Психологическое состояние студента и его безопасность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,9 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическое состояние студента и его безопасность

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретико-методологические аспекты изучения психологических состояний студентов и проблемы безопасности личности

.1 Специфика типичных психологических состояний студентов

.2 Проблема безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций

. Обеспечение безопасности студентов в современной системе образования: потребности личности и актуальность проблемы для общества в целом

.1 Специфика саморегуляции у студентов с негативными психологическими состояниями

.2 Потребность личности в безопасности и актуальность ее обеспечения в системе образования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы исследования. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и к учёбе в высшем учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста, и, безусловно, некая гарантия психологической безопасности студентов. Адаптация к новым условиям обучения - это сложный, многофакторный процесс включения студента в новую педагогическую систему, а для многих и в новые условия жизнедеятельности. Процесс адаптации в новом для студентов учебном заведении - явление сложное и многогранное, требующее активной позиции, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.

Проблема исследования психологических состояний является достаточно актуальной как в общепсихологическом значении, так и в частном аспекте. Психологическое содержание состояний студентов обуславливается, главным образом, ведущей учебной деятельностью. Без их учета, диагностики и понимания значительно снижается эффективность управления последними, уменьшается продуктивность преподавательского труда.

Степень разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в исследование поднятой в работе проблемы внесли такие ученые как: Г.М. Льдокова, П.А. Кисляков, И.В. Дубровина, И.Р. Утяшев, Л.Н. Карамушка, Т.В. Дектярева, С.А. Шмелева, Е.О. Гусева, А.А. Голованова, А.Г. Каражов, О.В. Дубровская и др. В работе использовались принципы и базовые положения теорий психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на состояние субъекта. Теоретическим основанием работы выступила его концепция неравновесных психических состояний.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические теории А. Маслоу, К. Юнга, А.Н. Леонтьева и др. Значительное влияние на результаты курсовой работы оказали труды отечественных ученых, среди которых, особо отметим: Г.М. Льдокову, И.В. Дубровину и П.А. Кислякова.

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретико-методологических основ психологического состояния студентов в контексте обеспечения их личной безопасности.

Объектом исследования является безопасность студентов вуза как субъектов образовательных организаций.

Предмет исследования психологические состояния студентов и проблема обеспечения их потребности в личной безопасности.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

.        рассмотреть специфику типичных психологических состояний студентов;

.        охарактеризовать сущность проблемы безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций;

.        проанализировать специфику саморегуляции у студентов с негативными психологическими состояниями;

.        изучить проявления потребности личности в безопасности и актуальность ее обеспечения в системе образования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

1. Теоретико-методологические аспекты изучения психологических состояний студентов и проблемы безопасности личности

.1 Специфика типичных психологических состояний студентов

Прежде всего, по нашему убеждению, следует отметить, что основной личностной характеристикой студента, является его способность выдерживать интенсивные интеллектуальные нагрузки в процессе учебной деятельности. При этом в различные моменты времени могут наблюдаться колебания степени работоспособности студента, и определяться они будут, безусловно, взаимодействием факторов самой различной этиологии. Но прежде всего, здесь следует отметить психологические, физиологические и физические факторы.

Такое психологическое состояние как тревожность, занимает важное место в научных исследованиях, посвященных тем или иным аспектам учебной деятельности современных студентов. Тревожность является сложной комбинацией аффектов и аффективно-когнитивных структур, очень часто описываемая в одном ряду со страхом. Степень этого страха различна: у одних он доминирует настолько, что принимает форму паники, у других это лишь относительно спокойное опасение.

Т.И. Колесникова указывает на следующие важные особенности: «Известно, что уровень тревожности тесно связан с уверенностью в себе, в своих знаниях. И все же чрезмерно высокий уровень тревожности чаще всего снижает эффективность деятельности, а низкий его уровень обычно проявляется в повышении результатов деятельности. В критических ситуациях (эмоционального стресса) определенный уровень тревожности проявляется как личностное свойство: выраженная склонность к эмоциональному стрессу выступает не только в экстремальных ситуациях, но и в любом затруднительном положении. Тяжелее всех переносят высокую психическую нагрузку, сопровождающую экзамен, студенты с высоким уровнем беспокойства - тревоги. У таких студентов еще задолго до экзамена возникает тревожное состояние. Учебный материал плохо удерживается в памяти, нередки ее провалы при малейшем волнении. Контакт с преподавателем практически отсутствует, поскольку при ответе студент затрудняется «оторваться» от конспекта, а каждый дополнительный вопрос расценивается им как «убийственный». В результате знания его оцениваются обычно неадекватно. Последующее состояние характеризуется подавленностью, угнетенностью, неверием в свои силы. Нарастают тревога и страх перед следующим экзаменом, преувеличивается возможность неудачного ответа, даже если весь учебный материал усвоен хорошо. Тревожное ожидание неудачи, неуверенность в себе, неспособность к вероятностному прогнозированию результатов усугубляется от экзамена к экзамену, от сессии к сессии». Все это не только влияет на успеваемость, но может привести к потере интереса к учебе, снижению уровня притязаний, изменению самооценки личностных качеств и далее, в виде «восходящего влияния», изменить и деятельность, и поведение, и отношения с товарищами по учебе, членами семьи, друзьями.

Г.М. Льдокова в результате своего научного эксперимента по определению уровня тревожности студентов по методике Спилбергера (итоги представлены в диаграммах 1 и 2 ниже по тексту), приходит к выводу о том, что «…у девушек тревожность оказывается выше, чем у юношей. Это объясняется большей эмоциональностью девушек (тем более в данном возрасте), большей ответственностью; опасением, как в случае неудачи поведут себя родители, как будут относиться друзья».

В общем и целом, как справедливо отмечает Г.М. Льдокова, «Отрицательный фон любого человека характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Он почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное.

Диаграмма 1. Изменение уровня тревожности у девушек в период экзаменационной сессии.

Примечание: * - исследование проводилось за 2 месяца до экзаменационной сессии;

** - за 1 день до экзамена.

Диаграмма 2. Изменение уровня тревожности у юношей в период экзаменационной сессии.

Примечание: * - исследование проводилось за 2 месяца до экзаменационной сессии;

** - за 1 день до экзамена.

В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Человек может часто плакать, легко обижаться, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании данный индивид подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой студент опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в учении, с делом. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу («нарушителями спокойствия») будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой учебной деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д. Таким образом, психологические состояния в ситуации с неопределенным исходом деятельности проходят этапы изменения, как бы развертывания во времени до своего максимального значения к моменту приближения экзамена. Наиболее интересными с научной точки зрения являются динамические изменения состояний тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности».

Психологические состояния, как верно замечают Г.М. Льдокова и А.Н. Панфилов, - это «важнейшая область внутреннего мира человека, имеющая определенное внешнее выражение. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. Они служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации. Психологические состояния являются важнейшей частью психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Вместе с тем, теория психологических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психологических состояний с необходимой полнотой не изучены. Существенное значение имеет изучение психологических состояний студентов ВУЗов для повышения эффективности учебной деятельности, особенно в ее напряженных моментах».

Такой термин, как «психологическое здоровье», был введен в научный лексикон отечественной психологии не так давно. К примеру, И.В. Дубровина под психологическим здоровьем понимает «психологические аспекты психического здоровья, т.е. все, что относится к личности в целом, включая высшие уровни ее самосознания, творческой и смыслопорождающей деятельности». В свою очередь, концепции психологического здоровья разрабатывались, начиная со второй половины прошлого столетия и в западной психологии, преимущественно, гуманистической направленности (А.Г. Маслоу, 1997; К.Р. Роджерс, 1994).

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека на разных стадиях его онтогенеза, выступает условием адекватного выполнения личностью социальных функций и ролей, достижения жизненных целей, решения актуальных задач, обеспечивает возможность конструктивного развития в течение всей жизни.

Основными критериями психологического здоровья разные авторы называют разные, но подчас схожие или перекликающиеся феномены.

Таблица 1. Сравнительные характеристики понятий «психическое» и «психологическое» здоровье.

Критерий

Психическое здоровье

Психологическое здоровье

Объект изучения

Психика

Личность

Основные ресурсы

Наследственные психические качества и здоровье, отсутствие психиатрических заболеваний, протекание психофизиологических процессов

Саморегуляция, познавательные процессы, свойства личности, позитивный эмоциональный фон

Альтернатива

Заболевание: психиатрическое, невротическое, посттравматическое

Дезадаптации, неспособность к выполнению задач жизнедеятельности


Как замечает Ф.Р. Филатов, «психологическое здоровье можно описать как систему, включающую три компонента. Аксиологический компонент - это, прежде всего ценности собственного «Я» человека и ценности «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией для самосознания; потребностно-мотивационный компонент - наличие у человека потребности в саморазвитии. Самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловлены и находятся в постоянном взаимодействии».

Следует подчеркнуть, что такие психологические состояния студентов как: беспокойство и тревожность, имеют особо важное значение в плане изучения современной наукой в виду того факта, что они, по сути дела, часто приводят личность студента к более сложным формам психологических нарушений, а именно: к подозрительности, излишней мнительности, недоверчивости, а в особых случаях и к агрессии по отношению к окружающим.

В такой ситуации дезадаптации у студентов в подростково-юношеском возрасте могут возникать суицидальные мысли, что, безусловно, повлияет на степень личной безопасности и потребует вмешательства медицинских специалистов для корректировки поведения личности студента.

Эта проблема становится особенно актуальной для изучения в виду того, что Россия по самоубийства вырывается в лидеры. Около 20 случаев на 100 тысяч человек - таков, по данным Всемирной организации здравоохранения, средний показатель самоубийств среди российских подростков. Итог этой печальной статистики таков, что в 2013 году наша страна занимала первое место по количеству суицидов среди подростков в Европе, тогда Следственный комитет РФ зафиксировал 461 такой случай.

.2 Проблема безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций

Понятия «личностный уровень безопасности», «безопасность личности», «психологическая безопасность» употребляются как синонимы, основываясь на освоении человеком общественных и групповых ценностей, развитием у него нравственности, разумности (адекватности), ответственности.

Понятие «безопасность личности», а вслед за этим «психологическая безопасность» появилось в международном лексиконе в конце ХХ века. Одним из новых подходов, который вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей является обеспечение личной безопасности. Традиционно проблема личной безопасности исследовалась правовой наукой, где определялся правовой статус субъективных прав и свобод личности (В.П. Кашепов, В.Н. Кудрявцев и др.).

В социально-философских науках исследуется социальная обусловленность института личной безопасности внеправовыми факторами и его социальные последствия для личности и общества. В рамках данного подхода выделяют онтологический, аксиологический и гносеологический аспекты. В рамках онтологического аспекта данной проблемы, ученые (П.П. Баранов, Э. Бланкенбург, Т.В. Блинова и др.) выявляют формы объективной обусловленности и последствий личной безопасности. Аксиологический аспект заключается в рассмотрении ценностей человека как основания взаимной ответственности личности и государства для сохранения безопасности (А.В. Валицкий, А.П. Семитко и др.). С точки зрения гносеологического аспекта анализируется духовнокультурное обоснование необходимости института личной безопасности в современном обществе (А.С. Панарин и др.).

В западной литературе проблемы безопасности личности, ее внутреннего мира рассматриваются в различных теоретических концепциях. Одними из первых в своих концепциях тему безопасности затронули З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Маслоу и др.

З. Фрейд в психоаналитической теории в качестве основных движущих сил поведения выделяет: а) либидо - сексуальное влечение (созидательная сила); б) агрессию (разрушительная сила). Социальная среда накладывает ограничения и запреты на действие ряда инстинктов, поэтому они вытесняются из сознания в область бессознательного, где продолжают существовать в форме напряженности, пытаясь обходным путем найти свое разрешение (принцип сублимации), вылиться в социально приемлемые и одобряемые действия. Из теории Фрейда следует, что человек наносит себе повреждения под воздействием бессознательных, присущих ему от рождения, агрессивных тенденций. Несчастные случаи порождаются самими пострадавшими и являются плодом его бессознательных проявлений, как бы некоторым внутренним протестом против наложенных на него социальных, семейных и прочих ограничений.

Взгляды 3. Фрейда развил К.Г. Юнг. В своей психоаналитической теории архетипов он объясняет, что индивид проходит жизненный цикл, который формируется под воздействием архетипических структур. Архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества.

Современные архетипические структуры формируются столь быстро, что человек не успевает осмыслить их влияния. Например, еще десять лет назад человек достаточно спокойно чувствовал себя без сотового телефона, сейчас, забыв телефон дома, мы ощущаем дискомфорт, а в некоторых случаях тревожность и панику.

Эрих Фромм выделяет группу характеров, формирующихся в отношениях, где доминируют авторитарная и гуманистическая этика. В первом случае - это характеры с неплодотворной ориентацией - рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный типы. Во втором даются общие характеристики всем лицам с плодотворной ориентацией.

Основная психологическая характеристика личности в теории социального научения (относится к бихевиористскому направлению американской психологии ХХ века) - это поступок или серия поступков. Суть теории заключается в том, что на поведение человека и его социальные действия существенное влияние оказывают другие люди - их поддержка или осуждение. Основным механизмом приобретения человеком новых форм поведения является условно-рефлекторное научение, которое происходит через наблюдение за поведением других людей, через систему поощрений и наказаний. Задача психологии: определить по реакции соответствующий стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Позднее Э. Торндайк уточнял, что между стимулом и реакцией должно быть положительное или отрицательное подкрепление. Изменяя стимул и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Теория не учитывает индивидуальные особенности человека, которые могут проявляться по-разному при воздействии одних и тех же стимулов.

В гуманистической психологии описывается личность, исходя из смысла жизни, ценностей, жизненных целей. Представители данной теории А. Маслоу, К. Рождерс и другие считают, что каждый человек обладает стремлением к самосовершенствованию. Человек сам определяет для себя смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. «Образ-Я», формирующийся в процессе жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие окружающего мира, других людей, оценку собственного поведения. Человек с положительной «Я-концепцией» видит мир иначе, чем с отрицательной. Степень удовлетворенности его жизнью, мера счастья зависят от согласования «Я-реального» и «Яидеального». Основная потребность человека - самоактуализация, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. По этим позициям, гуманистическая теория личности более всего соотносится с теориями, разработанными в отечественной психологии, и может лечь в основу теории формирования личностной готовности студентов к безопасной деятельности.

Начиная с 70-х годов гг. ХХ века, безопасность личности рассматривали через призму «средового подхода» (Т. Нийт, Д. Стоколс, Х. Штейнбах, и др.).

Восприятие безопасности с точки зрения психосоциальной концепции развития личности (Э. Эриксон) происходит через «групповую идентичность». Она формируется с первых дней жизни человека, как только ребенок включается в определенную группу и начинает понимать мир как эту группу, в последующем он ориентируется на нее. При этом не следует сбрасывать со счета и наследственные факторы, например, такие как уравновешенность или неуравновешенность нервной системы.

Отметим также, что безопасность рассматривается чаще всего, как явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.

Логично будет в рамках проводимого нами исследования привести мнение Л.Н. Карамушка и Т.В. Дектяревой, которые полагают, что «…Концепция психологической безопасности образовательной среды позволяет проектировать систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников, и прежде всего студентов, является приоритетным направлением деятельности психологической службы в системе образования».

психологический студент состояние личность

2. Обеспечение безопасности студентов в современной системе образования: потребности личности и актуальность проблемы для общества в целом

.1 Специфика саморегуляции у студентов с негативными психологическими состояниями

Прежде всего, следует отметить тот факт, что в современном мире каждый день молодые люди встречаются с разными жизненными ситуациями, которые имеют определенное влияние на их настроение, поведение, деятельность. Главными направлениями жизнедеятельности студента являются профессиональная учеба, личностный рост и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, физическое самосовершенствование. Студент высшего учебного заведения - это молодой человек, который характеризируется определенной профессиональной направленностью и готовится к высококвалифицированному выполнению функций специалиста в определенной профессиональной отрасли.

При выполнений разных видов жизнедеятельности и прохождения этапов учебно-профессиональной и личностной социализации у студентов могут возникать негативные психические состояния, для преодоления которых необходимо создать условия обеспечивающие развитие у них процессов саморегуляции.

Важное значение приобретает способность личности к саморегулированию негативных психических состояний во время периода учебы в ВУЗе, который имеет существенные отличия по сравнению с предыдущими этапами учебы и личностного роста юношей и девушек.

В период учебы, как указывает в своем исследовании Е.А. Дерябина, - «можно выделить три основных критических периода, которые приходятся на первый, третий и пятый курсы учебы. На первом курсе происходит смена социальной роли ученика на роль студента и осознание потребностей и системы ценностей личности в этот период учебы в ВУЗе; возникает необходимость более гибко регулировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям учебного процесса, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. На третьем курсе, как правило, происходит переоценка ценностей, переосмысления выбора специальности по которой учится личность. Особенности кризиса пятого курса связаны с будущим трудоустройством, перспективами профессиональной деятельности и профессионального роста».

При рассмотрении саморегуляции как акта подчинения своим целям физических и психологических функций организма на первом месте стоит вопрос мотивации и волевой активности. Необходимым становится потребность или стремление личности в студенческом возрасте к самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации, самореализации, которые требуют самоанализа, адекватного самовосприятия и самооценки, самоосознание себя как члена общества. Необходимым является выявление особенностей саморегуляции у студентов как фактора преодоления доминирующих негативных психических состояний.

Высокий уровень самостоятельности студентов с негативными психическими состояниями может означать игнорирование ими общественной оценки и общепризнанных стратегий поведения как в обществе, так и в учебном процессе. В тоже время, проявление регуляторных процессов в учебно-профессиональной деятельности студентов свидетельствует о взаимосвязи составляющих сознательной саморегуляции респондентов с уровнем переживаемых ими негативных психических состояний. Особенности распределения полученных количественных показателей позволяют сделать прогноз динамики изменений соотношения этих процессов.

Негативные психологические состояния личности в студенческом возрасте приводят к ухудшению функционирования процессов саморегуляции как фактору их преодоления. Соответственно сбой в регуляторных процессах приводит к возникновению негативных психических состояний или повышению уровня их проявления. Особенности такой взаимосвязи и взаимодействия определяют необходимость и направленность дальнейшей разработки проблемы повышения уровня саморегуляции личности и создания эффективных психопрофилактических, развивающих и коррекционных программ преодоления негативных психических состояний в студенческом возрасте.

Важным показателем является общий уровень развития саморегуляции как интегрального показателя регулирования психофизической активности личности в условиях влияния разнообразных факторов внешней среды, необходимости к ним приспосабливаться, а также наличия эмоционального или психологического дисбаланса, который создает препятствия на пути эффективного функционирования процессов саморегуляции.

Для становления и развития самоотношения в студенческом возрасте важны все микро- и макроотношения и взаимоотношения окружающей общественной действительности и внутреннего психического мира, которые накладываются на систему мировоззрения студента и виденье своей личности в этом мире.

По нашему убеждению, вполне возможно допустить, что элементы саморегуляции, их позиционирование в общей структуре личности являются приобретением и характеристикой или психологически и психически здоровой, уравновешенной, зрелой личности, или, при условии постоянно-системного переживания негативных психических состояний и низком уровне саморегуляции личности, могут стать причинами психосоматических и поведенческих изменений в структуре ее жизнедеятельности.

Весьма актуальным и значимым, считаем научную публикацию Н.В. Гулая, в которой приведены результаты исследования студентов с негативными психологическими состояниями. Результаты исследования Н.В. Гулая показывают, что «при росте уровня негативных психических состояний в студенческом возрасте снижается уровень саморегуляции и уровень самопринятия. То есть, изменению в негативную сторону подвержен тот аспект саморегуляции, на который личность не ожидает позитивного отношения к себе других людей, в частности одногруппников и преподавателей. Такие студенты воспринимают в себе преимущественно недостатки, вследствие чего, снижается уровень их самооценки и возникает неадекватное понимание собственных негативных психических состояний. Следовательно, у большинства исследуемых студентов присутствует нарушение саморегулятивного баланса, что создает условия для возникновения негативных психических состояний и, соответственно вызывает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы для повышения уровня их саморегуляции».

Итак, можно с уверенностью констатировать, что саморегуляция личности в студенческом возрасте есть той конструктивной детерминантой, которая будет способствовать избеганию и эффективному преодолению негативных психических состояний у студентов. Следовательно, можно сделать вывод, что чем выше уровень негативных психических состояний, тем ниже эффективность процессов саморегуляции, которые влияют на результаты деятельности и развитие личности в студенческом возрасте. Соответственно повышение уровня саморегуляционных процессов студентов положительно влияет на эффективность их жизнедеятельности, в частности учебно-профессиональной.

.2 Потребность личности в безопасности и актуальность ее обеспечения в системе образования

Стратегия национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности, Концепция общественной безопасности в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и доктринальные документы ставят задачу обеспечения безопасности каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и удовлетворения базовых потребностей. В последнее время актуализируется положение о том, что только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к существованию и развитию личности и общества.

Принципиально важное значение для человека имеет социальная информация как наиболее массовое средство общения и воздействия Содержание именно этой информации определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки. Можно с уверенностью говорить о том, что сегодня жизненно важные интересы и потребности личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются в большей степени психологическими и информационными показателями.

Потребность в безопасности и защищенности отражает заинтересованность в долговременном выживании, то есть это потребность в организации, стабильности, в предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил. Т.И. Колесникова замечает в одном из своих трудов, что «…для лучшего понимания потребности в безопасности А. Маслоу понаблюдал за детьми, у которых потребности этого уровня проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу - на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, упорядочению повседневной жизни».

Человек, находящийся в состоянии психологической безопасности, имеет адекватные действия на сложившуюся ситуацию, он спокоен, рассудителен, может разрабатывать стратегию и тактику своей деятельности, дает адекватную самооценку, реализует заложенный потенциал не только в профессиональной деятельности, но и во всех проявлениях жизнедеятельности.

Вопросам безопасности уделяется внимание и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в нем отмечается, что «образовательная организация обязана: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся … в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации».

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение юношей и девушек трудно переоценить. Тем не менее, положение дел в сфере комплексного обеспечения безопасности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся далека от благополучия. И безусловно, вполне правомерно поставить вопросы: какую среду создает образовательная организация для обучающихся и что она в состоянии сделать для формирования у подрастающего поколения потребности в безопасности? Вышеизложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, удовлетворения их потребности в безопасности.

Следует также подчеркнуть, что исследование группы отечественных ученых показало, что, анализируя проблемы обеспечения безопасности личности, недостаточно говорить только о потребности в безопасности. По крайней мере, речь должна идти о группе потребностей, важнейшую роль среди которых должна играть потребность в обеспечении безопасности. Авторы указанного исследования полагают, что наличие именно данной потребности позволяет личности совершать такие действия и поступки, которые отвечали бы принципам безопасности. Было установлено, что потребность в переживании чувства опасности отрицательно коррелирует с потребностью в переживании чувства безопасности и с потребностью в обеспечении безопасности. В свою очередь, потребность в обеспечении безопасности положительно связана с потребностью в переживании чувства безопасности. Также была установлена связь между ощущением опасности или безопасности в настоящем и в будущем с потребностью в обеспечении безопасности. Таким образом, эти два психологических феномена являются связанными и взаимозависимыми. Это позволяет достаточно серьезно отнестись к ощущениям людей, касающихся отражения ими своего состояния как опасного или безопасного, несмотря на субъективный характер такого ощущения. Потребности в переживании чувства опасности или безопасности, согласно результатам исследований В.Г. Маралова, Е.Л. Перченко и И.А. Табунова, - не обнаружили значимых корреляционных зависимостей. Можно предположить, что их актуализация связана с другими факторами, в частности, с некоторыми личностными особенностями.

Заключение

Психологическая безопасность есть свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям. Психологическая безопасность на уровне общества - фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей. Психологическая безопасность личности - отражение в переживании ею своей защищенности в конкретной жизненной ситуации.

Для обеспечения психологической безопасности необходимо установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки. Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз, формирует потребность в постоянных связях с окружающим миром и потребность идентификации себя с определенной группой, социальной системой.

В результате повышающейся потребности в безопасности (физиологической, психологической, информационной) актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы человеку удовлетворять потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространство трудовых отношений.

Безусловно, является очевидным тот факт, насколько важно для качественной реализации жизнедеятельности человека удовлетворение его потребности в безопасности. При прочих равных условиях человек, который находится в безопасности, принадлежит к группе, любим, завоевывает уважение и восхищение и вследствие этого обретает самоуважение, то он будет здоровым» не только физически, но и психически, самоактуализирующимся человеком в полном смысле слова. Поэтому необходимо уделять большое внимание созданию безопасной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, обучать детей и молодежь вопросам безопасности жизнедеятельности, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности. Необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, психологического, информационного пространства. Иными словами, необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. У молодого человека должна быть сформирована потребность в обеспечении безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтных ситуаций в быту и профессиональной сфере, избегать потенциально опасных мест, строить гармоничные отношения с окружающими.

По нашему убеждению, для того, чтобы разрешить данное противоречие можно только в том случае, если акцент делать не только и не столько на потребности в безопасности, но и на других видах потребностей, которые так или иначе связаны с безопасностью личности. Ведь как справедливо заметил П.А. Кисляков: «Если взять два континуума «опасность - безопасность» и «переживание - действие», то можно выделить четыре типа потребностей: потребность в переживании чувства опасности; потребность в переживании чувства безопасности; потребность в поиске острых ощущений; потребность в обеспечении безопасности. Необходимо отметить, что у конкретного человека все эти потребности могут сочетаться по-разному, что зависит от сфер и ситуаций, в которых оказывается личность. В то же время какой-то тип потребностей может преобладать, характеризуя тем самым стратегический вектор жизни и деятельности человека. Понятно, что для плодотворной работы и успеха в жизни у человека должна быть сформирована, независимо от наличия у него других типов потребностей, потребность в обеспечении собственной безопасности и безопасности ближайшего окружения»

Список использованных источников

Законодательные и нормативно-правовые акты

.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016 г.).

.        Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Учебные пособия и сборники научных трудов

.        Гусева Е.О., Голованова А.А. Психологически безопасная среда как условие формирования социальных компетенций подростков // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, - М.: МГППУ, 2013.- C. 92-95.

.        Карамушка Л.Н. Дектярева Т.В. Психологическая безопасность студентов вуза как субъектов организации // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, - М.: МГППУ, 2013. - C. 101-105.

.        Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. - М.: Логос, 2011. - 236 с.

.        Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 224 с.

.        Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: Изд-во «АСТ», 2012. - 208 с.

.        Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. - М.: Русский журнал, 2011. - 328 с.

.        Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: «Дрофа», 2012. - 296 c.

.        Фромм Э. Иметь или быть. Серия «Новая философия. - Издательство: «АСТ», 2014. - 320 с.

Монографии и диссертации

.        Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология и культура здоровья. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. - 352 с.

.        Дубровская О.В. Психологические особенности учащихся и студентов подростково-юношеского возраста с наличием суицидальных мыслей в состоянии дезадаптации : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб., 2004. - 212 c.

.        Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: монография. - Елабуга: Изд-во: ОАО «Алмедиа», - 2012. - 160 с.

.        Шмелева С.А. Психические состояния студентов педагогических специальностей и их взаимосвязь с профессионально важными качествами в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13. - Казань, 2010. - 206 с.

Публикации в научных журналах

.        Гулая Н.В. Психологические особенности развития саморегуляции у студентов с негативными психическими состояниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 11-2. - С. 257-263.

.        Дерябина Е.А. Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. - № 1. - С. 130-134.

.        Дубровина И.В. Психологам дан шанс, которым обязательно нужно воспользоваться (интервью с И.В. Дубровиной) // Школьный психолог. - 2011. - № 16. - С. 54-57.

.        Каражов А.Г. Повышение уровня морально-психологического состояния студентов факультетов военного обучения в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 2. - С. 213-215.

.        Кисляков П.А. Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования // Акмеология. - 2012. - № 3 (43). - С. 72-77.

.        Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

.        Льдокова Г.М., Панфилов А.Н. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - № S1. - С. 19-29.

.        Маралов В.Г., Перченко Е.Л., Табунов И.А. Психологические особенности ощущения состояния опасности или безопасности у студентов и их взаимосвязь с потребностями в безопасности // Ученые записки Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 1 (5). - С. 9-12.

.        Попов В.И., Листопадов Ю.И., Чермянин С.В., Скороход А.С. Особенности психологического состояния студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология», во время первой производственной практики // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2013. - № 4 (44). - С. 159-162.

.        Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - №1. - С. 47-54.

.        Филатов Ф.Р. Психологические технологии оздоровления студентов вуза как компонент формирования антиэкстремистских установок в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2013. - Т.10. - № 5. - С. 86-100.

.        Chamberlain K., Lyons A.C. Challenges for health psychology: Theorizing belief and beyond / Journal of Health Psychology, October 2012 (17), p. 965-968.

.        Barrio M.R., Ley Cl. Evaluation of a psychosocial health program in the context of violence and conflict / Journal of Health Psychology, October 2013 (18), p. 371-381.

Электронные ресурсы

28.    Волкова Е., Лебедева Н. В контакте со смертью. Могли ли соцсети довести ребенка до самоубийств // Российская газета - Федеральный выпуск №6977 (109). Выпуск от 22.05.2016 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: <https://rg.ru/2016/05/22/mogut-li-socialnye-seti-dovesti-rebenka-do-samoubijstva.html>

29.    Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 5. - С. 20-25.

Похожие работы на - Психологическое состояние студента и его безопасность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!