Проблемы личности в социальной психологии
Оглавление
Введение
Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии
1.1 Личность в социальной психологии
1.2 Проблемы личности в социальной психологии
1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности
Вывод по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Программа и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том. Что в настоящее время интерес к человеческой личности проявляет не только весь комплекс психологических наук, но также философия, социальная и культурная антропология, этика, педагогика и многие другие науки и дисциплины; при этом они рассматривают феномен личности с точки зрения своих исследовательских интересов и в той научной логике, которая сложилась в их методологической традиции. Для социальной психологии важно обозначить отличие своего подхода к личности от других исследовательских подходов и даже от подходов социологии и психологии как своих методологических и теоретических источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности".
Объект исследования - личность.
Предмет исследования - методики исследования проблем личности.
Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии.
Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;
исследовать проблемы личности в социальной психологии;
изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;
провести эмпирическое исследование.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава работы - теоретическая. В ней рассмотрены теоретические вопросы проблемы личности в социальной психологии.
Во второй главе изложено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.
При написании теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза.
В результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна.
Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии
1.1 Личность в социальной психологии
Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.
Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой "личность". В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.
Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?
Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.
В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений. От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания. Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.
Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений. При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, - в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.
Собственно социальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Такой субъект-объектный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя". Считается, что именно "Я-концепция" поддерживает социальность человека, определяя его навыки общения и деятельности, поскольку она существует как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе. Образ "Я" целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований. Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа "Я" и идеальных представлений человека о себе. Динамическое "Я" (намерение кем-то стать) и фантастическое "Я" (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная "Я-концепция" формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности".
личность социальная психология статус самооценка
"Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как "самооценка" и "самосознание". Считается, что самооценка является:
важным регулятором поведения и самочувствия человека;
от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;
она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.
С самооценкой связаны такие параметры в характеристике личности как "уровень притязаний", определяемый степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Существенное расхождение притязаний и реальных возможностей личности может породить социально-психологические деформации (повышенную тревожность, неадекватность в общении, целевую дезинтеграцию и т.п.). В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека.
Сознание индивидуального образа "Я" (формирование идентичности) начинается с детства; оно подвержено множеству факторов и зависит от влияния на становление личности близкого и дальнего окружения (родителей, друзей, родственников, учителей и др.), от жизненного опыта, образования, от способности к самонаблюдению и "зеркальным" оценкам других людей и от других способностей и возможностей конкретного человека. В самоидентификацию входит также способ "организации" позитивной и негативной памяти о себе у человека, например, эмоциональные и когнитивные приоритеты запоминания плохого или хорошего, успешного или неудачного.
Социальная идентичность причастна процессу социализации. Она связана с социальным воздействием и социальным влиянием на становление личности. Она также связана со способностью сравнивать себя с другими людьми (социальное сравнение), с практикой отнесения себя к определенной группе или обществу (социальная стратификация) как с практикой и переживанием особого чувства "мы", некой социально-психологической общности. Здесь же осознается причастность к "своим" и противопоставление "чужим" в опыте социальных отношений (начиная от этнической принадлежности до принадлежности к конкретной семье, например) .
В осознании самого себя обязательно присутствует практика саморегуляции личности как компонент самоуправления. Действенной спецификой самоуправления считается выполнение того, что было намечено человеком при планировании жизнедеятельности (иначе, воплощение замыслов). В саморегулировании активное участие принимает действующая "Я-концепция" конкретного человека. В силу собственной многогранности личность может использовать ту или иную сторону своего "Я" в отношении любой частной ситуации и направлять свое социальное поведение в нужную сторону; при этом специфические аспекты ее идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей. В саморегуляции участвует еще и "вера в самоэффективность" или ожидания по поводу собственных возможностей достижения определенных целей.
Рассматривая общую проблему самосознания в социальной психологии, следует отметить, что исследователи часто осуществляют деление самосознания на частное и общественное. Частное самосознание принадлежит сфере внутренних аспектов "Я" человека; общественное самосознание у личности возникает по поводу неких общественных аспектов "Я". Включение аспектов частного или общественного самосознания в действующую "Я-концепцию" взрослого человека может быть обусловлено какими-нибудь внешними или внутренними стимулами, которые обнаруживаются при саморефлексии. Причины индивидуальных различий в самосознании обусловлены жизненным опытом в период формирования личности, принадлежностью к индивидуализированной или коллективистской общественной культуре. В исследовательской практике социальные психологи больше интересуются не причинами, а последствиями включенности частных или общественных аспектов самосознания и их влиянием на социальное поведение и социальное самочувствие человека.
В социальной психологии среди наиболее популярных исследовательских проблем особое место занимает аспект, направленный на выяснение того, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как личность реализует свою социальную сущность. Для ответа на этот вопрос обязательно исследуется групповая среда, в которой пребывает личность. В отличие от простого изучения групп, что также характерно для исследовательской проблематики социальной психологии, здесь внимание обращено на весь комплекс вопросов возможной социальной детерминации личности вместе с общей проблемой межгрупповых и внутригрупповых отношений.
Самое главное в такой работе, - это выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в конкретную социальную группу. При этом можно рассматривать все исследовательские параметры для группы, но в обратном значении их влияния на конкретную личность (например, лидерство в группе с точки зрения самого лидера или отдельных членов группы, которые имеют мнение о лидере, отличное от группового; или групповые нормы и ценности в их влиянии на конкретных членов группы).
Перспективы исследований личности в социальной психологии связаны с исследованием "социально-психологических качеств" конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
1.2 Проблемы личности в социальной психологии
Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".
Социальный статус представлен в социально-психологических исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.
В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непрестижность профессии учителя).
Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).
Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения.
Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску".
Социальные мотивы в пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.
Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.
Социальная установка (или социальный аттитюд) представляет собой готовность или предрасположенность личности реагировать или действовать определенным образом, которая предопределена прошлым опытом или неосознаваемым состоянием готовности именно так реагировать и действовать, что также может быть обусловлено особенностью протекания психических процессов. Социальный аттитюд часто трактуется как субъективная ориентация индивида в социуме как члена группы или общества на те или иные ценности, предписывающие социально-приемлемые способы поведения посредством обязательности соблюдения социальных норм.
Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н. Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям. При изучении социальных отношений точно также социальная установка оказалась связанной с устойчивым социальным поведением личности, с одной стороны, и она же обнаружила себя как помеха в ходе процессов социализации и социальной адаптации, с другой стороны.
Важность исследования установки в контексте социальной психологии оказалась связанной с тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. В современных исследованиях социальная установка чаще всего предстает как механизм, облегчающий процесс саморегуляции, или используется как инструмент прогнозирования возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. При этом содержание установки выявляется как объективный фактор деятельности, на который направлена установка (это может быть мотив, цель или условие деятельности). Сообразно этому установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные. Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять ативное отношение к тому, что наделено личностным смыслом. Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению. Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.
Формирование и изменение установок пытаются объяснить многие теории (особенно активно их изучали американские психологи): теория научения, теория когнитивного соответствия, теория баланса, теория когнитивного диссонанса. В теории научения рассматриваются установки как и другие привычки людей:
информацию и чувства можно усваивать, имея обычный жизненный опыт;
затем могут возникать естественные ассоциативные связи с подобными явлениями;
можно просто копировать чужое поведение, имитировать его как поощряемое и т.п.
Теория когнитивного соответствия делает упор на осмысленность установки, при этом определено, что люди стремятся к осмысленности и согласованности своих знаний; пытаются привести в соответствие с собственной "психологикой" разнообразие мнений и ценностей, которые они разделяют посредством самоубеждения.
Теория баланса предлагает рассматривать установки как динамичную среду, которая стремится к тому, чтобы не иметь негативных знаков; психологическим балансом считается ситуация, когда кто-то согласен с человеком, который ему нравится и не разделяет мнение того, кто не нравится; дисбаланс отношений связан с тем, что возникает несогласие с нравящимся человеком, тогда его пытаются переубедить или изменяют к нему общее отношение. Теория когнитивного диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением; диссонанс возникает как психическое напряжение, побуждая человека изменить свое поведение в соответствии с установками или изменить установки, если он не может отказаться от своих привычек. Западные исследователи провели множество исследовательских экспериментов и установили, что в разных случаях могут использоваться различные объяснительные схемы. Было обнаружено, что выбор объяснительной теории зависит также от того, является ли поведение, о котором идет речь, важным для человека или нет. От некоторых привычек легко можно отказаться, другие вырастают в ранг принципов и даже становятся частью действующей "Я-концепции".
Сочувствие представляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие). Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека.
Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла - так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей. В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.
Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.
Ценностные ориентации связаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации. Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.
Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.
Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.
1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности
Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данной теоретической главе работы аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности. Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысложизненная связь.
Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность понимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.
Вывод по 1 главе
Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.
Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
Социально-психологическими качествами личности являются:
Социальный статус
Социальная роль
Социальные мотивы
Социальная установка
Направленность личности
Ценностные ориентации
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Программа и методы исследования
Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе. Экспериментальная группа состояла из учащиеся 8 в количестве 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 13до 14 лет. В приложении 1 приведён список учащихся.
Исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке в соответствии с методикой.
Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.
Цель исследования заключалась в проведении экспериментального исследования уровня самооценки личности подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.
Задачи исследования:
подбор методик;
определение уровня самооценки;
выявление уровня зависимости самооценки личности подростков от их статусного положения в группе сверстников.
В результате проведения исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна.
Рассмотрим описание используемых методик
Социометрия:
Для использования количественных характеристик при изучении социального взаимодействия в группе, применяется социометрическая процедура, или социометрия, которая впервые была предложена в 30-х годах Д. Морено) .
Социометрия - это система некоторых приёмов, которые дают возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, получаемые индивидами в процессе межличностного общения и взаимодействия.
Социометрический метод включает в себя анализ осмысленных ответов всех членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем хотелось бы сидеть за одной партой?"; "С кем хотелось бы готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.
Результаты полученных ответов вносят в называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора считается основой для социометрического анализа. Для того, чтобы было удобно обрабатывать данные каждый член группы должен получить свой номер и после этого на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При этом номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.
Данный эксперимент проводился в групповой форме. Учащиеся были ознакомлены с целью исследования. Участникам эксперимента было дано время для обдумывания ответов. Во время проведения эксперимента посторонних в комнате не было. Ребятам дали гарантию неразглашения ответов.
Методика изучения самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейна
Цель данной методики заключается в выявлении уровня самооценки школьника по заранее определённым качествам личности; при этом выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования составлен из ряда шкал (100 мм), которые условно обозначают проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика состоит из следующей процедуры исследования: подростку предлагается ряд шкал, которые условно обозначают проявление тех или иных черт личности, и также дана следующая инструкция: "Допустим, что на данной линии расположены все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - больные люди, вверху - здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Ребенок во время проведения эксперимента с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работа с остальными шкалами осуществляется учащимся самостоятельно.
Высота самооценки определяется при помощи условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. Одно деление на шкале считается равным 0,5 балла. Исходя из этого, необходимо подсчитать средний балл самооценки. "Нормальной", "средней" самооценкой считается самооценка, средний балл которой равен 2,5 или немного выше; "высокой" - средний балл 4-5; "низкой" - баллом 0-2,5.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты экспериментов оформлены графически: вначале начерчены четыре концентрические окружности, после чего их необходимо разделить диаметром пополам. Справа располагаются мальчики (треугольники), слева - девочки (кружки).