Государственная информационная политика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,74 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная информационная политика















Контрольная работа

Государственная информационная политика

1. Определение, сущность и содержание государственной информационной политики

Практически во всех сферах современного общества наиболее ценным ресурсом является информация. Высокая ценность данного ресурса обязывает общество уметь эффективно использовать информацию, что способствует возникновению информационной политики.

В наиболее общем смысле информационную политику можно определить как политику в информационной сфере деятельности общества, образуемой совокупностью общественных отношений в области информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, государства и общества.

В.Д. Попов определяет информационную политику следующим образом:

Информационная политика - деятельность общества в сфере властных отношений относительно информации, связанная, в первую очередь, с информационно-коммуникативными отношениями. Это навыки и умения управления такими отношениями, всевозможными информационными процессами, потоками информации, системой средств массовой информации (далее СМИ) и массовых коммуникаций (далее МК) в целях реализации интересов и достижения определенных целей.

Государство, как институт управления, занимает особое место среди субъектов информационной политики, что обусловлено специфической ролью государства в обеспечении функционирования политической сферы общества. Рассмотрим далее, что же представляет собой государственная информационная политика.

В.Д. Попов дает следующее определение государственной информационной политике:

Государственная информационная политика - это совокупность политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, реализуемых государством, направленная на обеспечение права граждан, закрепленного конституционно, на доступ к информации. Государственная информационная политика - это область жизнедеятельности людей, касающаяся воспроизводства и распространения информации, направленной на удовлетворение интересов государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Как можно заметить, основной акцент в данном определении ставится на том, что государственная информационная политика - сфера жизнедеятельности, сконцентрированная на обеспечиваемых государством вопросах воспроизводства, распространения и доступа к информации, а также на построении диалога между властью и гражданским обществом. Таким образом, государство является главным субъектом в таком роде деятельности общества, однако это не было отмечено в данном определении, что делает его недостаточно полным.

Рассмотрим следующее определение государственной информационной политики, предоставленное А. В. Манойло:

Государственная информационная политика - мероприятия системы государственной власти и управления по обеспечению условий для эффективного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества при интенсивном воздействии внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивно информационно-психологическое воздействие.

А. В. Манойло в своем определении подчеркивает доминирующее положение аппарата управления в сфере социально-политических отношений общества. При этом стоит отметить, что автор не уделил внимание деятельности такого важнейшего объекта государственной информационной политики, как гражданское общество.

Ученые П. Юдге, С. Фогель и В. Мотвилов подходят к рассмотрению государственной информационной политики как к естественной реакции общества, групп лиц и отдельных личностей на события, происходящие на национальном и международном уровнях. При таком подходе деятельность государства и прочих элементов общества рассматривается как реакция на процессы, протекающие на различных уровнях информационных пространств, начиная с локального и заканчивая глобальным уровнем. Сущность государственной информационной политики при этом сводится «преимущественно к выявлению функциональной специфики политики данного типа».

Таким образом, можно констатировать тот факт, что не существует единого определения государственной информационной политики, и существующие определения могут принципиально отличаться. Одна из основных причин таких различий - существование нескольких подходов к исследованию вопроса информационной политики. Автор Беганов в своей магистерской диссертации выделил основные существующие подходы к определению информационной политики:

·Бессубъектный подход;

·Технико-коммуникационный подход;

·Государственнический подход;

·Социальный подход;

·Специфический информационный подход.

Далее, рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.

Автором бессубъектного подхода является Н. Ненастьева. Как понятно из названия, при данном подходе к определению информационной политики не выделяется какой-либо субъект деятельности. Вместо этого изучение сосредотачивается на влиянии информационной политики на широкий круг социальных объектов. При бессубъектном подходе информационная политика - систематическое распространение специализированными группами сообщений среди численно больших, разнообразных и рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей и институтов.

Представителями следующего, технико-коммуникационного, подхода можно назвать И. Наумова, Ю. Сазонова, И. Флис. Главная проблема данного подхода - развитие средств коммуникации. Исходя из этого, прерогатива в изучении полностью отдается развитию отдельной коммуникационной составляющей - техническим средствам коммуникации.

Многие исследователи целиком и полностью относят информационную политику в сферу задач государства. Субъектам, задействованным в информационной деятельности и, при этом, не являющимся государственными, уделяется лишь незначительное внимание, либо их деятельность вообще не рассматривается. В. Ницевич сформулировал следующее определение: «информационная политика - это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали». В этом заключается государственнический подход к определению информационной политики. Представителями такого подхода также являются А. Брега и Е. Карасева. Важно заметить, что развитие лишь государственной сферы и ее ресурсов, без развития аналогичных сфер и ресурсов общественного сектора, как показывает нам исторический опыт, в том числе и российский, является низкоэффективным и ограниченным путем, в особенности в современных условиях информационного общества, при которых развитие информационной сферы должно быть приоритетным как в государственном, так и в гражданском направлениях.

В рамках социального подхода информационная политика - это те или иные регулирующие действия только лишь в информационной сфере общественной жизни. Согласно разработчикам «Концепции государственной информационной политики», такая политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегические направления их достижения (задач) и систему мер по их реализации. Сторонниками социального подхода являются В. Цыгичко, Г. Смолян, Д. Черешкин, Ю. Авинова.

Специфический информационный подход заключается в отношении к информационной политике как к действиям, направленным на регулирование информационных отношений и наращивание информационных ресурсов. Б. Коваленко, один из представителей рассматриваемого подхода, определяет информационную политику как «...составную часть обшей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве». Представителями специфического информационного подхода также являются О. Зубков и А. Кочетков.

Таким образом, рассмотрев несколько ключевых подходов к изучению информационной политики, мы можем убедиться в том, что информационная политика - это сложный и многообразный процесс, в рамках изучения которого возможно множество принципиально разных подходов. Отчасти такая сложность объясняется наличием нескольких основных парадигм информационной политики. Исследователи выделяют три основные парадигмы среди них:

.тоталитарная, механистическая;

.манипулятивная;

.дискурсная, диалоговая.

Наиболее эффективной представляется последняя, дискурсная, диалоговая парадигма информационной политики. Диалог между субъектами и объектами информационной политики позволяет подходить к решению значимых проблем для общества с учетом пожеланий всех сторон, а, значит, и наиболее эффективно. К сожалению, данная парадигма редко реализуется на практике, в отличие от первых двух.

Наибольший интерес для данной работы представляет манипулятивная парадигма.

Говоря о манипулировании, следует упомянуть еще один подход к изучению информационной политики, о котором не было сказано ранее. Исследователи кафедры информационной политики Российской академии государственной службы анализируют следующую цепь: государство - СМИ - общественная (социальная) психика, общественное и массовое сознание. Связь между элементами данной цепи имеет крайне сложный характер, обусловленный информационными процессами, отношениями и всем прочим, что имеет место в информационном пространстве. Среди перечисленных, такой подход наилучшим образом подходит для дальнейшего решения целей и задач настоящего исследования, так как следуя именно этой цепи, возможно проанализировать метод манипулирования, применяемый в государственной информационной политике.

Кафедра информационной политики Российской академии государственной службы выделяет в качестве объекта политики государственное управление в сфере информации, в частности, управление системой СМИ и МК; состояние общественного мнения; процессы восприятия, преобразования и распространения информации, т.е. процессы, обеспечивающие права личности, потребности общества и цели государства.

Предмет же определен как общие направления развития информации и всего, что с ней связано: информационные процессы, отношения, связанные с информацией, инструменты воздействия на общественное сознание у СМИ и МК, их эффективность, гражданское общество и государство.

В более общем виде, как было упомянуто в начале работы, объект государственной информационной политики - политическое сознание и общественное мнение, а предмет - методы и средства государственного информационного воздействия на общество.

Таким образом, наиболее полным определением государственной информационной политики представляется следующее:

Государственная информационная политика - это комплекс увязанных по целям и задачам мероприятий институтов государственной власти, проводящихся при взаимодействии с иными институтами политической системы, институтами гражданского общества и другими субъектами и объектами общественных отношений в целях развития общества, его регулирования с помощью информационных средств, развития личности, модернизации и контроля информационной и технологической областей деятельности общества и государства.

Далее, рассмотрим правовое обеспечение государственной информационной политики в России.

Правовая база государственной информационной политики в РФ строится на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (одобрена Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня 2000 г.), Гражданский кодекс РФ, Концепция государственной информационной политики РФ (одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.), федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», закон №2124-1 «О средствах массовой информации», федеральный закон №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», федеральный закон №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», федеральный закон №126-ФЗ «О связи», закон №5485-1 «О государственной тайне», другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере.

Несмотря на обширность данного списка, многие эксперты считают, что нормативное обеспечение государственной информационной политики является разрозненным и неполным, а по некоторым вопросам даже содержит противоречия. Например, с одной стороны, статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что информация - объект гражданских правоотношений, и данный объект нельзя отнести ни к имуществу, ни к результатам интеллектуальной деятельности, с другой стороны, этот закон не только не предоставляет никакой правовой характеристики информации как объекта гражданских прав, но и вообще не предусматривает возможности возникновения каких-либо абсолютных или относительных гражданских прав (правоотношений) по поводу информации.

Данная проблема также подчеркивается в самой Доктрине информационной безопасности РФ. Государственная информационная политика, порядок и структура ее формирования должно быть четко определены для эффективной реализации данной политики на практике. Для решения данных проблем Доктриной предусмотрены разработка нормативно-правовых актов, регулирующих процессы распространения информации, ответственности за ее неправомерное использование, реализация норм, регулирующих процесс сотрудничества государственных органов со средствами массовой информации и коммуникации, формирование органов и структур, занимающихся обеспечением информационной безопасности. Автор Ю. А. Нисневич для решения этой же проблемы предлагает создание единого Информационного кодекса Российской Федерации, который по своей сути являлся бы структурированной программой развития информационного законодательства в Российской Федерации, способной менять приоритеты развития вместе с изменениями приоритетов государственной информационной политики. По мнению Ю. А. Нисневича, Информационный кодекс Российской Федерации должен обладать нормативным характером и, при существовании соответствующей возможности, закреплен в виде нормативно правового акта федерального уровня. При этом, данный документ не должен устанавливать единые, неизменные условия, цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации, он должен быть адаптивным к постоянно меняющимся условиям деятельности, приспособлен к возможной смене государственных целей и задач в информационной сфере.

Таким проектом можно считать Концепцию государственной информационной политики Российской Федерации, о которой было упомянуто ранее. Данная Концепция объединяет перечисленные в списке правовой базы нормативные документы, в том числе и Доктрину информационной безопасности РФ, уточняет и развивает ключевые положения данных документов. Несмотря на одобрение Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г., данный законопроект до сих пор не принят. В качестве ее целей Концепцией выдвигается определение ключевых целей, задач и объектов государственной информационной политики, формирование структуры и порядка ее реализации, определение результатов влияния государственной информационной политики на социально-экономическую, политическую и культурную сферы общества.

В Концепции также определены основные принципы, цели и задачи государственной информационной политики РФ, которые будут подробнее рассмотрены в следующем параграфе.

. Функции и методы государственной информационной политики

информационный политика государственный

Государственная информационная политика выполняет широкий спектр функций. В качестве одного из элементов государственной политики, она предназначена для решения двух ключевых задач, на международном и национальном уровнях соответственно.

В международной сфере информационная политика направлена на повышение имиджа государства на политической арене, обеспечение информационной безопасности страны в современных реалиях построения информационного общества, которое может повлечь за собой возможность возникновения информационных угроз или войн.

На национальном уровне государственная информационная политика решает даже более широкий круг задач. Влиянию информационной политики подвержены такие факторы, как уровень доверия и толерантности к власти, степень технологической обеспеченности государственных органов, развитость и возможность имплементации информационных технологий в государстве, по которым также можно судить о готовности государства к переходу к информационному обществу.

Исходя из этого, можно говорить о том, что государственная информационная политика является одним из существенных факторов ведения успешной как внешней, так и внутренней политики.

Далее перейдем к рассмотрению конкретных целей и задач, выделенных Концепцией государственной информационной политики Российской Федерации.

Перед этим, необходимо сказать о том, что концепцией выделяется несколько основополагающих принципов, на которых должна строиться государственная информационная политики в России. В список данных принципов входят:

.Принцип политической открытости - согласно данному принципу, любая государственная деятельность в информационной сфере должна подвергаться обсуждению и критике со стороны общества, и мнение общества должно быть учтено в проведении информационной политики;

.Принцип равенства интересов - отсутствие барьеров для учета интересов любого из участников информационной деятельности вне зависимости от социального статуса участника, формы собственности, роли в государстве и т.д.;

.Системный принцип - если какая-либо деятельность в сфере государственной информационной политики повлекла за собой изменение состояния какого-либо из объектов этой политики, эффект от этого изменения должен быть учтен и для всех прочих объектов информационной политики;

.Принцип поддержки отечественных производителей - при наличии нескольких вариантов и равенстве всех прочих условий, приоритетными являются отечественные производители товаров и услуг в информационно-коммуникационной сфере;

.Принцип социальной ориентированности - деятельность государственной информационной политики РФ должна быть прежде всего ориентирована на удовлетворение социальных интересов населения России;

.Принцип государственного финансирования - деятельность по развитию информационной сферы должна быть финансирована преимущественно из государственного бюджета;

.Принцип приоритетности права - данным принципом регламентируется преобладание правовых и экономических методов перед любой из форм решения проблем информационной сферы административным путем.

На основании перечисленных принципов строятся главная цель и, соответственно, задачи государственной информационной политики в РФ. Ключевая долгосрочная цель Концепции - построение демократического информационного общества и вхождение Российской Федерации в мировое информационное сообщество.

Для достижения данной цели Концепцией выделяются следующие задачи государственной информационной политики:

·Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий;

·Развитие и постоянное обновление информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

·Создание, развитие государственных информационных ресурсов, установление неограниченного доступа к данным ресурсам для общества и их высокоэффективное использование;

·Обеспечение доступа граждан Российской Федерации к информации и формирование независимых средств массовой информации;

·Подготовка общества к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

·Формирование нормативной правовой базы, необходимой для перехода к информационному обществу.

Данные задачи подразумевают собой взаимодействие с большим количеством объектов информационной политики. Для решения вышеобозначенных задач Концепцией предусмотрено воздействие на следующий список объектов:

·Процесс создания и эксплуатации информационных ресурсов;

·Научно-технические и производственные ресурсы, используемые для развития информационной сферы;

·Рынок информационных и телекоммуникационных товаров и услуг;

·Инструменты поддержания информационной безопасности;

·Домашняя компьютеризация;

·Международное сотрудничество;

·Нормативная правовая база в информационной сфере.

В изучении государственной информационной политики возможен также и более общий подход к определению того, что же является объектом политики. При таком подходе, все объекты информационной политики обладают одним общим признаком - в их функционировании содержится любая форма использования информации.

На основании этого, в качестве объектов государственной информационной политики могут выступать информационные инфраструктура и ресурсы, общественное сознание, индивидуальное сознание граждан, а также социально-политические системы и процессы.

В роли субъектов государственной информационной политики выступают государственные органы, занимающиеся регулированием отношений в социально-психологической сфере, и такие негосударственные субъекты, сотрудничающие с государственными органами власти и управления, деятельность которых может способствовать решению задач государственных органов в информационной сфере. То есть, существует два типа субъектов государственной информационной политики: государственные субъекты государственной информационной политики и субъекты массового информирования и коммуникации.

Рассмотренная информация о государственной информационной политике позволяет нам определить ее ключевые функции. Так, в список наиболее важных функций государственной информационной политики в условиях демократического государства можно включить:

·Преобразование информации;

·Продуцирование дискурсов;

·Обеспечение публичности;

·Влияние на общественное сознание;

·Инновационное развитие;

·Интеграция;

·Обеспечение стабильности.

Теперь подробнее о каждой из данных функций.

Функция преобразования информации - государственная информационная политика является системой, поддерживающей и обеспечивающей процессы поиска, получения, селекции, структурирования, переработки, передачи, производства, хранения, распространения, презентации и защиты информации. Исследователь П. А. Малуев говорит о данной функции следующее: «Данная функция характеризует государственную информационную политику с позиции мета, так как преобразование информации свойственно всем остальным типам государственной политики, включая и экономическую политику, и образовательную, и военную».

Функция продуцирования дискурсов - для начала следует привести определение дискурса, от которого отталкивается объяснение данной функции государственной политики: «дискурс является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта». Итак, дискурс можно понимать как такой способ общения, в основе которого находится какая-либо идеология субъекта, продуцирующего дискурс в определенных социокультурных условиях. В результате происходит возникновение множества соперничающих между друг другом дискурсов (дискурсивных практик). Дискурсивные же практики продуцируют информационный контент, определяя таким образом повестку дня.

Функция обеспечения публичности - посредством обеспечения транслирования информации в социально-коммуникационном пространстве, государственная информационная политика придает разнообразным информационным объектам определенную меру публичности, открытости и прозрачности. В условиях демократического государства публичность является одним из ключевых показателей демократического развития государственных институтов.

Функция влияния на общественное сознание - практически любая информация вызывает какую-либо реакцию получателей данной информации на себя. Общественное сознание и мнение - реакция на информацию в том случае, когда ее получателем является общество. При выполнении функции обеспечения публичности, государственная информационная политика тем самым выполняет и функцию воздействия на общественное сознание. Важно также заметить, что государственная информационная политика занимается именно влиянием, а не формированием общественного мнения, т.к. в его формировании задействованы также и иные факторы, такие как психологические особенности каждой конкретной личности, социально-экономические условия жизни граждан и др.

Функция инновационного развития - занимаясь введением в использование современных информационно-коммуникационных технологий, государственная информационная политика значительно способствует всеобщему развитию в стране, так как внедрение подобных технологий, в частности, способствует значительному снижению временных, транспортных и коммуникационных издержек. В качестве еще одного эффекта такой деятельности можно назвать создание и развитие новых социальных институтов.

Функция интеграции - государственная информационная политика формирует на территории всей страны единое информационное пространство. Для достижения этой цели существует множество средств: использование одного общего языка, единых стандартов в информационно-коммуникационной сфере, формирование информационного контента, влияние на общественное мнение, поддержание культурных традиций и др. Все это положительно влияет на уровень сплоченности нации.

Функция обеспечения стабильности - автор Ю. А. Нисневич утверждает, что для обеспечения стабильности социума и устойчивости политической системы недостаточно классической политической цепи подотчетности государственной власти гражданскому обществу. Поэтому, согласно ученому, «в демократических политических системах параллельно с основной политической цепью реализуется постоянно действующий контур информационно-коммуникационных взаимодействий между гражданским обществом и государственной властью». Исследователь П. А. Малуев соглашается с приведенным тезисом и добавляет, что государственная информационная политика, в ее конкретных мероприятиях, выступает в роли главного архитектора информационной стабилизации социально-политической системы.

Таким образом, государственная информационная политика является сложной системой, обладающей широким спектром функций, направленных как на развитие информационной и прочих сфер, так и на обеспечение стабильности общества и влияние на общественное сознание. Поскольку именно функции воздействия на общественное сознание будет посвящена практическая часть данной работы, рассмотрим методы, применяемые государством при реализации данной функции.

Для начала, следует отметить требования, которым должны соответствовать методы, применяемые в рамках реализации государственной информационной политики. В список данных требований входят:

·Доступность и удобство использования любым из субъектов государственной информационной политики;

·Эффективное выполнение целей и задач при реализации функций государственной информационной политики;

·Универсальность, под которой имеется в виду способность методов одинаково эффективно влиять на любые из объектов государственной информационной политики;

·Возможность эффективного использования метода совместно с другими методами государственной информационной политики;

·Вариабельность, позволяющая методам адаптироваться к меняющимся условиям их применения;

·Соответствие законодательству государства и принципам гуманизма, нравственности и морали;

·Гарантированность безопасности населения государства с высоким уровнем интенсивности управляющего воздействия и гарантированным поражением любого источника информационно-психологической агрессии.

Для влияния на общественное сознание используются методы психологического воздействия. Методы психологического воздействия - множество психологических процессов, направленных на воздействие на сознание и/или подсознание отдельной личности или группы лиц. В качестве основных методов психологического воздействия можно выделить убеждение, внушение, подражание и др..

По направленности методы воздействия на общественное сознание делятся на прямые и косвенные методы. Прямые методы базируются на логике и рациональности, убеждении людей при помощи фактов. Такие методы должны строиться на основе учета реальной обстановки. То есть, при использовании прямых методов воздействия необходимо учитывать расстановку сил, реальные интересы людей, общее состояние общественного сознания. Косвенные методы же, наоборот, нацелены на эмоциональное состояние субъекта, подвергают воздействию подсознательные и иррациональные стороны сознания.

Далее перейдем к рассмотрению конкретных методов влияния на общественное сознание, реализуемых с помощью средств массовой информации. Согласно автору Э. Кассирэру, технологии воздействия на общественное сознание через органы СМИ - совокупность методов и приемов, используемых органами СМИ в целях информационно-психологического воздействия на личность или группу лиц. По мнению исследователя, подобные методы равноэффективны как для психологической стабилизации общества, так и для его аналогичной дестабилизации в зависимости от потребностей субъекта психологического воздействия и степени внушаемости объектов подобного воздействия.

Исследователь А. В. Манойло выделяет следующие основные технологии влияния на общественное сознание при помощи СМИ:

.Манипулирование с истинной информацией.

.Тенденциозный подбор тем и материалов.

.Фрагментарность представления информации.

.Эмоциональное комментирование, представление происходящего.

.Двухступенчатый коммуникационный поток: использование в комментариях мнений компетентных персон, уважаемых обществом.

.Искусство специализированного монтажа информации

.Доведение информации лишь до определенной группы населения (например, по территориальному, национальному, религиозному или социальному признаку).

.Технология влияния СМИ на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха.

.Использование СМИ как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации.

.Технологии манипуляции в СМИ с опросами общественного мнения.

.Демонстрация в пропагандистских материалах превосходства своей культуры (цивилизации) и др.

В основе большинства подобных технологий воздействия на общественное сознание лежит манипуляция того или иного рода. Она строится на создании иллюзий и условий, позволяющих контролировать сознание общества. Манипулятивное воздействие нацелено на психические структуры человека и предполагает формирование многоуровневого контакта с объектом воздействия (обществом). Конечная цель манипуляции - контроль поведения объекта и лишение его свободы выбора. Одним из ключевых свойств манипулятивного воздействия является возможность не только укреплять или частично изменять общественные ценности, нормы и установки, но также и формировать их. Подобно свойство крайне ценно для проведения эффективной государственной информационной политики, в особенности в условиях переориентирования вектора общественного развития, требующих формирования новых общественных норм.

Для подведения итогов данной контрольной работы перечислим основные выводы, полученные в ходе исследования.

В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что не существует единого подхода к изучению государственной информационной политики. В данной работе рассмотрены несколько основных подходов, в их список входят: бессубъектный подход, технико-коммуникационный подход, государственнический подход, социальный подход, специфический информационный подход и подход, связывающий государство, СМИ и общественное сознание. Именно этот подход, анализирующий цепочку государство - СМИ - общественное сознание, наилучшим образом подходит для дальнейшего решения целей и задач настоящего исследования. В качестве объекта государственной информационной политики были выделены политическое сознание и общественное мнение, а в качестве предмета - методы и средства государственного информационного воздействия на общество.

Государственная информационная политика была определена как комплекс увязанных по целям и задачам мероприятий институтов государственной власти, проводящихся при взаимодействии с иными институтами политической системы, институтами гражданского общества и другими субъектами и объектами общественных отношений в целях развития общества, его регулирования с помощью информационных средств, развития личности, модернизации и контроля информационной и технологической областей деятельности общества и государства.

Важно также отметить, что в ходе исследования был сделан вывод о том, что в РФ отсутствует четко сформулированная программа государственной информационной политики, а нормативно-правовая база такой политики является разрозненной и зачастую содержит противоречия. Для решения данной проблемы, автор Ю. А. Нисневич, предлагает создание единого нормативного акта, регулирующего государственную информационную политику.

Долгосрочная цель государственной информационной политики в РФ, в соответствии с Концепцией государственной информационной политики РФ - построение демократического информационного общества и вхождение Российской Федерации в мировое информационное сообщество.

В первом разделе контрольной работы также были определены основные функции государственной информационной политики. Данными функциями являются: преобразование информации, продуцирование дискурсов, обеспечение публичности, влияние на общественное сознание, инновационное развитие, интеграция, обеспечение стабильности.

Для решения одной из своих функций, влияния на общественное сознание, государственной информационной политикой используются методы психологического воздействия, большинство из которых содержит манипулятивное воздействие того или иного рода. Манипуляция является одним из немногих психологических методов, позволяющих не только укреплять или частично изменять общественные ценности, нормы и установки, но также и формировать их. Вследствие этого, процесс манипулирования является неотъемлемой и значимой частью государственной информационной политики, что обуславливает необходимость теоретического и эмпирического изучения феномена манипуляции в управлении общественным сознанием для дальнейшего построения более эффективной государственной информационной политики.

Литература

1. Нормативные правовые акты

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Правовая система «КонсультантПлюс».

2.Российская Федерация. Кодексы. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Текст]: Принят Государственной Думой 21.10.1994 // Правовая система «КонсультантПлюс».

3.Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации [Текст]: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 // Правовая система «КонсультантПлюс».

.Российская Федерация. Законы. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Текст]: Федеральный закон от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ // Правовая система «КонсультантПлюс».

5.Российская Федерация. Указы. Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 // Правовая система ГАРАНТ.

6.Российская Федерация. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Текст]: Утверждена Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 г. № Пр-1895 // Правовая система «КонсультантПлюс».

2. Литература

1.Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.

.Брега А. В. Информационное обеспечение военно-политической деятельности государства: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000.

3.Воробьев А. И. Манипулирование в системе управления людьми в организации. - КР, 2015. 34 с.

.Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии социально-психологического воздействия. - М.: ИФ РАН, 2004.

.Ильин Г.Л. Социология и психология управления - М.: Академия, 2005.

.Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В. Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2013.

.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. - М.: Алгоритм, 2004.

.Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. В. Манипуляция сознанием-2. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2009.

.Карасева Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис. канд. полит. наук. - М, 2014.

.Кассирэр Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета, 1990. №2. С. 16.

.Коваленко Б. В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М, 1998. С. 17-25.

.Кочетков А. А. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Дис. канд. полит. наук. - М, 2013.

Похожие работы на - Государственная информационная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!