Оборонно-промышленный комплекс

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,82 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оборонно-промышленный комплекс

Введение

Современное экономическое и политическое развитие многих стран в условиях интеграции мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в том числе путем увеличения военно-экономического мощи и потенциала страны, что во многом определяется состоянием военной экономики и, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Оборонно-промышленный комплекс России как важнейшая составляющая национальной экономики играет уникальную роль, обеспечивает обороноспособность страны и поднимает технологический уровень ее экономического развития. Однако геополитические изменения в мире в последние два десятилетия привели к тому, что Россия, обладающая собственным производством военной техники, столкнулась с проблемой сохранения и эффективного управления оборонно-промышленным комплексом, который до конца 1980-х годов производил 20-25% валового национального продукта страны. На ОПК приходилось более 12% основных фондов промышленности и до 80% совокупного объема выпуска продукции машиностроения, а общее количество предприятий ОПК превышало три тысячи. В начале 1990-х гг. произошло резкое сокращение объема выпуска продукции ОПК, финансирование государственного оборонного заказа достигло критически низкого уровня, что вызвало массовое сокращение рабочих мест и снижение обороноспособности страны. Как результат, на предприятия ОПК в настоящее время приходится около 5-6% промышленного производства страны, а доля ОПК в ВВП России, по расчетам автора, упала до 3-4%. Уровень загрузки производственных мощностей предприятий оборонной промышленности к 2012г. составил 30-40%. В современных условиях выработка перспективных направлений развития оборонно-промышленного комплекса России и совершенствования государственного управления ОПК приобретает исключительное значение в трансформации экономики страны и перехода на инновационный путь развития.

Вопросы функционирования военной экономики нашли свое отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных экономистов, которые исследуют военно-экономические проблемы по-разному. В научных трудах Х. Атесоглу (H. Atesoglu), П. Дюннэ (P. Dunne), К. Хартли (K. Hartley), Р. Рэма (R. Ram), Р.Смита (R.Smith), Т. Тейлора (T.Taylor) рассматриваются вопросы, связанные с местом военной экономики в структуре экономики страны и ее влиянием на экономическую стабильность государства.

Среди отечественных экономистов, исследующих процессы и проблемы трансформации ОПК в рыночной экономике, институциональные преобразования, отметим работы В.С. Аксенова, А.А. Астахова, В.Н. Борисова, Б.Н. Кузыка, В.В. Лесных, В.И. Маевского, Ю.В. Яковца и других.

Цель курсовой работы состоит в изучении современного состояния оборонно-промышленного комплекса России.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

уточнить сущность понятия «оборонно-промышленный комплекс», рассмотреть его структуру;

рассмотреть современное место ОПК в экономике государства и его обеспеченность в РФ;

определить перспективы развития ОПК в России.

Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс в системе национальной экономики.

Предметом исследования являются макроэкономические факторы, перспективы развития ОПК России.

1.Понятие и структура оборонно-промышленного комплекса

Военная экономика государства представляет собой ту часть производственного комплекса, которая обеспечивает военные потребности государства и включает оборонные отрасли промышленности, систему их материально-технического обеспечения, трудовые и финансовые ресурсы, направляемые на военные нужды, а также систему экономических отношений внутри военной организации государства и отношений этой организации с невоенными секторами экономики [9, с.347].

В отечественных и зарубежных научных трудах и экономических словарях ОПК понимается как совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, или, как совокупность предприятий и научных организаций, осуществляющих разработку и производство вооружения и военной техники.

В нашем понимании оборонно-промышленный комплекс объединяет организации независимо от организационно-правовой формы собственности, выпускающие продукцию военного назначения и оказывающие услуги для Вооруженных Сил своей страны и зарубежных государств, и органы государственной власти, регулирующие деятельность оборонных организаций, в том числе по обеспечению мобилизационных заданий.

Определение отражает наиболее важные сущностные моменты оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, основу оборонно-промышленного комплекса составляют организации независимо от организационно-правовой формы собственности (государственные унитарные предприятия, акционерные общества), которые выпускают не только продукцию военного назначения, но и оказывают услуги в интересах обороны. Во-вторых, в условиях сокращения внутреннего спроса в большинстве стран, обладающих собственной военно-промышленной базой, существенным дополнительным фактором развития ОПК выступает военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Влияние данного фактора особенно проявилось в период снижения внутреннего спроса на военную продукцию в течение 1990-х гг. в странах бывшего СССР и Восточной Европы. В-третьих, государство сохраняет за собой приоритетное влияние на развитие оборонного сектора экономики через административное регулирование и управление унитарными предприятиями, в том числе и обеспечение мобилизационных заданий организаций ОПК, формируя государственный оборонный заказ и определяя объемы военных расходов.

Таким образом, с учетом приведенного определения и современного состояния, оборонно-промышленный комплекс страны в широком смысле включает:

интегрированные структуры - крупные объединения предприятий и организаций;

производственные предприятия, осуществляющие серийный выпуск вооружений и военной техники;

конструкторские бюро и научно-исследовательские организации, занимающимися теоретическими разработками и осуществляющие создание опытных образцов оружия;

предприятия и организации, осуществляющие маркетинг и продажу продукции военного назначения на внешний рынок, и обеспечивающие поставки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции;

органы государственной власти, регулирующие деятельность предприятий и организаций ОПК (Министерство обороны, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство и др.) [13, с.42].

Для оценки функционального назначения ОПК целесообразно выделение функций внутренних, ориентированных на интересы самого комплекса, и его структурных звеньев, и внешних, удовлетворяющих потребности социально-экономической системы в целом.

Состав и содержание обоснованных нами функций ОПК, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Состав и содержание функций ОПК [9, с.349]

ФункцииСодержаниеОрганизационнаяНалаживание, поддержание и развитие связей между субъектами хозяйствования, необходимых для достижения общих целей и задач; балансирование и согласованная реализация интересов участников ОПК; создание в рамках ОПК крупных интегрированных структур (ИС) СтимулирующаяПозиционирование точек экономического роста внутри ОПК и создание преференций для организаций, их представляющих; усиление роли и расширение сферы действия долгосрочных связей между хозяйствующими субъектами ОПК; обеспечение устойчивой мотивации предприятий к обновлению производственного аппарата, номенклатуры продукции, повышению ее конкурентоспособностиРесурснаяСосредоточение в рамках ОПК кадровых, финансовых, информационных и материальных ресурсов, обеспечение их эффективного перетока между субъектами хозяйствования; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития ОПК; ускорение кругооборота функционирующего капитала; тиражирование передового хозяйственного опыта (использование бенчмаркинга)Обеспечения национальной безопасностиСоздание необходимого материально-технического и кадрового обеспечения национальной безопасности; обеспечение мобилизационного момента, отражающего потенциально возможное расширение масштабов и повышение динамики военного производстваСодействия устойчивому экономическому ростуФормирование совокупного спроса и совокупного предложения; воспроизводство мультипликационного эффекта; исключение или максимальное ограничение негативное воздействие производства ОПК и процессов использования его продукции на экосистемуРазвития экспортного потенциала страны и регионовПроизводство и сбыт продукции на мировых рынках военной техники и вооружений; наращивание экспортной выручки; восстановление статуса российского ОПК как производителя конкурентоспособной военной продукции; компенсация угроз, связанных с глобализацией экономики в условиях устойчиво воспроизводимой низко диверсифицированной структуры экспорта; Реализация геополитических интересов страны, связанных, в том числе, с восстановлением и укреплением связей в традиционных и новых зонах интересовИнновационнаяПроведение фундаментальных и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем, результатом использования которых становятся новые образцы военной техники и вооружений, разнообразная конкурентоспособная наукоемкая продукция военного и гражданского назначения; реализация креативного потенциала за пределами ОПКСоциальная Обеспечение: роста уровня затрат на рабочую силу на предприятиях и организациях ОПК; реализации социальных потребностей людей, занятых в ОПК; профессиональной мобильности кадров; условий труда и быта, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

Современное функционирование оборонно-промышленного комплекса страны находится под воздействием различных факторов, объективных и субъективных, явных и скрытых, общих и специфических и др.

А А. Астахов к основным факторам развития ОПК относит политико-правовую среду, экономическую среду и социальную среду. В.В. Лесных делит факторы ОПК на факторы макросреды (экономическое состояние страны, политико-правовой аспект, социальное и культурное окружение, научно-техническое и технологическое развитие общества) и микросреды (конкурентная среда внутри сектора).

К внутренним факторам развития ОПК относятся государственный оборонный заказ, экономическая среда, политико-правовая среда, научно-техническая среда, природно-климатическая среда. К внешним факторам нами отнесено военно-техническое сотрудничество, научно-технический прогресс в зарубежных странах, глобализация, международная конкуренция и международный терроризм.

Государственное управление и регулирование ОПК оказывает наибольшее влияние на состояние и развитие оборонного сектора национальной экономики и осуществляется в соответствии с концепцией национальной безопасности, военной доктриной, уровнем развития экономики страны, характером военных опасностей, реформированием Вооруженных Сил, конкуренцией за мировые рынки сбыта гражданской и военной продукции, государственным оборонным заказом и другими факторами.

Государственное финансирование развития ОПК осуществляется в рамках военных расходов, утвержденных в федеральном бюджете страны, и включает следующие основные направления:

финансирование приоритетных программ разработки и производства вооружений по линии Минобороны и других силовых ведомств;

финансирование фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития критических военных технологий и технологий двойного назначения по линии Министерства обороны и других силовых ведомств;

финансирование модернизации вооружений и военной техники.

В условиях глобализации и постепенной интеграции России в международные экономические и политические процессы возрастающее влияние на выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции ОПК оказывают: международная конкуренция; институциональные преобразования в форма интеграции связанных производственными и экономическими связями предприятий в крупные вертикально и горизонтально интегрированные компании в экспортно-ориентированных оборонных отраслях (авиационная промышленность, судостроение). Международный терроризм в условиях нарастания глобальных террористических угроз стимулирует развитие новых технологий и специальных средств для антитеррористических подразделений силовых структур, что увеличивает спрос на продукцию ОПК [12, с.27].

Итак, оборонно-промышленный комплекс представляет собой подсистему экономики, выполняющую комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в числе которых: разработка и внедрение научно-технического обеспечения военного производства; производство и поставка военной продукции для государственных нужд; сбыт военной техники и вооружений на мировом рынке ВВТ; оказание услуг по ремонту и обслуживанию военной техники, подготовке, переподготовке, повышению квалификации военных кадров.

. Современное место оборонно-промышленного комплекса в экономике государства и его обеспеченность в РФ

Сегодня оборонно-промышленный комплекс России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2011 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2014 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

авиационная промышленность;

ракетно-космическая промышленность;

промышленность боеприпасов и спецхимии;

промышленность вооружений;

радиопромышленнсоть;

промышленность средств связи;

электронная промышленность;

судостроительная промышленность;

межотраслевые структуры и предприятия [9, с.348].

В отечественных официальных документах в ОПК включаются организации, имеющие следующие цели деятельности: разработка, производство, ремонта и утилизация вооружения, военной и специальной техники для обеспечения Государственной программы вооружения. Например, в Постановлении Правительства РФ «О сводном реестре организаций ОПК» от 20 февраля 2011г. №96, рассматривается понятие сводного реестра организаций ОПК, который объединяет организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, а также имеющие квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники.

По данным Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, темп выпуска продукции ОПК в течение 1998-2003гг. превышал темп роста промышленного производства в стране, что можно объяснить ростом конкурентоспособности предприятий ОПК после девальвации национальной валюты в 1998г. усилением внимания государства к проблемам обороноспособности страны и принятием основополагающих федерально-целевых программ по развитию наукоемкого сектора экономики, расширением государственного оборонного заказа и ростом военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Отмеченное в 2011-2012гг. замедление динамики производства продукции ОПК во многом связывается со снижением выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения из-за отсутствия свободных оборотных средств у большинства предприятий, роста издержек производства, усиления конкуренции со стороны импортных товаров и отечественной продукции, производимой гражданским сектором экономики.

Одной из важнейших задач органов военного и государственного управления любой развитой страны является оснащение Вооружённых Сил необходимым составом вооружения, военной техники, боеприпасов, военно-технического имущества и поддержание их в состоянии постоянной боевой готовности и боеспособности. Уровень военно-технического обеспечения в значительной степени зависит от состояния и уровня развития экономики страны и оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В бывшем СССР техническое обеспечение Вооруженных Сил возлагалось на самый мощный в мире оборонно-промышленный комплекс. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%, в отрасли было занято около 10 млн. человек. Структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира - США. К 1991 году в СССР на вооружении и в резерве находилось около 60 тысяч танков (в два с половиной раза больше, чем у НАТО), 67 тысяч орудий и минометов (в два раза больше, чем у НАТО), 76 тысяч БМП и БТР, 6 тысяч самолетов и вертолетов (в 1, 5 раза больше, чем у НАТО) и 437 боевых кораблей 1-го и 2-го класса [8, с.45].

Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал российского ОПК был не востребован и приходил в упадок. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий. Так, по официальным данным в настоящее время доля оборонной продукции у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных заказчиков она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% - это иностранные заказы, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу. Вследствие этого, в настоящее время на многих предприятиях ВПК полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся в производстве оружия и вооружений.

В СССР оборонные предприятия представляли собой крупные научно-производственные объединения (НПО) - сплав науки и производства. Научно-конструкторская часть этих структур предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы - для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО, отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без разработчиков новой техники, что приводит к выпуску ранее разработанной устаревшей продукции.

Для исправления сложившейся ситуации в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2013 гг.». Предполагалось в течение пяти лет создать в ОПК 70 интегрированных структур - холдингов и концернов - для преодоления системного кризиса в отрасли. Однако удалось сформировать всего 6 холдингов, а Федеральная программа была практически провалена.

Наблюдается старение производственных фондов, разрушение кооперационных связей, снижение качества оборонной продукции. Мы должны констатировать, что системный кризис, начавшийся после распада СССР, продолжает проявляться в оборонно-промышленном комплексе" [9, с.349].

Сегодня на предприятиях ОПК эксплуатируется около 75 % морально устаревших и на 50 % физически изношенных производственных фондов. Темпы их обновления - не более 1 % в год при минимально необходимой потребности 8-10 %. В критическом состоянии находятся испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы. Численность работников ОПК снижается на 7 процентов ежегодно.

Треть предприятий оборонно-промышленного комплекса - фактически банкроты; финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах, инвестиции в основные фонды в 5 раз меньше, расходы на подготовку кадров тоже в 5 раз меньше, фондовооруженность работников в 2-3 раза ниже, производительность труда в 5-10 раз меньше; более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены, либо физически и морально устарели; состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям крайне неудовлетворительное - больше половины станочного парка на многих из них изношено на 100%. Особо отмечается крайне высокая затратность военного производства: в ОПК России в среднем на рубль доходов приходится 97 копеек расходов, т.е. фактическая прибыль многих предприятий составляет 0,03%.

Все это приводит к увеличению стоимость военной продукции. Стоимость производства, к примеру, ракеты «Тополь-М» возросла в три раза, «обогнав все мыслимые и немыслимые темпы инфляции в стране». Именно поэтому, несмотря на трехкратное возрастание официальных военных расходов с 2002 года (в 2002 на военные нужды было выделено 263 млрд. рублей, а в 2014 - 870 млрд. рублей), каких-либо конкретных и осязаемых результатов практически не видно: ни боеспособность российских вооруженных сил, ни их качественное оснащение не претерпели существенных изменений к лучшему по сравнению с 2000 годом [11, с.57].

Продолжает обостряться проблема кадрового обеспечения предприятий оборонки. Сегодня средний возраст работников ОПК составляет 54 года. Поколение 25-40 летних выбито из заводской системы. Качество пополнения не обеспечивает конкурентоспособности производства по техническому уровню, а преимущества низкой стоимости труда сводятся на нет падающей его производительностью. На сегодняшний день многие предприятия «оборонки» попросту не в состоянии возобновить серийный выпуск техники - в большей степени потому, что люди потеряли квалификацию. Ведь если раньше авиационные заводы делали в сутки по 20 самолетов, то теперь - всего несколько штук в год.

Одной из главных проблем ОПК является недофинансирование по многим видам военной техники. В результате срок новых разработок и их внедрение растягивается на долгие годы. Так, в 2014 года в ВВС России на боевое дежурство заступил новый зенитно-ракетный комплекс C-400 "Триумф", учебные испытания ЗРК С-400 начали проводиться на полигоне Капустин Яр еще в начале 1999 года.

Дефицит общего финансирования по крупнейшим оборонным заказам в судостроительной отрасли за последние два года составил примерно 25%, а по отдельным заказам - до 40%. Уже 14-й год на стапелях страны строится АПЛ «Северодвинск», только после 11 лет спущен на воду РПК СН «Юрий Долгорукий» и т.д. А в годы наивысшего экономического подъема в СССР в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века промышленность сдавала ежегодно до шести подводных стратегических ракетоносцев, столько же атомных многоцелевых субмарин и еще десятки дизель-электрических ПЛ. В целом из-за недофинансирования ОПК в настоящее время в российской армии осталось около 5 тысяч танков, менее 10 тысяч орудий и минометов, около 1500 самолетов и 100 крупных кораблей.

До настоящего времени до 80% российского оружейного экспорта приходилось на Индию и Китай. По авиационным системам наши основные покупатели приобрели уже все, что могли. Им поставлено более 50 ударных истребителей Су-30МК (различных модификаций), теперь они разворачивают лицензионное самолетное производство. КНР также рассчиталась за 12 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ и два эсминца. Три фрегата ушли в Индию. Эта страна получила 130 танков Т-90С и уже выпускает их самостоятельно. Среди еще выполняемых контрактов самые прибыльные -постройка восьми дизель-электрических подводных лодок и двух эсминцев для Китая и модернизация авианосца «Адмирал Горшков» для Индии.

Но Китай и Индия покупают российское оружие прежде всего из-за эмбарго на поставки вооружения со стороны США и Евросоюза. Если запреты будут отменены, этот привлекательный для России рынок может оказаться недоступным из-за более низкого качества.

Сегодня российские производители оружия предлагают заказчикам образцы вооружения и военной техники, которых нет в российской армии, не прошедших полный путь разработки и постановки их на серийное производство, проверку в войсках. Частые рекламации и срывы сроков выполнения договоров заставляют иностранных заказчиков серьезно задуматься об авторитете российской военной продукции.

Самый известный пример - затянувшаяся модернизация авианосца «Адмирал Горшков», который уже не первый год носит новое название «Vikramaditya». Корабль, который по контракту должен быть передан индийской стороне в 2015 году, едва-едва сможет выйти на ходовые испытания в 2010-м, а то и в 2012-м. Что, конечно же, вызывает резкое недовольство официального Дели и индийских адмиралов. Конфликтная ситуация вокруг авианосца «Vikramaditya» не единственная в сфере индийско-российского военно-технического сотрудничества.

Несколько лет назад «Балтийский завод» из Санкт-Петербурга более чем на год задержал сдачу Дели трех фрегатов проекта 11356 «Talwar», «Trishul» и «Тabar», так как на них возникли проблемы с зенитно-ракетным комплексом «Штиль». Ракеты упорно не хотели лететь в цель под управлением корабельной радиолокационной станции наведения. За что завод был «наказан» почти на 40 млн. долл.

По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), потенциальный «портфель заказов» до 2016-го может составить около 20 миллиардов долларов. Однако при этом для сохранения «конкурентных преимуществ» отечественные производители оружием вынуждены заключать контракты с режимами весьма сомнительной репутации. Основными импортерами является так называемые страны-«изгои», не имеющие возможности приобрести вооружение на Западе, и слаборазвитые страны «третьего мира», которые могут покупать дешевое российское оружие».

Можно вспомнить, например, контракт на поставку Судану 12 российских истребителей МиГ-29 стоимостью свыше 200 млн. долларов. Хотя именно суданские власти несут ответственность за геноцид, осуществлявшийся в провинции Дарфур. Только за последний год там погибли 30 тыс. мирных жителей и более миллиона превратились в беженцев, что недавно вынудило ООН принять решение об отправке в эту африканскую страну контингента миротворцев. Общее же количество жертв этнических чисток за время двадцатилетней гражданской войны в Судане перевалило за 2 млн. человек.

Мы активно работаем с Венесуэлой, но это только после того к власти пришел Уго Чавес и Вашингтон отказался поставлять туда оружие. Так, известно, что после отказа США поставлять запасные части к закупленным ранее Каракасом истребителям F-16, Венесуэла обратилась к России и заключила контракт на поставку истребителей Су-30МК2. Затем последовал контракт на поставку автоматов Калашникова. Всего за последние полтора года с Венесуэлой подписаны экспортные соглашения на сумму более 3 млрд. долларов. Они включают поставку 24 военных самолетов и 53 вертолетов.

В последние годы появились перспективы увеличения продаж ВВТ в Сирию, Иран, Бразилию и еще ряд стран третьего мира. Для завоевания рынка Россия соглашается на гибкие условия оплаты, включая 'компенсационные сделки, взаимозачеты, операции по замене долговых обязательств акционерным капиталом, а в некоторых случаях идя на заключение важных соглашений о лицензионном производстве', чтобы сделать контракты на поставку оружия более привлекательными для относительно бедных покупателей [14].

Так, последняя сделка с Индонезией (кстати, которой США несколько лет отказывали в поставках военной техники и важных запчастей из-за недовольства Вашингтона ситуацией с правами человека в этой стране) на поставку подводных лодок, истребителей, вертолетов и танков зависит от того, будет ли реализовано соглашение о российском кредите этой стране на 1 миллиард долларов.

Россия в последние годы поставляла современные истребители, ударные вертолеты, ракеты, танки и артиллерию в такие страны как Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Бангладеш, Лаос и Южная Корея, причем делала это обычно на выгодных для покупателей условиях. При этом далеко не всегда потребитель производит оплату или рассчитывается реальными деньгами. В частности, Китай, Индия, Индонезия оплачивали поставки российского оружия товарами народного потребления, Малайзия за поставляемые ей истребители платила «Рособоронэкспорту» пальмовым и кокосовым маслом, каучуком, какао-бобами, а также кофе и чаем. С Алжиром заключен масштабный договор на поставки вооружений в обмен на списание государственного долга этой страны России. Объем договора - более 7 млрд. долларов.

В то же время по экспертным оценкам, уже через несколько лет экспорт вооружений из Росси будет быстро снижаться. Главная причина такого снижения - практически все выпускаемые сейчас в России виды вооружения являются результатом заделов, созданных еще в СССР. Понятно, что довольно скоро эти виды вооружений перестанут пользоваться спросом и их прекратят покупать. К концу десятилетия ожидается принятие на вооружение армиями США и других стран НАТО базовых систем вооружения нового поколения. Это может окончательно сдвинуть Россию на периферию мирового оружейного рынка [15].

Интеграция в мировое экономическое пространство, к сожалению, идет в направлении уничтожения высокотехнологичного российского производства. Стоит только посмотреть на спуск любой новой отечественной военной техники для зарубежных заказчиков - там ничего нашего из оборудования, как правило, нет, только металлическая коробка. Для российских производителей и это хорошие заказы, они позволяют выжить, но если смотреть стратегически - идет не интеграция, а интервенция. Отверточная сборка отражает наше место в мировой системе производства новых видов оружия.

Совершенно очевидно, что проблемы российского ОПК невозможно решить без наличия четкой государственной стратегии в области внешней и внутренней оборонной политики. С 2014 года в Российской Федерации начала действовать новая Государственная программа вооружений (ГПВ), рассчитанная на 2014-2015 годы. В основном она нацелена на серийное производство качественной боевой техники нового поколения.

Выполнение первого этапа новой ГПВ с 2014 по 2010 год совпадает с активной фазой реформирования оборонного комплекса. Важнейшей задачей здесь является создание интегрированных структур и казенных предприятий. К 2010 году предполагается создать 40-45 холдингов, что составит 46% предприятий оборонной промышленности. Всего в сводном реестре числится 1265 предприятий и учреждений ОПК - заводы, НИИ, КБ.

К 2015 году планируется оснастить новыми или модернизированными образцами техники 45 танковых батальонов (из них 22 батальона - новыми танками), 173 мотострелковых и парашютно-десантных батальона (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов «Искандер»), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400). За этот период в войска должны поступить 116 новых и 408 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, 156 новых и 372 модернизированных боевых вертолетов, 34 новых и 159 модернизированных комплексов дальней авиации. Запланирован ввод в боевой состав Военно-морского флота РФ двух многоцелевых атомных подводных лодок и четырех дизельных субмарин, 12 боевых надводных кораблей и пяти боевых катеров различных проектов [14].

Таким образом, ОПК всегда играл ключевую, системообразующую роль в экономике нашего государства и в жизни целых регионов страны.

Последние годы были трудными для оборонного комплекса страны. И дело не только в сокращении военных расходов. Процесс структурных реформ в ОПК в отличие от многих других отраслей экономики шел медленно и противоречиво.

Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Очевидно, что государство должно провести детальную инвентаризацию этой отрасли и четко сформулировать и свои интересы, и свои приоритеты в сфере ОПК.

Необходима обоснованная программа интеграции оборонно-промышленного комплекса в рыночную инфраструктуру, повышение экономической привлекательности ОПК. Это позволит привлечь негосударственные инвестиции, в том числе и иностранные. Конечно же с учетом всех требований, предъявляемых к проблемам национальной безопасности.

3. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в России

Об остроте потребности в модернизации предприятий ОПК свидетельствуют следующие данные. На начало 2011 г. износ основных фондов ОПК оценивается в 80%. Технологическое оборудование ОПК, имеющее возраст более 10 лет, составляет около 85 %, а старше 20 лет - 60 % от общего количества оборудования. Удельный вес амортизационного износа в целом по основным производственным фондам составляет свыше 50 %, по активной части - 75 %. Доля оборудования, имеющая прямое отношение к исследованиям и разработкам, сократилась за последние шесть лет с 69,3 до 35 %. Фондовооруженность российских научных сотрудников (отношение общей стоимости основных фондов предприятий ОПК к суммарной среднесписочной их численности) в 25 раз ниже американских и в 15 раз ниже европейских.

Если рассчитать долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, то в 2003 г. значение этого показателя по регионам, где заметны позиции ОПК, окажется явно незначительным. Например, в Москве - 3,25 %, Московской области - 2,39 %, Тульской области - 0,41 %, Воронежской области - 2,26 %. Одна из причин низкой динамики обновления производственного аппарата предприятий ОПК - недостаточность финансовых ресурсов, которая имеет многофакторную детерминацию.

Таблица 3.1. Расходы на оборону в 2002-2013 годах [8, с.52]

ГодыРасходы на национальную оборону (млрд. руб.)Процент оборонных расходов от общих расходовРост оборонных расходов по сравнению с предыдущим годом (%)Средства на закупки военной техники и вооружений (млрд руб.)Процент от военного бюджета (%)2000140,916,5-42,915,62001214,718,052,45221,82002284,214,632,47933,22003344,514,721,4118312011411,515,519,414835,82012529,117,428,6186,935,32013 (прогноз)667,315,626,128342,4

Можно констатировать, что после завершившейся в стране широкомасштабной приватизации, ОПК сохранился как комплекс с доминирующей долей государственной собственности и относительно широкими возможностями для прямого государственного воздействия. В настоящее время изменения структуры собственности в ОПК осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 713. По оценкам специалистов предполагается, что в результате дальнейшей приватизации оборонный комплекс разделится на две части: 1/3 предприятий останутся государственными, а 2/3, в конечном счете, окажутся частными и смешанными.

Снижение доли государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе связано с действием ряда факторов. Во-первых, такой процесс обусловлен потребностью в повышении эффективности ОПК. Во-вторых, заметно влияние общемировой тенденции сближения военного и гражданского секторов экономики, что находит свое отражение в современных военно-экономических концепциях. В-третьих, важным фактором, обусловливающим расширение масштабов негосударственного сектора в ОПК, является глобализация военно-экономической деятельности. Она проявляется в развитии форм сотрудничества (передача технологий, выполнение субподрядных работ и др.), которое, безусловно, имеет меньшее число ограничений в частном секторе оборонной промышленности, чем в государственном [10, с.63].

Принципиально важным моментом институциональных перемен в системе хозяйствования ОПК является появление и развитие интегрированных структур, участниками которых являются субъекты государственного и частного секторов российской экономики.

Важная задача, которую должны решать интегрированные структуры, разработка и освоение новых технологий, производство конкурентоспособной на мировых рынках гражданской и военной продукции. Решение такой задачи позволит создать условия для развития инновационных процессов, долгосрочных межотраслевых связей, повышения адаптационных возможностей крупных производств, появления новых «точек роста».

В институциональном плане речь идет, прежде всего, о создании совместных предприятий, организации стратегических альянсов. Такое сотрудничество важно для нашей страны не только в области продаж готовых вооружений. Оно необходимо для того, чтобы не отстать от технологически развитых стран. Его следует осуществлять преимущественно на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Только в этом случае возможны и конкуренция, и альянс с развитыми странами на рынках вооружений и военной техники.

Огромные социально-экономические трудности рыночных преобразований в России, законодательная и экономическая неразбериха 1990-х годов нанесли сокрушительный удар по научным центрам и серийным промышленным предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Немало известных экспертов предрекали, что российскому ОПК уже не достичь мирового уровня производства продукции и изделий оборонного назначения. Однако он по-прежнему жив и настойчиво преодолевает существующие проблемы [14].

Ситуация по-прежнему тяжелая. Многие эксперты и аналитики, да и сами представители оборонной промышленности называют ее кризисной и при этом сравнивают объемы производства в советский период нашей истории и нынешние. Это не совсем корректно. Россия не в состоянии тратить на вооружения такие средства, как Советский Союз. Нам не нужно такого количества оружия. К тому же понятие "кризис" подразумевает падение производства, а у нас оно в последнее время все-таки растет. За семь лет с 2000 по 2014 год прирост промышленного производства ОПК в целом составил почти 70%. Другое дело, что в базовом 99-м году из-за многочисленных причин и проблем он опустился чуть ли не до нулевого уровня. Для Российской армии ОПК практически не выпускал продукцию, а поставлял технику и оружие в последние годы в основном для вооруженных сил стран - партеров по военно-техническому сотрудничеству.

Правда, последние годы быстрыми темпами рос выпуск гражданской продукции. Но количественные показатели по ряду основных ее видов вызывают серьезные опасения. Так, объемы выпуска гражданской продукции авиапрома в 2014 году выросли на 12,4%. Однако все авиастроительные предприятия России произвели всего лишь 17 гражданских самолетов. Состояние с загрузкой производственных мощностей катастрофическое. И исправить его только за счет увеличения гособоронзаказа явно не удастся. Кстати, это подтвердили показатели 2014 года. Финансирование ГОЗ было увеличено более чем на 7%, а объемы производства военной техники и вооружений сократились почти на 5%. Хотим мы того или нет, ОПК придется избавляться от части предприятий с тем, чтобы обеспечить максимально полную загрузку оставшихся. Эту проблему можно решить только рыночными методами, например, посредством федеральной целевой программы создания мощных оборонных холдингов.

Если говорить о тех холдингах, которые уже созданы, то они работают весьма успешно. Посмотрите финансово-экономические показатели хотя бы того же концерна ПВО "Алмаз-Антей" или холдинговой компании "Сухой". Интеграция в оборонных и высокотехнологических отраслях - естественный процесс, свойственный всем развитым экономикам. Из предусмотренных к созданию в 2002-2014 годах 75 интегрированных структур полностью сформированы, к сожалению, лишь только три [11, с.67].

В начале 90-х годов, когда Россия открыла себя мировому рынку, отечественная промышленность пережила глубокий кризис во многом как раз из-за неспособности выпускать конкурентоспособную продукцию. Но эта ситуация, судя по темпам развития экономики и объему экспорта готовой продукции, постепенно исправляется.

В отношении ОПК заметим, что как в советские времена, так и по сей день он является, пожалуй, единственным анклавом в нашей промышленности, который, аккумулируя передовые научно-технические достижения и определяя эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики нашей страны, способен выпускать, и это реально делает, высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. Автомат Калашникова до сих пор считается одним из лучших образцов стрелкового оружия. Зенитный ракетный комплекс С-300 с обтекателями из кварцевой керамики, даже по оценкам западных экспертов, по эффективности поражения не имеет себе равных в мире. И истребители, что ни говори, делать российские конструкторы и заводы пока не разучились. За рубежом нашу военную технику оценивают по достоинству. Об этом свидетельствует объем ее поставок за рубеж, который с 1999 года непрерывно увеличивался, достигнув в 2015 году 5,8 миллиарда долларов. Конкурентоспособность российских вооружений и военной техники очевидна.

В то же время большую тревогу вызывает конкурентоспособность гражданской продукции ОПК, особенно авиатехники. Дело даже не столько в несоответствии, скажем, комфортабельности салона авиалайнера мировым стандартам. Мы способны сделать самолеты комфортными, но, к сожалению, это значительно повысит их себестоимость при нынешнем небольшом выпуске машин отечественными заводами. Проблема, в маркетинге, послепродажном, сервисном обслуживании отечественных авиалайнеров, которых, можно сказать, практически не существует. Однако выход из сложившейся ситуации есть. Авиапрому нужна поддержка на государственном уровне, чтобы поднять отрасль и сделать продукт конкурентоспособным. Тем более что это вполне возможно. Конечно, наши производители уступают по ряду характеристик зарубежным фирмам, но это отставание пока не критично.

В России принят закон по государственному оборонному заказу. Однако, по мнению специалистов, нет четкой политики в его реализации [14].

Удорожание стоимости военной продукции по сравнению с контрактной является проблемой, которая постоянно угрожает недовыполнением ГОЗа. Отчасти это объясняется инфляцией, но отчасти и естественным стремлением предприятий включить в цену готовых изделий расходы на поддержание тех же незадействованных мощностей. С этим, безусловно, надо что-то делать, и соответствующие решения сейчас вырабатываются. Одно из них заложено в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе". Это распределение контрактов по ГОЗу на конкурсной основе. Задача им правильно воспользоваться: сделать такие конкурсы более прозрачными, четко и в срок принимать по ним решения.

Российскому ОПК, несмотря на затянувшийся кризис, как и раньше, принадлежит важнейшая роль в государстве. Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75% научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны. Не вызывает сомнений и способность ОПК развернуть серийное производство современных систем вооружения. Но действительно качество отечественных вооружений и военной техники оставляет желать лучшего. Причина - в снижении внимания к этой проблеме и нашей оборонной промышленности в целом еще в начальный период перестройки. Переориентация российских общественно-экономических отношений на рыночные поставила ОПК на грань выживания. Стагнация НИОКР, инноваций и производства вообще была вызвана как общим спадом в экономике, так и практически прекращением со стороны Минобороны оснащения российских Вооруженных сил новой техникой. А ведь именно госзакупки стимулируют производство в ОПК, снижают его риски и степень зависимости от спроса на мировом рынке и в итоге повышение качества выпускаемых оборонпромом вооружения и военной техники [11, с.76].

Системный кризис ОПК потребовал принятия неотложных мер. И они были определены распоряжениями президента РФ и правительства РФ. В основу этих мер в 2001 году были положены документы, обозначившие перспективы развития ВПК. Это "Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2013 годы)". Во многом благодаря им в последние 3-4 года финансирование в целом стабилизировалось, обозначился ежегодный рост гособоронзаказа. В числе последних конструктивных решений следует отметить сокращение в этом году доли НИОКР в ГОЗе в пользу увеличения серийных закупок вооружения и военной техники, что, несомненно, послужит стимулом для производства, в частности, увеличит оборотный капитал предприятий, так необходимый для перевооружения производственных мощностей и, следовательно, повышения качества продукции и производительности в целом.

Итак, на сегодняшний день первоочередной мерой, должна стать системная государственная поддержка ОПК. При этом национальную оборону надо обеспечивать не по остаточному принципу, как было все эти годы, а по ее потребностям в вооружениях и военной технике. Очевидна также необходимость разработки конструктивной госпрограммы вооружения до 2015 года, предусматривающей качественное переоснащение военной организации РФ. Государству следует выработать и проводить взвешенную политику по сохранению кадрового потенциала, уникальных технологий, технологической независимости нашей страны. Несомненно, все перечисленные меры будут способствовать и повышению качества продукции ВПК.

Заключение

Оборонно-промышленный комплекс представляет собой подсистему экономики, выполняющую комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в числе которых: разработка и внедрение научно-технического обеспечения военного производства; производство и поставка военной продукции для государственных нужд; сбыт военной техники и вооружений на мировом рынке ВВТ; оказание услуг по ремонту и обслуживанию военной техники, подготовке, переподготовке, повышению квалификации военных кадров.

К особенным чертам российского ОПК, выявленным в процессе исследования, следует отнести: устойчиво воспроизводимую высокую долю государственного сектора в производстве продукции; разнообразие видов деятельности, организационно-правовых форм, обусловливающее дифференциацию возможностей государства по управлению структурными звеньями ОПК; сложившуюся территориальную конфигурацию, которая отличается: сосредоточением основной доли предприятий ОПК в Центральном федеральном округе; концентрацией оборонных предприятий в ограниченном перечне субъектов, входящих в федеральные округа; значительным разбросом значений долей субъектов РФ в количестве предприятий ОПК; специализацией субъектов РФ; включенностью части оборонных предприятий в социальную инфраструктуру.

В составе функций ОПК, реализуемых в социально-экономической системе страны и регионов, целесообразно выделение внутренних, ориентированных на интересы ОПК и его структурных звеньев, и внешних, удовлетворяющих потребности социально-экономической системы в целом.

В первой группе выделены функции: организационная; стимулирующая; ресурсная. Ко второй группе отнесены функции: обеспечения национальной безопасности; содействия устойчивому экономическому росту; развития экспортного потенциала страны и регионов; инновационная; социальная.

В составе ключевых направлений развития ОПК регионов выделяются: обновление производственного аппарата комплекса; оптимизация масштабов государственного сектора в ОПК; регулирование социальных последствий экономических циклов; активизация региональной политики федерального центра, направленной на сглаживание диспропорций в развитии отдельных территорий; рост государственного капитала в передовых, наукоемких отраслях; коммерциализация производства; научно-техническое развитие, вовлечение в процессы международного сотрудничества. Движение в указанных направлениях позволит получить как минимум четыре вида эффектов: направленный мультипликационный, инфраструктурный, рациональное сочетание спин-оф и спин-ин эффектов, эффект кластеризации.

Управление комплексом требует регионализации интеграционных процессов, представляющей собой систему экономических отношений между федеральными, территориальными органами власти и управления и предприятиями, в которых регионы выступают в качестве активных субъектов и реализуют собственные интересы, наряду с национальными и интересами бизнес-структур.

военный экономика промышленный оборонный

Список использованных источников

1.Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне». (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 223-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2011 N 58-ФЗ, от 22.08.2011 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2011), от 07.03.2012 N 15-ФЗ, от 04.04.2012 N 31-ФЗ, от 26.12.2012 N 185-ФЗ) [Электронный ресурс] // http://www.mchs.gov.ru/

.Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» [Электронный ресурс] http://www.inforeg.ru/

.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 19 ноября 2014 года) [Электронный ресурс]http://www.kodeks-luks.ru/

.Положение о Министерстве обороны РФ [Электронный ресурс] http://www.mil.ru/.

.Положение о департаменте оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.minprom.gov.ru

.Положение о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] http://vpk.rosprom.org/

.Положение об Экспертном совете по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.mironov.ru/

.Капустина Л.М., Ужицкий А.В. Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России // Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2013. - №2(14).

.Национальная экономика / Под ред. Савченко П.В. - М.: Экономистъ, 2014.

.Ужицкий А.В. Государственная политика РФ в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами// Сборник науч.тр. Второй Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые проблемы и перспективы развития уральского региона». Екатеринбург: Издательство УрО РАН, 2013.

.Ужицкий А.В. Тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Управление государственным сектором экономики: технологии и инструменты». Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2015.

.Чистова В.Е. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса / Чистова В.Е. // Финансы. - 2014. - №7.

.Чуклинов С. Оборонно-промышленный комплекс: меры модернизации / Чуклинов С. // Экономист. - 2013. - №10.

.Кириллов Н.Г. Будет ли у России современное вооружение и техника? [Электронный ресурс] // http://www.21mm.ru/item/74/

.Сайт информационного агентства ТС ВПК [Электронный

Похожие работы на - Оборонно-промышленный комплекс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!