Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте
АНО
ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»
Кафедра
общей и специальной психологии и
педагогики
Направление
подготовки 37.03.01
Психология
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
на
тему: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте
Руководитель
курсовой работы:
Шишкина О.В.
Выполнил(а)
Студент(ка) Фомкина
М.А.
Группы: ПС 31 ЗО
Йошкар-Ола,
2017
Содержание
Введение
1.
Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции
личности в поздней юности и зрелости
1.1
Понятие личностной идентичности
1.2
Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости
1.3
Самоактуализация личности в различных возрастных группах
2.
Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной
среды
2.1
Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с
применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)
.2
Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления
с применением методики исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
«Особенности личностной идентичности в молодом и
зрелом возрасте» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что
проблема идентичности личности связана с процессами структурной и смысловой
перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском
возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно
чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее
проявление которых - диффузия и размывание ценностей, характерные для
современной России.
С другой стороны, современная социальная среда
(в том числе и образовательная) с ее поливариантностью путей самоопределения и
конкуренцией предъявляет новые требования к жизненной позиции и активности
личности. Востребованными становятся такие субъективные характеристики, как
опора на свои силы, личностная стойкость, стремление к жизненному успеху и
достижениям, постоянное саморазвитие. Актуальность изучения проблемы
идентичности личности связана и с недостаточной ее изученностью как в
зарубежной, так и в отечественной психологии.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных
трудах следующих авторов: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Калитеевская Е.Р.,
Леонтьев Д.А. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не
вызывает сомнений.
Актуальность данного исследования определила
цель и задачи работы:
Цель работы - рассмотреть особенности личностной
идентичности в молодом и зрелом возрасте.
Объект исследования - составляющие личностной
идентичности.
Предмет исследования - возрастно-психологические
особенности личностной идентичности.
База исследования - студенты-психологи третьего
курса филиал НОУ ВПО «СФГА» заочной формы обучения. Количество студентов,
принявших участие в опросе, 40 человек, 20-ти и 40-ка лет. Исследование было
проведено в период с 6 февраля по 26 февраля 2017 года.
Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
Исследовать теоретические и научные понятия
личностной идентичности.
Рассмотреть сущность и специфику
самоактуализации личности в различных возрастных группах.
Систематизировать и обобщить существующие в
специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Предложить собственное виденье на данную
проблему и найти пути её разрешения.
Гипотеза: личностная идентичность в молодом
возрасте может не у всех сформироваться, а в зрелом возрасте идентичность на
высшем уровне.
Теоретическая значимость проведенного
исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию
курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического
исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование,
анализ, синтез и дедукция. Для исследования личностной идентичности
использовались методы МИЛИ Л.Б. Шнейдер и методика «Кто Я» (М. Кун, Т.
Макпартленд).
Структура курсовой работы выражается в ее
содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена
следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
1. Теоретические основы понятия личностной
идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости
личностный идентичность
самоактуализация возрастной
1.1 Понятие
личностной идентичности
В зарубежной психологии проблема идентификации
обычно связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и
феноменов, как «Я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др.
Понятие «идентификация» впервые было введено З.
Фрейдом [3]. Он же выделил разные типы этого процесса, а также указал на
противоречивость его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации самым
ранним проявлением эмоциональной связи с другим лицом, выражающимся в
стремлении сформировать собственное «Я» по образу и подобию чужого «Я». По
мнению Фрейда, в процессе развития индивида его собственное «Я» формируется под
влиянием разных типов идентификации: уподобление себя родителям заменяется
ориентацией на воспитателей, учителей, «идеальные примеры». В дальнейшем
наблюдается новый виток идентификации с родителями, способствующий формированию
характера личности.
К.Г. Юнг понимал под идентификацией отчуждение
субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать,
перемаскируется [6]. Кроме того, Юнг использовал данное понятие более широко,
имея в виду не только отдельных лиц, но и духовные движения и деловые
предприятия, а также такие психологические функции, как мышление, чувство,
ощущение, интуиция.
Э. Эриксон, используя категорию «идентификация»,
ввел в научный оборот понятие «идентичность». Оно употребляется им в узком
смысле как качественно новый этап развития индивида, сменяющий идентификацию и
завершающийся к концу отрочества. В широком смысле слова, идентичность - это
процесс, охватывающий весь жизненный цикл человека, включающий восемь
последовательно сменяющихся стадий. Характеризуя процесс идентификации, Эриксон
подчёркивал, что в целом он протекает бессознательно. Однако на каждом из
уровней психической деятельности индивид оценивает себя с позиции тех, кто, по
его мнению, оценивает его в сравнении с собой. По мнению Эриксона, изучить
идентичность можно, лишь описав среду, в которой формируется личность,
исследовав совместную деятельность, в рамках которой в данный период
формируется идентичность. Эриксон выделил и типы идентичности: личностная,
групповая, этническая, расовая, общечеловеческая [11].
По определению Э. Фромма, «идентичность» - это
способность и потребность человека формировать «представления о себе», для того
чтобы «осознать себя как отдельное целое» и остаться «психически здоровым».
Начало развития чувства идентичности Фромм соотносит с освобождением человека
от «первичных связей» с его матерью и природой. В дальнейшем степень зрелости
этого процесса зависит от того, насколько человеку удаётся преодолеть «клановую
идентичность». По мнению Фромма, чувство идентичности обеспечивается с помощью
«статусных идентификаций» (нация, религия, класс, профессия) [16].
Проблема идентификации и идентичности
рассматривалась и в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тэрнер рассматривал
идентичность как когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в
соответствующих условиях [19]. Тэрнер выделяет три уровня идентичных объектов:
самокатегоризация себя как человеческого
существа (человеческая идентичность);
групповая самокатегоризация (социальная
идентичность);
личностная самокатегоризация (личностная
идентичность).
В процессе развития личность способна
реализоваться через членство в той или иной группе, причисляя себя к тому или
иному полюсу (социальному или личностному).
По мнению Г. Тэджфела, поведение человека чаще
всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит
постепенный процесс трансформации социально-групповых категорий в категории
самосознания личности [1].
Таким образом, рассматривая идентификацию и
идентичность преимущественно в единстве мотивационных, когнитивных и
эмоциональных элементов, зарубежные авторы заметно больше внимания уделяют
самосознанию личности. Менее изученным оказывается сам процесс идентификации,
его механизмы и условия формирования в различных социальных средах.
В отечественной психологии проблема
идентификации также недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен
различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С.
Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.) [4].
Так, в работах В.С. Собкина идентификация
связывалась с «принятием роли» («холодным вхождением в позицию другого»), когда
цели и мотивы действия иного субъекта идентификации осознаются его партнёром
как внешние относительно своей собственной системы целей и мотивов [15].
Р.Л. Кричевский, Т.В. Драгунов, Е.М. Дубовская
рассматривали феномен идентификации как следование поведенческим или личностным
характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение, либо в сходных
поведенческих актах, либо в символических поведенческих актах, либо в
символических элементах поведения [23].
В.С. Мухина, B.C. Абраменкова, О.Б. Долгинова и
др. рассматривают идентификацию и обособление как взаимодействующие составляющие
целостной системы. При этом идентификация выступает как процесс социализации
индивида, а обособление - его индивидуализации [20].
В.А. Ядов с сотрудниками в 90-е гг. ХХ в.
разграничивает понятия социальная идентичность, социальная идентификация,
личностная идентификация (самоидентификация). Личностная идентификация
(самоидентификация) понимается как самооценка собственных личностных свойств и
потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные,
психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном
самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп.
Под социальной идентификацией понимается самоопределение индивидов в
социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как
«своих» и «не своих» [2].
По мнению В.С. Мухиной, формирование
идентичности и «Я-концепции» происходит непрерывно в течение всей жизни. Но
именно в юношеском возрасте достигается определённая консолидация этих свойств
[21]. Среди факторов, влияющих на становление «Я-концепции», выделяют
самоанализ, ощущение силы и здоровья, восприятие ребёнка другими людьми, опыт
социального поведения, социальные ценности, идеалы, ожидания.
Таким образом, процесс идентификации у различных
категорий юношества (школьники, студенты и т.д.), его механизмы и условия
формирования в различных социальных средах в работах отечественных
исследователей также рассмотрены недостаточно.
Необходимо отметить исследование О.С. Балыкиной,
впервые в отечественной психологии исследовавшей процесс идентификации в
юношеском возрасте в рамках вариативной системы образования. Проанализированная
динамика процесса идентификации позволила автору выявить уровни идентификации
личности старшеклассников и установить, что в условиях вариативного образования
в юношеском возрасте доминирующей является личностная идентификация. Кроме
того, исследователем было установлено неравнозначное влияние разных обучающих и
развивающих сред на идентификацию юношей и девушек, проявившееся в динамике и
степени зрелости этого процесса [5].
В связи с этим актуальной становится проблема
изучения особенностей идентификации молодежных лидеров, связанная с
практической проблемой формирования высокоэффективных лидеров, которые
соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя.
1.2 Внутренняя
позиция личности в поздней юности и зрелости
Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И.
Божович более 60 лет назад, до недавнего времени использовалось только в
изучении личности младших школьников. Лишь в последнее десятилетие появились
исследования внутренней позиции у студентов [13].
В то же самое время Л.И. Божович видела
перспективы применения данного понятия в анализе личности на протяжении всего
жизненного пути. По ее мнению, «... при переходе от одного возрастного этапа к
другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным,
так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых
возникает переживание ребенком своего объективного положения» [25]. Иными
словами, внутренняя позиция может выступать как содержательная характеристика
возрастного развития личности.
Л.И. Божович утверждала, что «Раз возникнув, эта
позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути, и
также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни.
Однако позиция взрослого человека характеризуется гораздо большими
индивидуальными различиями. Кроме того, для онтогенетического развития личности
внутреннюю позицию характеризует стремление ребенка к новому, более «взрослому»
положению в жизни. В период же зрелости - к положению, которое представляется
человеку более соответствующим его требованиям» [24].
Внутренняя позиция, возникая впервые на рубеже
дошкольного и младшего школьного возраста, опосредует возрастной переход.
Правомерно предполагать, что на протяжении жизненного пути внутренняя позиция
отражает возрастные особенности, и, следовательно, может выступать как
характеристика возраста.
В культурно-исторической и деятельностной
психологии начиная с Л.С. Выготского утвердилось мнение, что движущей силой
развития является разрешение человеком противоречий между требованиями,
предъявляемыми социальной ситуацией, и невозможностью соответствовать этим
требованиям. Очевидно, что ситуация обучения в вузе предъявляет юношам и
девушкам требования, связанные с развитием профессионализма и формированием
профессиональной субъектности. Сущность этой ситуации состоит в переходе от
обучения к самообучению как деятельности, направленной на совершенствование в
качестве субъекта собственной профессиональной деятельности [22].
Предпосылки для преобразования обучения в
самообучение, столь необходимые в юности при получении высшего образования,
закладываются еще в младшем школьном возрасте в ходе формирования учебной
деятельности. Условием для преобразования обучения в самообучение является
становление внутриличностных предпосылок саморазвития.
Д.Б. Эльконин считал, что «Позиция школьника -
не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего
предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего
самого себя». Другими словами, еще в младшем школьном возрасте ребенку необходимо
перейти от позиции обучаемого к позиции субъекта саморазвития. Тем не менее, по
многочисленным наблюдениям вузовских преподавателей психологии, при получении
первого высшего образования у студентов такое субъектное отношение к учению
развито явно недостаточно и выражено значительно меньше, нежели у людей в
зрелом возрасте при получении второго высшего образования [8].
.3 Самоактуализация личности в различных
возрастных группах
Известный американский психолог А. Маслоу
охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может
стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного
использования своих талантов, способностей и потенциала личности [12].
Самоактуализация - это естественный непрерывный
процесс психического развития и социоадаптации человека, определяемый
большинством теоретиков как процесс постоянного стремления человека к
самосовершенствованию [7].
Можно выделить типичные черты самоактуализации
личности. Индивид, занимающийся самоактуализацией и достигший в ней больших
успехов: занимается любимым делом; не подчиняется чужому влиянию; стремится к
развитию; любит читать; его можно назвать творческой личностью; применяет
позитивный образ мышления; уверен в себе; открыт в эмоциональном плане; прощает
себя за периодическую несдержанность, раздражительность и т.д.
Самоактуализация в разных возрастных группах
проявляется по-разному. Взрослые более адаптированы к жизни, их мировосприятие
гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были
важны на одном этапе развития, на другом утрачивают свою значимость, на смену
им приходят другие. Взрослые - более цельные личности. Самореализация себя как
семейного человека наиболее полно проявляется в период взрослости в возрасте
25-30 лет. Взрослые самостоятельно решают свои проблемы и, пока не достигнут
результатов в образовательной и профессиональной деятельностях, определенного
положения в обществе, не создают семьи. Далее рассмотрим особенности
самоактуализации молодежи:
Сегодня молодежь гораздо более самостоятельна и
ориентирована на собственное дело, нежели чем предыдущие поколения.
Для сегодняшнего поколения молодых людей
зарплата и условия труда имеют меньшее значение, чем интересная творческая
работа и возможность саморазвития.
Большинство молодых людей уже с ранних лет
пробует себя в различных видах деятельности, пытаясь найти именно то, что им
будет интересно.
Молодежь, в отличие от взрослого поколения, не
стремится получать рабочие специальности, считая, что они малооплачиваемые.
Желания человека среднего возраста изменяют
структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону
удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются:
реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то
следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной
стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с
родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом
возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в
целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой
сферах: личной, семейной и профессиональной [10].
К концу периода зрелости для многих людей
перспектива остаться без работы связана с утратой жизненных целей, ухудшением
материальных условий и ощущением наступления старости.
Таким образом, остаться без работы к концу
периода зрелости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с
утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь
прожита и впереди только старость. Встретить ее спокойно может позволить себе
человек, относящийся к последующему периоду своего развития, как к ожидаемому
событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться
и, в отношении которого, можно строить планы.
2. Особенности личностной и социальной
идентичности в условиях образовательной среды
.1 Диагностика
личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением
методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)
Исследования в сфере лидерства и руководства в
настоящее время в основном проводятся современной практикой управления
(менеджментом), а объектами внимания исследователей лидерства в большей степени
становятся руководители предприятий, фирм, организаций и т.п. Кроме того,
большинство работ социальных психологов в этом плане касаются сферы управления
объединениями взрослых людей. Однако основы лидерского потенциала, который
впоследствии раскрывается во взрослой жизни, закладываются в детском и юношеском
возрасте. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение особенностей
лидерства и руководства в общественных группах [14].
Сложность процесса самоидентификации, выделения
своей личности в юности усиливается в современном массовом обществе, где происходит
стереотипизация образа жизни, обезличивание, связанное с усвоением культурных
клише. В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости
и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном
обществе. Как следствие, возрастает значимость развития интегративно-субъектных
структур личности, составляющих ценностное ядро психологического бытия
человека. Поиск идентичности, являясь одной из фундаментальных экзистенциальных
мотиваций человека, понимается как процесс соотнесенности с собой, ощущение
внутреннего согласия с тем, «какой я есть», с тем, какие ценности и установки
реализую в жизни.
Становление идентичности в юности связано с
развитием персональной ценностно-смысловой позиции по отношению к себе и
окружающему миру, с чувством внутренней согласованности с ней в своих поступках
и выборах. Это онтологическая функция идентичности в развитии личности. В этой
связи нами было проведено исследование, целью которого было изучение
соотношения личностной и социальной идентификации лидеров-организаторов в
условиях образовательной среды.
Под идентификацией нами понимается механизм
социализации личности, а под идентичностью - критерий зрелости данного
процесса.
Методический блок исследования составили метод
наблюдения за обучающимися в ходе учебной и культурно-досуговой деятельности,
метод беседы, а также методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд) [17]. Общую
выборку исследования составила группа студентов заочной формы обучения, а
именно 40 человек, 20-ти и 40-ка лет
Рассмотрим диагностику личностной и социальной
идентификаций лидеров-организаторов в условиях образовательной среды с
применением методики «Кто Я». Данная методика позволяет исследовать
дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения («Я-концепции»),
при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению
со стандартизированными заключается в множественности вариантов самоописания и
возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а
не навязанное ему исследователем.
Оценивается количество «присоединяющих» ответов
(указывающих на принадлежность к той или иной категории людей - например,
«ученик», «член кружка» и т.п.) и «дифференцирующих» (указывающих на
специфический признак - например, «люблю поспать», «хорошо рисую» и т. п.). Все
данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст,
национальность, социальное членство и т. п.); идеологические установки;
интересы и увлечения; самооценка. Анализируются ответы, попавшие в категорию
самооценки: подсчитывается индекс самоотношения - отношение количества
положительных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая
характеристика «Я-концепции»: положительная, отрицательная, неопределенная).
Подведем итоги исследования. Прежде всего,
необходимо отметить, что 100% исследуемых лидеров указывают на свою
принадлежность к какому-либо общественному объединению, то есть считают себя
частью некоторой общности людей, что свидетельствует о положительной социальной
идентификации у всех опрошенных.
% испытуемых указали свои социальные роли
(ученик, студент, активист, «молодогвардеец», «славянин», капитан команды,
командир отряда и пр.), что говорит о важности занимаемого социального статуса
для лидеров.
% опрошенных имеют положительное самопринятие,
то есть в предъявленном бланке они указывали свои положительные черты характера
и свойства личности.
Амбивалентное, или нейтральное, самоотношение
было выявлено нами у 35% респондентов, то есть эти люди указывали свои
социальные роли, интересы и увлечения. Необходимо отметить, что в данную группу
респондентов входили представители более зрелого возраста, которые не указывали
своих положительных или отрицательных черт характера, в отличие от молодежи.
Испытуемых с отрицательным (негативным) самоотношением
в ходе данного исследования выявлено не было.
Таким образом, социальная идентификация у всех
исследуемых лидеров находится на положительном уровне, в то время как
личностная идентификация не у всех опрошенных является позитивной. Это может
быть связано прежде всего с возрастными особенностями испытуемых более зрелого
возраста, которые в ходе исследования предпочли не указывать свои положительные
черты характера и свойства личности. А также с тем, что лидеры выше своих
интересов и ценностей ставят интересы и ценности группы, в которую они
включены.
.2 Диагностика личностной идентичности студентов
на этапе профессионального становления с применением методики исследования
личностной идентичности Мили Л.Б. Шнейдер
Для современных психологических исследований
актуальными вопросами становятся темы, связанные с изучением проблем
успешности, благополучия, самосознания и идентичности личности в различных
аспектах ее жизнедеятельности. Построение жизненных планов и перспектив у
большинства студентов связаны с успешностью их учебной деятельности, рейтингом
выбранной профессии на рынке труда, статусом этой профессии в социуме,
эффективностью денежного эквивалента за данный труд (показатель заработной
платы), возможностью самореализации в выбранной профессии как проекции
построения карьеры, а также связано с проявлением личностного благополучия в
таких формах как удовлетворенность собой, социальная защищенность, уверенность
в своих силах.
Личностно-профессиональная идентичность как
способность личности к отождествлению себя с будущей профессиональной средой
становится активным фактором формирования ее как профессионала. В исследовании
личностно-профессиональной идентичности студентов как субъектов труда, мы
опирались на подходы, представленные в работах отечественных ученых H.JI.
Ивановой, Е.П. Ермолаевой. Е.В. Коневой, Ю.П. Поварёнкова, Л.Б. Шнейдер [9].
Цель исследования: изучить особенности
личностной идентичности студентов и ведущие социально-психологические установки
на профессиональное будущее как основные конструкты личностно-профессиональной
идентичности на этапе профессионального становления, связанного с обучением по
различным специализациям профессии «психолог». С этой целью мы использовали
методику исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер. Для
математической обработки данных использовались: методы первичной описательной
статистики, критерий Пирсона. Выборка состояла из студентов 3 курсов, в
количестве 20 человек, в возрасте 20 лет, это студенты-психологи различных
специализаций.
Далее обратимся к результатам по методике МИЛИ
Л.Б. Шнейдер.
На Рисунке 1 представлены распределение средних
значений по статусам личностной идентичности у студентов различных
специализаций: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий,
достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность. Показатели
преждевременной идентичности имеют самый высокий процент выраженности у
студентов специальности «управление персоналом», т.е. эти студенты менее
самостоятельны в своих жизненных и профессиональных выборах и решениях, у
остальных студентов этот показатель одинаково выражен.
Рисунок 1- Распределение средних значений по
статусам личностной идентичности у студентов различных специализаций
Высокие показатели диффузной идентичности
наблюдаются у студентов специализации «психология служебной деятельности»,
следует отметить, что это самые высокие значения по статусам личностной
идентичности. Это указывает на то, что у этой группы студентов есть тенденция к
формированию первичной профессиональной идентичности, они более личностно
«зрелы», чем их коллеги.
Показатели статуса «мораторий» имеют высокие
значения у студентов специальности «управление персоналом», т.е. процесс
формирования личностной идентичности может пройти разные сценарии: от ухода к
стадии к «преждевременной идентичности», особо не пытаясь проявить активную
позицию в дальнейшем самоопределении, или же выйти на более зрелое выражение
своей самотождественности, достигая в будущем высокой событийностью и
общительностью, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью
повседневными делами; ориентацией на других и их значимость.
Показатели статуса «псевдопозитивной
идентичности» как отражение гипертрофированности идентификации, ригидности «Я -
концепции» наблюдается у 30% студентов от общей выборки, что характерно для
низкой рефлексии. Они амбициозны, уникальны и значимы в большей мере для себя.
Таким образом, проведенное исследование
позволяет сделать следующие выводы. Основные конструкты личностно-профессиональной
идентичности студентов на этапе профессионального становления выражены
достаточно неоднородно, нелинейно, и указывают на специфичность динамики ее
формирования.
Студенты как особая возрастная категория в
процессе профессионального обучения переживают изменения сознания (когнитивный
компонент идентичности) и поведения (эмоционально-потребностный компонент
идентичности), обусловленное необходимостью вхождения в будущую профессию,
успешность которой будет определяться адекватностью личностно-профессиональной
идентификации.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, можно сделать
следующие выводы.
Личностная идентичность конструируется в
формальных проявлениях психолого-феноменологического комплекса, составляющими
которого являются общение, опыт и роли, порождающие идентичность, а также речь,
через которую идентичность выражается.
Образ «Я» консолидируется в категориальном
означивании и формирует видовую (личностная, социальная, гендерная) структуру
идентичности.
Содержание феномена идентичности представляет
собой не единичный конструкт, а целостную систему, консолидирующую
взаимосвязанные конструкты, характеризующуюся вариабельностью структуры в
зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.
Идентичность рассматривается как некая структура,
переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной
личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство
идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей
жизни и уверенности во внешнем одобрении.
Можно выделить 2 аспекта идентичности -
социальный, являющийся продуктом интериоризации социальных позиций индивида, и
личностный, являющийся результатом сознательного выбора индивидом одной из
множества альтернатив развития.
Онтогенетически личностная идентичность является
вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования
выработанных в процессе социальной категоризации понятий. На определенном этапе
развития идентичности оба аспекта становятся все более взаимосвязанными,
объединяясь в содержательном измерении.
В настоящее время продлевается время активной
жизни человека и ее вторая половина привлекает все больше внимания психологов.
Часть исследований посвящается изменениям идентичности, происходящим с
человеком.
По мнению Э. Эриксона, в старости возникает иная
идентичность, выражающаяся в принятии своего жизненного цикла и совпадении ее с
единственным сегментом истории, а также в восприятии жизни в целом как личной
ответственности.
Во второй половине зрелости для человека важное
значение имеют воспоминания и человеку начинает вспоминаться детство. К 50
годам у людей возникает потребность быть в тех местах, где они были ранее,
встретиться с теми, кто в детстве, отрочестве или юности, помог найти себя, кто
давал образцы поведения в обществе, кто помог найти будущую профессию.
У человека возникает потребность осознать, что
все, кто на него повлиял, являются частью его, и, соответственно, он является
частью их, продолжением их. И что все эти части являются гранями его личности.
Человек осознает, что его идентичность включает
в себя множество граней, и благодаря воспоминаниям начинает реконструировать
тот период, когда его личность создавалась.
Ближе к шестидесятилетию воспоминания
подвергаются переоценке. Людям в этом возрасте свойственно судить себя. Они
начинают понимать, что в юности что-то делали неправильно.
Через воспоминания и анализ прошлого возникает
новая идентичность, которая приводит к формированию личности, видящей мир по -
иному. Стареющие люди начинают осознавать мир более широко. Человек может
начать видеть себя, как часть мира и это проявляется в разных областях.
Список использованной литературы
1. Асмолов,
А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования
стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2013. - №
4. - С. 14-16.
. Божович,
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.:
Питер, 2015. - 254 с.
. Выготский,
Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 368 с.
. Давыдов,
В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И.
Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2015. - № 3-4. - С. 25-28.
. Ермолаева,
М.В. Особенности внутренней позиции студентов-психологов / М.В. Ермолаева, Д.В.
Лубовский // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 45.
. Калитеевская,
Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р.
Калитеевская // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 31-33.
. Калитеевская,
Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А.
Леонтьев, Е.Н. Осин, И.В. Бородкина // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С.
45.
. Леонтьев,
Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения / Личностный потенциал:
структура и диагностика / Д.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2015. - 125 с.
. Леонтьев,
Д.А. Личностное измерение человеческого развития / Д.А. Леонтьев // Вопросы
психологии. - 2013. - № 3. - С. 68.
. Леонтьев,
Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление
самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин. - М.: ЮНИТИ,
2015. - 258 с.
. Леонтьев,
Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» / Д.А. Леонтьев //
Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 55-57.
. Леонтьев,
Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /
Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 452 с.
. Леонтьев,
Д.А. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и
подростков-сирот / Д.А. Леонтьев, О.В. Сулимина, А.С. Бастракова // Вопросы
психологии. - 2014. - № 4. - С.87.
. Лукина,
В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального
обучения в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психологических
наук: 19.00.13 / В.С. Лукина. - М., 2014.
. Методика
диагностики социально-психологических установок личности в
мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая
психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я.
Райгородский. - Самара, 2015. - 380 с.
. Митина,
Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых
социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 2015. -
№ 6. - С.55.
. Никишина,
В.Б. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах
профессионализации / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Ученые записки Российского
государственного социального университета. - 2016. - №1. - С. 26.
. Осин,
Е.Н., Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом
возрасте / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.А. Буровихина // Личностный ресурс
субъекта труда в изменяющейся России: сборник научных статей. - Кисловодск:
Арго, 2016. - С. 101.
. Особенности
личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне семьи. В
10 т. Т.3 / О.В. Сулимина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 835 с.
. Петровский,
В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2015. - 192 с.
. Трандина,
Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза:
автореф. дис. … канд. психологических наук: 19.00.13 / Е.Е. Трандина -
Ярославль, 2015.
. Шнейдер,
Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы
диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный институт,
2014. - 524 с.
. Эльконин,
Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2016. -
247 с.
. Эриксон,
Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2013. - 365 с.