Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации личности педагога

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,41 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации личности педагога















Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации личности педагога



И.В. Нагорнов, заместитель директора Городской центр технического творчества

Аннотация

Профессиональная деятельность оказывает как положительное, так и негативное влияние на личность. Негативными моментами являются профессиональная деформация и эмоциональное выгорание. Профессиональная деформация личности учителя - целостное психологическое новообразование в личности педагога, возникающее под влиянием профессиональной деятельности, которые оказывают позитивное и/или негативное влияние на реализацию целей педагогической деятельности. Возможно минимизировать данные явления на разном уровне: организационном, групповом, индивидуальном.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профилактика и минимизация.

I.V. Nagornov, Deputy Directorcenter of technical creativity, YaroslavlOF PREVENTION AND MINIMIZATION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF A TEACHER. Professional activities have both positive and negative influence on personality. Negative aspects are the professional deformation and emotional burnout. Professional deformation of the personality of the teacher - holistic psychological growth in the personality of the teacher, arising under the influence of professional activities that have a positive and/or negative impact on the realization of the goals of teaching activities. It is possible to minimize these phenomena at different levels: organizational, group and individual.words: professional activity, professional deformation, prevention and minimization.

В подавляющем большинстве исследований деятельность учителя, влияние педагогической профессии на личность педагога рассматриваются исключительно в положительном плане, однако существуют и отрицательные последствия профессионального развития учителя. Развитие может быть не обязательно прогрессивным. «Само понятие прогрессивности, - как пишет Е.А. Климов, - имеет признаки исторической и корпоративной (групповой, профессиональной) относительности. То, что прогрессивно, например, с точки зрения, создателя электронных счетных устройств, отнюдь не безупречно, с точки зрения педагога. В медицине и клинической психологии встречается термин «обратное развитие», что означает деградацию каких - то качеств организма, психических функций, как бы «откат» их на предыдущие фазы развития» [1 ].

Профессия педагога относится к социономическому типу, являясьальтруистической по содержанию и стрессогенной по характеру. Педагоги - группа с риском возникновения не только нервно - психических, но и соматических расстройств. Среди учителей распространен синдром эмоционального выгорания, компонентами которого являются эмоциональное истощение, снижение мотивации и личностное отдаление.

В достаточно широком понимании профессиональная деформация личности рассматривается как изменение личности вследствие профессиональной деятельности. Эти изменения носят как положительный, так и отрицательный характер. В более узком значении представлены негативные проявления данного влияния. Крайняя степень профессиональной деформации в этом случае выступает как профессиональная и личностная деградация, что делает невозможным дальнейшее выполнение профессиональной деятельности. Негативные проявления личности вследствие влияния профессиональной деятельности представлены как заострение личностных качеств, огрубление и перенос вовне стереотипов поведения, мышления, общения. Это приводит к осложнению взаимодействия с другими людьми, что делает поведение человека неадекватным обстановке. Таким образом, профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Проведя теоретический анализ исследований, мы принимаем для себя следующую систему рабочих понятий:

Профессиональная деформация личности учителя - целостное психологическое новообразование в личности педагога, возникающее под влиянием профессиональной деятельности, которые оказывают позитивное и/или негативное влияние на реализацию целей педагогической деятельности. Профессиональная деформация личности учителя представляет собой социально - психологический феномен, заключающийся в изменении личности учителя и его профессиональных возможностей, обусловленных спецификой педагогической деятельности, мотивационной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах личности Профессиональная деструкция - патологический процесс разрушения структуры личности в целом или отдельным ее компонентам. Деструкция приводит к разнообразным по выраженности и структуре дефектам личности.

Синдром сгорания - как целостный симптокомплекс взаимосвязанных механизмов и эксплицирующих их феноменов, синтезирующий три базовых структурных компонента (эмоциональное истощение, личностное отдаление, снижение мотивации).

Профессиональная деформация личности учителя как целостное образование личности педагога имеет внутреннюю структуру и включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, поведенческий, коммуникативный. профессиональный деформация личность педагог

Конструктивной основой для разработок в области минимизации профессиональной деформации личности учителя является идея социально-психологического сопровождения профессионально и личностного развития учителя, система мероприятий ориентированная на профилактику и минимизацию проявлений профессиональной деформации. При этом, минимизация профессиональной деформации рассматривается как процесс сведения к минимуму негативных проявлений влияния профессиональной деятельности на личность.

Данные нашего исследования свидетельствуют, что предложения по профилактике и коррекции профессиональной деформации учителя, отражающих мнение самих педагогов, носят разрозненный, несистемный характер. Эти предложения представлены в следующем виде:

увеличение заработной платы;

наличие морального вознаграждения со стороны администрации конкретного образовательного учреждения и органов управления образованием;

сокращения существующей нагрузки, а соответственно рабочей недели, нормирование рабочего дня;

проведения восстановительных и культурно - досуговых мероприятий;

уменьшение «бумажной» работы в форме заполнения различных отчетов;

разряда по оплате педагогической деятельности.

Мы полагаем, что конструктивной основой для разработок в области профилактики, коррекции и минимизации профессиональной деформации личности учителя может стать идея социально-психологического сопровождения профессионального и личностного развития учителя.

Рассматривая социально-психологическое сопровождение как последовательный процесс, соотнесенный с проблемами профессионального развития можно определить этапы работы по минимизации профессиональной деформации личности учителя. Данными этапами нам представляются профессиональный отбор и обучение, адаптация, профессионального роста.

В соответствии с полученными в нашем исследовании данными, можно говорить, что некоторые компоненты профессиональной деформации учителя начинают формироваться в процессе обучения в вузе. Таким образом, необходимо обратить внимание на подготовку кадров образовательных организациях профессионального образования. В основу такой подготовки должны быть положены современные принципы теории и методики профессионального образования, например такие, которые предлагают авторы пособия «Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах» [2].

Начальным этапом социально-психологического сопровождения, в том числе направленного и на профилактику профессиональной деформации учителя, будет являться профессиональный отбор и обучение в педагогическом вузе. Основными целями этого этапа выступают отбор наиболее способных к педагогической деятельности, развитие социально-психологической компетентности и педагогической направленности будущих педагогов. не имели или имели скаженное представление о профессии учителя.

Относительно подготовки учителей можно отметить, что в педагогических учебных заведениях превалируют теоретические построения в ущерб практике. В данном случае необходимо углубление практической направленности педагогического образования, его взаимосвязи с реальными процессами, протекающими в образовательных учреждениях. Усиление инновационного компонента в педагогическом образовании, подготовка студентов к инновационной образовательной деятельности позволит достичь открытости будущих педагогических работников перед новым опытом. Важным становится проведение социально-психологических тренингов, направленных на формирование стрессоустойчивости, развитие позитивных качеств личности, коммуникативной компетентности, развитие навыков рефлексии педагогической деятельности [3].

При социально-психологическом сопровождения на этапе адаптации и профессионального роста необходимо использовать возможности школы как образовательной системы. В этом отношении значительная роль принадлежит администрации конкретного образовательного учреждения, школьным психологам и психологической службе школы.

На наш взгляд, использовать возможности школы можно на трех уровнях, соответственно которым можно определить и объекты деятельности по минимизации негативных явлений. Данная деятельность может проходить на общем, групповом и индивидуальном уровнях.

Общий уровень определяет необходимость проведения комплекса мероприятий необходимых для всех учителей образовательного учреждения. На этом уровне важно информирование учителя о явлении профессиональной деформации личности, его негативных проявлениях и последствиях. Информирование может проходить в форме методических семинаров и научно- практических конференций.

На групповом уровне предполагается работа с различными профессиональными группами и отдельными группами учителей. Группы учителей могут различаться по уровню профессиональной компетентности, стажу работы в образовании, предмету и выраженности компонентов и проявлений профессиональной деформации. На данном уровне используются методы активного включения в группу, работа в малых группах, социально -психологический тренинг, методы активного социального обучения.

Таким образом, выбор стратегии профилактики и минимизации профессиональной деформации учителя зависит от характера и идеологии образовательного учреждения, наличия необходимых ресурсов и возможностей психолога или социального педагога.

Библиографический список

Климов Е.А. Психология профессионала. М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400с.

Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах : учебное пособие / сост. : Бугайчук Т.В. Доссэ Т.Г., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю., Тарханова И.Ю. / под. науч. ред. М.В. Новикова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. − 107 с.

Юферова М.А. Конфликтологические аспекты педагогической деятельности / М.А. Юферова, Т.Г. Доссэ // Системогенез учебной и профессиональной деятельности V

Всероссийская научно-практическая конференция. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; под редакцией Ю.П. Поваренкова. 2011. - С.

Похожие работы на - Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации личности педагога

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!