Сравнение геологических служб РФ и геологических служб США

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    204,73 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение геологических служб РФ и геологических служб США


Сравнение геологических служб РФ и геологических служб США

Оглавление

Введение

. Краткая история становления ГС

. Задачи ГС

. Основные принципы организации работ ГС

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Проблемная задача по воспроизводству минерально-сырьевой базы России вот уже второе десятилетие стоит в повестке ожидаемых решений со стороны государственных органов управления минерально-сырьевыми ресурсами. Это - критически важная задача не только для горно-геологической отрасли, но и для страны в целом.

Анализ выполняемых в России геологоразведочных работ свидетельствует, что при существующих уровнях инвестирования сохранится тенденция невосполнения добычи минерального сырья новыми приростами его запасов. Действующее законодательство не стимулирует недропользователей инвестировать средства в геологоразведку.

Цели, задачи, направления и виды исследований, а также их доли в общем объеме финансирования работ государственной геологической службы (ГС) России за последние 15 лет практически определились. В Указе от 15 июля 2011 г. Президент РФ поставил перед открытым акционерным обществом Росгеология сложную задачу - обеспечить комплексное геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации на основе передовых геологических, геофизических и геохимических технологий.

Однако дискуссии о том, что должны, а что не должны делать геологи за счет средств налогоплательщиков, продолжаются. Это нормальное явление, когда граждане и общество не только хотят знать, куда и на что власть тратит их деньги, но и оказывать посильное влияние на процесс принятия решений. Одним из аргументов в дискуссиях часто являются ссылки на опыт организации работ ГС других стран мира, поэтому анализ этого опыта представляется своевременным.

1. Краткая история становления ГС

В большинстве развитых стран мира геологические службы (ГС) в США и России (Геолком) - в 1882 г.

Первоначально Геологическая служба (ГС) США (USGS) создавалась для систематического геологического изучения территории страны, классификации национальных земель, изучения перспектив и выявления месторождений полезных ископаемых. В дальнейшем круг их задач постепенно расширялся: ГС поручались изучение водных ресурсов, контроль за отработкой месторождений, проведение некоторых видов фундаментальных научных исследований. Возможно, единственная ГС, которая с первых лет занималась не только геологией, но гидрологическими, инженерно-геологическими исследованиями и топографической съемкой - это USGS.

За долгую историю своего существования геологические ведомства неоднократно переподчинялись и меняли названия, но наиболее крупная реорганизация ГС всех развитых стран произошла в 50-60-х гг. прошлого века, когда в орбиту их исследований были включены, помимо континентальной части Земли, еще и шельф, Мировой океан и ближайшее космическое пространство. Геолого-разведочные работы (ГРР), ориентированные на поиски и разведку дефицитных и стратегических видов полезных ископаемых, в ГС развивающихся стран и поныне остаются приоритетной задачей, а в ГС развитых стран были таковыми до 80-х гг. прошлого века.

В последней четверти XX в. интенсивное развитие промышленности, рост городов и связанные с этим экологические проблемы породили новые направления исследований. Значительная часть работ ГС ориентирована сегодня на защиту окружающей среды и водных ресурсов, рациональное использование недр, оценку и прогноз опасных геологических процессов, которые наряду с традиционными региональными геологическими исследованиями остаются основными направлениями работ ГС.

К началу XXI в. большинство ГС развивающихся стран освободилось от управленческих и надзорных функций (выдача лицензий и контроль над их выполнением), которые были переданы специализированным агентствам в составе департаментов природных ресурсов.

Таким образом, современные ГС развитых стран - это крупные научно-исследовательские корпорации, которые занимаются исследованиями геологического строения своей страны и других регионов мира, мониторингом геологических процессов, поддержанием на современном уровне государственных геологических фондов и распространением геологической информации. Исследовательские программы этих организаций, по образному выражению USGS, находятся "на лезвии бритвы", балансируя между фундаментальными научными исследованиями и решением прикладных задач национального и регионального масштаба.

Федеральное агентство по недропользованию России - единственная ГС, в число функций которой входят и проведение геологических исследований, и лицензирование процесса изучения и эксплуатации недр.

В 2011 г. Дмитрий Медведев подписал указ о создании ОАО "Росгеология". Консолидация геологических организаций была осуществлена на базе ОАО "Центргеология" с последующим переименованием в ОАО "Росгеология".

Теоретическое и практическое обоснование целевого назначения, масштабов и структуры государственной геологической службы было сделано в конце 1980-х - начале 1990-х гг., а затем неоднократно дополнялось и корректировалось, исходя из хода экономических реформ и преобразований структуры и органов государственного управления. В современном понимании это должна быть Федеральная геологическая служба России (ФГСР), представленная тремя блоками: управленческим (Роснедра и его территориальные органы), научно-информационным (отраслевые НИИ и учреждения) и производственным (геологические организации, специализирующиеся на региональных и специальных работах). Первые два блока практически созданы и действуют как единое целое. Третий (производственный) блок находится в стадии многолетнего формирования. ОАО "Росгеология" можно рассматривать в качестве будущего основного звена этого блока, к которому в перспективе возможно присоединение ряда ФГУП и ОАО, остающихся пока в ведении Росимущества и Роснедра.

Структура образованного общества (ОАО "Росгеология") предусматривает горизонтальные координирующие научно-производственные связи. В уставный капитал ОАО "Росгеология" внесены акции существующего открытого акционерного общества в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала, а также акции акционируемых государственных геологических организаций, действующих в форме ФГУП. Первоначально холдинг объединял 38 геологических государственных предприятий. геологический ископаемое финансирование

Кластерная структура холдинга ОАО "Росгеология" представлена на рис. 1. 100% капитала Росгеологии находится в собственности государства.

Включение данных организаций в состав ОАО "Росгеология" обеспечивает конкуренцию на рынке, гарантирует качественное исполнение заказа, сохранение контроля государства за получением и использованием геологической информации. Общество сможет напрямую инвестировать средства в модернизацию оборудования.

Рис. 1. Кластерная структура холдинга

2. Задачи ГС

ОАО "Росгеология" в соответствии с упомянутым Указом создано "в целях обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации на основе передовых геологических, геофизических и геохимических технологий". В качестве приоритетных направлений его деятельности определены:

геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации;

геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала континентального шельфа и акваторий внутренних морей РФ, дна Мирового океана, геологическое изучение Арктики и Антарктики;

локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства запасов минерального сырья;

государственный мониторинг состояния недр.

В США разработана национальная программа (циркуляр 1172) "Геология в изменяющемся мире - научная стратегия GSUS на период 2000-2010 гг.", в которой выделены 7 главных направлений получения, обработки и распространения геологической информации: 1) геологическая оценка риска при землетрясениях, извержениях вулканов, обвалах, оползнях и предвидение их негативных последствий; 2) прогноз и краткосрочные предсказания геомагнитных и геологических катастроф, засух, пожаров, нашествий саранчи и их последствий и др.; 3) пополнение и совершенствование знаний об энергетических и минеральных ресурсах США и всего мира с учетом экономических и экологических аспектов; 4) предвидение изменений окружающей среды и климатических условий в настоящем и будущем; 5) установление геологических параметров существования и функционирования экосистем; 6) наличие связей между здоровьем человека и эколого-геологическими процессами; 7) геологический контроль за ресурсами подземных и поверхностных вод и опасностью их загрязнения различными отходами.

Вышеперечисленные задачи решаются при широком сотрудничестве GSUS с новыми партнерами, группами и другими организациями с помощью геологических, геофизических, геохимических, биологических и других методов исследований. Так, седьмое направление Национальной программы - изучение количества и качества поверхностных и подземных вод страны - основано на их мониторинге 45 тыс. автоматизированных станций наблюдения.

Указом о создании ОАО "Росгеологии" предприятие включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Исходя из указанных приоритетных направлений, основной сферой деятельности Компании должны быть геологоразведочные работы (ГРР), выполняемые в процессе первых двух этапов:

а) регионального этапа (общегеологические работы, завершающиеся в том числе и обоснованием наличия прогнозных ресурсов полезных ископаемых низких категорий изученности - Р 3, Д 2; реже или частично - категорий Р 2 и Д 1;

б) поискового этапа, состоящего из двух совмещенных стадий - раннепоисковой и поисково-оценочной, завершающихся либо отбраковкой поисковых участков, либо подтверждением их перспективности и переводом прогнозных ресурсов в ресурсы категорий Р1+Р2 и Д1+Д2 (С3), по количеству и качеству достаточных для постановки работ следующей стадии. На поисково-оценочной стадии происходят открытие месторождения, оценка его промышленной значимости по временным кондициям, перевод большей части прогнозных ресурсов в предварительно оцененные запасы категории С 2 и частично - категории С3.

Разведка месторождения является начальной стадией его промышленного освоения и входит в состав третьего разведочно-эксплуатационного этапа. Именно на этом этапе происходит прирост запасов по промышленным категориям в основном за счет перевода предварительно оцененных запасов категории С2 в разведанные (доказанные) запасы категорий А, В и С1.

Следовательно, основная деятельность ОАО "Росгеология" должна быть ориентирована на подготовку прогнозной и предварительно оцененной частей минерально-сырьевой базы (МСБ), т.е. на выявление перспективных участков и открытие месторождений. Следует обратить внимание на то, что в Указе Президента РФ отсутствует упоминание о механизмах реализации поставленных задач: либо путем оказания на конкурсной основе сервисных услуг для Роснедра и добывающих компаний, либо путем выполнения прямых государственных заданий. Нетрудно заметить существенные концептуальные различия между этими механизмами, что принципиально важно для выбора стратегии развития Компании.

Руководство страны, создавая Росгеологию, преследовало стратегические цели. Сегодня стала очевидной необходимость серьезных изменений в геологической отрасли России, и государство озабочено этим вопросом. Воспроизводство МСБ - критически важная задача для страны в целом, поскольку добыча полезных ископаемых по-прежнему является одним из основных источников дохода государственного бюджета. В то же время, невысокая интенсивность геологических исследований в последние годы, особенно, первичной геологоразведки, стала причиной системных нарушений в функционировании всей отрасли.

Одна из задач Росгеологии на современном этапе заключается в том, чтобы провести модернизацию предприятий, в первую очередь - их технического оснащения. Росгеология, как управляющая компания, сможет аккумулировать ресурсы и таким образом оптимизировать работу с оборудованием. Большое внимание уделяется и модернизации управленческой структуры.

Для всей отрасли характерна проблема оттока кадров, увеличение среднего возраста специалистов, вплоть до пенсионного. Важно возродить престиж профессии, привлечь молодое поколение. Сегодня геологоразведка - это сложные территории, новые глубины, это высокотехнологичная сфера, где невозможно эффективно работать без использования новейших методик и технологий. Высокоточные приборы и компетентность специалистов - залог успешной работы в отрасли, и мы намерены наращивать использование передовых разработок на наших предприятиях. Некоторые из них уже сегодня работают на сложнейших участках.

Сегодня государственный мониторинг осуществляется Федеральным агентством по недропользованию в рамках системы госзаказов. На разных уровнях - федеральном, региональном - непосредственными исполнителями являются государственные предприятия, в том числе и вошедшие в состав холдинга Росгеология. Система в таком виде существует уже десять лет, за это время стало понятно, что полностью удовлетворить потребности в мониторинге, по сути, реализовать нормы, прописанные в соответствующем Положении о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, она не способна. В связи с этим и было принято решение о переносе некоторых функций по мониторингу в сферу ответственности Росгеологии. Чтобы идея заработала, необходимо внести изменения в нормативную базу, определить, какие именно направления будут задействованы (в системе государственного мониторинга состояния недр их восемь), какой формат работы компании в этой сфере будет наиболее эффективным.

Дочерние предприятия ОАО "Росгеология" специализируются в различных сферах геологоразведки и территориально размещены в 30 субъектах РФ.

Их совокупные усредненные экономические показатели за 2008-2010 гг. имели следующие значения:

выручка - 7,2 млрд. р., в том числе по объектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, -4,5 млрд. р.;

численность - 9,1 тыс. человек;

выручка на одного работника - 0,79 млн. р.;

чистая прибыль - 57,6 млн. р.;

средняя заработная плата - 21,2 тыс. р.;

доля налогов в выручке - 20,8 %;

доля рынка ГРР - 2,7 %.

В 2012 г. общие экономические показатели улучшились: выручка составила 8,1 млрд. р., в том числе на одного работника - 0,92 млн. р.; чистая прибыль - 145 млн. р., доля рынка ГРР - 3,2 %. Численность снизилась до 8,8 тыс. человек. Объемы работ, выполненных по госзаказу, остались на прежнем уровне.

Понятно, что ради занятия 3-4%-й ниши рынка геологических услуг государство не стало бы создавать специальную геологическую компанию. Надо полагать, и, как это следует из упомянутого выше Указа Президента РФ, поставленные перед ней задачи значительно объемнее и шире. Их выполнимость, по крайней мере, на начальном этапе зависит от реальных конкурентных преимуществ ОАО "Росгеология" и проблем, препятствующих реализации поставленных задач. К сожалению, проблем пока больше, чем преимуществ. В частности: отсутствие стартового капитала Компании, высокая изношенность технических средств, высокий (предпенсионный) средний возраст специалистов, низкая производительность труда и еще более низкая заработная плата, наличие значительного числа малоперспективных предприятий, несоответствие структуры производственных мощностей структуре наиболее перспективного рынка услуг в сфере геологии (в частности, для развития МСБ нефти и газа на суше и шельфе), отсутствие специальных механизмов и мер государственной поддержки в решении поставленных задач в качестве стратегической Компании.

Конкурентные преимущества ОАО "Росгеология" пока незначительны. Главные из них - наличие и опыт специалистов (хотя и высоковозрастных), способных на мировом уровне выполнять государственные заказы по геологической съемке и другим видам региональных работ для общегосударственных нужд; наличие производственных мощностей и уникального опыта в бурении сверхглубоких и параметрических скважин для многоцелевого изучения недр; многоотраслевая специализация почти на все стратегические виды ТПИ; накопленные за предыдущие десятилетия опыт изучения и знания об особенностях геологического строения территорий базирования предприятий; возможность оптимизации логистики выполнения заказов на ГРР, обусловленная размещением дочерних предприятий по территории России от Северо-Запада до Крайнего Востока страны.

В перспективе конкурентные преимущества Компании могут быть расширены за счет предоставления ей эксклюзивных прав в сфере некоторых видов работ по государственному заказу, а также за счет дополнительных полномочий в других уставных сферах деятельности, включая бесконкурсный доступ к геологическому изучению перспективных территорий и возможность участия от имени государства в крупных инвестиционных проектах, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства.

Как уже отмечено выше, основной целью создания ОАО "Росгеология" является обеспечение комплексного геологического изучения недр и воспроизводства МСБ. Согласно же Закону РФ "О недрах" организация государственного геологического изучения недр (геологическое картирование, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых) осуществляется органом управления государственным фондом недр (Роснедра), а геологическое изучение на поисковом и разведочно-эксплутационном этапах в пределах лицензионных участков - компаниями-недропользователями. Роснедра (как федеральный орган управления государственным фондом недр) в соответствии с законом осуществляет функции ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного учета и государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также сбора и хранения информации о состоянии МСБ.

Геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации реализуется в процессе регионального геологического изучения, практически полностью финансируемого из средств федерального бюджета. В его состав входят следующие виды ГРР:

государственное геологическое картирование в мелком (1:1 000 000) и среднем (ГДП-200, ГСР-200) масштабах;

комплексное региональное геолого-геофизическое изучение (доизучение) наземными методами и аэрометодами малоизученных перспективных территорий применительно к масштабам 1:50 000-1:200 000 (ТПИ и подземные воды) и к масштабам 1:50 000-1:1 000 000 (углеводороды);

геохимическое изучение (доизучение) применительно к масштабам 1:50 000-1:200 000 (драгоценные, цветные и редкие металлы);

минерагеническое картирование мелкого и среднего масштаба и обобщающие тематические работы;

бурение глубоких структурных и параметрических скважин (в основном на нефтегазоперспективных площадях).

В сложившейся практике такие работы выполняются государственными и частными организациями. Частные организации (компании) оказывают серьезную конкуренцию государственным предприятиям в сфере региональных геофизических работ на нефть и газ и бурения глубоких структурных и параметрических скважин.

Наиболее сложным для Компании является участие в геологическом изучении и выявлении ресурсного потенциала континентального шельфа и акваторий внутренних морей РФ, дна Мирового океана, геологическом изучении Арктики и Антарктики поскольку у ОАО "Росгеология" крайне ограниченные производственные мощности и возможности. Надо иметь в виду, что дно Мирового океана, Арктика и Антарктика изучаются специализированными организациями Роснедра, альтернатива которым практически отсутствует. Некоторые дочерние предприятия ОАО "Росгеология" участвуют в выполняемых работах в качестве субподрядчиков. И это участие необходимо развивать.

Аналогичная ситуация сложилась и с работами по государственному мониторингу состояния недр.

Гораздо более широкие перспективы могут открыться в региональном и геологическом изучении нефтегазоносности шельфа северных и дальневосточных морей. Однако для этого необходимо на уровне Правительства РФ предоставить Компании право выполнения на рисковой основе за счет собственных и привлеченных средств региональных, а возможно, и раннепоисковых геофизических работ.

Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр значительно более объемна в денежном выражении и наиболее насыщенно конкурирующими предложениями.

В этом направлении нередко используются демпинг и другие способы достижения победы, что в конечном итоге негативно сказывается на эффективности работ и качестве конечных результатов. Именно слабое обоснование прогнозных ресурсов резко снижает интерес добывающих компаний к выставляемым на аукционы участкам недр. Противопоставить недобросовестной конкуренции можно лишь профессионализм, высокое качество выполняемых работ и четко отлаженную корпоративную политику. Либо, если исходить не из фискальных, а из совокупных экономических интересов государства, перевести данные работы в ранг госзаказа, выполняемого единым (или несколькими) подрядчиком.

Таким образом, основные приоритетные направления деятельности ОАО "Росгеология", установленные Указом Президента РФ от 15.07.2011 г. № 957, реализуются в рамках госзаказа. Наращивание объемов работ, выполняемых ОАО "Росгеология" по этому направлению, необходимо и целесообразно как для государства, так и для Компании.

. Основные принципы организации работ ГС

В США существует исторически сложившийся водораздел, по разные стороны которого находятся зоны ответственности государства и частных компаний. Бюджетные средства используются только в тех областях, которые не могут быть привлекательными для частного капитала. Это научные геологические исследования, региональные работы, которые в России относятся к первому этапу ГРР, а также работы и исследования в области охраны окружающей среды, земельных и водных ресурсов, безопасности и здоровья населения. Сфера ответственности частных компаний - это выявление, разведка (второй и третий этапы ГРР в России), а в дальнейшем - освоение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых. В 1970-1980-х гг. правительства развитых стран участвовали в проведении ГРР, но, как правило, не через ГС, а через специальные государственные компании, в дальнейшем полностью приватизированные.

США являются федеративным государством (как и Россия), поэтому региональным властям принадлежит значительная часть прав и обязанностей в сфере изучения недр и недропользования. В каждом штате существуют региональные ГС, ведущие работы в границах субъекта федерации и финансируемые региональными правительствами (администрациями). Выдача лицензий и контроль за недропользованием также являются функциями региональных правительств. Карта производственных мощностей Росгеологии в Российской федерации представлена на рис. 2.

Региональные ГС более ориентированы на прикладные работы прогнозного характера, поскольку их главной задачей является привлечение частных инвестиций в геологоразведку и освоение месторождений, а национальные ГС - на региональные геолого-съемочные и научно-исследовательские работы. Действия служб разного уровня так или иначе согласовываются.

Рис 2. Карта производственных возможностей Росгеологии

В настоящее время в США действуют нормативные акты, регулирующие взаимоотношения федеральных и региональных ГС в рамках работ по картированию страны в среднем и крупном масштабах: Акт о национальном геологическом картировании (NGMA) в США. За рубежом геологические исследования на федеральных землях (например, в США это около 1/8 территории) являются сферой ответственности национальных ГС.

Характерной особенностью США является внимание власти к общественному запросу на геологическую информацию, который озвучивается через консультационные советы регионального и федерального уровней. Советы разных уровней, в состав которых входят представители ГС, муниципалитетов, региональных и федеральных органов власти, университетов, исследовательских центров, бизнеса, коренных народов, решают наиболее важные задачи, стоящие перед промышленностью, правительствами субъектов федерации и национальным правительством. С учетом общественного запроса горные департаменты и ГС штатов субъектов федерации предлагают направления, виды и объемы геологических работ, а законодательные органы власти, принимая бюджет, выделяют средства на их выполнение. Один раз в 5 - 10 лет рабочая группа консультационного совета составляет аналитический обзор развития геологических работ, выполняемых за счет бюджетных средств, и разрабатывает стратегию на будущее, которая утверждается региональным или центральным правительством.

В США в рамках общегосударственной программы геологического картирования территории страны (NCGMP) реализуется подпрограмма EDMAP, обеспечивающая участие студентов естественных факультетов университетов в полевых работах ГС.

Такого активного взаимодействия между учебными учреждениями и ГС в России пока нет, тем не менее ГС заинтересованы в повышении профессионального уровня геологов.

Региональные геологические исследования и геологические съемки являются традиционным направлением работ ГС всех стран мира.

Сейсмическое профилирование осуществляется как национальными ГС (Россия), так и частными компаниями (США). Кроме того, в России, проводятся такие работы, как комплексные исследования по геолого-геофизическим опорным профилям, бурение сверхглубоких и/или параметрических скважин (в США - в районе разлома Сан-Андреас).

Ранее уже рассматривалась Национальная программа геологического картирования США (NCGMP), поэтому здесь следует лишь отметить, что геологические карты США масштаба 1:24 000 и объяснительные записки к ним по объему и содержанию более соответствуют листам и запискам к Государственной геологической карте СССР масштаба 1:200 000, нежели привычным многотомным отчетам по съемке масштаба 1:50 000, т.е. главным отличием геологических съемок, которые выполняются ГС США, от аналогичных работ в России является полное отсутствие поисковой составляющей, так как это направление деятельности входит в сферу ответственности частных компаний.

Необходимость бюджетного финансирования ГРР, непосредственно ориентированных на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, широко дискутируется и в России, и во многих других странах.

В последние десятилетия в странах с развитой экономикой эти работы практически на 100 % финансируются добывающими компаниями, которые таким образом не только обеспечивают свою деятельность на перспективу, но и стремятся к расширению бизнеса. Горная политика, которую проводят правительства этих стран, строится не на финансировании ГРР, а на привлечении частных инвестиций (заявительный принцип получения прав пользования недрами, свободный доступ к геологической информации, налоговые стимуляции и пр.). в США проводили ГРР за счет бюджетных средств в периоды двух мировых войн, в начальный период развития атомной промышленности.

В России ГРР являются неотъемлемой частью работ национальной ГС, расходы на ГРР составляют 77 % совокупного финансирования ГС.

Исследование, мониторинг, прогноз и оценка последствий опасных и катастрофических геологических процессов - важное направление деятельности всех ГС мира. В отличие от России ГС развитых стран мира занимаются не только землетрясениями, но и изучением вулканических, геомагнитных, карстовых, оползневых, паводковых и других опасных процессов, цунами, а также региональным районированием территорий по степени их опасности. По каждому из опасных геологических явлений проводится широкий спектр исследований. Например, в работы по проблеме обеспечения сейсмической безопасности входят сейсмическое районирование и изучение физических особенностей очага землетрясений, включающие лабораторные эксперименты и исследования на полигонах. В России сейсмический мониторинг осуществляет Геофизическая служба РАН, а работы на геофизических полигонах практически прекратились.

Для тех опасных явлений, для которых разработана модель развития процесса, на основании данных мониторинга и оперативного анализа информации осуществляются краткосрочные прогнозы. Зарубежные геологи считают, что для оперативного прогноза землетрясений в настоящее время отсутствует физический базис, поэтому отношение к нему достаточно осторожное.

В США проводятся картирование и специализированные исследования (в том числе биологические) прибрежной полосы морей и океанов, эстуариев, участков мелководного и глубоководного шельфа, а также озер и заболоченных территорий. Результаты исследований ориентированы в первую очередь на предупреждение экологических бедствий, оценку и прогноз состояния природной среды, анализ возможного воздействия планируемых ГРР на экологическую обстановку. Морские работы ГС России, в отличие от США, ориентированы главным образом на содействие в проведении ГРР на углеводородное сырье.

Исследования минеральных ресурсов в глубоководных частях океана ГС США не проводят совсем. Эти направления исследований находятся в ведении других научных организаций. ГС России непосредственно участвует в исследованиях и поисках глубоководных минеральных ресурсов Мирового океана.

Гидрогеологические и гидрологические работы традиционно включают исследование и мониторинг поверхностных и подземных вод основных артезианских бассейнов и подземных резервуаров для гражданского, сельскохозяйственного и промышленного использования, а также исследование и мониторинг природных рисков, связанных с загрязнением гидрологических, гидрогеологических и экологических систем. В зарубежных странах поиски подземных вод не отделяются от гидрогеологических исследований национальных ГС, в отличие от России.

Дистанционное зондирование Земли, в том числе с использованием данных спутников Landsat, ASTER и др., выполняется в США и России для решения широкого круга задач:

мониторинга, прогноза и изучения последствий природных и антропогенных опасных и катастрофических явлений (ураганов, оползней, эрозии почв, паводков, наводнений, землетрясений, загрязнений внутренних водоемов и прибрежных вод);

оценки вертикальных и горизонтальных перемещений земной поверхности с использованием технологий Шаг и GPS;

оценки природных ресурсов, прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых, в том числе с использованием гиперспектральной съемки;

мониторинга и оценки водных ресурсов.

Федеральное финансирование USGS составляет почти 950 млн дол., на собственно геологические исследования приходится около 500 млн дол. (остальное - на биологические исследования, топографическую съемку и пр.). В структуре бюджета USGS максимальное финансирование имеют гидрогеологические и гидрологические работы (42 %), далее по значимости следуют мониторинг и прогноз геологических рисков, исследования минеральных и энергетических ресурсов и дистанционное зондирование Земли. На остальные направления работ, в том числе геологическое картирова-ние, приходится около 16 %.

В России основная доля средств выделяется на ГРР (на нефть и газ -44 %, на твердые полезные ископаемые - 33 %). В структуре затрат ГС России практически не развиты гидрогеологические исследования (3,5 %), исследование и оценка всех геологических опасных процессов (0,4 %), которым в зарубежных ГС, как в развитых, так и в развивающихся странах, уделяется значительное внимание.

 

Заключение


Более 100 лет назад ГС основное внимание уделяли региональным геологическим исследованиям, геологической съемке, поискам и оценке минеральных и энергетических ресурсов. В дальнейшем сфера их деятельности существенно расширилась в сторону научных исследований, гидрогеологических, инженерно-геологических и экологических работ. При этом управленческие и надзорные функции были переданы другим государственным структурам, а проведение ГРР в полном объеме взял на себя частный бизнес.

Если Россия будет развиваться в соответствии с общими тенденциями, то ее ГС будет решать примерно те же задачи, которые сегодня решает ГС США. Важнейшим направлением ее деятельности станет экологический мониторинг, поскольку проблема состояния окружающей среды станет в России одной из самых острых.

Список литературы

1.   Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) "О недрах"

2.      Указ Президента РФ от 19.02.2015 N 82 "О развитии открытого акционерного общества "Росгеология"

.        Указ Президента РФ от 15.07.2011 N 957 (ред. от 02.11.2013) "Об открытом акционерном обществе "Росгеология"

.        Донской С.Е. Концепция региональной политики ОАО "Росгеология": кластерный подход // Нефть, газ и право. 2012. Т. 103. № 1. С. 9-14.

.        Донской С.Е. ОАО "Росгеология": стратегия и перспективы развития компании // Нефть, газ и право. 2011. № 6. С. 11-14.

.        Донской С.Е. Росгеология - от стратегии компании к развитию отрасли // Недропользование XXI век. 2012. № 1 (32). С. 6-9.

.        ОАО "РОСГЕОЛОГИЯ" - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ // Вестник ЦКР Роснедра. 2014. № 6. С. 20-26.

.        Орлов В.П. ОАО "Росгеология" - важнейшее звено будущей федеральной геологической службы России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 4. С. 77-85.

.        Панов Р.С. Росгеология может стать мощным инструментом развития геологоразведочной отрасли // Недропользование XXI век. 2014. № 4 (48). С. 68-69.

.        Петров О.В., Смелрор М. Сотрудничество геологических служб приарктических государств в изучении Арктики // Арктические ведомости. 2015. № 1. С. 24-29.

.        Прищепа О.М. Есть ли место научным исследованиям в современной системе геологической службы России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2017. № 2. С. 19-32.

.        Ростовцев В.Н. Взгляд из Сибири на геологическую службу России // Вестник Российской академии естественных наук. Западно-Сибирское отделение. 2015. № 17. С. 4-8.

.        Хайрулина Л.А. Краткая история становления и развития государственной геологической службы в России // Доклады Башкирского университета. 2016. Т. 1. № 3. С. 539-544.

.        Хайрулина Л.А. Краткий очерк создания геологической службы в России // В сборнике: Геосфера Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Уфа, 2016. С. 45-46.

Похожие работы на - Сравнение геологических служб РФ и геологических служб США

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!