Психология как наука

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология как наука

Содержание

1. Психология как наука

. Предмет и основные принципы психологии

. Познавательная сфера - ощущение

. Проблема личности

Литература

1.Психология как наука

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях - под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия. По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

во-первых, опирается на житейский психологический опыт;

во-вторых, извлекает из него свои задачи;

в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

2. Предмет и основные принципы психологии

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов психологии называют:

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план; принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек - машина»;

спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе - ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

3. Познавательная сфера - ощущение

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущение - процесс первичной обработки информации, представляющий собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения представляют собой наиболее простую форму психической деятельности. Они возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеют рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей: I) периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энергию в нервный процесс; 2) проводящие нервные пути, соединяющие периферические отделы анализатора с центральным: афферентные - направленные к центру, эфферентные - идущие к периферии; 3) подкорковые и корковые отделы анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Например, пространственно разными точками в коре представлены разные точки сетчатки. Так же устроены и другие анализаторные системы. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных, осязательно-двигательная чувствительность - в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным кольцом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Механизм возникновения ощущений можно без преувеличения назвать древним. Для того чтобы вовремя реагировать на изменения в окружающем мире, в процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток - рецепторов (от лат. - получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды.

Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия - раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, - возбуждением.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализируется на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств - окончания чувствующего нерва - рецепторы. Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным, афферентным (от лат. - приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга. Рецепторы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга - три составные части анализатора.

Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом. Следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения. На пути от рецепторов к коре мозга импульсы проходят через различные мозговые структуры, где они получают первичную переработку.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна: мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс, распространяясь по центробежным, эфферентным (от лат. - выносящий) нервным путям, воздействует на двигательные механизмы органа чувств и вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. В ходе обычной жизни на нас, наше сознание и подсознание постоянно воздействуют потоки различных сигналов. Входными воротами, через которые в мозг проникают потоки информации, являются рецепторные системы. Именно рецепторные системы и обрабатывающие их данные анализаторные структуры порождают наши внутренние ощущения, воспринимаемые сознанием и подсознанием.

Отсутствие каких бы то ни было ощущений возникает у человека через считанные минуты после лишения его всех сенсорных сигналов. Результаты такой полной депривации, то есть лишения человека притока любой информации, просто трагичны. Из отчетов добровольцев специальных исследований известно, что в состоянии депривации человек полностью теряет ощущения, говорящие о положении тела, не понимает, согнуты ли его руки или ноги, есть ли они вообще у него. Очень быстро человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, теряет представления об окружающем его мире, о ситуации, в которой он находится, теряет возможность думать, вспоминать. Все это происходит на фоне различных галлюцинаторных явлений. В итоге лишение ощущений (депривация) сопровождается серьезными нарушениями мыслительной деятельности. Компенсаторные воздействия, связанные с обеспечением выхода человека из состояния сенсорного дефицита, занимают много времени и требуют специальных усилий и процедур.

Пороги возникновения ощущений всех органов чувств человека чрезвычайно низки, то есть наши сенсорные системы обладают высокой чувствительностью при обнаружении внешних воздействий. Глаз человека в условиях темной ночи различает пламя свечи с расстояния в несколько километров. При проведении специальных экспериментов показано, что в условиях привыкания к темноте человеческий глаз способен обнаруживать как световую вспышку несколько (5-8) фотонов. Пальцы человека ощущают царапины глубиной 0,001 см, слух -ход ручных часов на расстоянии до 2 м. По некоторым данным, человек обнаруживает запах капли духов на расстоянии до 100 м, наличие чайной ложки сахара в ведре воды. Человек способен различать от 10 000 до 40 000 различных запахов, причем у женщин этот показатель выше - они могут различать до 100 000 запахов.

Кстати говоря, обонятельная система играет особую роль в животном мире, являясь средством коммуникации. Насекомые и многие высшие животные выделяют особые химические вещества - феромоны, распространяющиеся по воздуху и используемые в качестве сигналов "любви" и "смерти". Например, обонятельная клетка самца непарного шелкопряда способна обнаружить в воздухе даже одну молекулу особого полового гормона, выделяемого самкой, находящейся на расстоянии до 1,5 км (!) от самца. Некоторые авторы объясняют именно "феромонами любви" таинственные свойства роковых женщин, непроизвольно привлекающих внимание мужчин.

Физиологической базой ощущений является чувствительность рецепторов соответствующих органов: глаза, уха, кожи и т.д. В частности, ощущения вкуса сладкого, горького, кислого или соленого возникают у человека при раздражении тонкой иголочкой рецепторов, расположенных соответственно на кончике, у корня, сбоку или в центре языка. В результате воздействия внешних сигналов в рецепторах возникают сложные цепи электрохимических процессов, заканчивающихся в течение нескольких миллисекунд формированием рецепторных электрических потенциалов.

Возникновение ощущений происходит в результате работы систем восприятия или анализаторных систем. Существуют три основных класса анализаторных систем. Внешние (дистантные) анализаторы: зрение, слух, обоняние; контактные анализаторы: тактильный (кожный), температурный, вкусовой; внутренние анализаторы: давления, кинестезический (движения суставов, частей тела), вестибулярный, внутренних органов.

С точки зрения поведенческой эффективности наиболее развитыми являются дистантные анализаторы, так как с их помощью организм способен фиксировать сигнал на относительно безопасном расстоянии, находясь вне прямого контакта с объектом, посылающим этот сигнал. Тем не менее и без других анализаторных систем деятельность организма становится неполноценной. В особой степени это касается анализаторов, работа которых обычно остается незаметной, таких, как анализаторы внутренних органов, движения или вестибулярной системы. Например, отсутствие сигналов, говорящих о степени растяжения мышц, сгибов суставов, напряжении сухожилий, незамедлительно делает невозможным регулирование движений, ведет к нарушениям вестибулярной сигнализации, к затруднениям в поддержании правильной ориентации тела в пространстве и т.д.

Ощущение, таким образом, является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств, объектов внешнего мира. В отличие от ощущения восприятие представляет собой целостное отражение объектов внешнего мира в совокупности их свойств, параметров, характеристик. Одними из основных свойств восприятия являются его категориальность и константность. Категориальность означает, что в результате восприятия происходит отнесение объекта (события, явления) к одному или нескольким классам (категориям); константность восприятия указывает на независимость классификации объекта отряда несущественных для данной задачи условий.

Например, при зрительном восприятии константность означает возможность отнесения объекта к одному и тому же классу объектов независимо от его положения в поле зрения, цвета, размера. При слуховом восприятии мы правильно узнаем слово или фонему независимо от того, женский, мужской или детский голос его произнес, быстро или медленно оно сказано, вне зависимости от акцента или даже от "проглатывания" некоторых слогов. При этом, естественно, человек способен различать все тонкие характеристики объекта восприятия: оттенки цвета, различия размера, характеристики акцента и т.д. В частности, для людей искусства (художников, поэтов, писателей) совершенно необходимым является способность к аконстантному восприятию мира, когда классификация объектов происходит на основе подчеркивания, гиперболизации отдельных сторон восприятия.

В процессе восприятия происходит узнавание (опознание) объектов, то есть признание их членами того или иного класса явлений, известного нам по прошлому опыту. Узнавание, таким образом, является результатом сопоставления описания комплекса характеристик объекта с памятью. Частным случаем процессов опознания (узнавания) можно считать формирование нового класса объектов, например тогда, когда большинство характеристик воспринимаемого объекта отличается от характеристик классов объектов, хранящихся в памяти.

психология познавательный личность научный

4. Проблема личности

Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".

Социальный статус представлен в социально-психологических исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.

В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непристижность профессии учителя).

Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).

Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения. Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску".

Социальные мотивы в пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.

Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.

Социальная установка (или социальный аттитюд) представляет собой готовность или предрасположенность личности реагировать или действовать определенным образом, которая предопределена прошлым опытом или неосознаваемым состоянием готовности именно так реагировать и действовать, что также может быть обусловлено особенностью протекания психических процессов. Социальный аттитюд часто трактуется как субъективная ориентация индивида в социуме как члена группы или общества на те или иные ценности, предписывающие социально-приемлемые способы поведения посредством обязательности соблюдения социальных норм.

Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н.Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям. При изучении социальных отношений точно также социальная установка оказалась связанной с устойчивым социальным поведением личности, с одной стороны, и она же обнаружила себя как помеха в ходе процессов социализации и социальной адаптации, с другой стороны.

Важность исследования установки в контексте социальной психологии оказалась связанной с тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. В современных исследованиях социальная установка чаще всего предстает как механизм, облегчающий процесс саморегуляции, или используется как инструмент прогнозирования возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. При этом содержание установки выявляется как объективный фактор деятельности, на который направлена установка (это может быть мотив, цель или условие деятельности). Сообразно этому установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные. Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять активное отношение к тому, что наделено личностным смыслом. Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению. Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.

Формирование и изменение установок пытаются объяснить многие теории (особенно активно их изучали американские психологи): теория научения, теория когнитивного соответствия, теория баланса, теория когнитивного диссонанса. В теории научения рассматриваются установки как и другие привычки людей:

информацию и чувства можно усваивать, имея обычный жизненный опыт;

затем могут возникать естественные ассоциативные связи с подобными явлениями;

можно просто копировать чужое поведение, имитировать его как поощряемое и т.п.

Теория когнитивного соответствия делает упор на осмысленность установки, при этом определено, что люди стремятся к осмысленности и согласованности своих знаний; пытаются привести в соответствие с собственной "психологикой" разнообразие мнений и ценностей, которые они разделяют посредством самоубеждения.

Теория баланса предлагает рассматривать установки как динамичную среду, которая стремится к тому, чтобы не иметь негативных знаков; психологическим балансом считается ситуация, когда кто-то согласен с человеком, который ему нравится и не разделяет мнение того, кто не нравится; дисбаланс отношений связан с тем, что возникает несогласие с нравящимся человеком, тогда его пытаются переубедить или изменяют к нему общее отношение. Теория когнитивного диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением; диссонанс возникает как психическое напряжение, побуждая человека изменить свое поведение в соответствии с установками или изменить установки, если он не может отказаться от своих привычек. Западные исследователи провели множество исследовательских экспериментов и установили, что в разных случаях могут использоваться различные объяснительные схемы. Было обнаружено, что выбор объяснительной теории зависит также от того, является ли поведение, о котором идет речь, важным для человека или нет. От некоторых привычек легко можно отказаться, другие вырастают в ранг принципов и даже становятся частью действующей "Я-концепции".

Помимо формообразующих социальный характер личности социальных установок, статусов, ролей и мотивов для существования человека в обществе важны также его социально-перцептивные свойства. К ним относятся такие личностные качества как способность к "сочувствию - сопереживанию" другому человеку, способность к пониманию "другого", феномен "доверия", и "когнитивной сложности" личности. Кратко представим каждое явление.

Сочувствие представляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие). Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека. Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла - так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей. В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.

Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.

Ценностные ориентации связаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации. Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.

Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.

Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.

Литература

1.Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц.

.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.

.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.

.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

.Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека М, 1995.

.Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 560 с. - (Образовательный стандарт XXI)

.Розин, В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. - : РГГУ, Омега-Л, 2005. - 544 с.

Похожие работы на - Психология как наука

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!