Основные теории религии в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,97 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные теории религии в России

Введение

Религия - весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

Религия - одна из смысловых основ бытия людей (а для верующей части человечества - основной), к ней поэтому приковано особое внимание человеческой мысли. О ней сказано бесчисленное количество слов, написано море научных статей и книг. Однако споры о ней не утихают, разноречивые оценки ее сущности и ценности остаются, возможности ее научного познания продолжают ставиться под сомнение. Даже научная и философская мысль до сих пор не смогла выработать какое-то общепринятое (классическое) определение понятия «религия». Сегодня эти определения исчисляются сотнями, и их количество продолжает нарастать. Судя по этому, можно усомниться, что такое определение вообще когда-то будет найдено.

Разноречивость в определении научного понятия объекта (в нашем случае - религии) неизбежно приводит к разноречивости теории объекта, разработка которой начинается с его понятия. Наука же в лице конкретных ученых и философов представляет религию по-разному. Одни понимают ее как сугубо духовный феномен, другие - как феномен социальный, психологический, нравственный, эстетический и даже географический. Естественно, при таком разбросе мнений о понятии «религия» невозможно создать ее единую теорию и методологию. Это тем более невозможно, когда ее частные определения не отражают ни полноты смысла, ни ее сути. Теоретико-методологической проблемой российского религиоведения является проблема места и роли философии религии в научном познании религии.

1. Религия как социокультурный институт

Основными элементами религиозной системы являются: религиозные представления (идеология), настроения, чувства (психология), религиозные действия (культ). Кроме этого в структуру религии входят религиозные организации и учреждения, а также религиозные отношения. Некоторыми исследователями особо выделяет религиозные нормы как часть религиозной системы, несводимую к религиозному сознанию. При этом особенностью религиозных норм является то, что в отличие от взглядов и представлений в них объективируется воля религиозных организаций. Описанные элементы религиозной системы находятся в постоянном взаимодействии между собой и обществом.

Функциональный метод акцентирует внимание на роли, которую играют в государстве и обществе религиозные организации. По мнению одного из основоположников функционального метода А. Рэдклифф-Брауна, функцией религии является быть частью социального механизма, без которого невозможна «социальная эволюция и развитие современной цивилизации».

С точки зрения марксизма основная функция религии заключается в иллюзорной компенсации слабости людей перед природными и общественными силами (компенсаторная функция). Эта функция действует в любом обществе, где человек выступает в качестве подавляемого - в доклассовых формациях - враждебными природными силами, в классовых - классами угнетателей.

Среди других функций религии выступают интегрирующая, мировоззренческая, регулирующая. Интегрирующая функция характерна для традиционного общества, являясь его стержневым образующим компонентом. Мировоззренческая функция определяет отношение к окружающему миру всех верующих. Регулирующая функция религии проявляется как во внутрицерковной, так и межконфессиональной и внекультовой деятельности.

Достижением религиоведения является выделение элементов и структуры религии. Для анализа государственно-церковных отношений большое значение имеют категории религиозных отношений, деятельности, сознания, институтов и организаций. Следует различить нерелигиозную и религиозную деятельность индивидов и религиозных институтов. Нерелигиозная деятельность проявляется в областях, не связанных непосредственно с религией. Это может быть политическая, государственная, научная, экономическая и т.п. деятельность. Такая деятельность может быть конфессионально окрашенной или иметь среди прочих побудительных мотивов мотив религиозный, но по объективному содержанию, предмету и результатам это деятельность нерелигиозная.

Религиозная деятельность может быть культовой (т.е. концентрирующейся вокруг процесса поклонения внешним силам) и внекультовой, куда входят управленческая, миссионерская, катехизаторская, теологическая деятельность. Религиозные отношения соответствуют видам религиозной деятельности и могут быть внерелигиозными и религиозными. Внерелигиозные отношения проявляются в ходе выполнения государственной, экономической и прочей деятельности религиозными институтами или индивидами. Религиозные отношения также могут быть внекультовыми и культовыми.

Религиозная деятельность и отношения имеют свое институциональное оформление в виде институтов и организаций. Для деятельности во внерелигиозных областях религиозными организациями создаются определенные институты - экономические (например, «Банк Святого Духа» в Ватикане), политические (христианско-демократические и прочие конфессионально ориентированные партии), студенческие (Межуниверситетская ассоциация по изучению принципа в Религии объединения) и даже разведывательные (Офис особых дел в Религии сайентологии). В религиозной сфере также существуют соответствующие учреждения - культовые и внекультовые.

Для оценки состояния государственно-церковных отношений особое значение имеют категории нерелигиозной деятельности, отношений и организаций религиозных индивидов, групп или организаций.

Одним из важных разделов религиоведения является раздел, изучающий связь религии и общества. Религиозные организации могут играть роль стабилизирующего, обеспечивающего преемственность фактора, оказывать благотворное влияние на процессы изменения общества. В то же время в определенных условиях религия может дестабилизировать обстановку и провоцировать конфессиональные конфликты.

Религиоведение рассматривает социальные формы организации религии, куда входят вопросы, связанные с происхождением и эволюцией религиозных групп, типы религиозных организаций, экуменизм; клерикализм, взаимоотношения религии и семьи, религии и государства и т.д. Одной из важных задач религиоведения, изучающего взаимосвязь религии и общества, является изучение связи религии и политики. Здесь прослеживается взаимосвязь религии с различными видами политической власти, влияние властных структур на политику религиозных реформ, проблемы связи религии с войнами, фундаментализм, оказывающий значительное воздействие на политическую жизнь общества. Религиоведение также рассматривает важное в современном развитии религии явление, как секуляризация.

Итак, некоторые разделы религиоведения, изучающие различные проявления религии в разных сферах человеческой жизнедеятельности, прежде всего в политике, имеют важное значение для понимания проблемы государственно-конфессиональных отношений в современный период.

Культурологический подход позволяет объяснить многие явления современной религиозной жизни. Так, интерес, проявляемый в настоящее время к религии с позиции культурологического подхода обусловливается следующими причинами:

)э кономические и иные трудности и одновременно зарождение ростков толерантности, возвращение на этой основе в духовную жизнь народа культурного наследия в виде религиозных памятников, обычаев и обрядов, раскрывающих менталитет не только конфессии, но и нации, народа;

) усиление степени информированности общества, что расширяет представление людей об исторической роли религии и религии, как позитивной, так и негативной, особенно на переломных этапах развития страны, в усилении государственности, укреплении нравственных основ и т.д.;

) активизация деятельности самой религии и других религиозных организаций в духовной жизни народа.


В теоретическом плане представляет интерес утверждение К.К. Платонова о необходимости разграничения психологии религии и религиозной психологии.

Психология религии определяется им как особая отрасль психологической науки, формирующаяся на стыке ряда наук и носящая междисциплинарный характер: «Психология религии - это раздел общественной (социальной) психологии, изучающей социально-психологические явления, относящиеся к области религии. Иными словами, психология религии есть отрасль науки, лежащая на стыке психологии с социологией, этнографией и историей религии». Под религиозной психологией он понимал «социально-психологические явления, относящиеся к области религии, которые являются объектом изучения отрасли науки - психологии религии».

Отсюда вытекало определение Платоновым задач психологии религии, главной из которых он считал «изучение тех особенностей психики человека, которые лежат в основе гносеологических корней религии и создают саму возможность возникновения религиозной психологии как фантастического отражения». [3, с.68]

К психологической феноменологии, изучаемой в русле психологии религии, согласно Платонову, относится широкий класс эмоциональных состояний - «душевное освобождение, молитва, благодать духа, откровение, религиозный экстаз» - выступающих как различные проявления религиозного чувства: от слабо выраженного настроения до аффекта с помрачением сознания.

Существенное место в работе Платонова уделено анализу психологических корней религии. Многие религиозные деятели считают, что религиозное чувство у человека является врожденным. Полемизируя с этой точкой зрения, на большом фактологическом материале, используя многочисленные примеры, К.К. Платонов убедительно показывает, что религиозное чувство у человека не носит врожденного характера. Например, человеческие детеныши, которые воспитывались в среде животных и вскармливались ими, по существу, не были людьми и у них отсутствовали религиозные чувства.

Платонов опровергает утверждение, что религиозное чувство является вечным, присущим человеку во все времена и у всех народов. Он справедливо отмечает, что в истории человечества существовала и так называемая дорелигиозная эпоха. «Человечество существует около миллиона лет, а археологические находки, позволяющие говорить о наличии самых примитивных религиозных культов, относятся к эпохе Мустье и имеют давность, самое большее, 40 - 80 тысяч лет. Все предшествующее время существования человечества называется дорелигиозной эпохой». [3, с.72]

Платонов также подверг критике мнение тех, кто считал, что и животные обладают религиозностью (например, концепцию Ж. Гюйо), ссылаясь при этом на ритуальные танцы различных племен и ритуальные танцы животных. Считается, что в основе ритуального танца любого уровня лежит общий психофизиологический механизм - нейродинамический стереотип. Именно он объединяет определенные движения, как правило, незаконченные и утратившие свой первоначальный, прямой смысл. В связи с этим Платонов задает вопрос: «Так что же, правы те буржуазные ученые, которые наделяют животных религиозностью? Конечно, нет». Он убежден, что танец животных не имеет ничего общего с религией. Более того, и у человека далеко не всякий ритуальный танец, согласно его мнению, связан с религией. Главное различие между танцами животных и людей Платонов видит в том, «что у животного нейродинамический стереотип биологически обусловлен и прирожден, а у человека он социально обусловлен и требует научения».

Раскрывая механизм образования нейродинамического стереотипа, Платонов утверждал, что и человек, и животное постоянно реагируют на повторяемые системы внешних воздействий, выступающие в качестве внешних стереотипов. В результате складывается динамический стереотип, который, по И.П. Павлову, представляет собой слаженную и уравновешенную систему внутренних процессов.

Образование у человека динамических стереотипов способствует появлению у него положительных эмоций и чувства спокойствия. И это естественно, так как в силу относительной самостоятельности сознания, оно не только может опережать и предвидеть события еще задолго до их появления, но создавать положительные эмоции и всевозможные мифы и иллюзии, которые облегчают человеку жизнь, избавляя его от страхов.

Религиозное сознание, согласно представлениям ряда авторов, - это иллюзорное, фантастическое бытие. Платонов приводит слова Г.В. Плеханова о том, что магия основывается «на недостаточно ясном различении между тем, что происходит в голове человека, и тем, что совершается в действительности», что она «смешивает объективные явления с субъективными». [3, с.76] Именно в этом смешении реального и ирреального, действительного и вымышленного, рожденного фантазией видит Платонов специфику религиозной психологии.

Платонов рассматривает вопрос о различных чувствах - религиозных, эстетических, выделяя их различия и противоречия. Эстетическое чувство, согласно его мнению, относится к той группе чувств, которую со времени Канта называют «стеническими эмоциями», т.е. эмоциями, поднимающими жизнедеятельность, активизирующими деятельность человека, мобилизующими его силы. Религиозное же чувство, в его чистом виде, чаще проявляется как астеническая эмоция, «снижающая жизнедеятельность и дезорганизующая поведение, демобилизующая человека».

Обсуждая вопрос о психологических корнях религии, Платонов делает вывод, что они связаны с противоречиями в психике человека между осознанным и неосознанным, сознанием и бессознательным. Неспособность человека понять и объяснить неосознанные и непроизвольные проявления собственной психики способствует тому, что человеку приходится обращаться к религии и даже рассматривать эти психические явления как мистические. Одним из первых в отечественной психологии Платонов обратился к рассмотрению феномена веры. Он писал: «Я считаю, что вера вообще и религиозная вера - это одно и тоже чувство. Двух вер не бывает. Подчеркивая эту мысль, он пояснял: «Вера - вот что является минимумом религии». [3, с.78] Таким образом, во-первых, вера определяется им как базовая атрибутивная характеристика религии и фактически понятие веры сводится к понятию религиозной веры.

Продолжая психологический анализ веры, Платонов рассматривает ее в контексте познавательных возможностей человека. Согласно его мнению, предметом веры для человека выступает не сверхъестественное, а то, что является недоступным для его познания.

В работах выявляется психологическое содержание веры. Подробно описывая свою дискуссию со священником и опираясь на высказывание Ф. Энгельса, данное в работе «Анти-Дюринг», что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В качестве подтверждения этого положения он приводит еще одну цитату Энгельса: «Религия может продолжать свое существование как непосредственная, т.е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным». Отсюда делается вывод, что фантастичность отражения в религиозной психологии человека и объясняется эмоциональной формой отражения. «Когда сознание человека сталкивается с бессознательным, тогда знание и заменяется верой», писал К.К. Платонов. [3, с.85]

Таким образом, в основе возникновения религиозной психологии, согласно теории Платонова, лежит замена знания верой, а вера, соответственно, определяется как чувство, являющееся обязательным компонентом структуры религиозного сознания, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Платонов писал: «Как эмоциональная форма отражения действительности, вера не анализирует реального мира, подменяя объективное субъективным, действительное - желаемым; но, как включенное во второсигнальное понятийное отражение, она усиливает заложенную в понятиях двойственность, раскрытую В.И. Лениным, и усиливая тем отлет фантазии от жизни».[3, с.84]

Проведенный анализ показывает, что в психологическом плане трактовка веры связывается Платоновым с научным пониманием сущности эмоций и чувств. И в этом, как он считает, она согласуется с эмпирически найденным пониманием веры самими богословами. Это дает возможность «объективно определить наличие и минимум религии и религиозности, как черты личности, в каждом конкретном случае». При характеристике веры как сугубо религиозного феномена он апеллирует также к рассмотрению соотношения сознательного и бессознательного, объективного и искаженного отражения реальности. Такое определение веры представляется ученому теоретически обоснованным и имеющим практический смысл, так как «указывает путь борьбы с искажением верой познания мира».

Если суммировать рассуждения о вере, данные в книге, то можно сделать вывод, что, согласно точке зрения Платонова, вера может быть определена:

как важнейший атрибутивный признак и компонент структуры религиозного сознания, основа религиозного чувства;

как эмоциональная форма отражения, в тоже время принципиально отличная от нравственного, эстетического и других чувств, имеющая с каждым из них лишь некоторые общие черты;

как свойственный второй сигнальной системе, особенно абстрактному мышлению, «отлет фантазии от жизни», создающий иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией, как форма «фантастического отражения»;

как состояние индивидуального сознания, принципиально отличное от знания и являющееся для религиозной психологии конкретного верующего человека первичным по сравнению с другими формами сознания;

как обращение не к реальному миру, а к богу, к собственному «я».

Безусловно, преодоление социальных причин, порождающих религию, может ослабить чувство религиозности. Человек, уверенный в своем бытии, четко осознающий перспективы своего развития, опирающийся по поддержку со стороны других людей, социально защищенный более спокоен, характеризуется оптимистичным миросозерцанием, лишен страхов. Однако следует подчеркнуть, что, во-первых, даже самое развитое и социально-справедливое общество едва ли сможет преодолеть, уничтожить все социальные корни религиозных чувств. В будущем всегда останутся и будут воспроизводиться чувства, присущие человеку как «существу естественному», например, неразделенная любовь, болезни, страх за жизнь ребенка или близкого человека, неудовлетворенность карьерой и т. д. Это означает, что жизненные неурядицы, трудности личностного плана всегда могут подвигнуть и реально подвигают человека к обретению им религии. [1, с.103]

Неправомерным является сведение корней религии только к социальным условиям. Если исходить из того, что человек может быть рассмотрен не только как «социальное существо», но и как «естественное существо», то, соответственно, необходимо анализировать не только социальные, но еще и естественные условия его бытия, которые могут порождать возникновение религиозных чувств. К их числу относятся: боязнь смерти, всякого рода болезни, опасность стихийных бедствий и природных катаклизмов, вплоть до столкновения с внеземными цивилизациями и т.д. Религия привлекала человека во все времена тем, что она дает ему надежду на преодоление конечности его кратного жизненного бытия, внушает мысль о существовании жизни вечной.

Таким образом, в центре внимания психологической теории религии К.К. Платонова - теоретические и методологические вопросы психологии религии. Заслуга К.К. Платонова состоит в том, что он первым в отечественной психологии обратился к изучению феномена веры в психологии. И хотя ряд высказанных им идей сегодня воспринимаются не однозначно, требуют уточнения и развития, но бесспорным является его вклад как первопроходца в изучение чрезвычайно сложной области религиозных чувств человека.

3. Антропологическая теория религии Б.Г.Ананьева

В антропологии религию понимают как сложную, многогранную, многоуровневую систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. Всякая система, не желая превращаться в некий агрегат случайного набора разнородных элементов, стремится сохранить свою системность через укрепление целостности. Особую прочность, устойчивость и целостность целостности религии как системе придает то, что в основе ее устроения лежит идеальный принцип духовности. Все остальные принципы, применяемые в этой системе, имеют не более чем рабочий характер и подчинены духовному принципу как главенствующему. Он и придает жизнестойкость религиозной системе. [5, с.147]

Психологическая антропология, сравнительно молодое психологическое направление, но оно особенно важно для психологии религии, для которой необходимо изучение и сравнение антропологических концепций, лежащих в основании разных религиозных направлений, да и самой академической психологии, если она претендует на статус научного направления, полезно рефлексировать свои антропологические основания. [4, с.245] религия церковный христианство психологический

Христианство является откровением не только о боге, но и о человеке, христианская антропология сохранила свою целостность и практическую направленность, что было бы просто неоценимо для современной антропологии и психологии (если они по-настоящему захотят обратиться к злободневным проблемам современности). Не только христианская психология, но и психология академическая, невозможна без ее связи с базовым антропологическим знанием.

Доказательству и разъяснению этого важнейшего положения посвятил свои труды, и можно сказать всю свою жизнь, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), основатель факультета психологии Ленинградского университета и самой ленинградской психологической школы.

В своей психолого-религиозной теории антропологии Ананьев Б.Г., отстаивая комплексный и антропологический подход в психологии, фактически пытался восстановить должное отношение между психологией и антропологией по принципу соответствующего отношения психологического и антропологического знания внутри христианства. Среди других функций религии выступают интегрирующая, мировоззренческая, регулирующая. Интегрирующая функция характерна для традиционного общества, являясь его стержневым образующим компонентом. Мировоззренческая функция определяет отношение к окружающему миру всех верующих. Регулирующая функция религии проявляется как во внутрицерковной, так и межконфессиональной и внекультовой деятельности. Анализируя сущность и взаимоотношение, взаимодействие двух феноменов культуры искусства и религии, можно прийти к выводу, что это взаимодействие на протяжении истории было обусловлено многими объективными обстоятельствами, что как религия, так и искусство с самого начала своего существования играли и играют огромную роль в жизни общества, в формировании взглядов людей на окружающий мир, мировоззрения. Религия формирует свою картину мира, а искусство свою, однако, и та, и другая создают по-своему неповторимый мир культурных традиций. [2, с.94]

Религиозная деятельность может быть культовой (т.е. концентрирующейся вокруг процесса поклонения внешним силам) и внекультовой, куда входят управленческая, миссионерская, катехизаторская, теологическая деятельность. Религиозные отношения соответствуют видам религиозной деятельности и могут быть внерелигиозными и религиозными. Внерелигиозные отношения проявляются в ходе выполнения государственной, экономической и прочей деятельности религиозными институтами или индивидами.

Заключение

Согласно основным теориям религии, элементами религиозной системы являются: религиозные представления (идеология), настроения, чувства (психология), религиозные действия (культ). Кроме этого в структуру религии входят религиозные организации и учреждения, а также религиозные отношения. Некоторыми исследователями особо выделяет религиозные нормы как часть религиозной системы, несводимую к религиозному сознанию. При этом особенностью религиозных норм является то, что в отличие от взглядов и представлений в них объективируется воля религиозных организаций. Описанные элементы религиозной системы находятся в постоянном взаимодействии между собой и обществом.

Одним из выдающихся теоретиков в психологической религии был К.К. Платонов. Он фактические впервые в отечественной психологии выдвинул и рассмотрел такие фундаментальные вопросы, как происхождение и истоки религии, ее психологическая природа, психология веры и молитвы, особенности религиозных переживаний. Ядро любой религии и религиозности вообще - вера, конкретнее, вера в сверхъестественное, особенно ясно обнаруживает свои традиционализаторские свойства, особенно в сопоставлении ее со знанием; по сравнению с ним вера формирует чрезвычайно устойчивые отношения к миру и людям, которые к тому же не предполагают обязательности объективной проверки.

Рассмотрев психолого-религиозную теорию антропологии Ананьева Б.Г., важно сказать, что он пытался восстановить должное отношение между психологией и антропологией по принципу соответствующего отношения психологического и антропологического знания внутри христианства. Достижением религиоведения является выделение элементов и структуры религии.

Список использованной литературы

1.Бондарев Г. Ожидающая культура. М., 2006. - 210 с.

.История религии в России / под ред. Н. А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 2011. - 636 с.

.Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967. -280 с

.Яблоков И. Н. Религиоведение. - М.: Гардарика, 2008. - 376 с.

Похожие работы на - Основные теории религии в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!