Инвентаризация, порядок ее проведения и отображение результатов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    178,12 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвентаризация, порядок ее проведения и отображение результатов

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проведения инвентаризации на предприятиях в условиях рынка

.1 Основные правила проведения инвентаризации

.2 Цели и задачи проведения инвентаризации

.3 Документальное оформление при проведении инвентаризации

Глава 2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отображение ее результатов ОАО "АСТОН"

.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "АСТОН"

.2 Порядок инвентаризации имущества предприятия

.3 Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


В процессе осуществления хозяйственной деятельности, хозяйствующие субъекты имеют активы и обязательства. Для того чтобы реально представлять финансовое положение дел в организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: сколько его, в каком оно находится состоянии и правильно ли было оценено. Процесс в ходе, которого сверяются фактические данные с данными бухгалтерского учета, называется инвентаризацией.

Актуальными вопросами социально-экономического развития предприятий и организаций различных сфер деятельности является обеспечение сохранности материальных и хозяйственных ресурсов, их рационального использования, а также предотвращения непроизводственных расходов, топливных и других материальных ценностей. Одним из современных средств контроля за сохранностью финансово-хозяйственных средств предприятий и организаций является инвентаризация. Инвентаризация как методика бухгалтерского учета возникла очень давно, и непрерывно совершенствуется, так как является одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных.

Основной целью курсовой работы является анализ процесса проведения инвентаризации производственной организации, а также отображение ее результатов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

.     Исследовать теоретические основы проведения инвентаризации хозяйствующих субъектов;

2.      Выявить особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств исследуемой организации ОАО "АСТОН";

.        Достоверно отразить в бухгалтерском учете результаты инвентаризации исследуемой организации.

Объектом исследования в курсовой работе является финансово-хозяйственная деятельность ОАО "АСТОН"

Предметом исследования является процесс проведения инвентаризации имущества и обязательств с отображением результатов и представлением выводов.

Теоретической базой курсового проекта послужили учебные пособия зарубежных и отечественных авторов в области теории бухгалтерского учета, а также статьи и материалы, опубликованные в периодической печати, а также текущая финансовая отчетность ОАО "АСТОН".

Логическая структура состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений из форм используемых для проведения и оформления инвентаризации в организации.

 

Глава 1. Теоретические основы проведения инвентаризации на предприятиях в условиях рынка

 

.1 Основные правила проведения инвентаризации


Для того чтобы достоверно представлять финансово-хозяйственное положение на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности необходимо иметь точные данные обо всем имеющемся имуществе находящемся в распоряжении предприятий и организаций. Также необходимо фактические остатки имущества и обязательств сверить с данными по бухгалтерскому учету организации. Указанный процесс проверки обязательств и имущества предприятий и организаций представляет собой инвентаризацию. При этом инвентаризация характеризуется определенной последовательностью практических действий в документальном подтверждении наличия, оценки и состояния имущества и обязательств предприятий с целью обеспечения достоверности учетных данных и формирования отчетности организаций.

Следует отметить, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию бухгалтерского учета, которая позволяет выявить случаи необоснованного уменьшения капитала субъекта хозяйствования, вложенного в различные оборотные средства и виды имущества.

В одном из наиболее общих зарубежных словарных изданий приводится трактовка инвентаризации (inventory) в широком смысле как списка предметов, обычно домашнего или личного обихода, с указанием их стоимости. Данное определение не имеет отношения к бухгалтерской инвентаризации, но в то же время делает важное уточнение о том, что при инвентаризации составляется определенный перечень имущества с указанием его стоимости. Именно проверка не только фактического наличия, но и определение стоимостных характеристик объекта придает инвентаризации статус контрольной экономической процедуры, что особенно важно при осуществлении инвентаризации расчетов, поскольку в этом случае задача состоит не только в составлении перечня всех дебиторов и кредиторов, но и в выявлении размера долга каждого. Ключевыми позициями представленного определения являются следующие моменты:

• инвентаризация - это контрольная и периодическая процедура;

• инвентаризация предполагает сверку с данными, сформированными в конкретной системе информационного обеспечения менеджмента - системе бухгалтерского учета;

• инвентаризации подлежат не только активы предприятий, но и обязательства.

О важности инвентаризации отмечено в статье 11 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяют руководители хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно статье 6 Федерального Закона N 402-ФЗ при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств хозяйствующих субъектов.

Необходимо обратить внимание на важность этого положения, так как во многих хозяйствующих субъектах, а особенно в сфере малого бизнеса инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета без проведения вещественной проверки по факту.

Действующим законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации. Все хозяйствующие субъекты должна использовать эти формы и методы при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учетом специфики своей хозяйственной деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Одной из самых необходимых процедур системы внутреннего контроля является инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. Она проводится в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в которой определены:

) цели инвентаризации;

) случаи проведения обязательных инвентаризаций;

) порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Все существующие виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Виды инвентаризации и особенности проведения

Критерий

 Вид инвентаризации

 Отличительные особенности инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации


Инициативная

Проводится по решению руководителя

По периодичности

Плановая

Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки


Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

По степени охвата

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств


Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

По методу проведения

Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобного


Документальная

Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов


Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают, в какие сроки будут производить инвентаризацию соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Следует обратить внимание на то, что порядок проведения инвентаризаций организации составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на ее нормальную работу сотрудников.

Таким образом, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

 

.2 Цели и задачи проведения инвентаризации


В условиях современной рыночной экономики инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества, предприятий организаций различных форм собственности и состояния их финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация является основным способом фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств. Также процесс инвентаризации раскрывается как установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета или учитываемых внесистемно, такие как условные активы и иные показатели, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Инвентаризация производится путем фактического и физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов хозяйствующих субъектов. Анализа финансово-хозяйственных событий в деятельности организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией, данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Как показывает современная практика, инвентаризация в отдельных предприятиях и организациях охватывает не все имущество.

При этом основными целями инвентаризации являются:

• проверка правильности данных текущего первичного учета и выявление допущенных ошибок;

• контроль за сохранностью имущества;

• проверка порядка и условий хранения товаров и ценностей;

• оперативное отражение неучтенных финансовых и хозяйственных операций организации;

• проверка соблюдения и действия материальной ответственности;

• проверка отражения в бухгалтерском учете всех товарных запасов.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что общей целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в бухгалтерском учете.

К основным задачам инвентаризации можно отнести:

• контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

• поверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

• выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие свои качества;

• установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

• проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

Следовательно, при помощи инвентаризации выявляются ошибки, допущенные в бухгалтерском учете, принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, а также контролируется работа материально-ответственных лиц. В целом проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности предприятий и организаций различных форм собственности.

 

.3 Документальное оформление при проведении инвентаризации


Процесс проведения инвентаризации можно подразделить на несколько этапов. Приложение 1.

Этап первый - подготовительный, который включает в себя следующие мероприятия:

) подготовка приказа о проведении инвентаризации;

) формирование инвентаризационной комиссии;

) определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

) получение расписок от материально ответственных лиц.

На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

Третий этап представляет собой сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап представляет собой оформление результатов инвентаризации, на котором данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, а лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Перед началом инвентаризации, прежде всего, следует оформить приказ руководителя о проведении инвентаризации, зарегистрировать его в журнале. Для этих документов предусмотрены специальные формы № ИНВ-23 и ИНВ 22. В приказе о проведении инвентаризации указывается содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приложение 2.

Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. При этом, специалисты организации на этапе подготовки к проведению инвентаризации могут разработать соответствующие внутренние документы. Это могут быть, например:

) Правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;

) Порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;

) Формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать н а нее.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В нее также могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Согласно методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателям комиссий - контрольный пломбир.

Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества предприятий и организаций. В регистрах учета должны быть следующие данные:

• дата и наименование определенной хозяйственной операции;

• сумма учетной операции;

• остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.

На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств хозяйствующего субъекта к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты по графе "По данным бухгалтерского учета". Инвентаризационная опись или акт представляет собой документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме № ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме № ИНВ-3, при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляется акт по форме № ИНВ-17, по инвентаризации основных средств составляются акты по форме № ИНВ-10 и по форме № ИНВ-1.

Акты инвентаризации и описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве субъекта хозяйствования не менее пяти лет.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. Также она проверяет правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, складах, в кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ТМЦ.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, и регистрируются в книге учета контрольных проверок и правильности проведения инвентаризаций.

 

Глава 2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отображение ее результатов ОАО "АСТОН"

 

.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "АСТОН"


Открытое акционерное общество "АСТОН" является одним из крупнейших российский производителей продуктов питания и пищевых ингредиентов, а также ведущим экспортером сельхозпродукции и растительных масел. Компания создана в 1997 году, головной офис находится в городе Ростов-на-Дону. В структурных подразделениях исследуемой организации работают около 4000 сотрудников.

Основными принципами работы исследуемой компании являются развитие открытых взаимоотношений с партнерами и клиентами, внедрение мировых стандартов ведения бизнеса, использование высокоэффективных технологий и новейших разработок, а также предусматривается постоянное совершенствование качества услуг и продукции.

Основными видами деятельности организации ОАО "АСТОН" являются:

• производство продуктов питания и пищевых ингредиентов;

• международная торговля и логистика;

• судостроение и судоремонт;

• Агро производство.

Компания заслужила безупречную репутацию производителя высококачественных продуктов питания, завоевала доверие потребителей и партнеров по бизнесу. Поставки продукции ОАО "АСТОН" осуществляются во все регионы России, страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.

АСТОН инвестирует значительные ресурсы в развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности России. Перспективы компании связаны с запуском новых производственных мощностей и технологических решений, которые позволят увеличить выпуск и продажи продуктов питания и пищевых ингредиентов, повысить энергоэффективность производства, уменьшить воздействие на окружающую среду и сохранить природные ресурсы.

К стратегическим целям компании ОАО "АСТОН" можно отнести:

• обеспечение потребителей высококачественными отечественными продуктами по доступным ценам;

• увеличение доли рынка, рост объема и прибыльности продаж;

• повышение рентабельности единицы продукции;

• рост удовлетворенности потребителей качеством продуктов компании;

• создание и вывод на рынок новых продуктов;

• оптимизация процессов деятельности компании;

• формирование и развитие гибкой команды профессионалов, единомышленников для успешной реализации выбранной компанией стратегии развития.

Приоритетом компании АСТОН является сохранение окружающей среды. Инвестируя в создание современных и модернизацию действующих производств, АСТОН внедряет инновационные процессы и передовые технологические решения, повышающие энергоэффективность и экологичность производства. Именно эти достижения отмечены экспертным советом национальной премии "Компания года".

АСТОН - один из крупнейших российских производителей продуктов питания (ТМ - Затея, Волшебный край, Светлица, Астон для шеф-повара), пищевых ингредиентов и компонентов для производства кормов. Ориентируясь на потребителя, ОАО "АСТОН" создает функциональные продукты для здорового питания.

Организатор национальной премии в области бизнеса "Компания года" - группа РБК. Цель проекта - привлечь внимание общественности и бизнес-сообщества к деятельности успешных отечественных компаний, повысить их инвестиционную привлекательность, сформировать позитивный имидж российского бизнеса и содействовать укреплению экономики страны. В экспертный совет премии входят признанные бизнесмены, представители государственных органов власти и общественные деятели.

Основные показатели финансово-экономической деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основная информация о финансово-экономическом состоянии ОАО "АСТОН" Единица измерения (тыс. руб.)

Наименование показателя

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Стоимость чистых активов эмитента

90 247

102 091

107806

124 666

137 306

137869

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

13.9

73.86

63.7

35.43

33.02

44.02

Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, %

13.6

73.56

62.39

34.34

30.67

40.7

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

0

0

0

0

0

0

Уровень просроченной задолженности, %

0

0

0

0

0

0

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

2.7

3.69

5.62

6.18

3.01

0.35

Доля дивидендов в прибыли, %

4.73

0

0

0

0

0

Производительность труда, тыс. руб./чел

127.569

448.173

215.62

642.807

572.227

55.145

Амортизация к объему выручки, %

3.49

4.43

0.59

34.97

40.43


Расчеты, приведенные в данной таблице свидетельствуют в целом об эффективной деятельности предприятия. Просроченная задолженность отсутствует. Чистые активы на 01.01.2014г. по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет увеличились на 12 640 тыс. руб. и составили 137306 тыс. руб. Оборачиваемость дебиторской задолженности имеет положительное значение и свидетельствует о достаточно хорошей деловой активности предприятия. Высокие показатели производительности труда связаны со спецификой основной хозяйственной деятельности исследуемой организации.

За отчетный период наблюдается увеличение ликвидных активов (краткосрочная дебиторская задолженность, запасы). Увеличение дебиторской задолженности на конец отчетного периода по сравнению с началом отчетного периода в 3,6 раза, возникло вследствие выпуска из ремонта судов в ноябре, декабре 2010г. По условиям договора выполнение обязательств по оплате оказанных услуг наступает в 1 квартале 2011г.

 

.2 Порядок инвентаризации имущества предприятия


При проведении инвентаризации имущества исследуемой организации ОАО "АСТОН", особое внимание следует уделить основным средствам, денежным средствам находящимся в кассе и на расчетном счете организации, а также финансовым вложениям, товарно-материальным ценностям и расчетам с дебиторами и кредиторами.

Основной целью инвентаризации основных средств и внеоборотных активов является выявление и сопоставление фактического наличия объектов основных средств с данными бухгалтерского учета в организации ОАО "АСТОН". Согласно ПБУ 6/01 инвентарным объектом признается обособленный объект, и комплекс совместных предметов, предназначенных для выполнения определенной работы.

Перед началом инвентаризации основных средств организации, следует проверить наличие и состояние инвентарных карточек, книг, описей и других документов аналитического учета, наличие технических паспортов и другой документации. При отсутствии документов необходимо обеспечить их оформление или получение.

При инвентаризации основных средств назначенная инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Если проводится инвентаризация зданий, сооружений и другой недвижимости, то комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности исследуемой организации. В случае выявления объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

По рыночным ценам определяется и излишек основных средств. При этом если рыночная цена определяется с помощью независимых оценщиков, то расходы по независимой оценке должны быть оплачены за счет чистой прибыли организации, поскольку они непосредственно не связаны с производственной деятельностью.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:

Дебет 26 Кредит 60 - отражены расходы по оплате услуг независимого оценщика по оценке стоимости излишка основных средств, выявленных при проведении инвентаризации. Данные суммы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

Дебет 60 Кредит 51 - оплачены услуги независимого оценщика.

Сумма недостачи основных средств рассчитывается на основании их остаточной стоимости. Для этого из первоначальной стоимости надо вычесть сумму начисленной амортизации.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Объект, подвергшийся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности, таких как полный износ или порча объектов. При проведении инвентаризации по основным средствам применяется инвентаризационная опись основных средств по форме № ИНВ-1, а также сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме № ИНВ-18, которая применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств и внеоборотных активов, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета.

Инвентаризация завершается составлением протокола. В нем указываются сведения о выявленных недостачах или излишках, в том числе о причинах их возникновения, с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель исследуемой организации ОАО "АСТОН".

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

В случае, когда ценные бумаги хранятся в исследуемой организации ОАО "АСТОН", их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг осуществляется по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документально.

Выявленные при инвентаризации неучтенные ценные бумаги приходуются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостачи и потери от порчи ценных бумаг списывают со счета 58 в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Некомпенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., списывают с кредита счета 58 в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

Товарно-материальные ценности такие как, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных - артикула, сорта. При этом инвентаризация готовой продукции осуществляется так же, как и инвентаризация материалов.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи, данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Некоторые продовольственные и промышленные ценности в процессе хранения под влиянием внешних факторов могут высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Для таких материалов разрабатываются и утверждаются отраслевые нормы естественной убыли. При инвентаризации подобных материалов часть недостачи, в пределах норм естественной убыли, может быть списана на издержки производства и обращения по счету 20 "Основное производство" или 44 "Расходы на продажу", а оставшаяся часть должна быть отнесена на материально ответственное лицо. Нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. Их нельзя использовать просто как инструмент списания части материалов.

Недостачи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94:

Дебет 94 Кредит 10 (41) - выявлена недостача.

Списание недостач отражается по кредиту счета 94:

Дебет 20 (44) Кредит 94- списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Дебет 73-2 Кредит 94 - недостача сверх норм естественной убыли отнесена на виновных лиц;

Дебет 91-2 Кредит 94- списана недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц (или если во взыскании отказано судом).

В ходе инвентаризации можно обнаружить неучтенные товарно-материальные ценности. Их следует оприходовать при помощи проводки:

Дебет 10 (41) Кредит 91-1- оприходованы неучтенные материалы (товары), выявленные при инвентаризации.

Основными документами, которые необходимо изучить при инвентаризации кассы, являются: отчеты кассира, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал регистрации доверенностей, журнал регистрации депонированных сумм, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам.

Проверяя полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных с расчетных счетов в банках, члены инвентаризационной комиссии применяют метод взаимного контроля. При этом методе сравниваются суммы, отраженные в ведомости по дебету счета 50 "Касса", с данными журнала-ордера по кредиту счета 51 "Расчетный счет". Эти суммы должны совпадать. Необходимо также сравнить соответствие записей в Главной книге по счету 50 "Касса" и в оборотной ведомости журнала-ордера N 1. В случаях обнаружения расхождений их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в банке.

Проверку оприходования наличных денег, полученных из банка, следует проводить не только по корешкам чеков, но также и по выпискам банка. Если на них имеются следы подчисток, исправлений, а также при расхождении сумм остатков, следует получить в банке выписку из расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии с данными выписки.

Результаты ревизии отражают в акте о проверке наличных денежных средств кассы. На основании акта инвентаризации или ревизии бухгалтер должен сделать в соответствующих случаях такие проводки:

Дебет 50 Кредит 91-1- оприходованы наличные деньги, выявленные в процессе инвентаризации (ревизии);

Дебет 94 Кредит 50 - отражена недостача наличных денег в кассе организации;

Дебет 73 Кредит 94 - сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника.

Следует также проверить, заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности и оснащено ли помещение кассы необходимыми средствами по обеспечению сохранности денежных средств, таких как техническое укрепление и охранно-пожарная сигнализация, где хранятся дубликаты ключей от сейфов. Ключи должны храниться в опечатанных пакетах у руководителя исследуемой организации ОАО "АСТОН".

 

.3 Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации


В соответствии с нормами Федерального Закона N 402-ФЗ выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты исследуемой организации ОАО "АСТОН", а также устанавливаются причины возникновения излишков и виновные лица.

Следовательно, выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательством подлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовые результаты. В отчете о прибылях и убытках, по статье "Прочие доходы" отражаются принятые к учету ценности, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.

В соответствии с действующими нормами бухгалтерского учета выявленные излишки при инвентаризации и расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

• излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

• в коммерческих организациях - на финансовые результаты;

При этом неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве прочих доходов проводкой:

Дебет 01 "Основные средства" Кредит 99 "Прибыли и убытки".

Соответственно, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса") и кредиту счета 91-1 "Прочие доходы".

Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. А сама стоимость реализованных товаров в составе расходов при налогообложении прибыли учтена не будет, то есть по факту произойдет повторное обложение налогом на прибыль тех же доходов.

В большинстве случаев при проведении инвентаризации на исследуемом предприятии ОАО "АСТОН" обнаруживаются недостачи. В соответствии с нормами законодательства по бухгалтерскому учету, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации.

Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель исследуемой организации.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организации на издержки обращения и производства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетами их учета: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса" и т.д.

Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом, представленным в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты инвентаризации

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит


44

41

Выявлены недостачи в пределах норм естественной убыли

94

 41

Выявлены недостачи сверх норм естественной убыли

Если в результате инвентаризации обнаружена недостача комиссионного товара:


004

Отражена сумма недостачи

76

Отражена стоимость недостачи, подлежащая возмещению комитенту

76

50, 51

Сумма недостачи возмещена комитенту

Списание недостачи производится следующим образом:

73-2

94

Сумма недостачи отнесена за счет виновного лица

91-2

94

В отсутствие виновных лиц сумма недостачи отнесена на прочие расходы организации


Заключение


Из проведенного исследования порядка проведения инвентаризаци на предприятии ОАО "АСТОН" можно сделать вывод, что инвентаризация является важным и незаменимым методом бухгалтерского учета. Инвентаризация показывает фактические данные правильности ведения бухгалтерского учета.

По роли в хозяйственном процессе различают плановую и внеплановую инвентаризации. Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки, в соответствии с планом, утвержденным приказом руководителя предприятия. Внеплановую инвентаризацию проводят по решению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольно-ревизионных органов. Различные виды проверки фактического наличия имущества могут сочетаться между собой, например, плановая инвентаризация может быть как полной, так и частичной.

Периодичность инвентаризаций различных видов имущества предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации.

Самой трудоемкой является годовая инвентаризация. Перед ее составлением необходимо создать инвентаризационную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации своим приказом.

Исследованием установлено, что в условиях современной рыночной экономики инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества, предприятий организаций различных форм собственности и состояния их финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация является основным способом фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что общей целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в бухгалтерском учете.

Документальное оформление процесса инвентаризации осуществляется в инвентаризационной описи или актах, что представляет собой документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме № ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме № ИНВ-3, при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляется акт по форме № ИНВ-17, по инвентаризации основных средств составляются акты по форме № ИНВ-10 и по форме № ИНВ-1.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, и регистрируются в книге учета контрольных проверок и правильности проведения инвентаризаций.

Объектом исследования в курсовой работе является Открытое акционерное общество "АСТОН" является одним из крупнейших российский производителей продуктов питания и пищевых ингредиентов, а также ведущим экспортером сельхозпродукции и растительных масел. Компания создана в 1997 году, головной офис находится в городе Ростов-на-Дону. В структурных подразделениях исследуемой организации работают около 4000 сотрудников. инвентаризация собственность имущество

Основными принципами работы исследуемой компании являются развитие открытых взаимоотношений с партнерами и клиентами, внедрение мировых стандартов ведения бизнеса, использование высокоэффективных технологий и новейших разработок, а также предусматривается постоянное совершенствование качества услуг и продукции.

Компания заслужила безупречную репутацию производителя высококачественных продуктов питания, завоевала доверие потребителей и партнеров по бизнесу. Поставки продукции ОАО "АСТОН" осуществляются во все регионы России, страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.

При проведении инвентаризации имущества исследуемой организации ОАО "АСТОН", особое внимание следует уделить основным средствам, денежным средствам находящимся в кассе и на расчетном счете организации, а также финансовым вложениям, товарно-материальным ценностям и расчетам с дебиторами и кредиторами.

В соответствии с нормами Федерального Закона N 402-ФЗ выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты исследуемой организации ОАО "АСТОН", а также устанавливаются причины возникновения излишков и виновные лица.

В большинстве случаев при проведении инвентаризации на исследуемом предприятии ОАО "АСТОН" обнаруживаются недостачи. В соответствии с нормами законодательства по бухгалтерскому учету, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации.

 

Список литературы


.       Федеральный Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06.12.2011г.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000г. №117-ФЗ от 30.12.2012г.

.        Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-24): с приложениями и методическими указаниями Министерства финансов. - М.: Юриспруденция, 2012.

.        Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 "О классификации основных средств включаемых в амортизационные группы".

.        Алексеева А.И., А.В. Малеева, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкая Комплексный экономический анализ - М.: Эксмо, 2012.- 672 с.

.        Анализ в управлении финансовым состоянием организации: Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - М.: ИНФРА-М. 2010. - 185 с.

.        Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г., Оболенская Ю.А. - Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Бабаева ЮА - 2-е изд. переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2010. - 323 с.

.        Бернгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. - М.; Финансы и статистика, 2011 год. - 460 с.

.        Баянова Л.И. Отражение результатов инвентаризации имущества // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013г. - №2. - С.45-49.

.        Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. В.Д. Новодворский - М.: ИНФРА - М, 2012 г. -464с.

.        Вещунова Н.И. Бухгалтерский и налоговый учет: учебное пособие.- М.:Проспект, 2010. - 288с.

.        Гусева Т.М. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Учебное пособие / Т.М. Гусева. - М.; Проспект, 2010. - 464 с.

.        Гаврилова А.Н. Финансы организации (предприятия) : Учебник для ВУЗов / А.Н. Гаврилова. - М.: КНОРУС, 2012. - 283 с.

.        Зонова А.В., Горячих С.П., Ливанова Р.В. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: учеб. пособие / под общ. ред. А.В. Зоновой. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. 224 с.

.        Ефремова, Т.М. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах / Т.М. Ефремова, Т.А. Кольцова. - М.: КноРус, 2010. - 153 с.

.        Левшова С.А. Бухгалтерский учет шаг за шагом: учебное пособие / С.А. Левшова. - М.; Финансы и статистика. 2012. - 225с.

.        Лытнева Н.А., Мялявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: Учебник для ВУЗов / Н.А. Лытнева. - М.; Проспект, 2012. - 190 с.

.        Петров Е.А. Годовая инвентаризация // Практический бухгалтерский учет. - 2013г. - №11. - С.31-35.

.        Копылова Е.К., Слободняк И.А. Обзор основных требований к инвентаризации, содержащихся в Законе №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Аудиторские ведомости. - 2014г. - №2 С.15-23.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н.П. Кондраков. - М.; ИНФРА-М. 2011. - 504с.

.        Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник - 5-е изд. измен. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 460 с.

.        Коваль Л.С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учета: учебно-методическое пособие / Л.С. Коваль. - М.: "Гелиос АРВ", 2010. - 270 с.

.        Кузнецова Л.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учетное пособие / РГЭУ (РИНХ) / Л.Н. Кузнецова. - Ростов н/Д, 2010. -224 с.

.        Полковский А.Л. Бухгалтерское дело: учебное пособие / А.Л. Полкоский. - М.; ЮНИТИ. 2014г. - 288с.

.        Терновка Ю.Л. Инвентаризация основных средств // Практическая бухгалтерия. - 2012. - №4. С 12-18.

Приложение 1. Этапы проведения инвентаризации на предприятиях и в организациях

Приложение 2. Форма № ИНВ-22 "Приказ (Постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации"

Приказ N 65

по ОАО "АСТОН "                                                     от 14 марта 2014 г.

Для проведения инвентаризации в организации назначается инвентаризационная комиссия в составе:

. Председатель - заместитель генерального директора ООО "АСТОН" Антонов Александр Петрович.

. Члены комиссии: старший бухгалтер Мечникова Вера Алексеевна, менеджер по программам Окунев Валерий Сергеевич.

Инвентаризации подлежат: основные средства, денежные средства в кассе организации, финансовые обязательства.

К инвентаризации приступить 17 марта 2014 г. и окончить 21 марта 2014 г.

Причина инвентаризации: подготовка к составлению годовой отчетности (контрольная проверка, смена материально ответственных лиц и т.д.).

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию 25 марта 2014 г.

Генеральный директор ООО "АСТОН"                            П.Н. Герасимов

Приложение 3

Приложение 3.1


Приложение 3.2

Приложение 3.3

Похожие работы на - Инвентаризация, порядок ее проведения и отображение результатов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!