Самооценка младших подростков с разными типами привязанности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    85,14 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Самооценка младших подростков с разными типами привязанности

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки и психологической привязанности у подростков

.1 Психология подросткового возраста

.2 Значение самооценки в структуре личности

.3 Привязанность как психологический феномен

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирическое исследование

.1 Материалы и методы исследования

.2 Алгоритм проведения исследования

.3 Анализ и обсуждение результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

 

 

Введение


Подростковый возраст является одним из ключевых периодов определяющим дальнейшее развитие личности человека. Л.С. Выготский определял этот возраст как кризисный, сопровождающейся изменением ведущей деятельности и социальной ситуацией развития. Так, на данном этапе происходит переход от зависимого детства к этапу самостоятельности и ответственности. По сути, подросток начинает занимать промежуточное положение между ребенком и взрослым. Ведущая деятельность переходит от стадии игровой к этапу интимного общения.

Большинство как отечественных, так и зарубежных авторов подчеркивают данный факт, указывают на значимость психологических факторов влияющих на успешность преодоления подросткового кризиса и возможности дальнейшего гармоничного развития личности. Большое значение здесь уделяется системе собственных оценок подростка, которая во много зависит от ближайшего социального окружения (родители, сверстники, одноклассники и т.д.).

При этом психологи весьма категорично указывают на недостаточную устойчивость самооценки подростков, что обусловлено рядом причин. Во- первых, в указанный период происходит весьма заметное изменение картины тела, которое многими подростками (в большей степени девочками) очень болезненно воспринимается. Причем основные проблемы восприятия у ребенка вызывают не столько изменения формы тела, сколько оценки и отношения других людей к новому формирующемуся облику. Так же особое внимание у подростков уделяется оценке собственных интеллектуальных возможностей («Не быть глупее других»).

Таким образом, можно уверенно констатировать, что система внешних оценок исходящих от референтных групп, по сути, является ключевым фактором, влияющим на самооценку подростка. Степень же значимости окружения в данном возрасте чаще всего определяется привязанностью подростка, которая рассматривается как психологический феномен, выражающийся в построении эмоциональной связи между двумя людьми, характеризующейся взаимным участием и желанием поддержать близкие отношения.

Поэтому для того, чтобы более точно понять особенности формирования самооценки у подростка необходимо оценить степень и качество его психологической привязанности к значимым лицам.

Актуальность темы исследования: заключается в установлении зависимости между самооценкой, как важнейшим психическим процессом и разными типами привязанности младших подростков. Это не разработанная область исследования психологической науки. Если сами по себе процессы самооценки и явления привязанности достаточно хорошо изучены, то взаимное влияние их не являлось предметом какого-либо тщательного психологического анализа.

Цель работы: Изучить особенности самооценки младших подростков с разными типами привязанности

Объект исследования: самооценка младших подростков

Предмет исследования: разные типы психологической привязанности младших подростков

Гипотеза исследования: Самооценка подростка имеет зависимость от особенностей его психологической привязанности.

Задачи исследования:

1.   Произвести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

2.   Исследовать особенности психологической привязанности у младших подростков

3.   Исследовать гендерные особенности привязанности

4.       Оценить уровень самооценки у младших подростков

5.   Установить взаимосвязь между самооценкой и типом психологической привязанности у младших подростков

6.   Обобщить полученные данные в выводы, составить заключение

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепции психологии развития, представленные в трудах Л.С. Выготского. Именно в семилетнем возрасте, как отмечал Выготский, начинает складываться самооценка - обобщенное, то есть устойчивое, и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Кризис подросткового возраста напрямую связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Л.С. Выготский, впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Л.С. Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов- средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. По мнению Л.С. Выготского в своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.

Рубинштейн С.Л. личность способна отражать саму себя и осознавать саму себя. И более того, иметь стабильную и сложно структурированную систему представлений и оценок себя по различным критериям.

Теория самооценки, разработанная в работах С.Я. Рубинштейн; учение о психологической привязанности как психологическом феномене определяющим эффективность функционирования личности

Так же в работе было рассмотрено учение о психологической привязанности как психологическом феномене определяющим эффективность функционирования личности Боулби Дж. В своей работе

«Привязанность» Дж. Боулби утверждал, что процесс "импринтинга", в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему дети испытывают эмоционально-негативные переживания, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды. Теория привязанности считает потребность в близких эмоциональных отношениях специфически человеческой, подчеркивая центральную роль отношений в развитии личности от начала до конца.

Методы исследования:

-   Шкала К. Кернс на определение надежности привязанности ребенка к родителям (Thе Kеrns Sеqurity Sсalе - KSS).

-    Опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA).

-   Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей.

Выбор методик был обусловлен несколькими критериями:

1.  Соответствие цели и задачам исследования;

2.       Соответствие методик возрастному периоду респондентов.

Методы математической статистики, используемые в работе:

-   Методы дескриптивной статистики;

-         U-критерий Манна-Уитни;

          Корреляционный анализ Ч. Спирмена.

Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 40 подростков в возраст 11-12 лет (20 девочек и 20 мальчиков).

Теоретическая значимость работы: результаты исследования обогащают теоретические основы возрастной психологии и психологии развития. Полученные данные предоставляют информацию о специфике самооценки младших подростков с разными типами привязанности. Полученные данные могут быть использованы для составления методической программы для оказания психологической помощи подросткам и их родителям. Представленная информация может быть полезной для школьных психологов, социальных работников, а так же лиц занимающихся с данной возрастной группой.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки и психологической привязанности у подростков

1.1     Психология подросткового возраста


Подростковый возраст занимает достаточно непродолжительный, но при этом значимый жизненный отрезок от 10-11 до 13-14 лет. Подростковый период является, по мнению многих исследователей одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается переходным и кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие разнообразные стороны развития и жизни.

Кризис подросткового возраста напрямую связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития («ССР») представляет собой особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте «ССР» представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное место между детством и взрослостью.

Тогда как ведущая деятельность рассматривается как деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом и личностном развитии ребенка на каждом отдельном этапе становления личности. У младших школьников ведущей деятельностью является учебная, но в подростковый период она сменяется на интимно-личностное общение. Стоит отметить, что в процессе взаимодействия со сверстниками (одноклассниками, друзьями) происходит становление качественно-нового уровня самосознания ребенка. У него формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время диаметрально новое качество - потребность в отстаивании своих интересов, своего «Я». Кроме того, общение представляет для подростков весьма значимым информационным каналом, обеспечивающим полноту коммуникации с окружающим миром.

В результате такой стремительной смены интересов в данном периоде может терпеть ущерб учебная деятельность. Часто у подростка можно отметить снижение мотивации к школьной программе. Пытаясь вернуть прежние успехи в школе, родители пытаются всеми возможными средствами ограничить, а порой и оградить своего ребенка от общения со сверстниками. При этом каждому родителю важно не забывать о том, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью, его наличие и полноценность является гарантом и залогом гармоничного

психического и личностного развития ребенка.

Далее, стоит указать, на то, что особенности поведения подростка зачастую связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими на физиологическом уровне. Активное половое созревание, сочетающееся с неравномерным физиологическим развитием подростка, во многом обуславливают эксцентричные и неординарные поведенческие реакции в этот возрастной период.

Известно, что в подростковый период проявляется эмоциональная неустойчивость и перепады настроения. В этом возрасте у ребенка может наблюдаться широчайший спектр переживаний от экзальтации до гипотимии. Поведение и реакции подростков зачастую бывают непредсказуемы, за короткий период они могут проявить абсолютно амбивалентные реакции :

•        целеустремленность и упорство сочетаются с импульсивностью;

•        активность и потребность в деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и волевым снижением;

•        излишняя самоуверенность и безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

•                    смелость в поведении порой сочетается с тревожностью, мнительностью и застенчивостью;

•                      романтизм необъяснимым образом сочетается с цинизмом и расчетливостью;

•                    нежность, ласковость могут проявляться на фоне грубости и жестокости;

•                        потребность во взаимодействии с окружающими сочетается с потребностью нахождения в одиночестве.

При этом самые бурные эмоциональные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих уязвить самолюбие подростка, принизить его реноме. Вершина аффективной неустойчивости наблюдается у мальчиков в возрасте 11-13 лет, у девочек - в возрасте 13-15 лет.

В подростковый период остро встает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков тесно связаны с прохождением ряда личностных кризисов и проблемных периодов. Здесь можно говорить о: кризисе идентичности, кризисе, связанным с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Первым стоит рассмотреть кризис идентичности, как наиболее яркое проявление возраста. Что касается первого кризиса, то можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового видения себя. Внешние атрибуты кризиса проявляются в активном интересе к собственной персоне. Подростки склонны постоянно что-то доказывать друг другу и также самому себе, они общаются на разные темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Интерес к исследованию самого себя начинает становиться доминантным. Подростку интересно познание уровня развития своих возможностей через прохождение заданий разного уровня сложности, участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.

Быстрое развитие сознания и самосознания детерминирует интерес к собственной персоне, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, излишне самокритичен и сенситивен к критическим замечаниям со стороны окружающих. Из-за этого любая оценка со стороны значимых взрослых, сверстников, может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление у подростка качественно нового уровня самосознания, Я- концепции, выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство и различие с другими людьми, осознать собственную уникальность и индивидуальность. Познание себя в основном реализуется через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм, нарочитый цинизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.

Как следствие, в подростковом возрасте отмечается резкая девальвация ценности общения в семейном окружении. В этот период самыми большими авторитетами становятся представители референтной группы - друзья, а не родители. Патриархальные устои и правила, исходящие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на ребенка лишь с условием, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают реакцию протеста.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, уникальные формы поведения, которые образуют специфическую подростковую субкультуру. Для подростков весьма значимо чувство принадлежности, возможность занять свое место в группе сверстников. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание - социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте значительно снижается авторитет родителей и учителей, при этом возрастает значимость мнения сверстников. Не удивительно, что в этот период родители жалуются на то, что их ребенок непослушен, «отбился от рук», увлечен только друзьями и совсем не думает об учебе. При этом попытки родителей наладить контакт на прежнем уровне, как правило, ни к чему не приводят, напротив, часто усугубляют ситуацию. Важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Вторым кризисным моментом данного периода можно выделить кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Выдающийся отечественный психолог Эльконин Л.Д. (1989) выделяет одну важную особенность подросткового возраста - чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Подросток стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет, что часто провоцирует родителей на постановку запретов.

Но данная ситуация психологически необходима, так как именно в подобном противостоянии со взрослыми подросток познает свои границы, рубежи своих физических и социальных возможностей, пределы дозволенного. Через подобную борьбу за независимость он удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении и учиться действовать самостоятельно.

Весьма важно, чтобы это противостояние происходило в экологичных условиях и не достигало крайней степени выраженности, так как здесь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В данном возрасте дети считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Безнаказанность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до делинквентного поведения.

Весьма часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности

1)       Активное половое созревание

2)       Неравномерность физиологического развития, что может приводить к частым и необоснованным сменам настроения, эмоциональной лабильности

3)       Изменение социальной ситуации развития

4)       смена ведущей деятельности. Учебная деятельность вытесняется, начинает преобладать интимно-личностное общение со сверстниками;

5)       Происходит раскрытие и утверждение своего «Я».

6)       Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

7)       Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

1.2   Значение самооценки в структуре личности


Всякое внешнее воздействие выражается в индивидуальной психике посредством сложного социального качества, обозначаемым в психологии системным понятием «личность».

Возникновение личности как системного качества объясняется тем, что человек взаимодействуя с себе подобными изменяет внешний мир, опосредованно меняясь сам.

Исходя из этой позиции, все объективно функционирующие структуры личности человека, имеют своеобразную «внутреннюю» представленность.

В.В. Столин пишет, что в процессе жизни у организма формируется некая стабильная психическая система-образ самого себя (схема тела), который позволяет ему эффективнее и адекватнее действовать. Очевидно, что действует, не сама схема тела, а организм, отражающийся в ней. Так же можно говорить и относительно человека, чья сущность кроется в его общественных, а не биологических взаимоотношениях. Индивид действует, и, таким образом, он неизбежно познает себя так же, как свое окружение. Это становится возможным и человеческим в той мере в какой у человека формируется адекватное его социальному и деятельному образу жизни представление о самом себе.

В настоящее время не находится достаточно весомых аргументов чтобы опровергнуть тот факт, что личность способна отражать саму себя и осознавать саму себя. И более того, иметь стабильную и сложно структурированную систему представлений и оценок себя по различным критериям. Указанная проблема скрывается за различными названиями, по- видимому, одного и того же предмета исследования: «Я-концепция», «Я- образ», просто «Я», самость, самосознание и его продукты и т. д.

Самосознание, как и сознание, представляя собой особенную форму последнего, характеризуется способностью отражать. Однако если сознание отражает внешний объективный мир, то самосознание нацелено на саму личность, ее внутренний мир. Здесь личность является и субъектом и объектом познания. Самосознание являет собою процесс, посредством которого человек познает себя, но также оно характеризуется особым продуктом - Я- концепцией.

Это разделение процесса и продукта в психологической науке было предложено У. Джемсом в виде познающего познаваемого «Я» или в авторском понимании - «чистого Я» «эмпирического Я». Познает, при этом, не само сознание и самосознание, а человек, обладающий ими, при том используя собственную систему внутренних средств: представлений, образов, понятий. Среди последних особую роль имеет представление человека о себе, о своих собственных талантах, чертах, желаниях., Являясь продуктом самосознания, видение себя в то же время является и его обязательным условием, неотъемлемым звеном всего процесса самопознания.

Р. Бернс определяет «Я концепцию» как систему представлений человека о себе, связанную с их оценкой.

Основополагающее понятие теории К. Роджерса - «Я-концепция», или «самость», определяемая как гештальт, включающий восприятие себя самого и своих отношений с другими. Я-концепция включает в себя как восприятие реального «Я» и «Я-идеальное», иными словами, желаемое «Я».

И хотя „Я― индивида регулярно изменяется под влиянием приобретаемого опыта, оно всегда остается относительно постоянным, сохраняя качества цельного гештальта.

Сам К. Роджерс определял «Я-концепцию следующим образом: „Я- концепция― складывается из представлений о собственных качествах и талантах человека, представлений о возможностях его отношений с другими индивидами и внешним миром, его ценностей, связанных с объектами и действиями, и понятий о целях и мотивах, которые могут иметь положительную или отрицательную окраску. Иными словами, это - многогранная система, существующая в сознании человека как некая самостоятельная канва, и включающая в себя собственно Я, и отношения, в которые оно может вступать, а кроме того, положительные и отрицательные ценности, связанные с «Я» в разные временные промежутки - в настоящем, прошлом, и будущем».

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р. Бернсу рассматривать «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В этом наборе главенствуют три элемента:

Первое - это «Образ Я» - представление человека о самом себе;

Второе - это самооценка то есть эмоциональная оценка этого представления, характеризующаяся различной интенсивностью, так как разные черты «Образа Я» вызывают эмоции разной силы и направленности, связанные с их принятием или осуждением;

Третье - возможная поведенческая реакция, т.е. какие либо конкретные действия, которые провоцируются «образом Я» и самооценкой.

Также, по мнению Р. Бернса, существует как минимум 3 основные модальности самоустановок:

1)     Реальное Я - самоустановки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные возможности, роль, свой актуальный статус, то есть с его пониманием о том, какой он в реальности;

2)       Зеркальное (социальное) Я - самоустановки, связанные с представлениями человека о том, как его воспринимают другие;

3)     Идеальное Я - самоустановки, связанные с представлениями человека о том, каким он желал бы стать.

Р. Бернс в каждой из модальностей различает несколько моментов: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально незначимые характеристики собственной личности как правило, содержат в себе неосознаваемую оценку.

Самооценку возможно представить как окрашенное эмоциональное отношение к себе в различных ситуациях и различных видах деятельности. У. Джеймс отмечал, что самооценка человека зависит от того, кем бы он хотел стать, какое положение хотел бы занимать мире; это, как раз, служит отправной точкой в оценке человеком собственных удач и неудач. Потому низкая самооценка ведет к неприятию себя, самоотрицанию, отрицательному отношению к своей личности.

Б.В. Зейгарник, посвятившая много времени работе с личностью, в том числе и психически больных, указывает, что Е.А. Серебрякова изучала роль успешности выполняемой работы в формировании самооценки и уверенности в себе. Когда Ф. Хоппе в своей работе предельно абстрагировался от объективных жизненных условий, то Серебрякова Е.А. стремилась добиться максимально возможного сближения с ними. В итоге своего исследования Серебрякова Е.А. установила ряд видов самооценки:

1)   устойчивую адекватную самооценку,

2)       неадекватную пониженную самооценку,

)         неадекватную повышенную самооценку,

)         неустойчивую самооценку"

К. Роджерс в общем отношении к себе различает: самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и талантов) и самоприятие (приятие себя целиком, вне зависимости от своих свойств и талантов). Процесс формирования этих сторон отношения к себе сущственно отличается. Если самооценка по конкретному качеству основывается прежде всего на сравнении своих достижений с достижениями других, то понятие самопринятия перекликается с понятием самоотношения.

В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столин предлагает интересную модель строения самоотношения. В его понимании самоотношение можно понимать как лежащую на поверхности сознания представленность или непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла „Я― для самого индивида. При том что специфика переживания понятия „Я― производна от реального существования индивида, его реальной позиции в обществе (В.В. Столин 1983). Согласно его концепции макроструктурой самоотношения можно считать эмоциональные составляющие или измерения, образующие эмоциональное пространство, где происходят соответствующие действия-установки: самоуважение, самосимпатия, близость к себе (самоинтерес).

С.Р. Пантилеев также анализирует категории самооценки  и самоотношения:

1)   Самоотношение - это личностное образование, а посему его строение и содержание может быть установлено только в контексте реальных жизненных отношений индивида, «социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и его деятельности, за которыми стоят мотивы, обусловленные самореализацией субъекта как личности;

2)    Каждая конкретная общественная ситуация развития определяет иерархию ведущих деятельностей и соответственно им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым человек осмысливает собственное «Я», наделяя его личностным смыслом;

3)      Самооценки в первую очередь взаимосвязаны с эмоциями, сигнализирующими о том, помогают ли те или иные особенности человека успешности или возможной успешной реализации желаний и мотивов, побуждаемых мотивами-стимулами.

Таким образом, самоотношение как выражение понятия «Я» включает в себя 2 подсистемы: систему самооценок и систему эмоционально-ценностных отношений. Причем, первая, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным механизмам психики.

В этом скрыто содержится существенная особенность самооценки: она открывается ее носителю в форме переживаний, включающих сомнение, необходимость разрешать противоречия собственной личности, колебания эмоционального фона от радости до горя, и конечно попытки обеспечить эмоционально устойчивый фон собственной личности.

Обобщая вышеизложенного, можно утверждать, что самооценка, относясь к ядру личности, вместе с тем является важным регулятором поведения. От нее зависят отношения человека с окружающими, его критичность к себе, требовательность, отношение к удачам и неудачам. Тем самым самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и последовательное развитие его личности».

1.3 Привязанность как психологический феномен

подросток самооценка привязанность

Привязанность - это глобальная конструкция, заключающая в себе совокупность феноменов в социальном развитии ребенка. Суть этого понятия сводится к тому, что порой называют «первыми отношениями любви»: к тесной эмоциональной связи, формирующейся между ребенком и его родителями. Привязанность - это глобальный конструкт, заключающий в себе множество явлений в социальном развитии ребенка. Суть рассматриваемого понятия сводится к тому, что периодически называют «первыми отношениями любви»: к тесной эмоциональной связи, складывающейся между ребенком и родителями. В данном контексте исследователя, прежде всего, интересует, как формируется такая связь, и от каких факторов зависит её интенсивность и устойчивость. Поэтому данный вопрос является одним из первостепеннейших в психологии развития.

С позиции научной методологии, изучение привязанности ставит перед психологом ряд сложных вопросов. Основной вопрос связан с оценкой поведения, которое, по сути, является индикатором феномена привязанности. Привязанность, как и «понятие об объекте», «зона ближайшего развития» или любая другая психологическая конструкция, изучаемая психологией развития, не аморфная поведенческая данность - а структура высокого уровня, о которой следует судить по различным поведенческим реакциям.

Последние 30 лет происходит постоянное расширение диапазона реакций, учитывающихся при оценке привязанностей. В первых системных исследованиях этой конструкции основное внимание уделялось дистрессу при разлуке - то есть негативной реакции ребенка при разлуке с объектом привязанности. К примеру, плачь младенца, когда мать выходит из комнаты или оставляет его одного в кроватке?

Дистресс при разлуке интуитивно воспринимается как проявление привязанности; от ребенка, сформировавшего эмоциональную связь с объектом привязанности, ожидается сопротивление, в отличие от младенца, не сформировавшего привязанность. Также, дистресс при разлуке проходит в своем развитии некоторые этапы, которые возможно ожидать от проявления привязанности; в начале жизни он отсутствует, но появляется нередко в довольно интенсивной форме, во втором полугодии жизни.

В современных работах сохраняется интерес к дистрессу при разлуке как к одному из существенных параметров, однако при оценке привязанности к нему следует добавить также ряд поведенческих проявлений. К ним можно отнести позитивные способы проявления ребенком своей привязанности к матери. Улыбается или, гулит ребенок в ее присутствии матери чаще, нежели в присутствии других членов семьи?

Такая дифференцированная отзывчивость не относится к привязанности в целом, однако, обычно рассматривается как один из этапов развития гармоничной привязанности. Чувствует ли ребенок себя лучше в присутствии матери, легче ли ему решиться на что-либо, исследовать что-то новое для него, взаимодействовать с посторонними людьми?

Харлоу (Нагlоw, 1958), изучавший детенышей обезьян отметил способность использовать мать как весьма надежную опору. Проявляется ли улыбка у малыша, в тот момент, когда мать входит в комнату, отмечается ли у него поведение поиска контакта? В целом, создается ли впечатление, что ребенок удовлетворен присутствием матери и ведет себя так, чтобы либо удержать ее рядом с собой, если она уже пришла, либо вернуть ее, если она уходит? Вид, принимаемый поведением привязанности, во многом зависит от ситуации, степени развития ребенка и его личностных особенностей, вместе с тем, все виды поведения привязанности едины, они характеризуются удовольствием и уверенностью в присутствии объекта привязанности.

Выбор для исследования разных поведенческих проявлений привязанности - является отдельным этапом процесса исследования. Другой существенный этап - выбор способа извлечения информации об конкретных поведенческих проявлениях. Как узнать, сопротивляется ли малыш ситуации разлучения с матерью, реагирует он более положительно на близких людей, использует ли мать как надежную защиту и делает ли что- либо, что может свидетельствовать о наличии привязанности? Ответ на этот вопрос заключается в том, что существует несколько направлений исследования данной проблемы.

Изучению привязанности положила начало теория Фрейда о любви.

Но в дальнейшем основателем теории привязанности принято считать Джона Боулби, который посвятил привязанности разнообразные исследования. Он охарактеризовал привязанность как «устойчивую психологическую связь между людьми». Наряду с этим он указывал на то, что привязанность имела важное значение для процесса эволюции. Через неё человек смог выжить в условиях агрессивной среды. По Дж. Боулби (2003) «Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими (есть) основной элемент человеческой природы».

Далее, он выделял четыре основных характеристики свойственных для явления привязанности:

1)              желание как можно чаще быть рядом с людьми, к которым человек привязан;

2)       стремление к объекту привязанности в поисках комфорта и безопасности, а также перед лицом страха или угрозы;

3)       привязанность по сути это основа безопасности, благодаря чему ребёнок может приступить к изучению окружающего мира;

4)       проявление эмоционально-негативных переживаний при исчезновении объекта привязанности.

Так же Боулби сделал три ключевых утверждения являющихся ключевыми для понимания теории привязанности:

Во-первых, он предположил, что когда дети воспитываются с уверенностью, когда их родитель, либо опекун будет доступен для них, то тогда они менее склонны испытывать негативные переживания, по сравнению с детьми, которые выросли в противоположенных условиях.

Во-вторых, он отмечал, что такая уверенность складывается во время критического периода развития, и что надежды, которые формируются в это время, нередко, остаются постоянными в течение всей дальнейшей жизни человека.

В-третьих, он предположил, что эти надежды связаны с реальным опытом. Иначе можно сказать, что дети ожидают того, что их взрослые родители будут отвечать на их потребности как раз потому, что, по их опыту, они отвечали так раньше.

В дальнейшем за Дж. Боулби феноменом привязанности было посвящено большое количество публикаций. Прежде всего, здесь интересно выделение классификации стилей привязанности. Основные характеристики ведущих стилей:

Надёжный стиль

Дети с этим стилем привязанности часто сильно расстраиваются, если их оставляют взрослые, и рады, когда они возвращаются. Родители детей с таким стилем привязанности, зачастую, проводят больше времени со своими детьми. Также они более оперативно реагируют на потребности своих чад, нежели родители малышей с избегающим стилем. Когда дети напуганы, они нередко ищут защиты и утешения у взрослых. Несмотря на то, что они могут утешиться в присутствии других людей, такие дети очевидно предпочитают родителей посторонним людям. Исследования показывают, что дети с данным стилем менее разрушительны и агрессивны, проявляют большую зрелость, нежели дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.

Хотя данный стиль - явление нормальное и ожидаемое, процесс его образования, как отмечают Хэйзен и Шейвен, происходит не всегда ровно. Ученые установили большой ряд различных факторов, наличие или отсутствие которых может способствовать развитию надёжной привязанности, к примеру, - отзывчивость матери на потребности своего ребенка в течение первого года жизни. Матери, отвечающие с задержкой или мешающие деятельности ребёнка, как правило, воспитывают менее любознательных детей, чаще плачущих и тревожащихся. У матерей, последовательно отвергающих или игнорирующих потребности своих детей, последние впоследствии стараются избегать контакта.

Взрослые с данным стилем привязанности имеют доверительные и длительные отношения. Свойством таких людей является высокая самооценка, удовольствие от близких отношений, стремление к социальной поддержке и способность делиться чувствами с другими членами общества. В одной работе ученые установили, что женщины с надежным стилем привязанности чаще хорошо настроены относительно своих романтических отношений, в сравнении с остальными.

В классической работе Хэйзена и Шейвена (1987) 57% респондентов отметили свой стиль как надёжный, в то время как 25% определили его избегающим, а 18% - тревожно-амбивалентным. Об этих типах будет указано ниже.

Тревожно-амбивалентный стиль

По данным Кэссиди и Берлин (1994), тревожно-амбивалентная привязанность встречается относительно редко, только от 7 % до 15 % детей в США, проявляют данный стиль привязанности. Авторы также установили, что тревожно-амбивалентная обусловлена недоступностью матери. Когда такие дети становятся старше, педагоги отмечают за ними чрезмерную зависимость и прилипчивость.

Дети с данным стилем чрезвычайно подозрительны в отношении посторонних людей. Они страдают при разлуке с родителями, однако возвращение родителей им мало помогает. Иногда ребенок может пассивно отталкивать родителя, отказываться от заботы, или открыто проявляя агрессию в отношении родителя.

Взрослые с данным стилем часто неохотно сходятся с людьми и постоянно тревожатся, что их партнер не ответит взаимностью их чувства. Это, разумеется, приводит к частым разрывам - как правило, потому, что появляется холод в отношениях. Такие люди особенно страдают после разрыва отношений. Кэссиди и Берлин описали болезненную модель поведения (1994): взрослые с амбивалентной привязанность воспринимают малышей как источник спокойствия и безопасности.

Избегающий стиль

Дети с данным стилем привязанности хотят избегать контроля родителей и воспитателей. Это избегание нередко особенно заметно после периода разлучения. Они не способны отказаться от внимания родителей, но вместе с тем не желают заботы или контакта. Дети с такой привязанностью не предпочитают родителей совершенно посторонним людям.

В зрелом возрасте они, зачастую, не справляются с интимными и близкими отношениями. Эти люди не реагируют эмоционально на связи и не огорчаются, когда они заканчиваются. Они нередко избегают близости путем отговорки (например, занятости) или могут фантазии о других во время сексуального акта. Учеными также установлено, что взрослые с данным стилем привязанности более склонны к случайному сексу; затрудняются поддержать партнеров в сложных ситуациях, разделить с ними переживания, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с данным стилем привязанность отличаются отсутствием чёткой модели поведения. Их действия и реакции на поведение воспитателей зачастую просто непредсказуемы - например, как избегание контакта, так и оказывание сопротивление. Такие дети часто смущены присутствием взрослого или насторожены в его присутствии.

Мэйн и Соломон (1986) высказали предположение, что фактором, определяющим формирование данного стиля привязанности может являться непоследовательность со стороны родителей. Позже Мэйн и Гессе (1990) подтвердили, что виною тому родители, своим поведением одновременно пугающие ребенка и вызывающие в ребёнке уверенность: когда ребёнок чувствует заботу и угрозу со стороны родителей одновременно, он путается.

Помня о том, что привязанность есть феномен формирующейся и проявляющейся в течение всего жизненного периода, поэтому перед тем как искать вину своих родителей в проблемах с интимными отношениями, следует понять, что привязанности, сформированные в детстве, не всегда идентичны тем, что проявляются впоследствии. По истечении времени большое значение начинает иметь промежуточный опыт. Дети с тревожно-амбивалентым или избегающим стилем привязанности впоследствии могут демонстрировать надёжный стиль, и наоборот. Темперамент также может оказывать влияние на стиль привязанности.

В своей работе Хэйзен и Шейвер обнаружили, что развод родителей, является существенным факторов, влияющим на взрослые стили привязанности. Поскольку имеют значение не только отношения детей с родителями, но и взаимоотношения родителей.

Исследователи также установили, взаимоотношениях между стилями привязанности и особенностями интимных отношений во взрослом возрасте. Люди с надёжным стилем, обычно, полагают, что любовь вечна. Взрослые с тревожно-амбивалентным стилем нередко влюбляются, а с избегающим - полагают любовь редкостью и временным явлением.

Таким образом, нельзя сказать, что стили привязанности в детском возрасте идентичны взрослым стилям интимных отношений, но работы ученых показали, что они указывают на вероятную модель поведения в будущем.

 

Вывод по 1 главе


Проведенный теоретический анализ показал значимость изучения психологической привязанности, её влияния на самооценку младших подростков.

Прежде всего, это связано с возрастным периодом, который характеризуется рядом важнейших новообразований связанных с изменением ведущей деятельности личности. Подростковый возраст по сути представляет собой временной период между детством и взрослостью, именно здесь закладываются многие необходимые для дальнейшего благополучного социального функционирования структуры, важнейшей из которых является «Я»-концепция.

«Я»-концепция представляет собой сложный личностный конструкт, по сути являющейся системой представлений индивида о себе. Можно сказать, что это осознаваемая, рефлексивная часть личности. В ней скрыты представления о самом себе, которые в некоторой мере осознаны и обладают определенной устойчивостью. Одним из главенствующих компонентов «Я»-концепции самооценка, которая отечественной психологии рассматривается как значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень самооценки зависит от многих факторов. Однако одним из ведущих можно выделить характер и качество взаимоотношений со значимыми людьми. В подростковом возрасте с учетом трансформаций личностных предпочтений значимое место в жизни помимо родителей начинают приобретать сверстники.

Именно психологическая привязанность, выражающаяся в возможности получения доверительных, эмоционально-интимных отношений может определенным образом играть ведущую роль на уровень самооценки подростка. Для проверки данного положения обратимся к эмпирическому исследованию, представленному во 2 главе работы.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки младших подростков с разными типами привязанности

 

2.1     Материалы и методы исследования


Организация настоящего исследования включала в себя несколько этапов: теоретический, методический и аналитический.

На первом этапе, теоретическом, были определены и конкретизированы цель, объект, предмет, задачи для эмпирического исследования, сформулирована гипотеза.

Цель работы: Изучить особенности самооценки младших подростков с разными типами привязанности.

Гипотеза исследования: Самооценка подростка имеет зависимость от типа его психологической привязанности

Задачи эмпирического исследования:

1.        Исследовать особенности психологической привязанности у младших подростков

2.       Исследовать гендерные особенности привязанности

3.       Оценить уровень самооценки у младших подростков

4.       Установить взаимосвязь между самооценкой и типом психологической привязанности у младших подростков

Объект исследования: самооценка младших подростков. Предмет исследования: разные типы привязанности.

Второй этап, методический, характеризуется подбором методов и методик исследования, а также подготовкой необходимого инструментария.

Методы исследования:

-   аналитический (теоретический анализ научной литературы по теме исследования).

-   эмпирический (психологическое тестирование как один из основных психодиагностических методов практической психологии).

Психодиагностическая работа была проведена с использованием следующего набора психометрических методик:

1). Методика изучения самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов.

Цель методики Дембо-Рубинштейн: изучить особенности уровня самооценки и уровня притязаний.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагается бланк, на котором изображено 7 линий, высота каждой - 10 см, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Шкала имеет два полюса и середину. Сусана Яковлевна Рубинштейн рекомендует 4 обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По сути, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я - концепции, самооценки), которые есть у каждого человека.

Яньшин П.В. предлагает добавить две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в процессе клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса - это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности - то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - десять-двенадцать минут.

2). Шкала К. Кернс на определение надежности привязанности ребенка к родителям (Thе Kеrns Sеqurity Sсalе - KSS)

Опросник К. Кернс создан с целью диагностики привязанности ребенка к матери (значимого взрослого), а также для оценки того, как дети воспринимают надежность своих взаимоотношений с родителями, насколько защищенными они чувствуют себя в контексте данных взаимоотношений.

Опросник предназначен для диагностики детей школьного возраста. Текст опросника состоит из 15 утверждений, которые в свою очередь по содержанию можно разделить на 3 блока:

-   Первый блок - те утверждения, указывающие, насколько отзывчивым и реально доступным воспринимается родитель. Пример: уверен ли ребенок, что в нужный момент может обратиться к родителю и получить необходимую помощь;

-   Второй блок, в него входят только утверждения, направленные на оценку, в какой мере в ситуациях стресса, неприятностей или огорчений ребенок склонен искать поддержку у родителя;

-    Третий блок - утверждения, направленные на оценку стремления ребенка к открытому и близкому контакту с родителем, желание поделиться собственными сокровенными и интимными чувствами или мыслями.

Процедура исследования:

Опросник К. Кернс содержит 15 парных утверждений, в каждом из которых один из ответов ребенок должен выбрать как верный, то есть подходящий для него.

После первого выбора проводится уточнение его индивидуального смысла для ребенка: психолог спрашивает ребенка, насколько точно ему подходит выбранный ответ - очень или не вполне, всегда ли он для него правилен или только иногда, в некоторых ситуациях.

Таким образом, от ребенка не требуется прямо отвечать на такие «тяжелые» и требующие большой степени откровенности и самораскрытия вопросы, как, например, доверяет ли он своей матери и в какой степени, рассчитывает на помощь и поддержку или нет. Проективная форма высказывания детей на эти темы обладает существенными преимуществами, поскольку фактически устраняет возможность ухода от ответа, а также резко снижает давление фактора социальной желательности.

В целом процедура носит характер полустандартизированной беседы, допускающей поясняющие высказывания со стороны ребенка, и занимает в среднем от 10 до 20 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, в частности склонности к спонтанным комментариям, которые обычно служат ценным качественным дополнением к количественным показателям методики и обязательно отмечаются в протоколе.

По каждому пункту опросника начисляется оценка от 1 до 4 баллов в зависимости от того, какую степень психологической защищенности и близости к родителю обнаруживает ребенок. Максимально благоприятный ответ оценивается 4 баллами, максимально неблагоприятный - 1 баллом, промежуточные ответы - 3 и 2 баллами соответственно. Полученные баллы суммируются, а в качестве итогового показателя для каждого ребенка подсчитывается среднее арифметическое значение, которое можно назвать показателем (индексом) степени надежности привязанности.

Интерпретация результатов опирается на деление на две категории - детей с надежной (безопасной) и ненадежной привязанностью.

Показатели степени надежности привязанности по данной выборке распределились таким образом: значения до 3,3 характеризуют ненадежную привязанность к матери, а больше 3,3 - безопасную (надежную) привязанность.

Методика имеет принципиальное ограничение: она реализует количественный, а не качественный аспект оценивания привязанности, то есть позволяет оценить степень ее надежности, но не дифференцирует ее типы, поэтому на основе Шкалы К. Кернс нельзя разграничить такие разные по своему психологическому содержанию типы ненадежной привязанности детей - избегающую, амбивалентную и дезорганизованную.

3) Опросник привязанности к родителям и сверстникам Invеntоry оf Parеnt and Pееr Attaсhmеnt (IРPA, Armsdеn, Grееnbеrg, 1991).

Опросник создан для оценки отношений ребенка с родителями и отношений со сверстниками. Возраст применения методики - подростковый и юношеский возраст. Опросник включает в себя 25 пунктов, характеризующих отношения исследуемого с матерью, 25 пунктов, оценивающих отношения с отцом, и 25 пунктов, отражающих отношения со сверстниками. Методика включает в себя три исследуемые шкалы:

«доверие», «общение» и «отстранение».

Первые две шкалы опросника позволяют судить о структуре привязанности подростков и степени их уверенности в том, что:

—    родители и сверстники уважают и понимают весь спектр их потребностей;

—  родители и сверстники могут быть чувствительными и отзывчивыми по отношению к их эмоциональным переживаниям.

Последняя шкала опросника - «отчуждение» описывает опыт переживания подростками эмоционально-негативных чувств - эскапизма и гнева - в структуре привязанности к родителям и одноклассникам.

Так же был произведен количественный математико-статистический и качественный анализ результатов исследования. Среди методов количественного анализа мы использовали дескриптивные методы статистики. Так же нами использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Ч. Спирмена.

При анализе результатов по полученным данным каждой из методик было рассчитано среднеарифметическое значение (М), которое определялось по следующей формуле:

М = ∑Хt/n

где М - среднеарифметическое значение n - количество испытуемых

Хt- сумма всех результатов

В дальнейшем использовались методы, указывающие на статистические критерии различий:

Непараметрический критерии U Вилкоксона - Манна - Уитни для несвязных выборок. Рассчитываемый по формуле:


Коэффициент корреляции рангов Ч. Спирмена. Расчет коэффициента состоит из следующих этапов:

1.       Ранжирование признаков по возрастанию.

2.       Определение разности рангов каждой пары сопоставляемых значений, d = dx - dy.

3.       Возведение в квадрат разность di и нахождение общей суммы, ∑d2.

4.       Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле:


n - количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых); d2 - квадратов разностей между рангами;

Обработка полученных данных производилась с помощью компьютерных программ MS Еxсеl 10. и STATISTIСA vеr.10.0.

2.2      Алгоритм проведения исследования


Проводимое исследование состояло из нескольких этапов наиболее релевантных поставленной цели.

На первом этапе был произведен качественно-количественный анализ результатов методик на оценку привязанности (Шкала К. Кернс, опросник IPPA).

На втором этапе работы был проведен сравнительный анализ между показателями, полученными по методикам на оценку психологической привязанности между мальчиками и девочками. Данный шаг позволил установить различия психологической привязанности в зависимости от гендерного фактора в подростковой популяции. Для реализации данного этапа был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Третий этап работы был направлен на установление особенностей самооценки в исследуемой группе.

Последний этап работы - четвертый, был направлен на установление взаимосвязи между типом психологической привязанности и особенностями самооценки младших подростков. Для его реализации был использован корреляционный анализ Ч. Спирмена.

2.3 Анализ и обсуждение результатов

На первом этапе работы были проанализированы данные опросника K. Кернс, что позволило получить первичные данные об особенностях психологической привязанности к матери у младших подростков. Наглядно данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. процентное распределение участников согласно ведущим шкалам опросника K. Кернс (n=40)

Из представленного рисунка следует отметить, что у большинства участников исследования была установлена надежная психологическая привязанность к матери (75%, 30 человек). В своих ответах подростки с данным результатом отмечали уверенность в родителе, веру в то, что они могут обратиться к матери за помощью в любой момент. При этом родитель сможет оказать им запрашиваемую поддержку.

Подростки с подобным видом привязанности характеризуются как открытые в общении, смелые в социальном взаимодействии, склонны к проявлению эмпатии, состраданию, сопереживанию, готовы сами прийти на помощь в сложной ситуации.

При этом у 25% подростков из исследуемой группы была установлена ненадежная привязанность к матери. При ответах на вопросы дети актуализировали недостаточную уверенность в родители, частичное сомнение в возможности оказания помощи с его стороны, особенно в критичные моменты. В отличии от детей с надежным типом привязанности, эти дети характеризуются обратными личностными и коммуникативными качествами. Так им наиболее свойственна замкнутость, узкий круг социальных контактов, трудности построения интерперсональных отношений.

Для получения максимально полных сведений об особенностях привязанности младших подростков нами была произведена оценка гендерных различий в результатах, полученных с помощью опросника К. Кернс. Результаты наглядно представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Количественное распределение участников по типу психологической привязанности с учетом гендерных особенностей (n=40)

В предложенной гистограмме отчетливо отмечается незначительное различие в ведущем типе психологической привязанности у мальчиков и девочек. Стоит только отметить, что надежная привязанность чаще встречалась у девочек, чем у мальчиков, при этом именно девочкам была менее свойственна ненадежная психологическая привязанность к матери. Первичные данные, полученные по опроснику К. Кернси, дают определенное представление об особенностях проявления психологической привязанности у подростков, однако, в полной мере не раскрывают её качественных особенностей. Поэтому для расширения представления об исследуемом феномене результаты опросника К. Кернс были дополнены результатами опросника IРPA. Использование данного опросника в ключе настоящего исследования имеет ряд преимуществ, так как он дает возможность оценить не только ведущие показатели привязанности у подростков, но и расширить круг объектов привязанностей, что весьма важно в связи со спецификой возраста, изменением ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

Так, используемый опросник оценивает не только привязанность подростка к матери, но и к отцу, и к сверстникам. Последнее наиболее важно, так как уже отмечалось выше, именно общение со сверстниками в данном возрасте приобретает особую значимость.

Вместе с этим оценка психологической привязанности к отцу способствует расширению представлений о внутрисемейной обстановке. Отметим, что подростки принимавшие участие в исследовании в большинстве воспитывались в полных семьях (80% участников). У 4 подростков (10%) родители находились в разводе, однако ребенок продолжал общение с обоими родителями. У оставшихся 10 % подростков из группы исследования роль отца замещал отчим, что никак не нарушало чистоту эксперимента. Результаты опросника IPPA представлены в процентном выражении, с учетом гендерных различий в таблице 1.

 

Таблица 1

Процентное распределение участников согласно доминирующих показателей по шкалам опросника IРPA

Объект

Шкала

Девочки (n=20)

Мальчики (n=20)

Общая группа (n=40)



Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%


Доверие

15

75

14

70

29

72,5

Мать

Общение

15

75

12

60

27

67,5


Отстранение

3

15

4

20

9

20


Доверие

13

65

10

50

23

57,5

Отец

Общение

15

75

9

45

24

60


Отстранение

7

35

10

50

17

42,5


Доверие

11

55

15

75

26

65

Сверстники

Общение

12

60

15

75

27

67,5


Отстранение

8

40

4

20

12

30


Анализ предложенных данных по методике IPPA целесообразней начать с описания общегрупповых результатов.

При оценке психологической привязанности к матери было установлено, что у подавляющего большинства участников отмечается одновременное преобладание по шкалам доверие и общение, что является индикатором положительных отношений с родителем. Высокие значения по шкале отстранение (индекс слабой привязанности) было диагностировано лишь у 20% участников, что указывает на отсутствие тесной привязанности с данным родителем. Интересно отметить, что отстранение по отношению к матери в группе подростков наблюдалось значительно реже, чем к другим лицам. Так, отстранение по отношению к сверстникам было установлено у 30%. А отстранение по отношению к отцу наблюдалось чуть меньше чем у половины участников. При этом 60% общей исследуемой группы были не против сохранения доброжелательных отношений с ним.

Для более полновесной интерпретации данных стоит обратиться к средним значениям (M) полученным по опроснику. При этом следует уделить особое внимание гендерному аспекту, так как здесь можно отчетливо вычленить определенные особенности. Средние значения по опроснику IPPA представлены в графическом выражении на рисунках 3 (групповой профиль мальчиков) и 4 (групповой профиль девочек).

Рис.3. Средние значения, полученные по шкалам опросника IРРА у мальчиков (n=20)

Рис. 4. Средние значения, полученные по шкалам опросника IРРА у девочек (n=20)

Сопоставив графические значения, стоит особо отметить межгрупповые различия по шкале «Доверие» и «Общение». Небезынтересно отметить, что у мальчиков проявление привязанности по этим двум показателям наиболее направленно на сверстников («Доверие» - 102,2 балла, «Общение» - 100,1 балла), тогда как у девочек психологическая привязанность более ориентирована на мать («Доверие» - 115,1 балл, «Общение» - 119 баллов). То есть можно предположить, что в младшем подростковом возрасте мальчики более ориентированы на взаимодействие со сверстниками, референтная группа для них становится главным источником поддержки. У девочек напротив большая чувствительность обращена на мать. Результаты опросника показывают, что девочки в большей степени проявляют чувствительность к матери, рассматривают её как объект помощи и уважения, готовы делиться с ней эмоциональными переживаниями.

При этом как у мальчиков, так и у девочек были установлены достаточно схожие результаты при оценке психологической привязанности к отцу.

Для объективного решения задачи об особенностях привязанности в зависимости от гендерного фактора нами был проведен сравнительный статистический анализ между показателями опросника IPPA между мальчиками и девочками. Статистическим методом был выбран непараметрический U-критерий Вилкоксона-Манна-Уитни (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ гендерных различий по методике IРРА (U-критерий) n=40

Мальчики

p- lеvеl

Девочки

Шкалы

М


М

Шкалы

Мать

Доверие

103,2

0,31

115,1

Доверие

Мать


Общение

87,1

0,02

119

Общение



Отстранение

25,6

0,05

17,8

Отстранение


Отец

Доверие

83,2

0,62

81,3

Доверие

Отец


Общение

99,6

0,41

100,4

Общение

44,1

0,09

33,9

Отстранение


Сверстн ики

Доверие

100,4

0,17

80,2

Доверие

Сверст ники


Общение

110,1

0,01

89,1

Общение



Отстранение

33,4

0,01

54,8

Отстранение



Межгрупповые различия, полученные в результате статистического анализа, позволяют судить о том, что у мальчиков младшего подросткового возраста психологическая привязанность в большей мере направленна на сверстников. Девочкам данной возрастной группы напротив больше свойственна привязанность к матери.

Произведя анализ особенностей психологической привязанности обратимся к результатам методики Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан А.М. представленным в таблице 3.

Таблица 3

Количественное распределение детей и средние значения по методике изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан n=40

Основная группа N=40

Уровень притязаний

Уровень самооценки


Кол-во

Кол-во

Высокий

16

12

Средний

13

15

Низкий

11

13

М

78,6

80,3


Из представленной таблицы можно выделить, что уровень самооценки и уровень притязаний в исследуемой группе имел разную степень выраженности. У 15 подростков был установлен средний уровень самооценки, у 21 - высокий уровень, 13 подростков имели низкий уровень самооценки. Схожая ситуация наблюдалась и с распределением в группе участников согласно уровня их притязаний. У 13 подростков был установлен средний уровень притязаний, у 16 - высокий уровень, 11 подростков имели низкий уровень притязаний.

Получив данные об особенностях самооценки подростков, по методике Дембо-Рубинштейн был проведен корреляционный анализ между показателями самооценки и данными по методике IPPA, что позволило реализовать цель исследования. Результаты корреляционного анализа по средствам метода Спирмена представлены в таблице 4.

Таблица 4

Корреляционный анализ между показателями опросника IРРА и методики Дембо-Рубинштейн

Опросник IРPА

Методика Дембо-Рубинштейн

Объект

Шкала

Уровень притязаний

Уровень самооценки


Доверие

0,64*

0,29

Мать

Общение

0,22

0,37*


Отстранение

- 0,34

- 0,47*


Доверие

0,29

0,20

Отец

Общение

0,26

0,18


Отстранение

-0,19

- 0,37


Доверие

0,11

0,51*

Сверстники

Общение

0,66*

0,18


Отстранение

- 0,32*

- 0,45*

Примечание: Жирным шрифтом и звездочкой отмечены достоверные связи при р≤0,05

Данные корреляционного анализа позволяют судить об особенностях влияния психологической привязанности на уровень самооценки у младших подростков, при этом здесь ведущую роль играет привязанность, направленная на мать и сверстников. Значимых корреляционных связей между уровнем самооценки и проявлениями психологической привязанности установлено не было, что позволяет судить об отсутствии значимого влияния привязанности к отцу на уровень самооценки в младшем подростковом возрасте, что не исключает наличие данной связи между оцениваемыми переменными на других стадиях развития.

Далее, можно уверенно констатировать, что чем сильнее развито доверие подростка с матерью, тем у ребенка выше развит уровень притязаний, о чем свидетельствует достаточно сильная корреляционная связь между этими двумя переменными (r=0,64). То есть доброжелательные, эмоциональные отношения с матерью приводят к формированию системы устремлений направленных на достижение достаточно сложных целей. Вместе с этим при построении подростком с матерью доверительного общения можно наблюдать повышение уровня самооценки (корреляционная связь r=0,37).

При этом отстранение от матери ведет к снижению самооценки на что указывает отрицательная корреляция, установленная между переменными «Отстранение» и «Уровень самооценки» (r=-0,45), то есть при потери эмоционального контакта с данным родителем ребенку свойственно неверие в собственные силы, идеи самообвинения, ощущение ненужности и никчёмности.

Значимые корреляции были установлены так же и при оценке особенностей привязанности со сверстниками и уровнем притязаний и самооценки. Характер отмеченных взаимосвязей весьма схож с особенностями, установленными с рассмотренным объектом привязанности (матерью).

В данном случае мы так же отмечаем, надежная привязанность, со сверстниками выражающаяся в наличии доверительных отношений и возможности построения полноценного эмоционального общения влияет на повышение самооценки у подростка, приводит к росту уровня его притязаний. Отстранение же подростка от референтной группы, невозможность стать её полноценным членом, находится в доверительных и эмоционально-интимных отношениях приводит к снижению уверенности в себе, собственных возможностях, редукции жизненных устремлений.

Исходя из полученных результатов психодиагностических методик и данных статистического анализа, можно сказать, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Действительно самооценка подростка имеет зависимость от особенностей его психологической привязанности.

 

Вывод по 2 главе


Для реализации цели исследования был проведен теоретико-методологический анализ проблемы, что позволило подобрать соответствующий методический материал для работы. С учетом предмета исследования и характеристик участников исследования был выбран наиболее релевантный условиям исследования психодиагностический материал, вместе с этим составлен алгоритм (дизайн) исследования, позволяющий структурировать исследование, выстроить общую канву.

 

 

Заключение

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сформулировать вполне обоснованные выводы, отражающие основные положения работы:

1.   У большинства младших подростков наблюдается психологическая привязанность к матери, о чем свидетельствуют данные методик К. Кернс и IPPA. В своих ответах подростки часто отмечали уверенность в родителе, веру в то, что они могут обратиться к матери за помощью в любой момент. При этом родитель сможет оказать им запрашиваемую поддержку. Подростки с подобным видом привязанности характеризуются как открытые в общении, смелые в социальном взаимодействии, склонны к проявлению эмпатии, состраданию, сопереживанию, готовы сами прийти на помощь в сложной ситуации.

При этом всего лишь у 25% подростков из исследуемой группы была установлена ненадежная привязанность к матери.

2.   Помимо психологической привязанности к матери для подростков весьма значима привязанность к сверстникам, о чем позволяют судить результаты методики IPPA.

3.   Межгендерные различия, полученные в результате статистического анализа, позволяют судить о том, что у мальчиков младшего подросткового возраста психологическая привязанность в большей мере направленна на сверстников. Девочкам данной возрастной группы напротив больше свойственна привязанность к матери.

4.  Данные корреляционного анализа позволяют судить об особенностях влияния психологической привязанности на уровень самооценки у младших подростков, при этом здесь ведущую роль играет привязанность, направленная на мать и сверстников.

5.   Чем сильнее развито доверие подростка к матери, тем у ребенка выше развит уровень притязаний. То есть доброжелательные, эмоциональные отношения с матерью приводят к формированию системы устремлений направленных на достижение достаточно сложных целей. Вместе с этим при построении подростком с матерью доверительного общения можно наблюдать повышение уровня самооценки.

При этом отстранение от матери ведет к снижению самооценки на что указывает отрицательная корреляция, установленная между переменными «Отстранение» и «Уровень самооценки», то есть при потери эмоционального контакта с данным родителем ребенку свойственно неверие в собственные силы, идеи самообвинения, ощущение ненужности и никчёмности.

6.    Значимые корреляции установлены при оценке особенностей привязанности со сверстниками и уровнем притязаний и самооценки. То есть, надежная привязанность, со сверстниками выражающаяся в наличии доверительных отношений и возможности построения полноценного эмоционального общения влияет на повышение самооценки у подростка, приводит к росту уровня его притязаний. Отстранение же подростка от референтной группы, невозможность стать её полноценным членом, находится в доверительных и эмоционально-интимных отношениях приводит к снижению уверенности в себе, собственных возможностях, редукции жизненных устремлений.

7.   Значимых корреляционных связей между уровнем самооценки и проявлениями психологической привязанности установлено не было, что позволяет судить об отсутствии значимого влияния привязанности к отцу на уровень самооценки в младшем подростковом возрасте, что не исключает наличие данной связи между оцениваемыми переменными на других стадиях развития.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сказать, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

Список литературы:

1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. 4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2.        Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Изд-во: Феникс, 1998.

3.        Александрова Н.Л., Федорова, В.В. Имплицитные теории личности: представления подростков о взрослости. Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова Н. Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», -2012.

4.       Алмазова О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношения взрослых сиблингов: дис…канд.психол.наук.: 19.00.13 / Ольга Викторовна Алмазова. -Москва, 2015.

5.        Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.:Речь, 2006.

6.       Антропов Ю.Ф., Шевченко, Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002.

7.        Аррюс-Ревиди Ж. Незрелые родители и взрослые дети / Ж. Аррюс- Ревиди. -Спб.: Питер, 2015. (Серия «Мастера психологии»)

8.       Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей / М.К. Бардышевская // Дефектология. 2006.

9.       Бейкер К., Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / К. Бейкер, А.Я. Варга. 2-е изд. -М.: Когито-центр, 2008.

10.     Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.

11.     Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2001. - №4.

12.     Беляева Т.Б., Сокол О.В. Стереотипы современного отцовства / Т.Б. Беляева, О.В. Сокол // Психологические проблемы современной Российской семьи: вторая Всероссийская научная конференция в 3-х частях. Часть I. -М., 2005.

13.     Блос П. Психоанализ подросткового возраста. / П. Блос.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010.

14.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 3-е изд. - М.: МПСИ, 2001.

15.      Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992.-№4.

16.      Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003.

17.      Браун Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии/ Дж. Браун, Д. Кристенсен. -СПб.: Питер, 2001.

18.      Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М., 2012.

19.      Будневская Т.А., Стоделова Т.С., Харламенкова Н.Е. Компенсация неудачи в реализации стремления к автономии в подростковом возрасте. Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

20.      Бурменская Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 2011.

21.     Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. (Библиотека всемирной психологии).

22.     Ильин В.И. Психология взросления: Развитие индивидуальности в семье и обществе / В.И. Ильин. -М.: Этерна, 2006.

23.     Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.

24.     Казанцева Т.В. Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 74.

25.     Калина О.Г., Харламенкова, А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) / О.Г. Калина, А.Б. Харламенкова // Семейная психология и семейная терапия. -2006. - №1.

26.      Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. -9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

27.      Крейн Уильям Теории развития. Секреты формирования личности. Пятое международное издание. - СПб: прайм. Еврознак, 2002.

28.     Курбанова З.С. Психологические условия развития самооценки подростков: дис…канд. психол. наук. 19.00.01 / Курбанова, Зулейхат Салаховна. Сочи, 2006.

29.      Леонтьев Д.А., Калитиевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Д.А. Леонтьев Е.Р. Калитиевская // Вопросы психологии. -2006.

30.      Лифинцев Д. В. Помогающие отношения и диагностика привязанности: психометрические свойства опросника IPPA //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11.

31.     Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: дис…канд. психол. наук. 19.00.13 / Ольга Петровна Макушина. Москва, 2001.

32.     Николаева А.Ю. Сравнение феноменов «привязанности» в западной культуре и «амае» в японской культуре. -2007 / [Электронный ресурс] А.Ю.Николаева. Режим доступа: http://lоmоnоsоv- msu.ru/aсhivе/Lоmоnоsоv_2007/16/Nikоlaеv_AY.pdf

33.      Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1996.

34.     Осинская С.А. Образ отца как детерминанта созависимости / С.А. Осинская // Мир науки, культуры, образования. -2012. -№ 3 (34). -С. 112-116.

35.      Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. - Самара, 2000.

36.      Пищик В.И. Исследование понятия "коллективизм/индивидуализм" / В.И. Пищик // Вопросы психологии. 2006.

37.     Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - Изд-во.: Москва: Академия, 2000.

38.     Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина - М.: изд. АПН СССР, 1988.

39.     Проценко Л.М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности: дис…канд. психол. наук. 19.00.11 / Л. М. Проценко. Москва, 2001.

40.     Реан А.А. Психология человека. От рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана, СПб., «Прайм - Еврознак», М.: «Олма - Пресс», 2001.

41.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Изд- во: СПб, 2002.

42.     Сидоришин Ф.А. Психологические инициации как средство повышения эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков во временных объединениях: дис. канд. псих.наук. 19.00.07. / Федор Анатольевич Сидоришин. Москва, 1998.

43.       Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983

44.      Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] / О.В. Сулимина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psy_еdu. ru». - №2, 2014. -С. 91-101. Режим доступа: http://psy_jоurnal.ru/psyеdu_ru/2014/n2/70236.shtml

45.     Фетискин Н.П. Психология гендерных различий / Н.П. Фетискин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2014.

46.     Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Ю.И. Фролов. - Изд-во: Российское педагогическое агентство, 1997.

47.     Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. 2-е изд., испр. и доп. - М.:Издательство «Институт психологии РАН», 2007.

48.      Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.

49.      Эйнсворт, М.Д. Детско-материнская привязанность // Амереканская психологическая асссоциация- 1979.

50. Эльконин Д.Б. Возрaстные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин. - Избр. психол. тр.-М., 1989.

Похожие работы на - Самооценка младших подростков с разными типами привязанности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!