Государственное регулирование рыночных отношений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,26 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рыночных отношений

Введение

Проблема безработицы и занятости - одна из главных проблема во всем мире на сегодняшний день. Уровень жизни граждан, уровень эмиграции, наличие квалифицированной рабочей силы зависят от уровня безработицы . Отношения в области занятости и трудоустройства регулируются рядом комплексов нормативных актов: Конституцией РФ, международными нормативными актами, законами и другими нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» предусмотрены основы правового статуса безработного гражданина: основные гарантии и права, ответственность, обязанности, определены приоритетные меры по социальной защите безработных.

Основная цель работы заключается в изучении цели и функций политики государства по отношению к занятости граждан, мер госрегулирования занятости. Выявить и отследить динамику и эффективность осуществления международных и государственных программи норм в сфере занятости населения. Для раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа моделей политики зарубежных государств в области занятости в сфере занятости выделяются следующие задачи: ознакомиться с государственной политикой в области занятости и трудоустройства граждан; изучить деятельность государственной службы занятости.

1. Цель политики государства в области занятости. Функции государства как субъекта рыночных отношений

Главная цель государственной экономической политики это поддержание экономики, в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие инфляции и безработицы.

-обеспечение стопроцентной занятости;

-создание «гибкого рынка труда», который может своевременно реагировать на изменения, приспосабливаться к внутренним и внешним условиям развития экономики, быть стабильным и управляемым.

Эта «гибкость», в сравнении с традиционным рынком труда, предполагает использование работников на временной занятости, сменных рабочих местах, условиях неполного рабочего дня, изменения количества смен, добавления и увеличения рабочих функций. Каждый желающий трудоустроиться должен в итоге найти рабочее место, которое будет отвечать его требованиям.

Место и роль государства определяются его функциями. Они содержат важные направления деятельности. Выделяют следующие функции: регулирующая, правовая, воспроизводственная, технологическая, прогностическая, стабилизационная, защита конкуренции.

Правовая функция должна регулировать отношения между субъектами производства, требующие охраны государством. Речь идет о конкретных правилах создания предприятий и их ликвидации, организации структуры управления, установлении правил и норм хозяйствования, регламентации отношений собственности.

Воспроизводственно-технологическая функция обеспечивает функционирование воспроизводственного процесса. Ее деятельность сводится к удовлетворению потребностей граждан материальными и духовными благами, организации условий для обеспечения производства нужными ресурсами, для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных рассмотривают две подфункции: ресурсов и перераспределения доходов. Особое значение этих вопросов обусловлено тем, что рыночный механизм не в силах их разрешить и исходя из этого, возникает необходимость в их регулировании государством.

Функция защиты конкуренции. Для ликвидации и предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги: проводится изучение рынков, для них выполняется расчет коэффициентов концентрации и как результат - выявление конкурентоспособных и монополизированных отраслей. Надо отметить, что государству необходимо придерживаться дифференцированного подхода в отношении к монополиям. Потому, что в данном случае необходимо сохранить в экономике сферы естественной монополии, в отношении других фирм необходимо проводить жесткую антимонопольную политику.

В основу государственной антимонопольной политики входят соответствующее законодательство, которое представлено совокупностью правовых норм, которые должны защищать и усиливать конкуренцию, понизить вероятность долгосрочного извлечения экономической прибыли. Реализуется политика антимонополии при помощи мероприятий административного и организационного характера. Административные меры это контроль над рынком, контроль за движением цен и возможностью их фиксации, слияниями и поглощениями, наличием ценовой дискриминации и так далее. К предприятию применяются финансовые санкции в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольная профилактика проводится с помощью постепенной либерализации рынков. В этой ситуации государство идет на отмену или уменьшение барьеров, которые препятствуют доступу нового конкурента в отрасль. В результате чего растет количество фирм и объем продукции, поставляемой на рынок. К методам либерализации относят развитие малого бизнеса, поощрение диверсификации производства, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и тому подобное. В результате проведения таких мероприятий отрасль уже не считается монополизированной, и как следствие - сокращение доли неэффективного ресурсного распределения.

Стабилизационная функция - это деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, стабильности полной занятости и цен. Основная проблема заключена в том, что для существенного увеличения объема производства нужен рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не может. Как результат возможны две негативные ситуации: инфляция и безработица. Для достижения полной занятости граждан государству необходимо повысить совокупные расходы. Это может быть возможным благодаря росту расходов частного сектора и собственных совокупных расходов. Для стимулирования данного процесса необходимо снижение процента налогообложения. В случае инфляции в экономике у правительства возникает совершенно противоположная цель - уменьшить расходы. Достигается это за счет увеличения налогообложения частного сектора и сокращения государственных закупок.

Прогностическая функция призвана определять ведущие направления экономического развития, которые формируются на основе прогноза обеспечения занятости граждан и регулирования безработицы, развития экономики в целом, формирования механизма рыночного хозяйствования, выявления тенденций и направлений движения. В ходе реализации прогностической функции государство исполняет роль координатора, что предполагает построение гибких взаимоотношений центра с административно-хозяйственными и экономическими и структурами общества.

Регулирующая функция предполагает самую широкую и разнообразную деятельность государства, которая преследует цель минимизации негативных последствий действий рыночной экономики; организаия правовых финансовых, социальных основ деятельности рынка, обеспечения населения социальной защитой. Для достижения данных целей правительством используются косвенные и прямые методы, способствующие становлению инфраструктуры, поддерживающие сбалансированность экономики, для чего использует налоговые, ценовые и кредитно-денежные инструменты.

2. Модели политики занятости. Меры активного и пассивного госрегулирования занятости

занятость рынок труд

Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она делится на три уровня: общегосударственный, региональный и локальный. На сегодняшний день выделяют четыре модели политики занятости, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой.

Скандинавская модель. Данная модель строится на основе обеспечения занятости практически всем работающим при помощи организации в государственном секторе рабочих мест со средней оплатой труда. Эта политика практически полностью рассчитана на государственные средства, в условиях недофинансирования при нехватке средств наступает спад производства, что приводит к увольнениям.

Американская модель. Данная модель ориентирована на создание рабочих мест, которые не требуют высокой производительности, для большей части экономически активных трудоспособных граждан. численность неработающих граждан формально уменьшается, однако увеличивается число граждан с низким доходом.

Японская модель. Отличительной характеристикой японской модели рынка труда является "система пожизненного найма", которая предусматривает гарантии на весь срок трудовой деятельности работника. Эти гарантии - результат сложившейся практики взаимоотношений между работниками и предпринимателями. Они не оформлены законодательно , но поддерживаются профсоюзами, лояльными по отношению к фирме.

Выделяют два вида направлений среди направлений государственной политики в сфере занятости:

) активную государственную политику в сфере занятости;

) пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике соответствует наличие форм обеспечения занятости, которые направлены на скорейший подбор работы, а также на профессиональное переобучение и обучение безработных, то есть государством устанавливаются дополнительный стимул для тех, кто ищет работу.

Для пассивной политики характерна поддержка жизненного уровня граждан в период безработицы, то есть наличие повышенных пособий по безработице и другой материальной помощи безработным[1; с. 11].

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер государства, которые проводятся с целью предупреждения безработицы и понижения ее уровня. В такую политику включены следующие мероприятия: по профилактике - предупреждению сокращений и увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучению, переподготовке, профориентации и повышению квалификации лиц, нуждающихся в работе с целью повышения их конкурентоспособности; подбору и активному поиску рабочих мест; субсидированию создания новых рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирования существующих рабочих мест в соответствии с запросами рынка труда; организации новых рабочих мест при помощи организации специализированных производств, временных и общественных работ; поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных; квотированию рабочих мест для слабозащищенной категории лиц и др. Активные меры на рынке труда подразделяются на две группы:

) меры, определяющие содержание основных программ. Финансирование идет из средств, которые направлены на содержание службы занятости, и должны быть предоставлены всем гражданам независимо от места проживания, их социально-экономического положения и отношения к занятости. К таким мерам относят посредничество в трудоустройстве - профессиональные консультации, профориентация и подбор работы, психологическая поддержка, профинформация и др.;

) меры, составляющие содержание специальных программ. Финансирование осуществляется за счет дополнительных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местным бюджетом. Среди таких мер присутствует профессиональное обучение работников, которые находятся под риском сокращения или увольнения и безработных граждан, помощь гражданам в переезде для трудоустройства в другой местности, субсидирование временной занятости граждан, общественные работы и др. Масштаб проведения данных мер напрямую зависит от объема финансирования[1; с. 10].

Пассивная политика занятости основана на проведении мероприятий, которые направлены не на борьбу с безработицей, а на сглаживание ее последствий. Это выплата пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий - выплату социального пособия, выплату доплат на иждивенцев, возможна выдача товаров первой необходимости, продукты питания; организацию недорого питания в специально организованных столовых и др.[1; с. 12].

3. Группы мер политики занятости для регулирования локальных (региональных) рынков труда

Государственная политика занятости это процесс многоуровневый: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной исполнительной и законодательной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

-Согласование целей и приоритетов политики занятости с социальной, демографической, миграционной и экономической политикой.

-Согласование системы приоритетов и целей политики занятости с инвестиционной, структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной политикой.

-Выработка политики социальной поддержки и трудоустройства незанятой категории граждан.

На региональном уровне учитывают все выше перечисленные направления. Но полномочия региональных органов управления не так широки. Например, демографическая политика реализуется властью на федеральном уровне.

На региональном уровне действия по поддержке малого бизнеса и фермерства более эффективны, чем на общегосударственном.

Проблемы занятости на региональном уровне решают следующим образом:

-развитие системы переподготовки и подготовки граждан;

-усовершенствование процесса информирования;

-обеспечение подготовленными кадрами и приспособленными помещениями центров занятости;

-целевая поддержка рабочих мест для их сохранения;

-повышение эффективности социальной поддержки, трудоустройства, регистрации и безработных;

-поддержка на рынке труда вынужденных переселенцев и беженцев, длительно безработных, граждан с ограниченной трудоспособностью, молодежи и подростков, женщин и других социально незащищенных групп населения;

-организация временных и общественных работ.

Местный уровень

На местном уровне проводится вся практическая деятельность по обучению, выплате пособий и трудоустройству.

Заключение

Рассмотрев основные законодательство РФ, правовые аспекты, международные правовые нормы труда, теоретическую базу и труды ученных и общественных деятелей, которые анализируют проблему занятости, можно обозначить проблемы, существующие в политике занятости. Это существующие несоответствия и разногласия Трудового Кодекса и Закона о Занятости, и несоблюдение и неисполнение норм и правил закона в обычной жизни. Небольшой размер пособия по безработице не обеспечивает прожиточный минимум граждан, что в последующем приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Можно отметить, что важные положения о политике занятости конкретизированы и развернуты в актах МОТ, в Рекомендациях и Конвенциях, большую часть которых РФ не ратифицировала и не приняла.

Вопрос разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством Российской Федерации. Действующая в сегодня политика занятости далека от совершенства и не дает ожидаемых результатов. Умелое применение и всестороннее изучение опыта ликвидации безработицы в других государствах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости граждан РФ. Содействие занятости может осуществляться через возрождение и реструктуризацию предприятий, улучшение информирования в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, можно наблюдать тенденцию по активизации мер и выходу из сложившегося положения.

Список использованных источников

1.Всеобщая декларация прав человека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г. - С.10-12

.Конституция Российской Федерации. - М : Юрид.лит. - 1993. - 64 С.

.Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г// Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г. - С.2122-2126

.Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- По состоянию на 28.02.2008г. №13 ФЗ-ПСП «Консультант Плюс».

.О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.12.1996 № 10-ФЗ.- По состоянию на 09.05.2005// СЗ РФ.-1996.-№3.-Ст.148; 2008.- ПСП «Консультант Плюс».

.Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176С

Похожие работы на - Государственное регулирование рыночных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!