Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2017-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития







Контрольная работа

По дисциплине: Психогенетика

Тема: «Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения».

Содержание

Введение

. Эмоции как многоаспектный психофизиологический процесс

.1 Специфика эмоций как сферы психологических явлений

.2 Физиологические основы эмоций

. Эмоциональные нарушения как особый класс нарушений психики

.1 Теоретические основы эмоциональных нарушений

.2 Особенности эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга

Заключение

Список литературы

Введение

Описания эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга в научной литературе носит противоречивый и нечёткий характер.

Наибольшие успехи в теоретической разработке проблемы нарушений эмоций достигнуты «деятельностным» направлением (А. Н. Леонтьев, В. К. Вилюнас, О. К. Тихомиров и другие).

В результате выявлено, что рассматриваемая нами тема является дискуссионной и нерешённой. Связано это с возникшим в науке и практике противоречием: практическая значимость темы и минимализация теоретических данных.

Итак, данные противоречия приводят к необходимости решения следующей проблемы: отсутствие взаимосвязи между теорией и практикой.

Таким образом, данная проблема доказывает актуальность темы.

Исходя из вышесказанного, цель работы - дать целостную характеристику эмоциональным нарушениям при очаговых поражениях мозга.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

.1.     Выявить специфику эмоций как сферы психологических явлений.

.2.     Указать физиологические основы эмоций.

. Определить специфику эмоциональных нарушений.

. Выявить особенности эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга.

1. Эмоции как многоаспектный психофизиологический процесс

.1 Специфика эмоций как сферы психологических явлений

Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению [4].

А.Л. Гройсман указывает, что эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [1].

В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения [2].

Г.И. Каплан рассматривает эмоции как психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [8, с. 121].

На наш взгляд, все вышеуказанные определения являются синонимичными, точно передающими смысл понятия.

Эмоции придают определённое биологическое качество поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности. Итак, эмоциональные переживания способствуют формированию личности, её социально-психологической направленности.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. К. Изард выделяет в качестве основной составляющей - эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн <#"898168.files/image001.jpg"> <http://coma.su/_pix/emocii2.jpg>

Рисунок 1. Формы эмоциональных нарушений

эмоция очаговый поражение мозг

). Эйфория - повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, безмятежным блаженством (нередко при объективно тяжелом состоянии).

). Мория - патологически повышенное настроение с беспечностью, склонностью к циничным и грубым шуткам, расторможенностью инстинктов (часто в рамках деменции).

). Маниакальный синдром: резко повышенное настроение с усилением положительных эмоций, повышение двигательной активности и ускорение мышления. Атипичные маниакальные состояния: спутанная мания - беспорядочное возбуждение, гневливая мания - раздражительность, придирчивость, маниакальный ступор.

). Депрессивный синдром - снижение настроения с усилением отрицательных эмоций, замедленность двигательной активности и замедлением мышления. Может быть психическая анестезия - бесчувствие, внутреннее опустошение, отсутствие эмоционального отклика на окружающее.

К патологическому ослаблению эмоций относят [3,7]: эмоциональную тупость, или эмоциональное оскудение - постепенное обеднение и ослабление эмоциональных реакций вплоть до исчезновения - апатии (сильное пониженние или эмоциональная реакция безразличия). Это состояние также называют «уплощение эмоциональной реакции». В первую очередь, исчезают высшие эмоции и наиболее долго сохраняются эмоциональные реакции, связанные с инстинктами. Этот вид нарушений наиболее типичен для шизофренического процесса и в исходных состояниях у больных с органическим поражением мозга.

К извращению эмоций относится [3,7]:

). Паратимия. При этом расстройстве в ответ на положительный раздражитель возникает отрицательная эмоциональная реакция и наоборот.

2). Амбивалентность (или двойственность) эмоций выражается в одновременном сосуществовании двух противоположных чувств. Ограниченное использование мимики и зрительного контакта при вербальном общении.

). Дисфория - немотивированное, внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного характера, сопровождающееся злобностью, раздражительностью, гневливостью. Такие колебания настроения характерны для эпилепсии.

). Панические атаки: эпизоды захлестывающей тревоги с внезапным началом и быстрым развитием до высшей точки.

). Вегетативная тревога: тревога, выраженная различными вегетативными (автономными) симптомами, такими как сердцебиение, влажность ладоней, сухость во рту, головокружение, дрожание конечностей, горячий или холодный пот, затрудненное, тошнота и так далее. Сопровождается страхом (умереть, сойти с ума, потерять эмоциональный контроль и другое).

). Эмоциональная лабильность (аффективное недержание, чувственная неустойчивость) выражается в повышенной аффективности, раздражительности, вспыльчивости.

). Эмоциональное слабодушие, или эмоциональная слабость - недержание эмоций. Оно характерно для больных атеросклерозом мозга, для астенических состояний.

.2 Особенности эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга

Описания эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга в научной литературе часто носят противоречивый и нечеткий характер.

Т. А. Доброхотова, суммируя клинические представления, пишет о том, что при локальных поражениях мозга возможны как постоянные эмоциональные расстройства (неврозоподобный синдром (на первых этапах заболевания), депрессивные, гипоманиакальные, маниакально-подобные, эмоциональные изменения в виде аспонтанности, обеднения эмоций вплоть до «эмоционального паралича», эмоциональные изменения на фоне массивных нарушений психики), так и пароксизмальные аффективные нарушения (спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода (в виде сильных приступов чувства ужаса, тоски, страха, которые сопровождаются висцерально-вегетативными реакциями и галлюцинациями); аффекты, возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей (развиваются на фоне устойчивых эмоционально-личностных изменений личности)) [2].

Т.А.Доброхотова выделяет 3 основные локализации поражения мозга, связанные с эмоциональными нарушениями: поражения гипофизарно-гипоталамической, височной и лобной областей мозга. В поздней публикации Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина добавили также медиобазальные образования, поражения задних отделов левого и правого полушарий [2].

Рассмотрим подробнее эти поражения и их симптомы [2, 10]:

1). Поражения гипофизарно-гипоталамической области мозга: постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики, жестов и прочего) на фоне изменений психики в целом.

). Поражения височной области мозга (устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств).

). Поражения лобной области мозга: ограничение объёма эмоциональных реакций, исчезновение дифференцированности и адекватности эмоций, безразличие, благодушие, эйфория, а иногда и «эмоциональный паралич». В лёгких случаях - нарушения высокодифференцированных социально детерминированных эмоций, нечувствительность к восприятию градаций эмоциональных состояний.

А.Р. Лурия и его сотрудники выделили нарушения эмоционально-личностной сферы при разных вариантах «лобного» синдрома. С их точки зрения, наиболее выраженные эмоционально-личностные изменения возникают при массивных поражениях лобных долей мозга, сопровождающиеся грубыми изменениями поведения. При менее грубых «лобных» синдромах - более отчётливы при поражении медиобазальных отделов лобных долей мозга. При поражении одних базальных структур лобных долей эмоциональные нарушения приобретают характер в виде повышенной раздражительности. Локально специализированная симптоматика [3,6]:

). Поражение медиобазальных отделов лобных долей мозга: снижение эмоционального тона, тонуса, быстрая истощаемость, замедление всех реакций к концу выполнения заданий, вялый и «афоничный» голос. В некоторых случаях - депрессия, тоска, страхи и вегетативные реакции, синдром «катастрофических реакций», «переживания гибели мира». При травматических, опухолевых или сосудистых поражениях медиобазальных отделов лобных долей - нарушения эмоционально-личностной сферы в виде неадекватного отношения к себе, своему состоянию, своей болезни, предстоящей операции, близким и друзьям. Подобная симптоматика сочетается с некритичностью и исчезновением чувства ответственности. Особенно заметные изменения личности в эмоциональном плане наблюдаются при поражении орбитальных поверхностей лобных долей - на первый план выступает растормаживание примитивных пищевых и половых влечений.

). Поражение латеральных конвекситальных отделов: доминируют апатия, безразличие, «невосприятие» собственной болезни, потеря интереса к окружающему на фоне общей адинамии и аспонтанности. Связь лобных долей с эмоциями неодинакова - для поражения правой доли характерны импульсивные действия и некритичность к себе, а для левой (более тесная связь с интеллектуальными процессами) - исчезновение высокодифференцированных эмоциональных переживаний, связанных с прошлым опытом.

Таким образом, при поражении лобных долей страдают все 3 уровня эмоционально-личностной сферы - уровень эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционально-личностных качеств. Признаки нарушения эмоций, возникающие при поражении левой и правой лобных долей мозга, - признаки нарушения эмоций по знаку, интенсивности и самооценке.

Поражение диэнцефальных отделов мозга, помимо изменений эндокринной и вегетативной регуляции, сопровождается особым нейропсихологическим синдромом, связанным с нарушением неспецифических активационных процессов - нестабильностью и повышенной реактивностью. В частности, это может проявляться в виде возбуждения, сонливости или бессонницы, синдрома угнетения, некоторой агрессивности или монотонности.

Большое внимание в последние годы уделяется анализу эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметрии мозга. Так, выяснено, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены ярче, чем при поражении левого полушария. Если очаг справа, то чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций и неспособность к эмоциональному контролю, ослабляется распознавание эмоций по мимике (одностороннее повреждение правой височно-затылочной области вызывает нарушение распознавания эмоциональной экспрессии, а иногда и узнавание лица знакомого человека); благодушие, веселость; безразличие к окружающему, беспечное отношение к своей болезни (анозогнозия). При поражениях левого полушария на фоне заторможенности, вялости и пассивности часто усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний, возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства и страха (особенно характерно для поражения височной доли левого полушария) [9].

По мнению Т.А.Доброхотовой, с поражением правого полушария чаще связаны пароксизмальные аффективные изменения, а с поражением левого - постоянные, стабильные [2].

Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями [10]:

). У больных неврозами - болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизм, страх.

А). Навязчивые состояния - высокая сензитивность, тревожность.

Б). Истерия - лабильность эмоций, импульсивность.

В). Неврастениея - раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость.

). У больных психопатией - склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера. Эмоционально-агрессивные вспышки (при эпилептоидной, гипертимной, истероидной). Тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости (при астенической, психастенической, сензитивной). У шизоидных - диссоциация эмоциональных проявлений.

). При эпилепсии - склонность к дисфориям. При височной эпилепсии - страх, тревога, снижение настроения, злобность. 4). У больных биполярным расстройством личности (маниакально-депрессивным психозом) - перепады эмоций (от эйфории до глубокой депрессии). 5). Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда - мрачная окраска будущего).

Заключение

В результате анализа теоретического и практического материала получена соответствующая информация, которая последовательно изложена в 2 главах. В первой главе представлена специфика эмоций как многоаспектного психофизиологического процесса. В начале работы даны определения разных авторов (А.Л. Гройсман, В. А. Ганзен, Г.И. Каплан) понятию «Эмоции». На наш взгляд, эти определения являются синонимичными. Также рассмотрены основные параметры эмоций, их виды, факторы возникновения, функции.

Далее автор указал физиологические основы эмоций, особое внимание уделил их мозговой организации: влиянию лимбической системы в формировании эмоций.

Во второй главе подробно рассмотрены эмоциональные нарушения как особый класс нарушений психики. В начале главы дано определение понятию, выявлены особенности параксизмальных и стабильных эмоциональных нарушений. Также указаны способы проявления нарушений эмоций (усиление, ослабление, извращение), определены и охарактеризованы различные формы их проявлений.

Далее автором проанализированы особенности эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга. Анализ основывается на 3 основных локализациях поражения мозга (гипофизарно-гипоталамической, височной и лобной областей мозга), выделенных Доброхотовой Т.А. Также данный вопрос рассматривается с точки зрения межполушарной асимметрии мозга. В результате выявлено, что с поражением правого полушария связаны пароксизмальные аффективные изменения, а с поражением левого - стабильные. В заключении уделено внимание классификации больных с разными психическими заболеваниями, для которых характерны эмоциональные расстройства.


1.      Гройсман А.Л. Медицинская психология.- М, 1997.

.        Карвасарский. Клиническая психология: Нарушения эмоций при поражениях мозга.

.        Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

.        Мишина Ю.Д. Лекции по общей психологии.

.        Первушина О.Н. Общая психология.

.        Пушкина Т.П. Медицинская психология.

.        Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.

.        Яворский А.А. Введение в клиническую психологию: Вопросы общей части клинической психологии/ учебное пособие для студентов психологического факультета. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2004. - 188 с.

9.      HUT.RU

.        Медицинская информационная сеть.

Похожие работы на - Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!