Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    138,71 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте

Введение

Актуальность проблемы заключается в том: Работа по исследованию потребности аффилиации позволит использовать полученные данные с целью диагностики а так же формирования и коррекции, успешных форм отношений человека с окружающими людьми.

Цель: изучить влияние уровня доверительных отношений на ведающий мотив в аффилиации, в юношеском возрасте.

Объект исследования: потребность в аффилиации.

Предмет исследования: является роль доверие в потребности аффилиации.

Гипотеза: Уровень доверительных отношений испытуемого, напрямую связан с выраженной потребностью в аффилиации.

Задачи данной работы:

.        Изучить литературу по темам, межличностное общение, аффилиация, доверительные отношения, а так же изучить юношеский период;

.        Провести эмпирические исследования по выделенной проблеме;

.        Изучить как доверительные отношения влияют мотив в аффилиации;

.        Интерпретация и формулировка выводов.

Методы исследования:

.        Методика «Мотивация аффилиации»

.        Методика изучения межличностного доверия в группе.

Выборка: Исследование проводилось в Мбоу «Школа №56» г. о. Тольятти. В качестве испытуемых выступали старшеклассники, учащиеся 10 классов в количестве 15 человек (10 юношей и 5 девушек). Все испытуемые в возрасте 15-16 лет.

Аффилиация - это потребность человека, которая проявляется в желании с стремлении быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения. От того как человек удовлетворяет потребность в аффилиации зависит его внутреннее благополучие, гармоничное развитие и уровень тревожности. С развитием технологий люди все реже общаются лично, личное общение уходит на второй план, уступаю общению в социальных сетях. Одним из главных факторов потребности в афиилиации является доверие.

Доверие - отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.

Психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру это начало его личности и основа гармонического общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и так же выделять себя как личность.

.       
Роль доверия в межличностном общении

.1      Понятие межличностного общения и критерии их продуктивности

В данной главе мы будем рассматривать что же такое межличностное общение, его функции и критерии его продуктивности, но прежде чем дать определение понятию межличностного общения мы хотим определить, что же собой представляет общение в общем смысле, определить виды общения и его функции.

Общение - это процесс взаимодействия людей, социальных групп с целью передачи информации, опыта, способностей и для результата совместной деятельности.

В процессе общения выделяют 3 стороны:

.        Коммуникативная сторона, заключается в обмене информацией между субъектами общения.

.        Интерактивная сторона заключается в регулятивной функции т.е. в организации взаимодействия между людьми.

.        Перцептивная сторона, включает процесс восприятия друг друга субъектами общения и устанавливает взаимопонимание, и выполняет коммуникативную функцию взаимоотношения.

Виды общения:

Общение как процесс делиться на две основные группы:

.        Вербальное общение - процесс общения которое осуществляется по средствам речи, языка«Речь - это процесс в котором в целях общения используют язык.

Язык это звуковые, словарные и грамматические средства с помощью которых люди выражают собственные мысли.» и является самым распространённым у человека.

.        Невербальное общение - процесс общения которое осуществляется по средствам жестов, мимики, зрения, и слуха, данный вид общения добивается взаимопонимания людей на эмоциональном и поведенческом уровнях. Главное в данном виде общение является умение слушать.

Межличностное общение в основном основывается на вербальном виде общения т.к. большинство людей общаются по средствам речи и языка как сложной знаковой системы. Теперь мы дадим определение термину межличностного общения и определим его виды, функции, и критерии его продуктивности.

Межличностное общение - это вид общения при котором осуществляется взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается закономерностью и неизбежностью возникновения в различных реальных группах. Данный вид общения, общения между членами одной группы служат предметом изучения социальной психологии. Целью исследования межличностного общения является взаимодействия внутри группы которое выступает изучение разнообразных социальных факторов. Является ясным, то что без контакта между людьми не общества и не сможет осуществляться совместная человеческая деятельность поскольку между ними не будет необходимого взаимопонимания.

В психологии, общение является одной из главных областей изучения и стоит наряду с изучением «мышления», «поведения», «личности», и «отношения».

Процесс общения в психологии означает взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а так же предполагает взаимовлияние на состояние, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности и всех участников данного процесса.

В социальной психологии за последнею четверть века исследование процесса общения получило одно из главных направлений в психологической науке.

В науке психологии выделяются 3 вида межличностного общения: императивное общение, манипуляцию и диалог.

.        Императивное общение - это процесс взаимодействия которая отличается авторитарностью и директивной формой воздействия на партера по общение с целью контроля за его поступками, действиями и принуждение его к определенному роду действиям. Особенность данного вида общения заключается, в том что цель общения принуждение партнёра по общению. В качестве средств воздействия используется приказ, указание, предписание и требование. К данному виду общения относятся военные установленные отношения, где предпочтительны отношения «начальник-подчинённый» а так же, в сложных экстремальных ситуациях. Так же следует обозначить где данный вид общения является эстетически неправильным.

.        В первую очередь это интимно-личностные отношения, супружеские и детско-родительские отношения. Однозначно что с помощь приказов и запретов можно добиться послушания и выполнения требований, но они становятся частью личностного мира человека, его убеждений и интровертной мотивации.

.        Манипуляция - в психологии под манипуляцией поднимется форма межличностного общения, которая, предполагают воздействие напартеров по общению с целью достижения собственных намерений и целей.

В отличии от первого вида межличностного общения т.е императивного общения, данный вид общения основан на том, что партнера по общении не информируют об истинных целях общения. В некоторых областях общения манипуляция может быть уместно в то время как в других практически недопустима.

.        Манипуляция разрешается в деловом общении либо бизнесе, в то время как в интимно-личностном общении, детско-родительском отношении, и в супружеских отношениях манипуляция является эстетически неправильным.

.        Диалоговое общение -вид общения в котором основной упор делается на установку собеседника. Данный вид общения кардинально отличается от императивного общения и от манипуляции, так в данном общении учитываются мнения 2х сторон, диалоговое общение делится на три взаимосвязанных стороны:

·        Коммуникативная сторона- данная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, с целью передачи и приеме знаний, идей, мнений и чувств.

·        Интерактивная сторона- эта сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия.

·        Перцептивная сторона общения, есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с целью межличностных отношений.

Критерии продуктивности межличностного общения. Критериями успешности межличностного общения, и общения в целом принято считать: спонтанность, свободу высказывания, легкость, адаптивность, совместимость в темах общения, контактность и удовлетворенность общением [4]. В 1980-1990е гг. было проведено исследование Куницыной В.Н. благодаря которому стали выделять несколько уровней успешности и их психологическую характеристику:

.        Уровень, «Мастерства и свободы» общения которое предполагает, что субъекты общения обладают высокой совместимостью, контактны и гибки в своем общении а так же, высоко адаптированы, и имеют высокие навыки саморегуляции, у них отсутствует отчуждённость, фрустрированность, напряженность, и они адекватно реагируют на полученную информацию.

.        Уровень «Лидерский уровень», данный уровень легко достижим для экстравертов, которые являются лидерами по натуре и благодаря чему хорошо усваивают навыки и умения.

.        Они всегда в себе уверенны, как и уверенны в хороших отношениях в ближнем кругу. Они легко могут найти взаимопонимания с окружаемыми их людьми, у них развито чувство собственного достоинства благодаря которому у них нет чувства недоверия к людям и отсутствуют бессмысленные ссоры. В контактах лидеры смелы и активны, но ситуативно застенчивы, не имеют лишней чувствительности, и в общении с людьми используют манипуляторный вид общения.

.        Уровень «Рационально-консервативный уровень», субъекты составляющие данный уровень общения являются: консервативными, закрытыми, расчетливыми, мечтательными, часто погруженными в себя, они плохо контролируют собственные эмоции, и для них не присуще импатия.

.        Уровень «агрессивно-авторитарный уровень», у людей в данной группе агрессивность сочетается с авторитарностью, в стратегии влияния у них отсутствует гибкость в способах влияния, сниженное самоуважение, и поэтому у них высокий уровень тревожности, в следствии недостаточных навыков у них у них проблемы с влияние, это так же подтверждается отсутствием манипулятивности. Для данных людей свойственны такие качества как: конфликтность, нетерпение, недоверчивость, раздражимость, отсутствие ориентации на партнеров, внутриличностные и внешние конфликты, а так же частая взвинченность.

.2      Межличностные отношения и факторы их развития

В данном разделе, мы рассмотрим межличностные отношения, их виды и факторы влияющие их на развитие, так же в данном разделе мы не могли не рассмотреть и ложь, ложь мы рассмотрим потому, что она непосредственно влияет на доверительные отношения, правда на отрицательную ее часть. Таким образом, для начала мы разберем, что же такое межличностное отношения и их виды.

Межличностные отношения - это отношения которые складываются между отдельными людьми. Данные отношения сопровождаются переживаниями эмоций, которые выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

.)       Официальные и неофициальные.

.)       Деловые и личные.

.)       Рациональные и эмоциональные.

.)       Субординационные и паритетные.

Рассмотрим каждый вид межличностных отношений подробнее.

.        Официальные или формальные отношения, такой вид отношений возникает на профессиональной основе и регулируется и регламентируется уставами, постановлениями, приказами или законами. Данные отношения имеют правовую основу. В такие взаимоотношения вступают по должности. Неофициальные или неформальные отношения. Данные отношения возникают на базе личных взаимоотношений людей и они не ограничиваются официальными рамками.

.        Деловые отношения. Вид взаимоотношений которые возникают в связи с совместной работой людей. Ими являются служебные отношения, которые основываются на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

.        Личные отношения. Это взаимоотношения между людьми, которые образовываются помимо их совместной деятельности. В основе личных отношений лежат чувства, испытываемые людьми друг к другу. Именно поэтому данные отношения носят субъективный характер. В данный вид отношений входит процесс: знакомства, товарищества, дружбы и интимных отношений.

Знакомство это отношения, в котором люди входят в поверхностный контакт между собой.

Товарищество это более тесные отношения по отношению со знакомством, данные отношения складываются на основе общих интересов, и взглядов на совместное время провождение.

Дружба это процесс в котором отношения еще более тесные, эти отношения основываются на доверии, привязанности, и общих интересов.

Интимные отношения это вид личных отношений. При вступление в интимные отношения, люди начинают доверять другому человеку самое сокровенное, данные отношения характеризуются близостью, откровенностью, и привязанностью друг к другу.

.        Рациональные отношения. Данный вид отношений основывается на разуме, и расчёте, данные отношения строятся из реальной пользы от отношений.

Эмоциональные отношения, исходя из названия данные отношения строятся на эмоциональном восприятии, часто без учета объективной информации о человеке. Именно поэтом 2 этих вида отношений не совпадают.

Так как, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения с целью личной выгоды.

.        Субординационные отношения, это вид отношений в основе которого лежит руководство и подчинения, другими словами неравноправные отношения, в которых те люди которые имеют высокий статус имеют и больше прав, чем другие. Вид этих отношений это отношения между руководителем и подчинённым. Противоположный данному виду, вид паритетных отношений, в этот вид отношений основывается на равноправии, и вступают в отношения как независимые личности.

Условия развития межличностных отношений.

Известно, что межличностные отношения формируются в условиях влияющих на их динамику. В городе высокий уровень и темп жизни, и жизнь людей постоянно меняется, поэтому образовывается большое число межличностных отношений и такие отношения очень требовательны к своим партнерам. Для того чтобы поддерживать межличностные отношения, субъектам приходится жертвовать личным временем, а так же психическими перегрузками и материальными ресурсами. Зарубежные исследователи было доказано, что те люди которые чаще встречаются кажутся друг для друга более привлекательными. Данное правило работает и в противоположную сторону, чем реже люди встречаются, тем сильнее ослабевают их отношения и со временем совсем прекращаются. Более всего, данная пространственная близость влияет на детей, если дети учатся в одном классе и общаются, то после перехода в другую школу их отношения чаще всего прекращаются.

Важным в развитии межличностных отношений является конкретные условия, в которых подразумевается непосредственное межличностное общение. Чаще всего это связанно с совместной деятельностью или ситуацией, в котором заключаются межличностные контакты.

Такая деятельность или такие ситуации бывают разные, например: учеба, работа, или отдых, с ситуацией: обычной или экстремальной, так же и с этнической средой: моно- или полиэтнической, а так же и с материальными ресурсами. Известным является, тот факт что отношения быстро завязываются в определённых местах длительного пребывания. Это объясняется зависимостью от внешних факторов, кратковременной, совместной жизнедеятельностью а так же пространственной близостью. Стоит учитывать, то что значение времени в межличностных отношениях зависит так же от того, в какой среде они развиваются.

Ложь.

В книге «Психология. Словарь.» было определенно понятие лжи как феномена общения, которое состоит в намеренье искажения объективного положения вещей. Более конкретное определение было приведено автором Ф.Л. Карсоном, он определяет ложь как умышленное неправильное утверждение, с целью обмана или которое предполагает обман другого человека. Ложь выражается в речевых сообщениях, быстраяпроверка которого затруднительна либо невозможно. Его цель ввести человека в замешательство для того, чтобы добиться преимуществ. Автор В.В. Знаков характеризовал ложь пот трем признакам:

.        Фактический истины (ложности утверждения).

.        Веру в то, что говорящий говорит правду, когда по факту врет.

.        Намеренье или не намеренье говорящего ввести заблуждение другого.

Такой же точки зрения держался В.В. Зеньковский еще в 20 веке. А в настоящее время такой точки зрения придерживаются такие авторы как: Стрихартц, Бертон, Коулмен и Кей. В.В. Знаков назвал ложью намерения обмануть другого через утверждение, не соответствующих правдивым фактам, при этом говорящий сам не верит в то что утверждает.

Влияние лжи на доверительные отношения.

Ложь отрицательно влияет на межличностные отношения, так как ложь является причиной недоверия человека, а поскольку межличностные отношения основываются на доверии людей друг другу, то из за лжи межличностные отношения либо совсем прекращаются, либо сводятся к минимуму. Как было написано в книге взаимоотношение полов «Ложь это яд который просачивается в любые отношения, подобно ржавчине разъедает даже самые прочные взаимоотношения». Не бывает лжи большой и незначительной, ложь так и остается ложью, и чем больше человек начинает лгать, тем сильнее начинает портится его эмоциональное здоровье, а так же и отношения, причем не только с другими людьми но и с самим собой. Рассмотрим основные причины по которым люди начинают врать другим.

.        Человек испытывает страх негативных последствий или чувств.

.        Человек лжет, чтобы почувствовать себя увереннее или вознагражденным.

.        Человек лжет, для того чтобы понравится другим людям.

Чтобы ложь не явилось причиной разрыва межличностных, интимно-личностных отношений, или ухудшению детско-родительских отношений нужно помнить, о то что каждому человеку необходимо личное пространство в которое не должен вторгаться не кто, без разрешения того человека, которому оно принадлежит.

.3 Аффилиация: понятие виды функции

Аффилиация - это потребность человека, которая проявляется в желании с стремлении быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения. Выделяют две стороны аффилиации, первая связана со стремлением к принятию, (СП) позитивная сторона аффилиации, или собственно сама аффилиации, вторая сторона связана со страхом отвержения (СО) - негативная сторона. Основой аффилиации является страх, страх отвержения другими людьми. Именно благодаря этому люди постоянно ищут взаимоотношений с другими людьми. Поэтому две стороны аффилиации связанны между собой. Но эта связь является обратной т.е. чем меньше выраженным является страх быть отвергнутым, тем больше является выраженно стремление к принятию.

Исследователями была приведена гипотеза того, что две эти стороны могут быть самостоятельными так как корреляторы этих сторон в итоге оказываются разными. Когда исследователи, правели практическую работу на выявление двух сторон аффилиации, то увидели, что у испытуемых с высоким уровнем аффилиативного интереса имеют много близких друзей, и это не отличается по гендерному признаку. Так же аффилиативный интерес взаимосвязан с продолжительностьюобщения, в связи мировоззрений между друзьями выявилось только из за боязни отвержения, из чего мы делаем вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в согласии с ними их друзей.

Исследование Т.И. Толчинской показало различие между сторонами аффилиации. Исследователю получилось доказать, что стремление к принятие не как не связано не с личностной так и не с ситуативной тревожностью. У людей которых был явно выраженный страх отвержения личностные характеристики были выражены больше чем у людей с низким уровнем страха отвержения.

Когда у человека доминирует стремление к приятию в социуме, в этот момент у него начинает вырабатываться определенный стиль общения в котором присутствует характерные черты такие как: умеренность, непринужденность, открытость и социальная смелость.

Но когда у человека преобладает страх отвержения, то у него наблюдается неуверенность, скованность, неловкость. Такие люди, чаще всего вызывают у других людей недоверие к себе, поэтому они одиноки, и у них слабо вырождены навыки общения. И.В. Кузнецовой было продемонстрированно, что у людей у которых слабо выражена потребностью в аффилиации совокупностью с мотивом достижения с ними заключаются сугубо деловые отношения.

В то время как у людей с высоким уровнем аффилиации наоборот предпочитают заводить дружеские отношения. Мотив аффилиации коррелирует со стремлением человека быть одобренным окружающими т.е к самоутверждению. Связи с этим субъект проявляет активность и инициативу в общении. Как отметил Макклелланд, когда ссылался на свои исследования, у людей которые делают большинство звонков высоко выражена потребность в аффилиации.

Так же они чаще всего пишут друзьям и приглашают их в гости или совместно провести время. Люди с высокой аффилиацией предпочитаю партеров по общению у которых хорошо развито чувство привязанности, дружбы и верности. Так как они и сами хорошо относятся к таким людям и пользуются симпатией и уважением окружающих их людей. Так же и вработе они предпочитают друзей, экспертам, а так же когда узнают о делах в группе они в первую очередь интересуются тем как члены группы ладят между собой, а не тем как они работают. Так же такие люди быстро понимают то какие социальные отношения складываются между людьми, у людей за которыми они наблюдают. Люди с высоким уровне аффилиации примиряются с противоположным мнением только тогда, когда этот человек им привлекателен.

Но четких доказательств, того что такие люди легко идут на сотрудничество и компромиссы небыло. Но исследователями было указанно, что такие люди избегают конфликтов и конкуренции. Так же Д. Макклеландом было изучено среднее количество межличностных отношений с высоким и низким показателем аффилиации. Люди у которых выраженно стремление к принятию желание изменить поведение больше. Если взгляды людей расходятся с их собственными, то они начинают давать им советы. Но в соревновательных играх они ведут себя спокойно и мало либо совсем не высказываются. У мужчин которых чувство принятия развито больше, не добиваются успеха на руководящих постах. Так как они тратят слишком много времени на общение с подчинёнными с примитивной целью поддержания с ними хороших отношений.

Это не всегда является целесообразным, так как руководителю порой необходимо принимать жесткие решения для поддержания тонуса подчиненных. Руководители зарубежных компаний с высоким уровнем афиилиации, а конкретнее мужчины, реже продвигаются по карьерной лестнице. Менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию более продуктивны нежели те менеджеры у которых низкий уровень аффелиаций.

Это объясняется тем, что в обязанность менеджеров входит установление отношений между руководителем и профсоюзом. Поэтому высокая общительность менеджеров по установлению трудовых отношений и то время которое он затрачивает на их установление, помогает в разрешении трудовых споров. Неоднозначным является то, что люди которые стремятся к установлению положительных отношений с другими, тесть люди у которых высокая аффилиация, в последствии становятся менее популярными. Исследователи выявили тот факт, что люди с потребностью в аффилиации более беспокоятся по поводу, того что их расценят неодобрительно, и в связи с этим стараются получить поддержку и социальное одобрение.

У людей с высокой аффилиацией, расходятся мнения с другими людьми, и с такими людьми они стараются не общается. Люди с высокими потребностями в аффилиации, считают себя самоотверженными, постоянно готовыми идти на сотрудничество, общение, а так же считают себя предупредительными. Данные характеристики указывают на желание людей угождать другим людям. Именно с этим связанна их активность в межличностном общении, которая в свою очередь связано с потребностью в контакте и поддержке. Исследователями были получены сведенья указывающие на благотворное влияние аффилиации на здоровье. Так же бы проведены исследования с мужчинами-заключенными, у таких людей аффилиация превосходило показатель потребности во власти, а так же они испытывали меньше стресса, и они имели более низкие показатели заболеваний, чем другие испытуемые-заключенные.

Было установлено, что у детей которые родились первыми в семье или являются единственным ребенком, у них было выявлено стремление в аффилиации, чем у тех людей которые были рождены вторыми, третьими или были не единственными в семье. У человека в взрослом возрасте, у которых было выявлена потребность в аффилиации, изучая их семейное положение было выявлено, что они были либо единственным ребенком в семье, либо когда они были младенцами мать не уделяла им должного внимания. Особенно отчетливо это было выявлено у девочек. Это согласуется с тем, что они боятся быть отвергнутыми, и это является следствием того, что когда они были детьми мать не уделяла им должного внимания, в те времена когда ребенку было особенно плохо и он нуждался в родительской поддержке, у таких людей выработалась неосознаваемая боязнь быть отвергнутыми. Приводя аналогию с детьми воспитывающихся в детском доме, то у таких детей показатели аффилиации являются более высокими, но так же у таких детей особенно обострена боязнь отвержения.

.4 Доверие, понятие и функции

Многие авторы изучали проблему доверия, и давали различные определения данного термина, общего в этих понятиях является то, что доверие это процесс позитивного или оптимистического ожидания относительно другого человека. Рассмотрим подробнее определения понятия доверия авторов: Ф. Фукуяма, С. Робинсона Дж. Роттера.

.        Ф. Фукуяма определяет процесс доверия как возникающее в определенном обществе ожидание того, что члены данного общества честны, будут вести себя нормально, основываясь на культурных традициях, и этических ценностях.

.        С. Робинсон считает, что доверие это процесс когда «ожидания, предложения, либо вера в вероятность того что, бедующие действия других людей будут выполнены и не нанесут вред другим людям и не затронут интерес других людей».

.        Дж. Роттер, определил процесс доверия как «обобщённые ожидания относительно того насколько можно верить словам обещания, высказывания другого человека». Роттер, считал, что показатель доверия можно оценивать с точки зрения социума. И доказывал, что доверие всегда формируется в межличностном общении (взаимодействии).

Нужно отметить что, автор Д. Руссо считал, что доверие строиться как на взвешивании и расчете так и на эмоциональном отношении, а так же на их комбинировании:

.        Доверие которое строиться на взвешивании и расчете подразумевает в себе то, что человек ожидает от того кому он доверят, такого же даверия к себе, в обратном случае, его доверие принесет ему больше вреда, чем пользы.

.        Доверие которое основывается на эмоциональном отношении подразумевает, что ожидание основывается на опыте, чтобы за доверие не последовало злоупотребления. И доверие позитивно окрашено по отношению к субъекту доверия.

.        Институциональное доверие, данное процесс доверия подразумевает ожидание основанное на договоренности, на формальных нормах, на многолетней практике, созданию которых способствовало организационная культура, и которые подкрепляются оказанием доверия.

Следовательно, институциональному доверию и ожиданию надежности происходит облегченный переход от доверия, которое основанное на взвешивании и расчете, к доверию основанному на эмоциональных отношениях.

Таким обозом все основания для доверия взаимосвязаны. Межличностное доверие развивается постепенно и такому процессу чаще всего содействует третье лицо которому доверяют оба человека, поскольку данный процесс, процесс ожидания, связан с проявлением доверия. В доверие рассматривается как отношение двух людей или группы.

Выделяют два вида межличностного доверия: доверие между человеком и субъектом доверия и человеком и обществом. Данные виды межличностного доверия имеют общие черты, но так же они и отличаются по типам воздействия которые влияют на установление доверительных отношений.

.        Вид доверие между двумя людьми.

Доверительные отношения устанавливаются в то время когда между двух людей возникает готовность и способность начать и вести честный диалог. Во время диалога, на одной из его стадии он должен затронуть оценку уровня доверия, которое одна сторона испытывает к другой, и узнать, что лежит в основе данной оценки.

.        Вид доверия, доверие внутри профессиональной команды.

Создание доверия внутри команды является совершенно другим процессом не таким как описан в первом виде доверия, доверия между двумя людьми. Люди которые находятся в команде легче идут на риск, так как они чувствуют поддержу своей команды. Но анализ взаимоотношений между членами команды осложняет вопрос который связан установлением доверия. Для создания доверия в группе лучше всего начинать с анализа формирования самой группы. В первую очередь нужно проверить как подобранны участники команды, подразумевается, не только то на сколько люди в команде ладят между собой, а так же то на сколько они обладают профессиональными навыками, которые необходимы для решения профессиональных задач.

Лучше всего набор команды начинать с отбора членов по профессиональным качествам а так же последующему распределению обязанностей и ответственностей для того чтобы члены команды смогли полностью раскрыться в команде. В команде должно быть правильное распределение обязанностей, для того чтобы члены команды могли своевременно помочь другому члену по команде в освоении навыков для выполнения порученного ему задания.

Если неправильно распределить обязанности тогда у людей возникнет неверие в собственные силы, что своевременно скажется на результатах работы.

Положительно сказывается на команде, для развития доверия, тот процесс когда для выполнения поставленных целей они совместно обсуждают план его выполнения. Данные разговоры так же развивают преданность членов команды общему делу. Если участники команды будут чувствовать свое равноценное влияние на общий процесс развития дела.

Важно понимать, что люди должны прийти к консенсусу относительно того, как нужно работать вместе и каких отношений они жду в команде. Необходимо выработать у членов команды механизм который позволит члену команды чувствовать ответственность за выполнение как индивидуальных так и коллективных задач. Когда эти задачи обсуждаются заранее, то возникновение конфликтов значительно снижается, так же это способствует членам команды вести себя последовательно. В ходе обсуждения могут проявляться личные допущения или опасения, которое негативно влияют на достижение доверия.

В то время как команда создана и она приступила к работе, она должна разработать собственный стиль поведения, необходимый для создания доверия. Необходимо наладить информирование команды, ее членов о ходе работы, которое обязательно должно включать поощрение за выполненный, хороший труд, предложение о том как улучшить деятельность команды, и напомнить о том, что предполагается сделать, и о взятых обязанностях членов команды как отдельных так и всей команды.

В науке психологии, приводятся множество видов доверия, так как множество авторов изучали данную тему.

Разбирая виды доверия, нельзя было бы не упоминать автора Скрипкину Т.П которая длительное время изучала тему доверия и которой были выделены свои три вида доверия:

.        Доверие к миру.

.        Доверие к самому себе.

.        Доверие к другим людям.

Основой для формирования данных трех видов является, базальное доверие, первым кто описал базальное доверие был Э. Эриксон им было раскрыто данное доверие как доверие базисное, которое возникает на ранних стадиях развития личности, которое он приобретает в ходе взаимодействия (общения) с самымиблизкими людьми окружающими ребенка, на протяжении всей жизни доверие человека видоизменяется и определяет такое свойство как доверчивость.

Рассмотрим каждый вид доверия более подробно.

.        Первый вид доверия, доверие к миру, оно изучало базовые установки личности, но психологические механизмы до настоящего времени не кем так и небыли изучены. Доверие к миру понимается, как специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в том, чтобы отношения субъекта к различным объектам и событиям мира, которые заключаются в переживании актуальной значимости безопасности данных объектов или в событий мира для человека.

.        Второй вид доверия, это доверие к самому себе, в настоящее время данный вид доверия является самым изученным, Т.П. Скрипкина и её ученики определили данный вид доверия как рефлексивный, субъектный феномен личности, который позволяет человеку целостную позицию по отношению к себе, к миру, и благодаря данной позиции, человек может сам строить жизненную стратегию, Т.П. Скрипкиной было указано, что доверие личности к себе определяет его целостность и зрелость. Так же она утверждала, что доверие личности к себе самому было бы невозможно без доверия к миру, ведь иначе бы распалась вся система «человек-мир», которая в свою очередь может существовать только как целостная система. Если человек стремится обрести доверие к миру, тогда он действует в логике «сообразности», т.е. адаптивности. Но если человек стремится обрести доверие к себе самому, тогда он «выходит» за рамки ситуации, проявляя надситуативную активность.

Таким образом, два данных типа доверия, доверия к себе и доверия к миру взаимосвязаны и находятся в состоянии равновесия, человек постоянно стремится к сочетанию этих видов доверия так как если одно из доверий, к себе или к миру, будет доминировать над вторым, то это однозначно приведет к дезадаптации личности и к его паталогическим последствиям.

.        Объектами доверия может выступать не только сам человек или события мира но и другой человек а так же социальное общество. Поскольку в данный работе мы изучаем доверие в межличностном общения, то 3 вид доверия для нас является самым значимым. В изучении доверия в межличностных отношениях говорится о социальных ролях, категориях, сетях и т.д. В таком случае идет речь деперсонифицированном доверии. Социологами и экономистами было выделено понятие «доверие системе» К.У. Хельман понимает под этим «веру людей в надлежащее функционирование общественной системы: всё имеет свой порядок, ведь не бывает выходов из системы из строя, существенных ее недостатков в функционировании соответственно регулярных и крупных потерь при этом, все остается в рамках ожидаемого»

Поскольку в каждом обществе есть функциональные системы, основанные на экономике, политике или праве, то это позволяет провести классификацию видов доверия: организационное доверие, управленческое доверие, экономическое доверие, политическое доверие, нравственное доверие, психологическое доверие и правовое доверие.

Таким образом, основание для типологии выступает как субъект так и объект доверия. Иногда объект и субъект доверия могут не идентифицироваться. К такому виду относится институциональное и генерализованное доверие (доверие которое осуществляется на уровне всего общества).

В зависимости от точки зрения различают еще два вида доверия.

.        Которое испытывается субъектом к другим людям.

.        Воспринимаемое субъектом доверие со стороны различных людей и группы.

Т.П. Скрипкиной было использовано термины для их обозначения «Я-доверие» и «Мне-доверие» Влияние этих видов доверия на взаимоотношения партнеров и на поведение субъекта так до сих пор и небело изучено, и представляет перспективное направление исследования.

Функции доверия.

Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А.Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.

Роль доверия заключается в германизации отношений человека, как с самим собой так и с обществом в целом, так же роль доверия заключается в обеспечении существования и взаимодействия, оно регулирует межличностные и групповые отношения.

Как было указанно автором Луманом в 1979 году, доверять значит принимать будущее, переносить его в настоящее и действовать так, как будто оно определённо. Именно поэтому в современном мире процесс доверия становиться механизмом снижения сложности.

Проанализировав отрицательные функции доверия, можно отметить, что излишнее доверие является причиной снижения безопасности субъекта, но если у человека доверие очень низкое, то осложняется взаимодействие с другими людьми, затрудняется познание мира, и в итоге замедляет развитие личности.

К основным функциям доверия относится следующее:

.        Познания себя и познание мира; которое обеспечивает развитие общества, моральных основ и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, согласия.

.        Развитие и воспроизводство социальных отношений и социальной структуры.

.        Развитие чувства безопасности, а так же защищённость внутри общества.

.        Создается чувство целостности и коллективного субъекта деятельности.

.        Самоопределённость субъекта.

.        Развитие, защита, воспроизводство пространства Я-концепции личтности.

.        Уравновешивание социального взаимодействия.

.        Обеспечение эмоционального комфорта.

.        Психологическое облегчение, которое достигается путем саморазвития.

.        Снижение стресса и напряженности.

.        Развитие чувства психологического комфорта в условии доверительных отношений.

.        Происходит облегчение взаимопомощи, а так же развивается мотивация взаимодействия.

Так же к основным функциям, добавляются функции инструментальные или другими словами служебные.

.        Развитие коммуникации и взаимодействия.

.        Редукция сложных отношений к степени выраженности доверия.

.        Групповая идентификация а так же дифференциация.

.        Перцептивная функция.

.        Предсказательной функции.

.        Стабилизирующей функции.

.        Компенсаторная функция, которая возникает в ситуациях напряжения.

.        Комплементарная функция.

Доверие субъекта определяется соблюдением нравственных норм, т.е уровнем готовности соблюдения данных норм и его мотивов. Но существуют, такие типы поведение которых, в сложных ситуация либо вообще не зависит, либо мало зависит от доверия.

Автором А.Б. Купрейченко было отмечено, что сложным в изучении доверия было наличие тесной взаимосвязи с отношениями и условностями их автономности. Убеждение, что эмоции и поступки вращающих как доверие так и недоверие в отношении определённого одного объекта. Предположительно в отношении одного и того же объекта, возможны его оценки по таким критериям как: единство, надежность, а так же недоверия по критерию предсказуемости.

Один и тот же объект может вызывать как доверие, так и недоверие, например в профессиональной сфере объект вызывает доверие, но в сфере информации, может вызывать недоверие.

Обобщив разнообразные функции, приведенные разными авторами, можно эти функции сгруппировать, и сделать это следующим образом:

.        Личностные, к данной функции относится: когнитивная, экзистенциональная, гармонизация, социализация, мотивация, оценочность, социальная безопасность, соц. релаксация, референтность, аутентичность, коммуникативность, селективность и ассертивность.

.        Организационные функции, к данным функциям относится: интеграция, соц. адаптация, координация, эмоциональная идентичность, соц-психологическая и групповая мотивация, рессурсная и соц. эффективность.

.        Общественные функции, к данным функциям относится: конституативность, регуляция, конструктивность, толерантность, транслирующая, легитимация, корпоративность, системно-технологичность.

.5      Психические особенности личности в юношеском возрасте

В современное время в психологии существуют различные подходы к возрастным границам, а так же развития как психического так и личностного в юношеском возрасте.

В психологии границы юношеского возраста определяются психологическим возрастом, который характеризуется социальной ситуацией развития, с переживаниями которые типичны для каждого возрастного периода. В психологии по социальной ситуацией психического развития, определяется совокупность как внешних так и внутренних условий развития которое определяет систему отношений ребенка, к себе, людям, и окружающему миру в целом. Социальной ситуацией, выделенной Л.С. Выготским является переживания. Таким образом каждый человек воспринимает, осознает, переживает себя и свое развитие, отношения с людьми, а так же осознает и переживает явления которые его окружают. Психологический возраст человека определяют, содержание, глубина, направленность и другие характеристики его переживаний.

Переход из подросткового возраста в юношеский определяется, тем, что меняется ведущая деятельность, ведущая деятельность - это деятельность, благодаря которой удовлетворяются потребности данного возраста, а так же проявляет и развивает психические новообразования возраста. В юношеском возрасте ведущей деятельностью является, учебно-профессиональная деятельность. А психическим новообразованием является, мечты и идеалы которые человек в дальнейшем пытается реализовать. Начинает развиваться профессиональные интересы, «Я-образ» и «Я-профессиональное».

Данные новообразования и вид деятельности у девушек и юношей начинают провялятся в возрасте 14 лет, и данный период называется «ранней юностью».

В возрасте 17 лет, у юношей и девушек начинает меняться «Я-образ», в нем появляются компоненты «Я-будущая мать» или «Я-будущей отец», ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Главными новообразованиями становятся, любовь, и начинают проявляться материнские и отцовские чувства, в отношениях появляется романтизм, а также появляется ответственность за других людей, и происходит формирование мечты и идеала которые связаны с будущей семьей. Данный возрастной период наименуется юношеским.

К 21 году, у большинства юношей и девушек удовлетворяются их потребности, и новая возрастная потребность в самореализации, но уже в новом направлении. В направлении: профессиональной жизни, в создании семьи, и беспокоятся о материальном достатке и благополучии. На данном этапе основную суть переживаний заполняют переживания о успешности собственной жизни. Ведущим видом деятельности является профессионально-творческая. Для удовлетворения потребности на этапе поздней юности, необходимо иметь постоянное место работы, т.е иметь материальную независимость. Верхней границей поздней юности является возраст 27-28 лет.

К особенности общения в юношеском возрасте относится, то что происходит обновление мотивов общения. В юношеском возрасте существенно расширяется круг общения, а также возрастают и цели данного общения. В данный период разрушаются внутригрупповое общение со сверстниками, устанавливаются, усиливаются и развиваются отношения с противоположным полом, а также со взрослыми при возникновении сложных жизненных ситуаций.

Выводы по первой главе.

Итак, изучив научную психологическую литературу, можно сделать следующий вывод, что доверие играет главную роль межличностных отношениях причем независимо какие это отношения; интимно-личностные, детско-родительские или производственные.

Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, мы можем говорить о том, что:

. Доверие - «отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.»;

. Доверие проявляется в разных видах межличностного общения. Межличностное общение - Межличностное общение- это общение которое осуществляется с помощью вербального и невербального взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Так же очень важно дать определение понятию доверия.

. Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А.Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.

Доверие развивается непосредственно в межличностном общении между двумя или более людьми, чем чаще люди находятся, чем болше раз вместе попадают в трудные ситуации, из которых выход заключается в том, чтобы работать вместе как команда тем сильнее в таких отношения развивается доверие.

2. Эмпирическое исследование доверительные отношения как фактора потребности в аффилиации, в юношеском возрасте

.1      Методы и организация исследования

Исследование проводилось в Мбоу «Школа №56» г. о. Тольятти. В качестве испытуемых выступали старшеклассники, учащиеся 10 классов в количестве 15 человек (10 юношей и 5 девушек). Все испытуемые в возрасте 15-16 лет.

Исследование проводилось с целью проанализировать влияние доверительных отношений на мотив в аффилиации в юношеский период.

Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

.        Изучить литературу по темам, межличностное общение, аффилиация, доверительные отношения, а так же изучить юношеский период;

.        Провести эмпирические исследования по выделенной проблеме;

.        Изучить как доверительные отношения влияют мотив в аффилиации;

.        Интерпретация и формулировка выводов.

Нами была выдвинута гипотеза, о том что: чем больше у членов группы доверительных отношений, тем сильнее выражена потребность в аффилиации.

Эмпирическая часть предполагает решение задачи №3, 4. Для того чтобы изучить как доверительные отношения влияют на потребность в аффилиации, сначала мы изучим на сколько выражено у испытуемого потребность в аффилиации, для изучения выраженности потребности в аффилиации мы используем методику «Мотивация аффилиации», после того как мы изучим выраженность данной потребности, мы изучим как доверительные отношения влияют на потребность в аффилиации, для этого мы проведем методику разработанную Сидоренковым А.В, и Сидоренковой И.И «методика изучения межличностного доверия в группе».

Методика «Мотивация аффилиации».

Методика (тест) разработана А. Мехрабиановой в модификации М. Ш. Магомед-Эминовой. Данная методика предназначена для диагностики двух устойчивых мотивираторов, которые входят в структуру мотивации в аффилиации- стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Данный тест состоит из двух шкал: СП и СО.

Тест состоит из 30 утверждений по шкале СП (стремлении к принятию) и 30 утверждений по шкале СО (страха отверженности), утверждения касаются разных сторон характера человека, а так же его мнений и чувств по различным жизненным ситуациям.

Методика изучения межличностного доверия в группе.

Данная методика предназначена для изучения доверительных отношений в группе, по трем аспектов межличностного доверительного статуса каждого члена группа:

.        Конфиденциально-охранительного (КОД).

.        Информационно-инфлюативного (ИИД).

.        Деятельностно-совладающего (ДДС).

В данной методике каждый аспект доверительного статуса фиксируется одним по трем критериям.

.        «Выберите тех людей с кем вы можете быть предельно откровенным(ой)» (критерий КОД).

.        «Выберите из группы тех людей взгляды которых у вас не вызывают у вас сомнений» (критерий ИИД).

.        «Выберите из вашей группы тех людей, на кого вы можете не раздумывая положиться при решении важной совместной работы» (критерии ДСД).

.2     
Анализ результатов эмпирического исследования

Было проведено исследование, по методике А. Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации», каждому из испытуемых были розданы бланки с вопросами, бланки с вопросами подразделялись по 2м шкалам.1. шкала «стремление к принятию» (СП). 2. бланк с вопросами по шкале «страха отвержения» (СО).

Первичные данные полученные в ходе исследования, по методике Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации», представлены в таблице №1, так же полученные результаты мы представили в процентном соотношении, данные результаты представлены в диаграмме №1, и таблице №2.

Первичные данные полученные в ходе исследования, над юношами и девушками по методике Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации».

Таблица 1

№ испытуемого

Испытуемый

Количество баллов по шкале СП

Количество баллов по шкале СО

Выраженный мотив

1.

Бе-ус А.

11

20

Страх отвержения

2.

Не-ий И.

19

10

Стремление к принятию

3.

Бр-ко Е.

23

15

Стремление к принятию

4.

Зв-ев А.

15

19

Страх отвержения

5.

Ив-ко С.

13

22

Страх отвержения

6.

Х-ин И.

25

12

Стремление к принятию

7.

Ев-ко Д.

17

11

Стремление к принятию

8.

Ив-ов А.

12

13

Страх отвержения

9.

Т-н К.

18

16

Стремление к принятию

10.

За-ов Н.

26

20

Стремление к принятию

11.

Х-на Р.

15

20

Страх отвержения

12.

Пе-ва Д.

14

23

Страх отвержения

13.

Ст-ва Е.

25

10

Стремление к принятию

14.

Со-ва Н.

17

13

Стремление к принятию

15.

Аф-ва Л.

15

9

Стремление к принятию


Рис. 1


Таблица 2

Общее количество выборок по методике «Мотивация в аффилиации»

100%

Юноши с мотивом "Стремлению к принятию" (СП)

40,00%

Юноши с мотивом "Страх отверженности" (СО).

27,%

Девушки с мотивом "Стремлению к принятию" (СП)

20%

Девушки с мотивом "Страх отверженности" (СО).

13%


По полученным результатам, по методике «Мотивация в аффилиации», мы выявили, что у 9 человек, 6 юношей и 3 девушек, сумма баллов по шкале СП больше, чем суммы баллов по шкале СО, что свидетельствует о выраженности стремлении в аффилиации, у оставшихся 6 испытуемых, 4 юношей и 2 девушек сумма баллов распределились противоположно, т.е. у испытуемых, выраженным является мотив «страх отвержения». Испытуемых с одинаковым количеством баллов по двум шкалам не было.

Вторая методика которую мы провели с целью изучениявлияния доверительных отношений как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте. Это методика «Изучения межличностного доверия в группе» Разработанная авторами Сидоренковым А.В. и Сидоренковой И.И. Данная методика предназначена для изучения доверительных отношений в группе, по трем аспектов межличностного доверительного статуса каждого члена группа:

.        Конфиденциально-охранительного (КОД).

.        Информационно-инфлюативного (ИИД).

.        Деятельностно-совладающего (ДДС).

Для обработки результатов по каждому критерию мы составили матрицу доверительных выборов. Предназначение данных матриц заключается в том, чтобы проанализировать какое количество доверительных отношений налажено в группе а так же подтвердить или опровергнутьгипотезу, о том что чем больше доверительных отношений построено у испытуемого, тем сильнее выражена его потребность в аффилиации.

Данные полученные в ходе исследования, по методике, «Изучения межличностного доверия в группе», представлены в доверительных матрицах, так же каждой матрице соответствует таблица первичных данных.

.        Матрица. - Конфиденциально-охранительного (КОД) аспекта - Таблица № 3.

.        Матрица. - Информационно-инфлюативного (ИИД) аспекта - Таблица № 4.

.        Матрица. - Деятельностно-совладающего (ДДС) аспекта - Таблица № 5.

Интерпретация методика «Изучения межличностного доверия в группе» Сидоренкова А.В. и Сидоренковой И.И. осуществляется путем подсчета количества сделанных выборов индивидом. Границы сделанных выборов обозначенные авторами выглядят следующим образом:

.        0-1 сделанных выборов: низкий уровень доверия индивида.

.        2-5 сделанных выборов: средний уровень доверия индивида.

.        От 6 и более сделанных выборов: высокий уровень доверия индивида.

Первичные данные полученные в ходе исследования, над юношами и девушками по методике «Изучения межличностного доверия в группе»

Таблица 3

№ Испытуемого

Испытуемый

Количество выборов

Уровень доверия

1.

Бе-ус А.

6

Высокий уровень доверия индивида.

2.

Не-ий И.

4

Средний уровень доверия индивида

3.

Бр-ко Е.

3

Средний уровень доверия индивида

4.

Зв-ев А.

1

Низкий уровень доверия индивида

5.

Ив-ко С.

7

Высокий уровень доверия индивида

6.

5

Средний уровень доверия индивида

7.

Ев-ко Д.

6

Высокий уровень доверия индивида

8.

Ив-ов А.

2

Средний уровень доверия индивида

9.

Т-н К.

4

Средний уровень доверия индивида

10.

За-ов Н.

5

Средний уровень доверия индивида

11.

Х-на Р.

1

Низкий уровень доверияиндивида

12.

Пе-ва Д.

2

Средний уровень доверия индивида

13.

Ст-ва Е.

6

Высокий уровень доверия индивида

14.

Со-ва Н.

1

Низкий уровень доверия к индивиду

15.

Аф-ва Л.

3

Средний уровень доверия индивида


По полученным данным по критерию конфиденциально-охранительного доверия (результаты приведены в таблице №3) мы получили следующие результаты:

.        Низкий уровень доверия индивида - 3 испытуемых, 1го юноши и 2-й девушки.

.        Средний уровень доверия индивида - 8испытуемых, 6ти юношей и 2 девушек.

.        Высокий уровень доверия индивида - 4 испытуемых, 3х юношей и 1-й девушки.

Первичные данные полученные в ходе исследования, над юношами и девушками по методике «Изучения межличностного доверия в группе».

Таблица 4

№ ИспытуемогоИспытуемыйКоличество выборовУровень доверия




1.

Бе-ус А.

1

Низкий уровень доверия индивида

2.

Не-ий И.

5

Средний уровень доверия индивида

3.

Бр-ко Е.

7

Высокий уровень доверия индивида

4.

Зв-ев А.

3

Средний уровень доверия индивида

5.

Ив-ко С.

1

Низкий уровень доверия индивида

6.

Х-ин И.

8

Высокий уровень доверия индивида

7.

Ев-ко Д.

6

Высокий уровень доверия индивида

8.

Ив-ов А.

5

Средний уровень доверия индивида

9.

Т-н К.

4

Средний уровень доверия индивида

10.

За-ов Н.

6

Высокий уровень доверия индивида

11.

Х-на Р.

7

Высокий уровень доверияиндивида

12.

Пе-ва Д.

1

Низкий уровень доверия индивида

13.

Ст-ва Е.

6

Высокий уровень доверия индивида

14.

Со-ва Н.

1

Низкий уровень доверия индивида

15.

Аф-ва Л.

9

Высокий уровень доверия индивида


По полученным данным по критерию информационно-инфлюативного доверия (результаты приведены в таблице№4) мы получили следующие результаты:

.        Низкий уровень доверия индивида - 4 испытуемых, 2х юношей и 2х девушек.

.        Средний уровень доверия индивида - 4испытуемых, 4х юношей.

.        Высокий уровень доверия индивида - 7 испытуемых, 4х юношей и 3й девушки.

Первичные данные полученные в ходе исследования, над юношами и девушками по методике «Изучения межличностного доверия в группе».

Таблица 5

№ ИспытуемогоИспытуемыйКоличество выборовУровень доверия




1.

Бе-ус А.

0

Низкий уровень доверия индивида

2.

Не-ий И.

2

Средний уровень доверия индивида

3.

Бр-ко Е.

4

Средний уровень доверия индивида

4.

Зв-ев А.

2

Средний уровень доверия индивида

5.

Ив-ко С.

1

Низкий уровень доверия индивида

6.

Х-ин И.

5

Средний уровень доверия индивида

7.

Ев-ко Д.

6

Высокий уровень доверия индивида

8.

Ив-ов А.

3

Средний уровень доверия индивида

9.

Т-н К.

5

Средний уровень доверия индивида

10.

За-ов Н.

3

Средний уровень доверия индивида

11.

Х-на Р.

4

Средний уровень доверияиндивида

12.

Пе-ва Д.

0

Низкий уровень доверия индивида

13.

Ст-ва Е.

6

Высокий уровень доверия индивида

14.

Со-ва Н.

3

Средний уровень доверия индивида

15.

Аф-ва Л.

4

Средний уровень доверия индивида


По полученным данным по критерию деятельностно-совладающего доверия (таблице№5) мы получили следующие результаты:

.        Низкий уровень доверия индивида - 3х испытуемых, 2х юношей и 1й девушки.

.        Средний уровень доверия индивида - 10 испытуемых, 7ми юношей и 3х девушек.

.        Высокий уровень доверия индивида - 2 испытуемых, 1го юношей и 1й девушки.

Средний уровень доверия по трем аспектам доверительного статуса.

Таблица 6

№ Испытуемого

Испытуемый

Количество выборов

Уровень доверия

1.

Бе-ус А.

2

Средний уровень доверия индивида

2.

Не-ий И.

3

Средний уровень доверия индивида

3.

Бр-ко Е.

4

Средний уровень доверия индивида

4.

Зв-ев А.

2

Средний уровень доверия индивида

5.

Ив-ко С.

3

Средний уровень доверия индивида

6.

Х-ин И.

6

Высокий уровень доверия индивида

7.

Ев-ко Д.

6

Высокий уровень доверия индивида

8.

Ив-ов А.

3

Средний уровень доверия индивида

9.

Т-н К.

4

Средний уровень доверия индивида

10.

За-ов Н.

4

Средний уровень доверия индивида

11.

Х-на Р.

4

Средний уровень доверия индивида

12.

Пе-ва Д.

1

Низкий уровень доверия индивида

13.

Ст-ва Е.

6

Высокий уровень доверия индивида

14.

Со-ва Н.

1

Низкий уровень доверия индивида

15.

Аф-ва Л.

5

Средний уровень доверия индивида


Интерпретация по трем аспектам доверительного статуса:

.        Конфиденциально-охранительного (КОД).

.        Информационно-инфлюативного (ИИД).

.        Деятельностно-совладающего (ДДС).

)        Межличностное конфиденциально-охранительное доверие:

Высокий показатель доверия индивида: позитивная оценка индивида многих членов группы их морально-нравственного облика, и убеждённость в том что они порядочности, готовы быть откровенными и могут полагаться на них не напасаясь, что они причинят вред.

Низкий показатель доверия (недоверия) индивида: показатель того, что индивид не может полагаться на членов группы, не воспринимает их как надёжных в морально-нравственном плане, старается не быть откровенным, опасаясь того, что они могут причинить ему вред.

)        Межличностное информационно - инфлюативное доверие:

         Высокий показатель доверия индивида: свидетельствует о том, что индивид воспринимает многих членов группы как информационно компетентных и авторитетных лиц, в убеждённость в правильность их мнений, готовность полагаться на полученную информацию и принимать влияние от членов группы.

Низкий показатель доверия (недоверия) индивида: индивид практически некого из членов группы не воспринимает как людей которые способны иметь собственную позицию, здраво мыслить и предлагать эффективные способы решения проблем; негативная оценка и игнорирование индивидом убеждённостей и мнений членов группы.

)        Межличностное деятельностно-совладающее доверие:

Высокий показатель доверия индивида: позитивная оценка индивида многих членов группы, их инструментальных знаний и навыков членов группы, убежденность в их способности эффективно выполнять деятельность и делать вклад в общую работу, стремление к сотрудничеству с членами группы в процессе выполнения работы.

Низкий показатель доверия (недоверия) индивида: индивид практически некого у кого из членов группы позитивно не оценивает знаний и навыков членов группы в профессиональной деятельности, не стремится не с кем сотрудничать.

Для достижения поставленной нами цели:«изучить влияние доверительных отношений как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте». Нам необходимо сравнить показатели по двум использованных нами методикам, методике Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации», и методике «Изучения межличностного доверия в группе» Сидоренкова А.В. и Сидоренковой И.И. для этого мы возьмем данные полученные по методике «Мотивация в аффилиации» которые приведены в таблице №1 и данные полученные по методике «Изучения межличностного доверия в группе» приведенные в таблице №6. И для удобства сравнения занесем данные в одну таблицу №7.

Таблица 7

№ испытуемого

Испытуемый

Уровень доверия

Выраженный мотив аффилиации

1.

Бе-ус А.

Средний уровень доверия индивида

Страх отвержения

2.

Не-ий И.

Средний уровень доверия индивида

Стремление к принятию

3.

Бр-ко Е.

Средний уровень доверия индивида

Стремление к принятию

4.

Зв-ев А.

Средний уровень доверия индивида

Страх отвержения

5.

Ив-ко С.

Средний уровень доверия индивида

Страх отвержения

6.

Х-ин И.

Высокий уровень доверия индивида

Стремление к принятию

7.

Ев-ко Д.

Высокий уровень доверия индивида

Стремление к принятию

8.

Ив-ов А.

Средний уровень доверия индивида

Страх отвержения

9.

Т-н К.

Средний уровень доверия индивида

Стремление к принятию

10.

За-ов Н.

Средний уровень доверия индивида

Стремление к принятию

11.

Х-на Р.

Средний уровень доверия индивида

Страх отвержения

12.

Пе-ва Д.

Низкий уровень доверия индивида

Страх отвержения

13.

Ст-ва Е.

Высокий уровень доверия индивида

Стремление к принятию

14.

Со-ва Н.

Низкий уровень доверия индивида

Стремление к принятию

15.

Аф-ва Л.

Средний уровень доверия индивида

Стремление к принятию


В ходе сравнения показателей по двум использованных нами методикам, методике Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации», и методике «Изучения межличностного доверия в группе» Сидоренкова А.В. и Сидоренковой И.И. мы получили следующие показатели:

.        У 4х испытуемых уровень доверия влияет на выраженный мотив аффилиации.

.        У 1го испытуемого уровень доверия противоположен выраженному мотиву аффилиации.

.        У 10тииспытуемых уровень доверия не влияет на мотив в аффилиации.

Мы привели данные в процентом соотношении, и отобразили данные на диаграмме №2.

Рис. 2


Таким образов, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень доверительных отношений испытуемого, напрямую связан с выраженной потребностью в аффилиации, частично подтвердилась.

В ходе проведенного нами эмпирического исследование, в котором мы использованы 2ве методики, методика Мехрабиановой «Мотивация в аффилиации», и методика «Изучения межличностного доверия в группе» Сидоренкова А.В. и Сидоренковой И.И. мы получили результаты которые привели в таблицах и на их основе которых мы построены диаграммы.

Полученные нами результаты, частично подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень доверительных отношений испытуемого, напрямую связан с выраженной потребностью в аффилиации, мы изучили что из 15 человек, юношеского возраста, в ходе исследования мы выявили, что у 6 из 10 юношей, что составляет 60%, выраженным мотивом аффилиации является стремление к принятию, у оставшихся 4 - 40% юношей, выраженным мотивом является страх отвержения, у 3 из 5 девушек, что составляет 60%, выраженным мотивом аффилиации является стремление к принятию, у оставшихся 2 - 40% девушек, выраженным мотивом является страх отвержения, таким образом, у 4х - 27% испытуемых уровень доверия влияет на выраженный мотив аффилиации, у 1-го - 7% испытуемого уровень доверия противоположен выраженному мотиву, у 10-ти - 66% уровень доверия не влияет на выраженный мотив в аффилиации.

На потребность в аффилиации так же могут влиять различные свойства личности человека а так же цель с которой люди стремятся быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения.

Заключение

аффилиация межличностный психологический

Аффилиация - это потребность человека в его заключающаяся в его желании устанавливать, сохранять положительные взаимоотношения с окружающими людьми, а так же в постоянном желании быть в контакте с людьми.

Аффилиация играет важную роль в жизни человека, так как от процесса аффилиации зависит внутреннее благополучие человека, его гармоничное развитие а так же уровень его тревожности. В современное время, стремительно сильно развиваются новые технологии, а с ними и способы общения, которые все чаще становиться виртуальными, тем самым личное общение уходит на второй план.

Исследование было посвящено изучению влияния уровня доверительных отношений на ведающий мотив в аффилиации, в юношеском возрасте, исследования проводились на 10 юношах и 5 девушках в возрасте 15-16 лет. Мы ознакомились с возрастными особенностями в юношеский период, а так же изучили проявление потребности в аффилиации. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Исследование проводилось с помощью нескольких методов, среди которых: анализ литературы, тестирование, анкетирование и опрос.

Исходя из полученных нами результатов, в ходе эмпирического исследования мы можем частично потвердеть гипотезу, о том что уровень доверительных отношений испытуемого, напрямую связан с выраженной потребностью в аффилиации.

Результаты исследования позволяют проанализировать тот факт, что у девушек и юношей в возрасте 15-16 лет, может быть выраженным один и тот же мотив.

Литература

1.      Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981.

.        Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности. // Психологический журнал. 1984. № 6.

.        Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М., 2004.

.        Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1999.

.        Веденов А.В. Потребность в общении. // Советская педагогика. 1967. № 9.

.        Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. - СПб., 2007.

.        Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. - М.: Совершенство, 1997.

.        Гусев Г. Общение как деятельность. // Слово лектора. 1979. №1.

.        Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997.

.        Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. - М., 1999.

.        Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., 1975.

.        Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

.        Крейг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

Похожие работы на - Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!