Теоретический анализ личностно-ориентированного подхода, а так же применение личностно-ориентированного подхода в психологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,3 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретический анализ личностно-ориентированного подхода, а так же применение личностно-ориентированного подхода в психологии

Введение

Личностно-ориентированный подход представляет собой не формирование полноценной личности с определенными свойствами, а возможность создания условий для полноценного развития и проявления личностный функций субъектов. Такой подход выражается в учете психологических, возрастных особенностей, профессиональных интересов, индивидуальных возможностей и потребностей каждого отдельного субъекта.

Личностно-ориентированный подход как направление деятельности специалиста - это фундаментальная ценностная ориентация и направленность квалифицированного психолога, формирующая его позицию во взаимодействии с каждым человеком в созданном коллективе. Данный подход предполагает оказание помощи участникам в раскрытии их возможностей, осознании и принятии себя личностью, выявлении различных индивидуальных особенностей, становлении самосознания, в осуществлении формирования личностно-значимых и социально приемлемых способов самореализации, самоопределения и самоутверждения.

Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод о необходимости реализации и профессиональном использовании личностно-ориентированного подхода в различных областях деятельности. Особенно важную роль он играет в обучении и воспитании. Личностно-ориентированный подход в психологии один из самых значимых и эффективных. Используя его в своей практике, психолог должен обладать высокой квалификацией и набором необходимых умений, навыков и знаний. Исследуемый нами подход дает возможность специалисту работать непосредственно с заинтересованным лицом, искать возможные пути решения его проблем, индивидуально подходить к его трудностям и внимательно относиться к возникающим в ходе общения реакциям. Обладая высоким профессионализмом, психолог без труда, используя различные техники, сможет оказать необходимую помощь и поддержку обратившемуся человеку.

Теоретическая основа исследования. В зарубежной психологии особенности личностно-ориентированного подхода рассматривали Ж. Пиаже и Э. Кассирера. Л. Колберг, Г.С. Холл, Р. Бенедикт, М. Мид. Дж. Келли, К. Роджерс и другие. В отечественной психологии изучением личностно-ориентированного подхода занимались Π.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.С. Залужный, С.С. Моложавый, Д.II. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Петровский и другие.

Цель курсовой работы: осуществить теоретический анализ личностно-ориентированного подхода, а также применение личностно-ориентированного подхода в психологии.

Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность личностно-ориентированного подхода в современной психологии;

проанализировать различные подходы к исследованию личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии;

изучить методология личностно-ориентированного взаимодействия.

Объект исследования: личностно-ориентированный подход.

Предмет исследования: методология и особенности применения личностно-ориентированного подхода в психологии.

Структура курсовой работы.

В соответствии с целью и задачами курсовая работа состоит из одной главы и трех подпунктов, введения, заключения, списка литературы.

Во введении описывается актуальность исследования, цель работы, теоретические задачи, объект и предмет исследования, теоретическая значимость работы.

В главе рассмотрена сущность личностно-ориентированного подхода в психологии. Исследованы различные подходы к изучению особенностей личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии. Изучена специфика и методология личностно-ориентированного взаимодействия.

В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются выводы.

1. Сущность личностного подхода в психологии

Личностно-ориентированный подход в психологии является одним из самых значимых. Он направлен исключительно на индивидуальный подход к каждому человеку. Специалист, использующий данный метод работы должен уметь находить правильный подход к разным людям. Необходимо учитывать различные условия, особенности и факторы, участвующие при данном взаимодействии.

Во всех системах взаимодействия людей личностно-ориентированный подход реализует различные личностные аспекты. На пример в системе «человек-право» основным моментом является реализация личностных аспектов человека как существа, постоянно находящегося в обществе. Он непосредственно взаимодействует с окружающей средой, остается включенным в социальные взаимоотношения.

Существует три категории психических явлений: процессы, состояния, свойства. К психическим процессам принято относить восприятие, ощущение, память, мышление и т.д. Эти процессы определяются и характеризуются кратковременностью протекания. Ни одному из перечисленных психических процессов не свойственно протекать долговременно, если не существует ни каких нарушений. Следующая категория - психические состояния. К ним относятся бодрость, активность, усталость, пассивность, настроение, раздражительность и т.д. Психические состояния по своей природе длятся дольше психических процессов. Психические свойства являются третьей категорией психический явлений. Они отличаются стойкостью, и в тоже время способны поддаваться изменениям [8]. Изменения происходят под влиянием биологического развития человека в процессе жизнедеятельности. Они могут деформироваться в результате заболевания, но самое большое влияние оказывают социальные условия.

В психологии принято считать, что любая реакция человека на влияние окружающей среды, все его жизненные устои зависят от тех особенностей личности, которые формировались у него длительное время в процессе социализации, зависимо от его мотивов и потребностей, установок и интересов - это и является системой отношений к окружающей действительности. Для того чтобы разобраться в истинной психологической природе исследуемого свойства, оно может быть и профессионально значимым, и спроецировать какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, следует рассматривать это свойство в личностном аспекте. С точки зрения целей и мотивов этой деятельности [3]. Для практического использования личностно-ориентированного подхода требуется исследование отдельного свойства в структуре личности. Целостную структуру личности определяет, прежде всего, ее направленность. Фундаментом направленности является система сложенных в течение жизни мотивов, в которой есть основный и второстепенные мотивы. Направленность личности проявляется во всех сферах деятельности и жизни. Вместе с тем, наиболее глубокой и устоявшейся является характеристика направленности с точки зрения взаимодействия человека и общества, трудовой деятельности и отношение к самому себе. Недопустимо произвольно отсекать исследуемое явление, свойство, процесс или качество от личности в целом, (от ее направленности, от сформировавшейся системы отношения к действительности) изучая ее в любом аспекте. В процессе психологического исследования личности, в особенности при изучении и исследовании механизма формирования у нее профессионально важных психических качеств. Важно иметь ввиду, какую именно функцию оно выполняет в процессе деятельности.

Потребности и мотивы так же влияют на формирование личности. Потребность может проявляться в сознании человека как мотив его вероятного поведения. Мотивы деятельности и человеческие потребности имеют социальный характер [1]. Как известно, решающая роль в возникновении потребностей и мотивов принадлежит окружающей среде, а она в свою очередь детерминирует их формирование и развитие.

Зачастую совокупность определенных субъективных и объективных обстоятельств неудовлетворенная индивидуальная потребность может стать побудительной силой для отдельных преступлений. Все мотивы, интересы потребности проявляются в многосложных и разнообразных взаимосвязанных друг с другом формах. Однако человек существо социальное и часто обладает свободой воли, это дает ему возможность управлять своими желаниями и потребностями и управлять ими. Еще одним важным моментом являются интересы. Они представляют собой другой психологический механизм. Взаимоотношения интересов и потребностей подвижны и очень сложны [7]. Представление о зависимости психических процессов, о целостной структуре личности, полностью согласуется с широко известным в современной психологии положением о взаимообратной компенсации психических функций и свойств человека.

2. Подходы к изучению личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии

Кратко рассматривая теоретический аспект, проследим становление и развитие личностно-ориентированного подхода в русской психологии. Формирование социально-психологической проблематики личности в теоретических подходах отечественной психологии и в исследованиях современной психологии.

В России на стыке XIX-XX веков, вследствие поляризации научных, общественных и идеологических сил, произошло смещение и в итоге изменение парадигмальных установок. (Парадигма - совокупность методологических и теоретических предпосылок, которые определяют конкретное научное исследование на определенном этапе). Среди ведущих психологов того времени произошел спор, в ходе которого произошло разделение на три основных направления: экспериментальное, естественнонаучное и эмпирическое [4]. Огромное влияние на этот процесс, протекающий на российской территории, оказали фундаментальные научные направления мировой психологии: неотомизм, бихевиоризм, позитивизм. По причине разделения взглядов психологов России в начале XX века в содержательном плане научная психология не представляла собой целостного единства, так как не было найдено общих методологических оснований для ее динамического развития. Вместе с этим этот период наиболее ярко характеризуется стремлением к диалогу теорий, культур и концепций. Наиболее существенным было рождение самой идеи личности, переход от человека к личности рассматривался как идеальная модель. Это являлось социально желаемым итогом развития.

Временной период этого времени изучения проблем и особенностей личности был связан с началом разработки культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского. В рамках данной концепции был намечен путь преодоления серьезного разрыва между объяснительной и описательной психологии в формулировке личности как «вершиной или пиком проблемы» психологии и др. Обращаясь к области эмпирического течения можно наблюдать, что проблема личности была изучена и основательно представлена в работах Π. Ф. Каптерева, Η. X. Весселя, Г. И. Челпанова, А. Л. Нечаева, И. А. Сикорского, и др.

Период, наступивший после революции, был тесно связан с социалистическим переустройством общества. При изучении идей личности, он отличался наличием критических методологических противоречий и острых кризисных ситуаций. Народный комиссариат просвещения взял на себя ответственность за управление образованием. В ведение Государственного ученого совета вошло управление наукой. Понятие марксизма и мировоззренческие идеи созданных управленческих механизмов и структур стали идеологическим основанием деятельности. В итоге именно они определили подход к изучению личности как к средству для грамотного построения коммунизма [11]. В это время идеи личности развивались под влиянием разных методологических направлений и научных теорий. Примером этих теорий и методологий служили: поведенческая психология, психоанализ, психотехника, марксистская методология, педология. Выросла роль общественного заказа, который государство поставило перед педологией. Эта цель была «воспитать нового человека», который бы подчинялся известным интересам классовой борьбы. Решение этой задачи было возложено на Л. С. Выготского, Π. П. Блонского, М. Я. Басова, А. С. Залужного и многих других мастеров психологии. Педология ставила перед собой цель объединить все подходы различных наук: психология, педагогика, медицина и биология, для развития полноценной личности. Исходя из этого, данное направление приняло глобальный характер в научном и организационном плане. Педологическое знание в те времена стало базовым. Это повлекло за собой разделение научно-теоретического основания этого научного течения на три направления: биогенетическое, рефлексологическое и социогенетическое. Большую актуальность приобрел тезис о необходимости изучать человека в качестве активного деятеля, но в психологии всё еще доминировала тенденция к биологизации человека.

Самой взвешенной из всех позиций оставалась Льва Семеновича Выготского. Важнейшим элементом изучения ребенка в его исследованиях стал целостный генетический подход. Лев Семенович продолжал утверждать, что социальная ситуация является влияющим фактором на развитие личности. В осознание социальной детерминации он синтезировал научные концепции Ж. Пиаже и Э. Кассирера. Жан Пиаже в своих работах рассматривал общественную детерминацию через приобретенный социальный опыт, который индивид усваивал в процессе социализации. Под социальным опытом принято понимать общечеловеческие способы действий, культура в целом, употребление различных символов и орудий. Однако Ж. Пиаже трактовал в социальном опыте культуру как важнейший фактор и рассматривал психическую деятельность людей как ее присвоение. Его коллега Э. Кассирер в своей концепции относил символы и знаки к характеристикам сознания. Л. С. Выготский в свою очередь в отличие от него использовал символ как главную характеристику взаимодействия и в качестве орудия и средства. Подводя итог и завершая исследования высших психических функций, которые он трактовал как высшие формы поведения людей, Л. С. Выготский акцентировал внимание на то, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка». Он настаивал, что «личность... есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке... Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения».

Формирование личности - необходимая предпосылка для овладения и контроля поведения, а от этого всегда зависит развитие той или иной функции [9]. Этот процесс в целом всегда производен от развития личности и обусловлен им. Главнейшее связующее звено между жизнью личности и органической жизнью заложено в культурном развитии эмоций и влечений человека. Это говорит об овладении эмоциональным фоном, по средствам мышления и культуры. Знаки по своей природе выступают орудиями психической деятельности. Изначально знаки используются другими людьми, а в процессе активной совместной деятельности, вместе с тем индивид начинает усваивать логику применения знака. После этого, закрепляя навык, он начинает использовать его в ходе своей деятельности. Можно утверждать, что появление психических процессов у человека и есть продукт его активной деятельности. Изначально социальная, опосредованная условиями окружающей среды, а затем лишь в дальнейшем перерастающая в психологическую, индивидуальную и внутреннюю, вместе с тем безусловно сохраняя свою принципиальную структуру [6]. Именно такая трактовка интериоризации (это и есть формирование внутриличностных структур психики человека посредством усвоения внешней общественной деятельности), как перехода от «интерпсихических» (межличностных) способов действия к «интрапсихическим» ( внутренним). Это необходимое моделирование социального отношения в психологическое. Только оно раскрывает форму и механизм формирования психических процессов по логике действий, которые складывались в процессе социализации. В фундаментальных трудах российских психологов на этапе социалистического переустройства общества, раскрывалась сильнейшая связь развития личности с условиями окружающей среды. Однако несколько своеобразно понимаются как социально-культурные детерминанты, так и их механизмы влияния. На территории нашей страны инструментарием формирования личности человека выступают воспитание в советской школе и идеология.

Свобода, которая стремительно уходила из социальной жизни, стремительно уходила и из научной психологии. Ученые, которые акцентировали свое внимание на изучении истории психологии, а именно: В. А. Якунин, А. А. Никольская, А. И. Ждан, М. Г. Ярошевский, Е. А. Будилова, А. В. Петровский, и другие, замечали, что тяжелая эпоха сталинских репрессий лишила творческой инициативы и запугала ученых. Это происходило из-за того, что направления научных исследований задавались партийными установками [2]. Структуры, имевшие управленческое влияние стремились превратить научную психологию в рупор идеологических, марксистских и классовых догм. Этот период стал для психологии развитием в направлении выявления условий формирования профессионала (творца) «коммунистического завтра».

Представления о личности на данном отрезке времени определялось логикой сохранения идеи личности в конфликте с обществом, где уничтожалось «личностное» в человеке. Сложившаяся на тот момент стратегия «борьбы» за идею личности с «внешним агрессором», демонстрировала борьбу против самой идеи личности в целом. Это происходило из-за подмены реального изучения феномена «личность» принимаемым и замещающим «образом личности», отвечающим требованиям господствующей идеологии государства. Личностно-ориентированный подход в тот период времени имел свои особенности, так как напрямую зависел от развития феномена «личность».

В трактовке Сергея Леонидовича Рубинштейна, общественная детерминация основывается на положении К. Маркса. Где он говорит о личности как о совокупности социальных отношений, в которые она естественно включена: «условия жизни и деятельности должны учитываться в детерминации психических процессов, как процессов физиологических... Таким образом, условия жизни в физиологическом исследовании выступают как раздражители, в психологическом исследовании - как объективные обстоятельства жизни, которые осознаются или, во всяком случае, могут быть осознаны людьми» [15. стр. 321-323]. Он также проводил сравнительный анализ воздействия условий социальной жизни, с воздействием физиологических раздражителей. Проводя такое сравнение, он раскрывает детерминацию как итог воздействия внешних обстоятельств через внутренние условия и психические состояния субъекта. Рубинштейн С. Л. стал изучать свойства личности также в аспекте внутренних и внешних условий ее формирования. Он утверждал, что целостность деятельности и личности заключается в следующем: сформировавшаяся личность, демонстрируя в процессе деятельности те или иные свойства (характер, направленность, способности и т.п.), через деятельность приобретает эту связь. В последовательном процессе деятельности личность имеет другую структурированность, она сильно отличается от своего психического склада, она обретает свое единство через связь целей, мотивов и результатов. Рубинштейн также исследовал деятельность как непосредственное взаимодействие, как прочную связь, которая подчиняет себе субъекта детерминации условий окружающей среды. Согласно Рубинштейну С. Л., особенности выражения личности в деятельности, личностные характеристики зависят от поставленных целей - сознательных характеристик и особенностей деятельности. Сознание, являющееся не только структурным элементом деятельности, которое выступает в виде цели, но и определяет способность действующей личности, при помощи которой личность самостоятельно соотносит внешнюю и внутреннюю детерминацию. Это исходит из жизнедеятельности личности, общественного бытия, сознания и общественных условий [10]. Исходя из этого, цель рассматривается как личностное образование, которое находится в тесной взаимосвязи между процессуальными и личностными аспектами психической деятельности. В связи с тем, что она входит в состав личностного аспекта и осуществляет эффективный контроль над подсознательными мотивами.

Термин «личность» российскими психологами трактуется как определенная характеристика или некоторый уровень развития человека. Основная часть таких авторов как: В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и другие, делают акцент на социальное качество личности как на одно из самых основных свойств. Проблемой того времени стало то, что попытка формирования и разработка представлений о единой структуре личности приводят к тому, что феномен, понятие, термин «личность» сильно перекликается и даже сливается с понятием «конкретный человек», а свойства конкретной личности описываются как ее индивидуальные характеристики. Причины возникновения данного явления выявил Эвальд Васильевич Ильенков, он утверждал, что «Тайна человеческой личности потому-то веками и оставалась для научного мышления тайной, что ее разгадку искали совсем не там, где эта личность существует реально. А она существовала и существует в пространстве вполне реальном - в том... где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека «как бы в одно тело», как сказал в свое время Б. Спиноза, в один «ансамбль», как предпочитал говорить К. Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, - в «тело», созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное «неорганическое тело» [12. стр.12-13].

На рубеже 50-60-х годов прошлого века особое внимание было уделено проблеме исследования индивидуальных психических различий. К области таких специалистов относились: Теплов Б. М. и представители его психологической школы Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др. В своих трудах касающихся индивидуально-психологических различий они развивали важнейшую идею психологии личности - о направленности личности, которая определяет себя в склонностях к конкретной деятельности. Теплов говорил о человеке как о «творце своей индивидуальности», при этом он не снижал роль его природных, изначально заложенных предпосылок и индивидуально-типологических особенностей. В процессе разработки целостной концепции индивидуальности, Борис Михайлович Теплов провел огромную работу [10]. В этот значительный труд вошел многосторонний анализ творчества и жизни выдающихся русских композиторов и великих полководцев. Он не соглашался с тем, что одаренность - привилегия исключительных людей.

Петровский Артур Владимирович утверждал, что для периода 50-60-х годов XX века свойственен «коллекционерский» подход, где личность представлена в качестве набора свойств, качеств, характеристик, черт и особенностей психики человека. Однако с середины 60-х годов XX века были приняты попытки для поиска общей структуры личности. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который состоялся в 1969 г., определил личность как биосоциальное существо, в рамках которого она исследовалась с позиций структурного подхода. По ходу своей научной деятельности, этот подход неоднократно подвергался критике, которая заключалась в том, что исследователи в личности выделяли как социально-обусловленную, так и биологическую подструктуру [12]. Это зачастую приводило к тому, что между понятиями «человек» и «личность», «индивид» и «личность» не существовало различий. По утверждению Петровского А. В. биологическая основа существует в личности в преобразованной форме как социальное.

В свою очередь Ананьев Борис Герасимович, разрабатывал идею интеграции полученных знаний о человеке. Он давал целостную и развернутую характеристику терминов «личность», «индивид», «субъект деятельности». Он делает важный вывод о том, что свойства личности развиваются на протяжении всего жизненного пути человека, формируя его историю и создавая его полную биографию. Ананьев полагал, что для грамотного понимания и восприятия личности важен анализ ситуации социального развития личности, ее позиции в обществе и занимаемого статуса. На конец 70-х годов XX века, приходится тенденция применения системного (структурно-системного) подхода.

Во множестве теоретических разработок наблюдается стремлений ученых установить фундаментальные характеристики личности. Уверенные предположения Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина К. К. Платонова и др. сложные структуры личности являются в большей мере только многомерными теоретическими моделями [8]. Спустя некоторое время А. Н. Леонтьев конкретизировал свое понимание личности. Он воспринимал личность как индивид - особое качество, приобретенное в процессе социализации, в совокупности отношений, куда был вовлечен индивид. Причину системности личности он объяснял тем, что личность - это сверхчувственное качество, но носителем этого является телесный индивид со всеми его приобретенными свойствами. Таким образом, вклад А.Н. Леонтьева очень велик. Он вынес за пределы содержания понятия «личность» психические состояния, процессы и свойства. Он формулирует понятие личности как психологическое новообразование, которое появилось благодаря жизнедеятельности в социуме.

Связующим моментом личности и в тоже время формами ее реального существования являются социальные взаимоотношения. В отношения разного рода субъект вовлекается в процессе деятельности [14]. В основе личности лежат отношения соподчиненности человеческих сфер деятельности, проявляющихся в соподчиненности сформированных мотивов. В течение жизни может происходить смещение трансформация мотивов, а это и способствует жизни человека как личности.

Смыслообразующие мотивы (мотивы-цели), также провоцирующие деятельность, но при этом наделяющие ее личностным смыслом.

Из этого следует, что мотивационную сферу личности составляет иерархия смыслообразующих мотивов.

Согласно его концепции, структура личности демонстрирует относительно устойчивую конфигурацию, важнейших, внутри имеющейся структуры иерархизованных, устойчивых мотивационных линий. Внутренне взаимоотношение основных мотивационных линий, образуют общий «психологический профиль личности». На основе этих важнейших предположений, Леонтьев А. Н. выделяет три ведущих параметра личности:

многогранность связей человека с миром (непосредственно через его деятельность);

уровень иерархизованности сложившихся связей, которые преобразовались в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

общую и целостную структуру этих связей, а конкретнее мотивов-целей.

Сложный процесс формирования личности, согласно Леонтьеву Алексею Николаевичу, подразумевает развитие целепологания, а следовательно, развития адекватных действий определенного субъекта. «Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг действительностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами» [3. Стр. 14-16].

Появление личности в качестве системного качества по Леонтьеву А.Н. обоснованно тем, что индивид в процессе коллективной деятельности среди других индивидов вносит изменения в окружающий мир, вследствие чего он преобразует себя и становится личностью.

Важно отметить, что необходимый критерий психического он нашел в «теле» индивида, а в окружающем его пространстве - в характерной структуре взаимодействия субъекта с окружающим его предметным миром.

Поэтому первостепенная в трактовке понятия мотива идея его нахождения и положения вне субъекта - как относящегося к внешнему миру предмета потребности. Как правило, она направлена против замыкания психической полноценной деятельности во внутреннем пространстве субъективного опыта.

3. Методология личностно-ориентированного взаимодействия

личность подход взаимодействие

Личностно-ориентированное воздействие осуществляется психологом-специалистом с целью развития, помощи и формирования личности обратившегося человека, ориентировка его на позицию субъекта. Личностно-ориентированное воздействие - это не любое воздействие, а грамотное воздействие профессионала, которое является носителем воли, сознания, отношений. Из этого следует, что человек должен осознать связи своего «Я» с другими «Я» и с окружающим миром в целом. Подобное предвосхищение будущего развития личности в рамках подхода, формируется у психолога на основе знаний природы личности, закономерностей развития. Такое воздействие на формирование личности, наполнено социальным смыслом в связи с тем, что психолог выступает от имени социума и его интересов. Личностно-ориентированный подход, также может применяться к детям, однако здесь на место психолога приходит педагог. Он помогает ребенку определиться со многими своими стремлениями, что в процессе работы формирует его личность [13]. Если такое воздействие будет оказываться на ребенка, то в таком случае специалист должен транслировать ему мир на уровне высоких достижений культуры, которые были наработаны человечеством в течении всего существования, излагать только грамотные и взвешенные мысли. В целом личностно-ориентированный подход, направленный на ребенка - это особый вид деятельности психолога-педагога, его тонкое прикосновение к индивидуальным особенностям, которое направлено непосредственно на раскрытие его скрытых возможностей. Воздействие на ребенка такого характера должно помогать ему стать полноценным субъектом деятельности и своей жизни.

При личностно-ориентированном подходе воздействие, осуществляемое педагогом, должно осуществляться как раскрытие, затем - демонстрация и после - передача собственного ценностного отношения педагога к окружающему миру. В таком сотрудничестве прослеживается взаимообратная связь. Насколько ярко профессионалу удастся выразить себя, свою позицию и отношение к ценностям, зависит обратная реакция участника подхода, переживающего внутри себя это отношение. Проявление переживания внешне, может выражаться в мимике, словах, поступках и др. Психологически и педагогически верно осуществляемое воздействие, способно обеспечить адекватное и часто доверительное взаимодействие специалиста с одним человеком, группой людей и даже большим коллективом. Педагогическое и психологическое воздействие это совершенно разные подходы. Педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками создаваемого процесса, в ходе которого происходит эмоциональный обмен, обогащение интеллектуальной и деятельностной сфер задействованных участников, и носит социально значимый характер [5]. Поскольку взаимодействие играет главную роль в процессе социализации, оно делится на несколько видов. Первое - прямое: непосредственное, когда контакт происходит напрямую между субъектами. Второе - косвенное: опосредованное, оно происходит через различные действия, предметы, обмен информацией и при помощи других людей.

Поскольку важные личностные качества закладываются в детстве, то сегодня свою актуальность набирает личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», предполагающее признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, а в дальнейшем деятельности. Ребенок фактически становится партнером в образовательно-воспитательном процессе. Так мы приходим к выводу, что ученик, воспитанник, является основным субъект образовательно-воспитательного процесса.

Важнейшей целью личностно-ориентированного взаимодействия специалиста с заинтересованным в помощи лицом - это создание максимально благоприятных условий, содействие в его личностном росте и развитии и формирование нравственных ориентаций в его дальнейшем, и дальше жизненном самоопределении. Самый важнейший компонент, база, а вместе с тем и условие для формирования способностей к самоопределению, саморазвитию, самоорганизации, самореабилитации, самореализации личности остается психическое и физическое здоровье. По значимости за ним следует нравственность и способности, именно они определяют содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися. Наиболее ярко специфику личностно-ориентированного подхода можно рассмотреть на примере педагог-воспитанник. Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Определяющим фактором взаимодействия является позиция педагога [13]. Эта позиция исходит из интересов развития личности ребенка: признание, понимание, оказание ему помощи, принятие его как полноправного партнера.

Самым эффективным для развития личности и коллектива, по мнению российских ученых и практиков, остается сотрудническое взаимодействие. Характерными чертами являются их знания, доброжелательность, опора на положительные качества в личности, опора на положительные качества в личности, доверительность, активность обеих сторон, объективность, диалог.

Наиболее значимым воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно способно обеспечить равенство позиций партнеров, демонстрирует уважительное и доверительное отношение друг к другу, принятие подлинной сущности партнера, открытость, искренний обмен мнениями, отсутствие предвзятости [7]. Недопустимы подавления, равнодушие друг к другу (индифферентность), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, наиболее плодотворным способам взаимодействия - создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий ответственной зависимости.

Подводя итог нашей курсовой работы, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в психологии играет важную роль в становлении личности. Вместе с тем он требует много ответственности и компетентности от специалиста-психолога. Он должен максимально грамотно подбирать инструменты и способы взаимодействия с каждым конкретным человеком. Психолог-педагог, который будет направлять процесс развития личности ребенка, берет на себя огромную ответственность, только обладая высоким профессионализмом, он сможет оказать нужную поддержку и помощь. Личностно-ориентированный подход изучался многими мастерами психологии в разных контекстах. Каждый специалист сделал свой неоценимый вклад в исследование и развитие данного направления. В данной работе мы ознакомились с взглядами и некоторыми принципиальными позициями отечественных и зарубежных авторов. Детально рассмотрели сущность личностного подхода, используемого в психологии. Охвачены подходы принимаемые при этом подходе и методология личностно-ориентированного взаимодействия

Заключение

Формирование личности - необходимая предпосылка для овладения и контроля поведения, а от этого всегда зависит развитие той или иной функции. Этот процесс в целом всегда производен от развития личности и обусловлен им. Главнейшее связующее звено между жизнью личности и органической жизнью заложено в культурном развитии эмоций и влечений человека. Термин «личность» российскими психологами трактуется как определенная характеристика или некоторый уровень развития человека. Основная часть таких авторов как: В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и другие, делают акцент на социальное качество личности как на одно из самых основных свойств. На рубеже 50-60-х годов прошлого века особое внимание было уделено проблеме исследования индивидуальных психических различий. К области таких специалистов относились: Теплов Б. М. и представители его психологической школы Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др. В своих трудах касающихся индивидуально-психологических различий они развивали важнейшую идею психологии личности - о направленности личности, которая определяет себя в склонностях к конкретной деятельности.

Поскольку важные личностные качества закладываются в детстве, то сегодня свою актуальность набирает личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», предполагающее признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, а в дальнейшем деятельности. Ребенок фактически становится партнером в образовательно-воспитательном процессе. Так мы приходим к выводу, что ученик, воспитанник, является основным субъект образовательно-воспитательного процесса.

В ходе курсовой работы для достижения поставленной цели, мы решили следующие задачи:

рассмотрели понятие и сущность личностно-ориентированного подхода в современной психологии;

проанализировали различные подходы к исследованию личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии;

изучили методология личностно-ориентированного взаимодействия.

В заключении нашей курсовой работы, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в психологии играет важную роль в становлении личности. Вместе с тем он требует много ответственности и компетентности от специалиста-психолога. Он должен максимально грамотно подбирать инструменты и способы взаимодействия с каждым конкретным человеком. Психолог-педагог, который будет направлять процесс развития личности ребенка, берет на себя огромную ответственность, только обладая высоким профессионализмом, он сможет оказать нужную помощь и поддержку.

Список литературы

1.Бегалиева, С.Б. О личностно-ориентированном подходе как о сложном многомерном процессе / С.Б. Бегалиева, // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 83-85.

2.Бодня, М.С. Использование личностно-ориентированного подхода в системе образования высшей школы / М.С. Бодня // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 3. С. 83-84.

.Бороздина, Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 11-25.

.Бостанджиева, Т.М. Проблема освоения профессиональными педагогами психологического содержания в личностно-ориентированном подходе / Т.М. Бостанджиева // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 49-56.

.Воробьёва, А.А. Подходы к исследованию личностных черт в зарубежной и отечественной психологии / А.А. Воробьёва // В сборнике: Личность в Природе и Обществе Научные труды молодых ученых. Сер: "Психология и педагогика": составитель и научный редактор Е.Н. Полянская. Москва, 2011. С. 26-31.

.Голубова, В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности / В.М. Голубова // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-5. С. 1067-1071.

.Гребенкина, Л.К. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в современной гуманистической педагогике / Л.К. Гребенкина // В сборнике: Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной. 1997. С. 72-75.

.Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40-52.

.Дежнева, В.В. Развитие мотивации при личностно-ориентированном подходе к обучению / В.В. Дежнева // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2. С. 56-58.

.Косарев, В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 89-94.

.Лобанова, Н.Г. Личностно-ориентированное обучение как один из подходов профессионального воспитания / Н.Г. Лобанова // Научные исследования в образовании. 2007. № 1. С. 78-82.

.Лобастов, Г.В. Личность и ее определения (к 90-летию Э.В. Ильенкова) / Г.В. Лобастов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 20. С. 9-24.

.Мишина, Е.И. Интегративный подход к исследованию личностной рефлексии / Е.И. Мишина // Акмеология. 2014. № S1-2. С. 159-161.

.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: "Питер", 2000. 712 с.

Похожие работы на - Теоретический анализ личностно-ориентированного подхода, а так же применение личностно-ориентированного подхода в психологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!