Искусство русских оружейников

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,45 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Искусство русских оружейников

Введение

Актуальность исследования оправдывается конкретным интересом к теме истории искусства русских оружейников, который усиливается в общем контексте возобновления традиции российской историографии после определенного перерыва. Интерес к данной теме объясняется также необходимостью уяснения славных традиций русских оружейников, чьи изделия представляют не только, и не столько уровень развития оружейной мысли русских оружейников на тот или иной период, но являются шедеврами специфического искусства.

Искусство русских оружейников выступает определенным срезом истории всего русского искусства, отражая в своих этапах основные тенденции, связанных с ними эпох истории русской культуры.

Постановка, обзор и степень разработанности проблемы. В процессе анализа искусства русских оружейников как важного принципа формирования культурно-исторической идентичности русского искусства рассматриваются её основные этапы, изучаются и классифицируются условия его формирования, значение в истории всего русского искусства.

Многие исследователи посвятили свои научные труды данной проблеме. Основные пути исследования и теоретические принципы искусства русских оружейников в разное время становились предметом теоретического внимания таких специалистов как Н.М. Волгин, Б.Е. Гескурников, В.В. Гришанков, А.Л. Мавродин и др.

Однако отдельные вопросы разработаны недостаточно глубоко. В полной мере, это относится к осознанию значения искусства русских оружейников в контексте истории всего русского искусства. Нуждается в максимальном научном анализе значение искусства русских оружейников на практике его современного развития с позиций его эффективности и дизайна.

Цели и задачи исследования. В настоящее время утвердилось понимание искусства русских оружейников как специфической проекции русского искусства в синтезе с военно-инженерной мыслью России. Значение прославляющего русских мастеров оружия неотделимо от «славы русского оружия», которая не могла быть обеспечена без той вещи, которая послужила ей метафорой, то есть без оружия, изготовленного талантливыми военными оружиями.

Однако описание искусства русских оружейников также должно осуществляться на базе анализа внутренних структурных элементов, которые формируются под воздействием его собственной истории. На рассмотрение этих задач направлена и эта работа.

Ожидаемые результаты исследования. Появление в последние годы теоретических описаний феноменов искусства русских оружейников, ключевых принципов истории военно-инженерной мысли говорит о том, что в рамках наук об оружейном искусстве начинает складываться комплекс культурологических наук о искусстве оружейников. Должное место среди них может найти и область описания истории искусства русских оружейников.

1. Основные вехи истории искусства русских оружейников

.1 Эволюция русского искусства «горячего» оружия

самолетостроение оружие артиллерия

Началом всей русской артиллерии принято считать 1382 год, когда во время княжения Дмитрия Донского москвичи отбивали татарское нашествие хана Тохтамыша с помощью крепостной артиллерии. Эти крепостные пушки тогда назывались «тюфяками». А спустя всего лишь столетие после первого боевого крещения русской артиллерии в Москве уже существовал Пушечный двор, который, если говорить современным языком, уже «серийно изготовлял» артиллерийские орудия для нашей армии.

И вот с тех самых далеких времен и до наших дней русская артиллерия всегда была и остается на высоте. Так что не на пустом месте родилась наша знаменитая Царь-пушка, и не из-за моря пришел Андрей Чохов, который лишь продолжил славные артиллерийские традиции своих далеких предков, изготовлявших пушки еще для Дмитрия Донского.

Принято считать, что лишь появление нарезных орудий во второй половине XIX века послужило толчком, вызвавшим коренные изменения в артиллерийском деле во всех странах мира. Историки артиллерии знают, что еще в конце XVI века русские оружейники изготовили железную пищаль калибром 1,7 дюйма - одно из первых орудий такого типа. В канале ее ствола имелись нарезы, а на самом стволе, над дулом, приспособление для крепления мушки. Обладало замечательное орудие и необычным для всех времен устройством, позволяющим заряжать его с казенной части. И это был далеко не единственный образец.

В Ленинградском военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи можно увидеть бронзовую пищаль с десятью спиральными нарезами внутри ствола. И это орудие, отлитое в 1615 году, также запиралось «с казны» клиновым затвором. Кстати говоря, пресловутый «пушечный король» Крупп запатентовал аналогичный затвор лишь в XIX веке!

Таким образом, русским пушкарям задолго да западноевропейских коллег удалось создать простые и надежные устройства, своего рода предтечи современных поршневых и клиновых затворов. В частности, поршневым затвором (или, по терминологии тех лет, винградом) была снабжена железная пищаль XVI века «Грановитая», обязанная столь необычным для артиллерии названием характерной форме ствола, выполненного в виде многогранника.

В тот же период русские оружейники продолжали заниматься и вопросами повышения скорострельности орудий. Решить эту проблему в XVI-XVII веках можно было одним способом, увеличив число орудий в полках. Однако в таком случае батареи оказались бы перенасыщенными техникой, что отрицательным образом повлияло бы на их маневренность, да и управлять действиями нескольких десятков орудий было бы затруднительно. Русские мастера нашли оригинальное решение этой проблемы, создав многоствольные пушки, именовавшиеся тогда «сороками». Одновременно с ними были изготовлены и ружья с механизмом для «повторительной стрельбы», несколько напоминавшие магазинные винтовки и револьверы XIX века.

Одним из первых многоствольными артсистемами занялся замечательный русский оружейник Андрей Чохов. Он создал стоствольную пушку, долгое время прикрывавшую Москворецкие ворота Китай-города. Позже «стостволку», весившую 5,2 т, перевезли на Пушечный двор, где она хранилась до начала XVIII столетия. Орудие Чохова предназначалось для стрельбы ядрами величиной с гусиное яйцо и весом около 200 г.

Спустя четыре десятилетия русские мастера отлили более скромную - «всего» трехствольную пушку весом 952 кг, зато стрелявшую 800-граммовыми ядрами. Заслуживает интереса и «мини-батарея» XVII века, состоявшая из трехдюймовых мортирок, размещенных тремя рядами, по восемь стволов в каждом. При этом затравки каждого ряда соединялись общим желобом, что позволяло вести залповый огонь. Это орудие было установлено на двухколесном станке, снабженном приспособлением, позволяющим осуществлять вертикальную наводку каждого ряда мортир.

В русской артиллерии многоствольные «сороки» не были чем-то исключительным. В XVII веке они составляли основу крепостной артиллерии. Например, по описи 1637 года в Суздале имелось «две пищали сороковых медных, к ним 37 ядер железных, ядро по полугривне». В Калуге - «пищаль сороковая медная в стану на колесах, к ней ядер 25 железных». Кроме того, «сороковые» пищали состояли на вооружении крепостных гарнизонов Боровска, Можайска, Твери, Путивля, Коломны, Переяславля, Тулы и других.

Русские оружейники добились столь замечательных успехов в развитии артиллерийского дела потому, что секреты производства не были тайной того или иного мастера. Напротив, они регулярно обобщались в рукописи, и новые поколения оружейников начинали работать, освоив опыт предшественников. «До нашего времени дошли рукопись «Пушкарского дела приказы», датированная 1680 годом, и «Дела московского Пушкарского приказа с 1681 года ноября 30-го по 1685 года января 1 дня», в которых подобран обширный материал по развитию артиллерийского дела в Московском государстве. В частности, там содержатся подробные сведения о производстве орудий разных систем и их боевом применении».

В рукописном труде «Архитектуры военной учение», относящемся к тому же периоду, изложены правила осады и обороны крепостей, приведены рецепты изготовления пороха, описаны конструктивные особенности различных орудий и боеприпасов, обобщены способы размещения орудий на позициях. Содержатся в этом сборнике и рекомендации пушкарям, как достичь эффективного ведения огня.

Немалое внимание уделялось в Московском государстве и практической подготовке артиллеристов. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что со времен Ивана Грозного производились ежегодные смотровые стрельбы из орудий разного калибра и вида. Подобная практика получила дальнейшее развитие в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, а потом смотровые стрельбы стали традиционными для российской армии. Добавим, что именно на таких состязаниях проверялись орудия новых образцов и типов и лучшие из них затем поступали на вооружение войск. Одновременно на «полигонах» вырабатывались эффективные методы ведения огня по различным целям.

Для мастеров-оружейников с XVII столетием заканчивался период становления отечественной артиллерии, в ходе которого были отработаны типы огнестрельного оружия, организация артиллерийского дела. Одним словом, был заложен фундамент, на котором основывались реформы, проведенные «первым бомбардиром войска Московского» - Петром I.

.2 К истории искусства «холодного» оружия в России

Теперь несколько слов о производстве холодного, или, как говорили раньше, «белого» оружия. Прославленными стрелками были русские лучники. Первая выпущенная ими стрела еще не успевала упасть, а за нею в вдогонку уже летели три другие. На ратных состязаниях русские пускали стрелу сквозь несколько колец, не задевая их, и попадали в медную монету.

В 1527 году специальным указом отряды лучников были распущены, а лук объявлен оружием, непригодным для войны. Петр I, создав оружейные заводы, в большом количестве изготовлявшие пушки и ружья, отменил лук в регулярных русских войсках. Однако луком еще пользовались в партизанских отрядах и в ополчении 1812 года.

Для облегчения стрельбы придумали хороший спусковой механизм. Мушку и подъемный прицел устроили с прорезью. Совершенствуясь в своем искусстве, оружейники изобрели магазинный арбалет. В специальной коробке - магазине - помещалось сразу несколько стрел. Воин выпускал их подряд одну за другой. Изобрели арбалет со стволом для метания пуль. Назывался он аркебузом. По бокам железного или медного ствола тянулись узкие прорези. В них выходили ушки от скользящего внутри цилиндра. К ушкам привязывали концы тетивы. Из аркебузов стреляли круглыми свинцовыми пулями. Родственное сходство между аркебузом и ружьем сразу бросается в глаза. В галерее предков огнестрельного оружия аркебуз занимает ближайшее к ружью место. Недаром аркебузами называли и первые ружья.

Известно, что уже в 991 году новгородцы стреляли из арбалета. Ложе самострела русские мастера украшали узором из перламутра и моржовой кости, тетиву вили из воловьих жил, а лук и XIV веке делали из стальных полос. Согнуть такой лук рукой было невозможно. Тогда придумали для этого изогнутый рычаг с крючками, который назывался «козья нога».

У самых больших дальнобольных самострелов для натягивания тетив к ложу приделывали прибор из шестерен и рычагов - «коловрат самострельный». Такие самострелы имели и прицелы в виде низкого щитка с прорезью и мушки. Били они очень метко. В истории военной техники арбалет является как бы переходной ступенью между луком и ружьем. Оружейники заимствовали для ружья ложе с прикладом, спусковой механизм мушку, прицел, круглую пулю, а впоследствии и магазинную коробку.

Искусство декоративного оружия в полной мере зародилось на Урале в г. Златоусте в начале 19 века. В 1815 году на базе чугунолитейного завода была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, шпаги и другое оружие. Даже немецкие мастера, изделия которых в то время пользовались мировой известностью, признали, что оружие изготовленное на их заводах, уступает златоустовскому и по качеству стали, и по художественной обработке.

В начале XIX века, в никому неведомый Златоуст из европейского центра выделки украшенного оружия г. Золингена прибыли мастера - граверы и обосновали своё производство на существовавшей уже тогда Оружейной фабрике. 1817 год стал датой рождения знаменитой Златоустовской гравюры на стали.

Уже в 1823 году в Златоусте появились свои мастера - самородки, которые превзошли своих учителей и удивили Европу оригинальной и самобытной работой. Новое искусство впитало в себя богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников XVII-XVIII веков.

Златоустовская школа украшения оружия взяла всё лучшее и прогрессивное, что существовало на тот момент не только в России, но и в Европе. Мастера Златоуста разработали новые методы гравировки, глубокого травления, воронения, золочения и резьбы по металлу, осуществив в короткий срок качественный скачок в этом интересном виде искусства. Имена великих художников запечатлены на изделиях того времени - это Иван Бушуев и Иван Бояршинов. Их изделия отличались особой красотой и изящностью.

Шло время, совершенствовалась техника гравюры. Все чаще в изделиях стали появляться новые материалы: это уральские поделочные камни, драгоценные породы дерева, кость. Расширился и ассортимент изделий. Уже в середине XIX века появляются украшенные гравюрой столовые приборы, ларцы, шкатулки, сигаретницы, топорики.

Используя специфику материала и разнообразную технику, мастера добиваются богатой декорировки и выразительной пластичности форм.

В историю русских оружейников яркими строчками вписаны имена златоустовских умельцев, прославивших Россию и Урал. Технолог Петр Аносов в 1830 году нашел способ изготовления булата, ни в чем не уступающего китайскому, секрет которого не разгадан и по сей день. Граверы Иван Бушуев, Иван Боярышников и другие с блеском использовали специфику материала и разнообразную технику, чем добивались богатой декорировки и выразительности. Они работали по вдохновению, поэтому не создавали абсолютно одинаковых творений. Каждое было индивидуальным и неповторимым.

В советское время производство гравюры прочно укрепилось на заводе имени В.И. Ленина «Булат». Современные художники расширили диапазон гравюры. Обьемы производства росли год от года. Но всемогущий вал в годы, которые мы теперь называем «застойными», почти победил искусство, - шло простое повторение. Но и в то время находились художники, которые измеряли гравюру не одним лишь рублем и ростом обьемов производства.

Нужен был качественный рывок. Его подготовил рынок. В 90-х годах положение стало меняться. В это время в Златоусте появляется несколько мастерских негосударственной формы собственности, каждая из которых стала искать свой путь в общем стремлении поднять уникальное дело на новый уровень.

Широко используется в украшении уральский камень яшма, родонит, чароит и другие. По желанию заказчика в изделиях может быть использован и огранённый камень. Заказчиками предприятия являются правительственные структуры, крупные предприятия и банки. Коллектив предприятия верит в правильность выбранного пути и имеет своё творческое лицо. Наша главная цель продолжить и преумножить традиции Златоустовской гравюры на металле, заставить жить металл.

2. Особенности искусства русского оружейников

.1 Особенности русской артиллерии

Если в течение всего средневековья задачи, решаемые при изготовлении пушек, были в основном технологического характера (т.е. относились лишь к ее изготовлению), поскольку сама артиллерия конструктивно сохранялась в течение веков примерно на одном и том же уровне орудий, заряжаемых с дула, то в конце ХIХ века, когда начиналась история современной казнозарядной артиллерии, открыл ее именно наш знаменитый русский оружейник-изобретатель В. Барановский, создавший первую в мире скорострельную пушку под унитарный патрон. И именно с этой русской пушки и пошел отсчет времени для всей современной артиллерии.

А вот в ХХ веке достойным продолжателем наших артиллерийских традиций стал другой выдающийся русский оружейник-артиллерист В. Грабин, создавший непревзойденный для своего времени артиллерийский шедевр (это по отзывам самих немцев, испытавших эту непревзойденность на своей шкуре) - дивизионную 76-миллиметровую ЗИС-3, лучшую пушку Второй мировой войны.

Легкая, маневренная, мощная и в то же время красивая, эта пушка с равным успехом использовалась во время войны и против пехоты, и против танков. Так что у нас сегодня есть все основания, говоря о ЗИС-3, называть ее Царь-пушкой Второй мировой войны. И не только потому, что она являлась самым массовым орудием нашей артиллерии, но и потому, что даже по свидетельству наших врагов она «являлась самой гениальной конструкцией в истории ствольной артиллерии». И сегодня ЗИС-3 по праву занимает почетное место в музеях и на мемориальных постаментах в память защитников нашей великой Родины.

Однако артиллерия - это ведь не только полевые орудия. Есть еще и танковые пушки. И хотя сами танки, как род войск, появились в общем-то совсем недавно - еще и ста лет не прошло, но и здесь наши оружейники показали себя столь ладно, что тот же Т-34, о котором мы уже упоминали, когда говорили о Царь-пушке, вошел в анналы мировой военной истории как лучший средний танк Второй мировой войны. И свою заслуженную во всем мире популярность он приобрел не в последнюю очередь благодаря своей 76-миллиметровой (вначале), а затем и 85-миллиметровой пушке, что позволяло нашему среднему танку вести бой даже с тяжелыми танками противника. А наш могучий богатырь ИС-2 стал абсолютным победителем в тяжелой весовой категории, буквально расщепляя на атомы броню немецких «тигров» и «пантер».

Так что и его мы можем со всей справедливостью назвать Царь-танком Второй мировой войны, ибо равному ему в мире не было… И здесь мы снова должны снять шапку перед нашими оружейниками, которые снабдили наш Царь-танк 122-миллиметровой пушкой Д-25Т, не оставлявшей никаких шансов тем же «тиграм» с их 88-миллиметровыми орудиями.

Вот свидетельство русской танковой могучести из отчета об испытаниях ИС-2: «…новый танк был доставлен на полигон под Москвой, где из пушки Д-25Т был сделан выстрел по лобовой броне немецкого танка «Пантера». Снаряд ИС-2 пробил лобовую броню «пантеры», ударил в кормовой лист и, оторвав его, отбросил на несколько метров».

Однако наш ИС-2, и немецкая «пантера» имели примерно одинаковый вес - около 46 тонн. Просто в наш танк и в наше танковое орудие было вложено больше таланта и мастерства, вложено больше желания победить. А ведь и время было тяжелое, и сроки предельно сжатые. Но это было нужно для победы, и это было сделано для победы и в самые сжатые сроки. Тяжела была борьба русских оружейников с умным и коварным врагом, да все-таки мы победили.

Как мы уже знаем с вами, артиллерия является древнейшим видом вооруженных сил России, и закончить наше повествование об этом виде оружия мы, наверное, должны его разновидностью - реактивной артиллерией. Как известно, и здесь наша страна была на должной высоте. Наши легендарные «катюши», впервые примененные против наглого врага еще в июле 1941 года, показали наше полное оружейное превосходство и в этой области. И хотя у немцев уже к началу войны была своя реактивная артиллерия, однако она значительно уступала нашим реактивным минометам.

.2 Из истории российского ракето- и самолетостроения

У превосходства русского оружия, сохранявшегося до самого конца войны, есть глубокие исторические корни. Ведь первое появление ракет на Руси датируется еще XV веком (псковская летопись), а уже в 1680 году в России действует «ракетное заведение», помещавшееся в Москве и изготавливавшее осветительные, сигнальные ракеты для фейерверка. А уже с 1717 года ракеты стали поступать и в войска - с этого времени на вооружении русской армии состоит однофунтовая осветительная сигнальная ракета, поднимавшаяся на высоту более 1 километра.

Первые боевые русские ракеты калибром от 2 до 4 дюймов были созданы русским генералом А. Засядко в 1815 году. Впервые эти русские боевые ракеты были применены нами и, кстати, весьма успешно в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Так что традиции просто обязывали нас быть первыми. И то, что так неприятно удивило во время войны немцев, впервые познакомившихся с нашим безоговорочным артиллерийским превосходством, для нас было не чем иным, как сохранением своих древних традиций.

Точно так же, как не собираются расставаться со своими традициями и наши авиастроители, и наши герои-летчики, ведущие свой отсчет от первого в мире самолета Можайского и нашего героя-авиатора капитана Нестерова, совершившего первый в мире воздушный таран. И вряд ли кто всерьез удивлялся тому, что страна, создавшая первый в мире самолет, создала и совершенно новый тип боевого самолета - первый в мире бронированный штурмовик Ил-2, - детище простого русского человека С. Ильюшина, родившегося в бедной крестьянской семье на Вологодчине и прошедшего славный путь от рядового красноармейца до самого знаменитого в мире авиаконструктора. Созданный им перед войной первый в мире «летающий танк» (как его звал сам Ильюшин) Ил-2 во время войны произвел сильнейшее впечатление не только на немцев, которые называли его «черной смертью», но и на наших союзников, пытавшихся осмыслить это русское чудо - весь самолет в броне и летает.

С. Ильюшин, работавший перед войной начальником Главного управления авиационной промышленности (в те времена это была очень крупная руководящая должность), руководствуясь не интересами собственной персоны, а прежде всего интересами Отечества, обратился к И. Сталину с письмом с просьбой об отставке с этого высоконачальственного поста.

Вот отрывки из этого письма: «…сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части бронированы. Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика…

Для осуществления этого выдающегося эксперимента, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности начальника Главка…».

Сегодня уже недостаточно превосходить противника в традиционных видах оружия. Главная наша задача сегодня - не пропустить появления у противника принципиально новых нетрадиционных видов оружия. А эта опасность вполне реальна. Ведь история развития военной техники говорит о том, что время от времени в той или иной стране, как черт из табакерки, выскакивает новый вид нетрадиционного оружия, обладающего абсолютной новизной и чрезвычайно резко усиливающего военный потенциал страны - обладателя этого вида оружия.

Так, во время Первой мировой войны в Англии появились первые танки, во время Второй мировой войны в Германии появились баллистические ракеты и реактивная авиация (истребители Ме-262), а в Америке - атомная бомба. А ведь сегодня все эти и многие другие страны объединены в один военный блок, направленный против России. Вот почему мы сегодня должны даже не удвоить, а удесятерить свои усилия по разработке принципиально нового оружия, чтобы не оказаться потом перед фактом неожиданного и ошеломляющего появления такого оружия у вероятных противников. Эта сложнейшая поисковая задача может быть выполнена только нашими изобретателями в содружестве с учеными. Посильна ли эта задача для нас сегодня? Да, поси

Наша задача сегодня - всенародно взять все эти наши национальные традиции на вооружение. Это наш долг перед Отечеством. Это наш долг перед памятью наших великих предков, которые вручили нам Великую Россию, чтобы мы, приумножив ее величие, передали ее нашим потомкам.

Заключение

В заключение необходимо сказать, что национальная традиция Росии - чем сильнее на Россию давит враг, тем сильнее у нас проявляется русский талант - побеждать. Всегда нужно помнить о заслугах наших оружейников, также как не имеем право забывать и о том, что когда мы говорим об артиллерии, то должны вспоминать и о наших героях-артиллеристах, которые своей воинской доблестью и ратным умением укрепили престиж русской артиллерии.

И как один из самых ярких примеров этой доблести и воинского мастерства - заслуги русских артиллеристов при штурме Измаила великим русским полководцем Суворовым 22 декабря 1790 года, когда 600 наших артиллерийских орудий в течение трех суток, предшествовавших штурму, непрерывно крушили вражескую оборону. Давайте представим себе эту героическую симфонию русской артиллерии, исполняемую на шестистах орудиях. Давайте представим себе эти громоподобные раскаты, переходящие в неумолчный богатырский артиллерийский рев…

Вспоминая Славу русского оружия, суворовских чудо-богатырей, нужно вспоминать не только тех солдат, офицеров и генералов, которые пошли на штурм неприступной крепости, обороняемой численно превосходящим противником, но и тех суворовских героев-артиллеристов, которые в течение трех суток вели непрерывную артиллерийскую дуэль с турецкой крепостной артиллерией.

В Великую Отечественную войну наши артиллеристы приумножили свою славу во всех ее сражениях - и в битве под Москвой, и в Сталинградском сражении, и в Курской битве, и, конечно, в Берлинской операции, где одновременно действовало более 40 тысяч наших орудий и минометов.

Сегодня нам даже и представить себе трудно, чтобы руководитель столь высокого ранга не использовал бы свое высокое служебное положение для личного благополучия, не разворовывал бы государственные средства в целях личного обогащения, а наоборот - идет на завод, идет в производственное пекло.

В результате героического самоотверженного труда современных российских оружейников наша новейшая традиционная военная техника (к сожалению, почти не поступающая в войска из-за нехватки средств) сплошь и рядом не только не уступает, но и превосходит аналогичные зарубежные образцы.

Список литературы

1.Волгин Н.М. Стрелковое оружие // Наука и жизнь, №5, 1984. С. 25-41

2.Гескурников Б.А. Один из первых // Техника и наука, №2, 1984. С. 53-68

.Гришанков В.В. История артиллерии России. М., 2001

.История русского оружия. Учебное пособие под ред. А.В. Семенова. М., 2002

.Мавродин А.Б. Из истории отечественного оружия. Русская винтовка. М., 2001

.Петров В.С. Автоматы и винтовки. М., 1998

.Русское оружие // Большая советская энциклопедия. Т. 1,2. М., 2001.

.Энциклопедия русского оружия. От Чохова до Калашникова. М., 2004

Похожие работы на - Искусство русских оружейников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!