООН, S/RES/1966 (2010).

26.Доклад Международного уголовного суда о его деятельности за 2012-2013 гг. / Документ ООН, A/68/314

Похожие работы на - Международное сотрудничество по пресечению массовых нарушений прав человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!