Развитие коммуникативной активности младшего школьника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,33 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие коммуникативной активности младшего школьника

Введение

коммуникативный общение младший школьник

Данная проблема актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. Исследованием проблемы развития коммуникативной активности младшего школьника занимались такие ученые, как: А.А.Бодалев, Л.Я. Дорфман, Б.А. Вяткин, А.А. Волочков, Н.А.Кирилова, А.И.Крупнов и другие. В своих работах они рассматривали коммуникативную активность, как способности и качества личности. Т.П.Абакирова, Н.М.Ануфриева, С.В. Белохвостова, Л.И.Божович, Н.П.Ерастов, А.А.Журавлев, В.И.Кабрин, А. А. Кидрон, Е.А. Кукуев, А.А. Ларин, Л.С. Сапожникова, М.И. Лисина, М.С. Каган, Г.В.Черенкова, А.М.Эткинд рассматривали данный термин, как потребности и мотивы общения. Таким образом, целью нашего исследования является: изучение развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста.

Задачами данной курсовой работы являются:

) Анализ литературы по данной теме.

) Раскрыть сущность понятий, анализ теорий, проявления коммуникативной активности

) Изучить Онтогенез развития коммуникативной активности младшего школьника.

) Анализ экспериментальных исследований ученых по данной теме. 5) Раскрыть способы и методы развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: Общение детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: коммуникативная активность детей младшего школьного возраста

Гипотеза: уровень развития коммуникативной активности младших школьников влияет на успешность в учебной деятельности.

Методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, контент-анализ результатов исследования.

I. Теоретический аспект развития коммуникативной активности

1.1Понятие, теории, проявления коммуникативной активности

Термин «коммуникативная активность» можно рассматривать как стремление к общению, инициативность в установлении социальных контактов, активное участие в общении [11, С. 86].

Проблемы активности исследуются во многих науках: философия, биология, психология и педагогика. В биологии активность - это важная жизненная предпосылка. Она присуща всем живым организмам и необходима им для приспособления к условиям окружающей среды. При этом следует различать активность человека как биологического существа и активность личности как социального объекта. Активность человека качественно отличается, по мнению А. Шпоны, тем, что она «направлена на приспособление условий к своим потребностям» [13, С. 49.].

В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко раскрывается сущность понятия «активность в общении» (коммуникативная активность) - мера взаимодействия субъекта общения с другими людьми. В зависимости от интенсивности взаимодействия с окружающими уровень активности может быть разным: высоким, средним и низким.

Коммуникативная активность - это одна из основ психологического благополучия человека [6, С.82.]. Ее отсутствие может привести к депрессии и одиночеству[6, С.83.].Противоположным понятием активности выступает пассивность - отсутствие интереса к общению [12,C.232-233.].

В книге В.А.Петровского, коммуникативная активность определяется, как: а) состояние людей, взаимодействующих между собой, которое характеризуется стремлением к установлению контактов, целеустремленностью к познанию друг друга;

б) как качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека и его отношение к целям, содержанию и форме общения; в) как проявление творческого отношения индивида к партнерам в общении;

г)как личностное образование, выражающее познавательный и эмоциональный отклик на обращение другого человека [26, С. 86.].

Источниками коммуникативной активности, по мнению Васюры С.А являются потребности. Они бывают различными: потребность индивида в самовыражении, потребность в новой информации от другого человека, потребность в передаче информации другому, потребность в снятии тревоги и напряжения, потребность в активном влиянии, потребность в достижении единой точки зрения с окружающими, потребность в сопереживании, потребность в заботе о другом, потребность разделить вместе горе, радость и другие [6, С.82.].

Также по мнению С.А.Васюры, потребность в общении - это источник активности, который направлен на установление стабильных, положительных отношений между людьми. Достижение какой-либо из этих потребностей порождает определенные нормы активности в общении. Неудовлетворение потребностей в общении может снижать коммуникативную активность или менять ее направление. Коммуникативная активность одной личности может выражаться в контактах с окружающими в виде сложившихся у нее стереотипов общения с людьми [6, С.82-83].

В нашей работе мы считаем необходимым проанализировать истоки современного представления о коммуникативной активности личности.

В начале ХХ века ученые обращались к проблеме активности человека в общении: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых [15, С.12.]. М.М.Бахтин в своей теории утверждал, что любое использование языка осуществляется при помощи речевого жанра. Он считал, что жанр является необходимым условием коммуникации. Также он утверждал, что каждый из нас говорит определенным речевым жанром [4, С.68.].

Коммуникативная активность обязательно включает активность, направленную на самого себя, на свой внутренний мир, на общение с собой. Серьезный вклад в изучение данной темы внесли работы А.А. Бодалева, Л.П, Гримака, Г.М. Кучинского и других.

По мнению А.А Бодалева, человек как субъект общения может взаимодействовать с другим человеком, воображаемым субъектом или самим собой [4,С.125.].

В работах А.А. Бодалева коммуникативная активность рассматривается с позиции системности и развития. Он отмечает, что активность в общение это психологическое образование и его составляющими являются эмоциональная, поведенческая и познавательная сферы личности. [4, С.121].

А.А. Бодалев выделял несколько понятий коммуникативной активности. Он определял ее, как:

а) состояние взаимодействующих между собой людей, которое характеризуется установление контактов, волевыми усилиями, целеустремленностью и инициативой в познании друг друга;

б) качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека с его отношением к целям, содержании, форме и результатам общения;

в) проявление творческого отношения индивида к партнерам по общению;

г) личностное образование, выражающее познавательный, эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека [4, С.165.].

А.А. Бодалев считает, что активность в общении можно рассматривать в двух ее составляющих. Это «реакция» и «акция». Первая предполагает ответ на внешнее воздействие другого человека, отражающее вторичную активность, второе - ответ на внешнее воздействие, отражающее первичную активность, основанную на внутренних механизмах самоуправления [4,С.262.].

По мнению Парыгина Б.Д. уровень развития коммуникативной активности показывает, на сколько человек общителен и на сколько успешно он преодолевает те или иные трудности в общении [22, С.111.]. Он определял общение как связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании [24, С.165.].

Большой интерес к коммуникативной активности не случаен. На сегодняшний день очевидно, что формы коммуникативной активности меняются, прежние выражены меньше, чем новые [5, С.209.].

С возникновением и развитием интернета появляются новые формы коммуникативной активности. Коммуникативная активность - это одна из основ психологического благополучия человека [6, С.82]. Ее отсутствие может привести к депрессии и одиночеству.

Г.М. Кучинский отмечает: «Общение с собой, как форма, производная от общения с другим человеком, также основана на способности отражать, представлять другого человека, воспроизводить его внутренний мир в собственном» [18, С.98.].

В.С. Мерлин проводил попытки исследовать коммуникативную активность человека как системное явление. Он рассматривал ее как сложное, системное образование, которое является опосредующим звеном в структуре интегральной индивидуальности. Коммуникативная активность приобретает форму самореализации в общении, во временном плане - форму саморегуляции своих коммуникативных действий, в ценностном плане - форму самовыражения в общении [20, С.108.]

На Западе в первой половине ХХ века большой вклад в разработку проблем развития коммуникативной активности внесли различные теоретические направления - фрейдизм, Левинская школа и другие. Их исследования дали возможность составить представление о проявлениях, детерминантах и других аспектах коммуникативной активности [5, С.87.].

В первой половине XX века коммуникативная активность, как правило, не являлась предметом самостоятельного анализа, а рассматривалась в кругу других проблем в зарубежной психологии.

В отечественной науке в первой половине XX века публикации, затрагивающие вопросы коммуникативной активности немногочисленны. Это легко объяснить, если учесть, по крайней мере, два факта. Во-первых, то, что категория «активность» остается «в тени» других категорий, во-вторых, проблема коммуникативной активности человека находится на стыке нескольких отраслей психологии, в том числе и социальной, которая в силу сложившейся в нашей стране коммунистической идеологии была «заморожена» на годы.

Во второй половине ХХ века активность постепенно занимает свое место в категориальном аппарате отечественной психологии, а частное понятие «коммуникативная активность» начинает применяться в работах психологов [6,С.18.]. психологов [6,С.18.]. Подходы к пониманию и изучению коммуникативной активности в отечественной психологии различны. Активность в общении описывается в психологической литературе через отдельные качества и навыки.

По мнению Доценко Е.Л, проявления коммуникативной активности человека зависят от культурно-этнических факторов, индивидуально-психологических особенностей личности, от социокультурных характеристик [6, С.84.].

Согласно А.А. Леонтьеву, активность в общении характерна для начального этапа и свойственна этапу реализации общения. Такой подход можно обозначить, как «деятельностный» [19,С. 75.]

В.М. Бехтерев под активностью человека понимает умение слышать и слушать других в совместной деятельности и общении, положительное отношение к людям, готовность помочь окружающим [3,С.88.].

Проблема развития коммуникативной активности младшего школьника актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрели такие понятия, как «активность», «общение», «коммуникативная активность». Также нами были проанализированы несколько теорий о проблеме активности человека в общении, такие как: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная активность является важным компонентом учебной деятельности, обеспечивает интерес к учебе и способствует развитию других качеств младшего школьника.

.2 Онтогенез Развития коммуникативной активности младшего школьника

Л.С. Выготский считал, что общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Он говорил, что отношение ребенка к миру это зависимая и производная величина от его отношения к взрослому человеку [8,С.98.].

Э.Эриксон говорил, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка ребенка - это показатель того, что социальная ситуация развития ребенка сложилась. Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению собственных потребностей идет через отношение к другому человеку [37, С.28.]

Во втором полугодии жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым [21,С.48.]. Детям важно чтобы присутствовал взрослый и доброжелательно относился.

Обухова Л.Ф говорила, что к концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка. К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить [23, С.98.].

Обухова Л.Ф дала определение понятию «Ходьба». По ее мнению это первое основное ноообразование младенческого возраста. Второе новообразование - появление первых слов, которые носят характер указательных жестов. Речь служит критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ребенком и взрослым возникло новое в отношениях - предметная деятельность. Это происходит в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) [23, С.89.].

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет [36, С.123.].

Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям: 1) От совместного действия со взрослым до самостоятельного выполнения действия; 2) Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметных действий [35, С.26-43.].

И.В.Артюшков говорил, что слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, которое он использует достаточно часто. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя [1, С.66.].

По мнению Т.Н.Ушаковой ребенок сначала понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. Как считает Т.Н.Ушакова, все основные новообразования, раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам»[33, С.56.]. В.С.Мухина писала, что все основные новообразования раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам» [22, С.231.].

Сюжетно-ролевая игра позволяет включиться в смоделированные отношения и действовать внутри этой модели. В игре ребенок осваивает всю систему отношений между людьми. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками [22, С.512.].

Н.С. Пашук выделила основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека. Первый этап называется «доречевой». Этот этап длится до 11 месяцев. В начале происходит развитие фонематического слуха: ребенок учится различать интонацию, тембр голоса, окружающих его людей, а с двухмесячного возраста начинает петь гласные звуки. Это стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агукание перерастает в крик, бесконечное повторение слогов, а после - в сознательное произнесение слов [25, С.94.].

На втором этапе происходит начальное овладение языком. В год ребенок начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым. Тем самым он стремится прежде всего удовлетворить свои элементарные потребности. Слова в этот период являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д. [25, С.95.].

На третьем этапе происходит овладение грамматической структурой языка. У ребенка расширяется лексикон, в его речи появляются определенные грамматические конструкции и т.п. Этот период продолжается от 3-4 до 7 лет (дошкольный возраст). В этом возрасте у ребенка появляется способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа. Развивается сюжетно-ролевое общение. Ребенок становится особенно открыт для овладения и родным, и, параллельно, разными иностранными языками [25, С.95.].

На четвертом этапе - в младшем школьном возрасте, у ребенка наблюдается ускоренный интеллектуальный и личностный рост, который приводит к большому разнообразию содержания общения, разделению целей и совершенствованию средств. Также наблюдается четкое разделение делового и личностного общения [25, C.96.].

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 -7 до 9 -10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [25, C.45.].

По мнению М.И.Лисиной начало обучения ребенка в школе ведет к новой социальной ситуации развития - происходят изменения в отношениях с окружающими. Становясь субъектом учебной деятельности ребенок имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Общению он уделяет гораздо больше времени в контакте с родителями, учителями, другими детьми[20, С.89.].

Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями. О наличии такой потребности у детей школьного возраста пишут Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, на нее указывает Л.И. Божович.

Лисина М.И говорила, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке - это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми [20, С.182.]. Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка - познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя [20, С.183.]

Также Лисина М.И писала, что характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей - на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира [20,С.204.].

По мнению Лисиной М.И В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы [20, С.130-132].

Лисина М.И писала, что к концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые психологические возможности, происходят разнообразные взаимодействия с действительностью. Находясь в своей микросреде, ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир [20, С.130-132.].

В данном параграфе мы изучили онтогенез развития коммуникативной активности младшего школьного возраста. Мы познакомились с основными новообразованиями младенческого возраста, с развитием предметного действия в раннем возрасте. Также мы изучили основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека, которые выделила Н.С.Пашук и влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что успешность развития коммуникативной активности ребенка зависит от многих факторов: таких, как: общение со взрослым, развитие восприятия, речи, интеллекта и др.

Проблема развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрели такие понятия, как «активность», «общение», «коммуникативная активность». Также мы изучили несколько теорий о проблеме активности человека в общении, таких как: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная активность является важным компонентом учебной деятельности, обеспечивает интерес к учебе и способствует развитию других качеств младшего школьника. Во втором параграфе нашей курсовой работы мы изучили онтогенез развития коммуникативной активности младшего школьного возраста. Мы познакомились с основными новообразованиями младенческого возраста, с развитием предметного действия в раннем возрасте. Также мы изучили основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека, которые выделила Н.С.Пашук и влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что успешность развития коммуникативной активности ребенка зависит от многих факторов: таких, как: общение со взрослым, развитие восприятия, речи, интеллекта и др.

II. Экспериментальный аспект развития коммуникативной активности

.1 Анализ экспериментальных исследований ученых по теме «Развитие коммуникативной активности младших школьников»

Для анализа экспериментальных исследований возьмем несколько работ людей, изучавших нашу тему. Итак, первое исследование было написано Гороховой Светланой Юрьевной. Тема ее исследования звучит так: «Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности». На основании изучения литературы по данной проблеме, Горохова С.Ю. говорила, что развитие коммуникативной активности необходимо для эффективного общения в учебной и внеучебной деятельности. В связи с этим она провела свое экспериментальное исследование. В своей работе она использовала формирующий и констатирующий эксперимент. В эксперименте приняло участи 212 учащихся, 76 учителей, 26 работников учреждений культуры и 286 родителей. В опытно-экспериментальной работе по развитию коммуникативной активности участвовали 212 школьников, из них 102 - учащиеся контрольной группы и 109 - учащиеся экспериментальной группы. В контрольном эксперименте приняли участие 212 школьников. Работа проводилась на принципах гуманизации, природосообразности, сознательности и активности, доступности и наглядности, последовательности, принципе связи теории с практикой, принципе открытости образовательной системе в социуме и других. Работа Гороховой С.Ю. состояла из нескольких этапов: I этап - констатирующий эксперимент, II этап - формирующий эксперимент, III этап - контрольный эксперимент. Целью констатирующего эксперимента было - определение уровня развития коммуникативной активности учащихся сельских школ. Исходя из цели, Горохова С.Ю выделила задачи констатирующего эксперимента: 1. Определить особенности сложившейся в образовательных учреждениях практики работы по развитию коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности. 2. Изучить готовность педагогов и работников учреждений культуры к организации процесса развития коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности. 3. Определить уровень развития коммуникативной активности сельских школьников. В качестве источников и способов получения объективной информации она выбрала следующие методы: анализ документации классных руководителей, анализ особенностей организации учебно-воспитательного процесса; наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности; беседа, анкетирование, тестирование учащихся. В первую очередь она обратилась к анализу документов, регламентирующих содержание внеурочной работы в школе для выявления возможностей развития коммуникативной активности. Анализ учебно-воспитательной работы классных руководителей, беседы с ними показали, что педагоги при планировании воспитательной работы в классе руководствуются чаще только формальным подходом, направленным на выполнение плана учебно-воспитательной школы, в их планах отсутствует авторский компонент. Анализ содержания воспитательных мероприятий школы («Осенний бал», «День здоровья», «Новогодний серпантин», «Рыцарский турнир», и др.) позволил установить, что учащиеся принимают участие в подготовке и проведении школьных мероприятий, направленных на организацию досуга, выявление талантов и способностей учеников и т.д. Следовательно, вышеназванные мероприятия ориентированы на развитие творческих способностей учащихся, формирование у них умения общаться, однако в данных мероприятиях участвуют чаще всего активисты, а остальные учащиеся зрители. Горохова С.Ю. отмечает, что внеурочная работа по развитию коммуникативной активности реализуется в минимальном объеме, так как отсутствуют методические рекомендации для учителей по ее организации.В школах организованы кружки: «Информатик», «Краевед», «Биологический», «Английский язык», «Грамотей», «Шахматы», «Рукодельница», «Квиллинг», «Изостудия» и др., спортивные секции, однако их выбор в каждой школе невелик. Также Горохова С.Ю. отмечает, что практически отсутствуют такие формы организации внеклассной деятельности, как тренинг, психолого-педагогическое консультирование, направленные на развитие компонентов коммуникативной активности учащихся. С целью определения для педагогов значимости коммуникативной активности, Горохова С.Ю. провела анкетирование. Результаты анкеты показали, что учителя считают эту проблему актуальной на сегодняшний день. Активность личности проявляется, по их мнению, «в умении ставить перед собой цели и достигать их», «в настойчивости, инициативности». Результаты исследования уровня развития коммуникативной активности, проведенного Гороховой С.Ю, говорят о том, что у 53 % школьников низкий уровень развития коммуникативной активности, 35% имеют средний уровень, и лишь 12 % школьников обладают высоким уровнем развития коммуникативной активности. Полученные результаты говорили о необходимости создания модели развития коммуникативной активности. В экспериментальной группе число участников возросло. У 8% участников стал высокий уровень развития исследуемого качества, у 19% средний уровень, у 27% низкий уровень. Это доказывает то, что работа была проведена эффективно. Обзор полученных данных позволил сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.

Следующее исследование проводила Уракова Татьяна Владимировна. Тема ее исследования звучит так: «Становление коммуникативной активности младших школьников в условиях развивающей среды». Ее эксперимент показал, что в ходе совместной деятельности создаются благоприятные условия для становления коммуникативной активности у младших школьников. Т.В.Уракова провела констатирующий эксперимент, в ходе которого решила несколько задач. Она измерила исходный уровень коммуникативной активности младших школьников, а затем выявила характер знаний практических работников школ о совместной продуктивной учебной деятельности младших школьников. В своей работе она использовала несколько методов: 1)организацию совместной деятельности (лепка, рисования, аппликации); 2) беседы, в ходе которых оказывалось воздействие на детей субъектов межличностного общения и осуществлялось коррекция характера их взаимодействия; 3) наблюдение; 4) регистрация поведения младших школьников в протоколах; 5) анкетирование учителей;

Для получения дополнительных данных и оценки интереса к совместной деятельности школьников друг к другу Т.В. Уракова использовала методику одномоментных срезов Т.А.Репиной. Целью анкетирования учителей было: выявление уровня знаний практических работников о методах и средствах формирования у детей способов сотрудничества в ходе их совместной деятельности. Вопросы для анкеты были заранее разработаны. Полученные результаты прошли математическую обработку и были проанализированы. Констатирующий эксперимент проводился в ходе педагогической практики "Первая неделя ребенка в школе". После этого был проведен праздник «Первый раз в первый класс». На этом празднике младшие школьники организовывали взаимодействия в ходе совместной деятельности: рисование, лепка и пр. Эти виды деятельности имеют конечный продукт, в котором представлен результат их совместной деятельности. На основании полученных результатов были сделаны выводы:1. эффективным средством становления коммуникативный активности в условиях развивающей среды выступает совместная учебная деятельность младших школьников;2. Коммуникативная активность возникает не стихийно, для ее становления и развития необходима специальная организация совместной речемыслительной деятельности 3. Усложнение коммуникативных задач заключается в постепенном освоении младшими школьниками правил и норм межличностного общения в условиях совместной деятельности 4. Становление коммуникативной активности младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организуемой педагогической системы. Следующее исследование было проведено Козыревой Викторией Павловной. Тема ее исследования: «Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы». Исследование В.П.Козыревой проходило в три этапа. Первый этап - анализ литературы по проблеме исследования, определение цели и задач. Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, выводы по результатам эксперимента. Третий этап - проведение обучающего эксперимента, формирование выводов. Результаты ее исследования показали, что коммуникативная активность у детей с нарушениями в развитии зависит от биологических и социальных факторов. Успешность развития коммуникативной активности определяется условиями среды, в которой находится ребенок. Основной целью ее эксперимента было формирование и развитие коммуникативной активности. Для реализации этой цели, было необходимо решить несколько задач. Нужно было создать модель музыкально-логопедического обучения, направленную на развитие коммуникативной активности у детей с нарушениями в развитии. После этого она провела контрольный эксперимент, чтобы оценить эффективность мероприятий. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили В.П.Козыревой сделать вывод, что разработанная модель музыкально-логопедического обучения эффективна для развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Участие в музыкальной деятельности расширили возможности детей. Пение, танцевальные движения являлись эффективным способом развития общения. Следующее исследование провела Поповицкая Наталья Владимировна. Она изучала развитие речевой культуры младших школьников как средство обеспечения коммуникативной активности. Целью ее исследования было обеспечить коммуникативную активность младших школьников на основе развития речевой культуры.

Задачами ее исследования были: 1) на основании изученной литературы выявить потенциальные возможности речевой культуры как средства обеспечения коммуникативной активности младших школьников; 2) выявить критерии сформированности речевой культуры и выявить ее влияние на коммуникативную активность; 3) разработать методику речевого развития как средства обеспечения коммуникативной активности. В своей работе она использовала достаточно много методов: анализ литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, анализ и обработка результатов экспериментов, анкетирование, беседа, тестирование.Все исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе она занималась изучением проблемы, анализом литературы, постановкой цели, определением гипотезы, задач, программы. На втором этапе она проводила эксперимент по проверке гипотезы. На третьем этапе она занималась обработка всех полученных результатов исследования. Итак, проведенное исследование показало, что неумение школьников использовать речевое богатство тормозит развитие коммуникативной активности. Она сделала вывод, что требуется проводить регулярную систематическую работу.

Вывод: в данном параграфе мы провели анализ экспериментальных исследований ученых по теме «Развитие коммуникативной активности младших школьников». На основании этих исследований, мы можем сделать вывод, что уровень развития коммуникативной активности младших школьников влияет на успешность в учебной деятельности. Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась.

2.2 Способы и методы развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста

По мнению Л.М.Щипициной с первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс взаимодействия, как с одноклассниками, так и с учителем. Развивать коммуникативную активность ребенка целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры, ведь именно она является доступной моделью общения младших школьников. В основе такой игры лежит процесс общения с распределением ролей и наличием игровой ситуации. Такая игра представляет собой создание воображаемых ситуаций. Она используется для тренировки навыков и умений общаться. Сюжетно-ролевая игра может быть парной или групповой. Сюжеты могут быть реальными и вымышленными [34,C.107.]. Л.М.Щипицина писала, что развитие коммуникативной активности в ходе такого общение проводится учителем поэтапно. Оно заключается в: 1) раскрытии значения коммуникативной активности; 2) ознакомлении детей с содержанием и распределением ролей; 3) включении детей в совместные игровые задания; 4) усвоении школьниками коммуникативной активности [34,C.108.]. Б.С.Волков считал, что игры способствуют развитию коммуникативной активности, вызывая эмоции у школьников. Они формируют их интерес, развивают речь, пополняют словарный запас [7, С.87.] Н.В.Волкова к средствам коммуникации в главной степени относила речь. Важно чтобы при ответе на уроке у ребенка речь была грамотной, четкой, краткой, выразительной [7, С.67.]. Ю.А.Афонькина писала о существовании множества способов развития коммуникативной активности ребенка. В первом классе это: формирование интереса к учебе через игры. Во втором классе: развитие диалога между детьми. В третьем и четвертом классах: формирование умения работать в группах, монологи, полилоги [32, С.218.]. Г.А. Урунтаева основой коммуникативной активности считала развитие у ребенка любознательности. Поэтому на уроках необходимо использовать такие приемы, как: осмысление, решение задач, которые являются значимыми для детей [32,С.231.]. По мнению Г.Б.Корнетова, наиболее приемлемой моделью развития образовательного процесса является манипулятивная педагогика. Важно учитывать индивидуальность каждого ученика и концентрироваться на самостоятельной активности учащихся [16,С.54.]. По мнению М.И.Лисиной важно создать условия естественной любознательности и коммуникативной активности. Это могут быть игровые формы, решение проблем, активные методы - ситуации. При организации учебной деятельности учителю важно соблюдать несколько правил. Важно провоцировать ребенка на высказывания, чтобы он активнее общался [20,С.75.]. А.Н.Давидчук считал, что в учебном процессе ведущее место занимает разбор ситуаций. Он поделил эти ситуации на четыре типа: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы. Каждая из них применяется с конкретной целью [11, С.32.].Ситуация-иллюстрация применяется для того, чтобы на примере показать действие закономерностей, механизмов каких-либо событий, явлений, взятых из реальной жизни. Ситуация-оценка используется для формирования опыта применения каких-то знаний, отношения к тем или иным фактам, событиям, действиям. Задача детей - оценить последствия ситуаций. Ситуация-упражнение формирует и расширяет опыт в решении проблем. Детям предлагают конкретную ситуацию, им необходимо ответить как бы они поступили. Ситуация-упражнение используется когда есть необходимость чтобы дети сами разобрались в каком-либо вопросе, сами приняли решение и дали аргументы. Ситуации-проблемы наиболее интересны. Учитель предлагает необходимые данные по ситуации, затем каждый школьник делает анализ положения дел и выделяет пути решения проблемы [11, С.33-34.]. Щипицина Л.М писала, что первоначально детям прививаются базовые социальные навыки: умение выслушивать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать и хвалить другого. Она выделила приемы обучения умения слушать друг друга [34,С.97.]. Рассмотрим их.1. Учитель спрашивает по очереди о том, что каждому подарили на прошлый день рождения, или о том, как каждый провел лето. Дети обычно очень охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга. После опроса учитель спрашивает: А кто запомнил, что подарили Саше?. Ответ правильно вспомнившего - поощряется. При этом подчеркивается, что внимательно выслушан будет тот, кто умеет слушать сам. Такое упражнение проводится с разными темами два раза в месяц [34,С.97.]. 2. Дальше проводится работа по обучению детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия окружающим. Сначала учитель с детьми обсуждают, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться и дружить, чем со злым и обидчивым. Далее учитель демонстрирует детям признаки выражения дружеских чувств: улыбка, спокойная речь, открытая поза, контакт глаз, а также неречевые признаки поощрения высказываний, иллюстрируя свои объяснения собственным показом, демонстрацией признаков симпатии самими детьми в ходе разыгрывания коротких сценок, показом иллюстраций из книг [34, С.98.]. Далее проходит апробация полученных навыков: каждому ребенку предлагается по очереди зайти в класс, поздороваться сначала со взрослыми, а потом со сверстниками. Все дети коллективно обсуждают каждое приветствие и оценивают его с позиции дружественности и доброжелательности [34, С.101.]. 3. Большое значение для развития общения имеет умение поддерживать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы. Учитель сначала сам дает тему для обсуждения и предлагает правила участия в нем: внимательно выслушивать каждого, не перебивая; обсуждать все возникшие идеи по очереди; не говорить слишком долго и быстро; четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривая до конца [34, С.102.]. Обсуждение продолжается до тех пор, пока все не придут к общему мнению. Учитель побуждает к активности самих робких и застенчивых детей [60,С.102.]. 4. Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу. Для этого можно использовать разнообразные методические средства. Например, устраивать конкурс на лучший рисунок, где сами дети должны убедительно похвалить рисунки друг друга, найти в них яркие отличительные особенности и доказать, что рисунок товарища заслуживает первого места [34, С.102.] 5. Прием Художники направлен на развитие умения собирать и обобщать положительную информацию о своих друзьях. Предлагается создать словесный портрет каждого: описать его внешность, привычки, вкусы и особенности личности. Однако, перед обсуждением, учитель объясняет детям, почему важно видеть хорошее в людях и высказываться доброжелательно, приводит примеры того, к чему приводят резкая критика и обидные высказывания в адрес другого. Можно провести много методических упражнений подобных этому. Например, обсуждение темы Что значит любить своих близких и заботиться о них, С кем ты дружишь, [34, С.103.]. Л.М.Щипицина считала, что в ходе таких упражнений дети осмысливают свое внимание к окружающим, учатся ценить общение с ними. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в классе: дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой, каждого весело приветствуют [34, С.104.]. Следующей стадией в развитии навыков общения по мнению Щипициной Л.М. является освоение моделей социального поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации. Вместе с детьми нужно последовательно осваивать различные модели анализа поведения в ситуации общения, анализ реакций в стрессовой ситуации (уверенная, неуверенная, агрессивная), приставок в ходе общения (сверху, внизу, на равных) и коммуникационных позиций (я хороший - ты хороший, я хороший - ты плохой, я плохой - ты хороший, я плохой - ты плохой). Например, детям предлагается оценить следующие ситуации: вы хотите поговорить вдвоем с другом, но появляется третий и вступает в разговор, как поступите вы? Дети оценивают с трех позиций: с позиции Ребенка, с позиции Взрослого, с позиции Командира [34, С.108.]. По мнению Л.Ф.Обуховой усвоение моделей поведения в социальных ситуациях, активное их использование представляет собой важный этап в развитии ребенка. Он начинает осознавать сам способ выполнения действия, а не только его результат. В исследованиях А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия убедительно доказано, что переход от действия, направленного на результат, к действию, регулируемому представлениями о способе действия, означает коренной рубеж развития ребенка. После того, как все модели анализа поведения будут разобраны и усвоены, начинается испытывание социальных навыков детей в очень сложных и неожиданных ситуациях общения. Очень важно, чтобы полученные знания активно использовались в повседневной жизни. Например, упражнение Новый учитель. Дети должны почувствовать себя в роли учителя и решить ряд сложных проблем: что сделать с опоздавшим, с ябедой, как разобраться с драчунами во время перемены, как объяснить новую тему доступно [23, С.99.] В обсуждении принимают участие все, найденные решения коллективно оцениваются с трех позиций моделей поведения. Социально-ориентированную активность ребенка развивают упражнения Мама заболела, Очередь в магазине, Друг потерялся, где дети учатся действовать в сложных, непредвиденных обстоятельствах в интересах других людей [23,С.110.]. Эльконин Д.Б считал, что эффективной формой развития навыков общения, логики социального поведения, прогноза поведения людей в ситуации общения является разбор пьес, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций общечеловеческих качеств как доброта, отзывчивость, смелость, трусость, жадность [36, С.48.]. По мнению Д.Б.Эльконина прогноз социального поведения развивается вопросами о том, как бы обернулось действие сказки, если бы герой поступил иначе. Постепенно перед детьми раскрывается логика социальных событий, заключающаяся в том, что к счастливому концу действия ведут только добрые поступки героев [36, С.49.].

В данном параграфе мы изучили способы и методы развития коммуникативной активности младшего школьника. По мнению многих ученых, игры и разбор ситуаций способствуют развитию коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что для развития коммуникативной активности учителю необходимо создавать для детей такие ситуации, в которых детям будет необходимо размышлять и высказывать свои мысли и аргументы.

Вывод по второй главе

Во второй главе нашей курсовой работы мы провели анализ экспериментальных исследований ученых по теме «Развитие коммуникативной активности младших школьников». На основании этих исследований, мы можем сделать вывод, что уровень развития коммуникативной активности младших школьников влияет на успешность в учебной деятельности. Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась. Также мы изучили способы и методы развития коммуникативной активности младшего школьника и сделали вывод, что для успешности развития коммуникативной активности младших школьников, учителю необходимо создавать для детей такие ситуации, в которых детям будет необходимо размышлять и высказывать свои мысли и аргументы.

Заключение

Проблема развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрели такие понятия, как «активность», «общение», «коммуникативная активность». Также мы изучили несколько теорий о проблеме активности человека в общении, таких как: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная активность является важным компонентом учебной деятельности, обеспечивает интерес к учебе и способствует развитию других качеств младшего школьника. Во втором параграфе нашей курсовой работы мы изучили онтогенез развития коммуникативной активности младшего школьного возраста. Мы познакомились с основными новообразованиями младенческого возраста, с развитием предметного действия в раннем возрасте. Также мы изучили основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека, которые выделила Н.С.Пашук и влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что успешность развития коммуникативной активности ребенка зависит от многих факторов: таких, как: общение со взрослым, развитие восприятия, речи, интеллекта и др.

Во второй главе нашей курсовой работы мы провели анализ экспериментальных исследований ученых по теме «Развитие коммуникативной активности младших школьников». На основании этих исследований, мы можем сделать вывод, что уровень развития коммуникативной активности младших школьников влияет на успешность в учебной деятельности. Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась. Также мы изучили способы и методы развития коммуникативной активности младшего школьника и сделали вывод, что для успешности развития коммуникативной активности младших школьников, учителю необходимо создавать для детей такие ситуации, в которых детям будет необходимо размышлять и высказывать свои мысли и аргументы.

Список использованной литературы

1.Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи [текст] / И.В.Артюшков // Филология. - 1997. - N4. - С.66-75.

.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [электронный ресурс] / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с. http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/

.Бехтерев В. М. Объективная психология [текст] / В.М.Бехтерев. - М.: Наука, 1991.-475с.

.Бодалев А.А. Личность и общение [электронный ресурс]/ А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с. http://www.studfiles.ru/preview/5132583/

.Васюра С.А. Гендер и коммуникативная активность человека [текст] / С.А.Васюра. М.: РБК, 2007. - с.132.

.Васюра С.А. Психология коммуникативной активности [текст] / С.А. Васюра. - Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2006. - 299 с.

.Волков Б.С. Детская психология [текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Наука, 2000. - 299 с.

.Выготский Л.С. Психология развития человека [текст] /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. - 1128 с.

.Горохова, С. Ю. Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности: автореферат. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01.[электронный ресурс]/ С.Ю Горохова. Арханг. гум инст-ут.-Архангельск,2011.-21с.http://diss.seluk.ru/av-pedagogika/733857-1-razvitie-kommunikativnoy-aktivnosti-uchaschihsya-selskih-shkol-vneurochnoy-deyatelnosti.php

.Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [текст] / В.А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

.Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей [текст] / А.Н. Давидчук. - М.: Наука, 2000. - 201 с.

.Зинченко В.П Психологический словарь [текст] / В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 790 с.

.Кашапов Р.Р. Курс практической психологии [текст] / Р.Р. Кашапов. - Ижевск, Изд-во Смысл, 1995. - 501 с.

.Князева Н. А. Формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края [текст] / Н.А. Князева. - Киров.: Издательство Экспресс, 2004. - 401 с.

.Козырева В.П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: автореферат дис. … кандидата педагогических наук:13.00.01. [электронный ресурс] / В.П. Козырева : Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А.Шолохова.-М. -2011.-183с. ://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-aktivnosti-u-detei-s-mnozhestvennymi-narusheniyami-v-protsesse-

.Корнетов Г.Б История педагогики: монография [текст] / Г. Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2013. - 460 с.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология [текст] / И.Ю.Кулагина. - М.: Искусство, 1996. - 399 с.

.Кучинский Г.М Психология внутреннего диалога [текст] / Г.М. Кучинский. - Минск.: Издательство Промкомплекс, 1998. - 208 с.

.Леонтьев А.Н Потребности, мотивы и эмоции [текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. - 367 с.

.Лисина М.И Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Лисина, А.Г. Рузская. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.

.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. - М.: Наука, 1996. - 640 с.

.Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста [текст] / В.С. Мухина, А.В. Петровский. - М.: Искусство, 1973. - 395 с.

.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие [текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование. - 2009. - 212 с.

.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [текст] / Б.Д. Парыгин. - М.: Просвещение, 1999. - 402 с.

.Пашук Н.С. Психология речи [текст] / Н.С. Пашук. - Изд-во МИУ, 2010. - 309 с.

.Петровский В.А. Личность в психологии [текст] / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: : Издательство Легион, 1996. - 299 с.

.Поповицкая Н.В. Развитие речевой культуры младших школьников как средство обеспечения коммуникативной активности: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. [электронный ресурс] / Н.В. Поповицкая - М.:2010. - 245 с. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-rechevoy-kultury-mladshih-shkolnikov-kak-sredstvo-obespecheniya-kommunikativnoy-aktivnosti

.Розанова В.А. Психология управления. - Учебное пособие [текст] / В.А. Розанова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез».- 1999. - 352 с.

.Рубинштейн С.Л Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1940. - 604 с.

.Столяренко Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко . - Ростов-на-Дону: Издательство Легион, 1995. - 605 с.

.Уракова, Т. В. Становление коммуникативной активности младших школьников в условиях развивающей среды: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. [электронный ресурс] / Т.В. Уракова-Саратов: Сар. гос. пед. универ-т., 1998. - 161 с. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/stanovlenie-kommunikativnoj-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-uslovijah-razvivajuwej.html

.Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.- М.: Искусство, 1995. - 487 с.

.Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет. [текст] / Т.Н. Ушакова // Психология. - М., 2000. - N2.-С.56-65.

.Щипицина Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми [текст] /Л.М. Щипицына, А.П. Воронова, Т.А. Пилова. - СПб.: Издательский центр «Академия», 2000. - 399 с.

.Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. [текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 406 с.

.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [текст] / Д.Б. Эльконин . - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с

.Эриксон Э.Г. Детство и общество [текст] / Э.Г. Эриксон. -2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: ЗАО ИТД "Летний сад", 2000. - 416 с

Похожие работы на - Развитие коммуникативной активности младшего школьника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!