Авиационные происшествия и инциденты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,76 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Авиационные происшествия и инциденты

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

„УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ








РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине „Воздушное право

„Авиационные происшествия и инциденты

Выполнил: Васильев И.М.

Проверил: Бойко Н.С.





Ульяновск 2016

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Понятие авиационного происшествия

Причины авиационных происшествий

Понятие авиационного инцидента

Компетентные органы расследования АПИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И порядок РАССЛЕДОВАНИЯ аПи

Расследование авиационных происшествий

Расследование авиационных инцидентов

Учет АПИ Экспериментальных ВС

Гражданских ВС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИсок используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Авиакатастрофы и происшествия - явления, порождающие обычно самые разнообразные слухи, домыслы и заблуждения. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда все подобные случаи тщательно скрывались, а информация по ним носила гриф «для служебного пользования». Довольно большое количество происшествий того периода известно лишь немногим специалистам, а родственники или друзья погибших в них летчиков и пассажиров зачастую собирают информацию по крупицам. По данным статистики, 70-80% летных происшествий в гражданской авиации происходит на взлете и при аварийной посадке у земли (воды).

Понятие авиационного происшествия

Авиационное происшествие с человеческими жертвами(катастрофа) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Приведенные определения являются обобщенными. Различные нормативные правовые акты и иные применяемые на практике документы устанавливают различные толкования понятия авиационное происшествие. Применимость этих толкований зависит от сферы действия соответствующего акта. Кроме того, толкования содержат большое количество терминологических и юридических тонкостей, в связи с чем строгое отнесение того или иного события к категории авиационных происшествий в каждом случае требует детального анализа контекста.

В Советском Союзе в сходном значении также применялся термин лётное происшествие (ЛП).

Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации относит к авиационным происшествиям следующие события (здесь и далее определения из соответствующих правовых актов даются в обобщенном и сокращенном виде, только для создания общего представления об их особенностях): когда какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате нахождения в воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью (в том числе отделившейся), либо в результате воздействия реактивной струи;

·когда воздушное судно получает значительные повреждения или разрушается;

·когда воздушное судно пропадает без вести либо оказывается в недоступном месте.

Определения содержат ряд исключений и оговорок. Не относятся к авиационным происшествиям, в частности:

·гибель или травмы безбилетных пассажиров, скрывающихся вне зон, предназначенных для пассажиров и экипажа;

·телесные повреждения, полученные в результате естественных причин, нанесенные самому себе, либо другими лицами;

·определенные виды повреждений, относящихся к легко заменяемым частям или агрегатам воздушного судна.

Определены также рамки понятия «использование воздушного судна»: к авиационным происшествиям относятся только события, произошедшие с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно.

Таким образом, не является авиационным происшествием, например, пожар, возникший при проведении ремонтных работ.

Причины авиационных происшествий

Наиболее распространенной причиной авиакатастроф является человеческий фактор. По статистике причины распределяются следующим образом:

·Ошибки пилотов - 50 %:

·ошибки пилотов неспровоцированные - 29 %,

·ошибки пилотов, вызванные сложными метеоусловиями - 16 %,

·ошибки пилотов, вызванные отказами техники - 5 %.

·Отказы авиатехники - 22 %.

·Погодные условия - 12 %.

·Терроризм - 9 %.

·Ошибки наземного персонала (авиадиспетчеров, авиатехников и др.) - 7 %.

·Другие причины - 1 %.

Самый опасный участок полёта - это взлёт и посадка из-за малой высоты полёта и, как следствие, недостатка времени для оценки возникшей проблемы и её решения. Происшествия по участкам полёта распределяются так:

·руление - 3,3 %

·разбег - 17,6 %

·взлёт - 11,1 %

·набор высоты - 6,5 %

·крейсерский полёт - 5,2 %

·снижение - 3,3 %

·ожидание и заход на посадку - 11,8 %

·посадка - 16,3 %

·пробег - 24,8 %

Авиационный инцидент

Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

·выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;

·возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.);

·значительное снижение работоспособности членов экипажа;

·значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

·получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;

·значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;

·возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.;

·разрушение или рассоединение элементов управления;

·повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.


Компетентные органы расследования АПиИ

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден в декабре 1991 года на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашение), заключенного 12 новыми независимыми государствами, для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.

МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения.

МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.

В соответствии с положениями Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации и Процедурами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Соглашение и Положение о МАК в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО, и МАК включен в Перечень межправительственных организаций.

МАК заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями - ИКАО, EASA, ИАТА, ИФАЛПА, МПА СНГ, ЕврАзЭС и др. Подписаны подготовленные МАК международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.

МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).

Штаб-квартира МАК располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с Законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным Кодексом.

Федеральная авиационная служба России осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции в гражданской авиации и организации воздушного движения. Положение о ней принято 13 августа 1996 года Правительством Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти, входящего в систему, возглавляемую Министерством транспорта РФ. Одновременно такой же статус получили Росморфлот, Росречфлот и Федеральная авиационно-дорожная служба.

Постановлением Правительства "Вопросы ФАС России" N583 от 14 мая 1996 установлена предельная численность центрального аппарата ФАС - 457 единиц и территориальных органов - 1744 единицы. Службе разрешено иметь 7 замов, в том числе 2 первых, коллегию из 15 человек и Департамент по организации воздушного движения. В состав ФАС передана Комиссия по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация).

К концу 1996 года остальные транспортные департаменты были возвращены в состав Министерства транспорта, а авиационная служба осталась в самостоятельном статусе.

Организация и порядок расследования АПиИ

Расследование авиационных происшествий с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит МАК с участием ФАС России, Минэкономики России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия.

Если в процессе расследования авиационного происшествия не требуется проведение дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования продлевается по ходатайству председателя комиссии.

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Комиссия проводит расследование авиационного происшествия с привлечением необходимых специалистов, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящими Правилами и другими актами воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующими деятельность в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия имеет статус государственной комиссии. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или экспериментальным воздушным судном представителей авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с гражданским воздушным судном авиационного персонала государственной или экспериментальной авиации состав участников расследования согласуется с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав назначаются полномочным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

Расследование авиационных инцидентов

Расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента.

Общий срок расследования авиационного инцидента не должен превышать 10 суток, если не требуется проведение дополнительных исследований. Продление срока расследования допускается с разрешения ФАС России по запросу председателя комиссии.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, командование войсковых частей, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного инцидента, в том числе выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного инцидента, обеспечивать транспортировку и проведение необходимых работ и исследований авиационной техники в интересах расследования авиационного инцидента.

Учет АПиИ Экспериментальных ВС

Авиационные происшествия с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному учету. Учет авиационных происшествий ведется в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и в организациях экспериментальной авиации в журнале учета авиационных происшествий(Журнал учета авиационных происшествий является документом постоянного хранения).

На основе рекомендаций комиссии по расследованию в организациях экспериментальной авиации разрабатываются мероприятия по результатам расследования авиационного происшествия. Официальным основанием для разработки этих мероприятий является утвержденный акт расследования авиационного происшествия с приложениями (дело расследования). При разработке указанных мероприятий учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной системы, в том числе не оказавшие непосредственного влияния на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

Планы мероприятий, разработанные по результатам расследования авиационного происшествия, согласовываются с организациями - исполнителями и соисполнителями работ и представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае когда требуются единичные меры, издаются приказы или иные распорядительные документы по этим вопросам. Для разработки планов мероприятий или иных документов по реализации рекомендаций комиссии по расследованию устанавливается срок до 10 суток. Срок исчисляется с момента получения лицом, ответственным за организацию разработки мероприятий, всех материалов комиссии. В отдельных случаях оперативные мероприятия по рекомендациям комиссии разрабатываются и реализуются до завершения расследования авиационного происшествия и утверждения акта расследования авиационного происшествия.

Контроль за реализацией мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия, осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально проводит анализ авиационных происшествий, результатов выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия. Материалы анализа с рекомендациями по повышению безопасности полетов Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет во все организации экспериментальной авиации.

авиационный происшествие гражданский расследование

Гражданских ВС

Каждое авиационное происшествие с гражданским воздушным судном Российской Федерации подлежат обязательному учету. Учет авиационных происшествий проводится в организации ГА, которой принадлежит воздушное судно и на территории которого произошло авиационное происшествие, в региональных управлениях гражданской авиации и соответствующих подразделениях других министерств и ведомств, ФАС России, МАК и Минэкономики России. Порядок ведения учета определяется ведомственными инструкциями.

ФАС России, МАК и Минэкономики России проводят периодически в согласованные сроки взаимный обмен информацией об авиационных происшествиях.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия разрабатывает рекомендации по повышению безопасности полетов на основании анализа информации, полученной в ходе расследования. При разработке рекомендаций учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной транспортной системы, в том числе и не оказавшие непосредственного влияния на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

Мероприятия по результатам расследования авиационных происшествий разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию. Официальным основанием для разработки мероприятий является утвержденный Окончательный отчет с приложениями. Для разработки планов мероприятий (или иных распорядительных документов) по реализации рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий устанавливаются следующие сроки:

30 суток для межведомственных планов;

20 суток для ведомственных планов и иных распорядительных документов.

При составлении плана мероприятий (или иного распорядительного документа) все рекомендации комиссии должны быть рассмотрены и либо приняты, либо обоснованно отклонены, о чем орган, ответственный за разработку мероприятий, информирует орган, назначивший расследование авиационного происшествия, в срок не более 10 дней с момента утверждения плана. При наличии разногласий в целесообразности или путях реализации какой-либо рекомендации комиссии этот вопрос включается в план мероприятий для дополнительной проработки.

ФАС России ведет учет всех рекомендаций комиссий по расследованию, планов мероприятий и иных распорядительных документов, относящихся к компетенции ФАС.

Аналогичный учет ведут Минэкономики России, ОКБ - разработчики авиационной техники и структурные подразделения ФАС России в части, их касающейся.

Порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий, их учета, финансирования и контроля за реализацией, а также доведения их до организаций-исполнителей и соисполнителей и органа, назначившего расследование, определяется межведомственной инструкцией.

Рассылка планов мероприятий должна осуществляться в срок не более 10 дней с момента их утверждения. Контроль за реализацией разработанных мероприятий осуществляют ФАС России и Минэкономики России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Затраты на предотвращение авиационных происшествий нелегко поддаются сравнению с выгодами, получаемыми в результате таких мероприятий, поскольку невозможно знать, какие происшествия не произошли благодаря мерам по их предотвращению. Однако такие меры часто приводят к повышению эффективности деятельности предприятия, поскольку они направлены на устранение ошибок и недостатков на всех уровнях и в различных областях. Необходимость создания и проведения программ по предотвращению авиационных происшествий, дополняющих традиционные нормативные мероприятия в области безопасности полетов, могут быть обоснованы следующими соображениями:

) авиационные происшествия продолжают случаться, несмотря на существование и выполнение многочисленных правил и регламентов безопасной деятельности гражданской авиации;

) лица, причастные к происшествию, как правило, с неохотой сообщают информацию о допущенных ошибках и нарушениях органам, проводящим расследование. Такая информация может иметь решающее значение для окончательного понимания обстоятельств случившегося и, следовательно, для разработки превентивных мер;

) занимающиеся расследованиями организации, иногда скрывают недостатки в работе самих органов государственного нормативного регулирования деятельности ГА, что, в свою очередь, может порождать:

·конфликты интересов;

·кризис доверия;

·возможности для вмешательства в вопросы предоставления информации в области безопасности деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Международная организация гражданской авиации, Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации: Расследование авиационных происшествий и инцидентов // изд.10, 2010, с.76

.Селяков Л. Л. Состояние с аварийностью - некоторые статистические данные, опубликованные в печати на 31.01.90 // Человек, среда, машина. - АО АНТК им. А.Н. Туполева. - 1998. - 134 с.

.Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 303 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации".://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26859/

.Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (ред. от 07.12.2011) "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации".://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43232/

.Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" (10-фз от 8 января 1998) - #"justify">.Постановление от 18 июня 1998 г. N 609 об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 854) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81846/

Похожие работы на - Авиационные происшествия и инциденты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!