Арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе психосоматики
Арт-терапевтическое
направление в культурно-историческом подходе психосоматики
Пелюстка М.И.
Частный
предприниматель, психолог
Статья посвящана внедрению автором
арт-терапевтического направления в культурно-историческом подходе психосоматики.
Автором описана структурно-функциональная модель телесного Я, развитие видов
способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Ключевые слова: психосоматика,
культурно-исторический подход, арт-терапевтическое направление, телесное Я,
диалог с телесным Я, символические способности, коммуникативные способности,
когнитивные способности, психосоматический феномен, телесный симптом,
соматическое заболевание.
психосоматика
терапевтический способность арт
Актуальность выбранной нами темы обусловлена
тем, что проблемы, с которыми сталкивается междисциплинарная отрасль
психосоматика на современном этапе, обусловлены несколькими причинами:
абсолютизацией роли психологических факторов в развитии заболеваний,
невозможностью бесконфликтного совмещения психологического и медицинского
подходов в исследовании, недостаточным вниманием, которое уделяется феномену
телесности в психологии.
Анализ последних исследований и публикаций
свидетельствует о том, что проблема психосоматических заболеваний привлекла к себе
внимание исследователей еще в период Античности. Так, как в диалоге «Хармид»
древнегреческий философ Платон отмечал, что тело нельзя лечить без души,
поскольку именно от души идет все: и хорошее и плохое, как на тело, так и «на
всего человека». Близкой точки зрения придерживались Сократ, Аристотель,
Гиппократ [1] и другие деятели.
Теоретико-методологической основой для
принципиально нового подхода к психосоматической проблеме является
культурно-историческая концепция Л. Выготского [3], в текстах которого мы
находим мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом
понимании. Идея «культурного» тела, его символической природы, неоднократно
обсуждалась в философской антропологии (Э. Кассирер), искусствоведении (М.
Бахтин, М. Волошин).
Арт-терапевтическое направление является
междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания -
психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. В англоязычных
странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл [2], для обозначения тех форм
клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение»
пациентов с соматическими нарушениями осуществлялось в ходе занятий
изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации [1].
В работах Т.Б. Хомуленко [3] была разработана
методика анализа телесного симптома, как психосоматического феномена (ПАВА), на
язык содействия развитию способности к внутреннему диалогу с телесным «Я».
В работах М.И. Пелюстки [4] была предложена
психосоматическая, арт-терапевтическая методика «Замок», целью которой является
развитие внутреннего диалога с телесным «Я» путемразвития творческого
потенциала и получения психотерапевтического ресурса.
Выделение раннее решенных частей общей проблемы
внедрения арт-терапевтического направления в культурно-историческом подходе
психосоматики обусловлено тем, что наше время вследствие развития
информационных технологий, происходит высокий рост развития телесных
заболеваний и появление новых психосоматических феноменов у людей. Предложенные
раннее психосоматические методики не направлены на коммуникацию сознания и
бессознательного, посредством символов мягким и безболезненным путём, с целью
поиска психологической причины возникновения течения заболевания мягким и
безболезненным путём путем развития творческого потенциала и получение
психотерапевтического ресурса.
Целью статьи есть внедрение арт-
терапевтического направления в культурноисторический подход психосоматики.
Изложение основного материала свидетельствует о
том, что арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе
психосоматики - это психотерапевтическое направление в междисциплинарной
отрасли, направлено на изучение влияния психологических факторов на
возникновение и течение телесных заболеваний путём раскрытия творческого
потенциала и получения психотерапевтического ресурса. Внедрение
арт-терапевтического направления в культурно-исторический подход психосоматики
обусловило не решенными задачами отечественными и современными учеными в
культурноисторическом подходе психосоматики.
Не решенными задачами в культурно-историческом
подходе психосоматики являются:
Не достаточное оказание внимания отечественными
и современными учеными на изучение психосоматического феномена в арт-
терапевтическом направлении;
Не достаточно изучена психологическая причина
возникновения и течение телесного заболевание в арт-терапевтическом
направлении;
Не достаточно изучено отечественными,
современными украинскими и зарубежными учеными роль архетипа интернального тела
(бессознательного телесного) в развитии телесного Я;
Не предложены современными учёными
арт-терапевтических, психосоматических методик для проведения внутреннего
диалога с телесным Я путем
раскрытия творческого потенциала для получения психотерапевтического ресурса у
соматических больных;
Теоретико-методологической основой для
принципиально нового подхода к психосоматической проблеме является
культурно-историческая концепция Л. Выготского, в текстах которого мы находим
мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании. Идея
«культурного» тела, его символической природы, неоднократно обсуждалась в
философской антропологии (Э. Кассирер), искусствоведении (М. Бахтин, М.
Волошин).
Практическая значимость арт-терапевтического
направления в культурно-историческом подходе психосоматики заключается в том,
что процесс создания творческого продукта для поиска
этиологии телесного симптома при диалоге с телесным Я путём создания
творческого продукта ресурсным путём.
Схема разработана автором
Структурно-функциональная модель
телесного Я в арт-терапевтическом направлении культурно-исторического подхода
психосоматики.
Архетип интернального тела
(бессознательное телесное) - это фундамент формирования структуры телесного Я,
отвечает за обеспечение полноценное функционирование тела, равномерного
развития структурно-функциональной модели телесного Я, подготовку для
качественного проведения внутреннего диалога с телесным Я.
Телесное Я - это представление
человека о своем теле, которое отвечает за когнитивное, эмоциональное
сопровождение функционирования телесного человека, обеспечивающий эффект
регуляции, полноценного мультифункционирования, качественного проведения
внутреннего диалога, раскрытие творческого потенциала, получение
психотерапевтического ресурса.
В структуру телесного Я входят 3
компонента: эмоциональный компонент, когнитивный компонент, функциональный
компонент.
Эмоциональный компонент - компонент
структуры телесного Я, развитие которого заключается в восприятии телесного, в
выявлении установок в телесном Я, в эмоциональной регуляции в оценки внешности
телесного, в свободном выражении воздержавших эмоциональных переживаний при
проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Когнитивный компонент - компонет
структуры телесного Я, развитие которого заключается в выполнении когнитивных
операций всех познавательных процессов при проведении внутреннего диалога с
телесным Я, в принятие рационального решения к своему телу.
Функциональный компонент - это схема
тела, компонент структуры телесного Я, направлен на регуляцию, положение частей
тела, контроль тела и двигательную активность в зависимости от внешних условий
окружающей и социальной среды.
Рис. 2. Виды развития способностей
при проведении внутреннего диалога с телесным Я
Схема разработана автором
Развитие архетипа интерналь- ного
тела (бесссознательного телесного), регуляция эмоционального, когнитивного,
функционального компонента телесного Я способствует: к полноценному
функционированию телесности; к предупреждению новой телесной симптоматики; к
свободному выражении воздержавших эмоциональных переживаний; к кпринятию
рациональных решений к своему телу; к проведению эффективного внутреннего
диалога с телесным Я; к раскрытию творческого потенциала; к получению
психотерапевтического ресурса
при проведении эффективного внутреннего диалога с телесным Я; к исчесзновению
телесной симптоматики; к осознанию психологической причины развития
психосоматического феномена; к предупреждению развития психосоматического
феномена.
Развитие способности при проведении
внутреннего диалога с телесным Я.
Способности при проведении
внутреннего диалога с телесным Я - это психологические возможности Я телесного,
с помощью которых происходит развитие компонентов я телесного регуляция
эмоциональных чувств, применение символики, коммуникация сознания и
бессознательного, проведение когнитивных операций при проведении диалога с
телесным Я.
В арт-терапевтическом направлении
культурно-исторического подхода психосоматики, автор статьи выделяет 3 вида
развития способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я такие
как: символические способности, коммуникативные способности, когнитивные
способности (см. рис. 2).
Символические способности - это
психологические возможности телесного Я, заключаются в развитии архетипа
интернального тела (бессознательного телесного) путем создания символов,
воспроизведение символов, манипуляция символами при проведении внутреннего
диалога с телесным Я.
Рис. 3. Развитие символических
способностей
при
проведении внутреннего диалога с телесным Я
Схема разработана автором
Развитие символических способностей
заключаются в выполнении таких функций как: поиск вытесненной психологической
проблемы; регуляция телесного Я; обнаружение не признаваемых личностных
мотивов; выявление не отреагированных чувств или критики; воспроизведении
принятия правильного решения к своему телу символическим путём;
Коммуникативные способности - это
психологические возможности, телесного Я, заключаются в развитии эмоционального
компонента телесного Я, заключается в умении проводить коммуникацию, обмен
информации при проведении диалога сознания и бессознательного, свободное
выражение сдержанных, неотреагированных эмоций, чувств, критики посредством
символов.
Развитие коммуникативных
способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я заключается
выполнение таких функций как: обмен информацией про своё тело; предложение
выборов путей решения к своему телу; гармония телесного Я; Автором разработана
схема: «Развитие схема развитие коммуникативных способностей при проведении
внутреннего диалога с телесным Я» (см. рис. 4).
Когнитивные способности - это
психологические возможности телесного Я, заключаются в развитии когнитивного
компонента Я телесного, направлены на развитие всех видов познавательных
процессов, в выполнении когнитивныхопераций, в принятии правильного решения при
проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Рис. 4. Развитие коммуникативных спосібностей при
проведении внутреннего диалога с телесным Я
Развитие когнитивной способности при
проведении внутреннего диалога с телесным Я заключается в выполнении таких
функций как: ощущение тела своего; восприятие своего тела; развитие образного
воображения свое тело: фиксация внимания на телесном симптоме; развитие
телесной памяти; развитие ассоциативного мышления про своё тело; анализ
телесных функций; сравнение телесных функций; рационализация функций для
принятия решения к своему телу; Автором разработана схема: «Развитие
когнитивных способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я» (см.
рис. 5).
Рис. 5. Развитие когнитивной
способности при проведении внутреннего диалога с телесным Я
Схема разработана автором
Выводы
Выводы свидетельствуют о том, что
внедрение арт-терапевтического направления в реализацию культурно-исторического
подхода психосоматики возьмёт на себя задачу психологической коррекции и
психотерапии, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в
восстановлении эмоционального равновесия психики человека и проведение диалога
с телесным «Я» у личности благодаря индивидуальному и групповому выражению себя
в творчестве.
Литература
Адлер
А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А.
Адлер. - К.: Наука жить, 1997. - 357 с.
Фрейд
З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд - М.: Наука, 1991. - 456 с.
Хомуленко
Т.Б. Анализ телесного симптома как психосоматического феномена / Т.Б. Хомуленко
- X.: ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2011. - 39 с.
Пелюстка
М.И. Психосоматическая методика «Замок» [Текст] / М.И. Пелюстка // Молодий
вчений. - 2016. - № 1. - С. 382-385.