Анализ связи между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    745,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ связи между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями

Введение

Одна из главных проблем подросткового возраста - взаимоотношения со сверстниками. Именно отношения в коллективе находятся в центре внимания индивида и во многом определяют его деятельность, поведение, а также в будущем влияют на развитие качеств личности и социальных установок индивида. Для подростка значимо занять значимое место среди одноклассников, быть признанным в коллективе или быть лидером в своей группе. Особенности социометрический статус изучали как зарубежные, так и отечественные ученые Л.С. Славина, Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский, У. Бронфенбреннер, Н.Е. Гронланд, В.С. Мерлин, Дж. Морено. Одним из самых популярных методов изучения проблемы является социометрический метод.

Во многом популярность подростка в группе зависит от его личных мотивов и ценностей. Можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. К тому же разные ценности имеют для индивида разное значение и с этим связана их иерархия. Одни и те же предметы и явления могут представлять разную ценность для разных людей, так же как и в различное время у одного и того же индивида. Именно на основе ценностей каждый человек делает свой выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают значимое влияние на направленность личности индивида, содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и окружающим. Исследование теоретических и методологических подходов к изучению ценностей и типов межличностных взаимоотношений нашли свое отражение в трудах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, А.Н. Бодалева, Н.Н. Обозова, Я.Л. Коломинского, B.Н. Мясищева, Н.Н. Филонова и других.

В американской социальной психологии стало популярным представление о системе ценностей индивида как иерархии его убеждений. Так, Милтон Рокич обозначает ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Рокич подразделяет ценности на два вида: инструментальные и терминальные. Инструментальные ценности (или ценности-средства) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К инструментальным ценностям обычно относят личностные черты, которые помогают человеку в жизни, его качества, например: вежливый, надежный, мудрый, заботливый, добрый. Терминальные ценности (или ценности-цели) - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. К таким ценностям М. Рокич относит: высокое материальное положение, духовное удовлетворение, развитие себя, достижения, собственный престиж, креативность, активные социальные контакты, сохранение собственной индивидуальности.

Можно предположить, что терминальные ценности оказывают влияние на социометрический статус подростка в группе. Соответственно, если предположить, что связь между популярностью подростка в группе и его ценностями есть, мы можем оказывать влияние на его положение в коллективе, воздействуя на его терминальные ценности.

Целью исследования является выявление связи между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями.

Объект исследования: популярность подростка в группе.

Предмет исследования: связь популярности подростка в группе с его терминальными ценностями.

Гипотеза: существует связь между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями.

Задачи:

.        Теоретический анализ литературы по проблеме терминальных ценностей.

.        Анализ и изучение особенностей взаимоотношения подростков в коллективе.

.        Подбор психодиагностического инструментария.

.        Проведение эмпирического исследования.

.        Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

Для проверки гипотезы и решения задач исследования были использованы следующие методы: метод социометрических измерений, опросник.

Выборку исследования составили 87 подростков, обучающихся в 8 классе. База исследования МОУ СОШ №37 г. Вологды.

1. Теоретические аспекты проблемы социометрического статуса подростка и его ценностей

.1      Особенности социометрического статуса подростка

Личность подростка не может рассматриваться отдельно от социума, в котором он находится, от системы отношений, в которые он включен. Природа отношений в любых общностях сложна и неоднозначна. Во взаимоотношениях проявляются интеллектуальные возможности подростка, индивидуальные качества личности, усвоение индивидом норм и ценности общества.

В подростковых группах складываются такие межличностные отношения, которые отражают взаимосвязи учащихся в этих группах. Особенно актуально для детей общение со своими сверстниками в подростковом возрасте. Во взаимоотношениях подростков на первом месте стоят межличностные отношения со сверстниками. Ощущать устойчивость и целостность себя и других участников коллектива - важный критерий для личностного благополучия и установления дружеских отношений с окружающими. Во многом формирование этого чувства зависит от индивидуальных особенностей развития подростка. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, конфликтами и противоречиями, то устойчивость психологических особенностей характера проявится довольно поздно, в возрасте от 20 до 35 лет. Это значит, что характер межличностных отношений индивида может повлиять на его дальнейшее личностное развитие.

В процессе личностного развития подросток динамично осваивает различные социальные роли. Что происходит только благодаря тому, что ребенок вступает в различного рода взаимодействия в различных ситуациях, где каждая из них диктует свои правила, нормы. Поэтому, чем больше ролевой репертуар подростка, тем более успешно происходит процесс его социализации и тем выше его адаптационные способности.

Развитие личности происходит в соответствии с требованиями, характером и целями социальных групп. Но цели лишь задают лишь общий характер формирования человека как представителя социума, общее направление. Необходимо, чтобы сработали сложные социально-психологические механизмы, переход социальных и психологических условий в социально-психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, чтобы две противоположные тенденции: индивидуализация и социализация равноценно участвовали в становлении личности подростка.

Социальная мотивация, которая выражается в стремлении к социализации, является социально-психологическим фактором, который обеспечивает стремление индивида включаться коллективы и соотнесение им своего Я с группами, в которых он находится. Мотивация, которая выражена в стремлении к индивидуализации, лежит в основе выработки отношений к социуму.

Социальный опыт подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели социума, но этот процесс может протекать по-разному. Чем менее эффективной является социализация подростка, тем велика вероятность, что в дальнейшем он столкнется с различными проблемами социального характера.

Многочисленные теории социализации, которые появились в науке за последний век, можно отнести к одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Представители первого подхода Т. Парсонс, Ж. Пиаже, И. Таллимен, Э. Макнейл, Г. Зиммель предполагают, что социализация является присвоением социальных норм, с целью достижения конформности с обществом. Другого взгляда на проблему социализаии придерживаются приверженцы субъект-субъектного направления: Г. М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Ф. Знанецки, А. Инкельс, которые определяли социализацию как активное взаимодействие индивида и социума как двух равнозначных субъектов.

Социализация подростка в группе как процесс освоения и реализации отношений и социальных норм составляет одну часть двуединого процесса социализации-индивидуализации, результатом которого является становление субъекта активного творческого действия. Ребенок не только адаптируется к группе сверстников, к принятым в этом обществе социальным нормам и ценностям, но и пропускает это через себя, вырабатывает индивидуальный путь для реализации собственных ценностей. Из этого следует, что социализация есть фактор личностного развития подростков, который в дальнейшем определяет уровень и динамику становления индивидуализации субъекта.

В свою очередь, социометрический статус является одним из самых значимых параметров положения личности в группе сверстников. Прежде чем рассмотреть вопрос о структуре статуса необходимо объяснить понятие «взаимоотношение в группе». Под взаимоотношениями понимают значимое для личности эмоциональное и интеллектуальное отражение индивидами друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Следовательно, межличностное взаимоотношение - это специфический вид отношения людей друг к другу. В теоретических и прикладных исследованиях социометрический статус личности описывается как глобальный показатель ее положения в группе.

Одним из самых популярных методов исследования данной проблемы, наиболее использованной является социометрия. Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Ее основоположник американский социальный психолог Джекоб Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность взаимоотноношений в группе составляет, по Джекобу Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только групповые характеристики, но и состояние души индивида.

Джекоб Морено считал, что психическое здоровье человека связано с его положением в структуре отношений в группе. Это значит, если индивид окружен людьми, которые испытывают к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Кроме того, недостаток симпатий уже порождает неприятности. А чтобы понять его проблемы, американский социолог считал необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений малой группы.

В целом, социометрическая структура определяется совокупностью нескольких социометрических характеристик группы: социометрического статуса её членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Каждый подросток имеет свой социометрический статус, который определяется при подсчете суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других участников процедуры. Величина социометрического статуса зависит от того, какие чувства испытывают члены коллектива по отношению к индивиду.

Индивиды с самым высоким социометрическим статусом являются "звездами" коллектива и имеют максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных. Это члены группы, которые симпатичны большинству или, по крайней мере, большей части коллектива. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеют большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных, поскольку к данному индивиду другие члены группы, скорее всего, равнодушны. Далее идут отверженные. Это индивиды, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

.2 Ценности и их влияние на формирование личности

Развитие психологии индивидуальности способствовало выделению проблемы взаимосвязи ценностей и межличностных отношений в коллективе. В этом вопросе пересекаются теории аксиологии и психологии отношений. Изучение индивидуальных причин поведения обогащает процесс переобучения с одной целью - формирования новой модели поведения у индивида. В современной литературе вопросам изучения ценностей индивида и его отношений с окружающим миром посвящены труды Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.Е. Швыркова, П.Н. Шихирева, А.В. Ядова и других.

Исследование методологических и теоретических подходов к изучению ценностных систем, представленных в исследованиях, и типов межличностных взаимоотношений нашли свое отражение в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Бодолева, Н.Н. Обозова, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Фломова, B.Н. Мясищева, Н.Н. Филонова и других.

Проанализировав труды вышеупомянутых специалистов, можно подытожить, что проблема личностных ценности является одним из значимых вопросов, которые исследуют такие науки как: философия, педагогика, социология и, конечно, психология. Несмотря на то, что многие определения ценностей в психологии основаны на философских и социологических концепциях ценностей и ценностных ориентаций, имеющие давнюю традицию, психологическое понимание личностных ценностей существенно отличается от интерпретации ценностей в других науках.

Подходы к определению ценностей можно объединить в различные группы. Среди различных подходов к определению ценностей наиболее распространенным и популярным является подход, который рассматривает ценности как порождение жизнедеятельности конкретного социума, развитый в трудах философов и социологов.

Э. Дюркгейм, описывая в своих трудах взаимосвязи ценностно-нормативных систем индивида и социума, указывает, что система ценностей общества - это совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, она объективна, будучи «свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов», которые «находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться». Переход вовнутрь, или интериоризация, социальных ценностей происходит с помощью внешнего принуждения: «мы не являемся хозяевами наших оценок, мы связаны и принуждаемы. Нас связывает социальное сознание».

Ф.Е. Василюк, непосредственно связывая ценности с мотивами, в то же время указывает вслед за В. Франклом, на смысловую природу личностных ценностей. В понимании Б.С. Братуся ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Как отмечает автор, «именно общие смысловые образования, являющиеся основными конструирующими единицами личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни: к миру, другим людям и к самому себе».

Согласно Д.А. Леонтьеву личностные ценности «проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, то есть «мотивообразования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике». Д.А. Леонтьев выделяет несколько плоскостей рассмотрения ценностей. Прежде всего, это понимание ценности как атрибута (синонимы «смысл», «значимость»), но не объекта. При отнесении ценности к объектам или предметам, возникает вторая оппозиция: ценности с одной стороны, «конкретные значимые для субъекта и/или удовлетворяющие его потребности предметы», с другой - абстрактные сущности, как нечто ценное само по себе «от любой личностно осмысленной социальной нормы до осознанного и принятого смысла жизни». Третья оппозиция: ценность - это «сугубо индивидуальная реальность, значимая только для переживающего её субъекта», связанная с его выбором, или надындивидуальная реальность, по отношению к которой мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации или субъективные ценности рассматриваются как вторичные. Четвёртая оппозиция состоит в онтологизации ценностей, то есть отнесении их к сущностям особого рода, абсолютизации надындивидуальных ценностей, что, по мнению Д.А. Леонтьева, выводит их за пределы научного, в том числе философского анализа; или социологическая интерпретация ценностей, постулирующая их надындивидуальный характер.

С социологической позиции, пишет Д.А. Леонтьев, социальные ценности, являясь порождением жизнедеятельности конкретного социума, «отражают в себе основные черты этой жизнедеятельности в снятом виде». Они «трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности и, безусловно, первичны по отношению к индивидуально-психологическим ценностным образованиям». Пятая оппозиция ставит вопрос об осознанном или бессознательном влиянии ценностей на поведение и деятельность личности. Шестая рассматривает ценности как «чётко описанные нормы или стандарты, которые требуется соблюдать», или как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие только общую направленность деятельности. Д.А. Леонтьев считает, что к психологическому подходу наиболее близко рассмотрение ценностей как жизненных целей, смыслов и идеалов, задающих общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры. Он отводит ценностям ведущую роль в мотивации и регуляции деятельности и поведения личности. Таким образом, в психологии понятие «индивидуальные ценности» располагается в ряду таких понятий как идеалы, убеждения, установки, мотивы и потребности.

Интериоризация социальных ценностей происходит посредством внешнего принуждения: «мы не являемся хозяевами наших оценок, мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание». Другого взгляда на природу ценностей придерживался Н.А. Бердяев, утверждая, что «определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания», что человеку по своей природе свойственно оценивать.

У. Томас и Ф. Знанецкий указывают на взаимодействие объективно существующих социальных ценностей и субъективных установок, при взаимодействии и соперничестве которых формируется система ценностей личности. Близкого этого взгляда придерживался Т. Парсонс. Он оперирует понятием «социальная система», включающей две подсистемы: с одной стороны, потребности «деятеля», с другой - ценности социокультурной среды. В конкретной ситуации происходит взаимодействие и взаимообмен ценностно-нормативного содержания указанных подсистем путем их институционализации (легитимизации обществом) и интернализации личностью в процессе социализации.

Макс Вебер писал, что ценности определяют мотивы социального поведения, поскольку оно основано на вере «в самодовлеющую ценность определенного поведения как такового независимо от того, к чему оно приведет».

Не менее распространенным является взгляд на ценности как разновидность социальных установок, интересов личности, регулирующих ее поведение путём ее направления и структурирования. А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов говорили о ценностных ориентациях личности, под которой понимали «установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества». Они отмечали, что ценностные ориентации весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса».

Понятие ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест в диспозиционной концепции личности В.А. Ядова. Автор предположил, что установки, социальные установки, ценностные ориентации находятся в определенной иерархии и вместе образуют своеобразную диспозиционную систему. Ядерно-центрическая модель ценностей В.А. Ядова включает в себя: ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро; ценности среднего статуса; ценности ниже среднего статуса и ценности низшего статуса. Первые и последние ценности малоподвижны, а те, что занимают промежуточное положение, находятся в постоянном движении.

Таким образом, согласно В.А. Ядову, ценностные ориентации наряду с общей направленностью интересов личности регулируют её социальное поведение. Преобладающим в психологии является понимание личностных ценностей близкое к потребностям и мотивам. При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в гуманистической психологии.

Г. Оллпорт рассматривал ценность как «некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность». При этом, считал он, источником большинства ценностей личности является мораль общества, но имеется ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами. Моральные нормы и ценности, формируемые и поддерживаемые обществом посредством внешнего подкрепления, выступают в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Превращение внешних ценностей в ценности внутренние Г. Оллпорт называет «функциональной автономией», процессом трансформации «категорий знания» в «категории значимости», то есть «категории значимости» возникают при самостоятельном осознании смысла полученных извне «категорий знания».

По мнению К. Роджерса, в структуру «самости», центрального понятия его теории личности, входят как «непосредственно переживаемые организмом», так и заимствованные, «интроецируемые» ценности, которые человеком ошибочно интерпретируются как собственные. Как пишет К. Роджерс, «именно организм поставляет данные, на основе которых формируются ценностные суждения». По его мнению, внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если воспринимаются «физиологическим аппаратом» как способствующие сохранению и укреплению организма - «именно на этом основании усваиваются взятые из культуры социальные ценности». При этом он все же говорит о необходимости осознания возникающих переживаний, составляющих основу ценностных представлений.

А. Маслоу придерживался близкого взгляда, считая, что ценности столь же значимы для личности, как физиологические потребности. «Они могут рассматриваться как дефицит, который следует оптимально ликвидировать с помощью окружающего мира, чтобы избежать болезни или субъективно плохого самочувствия». «Фундаментальные потребности или фундаментальные ценности могут рассматриваться и как цели, и как ступени лестницы, ведущей к единой конечной цели», к самоактуализации. Причем эти потребности (или ценности) «связаны друг с другом иерархически и эволюционно», занимая места соответственно своей силе и важности. Выбор человеком высших ценностей предопределен самой его природой, а не божественным началом или чем-либо другим, находящимся за пределом человеческой сущности. При наличии свободного выбора человек сам «инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло».

В. Франкл проводит различие между потребностями и личностными ценностями следующим образом: если потребности нас толкают, то ценности притягивают. В отличие от потребностей ценности в принципе не насыщаемы. Согласно В. Франклу, «ценности ведут и притягивают человека, у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, то есть между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным.

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностей во всем мире считаются исследования, проводившиеся в конце 60-х годов в Америке Милтоном Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич описывает как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

) общее количество ценностей, которые являются достоянием индивида, относительно небольшое;

) все индивиды в разной степени обладают одинаковыми ценностями;

) ценности образуют системы;

) в культуре, обществе и его институтах прослеживаются истоки человеческих ценностей;

) почти во всех социальных феноменах прослеживается влияние ценностей.

Милтон Рокич делит ценности на два класса: инструментальные и терминальные.

Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, справедливость, ответственность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, хорошее материальное положение, счастливая семья) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться всю жизнь.

В практической части исследовании был использован опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, который основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей.

На основании анализа трудов по выбранной проблеме, можно обобщить, что ценности - это сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность личности и содержание активности личности, которое является составной частью системы отношений индивида, определяющий общий подход человека к окружающим, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностей отражает внутреннюю основу отношений индивида с окружающим миром. В эмпирической части исследования было проверено предположение - есть ли связь популярности подростка в группе сверстников с его терминальными ценностями.

2. Эмпирическое исследование связи популярности подростка в группе с его терминальными ценностями

.1 Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование по выявлению связи популярности подростка в группе с его терминальными ценностями проходило в несколько этапов:

) планирование исследования;

) сбор эмпирических данных;

) качественная и количественная обработка данных, их анализ, интерпретация и формулировка выводов.

Целью исследования является выявление связи между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями.

Предмет исследования: связь популярности подростка в группе с его терминальными ценностями.

Гипотеза: существует связь между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

. Подобрать методический инструментарий для исследования терминальных ценностей и социометрического статуса подростка.

. Сформировать выборку исследования, собрать эмпирические данные.

. Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики.

. Осуществить интерпретацию результатов.

Исследование проводилось в марте 2017 года на базе МОУ «СОШ №37» г. Вологды. Общий объем выборки составил 87 человек. В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов. После уроков им было предложено поучаствовать в исследовании, ответив на вопросы. Процедура сбора данных длилась около 60 минут.

Для изучения социометрического статуса подростка в классе был использован метод социометрических измерений. Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социометерических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Была использована методика социометрии в адаптации Я. Л. Коломинского. Чтобы определить социометрические показатели по двум критериям - эмоциональному и деловому, подросткам были заданы следующие вопросы: «Представь, если бы ты мог пригласить на День Рождения всех, кого хочешь. Кого бы из своего класса ты пригласил?», «Кого бы ты не хотел приглашать на День Рождения?», «С кем бы ты хотел работать над совместным проектом?», «С кем бы ты не хотел работать над совместным проектом?». Чтобы вычислить показатель эмоциональной экспансивности каждого учащегося, была выбрана непараметрическая процедура социометрии. Каждый ребенок мог сделать неограниченное количество положительных и отрицательных выборов.

Для исследования ценностей подростков был использован опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ), автора И.Г. Сенина.

Опросник основан на двух положениях: первое - жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни любого человека, однако для разных людей имеют неодинаковую значимость. Во-вторых, в каждой из сфер человек реализует различные стремления и желание, которые являются компонентном направленности его личности.

Методика И. Г. Сенина - инструмент для диагностики преобладающих терминальных ценностей индивида, которые он реализует в собственной жизни.

Но так как реальная жизнь очень противоречива и неоднородна, один и тот же человек зачастую выполняет функции, которые различны по своему содержанию, а также пытается реализовать в них определенные социальные роли. По ряду сходств эти особенности объединяются в отдельные сферы жизни.

По мнению автора, наиболее типичными для большинства индивидов являются такие сфера сферы:

а) профессиональная жизнь;

б) обучение и образование;

в) семья;

г) общественная жизнь;

д) увлечения.

Таким образом, опросник может оценить 40 показателей выраженности каждой из 8 ценностей в каждой из 5 сфер жизни, всего 53 показателя.

Нужно отметить, что терминальные ценности так или иначе проявляются во всех перечисленных выше жизненных сферах, каждая из которых в разной степени способствует реализации тех или иных ценностей. Поэтому сферы, которые способствуют реализации в наибольшей степени, становятся для человека особенно значимыми.

Из этого следует, что вторым диагностическим конструктом методики является значимость для человека отдельной сферы его жизни как источника реализации определенной терминальной ценности.

В целом методика дает возможность получить ответы на три вопроса:

. Какая из терминальных ценностей преобладает в жизни отдельного человека?

. Какая из жизненных сфер является для испытуемого наиболее значимой?

. Какая из жизненных сфер способствует реализации преобладающей терминальной ценности в наибольшей степени?

Опросник содержит восемьдесят утверждений. Каждое из них респондент оценивает по пятибалльной шкале, где: 1 балл - не имеет никакого значения; 2 балла - небольшое значение; 3 балла - определенное значение; 4 балла - важно; 5 баллов - очень важно).

.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Для начала рассмотрим результаты социометрии. Анализ социометрических данных осуществляется по двум критериям - эмоциональному и деловому - с помощью социометрических индексов:

. Индекс эмоциональной экспансивности (дальше ЭЭ) может выявлять потребность личности в общении. Положительная эмоциональная экспансивность (дальше ПЭ) означает позитивное отношение испытуемого к коллективу, степень открытости испытуемого к коллективу. Отрицательная эмоциональная экспансивность (дальше ОЭ) характеризует силу отталкивания индивида от коллектива.

Чтобы определить индекс эмоциональной экспансивности каждого испытуемого, первоначально нужно определить индекс положительной эмоциональной экспансивности (ПЭ): для этого необходимо число выборов ученика, которое он произвел разделить на число оцененных им лиц.

Отрицательная эмоциональная экспансивность (ОЭ) определяется по формуле: число отклонение, которое произвел ученик делится на число оцененных им лиц.

Эмоциональная экспансивность каждого индивида вычисляется следующим образом:

ЭЭ = ПЭ - ОЭ

. Индекс социометрического статуса индивида.

Положительный статус одного испытуемого (далее ПС) вычисляется по следующей формуле: число человек, выбравших ученика делится на число лиц, которых он оценил.

Отрицательный статус конкретного члена группы (далее ОС) вычисляется по формуле: число лиц, которые отклонили индивида делится на число лиц, оценивших его.

Общий статус индивида (СС) в коллективе определяется по следующей формуле:

СС = ПС - ОС.

Социометрический индекс является показателем предпочтения определенного члена группы с точки зрения других членов этого коллектива. Социометрическим статусом в социальной психологии называется положение субъекта в системе межличностных отношений коллектива, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Социометрический статус индивида характеризует положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в коллективе. Кроме того, индекс может быть показателем индивидуальных организаторских способностей индивида, оценкой его коммуникабельности, мерой социальной признательности остальными участниками группы,

В первую очередь были проанализированы данные о популярности подростков в коллективе, то есть результаты социометрии. С помощью непараметрической процедуры социометрии, помимо отрицательного и положительного социального статуса каждого испытуемого, были получены данные о положительной и отрицательной эмоциональной экспансивности по двум критериям. В таблице 1 представлены минимальные, средние и максимальные показатели по деловому критерию.

Таблица 1 - Социометрические показатели индивидов, деловой критерий


ПЭ

ОЭ

ЭЭ

ПС

ОС

СС

Среднее

,21

,18

,026

,23

,14

,08

Минимум

,00

,00

-,43

,00

,00

-,56

Максимум

,70

,70

,40

,75

,68


ПЭ - положительная эмоциональная экспансивность; ОЭ - отрицательная эмоциональная экспансивность; ЭЭ - эмоциональная экспансивность; ПС - положительный социометрический статус; ОС - отрицательный социометрический статус; СС - социометрический статус.

В таблице 2 представлены минимальные, средние и максимальные показатели испытуемых по эмоциональному критерию.

Таблица 2 - Социометрические показатели индивидов, эмоциональный критерий


ПЭ

ОЭ

ЭЭ

ПС

ОС

СС

Среднее

,21

,14

,07

,18

,12

,05

Минимум

,00

,00

-,56

,00

,00

-,53

Максимум

,75

,70

,59

,53

,53

,48


ПЭ - положительная эмоциональная экспансивность; ОЭ - отрицательная эмоциональная экспансивность; ЭЭ - эмоциональная экспансивность; ПС - положительный социометрический статус; ОС - отрицательный социометрический статус; СС - социометрический статус.

На Рисунке 1 представлены результаты исследования терминальных ценностей.

Рисунок 1 - Средние значения терминальных ценностей: 1 - cобственный престиж; 2 - высокое материальное положение; 3 - креативность; 4 - активные социальные контакты; 5 - развитие себя; 6 - достижения; 7 - духовное удовлетворение; 8 - сохранение собственной индивидуальности

Из диаграммы видно, что первое место в списке значимых для подростков терминальных ценностей занимают достижения. Испытуемые, которые имеют высокий бал по этому показателю, как правило, стремятся к целенаправленному постижению определенных результатов в различные периоды жизни.

На втором месте у подростков - саморазвитие. Высокий бал, как правило, говорит о стремлении испытуемых к самосовершенствованию, а также отражает заинтересованность подростков в объективной информации об особенностях их характера, способностей, других различных характеристиках личности.

На третьем месте по значимости поделили между собой креативность и сохранение собственной индивидуальности. А значит, подростки стремятся избегать стереотипов, реализовывать свои творческие возможности, при этом сохранять независимость от других людей, неповторимость и своеобразие собственной личности, мнения, убеждений, жизненного стиля. Они стремятся не поддаваться влиянию массовых общественных тенденций.

Далее перейдем к анализу связи популярности подростка в группе с его терминальными ценностями.

Для начала был проведен подсчет итожащих статистик по всем количественным переменным. При помощи методов математической статистики с использованием программы SPSS с использованием критерия Колмогорова-Смирнова было проверено, соответствует ли каждое из распределений нормальному. Так как многие распределения не подчиняются закону нормального распределения, был использован непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.

Были рассмотрены случаи, в которых существует статистически значимая связь с однопроцентным уровнем значимости (р ≤ 0,01) между переменными социометрического статуса по двум критериям, включая эмоциональную экспансивность, и терминальными ценностями внутри каждой жизненной сферы.

Положительная эмоциональная экспансивность по деловому критерию имеет отрицательную статистически значимую связь с переменной «собственный престиж в профессиональной жизни». Коэффициент корреляции -0,265, уровень значимости 0,004. Характер связи изображен на Рисунке 2. Это значит, что меньше всего открыты к сотрудничеству со сверстниками те, кто стремится иметь престижную профессию. Такие индивиды обычно заинтересованы в мнении общество касаемо своей специальности или будущей профессии и стремятся добиться признания в коллективе с помощью выбора социально одобряемой работы или специальности.

Рисунок 2 - Связь положительной эмоциональной экспансивности по деловому критерию с собственным престижем в профессиональной жизни

Показатель «отрицательная эмоциональная экспансивность» по деловому критерию имеет статистически значимую положительную связь с переменной «Сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни». Коэффициент корреляции 0,248, уровень значимости 0,004. Характер связи изображен на Рисунке 3. Это значит, что наиболее всего закрыты к сотрудничеству со сверстниками учащиеся, которые стремятся не соответствовать общественно-политическим воззрениям окружающих. Самой ценной для них является такая позиция, которую занимает меньшинство.

Рисунок 3 - Связь переменной «отрицательная эмоциональная экспансивность» с показателем «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни»

Общий показатель эмоциональной экспансивности по деловому критерию имеет положительную статистически значимую связь с переменной «достижения в общественной жизни» (Рисунок 4). Коэффициент корреляции 0,213, уровень значимости 0,004. Из этого следует, что больше всего стремятся к сотрудничеству с одноклассниками те испытуемые, которые целенаправленно стремятся к достижению, в первую очередь, определенных результатов в своей общественно-политической деятельности. Такие люди обычно четко планируют задачи по общественной работе, ставят конкретные задачи на каждом этапе для достижения и стремятся любыми путями к ним приблизиться.

Рисунок 4 - Связь эмоциональной экспансивности по деловому критерию с переменной «достижения в общественной жизни»

Общий показатель эмоциональной экспансивности по деловому критерию имеет отрицательную статистически значимую связь с переменной «сохранение собственной индивидуальности в профессиональной жизни» (Рисунок 5). Коэффициент корреляции -0,213, уровень значимости 0,004. Из этого следует, что к совместной работе с одноклассниками не стремятся те, кто хочет посредством своей будущей профессии каким-либо образом «выделиться из толпы». Такие индивиды обычно хотят освоить такую профессию, которая могла бы обратить внимание на их индивидуальность (например, выбор редкой и малораспространенной специальности).

Рисунок 5 - Связь эмоциональной экспансивности по деловому критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в профессиональной жизни»

Положительный социометрический статус имеет положительную статистически значимую связь с переменной «собственный престиж в обучении и образовании». Характер связи изображен на Рисунке 6. Коэффициент корреляции 0,335, уровень значимости 0,002. Из этого следует, что в сотрудничать в школьном коллективе предпочитают с теми, кто стремится иметь уровень образования, который будет высоко оценен обществом и отличается особой заинтересованностью в мнении окружающих касаемо образования, которого испытуемый хочет достичь.

Рисунок 6 - Связь социометрического статуса по деловому критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в профессиональной жизни»

А также более высокий положительный социометрический статус у тех, кто имеет высокий балл по школе «активные социальные контакты в обучении и образовании», характер связи изображен на Рисунке 7. Коэффициент корреляции 0,277, уровень значимости 0,009. Это означает, что работать над совместными проектами предпочитают с теми, кто стремится идентифицировать себя с определенной малой группой. Люди, которые набирают высокий балл по этому показателю, обычно желают получить определенное образования, для того, чтобы приблизиться к людям, которые принадлежат к определенной социальной группе.

Рисунок 7 - Связь положительного социометрического статуса по деловому критерию с переменной «активные социальные контакты в обучении и образовании»

Отрицательный социометрический статус чаще всего имеют те испытуемые, у которых высокие показатели по шкале «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни». Об этом говорит положительная статистически значимая связь между двумя переменными (Рисунок 8). Коэффициент корреляции 0,227, уровень значимости 0,05. Из этого следует, что в коллективе не предпочитают работать над совместными проектами с теми, кто стремится не оказаться под влияние общественно-политических воззрений окружающих. Индивиды с высоким баллом по данному показателю, как правило, придерживаются такой общественно-политической позиции, которую занимает меньшинство.

Рисунок 8 - Связь отрицательного социометрического статуса по деловому критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни»

Было выявлено, что показатель социометрического статуса имеет положительную статистически значимую связь с переменными «собственный престиж в обучении и образовании» (коэффициент корреляции 0,238, уровень значимости 0,003) и «активные социальные контакты в общественной жизни» (коэффициент корреляции 0,258, уровень значимости 0,014). Характер связи изображен на Рисунке 9 и Рисунке 10. Это значит, что чаще всего одноклассники выбирают таких партнеров по проекту, которые отличаются особой заинтересованностью в мнении других людей относительно уровня образования, которого они хотели бы достичь, а также тех, кто стремится выразить свою социальную направленность через активность в общественной жизнь.

Рисунок 9 - Связь отрицательного социометрического статуса по деловому критерию с переменной «собственный престиж в обучении и образовании»

Рисунок 10 - Связь отрицательного социометрического статуса по деловому критерию с переменной «активные социальные контакты в общественной жизни»

Теперь рассмотрим статистически значимые связи между терминальными ценностями в отдельных жизненных сферах с социометрическими показателями по эмоциональному критерию.

Исходя из данных корреляционной матрицы видно, что чем значимее для подростка собственный престиж в сфере обучения и образования, тем охотнее он идет на контакт со своими сверстниками. Наличие статистически значимых связей показало, что люди с высокими показателями по шкале «собственный престиж» в сфере обучения и образования, по сравнению со сверстниками, имеют высокие показатели положительной эмоциональной экспансивности (Рисунок 11). Коэффициент корреляции 0,281, уровень значимости 0,008. Это означает, что чаще других на день рождения приглашают тех, кто отличается особой заинтересованностью в мнении окружающих касаемо уровня собственного образования или того уровня образования, которого они хотели бы достичь.


Также положительная статистически значимая связь обнаружена между показателями положительной эмоциональной экспансивности по эмоциональному критерию с переменными «активные социальные контакты в обучении и образовании» (Рисунок 12) и «активные социальные контакты в общественной жизни» (Рисунок 13). Это значит, что более дружелюбно настроены к одноклассницам те испытуемые, которые стремятся идентифицировать себя с определенной социальной группой и отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к какой-либо социальной группе. А также те, кто реализует свою социальную направленность через активную общественную жизнь.

Рисунок 12 - Связь положительной эмоциональной экспансивности по эмоциональному критерию с переменной «активные социальные контакты в обучении и образовании»

Рисунок 13 - Связь положительной эмоциональной экспансивности по эмоциональному критерию с переменной «активные социальные контакты в общественной жизни»

Рассмотрим характер связи «сохранения собственной индивидуальности в общественной жизни» с показателем отрицательной эмоциональной экспансивность по эмоциональному критерию (Рисунок 14). Коэффициент корреляции 0,283, уровень значимости 0,008. Связь положительная и статистически значимая, следовательно, подростки, которые стремятся не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей, враждебно настроены к обществу и в большинстве случаев закрыты для установления контактов с окружающими, а значит не охотно приглашают одноклассников на свой праздник.

Рисунок 14 - Связь положительной эмоциональной экспансивности по эмоциональному критерию с переменной «сохранения собственной индивидуальности в общественной жизни»

Из данных корреляционной матрицы видно, что статистически значимая связь существует между положительным социометрическим статусом индивида и переменной «активные социальные контакты в обучении и образовании» (Рисунок 15). Коэффициент корреляции 0,2812, уровень значимости 0,006. Это означает, что на день рождения чаще всего приглашают тех, кто стремится идентифицировать себя с определенной социальной группой. Испытуемые, набравшие высокий балл по данному показателю, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты со сверстниками.

Рисунок 15 - Связь положительного социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «активные социальные контакты в обучении и образовании»

Отрицательный социометрический статус по эмоциональному критерию имеет статистически значимую отрицательную связь с показателями по шкале «активные социальные контакты в общественной жизни» (Рисунок 16). Коэффициент корреляции -0,348, уровень значимости 0,001. Это значит, что на день рождения чаще всего приглашают тех одноклассников, которые через активность в общественной жизни реализуют свою социальную направленность. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю стремятся занять такое место в коллективе, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общественной жизни.

Рисунок 16 - Связь отрицательного социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «активные социальные контакты в общественной жизни»

Показатель отрицательного социометрического статуса имеет положительную статистически значимую связь с такими переменными как «сохранение собственной индивидуальности в обучении и образовании» (Рисунок 17), «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни» (Рисунок 18) и «сохранение собственной индивидуальности в увлечениях» (Рисунок 19). Это значит, что на день рождения предпочитают не приглашать тех, кто стремится построить свой образовательный процесс таким образом, чтобы он максимально соответствовал всем особенностям личности испытуемого, такие люди обычно выражают собственную индивидуальность посредством увлечений и стремятся не попасть под влияние общественно-политических взглядов окружающих.

Рисунок 17 - Связь отрицательного социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в обучении и образовании»

Рисунок 18 - Связь отрицательного социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни»

Рисунок 19 - Связь отрицательного социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в увлечениях»

Также было выявлено, что чем выше показатель по шкале «собственный престиж в обучении и образовании», тем выше социометрический статус подростка. Об этом говорит положительная статистически значимая связь между двумя этими переменными (Рисунок 20). Коэффициент корреляции 0,306, уровень значимости 0,004.Это означает, что чаще всего на праздник приглашают тех, стремится иметь такой уровень образования, который высоко ценится в обществе, а также отличается особой заинтересованностью в мнении других людей относительно уровня своего образования или того уровня образования, которого испытуемый хотел бы достичь.

Рисунок 20 - Связь социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «собственный престиж в обучении и образовании»

Показатель социометрического статуса имеет положительную статистически значимую связь с переменной «активные социальные контакты в общественной жизни», характер связи изображен на Рисунке 21. Коэффициент корреляции 0,463, уровень значимости 0,00. Из этого следует, что более популярны в группе сверстников те подростки, которые стремятся реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь и занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общественной жизни.

Рисунок 21 - Связь социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «активные социальные контакты в общественной жизни»

Также было выявлено, что чем выше показатель по шкале «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни», тем ниже социометрический статус испытуемого, об этом свидетельствует отрицательная статистически значимая связь между этими двумя переменными (Рисунок 22). Коэффициент корреляции -0,303, уровень значимости 0,006. А значит, менее популярны в коллективе те дети, которые стремятся не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю самой ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает меньшинство.

Рисунок 22 - Связь социометрического статуса по эмоциональному критерию с переменной «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни»

Таким образом, проанализировав полученные нами результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

. Первое место в списке значимых терминальных ценностей у подростков занимают достижения, второе - развитие себя. На третьем месте по значимости креативность и сохранение собственной индивидуальности.

. Существует связь между социометрическим статусом подростка и его терминальными ценностями, такими как собственный престиж, активные социальные контакты и сохранение собственной индивидуальности.

. Рассмотрев связь социометрических показателей по деловому критерию подростков с терминальными ценностями в отдельных жизненных сферах, было обнаружено:

Существует отрицательная статистически значимая связь положительной эмоциональной экспансивности с переменной «собственный престиж в профессиональной жизни».

Можно говорить о наличии положительной статистически значимой связи отрицательной эмоциональной экспансивности с переменной «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни».

Также положительная статистически значимая связь существует между общей эмоциональной экспансивностью и переменной «достижения в общественной жизни», а отрицательная связь общей эмоциональной экспансивности обнаружена с переменной «сохранение собственной индивидуальности в профессиональной жизни».

Положительная статистически значимая связь существует между положительным социометрическим статусом переменной «собственный престиж в обучении и образовании», а также «активные социальные контакты в обучении и образовании».

Положительная статистически значимая связь обнаружена между отрицательным социометрическим статусом подростка и переменной «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни».

Также были обнаружены следующие статистически значимые цели социометрических показателей подростков по эмоциональному критерию с терминальными ценностями в отдельных жизненных сферах:

Существует положительная статистически значимая связь положительной эмоциональной экспансивности с переменными «собственный престиж в профессиональной жизни», «собственный престиж в общественной жизни», «собственный престиж в увлечениях», «активные социальные контакты в общественной жизни», «активные социальные контакты в обучении и образовании».

Можно говорить о наличии положительной статистически значимой связи отрицательной эмоциональной экспансивности с переменными «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни» и «сохранение собственной индивидуальности в увлечениях».

Также положительная статистически значимая связь существует между общей эмоциональной экспансивностью и переменными «собственный престиж в общественной жизни», «собственный престиж в увлечениях» и «активные социальные контакты в общественной жизни».

Положительная статистически значимая связь существует между социометрическим статусом подростка и переменной «собственный престиж в обучении и образовании».

Положительная статистически значимая связь существует между положительным социометрическим статусом с переменными «собственный престиж в увлечениях», «активные социальные контакты в профессиональной жизни», «активные социальные контакты в сфере обучения и образования» и «активные социальные контакты в общественной жизни».

Положительная статистически значимая связь обнаружена между отрицательным социометрическим статусом подростка и переменными «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни» и «сохранение собственной индивидуальности в обучении и образовании».

Положительная статистически значимая связь существует между социометрическим статусом подростка и такими переменными, как «собственный престиж в обучении и образовании», «собственный престиж в общественной жизни», «собственный престиж в увлечениях», «активные социальные контакты в обучении и образовании», «активные социальные контакты в общественной жизни», «активные социальные контакты в увлечениях».

Отрицательная статистически значимая связь обнаружена между эмоциональной экспансивностью подростка и переменной «сохранение собственной индивидуальности в увлечениях».

Отрицательная статистически значимая связь обнаружена между отрицательным социометрическим статусом подростка и переменной «активные социальные контакты в общественной жизни».

Отрицательная статистически значимая связь существует между социометрическим статусом подростка и переменными «сохранение собственной индивидуальности в обучении и образовании», «сохранение собственной индивидуальности в общественной жизни» и «сохранение собственной индивидуальности в увлечениях».

Заключение

сверстник подростковый социализация психологический

Проблема социометрического статуса в подростковом возрасте очень важна. От того, какой социометрический статус будет занимать подросток в классе, во многом зависит уровень его психологического комфорта в процессе обучения, а также его дальнейшее личностное развития. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Данная работа была посвящена проблеме исследования связи популярности подростка в группе с его терминальными ценностями. На первом этапе были поставлены основные цели, задачи работы, осуществлен анализ психологической научной литературы по проблемам социометрического статуса подростков и терминальных ценностей, были обоснованы теоретические позиции по изучаемому вопросу.

Вторая глава была посвящена эмпирическому исследованию связи популярности подростка в группе с его терминальными ценностями. В данном разделе были представлены методы и результаты исследования, а также математико-статистическая обработка результатов.

Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что существует связь между социометрическими показателями подростка со следующими терминальными ценностями: собственный престиж, активные социальные контакты и сохранение собственной индивидуальности. Далее было рассмотрено, как эти ценности реализуются в определенных жизненных сферах, установили характер связи с социометрическим статусом и описали психологический смысл каждой связи.

Практическая значимость дипломной работы такова, что полученные данные являются основой для дальнейших исследований по установлению причинно-следственных связей между социометрическим статусом подростка в группе и его терминальными ценностями. Также полученные выводы могут быть полезны педагогам-психологам, классным руководителям и родителям подростков.

Литература

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов - Самара: Самара 1996. - 246с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - Москва: Наука, 1994. - 324с.

. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников. Методические рекомендации / И.Г. Балашова. - Пенза: Переплет 1999. - 62с.

. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева, И.Ф. Дементьева // Воспитание школьников. - 2004. - № 3. - С. 9-11.

. Бердяев Н.А. Об иерархии ценностей / Н.А. Бердяев. Судьба России. - Москва: Дрофа 1990. - 74.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - Москва: Просвещение, 2007. - 398с.

7. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. Москва: Смысл, 1999. - 284с.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. Москва: Издательство Московского университета, 1984. - 200с.

. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. Москва: Смысл, 1990. - 39с.

10. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов Советская педагогика. Москва: Смысл, 1974. - № 5. - 67с.

11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с франц. / Э. Дюркгейм. - Москва: Канон, 1995. - 352с.

. Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР. Т.2. - Москва: Мысль, 1966. - 197с.

13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - Санкт - Петербург: Речь, 2004. - 70с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю Кулагина. - Москва: УРАО, 1997. - 176с.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Мосвка: Политиздат, 1975. - 59с.

. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. Москва: Мысль, 1996. - 70с.

. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. 1998. № 3 - 64с.

. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1997. - № 1. - С. 20-27.

. Маслоу А. На подступах к психологии бытия / А. Маслоу. - Москва: «Рефл-бук» - Казань: «Ваклер», 1997. - 132 с.

21. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 560с.

. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. / Г. Олпорт. - Москва: Ювента, 1998. - 345с.

Похожие работы на - Анализ связи между популярностью подростка в группе и его терминальными ценностями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!