Концептуализация геоэкономических угроз в малых странах с переходной экономикой

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,24 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Концептуализация геоэкономических угроз в малых странах с переходной экономикой















Концептуализация геоэкономических угроз в малых странах с переходной экономикой

Постановка проблемы. Ключевым фактором появления малых государств на мировой арене является рост демократии, стимулируемый глобализацией технологий, экономики, коммуникаций и социальными преобразованиями, создаваемыми информационными технологиями. Мы находимся в мире, где сообщество наций теперь охватывает более широкий круг стран и государств, чем когда-либо прежде.

Как известно, экономические модели обычно основывались на интересах могущественных стран. Сейчас многие из малых государств являются одними из самых успешных игроков в мире. Малые государства, с переходной экономики могут сыграть важную роль в современном раскладе экономических сил, поскольку в данной ситуации главную роль играет не размер страны, а то что она может предложить мировому сообществу. Несмотря на это, маленькие государства сталкиваются со многими серьезными экономическими проблемами, которые имеют решающее значение для их существования. Однако, используя возможности в правильном направлении они вполне состоянии справится возникшими проблемами. Консолидация суверенитета и ГЭБ [ГЭБ включает в себя совокупность функциональных и геофинансовых возможностей государства для предотвращения рисков экономического, управленческого и политического характера] по- прежнему остаются приоритетной задачей в некоторых подобных стран.

Анализ последних исследований и публикаций. В 1970-е годы, концепция национальной экономической безопасности, активно использовался всеми развитыми странами. После окончания «холодной войны» экономическая безопасность стала приоритетным направлением внешней политики высокоразвитых стран, которая сегодня уже переведена на рельсы геоэкономики [например, 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9а; 10Ь; 11а; 12Ь; 13; 14; 15; 16; 18; 19; 20 и другие] и занимает ведущее место в структуре национальной безопасности страны, поскольку в «нынешней ситуации геоэкономический подход определяет приоритеты глобальнойи национальной безопасности, генерирует мотивацию действий в глобальном экономическом пространстве» [15, с. 492]. Отмеченное вызвано тем, что возрождение государственного капитализма и государственных предприятий означает, что государства обладают большими экономическими ресурсами. Во вторых глубокая интеграция глобальных торговых связей и финансовых рынков сделала геоэкономические инструменты более мощными. Вместе с тем вопросы геоэкономического характера приобрели огромную популярность в интерпретации проблемы ГЭБ. В этом отношении наиболее спорный вопрос заключается в следующем: В какой степени конкурентоспособность является конкретным аспектом безопасности, если она является объектом определенных компаний (фирм) и их лобби, пытающихся повлиять на политику правительства»? Вместе с тем, если понятие «конкурентоспособность» вызывает чисто технические разногласия на уровне отдельных компаний (фирм) и других отраслей экономики, термин «конкурентоспособность государства» ставит серьезные нерешенные концептуальные вопросы [15, с. 494].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. На протяжении всего двадцатого столетия баланс сил между странами обычно рассматривался через объектив геополитики, и только недавно геоэкономика стала ключевой парадигмой. Разница в том, что геополитика фокусируется на военной силе, природных ресурсах и демографии как на мерах национального влияния, в то время как геоэкономика подчеркивает такие факторы, как экономическая экспансия на рынках, торговые балансы, экономическая блокада, эмбарго, Экономические санкции, иностранные инвестиции и т.д. В последние годы региональная или преференциальная экономическая интеграция была популярной геоэкономической стратегией. Не удивительно, что одна из целей, которую страны стремились достичь посредством экономической интеграции, была геополитической - получить относительную власть, объединив силы с другими для увеличения их коллективного размера рынка

и экономических возможностей. Рамки геоэкономики иногда используются для описания отступления от преобладающей логики экономической глобализации. Широко распространенное мнение о том, что увеличение экономической интеграции приведет к большей демократии и стабильности во всем мире пока не подтверждается. Сегодняшняя нестабильная геополитическая и конфликтная среда повысила риск сохранения такой открытой экономики, которая может оставить уязвимыми отрасли и цепочки поставок. Хотя рассматривая цели, отвечающие интересам национального государства, становится возможным более широкое толкование ГЭБ. Согласно данному толкованию, в таком случае главное - позволить правительству самостоятельно проводить выбранную экономическую политику. С одной стороны, это определение имеет смысл, если цели объективного характера, но если интерпретация субъективна, концепция ГЭБ превращается в игрушку в руках политических сил, имеющих свои собственные идеи относительно целей, которые должны быть достигнуты посредством правительств в экономической сфере. С другой стороны, идея о том, что любое правительство должна получить полную свободу в определении внешней экономической политики и ее реализации, серьезно противоречит реалиям демократической политической системы, неотъемлемой частью которых является гражданское общество и реакция его субъектов на импульсы политических решений.

Исходя из вышесказанного, совершенно очевидно, что на современном этапе система экономической безопасности трансформируется приобретая новые признаки и измерения. В частности, в недавнем прошлом экономическую безопасность малых странах с переходной экономики определяли как максимальную диверсификацию и самодостаточность национальной экономики. В настоящее время ряду отмеченного, основными акторами экономической безопасности выступаю геоэкономические проблемы [20]. В частности: Способность адаптироваться к динамике рынка и изменяющегося конъюнктуре международной экономики; Поиск своего места и функции в глобальном разделении труда; Активная торговля; Приоритетное развитие современных секторов экономики и высоких технологий; Избежание геоэкономических [и не только] войн или создание механизмов для адекватного реагирования в случи войны; Создание эффективной системы образования; Повышение профессионального уровня трудовых ресурсов; Повышение уровня геоэкономической активности [под геоэкономический активной бюрократии я понимаю: заботу об имидже страны, создание привлекательного инвестиционного климата, очистка зарубежных рынков для экспансии своей компании, умение избегать геоэкономических войн и/или искусство ведения такой войны и т.д.] политической элиты и правительственной бюрократии. Совокупность этих актеров и определяет ГЭБ страны (рис. 1).

Рис. 1. Структура геоэкономической безопасности страны

Составлено автором по источнику [4; 19]

Цель, переменные, методология и метод, научная новизна статьи. Главной целью этой работы является выявление и систематизация угроз, которые оказывают непосредственное влияние на ГЭБ малых стран с переходной экономики. В исследовании качестве независимой переменной выступает государственная безопасность, азависимой ГЭБ малых стран с переходной экономики. Исследование носит эмпирически характер, а методологический относится в категории качественных исследованиям.

В качестве базового методологического подхода используется метод конкретного случая [Case-study]. Концептуальный анализ ГЭБ малых стран с переходной экономики само по себе является научной новизной, а выдвижение концептуальных основ ГЭБ имеет практическое значение для формирования стратегии национальной безопасности Грузии.

Изложение основного материала. Грузия видит свое будущее в региональном контексте больше в геоэкономических условиях, чем в геополитических. Однако в Концепции национальной безопасности отмечается, что надо создать условия для стабильного долгосрочного экономического роста, который является одним из главных приоритетов политики национальной безопасности Грузии. Правительство Грузии обеспечивает свободное экономическое развитие, расширение международных экономических отношений страны, улучшение инвестиционной среды с целью привлечения иностранного капитала, консервативной фискальной политики и здоровой денежно-кредитной политики, обеспечение энергетической безопасности. Для обеспечения энергетической безопасности страны дальнейшая диверсификация источников энергии и транспортных маршрутов является приоритетом для Грузии. Не менее важно поддерживать развитие и модернизацию энергетических систем страны, а также их интеграцию в региональную энергетическую инфраструктуру. Дальнейшее укрепление энергетического потенциала Грузии положительно скажется на государственной безопасности, экономическом развитии и благосостоянии граждан.

Грузия считает важным усиление своей транзитной роли. Поэтому Грузия готова более активно участвовать в международных энергетических, транспортных и коммуникационных проектах.

Обеспечение экологической безопасности Грузии тесно связаны с общественным здоровьем и безопасностью. Обеспечение экологической безопасности особенно важно при реализации крупномасштабных внутренних и международных проектов. Укрепление кибербезопасности является важным фактором в системе безопасности Грузии [17].

Однако в этой концепции не хватает систематизации и конкретности. В частности, не систематизированы основные акторы угроз геоэкономической безопасности [приложение 1] и основные показатели геоэкономической безопасности Грузии [приложение 2]. С целью конкретизации угроз более целесообразным кажется их разделение по внутренним и внешним параметрам, а основные показатели геоэкономической безопасности на государственном и региональных уровнях. Особенно остро стоит вопрос внешних угроз для Грузии. Подобные угрозы могут создать как дружественные так и недружественных силы находящегося за пределами страны. «Для Грузии более опасны появление геоэкономических коллизии во внешне экономических отношениях экономически сильными странами, при котором экономика страны слабеет и соответственно ограничивается возможность предотвращения угроз» [20, с. 350]. Приоритетом Грузии по экономическим вопросам является поиск новой роли и функции как в рамках международной системы, так и в регионе. Этого, однако, не может быть достигнуто без стабильности и экономического развития в регионе.

Принципы национальной конкурентоспособности еще не воплощены в конкретные политические и законодательные изменения в Грузии, что приводит к политическому кризису, экономической нестабильности, бедности, социальному неравенству в Грузии. Улучшилась защита прав собственности, и правительство упростило выполнение контрактов. Хотя конституция и закон предусматривают независимую судебную систему, за прошедший год в судебных реформах достигнут небольшой прогресс, и правительство не в полной мере уважает независимость судебной власти. Грузия по-прежнему борется с затяжными последствиями коррупции советской эпохи. Зарубежные прямые инвестиции в Грузии выросли на 330,30 млн.

Долларов США в четвертом квартале 2016 года. Прямые иностранные инвестиции в Грузии в среднем составляли 304,81 млн. Долларов США с 2005 года по 2016 год. ЕС является основным торговым партнером Грузии. Около 32,6% его торговли приходится на ЕС, за ним следуют Турция (17,2%) и Россия (8,1%).

Объем торговли ЕС с Грузией составляет 0,1% от ее общей торговли с оборотом 2,6 млрд. Евро в 2015 году. Экспорт ЕС в Грузию в 2015 году составил 1,84 млрд. Евро. Основными экспортными продуктами являются минеральные продукты, машины и приборы, химическая продукция и тран порт оборудование. Ключевой импорт ЕС из Грузии включает минеральные продукты, сельскохозяйственную продукцию, базовые металлы и химические продукты. ЕС импортировал товары в размере 742 млн. Евро из Грузии в 2015 году. Торговля чрезвычайно важна для экономики Грузии. Средняя применяемая тарифная ставка составляет 0,7 процента. Существуют некоторые ограничения на иностранную собственность на сельскохозяйственные угодья [16, с. 498].

Выводы и предложения. На современном этапе система экономической безопасности приобретёт новые признаки и измерения Будущее страны следует рассматривать в геоэкономическом контексте, иначе он может оставаться недостаточно развитым. Безопасность страны должно развиваться посредством экономического сотрудничества, что не только обеспечило бы стабильность и экономический динамизм, но и принесло бы пользу как в плане безопасности, так и в экономике.

Геоэкономический потенциал является надежным источником ослабления геоэкономических угроз. Геоэкономический потенциал следует понимать как источники, возможности, средства, резервы, которые могут быть использованы для экспансионистской деятельности государства на мировом рынке. В Грузии таким геоэкономическим ресурсам можно отнести:

Диверсификация экономики и экспорта;

Увеличение доли частного сектора в экономике;

Сокращение государственной бюрократии;

Укрепление транзитной роли путем привлечения дополнительного груза;

Расширение географии внешней торговли;

Реформа образования;

Снижение энергетической зависимости;

Создание благоприятной среды для достижения конкурентных преимуществ;

Уменьшение риска геоэкономической войны.

Приложение

Систематизированная схема основных угроз геоэкономической безопасности Грузии по внутренним и внешним периметрам

Источник: разработка автора

геоэкономический безопасность грузия

Уровни и основные показатели геоэкономической безопасности Грузии

Составлено автором по источникам [14; 17]

Похожие работы на - Концептуализация геоэкономических угроз в малых странах с переходной экономикой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!