Диагностики характерологических особенностей личности
Методика
экспресс - диагностики характерологических особенностей личности.
В основе
разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных
общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел,
Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая
методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификация в
зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии,
вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики
взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного
используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и
разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
1)
Проведение
теста Айзенка;
2)
Обсчет
результатов;
3)
Градация
результатов по таблице типов;
4)
Отбор
данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
Инструкция
(для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не
раздумывая. Ответ заноситься на опросный лист под соответствующим номером».
Опросник Айзенка
1.
Любишь
ли ты шум и суету вокруг себя?
2.
Часто ли
ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3.
Ты всегда
находишь быстрый ответ, когда тебя о чем нибудь спросят?
4.
Бывает ли
так, что ты раздражен чем -нибудь?
5.
Часто ли
у тебя меняется настроение?
6.
Верно ли,
что тебе легче и приятнее с книгами. Чем с ребятами?
7.
Часто ли
тебе мешают уснуть разные мысли?
8.
Ты всегда
делаешь так, как тебе говорят?
9.
Любишь ли
ты подшучивать над кем –либо?
10.
Ты когда
-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя на это не было настоящей причины?
11.
Можешь ли
ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12.
Ты когда
–нибудь нарушал правила поведения в школе?
13.
Верно ли,
что ты часто раздражен чем-нибудь?
14.
Нравиться
ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к
неторопливости, ответь «нет»).
15.
Ты
переживаешь из-за всяких событий, которые чуть было не произошли, хотя все
кончилось хорошо?
16.
Тебе можно
доверить любую тайну?
17.
Можешь ли
ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18.
Бывает ли
так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
19.
Делаешь
ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем –нибудь?
20.
Ты когда
–нибудь говорил неправду?
21.
Ты легко
расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22.
Ты часто
шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23.
Ты часто
чувствуешь себя усталым?
24.
Ты всегда
сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25.
Ты обычно
весел и всем доволен?
26.
Обидчив
ли ты?
27.
Ты очень
любишь общаться с другими ребятами?
28.
Всегда ли
ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.
У тебя
бывают головокружения?
30.
Бывает ли
так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31.
Ты часто
чувствуешь, что тебе что –нибудь надоело?
32.
Любишь ли
ты иногда похвастаться?
33.
Ты чаще всего
сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34.
волнуешься
ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35.
ты обычно
быстро принимаешь решения?
36.
Ты
никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37.
Тебе
часто снятся страшные сны?
38.
Можешь ли
ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39.
Тебя
легко огорчить?
40.
Случалось
ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41.
Верно ли,
что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на
раздумывание?
42.
Если
оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43.
Тебе
очень нравятся шумные и веселые игры?
44.
Ты всегда
ешь, то, что тебе подают?
45.
Тебе
трудно ответить «нет», когда тебя о чем –нибудь просят?
46.
Ты
любишь часто ходить в гости?
47.
Бывают ли
такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48.
Был ли ты
когда нибудь груб с родителями?
49.
Считают
ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50.
Ты часто
отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51.
Ты чаще
сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52.
Тебе
обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53.
Бываешь
ли, ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен
выполнить?
54.
Бывает
ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55.
Ты
стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56.
Ты часто
спохватываешься, когда поздно что –нибудь исправить?
57.
Когда кто
–нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.
Бывает ли
так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59.
Ты
считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании
сверстников?
Ключ
1.
Экстраверсия
(Э):
«да»: 1, 3, 9,
11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет»: 6, 33, 51,
55, 59.
2. Нейротизм (Н):
«да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31,34, 37, 39,
42, 45, 47, 50,
52, 54, 56, 58, 60.
3.
«Ложь»:
«да»: 8, 16, 24,
28, 36,44.
«нет»: 4, 12, 20,
32, 40, 48.
Нормативы для
подростков 12 – 17 лет: Экстраверсия (Э) -11 -14 балов, «ложь» - 4-5 балов,
нейротизм (Н)- 10-15 балов.
№
|
Данные по тесту Айзенка
|
№
|
Данные по тесту Айзенка
|
Э (в баллах)
|
Н (баллах)
|
Э (в баллах)
|
Н (баллах)
|
1
|
0-4
|
0-4
|
17
|
16-20
|
4-8
|
2
|
20-24
|
0-4
|
18
|
4-8
|
16-20
|
3
|
20-24
|
20-24
|
19
|
4-8
|
4-8
|
4
|
0-4
|
20-24
|
20
|
16-20
|
16-20
|
5
|
0-4
|
4-8
|
21
|
12-16
|
8-12
|
6
|
0-4
|
16-20
|
22
|
8-12
|
8-12
|
7
|
0-4
|
8-16
|
23
|
16-20
|
8-12
|
8
|
4-8
|
0-4
|
24
|
12-16
|
4-8
|
9
|
8-16
|
0-4
|
4-8
|
4-8
|
10
|
16-20
|
0-4
|
26
|
4-8
|
8-12
|
11
|
20-24
|
4-8
|
27
|
4-8
|
12-16
|
12
|
20-24
|
8-16
|
28
|
8-12
|
16-20
|
13
|
20-24
|
16-20
|
29
|
12-16
|
16-20
|
14
|
16-20
|
20-24
|
30
|
16-20
|
12-16
|
15
|
8-16
|
20-24
|
31
|
8-12
|
12-16
|
16
|
4-8
|
20-24
|
32
|
12-16
|
12-16
|
(тестирование
детей/ Автор - составитель В Богомолов. Серия «Психологический практикум». –
Ростов н/Д: «феникс», 2004. – 231с.)
Данная методика
рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно
может использоваться:
1)
При
формировании классных коллективов;
2)
При
знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или
группу подростками.
3)
В
деятельности работников «служб занятости» и отделов кадров при приеме на работу
подростков;
4)
В
профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на
профессии типа «человек -человек»);
5)
В
профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и
социального сотрудничества;
6)
В
спортивной практике при подборе команд;
7)
В
педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик-
учитель» и «ученик- класс».
Испытуемый: Юля,
13 лет.
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
1
|
нет
|
16
|
да
|
31
|
да
|
46
|
2
|
да
|
17
|
да
|
32
|
да
|
47
|
да
|
3
|
да
|
18
|
да
|
33
|
да
|
48
|
да
|
4
|
да
|
19
|
нет
|
34
|
да
|
49
|
да
|
5
|
да
|
20
|
да
|
35
|
да
|
50
|
да
|
6
|
нет
|
21
|
да
|
36
|
нет
|
51
|
нет
|
7
|
да
|
22
|
да
|
37
|
да
|
52
|
да
|
8
|
нет
|
23
|
нет
|
38
|
да
|
53
|
да
|
9
|
да
|
24
|
да
|
39
|
да
|
54
|
да
|
10
|
да
|
25
|
да
|
40
|
да
|
нет
|
11
|
да
|
26
|
да
|
41
|
да
|
56
|
да
|
12
|
да
|
27
|
да
|
42
|
да
|
57
|
да
|
13
|
да
|
28
|
нет
|
43
|
да
|
58
|
да
|
14
|
да
|
29
|
да
|
44
|
нет
|
59
|
нет
|
15
|
да
|
30
|
да
|
45
|
да
|
60
|
да
|
Обработка данных: Экстраверсия
= 22; Нейротизм = 22; «Ложь» = 2
Испытуемый
относиться к типу № 3.
Характерологические
проявления:
Активен, имеет
хорошо развитые, бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми
«на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего
принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой
адрес.
Пути
корреляции:
Основная тактика
– подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении,
спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна
ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта. Лучше
обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать
внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального
напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления
организаторских способностей, а также реализация энергетического потанцевала
(спортивные достижения и т.п.).
Испытуемый: Арсланов Ринат, 17 лет.
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
1
|
нет
|
16
|
да
|
31
|
да
|
46
|
нет
|
2
|
да
|
17
|
да
|
32
|
да
|
да
|
3
|
нет
|
18
|
да
|
33
|
да
|
48
|
да
|
4
|
да
|
19
|
нет
|
34
|
да
|
49
|
нет
|
5
|
да
|
20
|
да
|
35
|
нет
|
50
|
да
|
6
|
да
|
21
|
да
|
36
|
нет
|
51
|
да
|
7
|
да
|
22
|
да
|
37
|
нет
|
52
|
да
|
8
|
нет
|
23
|
да
|
38
|
да
|
53
|
да
|
9
|
да
|
24
|
нет
|
39
|
да
|
54
|
да
|
10
|
да
|
25
|
нет
|
40
|
да
|
55
|
да
|
11
|
нет
|
26
|
да
|
41
|
56
|
да
|
12
|
да
|
27
|
нет
|
42
|
да
|
57
|
да
|
13
|
да
|
28
|
нет
|
43
|
нет
|
58
|
да
|
14
|
да
|
29
|
да
|
44
|
нет
|
59
|
да
|
15
|
да
|
30
|
да
|
45
|
да
|
60
|
да
|
Обработка данных: Экстраверсия = 8; Нейротизм = 24; «Ложь» =
1
Испытуемый
относиться к типу № 15.
Характерологические
проявления:
Вечно
недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К
язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый,
раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях подчиненный. Перед
трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не
имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.
Пути
корреляции:
Желательно
наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на
мнительности этого человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в
доверительной беседе. В качестве какой-нибудь общественной нагрузки,
позволяющей иметь опору на взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу
(педантические свойства позволяют делать ее хорошо). Поощрять за
исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со
сверстниками. Подростки данного типа требуют постоянного внимания и
индивидуального взаимодействия.