Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,36 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»

Кафедра общей и специальной психологии и

педагогики

Направление подготовки 37.03.01

Психология








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

на тему: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте


Руководитель курсовой работы:

Шишкина О.В.

Выполнил(а)

Студент(ка) Фомкина М.А.

Группы: ПС 31 ЗО

Йошкар-Ола, 2017

Содержание

Введение

1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости

1.1 Понятие личностной идентичности

1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости

1.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах

2. Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной среды

2.1 Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)

.2 Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления с применением методики исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что проблема идентичности личности связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых - диффузия и размывание ценностей, характерные для современной России.

С другой стороны, современная социальная среда (в том числе и образовательная) с ее поливариантностью путей самоопределения и конкуренцией предъявляет новые требования к жизненной позиции и активности личности. Востребованными становятся такие субъективные характеристики, как опора на свои силы, личностная стойкость, стремление к жизненному успеху и достижениям, постоянное саморазвитие. Актуальность изучения проблемы идентичности личности связана и с недостаточной ее изученностью как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте.

Объект исследования - составляющие личностной идентичности.

Предмет исследования - возрастно-психологические особенности личностной идентичности.

База исследования - студенты-психологи третьего курса филиал НОУ ВПО «СФГА» заочной формы обучения. Количество студентов, принявших участие в опросе, 40 человек, 20-ти и 40-ка лет. Исследование было проведено в период с 6 февраля по 26 февраля 2017 года.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать теоретические и научные понятия личностной идентичности.

Рассмотреть сущность и специфику самоактуализации личности в различных возрастных группах.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Гипотеза: личностная идентичность в молодом возрасте может не у всех сформироваться, а в зрелом возрасте идентичность на высшем уровне.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция. Для исследования личностной идентичности использовались методы МИЛИ Л.Б. Шнейдер и методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд).

Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости

личностный идентичность самоактуализация возрастной

1.1 Понятие личностной идентичности

В зарубежной психологии проблема идентификации обычно связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и феноменов, как «Я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др.

Понятие «идентификация» впервые было введено З. Фрейдом [3]. Он же выделил разные типы этого процесса, а также указал на противоречивость его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации самым ранним проявлением эмоциональной связи с другим лицом, выражающимся в стремлении сформировать собственное «Я» по образу и подобию чужого «Я». По мнению Фрейда, в процессе развития индивида его собственное «Я» формируется под влиянием разных типов идентификации: уподобление себя родителям заменяется ориентацией на воспитателей, учителей, «идеальные примеры». В дальнейшем наблюдается новый виток идентификации с родителями, способствующий формированию характера личности.

К.Г. Юнг понимал под идентификацией отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется [6]. Кроме того, Юнг использовал данное понятие более широко, имея в виду не только отдельных лиц, но и духовные движения и деловые предприятия, а также такие психологические функции, как мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Э. Эриксон, используя категорию «идентификация», ввел в научный оборот понятие «идентичность». Оно употребляется им в узком смысле как качественно новый этап развития индивида, сменяющий идентификацию и завершающийся к концу отрочества. В широком смысле слова, идентичность - это процесс, охватывающий весь жизненный цикл человека, включающий восемь последовательно сменяющихся стадий. Характеризуя процесс идентификации, Эриксон подчёркивал, что в целом он протекает бессознательно. Однако на каждом из уровней психической деятельности индивид оценивает себя с позиции тех, кто, по его мнению, оценивает его в сравнении с собой. По мнению Эриксона, изучить идентичность можно, лишь описав среду, в которой формируется личность, исследовав совместную деятельность, в рамках которой в данный период формируется идентичность. Эриксон выделил и типы идентичности: личностная, групповая, этническая, расовая, общечеловеческая [11].

По определению Э. Фромма, «идентичность» - это способность и потребность человека формировать «представления о себе», для того чтобы «осознать себя как отдельное целое» и остаться «психически здоровым». Начало развития чувства идентичности Фромм соотносит с освобождением человека от «первичных связей» с его матерью и природой. В дальнейшем степень зрелости этого процесса зависит от того, насколько человеку удаётся преодолеть «клановую идентичность». По мнению Фромма, чувство идентичности обеспечивается с помощью «статусных идентификаций» (нация, религия, класс, профессия) [16].

Проблема идентификации и идентичности рассматривалась и в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тэрнер рассматривал идентичность как когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях [19]. Тэрнер выделяет три уровня идентичных объектов:

самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

личностная самокатегоризация (личностная идентичность).

В процессе развития личность способна реализоваться через членство в той или иной группе, причисляя себя к тому или иному полюсу (социальному или личностному).

По мнению Г. Тэджфела, поведение человека чаще всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит постепенный процесс трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности [1].

Таким образом, рассматривая идентификацию и идентичность преимущественно в единстве мотивационных, когнитивных и эмоциональных элементов, зарубежные авторы заметно больше внимания уделяют самосознанию личности. Менее изученным оказывается сам процесс идентификации, его механизмы и условия формирования в различных социальных средах.

В отечественной психологии проблема идентификации также недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.) [4].

Так, в работах В.С. Собкина идентификация связывалась с «принятием роли» («холодным вхождением в позицию другого»), когда цели и мотивы действия иного субъекта идентификации осознаются его партнёром как внешние относительно своей собственной системы целей и мотивов [15].

Р.Л. Кричевский, Т.В. Драгунов, Е.М. Дубовская рассматривали феномен идентификации как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение, либо в сходных поведенческих актах, либо в символических поведенческих актах, либо в символических элементах поведения [23].

В.С. Мухина, B.C. Абраменкова, О.Б. Долгинова и др. рассматривают идентификацию и обособление как взаимодействующие составляющие целостной системы. При этом идентификация выступает как процесс социализации индивида, а обособление - его индивидуализации [20].

В.А. Ядов с сотрудниками в 90-е гг. ХХ в. разграничивает понятия социальная идентичность, социальная идентификация, личностная идентификация (самоидентификация). Личностная идентификация (самоидентификация) понимается как самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп. Под социальной идентификацией понимается самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» [2].

По мнению В.С. Мухиной, формирование идентичности и «Я-концепции» происходит непрерывно в течение всей жизни. Но именно в юношеском возрасте достигается определённая консолидация этих свойств [21]. Среди факторов, влияющих на становление «Я-концепции», выделяют самоанализ, ощущение силы и здоровья, восприятие ребёнка другими людьми, опыт социального поведения, социальные ценности, идеалы, ожидания.

Таким образом, процесс идентификации у различных категорий юношества (школьники, студенты и т.д.), его механизмы и условия формирования в различных социальных средах в работах отечественных исследователей также рассмотрены недостаточно.

Необходимо отметить исследование О.С. Балыкиной, впервые в отечественной психологии исследовавшей процесс идентификации в юношеском возрасте в рамках вариативной системы образования. Проанализированная динамика процесса идентификации позволила автору выявить уровни идентификации личности старшеклассников и установить, что в условиях вариативного образования в юношеском возрасте доминирующей является личностная идентификация. Кроме того, исследователем было установлено неравнозначное влияние разных обучающих и развивающих сред на идентификацию юношей и девушек, проявившееся в динамике и степени зрелости этого процесса [5].

В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей идентификации молодежных лидеров, связанная с практической проблемой формирования высокоэффективных лидеров, которые соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя.

1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости

Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И. Божович более 60 лет назад, до недавнего времени использовалось только в изучении личности младших школьников. Лишь в последнее десятилетие появились исследования внутренней позиции у студентов [13].

В то же самое время Л.И. Божович видела перспективы применения данного понятия в анализе личности на протяжении всего жизненного пути. По ее мнению, «... при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения» [25]. Иными словами, внутренняя позиция может выступать как содержательная характеристика возрастного развития личности.

Л.И. Божович утверждала, что «Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути, и также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни. Однако позиция взрослого человека характеризуется гораздо большими индивидуальными различиями. Кроме того, для онтогенетического развития личности внутреннюю позицию характеризует стремление ребенка к новому, более «взрослому» положению в жизни. В период же зрелости - к положению, которое представляется человеку более соответствующим его требованиям» [24].

Внутренняя позиция, возникая впервые на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, опосредует возрастной переход. Правомерно предполагать, что на протяжении жизненного пути внутренняя позиция отражает возрастные особенности, и, следовательно, может выступать как характеристика возраста.

В культурно-исторической и деятельностной психологии начиная с Л.С. Выготского утвердилось мнение, что движущей силой развития является разрешение человеком противоречий между требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, и невозможностью соответствовать этим требованиям. Очевидно, что ситуация обучения в вузе предъявляет юношам и девушкам требования, связанные с развитием профессионализма и формированием профессиональной субъектности. Сущность этой ситуации состоит в переходе от обучения к самообучению как деятельности, направленной на совершенствование в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности [22].

Предпосылки для преобразования обучения в самообучение, столь необходимые в юности при получении высшего образования, закладываются еще в младшем школьном возрасте в ходе формирования учебной деятельности. Условием для преобразования обучения в самообучение является становление внутриличностных предпосылок саморазвития.

Д.Б. Эльконин считал, что «Позиция школьника - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». Другими словами, еще в младшем школьном возрасте ребенку необходимо перейти от позиции обучаемого к позиции субъекта саморазвития. Тем не менее, по многочисленным наблюдениям вузовских преподавателей психологии, при получении первого высшего образования у студентов такое субъектное отношение к учению развито явно недостаточно и выражено значительно меньше, нежели у людей в зрелом возрасте при получении второго высшего образования [8].

.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах

Известный американский психолог А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности [12].

Самоактуализация - это естественный непрерывный процесс психического развития и социоадаптации человека, определяемый большинством теоретиков как процесс постоянного стремления человека к самосовершенствованию [7].

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивид, занимающийся самоактуализацией и достигший в ней больших успехов: занимается любимым делом; не подчиняется чужому влиянию; стремится к развитию; любит читать; его можно назвать творческой личностью; применяет позитивный образ мышления; уверен в себе; открыт в эмоциональном плане; прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность и т.д.

Самоактуализация в разных возрастных группах проявляется по-разному. Взрослые более адаптированы к жизни, их мировосприятие гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были важны на одном этапе развития, на другом утрачивают свою значимость, на смену им приходят другие. Взрослые - более цельные личности. Самореализация себя как семейного человека наиболее полно проявляется в период взрослости в возрасте 25-30 лет. Взрослые самостоятельно решают свои проблемы и, пока не достигнут результатов в образовательной и профессиональной деятельностях, определенного положения в обществе, не создают семьи. Далее рассмотрим особенности самоактуализации молодежи:

Сегодня молодежь гораздо более самостоятельна и ориентирована на собственное дело, нежели чем предыдущие поколения.

Для сегодняшнего поколения молодых людей зарплата и условия труда имеют меньшее значение, чем интересная творческая работа и возможность саморазвития.

Большинство молодых людей уже с ранних лет пробует себя в различных видах деятельности, пытаясь найти именно то, что им будет интересно.

Молодежь, в отличие от взрослого поколения, не стремится получать рабочие специальности, считая, что они малооплачиваемые.

Желания человека среднего возраста изменяют структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной [10].

К концу периода зрелости для многих людей перспектива остаться без работы связана с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением наступления старости.

Таким образом, остаться без работы к концу периода зрелости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость. Встретить ее спокойно может позволить себе человек, относящийся к последующему периоду своего развития, как к ожидаемому событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться и, в отношении которого, можно строить планы.

2. Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной среды

.1 Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)

Исследования в сфере лидерства и руководства в настоящее время в основном проводятся современной практикой управления (менеджментом), а объектами внимания исследователей лидерства в большей степени становятся руководители предприятий, фирм, организаций и т.п. Кроме того, большинство работ социальных психологов в этом плане касаются сферы управления объединениями взрослых людей. Однако основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни, закладываются в детском и юношеском возрасте. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение особенностей лидерства и руководства в общественных группах [14].

Сложность процесса самоидентификации, выделения своей личности в юности усиливается в современном массовом обществе, где происходит стереотипизация образа жизни, обезличивание, связанное с усвоением культурных клише. В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном обществе. Как следствие, возрастает значимость развития интегративно-субъектных структур личности, составляющих ценностное ядро психологического бытия человека. Поиск идентичности, являясь одной из фундаментальных экзистенциальных мотиваций человека, понимается как процесс соотнесенности с собой, ощущение внутреннего согласия с тем, «какой я есть», с тем, какие ценности и установки реализую в жизни.

Становление идентичности в юности связано с развитием персональной ценностно-смысловой позиции по отношению к себе и окружающему миру, с чувством внутренней согласованности с ней в своих поступках и выборах. Это онтологическая функция идентичности в развитии личности. В этой связи нами было проведено исследование, целью которого было изучение соотношения личностной и социальной идентификации лидеров-организаторов в условиях образовательной среды.

Под идентификацией нами понимается механизм социализации личности, а под идентичностью - критерий зрелости данного процесса.

Методический блок исследования составили метод наблюдения за обучающимися в ходе учебной и культурно-досуговой деятельности, метод беседы, а также методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд) [17]. Общую выборку исследования составила группа студентов заочной формы обучения, а именно 40 человек, 20-ти и 40-ка лет

Рассмотрим диагностику личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов в условиях образовательной среды с применением методики «Кто Я». Данная методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения («Я-концепции»), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается в множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем.

Оценивается количество «присоединяющих» ответов (указывающих на принадлежность к той или иной категории людей - например, «ученик», «член кружка» и т.п.) и «дифференцирующих» (указывающих на специфический признак - например, «люблю поспать», «хорошо рисую» и т. п.). Все данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст, национальность, социальное членство и т. п.); идеологические установки; интересы и увлечения; самооценка. Анализируются ответы, попавшие в категорию самооценки: подсчитывается индекс самоотношения - отношение количества положительных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая характеристика «Я-концепции»: положительная, отрицательная, неопределенная).

Подведем итоги исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что 100% исследуемых лидеров указывают на свою принадлежность к какому-либо общественному объединению, то есть считают себя частью некоторой общности людей, что свидетельствует о положительной социальной идентификации у всех опрошенных.

% испытуемых указали свои социальные роли (ученик, студент, активист, «молодогвардеец», «славянин», капитан команды, командир отряда и пр.), что говорит о важности занимаемого социального статуса для лидеров.

% опрошенных имеют положительное самопринятие, то есть в предъявленном бланке они указывали свои положительные черты характера и свойства личности.

Амбивалентное, или нейтральное, самоотношение было выявлено нами у 35% респондентов, то есть эти люди указывали свои социальные роли, интересы и увлечения. Необходимо отметить, что в данную группу респондентов входили представители более зрелого возраста, которые не указывали своих положительных или отрицательных черт характера, в отличие от молодежи.

Испытуемых с отрицательным (негативным) самоотношением в ходе данного исследования выявлено не было.

Таким образом, социальная идентификация у всех исследуемых лидеров находится на положительном уровне, в то время как личностная идентификация не у всех опрошенных является позитивной. Это может быть связано прежде всего с возрастными особенностями испытуемых более зрелого возраста, которые в ходе исследования предпочли не указывать свои положительные черты характера и свойства личности. А также с тем, что лидеры выше своих интересов и ценностей ставят интересы и ценности группы, в которую они включены.

.2 Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления с применением методики исследования личностной идентичности Мили Л.Б. Шнейдер

Для современных психологических исследований актуальными вопросами становятся темы, связанные с изучением проблем успешности, благополучия, самосознания и идентичности личности в различных аспектах ее жизнедеятельности. Построение жизненных планов и перспектив у большинства студентов связаны с успешностью их учебной деятельности, рейтингом выбранной профессии на рынке труда, статусом этой профессии в социуме, эффективностью денежного эквивалента за данный труд (показатель заработной платы), возможностью самореализации в выбранной профессии как проекции построения карьеры, а также связано с проявлением личностного благополучия в таких формах как удовлетворенность собой, социальная защищенность, уверенность в своих силах.

Личностно-профессиональная идентичность как способность личности к отождествлению себя с будущей профессиональной средой становится активным фактором формирования ее как профессионала. В исследовании личностно-профессиональной идентичности студентов как субъектов труда, мы опирались на подходы, представленные в работах отечественных ученых H.JI. Ивановой, Е.П. Ермолаевой. Е.В. Коневой, Ю.П. Поварёнкова, Л.Б. Шнейдер [9].

Цель исследования: изучить особенности личностной идентичности студентов и ведущие социально-психологические установки на профессиональное будущее как основные конструкты личностно-профессиональной идентичности на этапе профессионального становления, связанного с обучением по различным специализациям профессии «психолог». С этой целью мы использовали методику исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер. Для математической обработки данных использовались: методы первичной описательной статистики, критерий Пирсона. Выборка состояла из студентов 3 курсов, в количестве 20 человек, в возрасте 20 лет, это студенты-психологи различных специализаций.

Далее обратимся к результатам по методике МИЛИ Л.Б. Шнейдер.

На Рисунке 1 представлены распределение средних значений по статусам личностной идентичности у студентов различных специализаций: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность. Показатели преждевременной идентичности имеют самый высокий процент выраженности у студентов специальности «управление персоналом», т.е. эти студенты менее самостоятельны в своих жизненных и профессиональных выборах и решениях, у остальных студентов этот показатель одинаково выражен.

Рисунок 1- Распределение средних значений по статусам личностной идентичности у студентов различных специализаций

Высокие показатели диффузной идентичности наблюдаются у студентов специализации «психология служебной деятельности», следует отметить, что это самые высокие значения по статусам личностной идентичности. Это указывает на то, что у этой группы студентов есть тенденция к формированию первичной профессиональной идентичности, они более личностно «зрелы», чем их коллеги.

Показатели статуса «мораторий» имеют высокие значения у студентов специальности «управление персоналом», т.е. процесс формирования личностной идентичности может пройти разные сценарии: от ухода к стадии к «преждевременной идентичности», особо не пытаясь проявить активную позицию в дальнейшем самоопределении, или же выйти на более зрелое выражение своей самотождественности, достигая в будущем высокой событийностью и общительностью, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; ориентацией на других и их значимость.

Показатели статуса «псевдопозитивной идентичности» как отражение гипертрофированности идентификации, ригидности «Я - концепции» наблюдается у 30% студентов от общей выборки, что характерно для низкой рефлексии. Они амбициозны, уникальны и значимы в большей мере для себя.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные конструкты личностно-профессиональной идентичности студентов на этапе профессионального становления выражены достаточно неоднородно, нелинейно, и указывают на специфичность динамики ее формирования.

Студенты как особая возрастная категория в процессе профессионального обучения переживают изменения сознания (когнитивный компонент идентичности) и поведения (эмоционально-потребностный компонент идентичности), обусловленное необходимостью вхождения в будущую профессию, успешность которой будет определяться адекватностью личностно-профессиональной идентификации.

Заключение

Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Личностная идентичность конструируется в формальных проявлениях психолого-феноменологического комплекса, составляющими которого являются общение, опыт и роли, порождающие идентичность, а также речь, через которую идентичность выражается.

Образ «Я» консолидируется в категориальном означивании и формирует видовую (личностная, социальная, гендерная) структуру идентичности.

Содержание феномена идентичности представляет собой не единичный конструкт, а целостную систему, консолидирующую взаимосвязанные конструкты, характеризующуюся вариабельностью структуры в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.

Идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Можно выделить 2 аспекта идентичности - социальный, являющийся продуктом интериоризации социальных позиций индивида, и личностный, являющийся результатом сознательного выбора индивидом одной из множества альтернатив развития.

Онтогенетически личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. На определенном этапе развития идентичности оба аспекта становятся все более взаимосвязанными, объединяясь в содержательном измерении.

В настоящее время продлевается время активной жизни человека и ее вторая половина привлекает все больше внимания психологов. Часть исследований посвящается изменениям идентичности, происходящим с человеком.

По мнению Э. Эриксона, в старости возникает иная идентичность, выражающаяся в принятии своего жизненного цикла и совпадении ее с единственным сегментом истории, а также в восприятии жизни в целом как личной ответственности.

Во второй половине зрелости для человека важное значение имеют воспоминания и человеку начинает вспоминаться детство. К 50 годам у людей возникает потребность быть в тех местах, где они были ранее, встретиться с теми, кто в детстве, отрочестве или юности, помог найти себя, кто давал образцы поведения в обществе, кто помог найти будущую профессию.

У человека возникает потребность осознать, что все, кто на него повлиял, являются частью его, и, соответственно, он является частью их, продолжением их. И что все эти части являются гранями его личности.

Человек осознает, что его идентичность включает в себя множество граней, и благодаря воспоминаниям начинает реконструировать тот период, когда его личность создавалась.

Ближе к шестидесятилетию воспоминания подвергаются переоценке. Людям в этом возрасте свойственно судить себя. Они начинают понимать, что в юности что-то делали неправильно.

Через воспоминания и анализ прошлого возникает новая идентичность, которая приводит к формированию личности, видящей мир по - иному. Стареющие люди начинают осознавать мир более широко. Человек может начать видеть себя, как часть мира и это проявляется в разных областях.

Список использованной литературы

1.      Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 14-16.

.        Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 254 с.

.        Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 368 с.

.        Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2015. - № 3-4. - С. 25-28.

.        Ермолаева, М.В. Особенности внутренней позиции студентов-психологов / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 45.

.        Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 31-33.

.        Калитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.В. Бородкина // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 45.

.        Леонтьев, Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения / Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2015. - 125 с.

.        Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 68.

.        Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 258 с.

.        Леонтьев, Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 55-57.

.        Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 452 с.

.        Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот / Д.А. Леонтьев, О.В. Сулимина, А.С. Бастракова // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С.87.

.        Лукина, В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.13 / В.С. Лукина. - М., 2014.

.        Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2015. - 380 с.

.        Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С.55.

.        Никишина, В.Б. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - №1. - С. 26.

.        Осин, Е.Н., Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом возрасте / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.А. Буровихина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: сборник научных статей. - Кисловодск: Арго, 2016. - С. 101.

.        Особенности личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне семьи. В 10 т. Т.3 / О.В. Сулимина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 835 с.

.        Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2015. - 192 с.

.        Трандина, Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: автореф. дис. … канд. психологических наук: 19.00.13 / Е.Е. Трандина - Ярославль, 2015.

.        Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 524 с.

.        Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2016. - 247 с.

.        Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2013. - 365 с.

Похожие работы на - Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!