Разработка обучающей языковой программы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,79 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка обучающей языковой программы

ВВЕДЕНИЕ

сайт иностранный язык обучение

Дистанционный тренажёр представляет собой сайт Foreign Dimension (Иностранное Измерение), который содержит тренировочные упражнения для повышения уровня владения английским языком. Сайт предназначен в первую очередь для студентов кафедры «Автоматика и вычислительная техника» (АВТ) Вологодского государственного университета, а также для учащихся других технических направлений высших учебных заведений. Однако много полезного из него сможет извлечь любой пользователь, решивший улучшить своё владение иностранным языком. Так как сайт внедряется будущим выпускником кафедры АВТ (кафедры инженеров, программистов и т. д), то, помимо общей, на сайте будет также изучаться и специальная терминология. Можно сказать, что возможность индивидуального развития англоязычной компетенции в тесной связи с будущей профессией студентов имеет первостепенное значение для представленного проекта.

Для преподавателей иностранных языков технических направлений в ВУЗе актуальной является проблема большого разброса уровня владения английским языком у студентов, поступивших на первый курс, поскольку эти знания при поступлении не контролируются. Зачастую учащиеся приходят в высшую школу с низким показателем владения языком, что затрудняет работу преподавателей: помимо новых сложных тем, им приходится рассматривать аспекты языка, которые уже должны быть пройдены к моменту поступления. В связи с этим и возникла идея создания данного тренажера. С его помощью у студентов появляется возможность самосовершенствования с интересом, без давления и перегрузки, поскольку важнейшая цель дистанционного тренажера - индивидуальное продвижение. Боязнь критики, страх перед неудачей, высокая самокритичность, обстановка непоощрения, осуждения или игнорирования активности - всё это препятствует творчеству [1].

Сайт актуален ещё по одной причине: не существует (если и есть подобные решения, то они немногочисленны и не являются частыми и популярными разработками, несмотря на важность проблемы) систем дистанционных тренировок по английскому языку, учитывающих специфику технических вузов.

Данный сайт разрабатывается на стандартном языке разметки HTML и скриптовом языке PHP. Поскольку есть необходимость связать базу данных с сайтом, был выбран именно PHP.

Необходимо, чтобы сайт одинаково отображался на различных браузерах, например, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Intenet Explorer. Разрабатывается несколько версий сайта для каждого браузера и сценарии для определения версии браузера пользователя, чтобы предоставить браузеру оптимизированный под него код [2].

Для хранения вопросов, статистики, видов заданий и других важных данных будет использоваться база данных MySQL, так как на кафедре АВТ имеется собственный сервер, где используется данная база, доступ к нему может получить любой студент кафедры как в университете, так и дома. На кафедре уже существует обучающая система на основе СДО Moodle, одно из требований к данному проекту - совместимость с ней.

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

.1 Анализ сайтов для обучения иностранным языкам в сети Интернет

.1.1 Duolingo

Рисунок 1.1 - Главное меню Дуолинго

Duolingo - это абсолютно бесплатный сайт, на котором можно изучать множество различных языков, а также (для дальнейшего повышения своего уровня) предоставляющий возможность переводить тексты (тем самым оказав кому-либо помощь), которые могут проверить более опытные посетители сайта. Задумка Duolingo состоит как раз в параллельном обучении и переводе чего-то более значительного, а не только упражнений, сюда входят, например, различные документы, статьи и даже сайты.

Стиль Дуолинго, его стратегия (и польза от неё) подверглись оценке независимой фирмой. Городской университет Нью-Йорка и Университет Южной Каролины также исследовали Дуолинго, профессоры пришли к следующему выводу: 130-часовой начальный семестровый курс в высшем учебном заведении США эквивалентен 34 часам, посвящённых Дуолинго (пользователь усвоит тот же объём в разделах написания и прочтения). Но к сожалению анализ не включал в себя аспект говорения, что и понятно, поскольку чрезвычайно трудно измерить уровень речи пользователя на сегодняшний день. Интересный факт: меньше двух часов продержались 108 пользоватетелей из общего количества (196), они прекратили обучение иностранному языку с Duolingo, когда проводилась оценка.

Во время этой оценки также было установлено, что пользующимся базой знаний Rosetta Stone для овладения эквивалентным размером знаний необходим временной диапазон от 55 до 60 часов. Не было исследований, в которых объектами сопоставления становились бы дешёвые курсы (Before you know it, BBC).

Коллектив Duolingo уделяет время ещё и проектированию связанных продуктов, сюда входят Дуолинго для школ, Тестовый центр Дуолинго.

При входе на сайт можно зарегистрироваться, чтобы обладать собственной учётной записью и паролем, либо проходить упражнения без регистрации. В этом случае можно начать с основ или пройти тест на проверку подготовки. На сайте можно зайти на форум, чтобы задать необходимые вопросы или помочь кому-либо из обучающихся.

Перед прохождением задания пользователь может ознакомиться с теоретическим материалом, но теория присутствует не во всех уровнях. Справа указываются успехи обучающегося, перед началом обучения пользовательдолжен выбрать свою ежедневную цель, если он не выполняет её, то ему приходят на почту письма с уведомлением. Все упражнения разделяются на навыки, в процессе обучения можно просмотреть их все. Упражнения можно сдавать досрочно, необязательно проходить все ступени процесса обучения.

Присутствуют различные виды упражнений: ввод слова, речевые упражнения (необходимо повторять выражения, слова за говорящим в микрофон), выбор из имеющихся, расстановка в правильном порядке, соотнесение слова и фотографии и многое другое. Доступны различные языки, но не в большом количестве, как, например, в Dialang.

При наведении на иностранное слово в некоторых упражнениях на экране появляются подсказки.

Рисунок 1.2 - Ввод на русском в Дуолинго

Система не учитывает лишние пробелы, то есть ответ будет правильным несмотря на лишние пробелы, главное, что содержание верно. Но всё равно необходимо быть очень внимательным при вводе ответа: нужно писать дословный перевод, чтобы система знала, что вы понимаете общую суть выражений и слов. Если попробовать ввести текст более красивей, художественней, программа выдаст ошибку. Но, если вы допустили опечатку, например, неправильно написали одну букву в слове, система засчитает студенту данный пример как правильный. Студент не сможет закончить упражнение навыка пока он не ответит правильно на все вопросы. При неправильном ответе на вопрос, этот же вопрос появляется снова в конце навыка, когда остальные вопросы пройдены. В конце не приводится список вопросов и ответов, правильность или неправильность выбора показывается сразу при ответе.

Рисунок 1.3 - Окончание уровня в Дуолинго

Вообще в Duolingo акцент в большей степени сделан не на развитие речи на иностранном языке, на сайте доступны разнообразные задания для развития письменных умений. Здесь можно найти игровое дерево навыков, посетители веб-сайта двигаются по нему, а также раздел для повторения слов (здесь заново оттачиваются выученные ранее лексические единицы). Действует система накопления очков в процессе обучения, в том числе после завершения уровня. Освоенными являются навыки, все задания по которым обучающийся завершил. 10 - столько очков накапливается за урок. Накопив достаточное количество линготов (о них позднее) в магазине Duolingo можно приобрести дополнение, позволяющее проверить свои силы с таймером, нужно ответить на двадцать вопросов в течение тридцати секунд. Ответив правильно на одно задание, студент получает одно очко и 7 или 10 добавочных секунд в придачу, количество находится в зависимости от задания. Две тысячи слов - столько может выучить студент за курс.

После завершения всех упражнений в навыке в награду пользователь получает два лингота, своеобразная денежная единица. Получить линготы можно иначе. Если вы помогли другому студенту умным комментарием в беседе, он может поблагодарить вас линготом или линготами, c которыми вы позднее можете направиться в магазин Duolingo. Независимо от того, какой у вас уровень на сайте, у вас есть возможность за двадцать пять линготов купить тест на проверку владения изучаемым языком. После завершения теста у вас будет электронный серификат. Тест можно проходить несколько раз.

Стратегия преподавания Duolingo заключается в применении принципа, базирующегося на обработке огромного объёма информации, статистики. На новых ступенях обучения система учитывает задания, вызывющие в прошлом у студента затруднения, алгоритм помнит, где пользователь ошибся. Полученные данные нужны для машинного обучения. Так создаются индивидуальные задания [3].

1.1.2 Lingualeo

Рисунок 1.4 - Пример задания сайта Lingualeo

- это платформа для обучения и практического владения языком, она базируется на игровой механике. К 2015 году (декабрю) Lingualeo имеет больше, чем 13 миллионов обучающихся, создавших учётную запись, 9 миллионов из которых являются гражданами СНГ.

Чтобы реализовать надёжную проверку знаний был взят ряд часто употребляемых слов, которые были сгруппированы в 15 семплов, эти семплы разбиты на 3 уровня ( базис для деления - трудность прохождения). Семпл включает в себя двести сходных по употребляемости лексических единиц. Начиная проверку, студенту предоставляется десять упражнений, случайным образом выбранных из семплов. Это уменьшает вероятность запоминания слов в задании. По умолчанию выдаются слова по сложности подходящие к разряду средних. Далее, базируясь на правильности выбора пользователя, сложность упражнений регулируется: либо они становятся проще, либо трудней. По мере продвижения пользователя по ступеням сайта, опять же базируясь на выборе обучающегося, возможно, что будут убраны часть семплов или слов пятнадцати сгенерированных.

Рисунок 1.5 - Появление подсказки при чтении

Рисунок 1.6 - Главное меню Лингуалео

Так произойдёт в случае явного неравенства уровня заданий и пользователя. В этом случае обучающийся получает доступ сразу к простейшей или сложнейшей разновидности слов. Наиболее быстро пройти тест удастся за шестьдесят первых выборов «помню», наиболее долгое за сто перемешанных выборов. Лексикон рассчитывается, базируясь на процентном соответствии запоминания или незапоминания слов в семплах [4].

При входе на сайт указаны действия, которые проходит новый студент на Lingualeo. Сначала, как и на многих других сайтах, необходимо пройти тест, который определит, что пользователь знает на данный момент. Затем (необычная особенность Lingualeo) пользователь получает личную программу обучения с рекомендациями в зависимости от имеющихся на данный момент навыков. Затем наступает этап также необычный среди множества сайтов для изучения иностранного языка: делается акцент на интересы пользователя, он пользуется материалами, содержание которых соответствует его приоритетам, хобби. В эти материалы могут входить фильмы, книги, сериалы, различная музыка, которая подготовлена профессионалами и другими пользователями. Например, выполняя дневную норму, сайт предлагает посмотреть мотивационное видео на иностранном языке с субтитрами, на которые можно навести, чтобы получить на экране русский перевод. Таким образом, процесс обучения протекает легко и с интересом.

Далее пользователь сталкивается с различными упражнениями, тренировками как стандартными, так и нестандартными (например, присутствуют упражнения, где нужно перетаскивать правильные ответы).

Lingualeo можно использовать на Android, Windows Phone, iOS в приложениях, либо как браузерное расширение для Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer, iGoogle Chrome, Safari. Фирменное имя происходит от имени главного героя сайта - льва Лео.

Собственную своеобразную стратегию преподавания Lingualeo обозначает как «семь секретов изучения иностранного языка». В это понятие входят следующие аспекты: осознание смысла изучения, радость от постоянных умственных нагрузок, пересечение с речью, усилия говорить как исконные иностранцы, прогресс, который позволяет работать с языком на автомате. Это возможно благодаря задействованию трёх видов памяти: моторной, зрительной, слуховой.

Начало обучения студента заключается в ответах на тест, где определяется его уровень, он указывает собственные хобби. Алгоритм Lingualeo, основываясь на внесённых данных, создаёт личное расписание для изучения языка. Можно наблюдать за тем, следует ли ему обучающийся или нет, в личном кабинете студента, упражнения в расписании принадлежат к разнообразным видам навыков (от понимания речи после прослушивания, до регуляции количества ошибок по грамматике, а также расширения лексикона).

Подход Lingualeo предполагает изучение языка при помощи источников, к которым неравнодушен пользователь. Это и песни, и аудиокниги, и интересные тексты, и видеозаписи. Эти материалы расположены в открытых источниках, загружены студентами. В эти источники аутентичного аудио, текста входят речи участников конференций TED, курсы обучающего сайта Coursera, задания по темам блокнота Evermote.

Закрытые курсы - вариант второй. Lingualeo имеет собственные программы для ЕГЭ, TOEFL. В Lingualeo можно разрабатывать свои курсы, показывать из остальным обучающимся.

Во время обучения студент имеет возможность самостоятельно отмечать незнакомые слова, пользоваться выборками по темам. Есть задания для вербального развития, на произношение, присутствуют игры, собственный словарь с ассоциациями и дневник, где записываются успехи изучения.

На протяжении всей учёбы студента поддерживает Лео, лев и талисман Lingualeo. Учащийся может обрести необычную денежную единицу сайта - фрикадельки, если он совершил какие-либо действия, принесшие пользу, если он прошёл тренировки, проявлял активность, оформил платную подписку. Лео ест их, когда пользователь добавляет в личный словарь пройденные выражения и слова. Постоянно подкрепляясь, Лео открывает новые задания. При наличии у пользователя платной подписки количество фрикаделек неограничено.

1.1.3 Dialang

Dialang - это языковая система диагностирования, разработанная при участии многих европейских институтов. Данная система позволяет пользователю узнать свой уровень по общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR - система уровней владения иностранным языком. Она используется в ЕС. Данная система разботана Советом Европы между 1989 и 1996 годами, она является основой проекта «Изучение языков для европейского гражданства». Основная задача CEFR - представить способ оценивания и преподавания, который можно было бы использовать абсолютно для всех европейских языков.

Рисунок 1.7 - Вступительный тест

После прохождения тестов Dialang сертификат не выдаётся, определённый уровень в Dialang нельзя будет использовать для устройства на работу или для поступления в высшее учебное заведение.

С Dialang можно развить навыки чтения, написания, проходить задания по аудированию, грамматике, расширять словарный запас.

В число языков, которые можно изучать на Dialang входят английский, финский, французский, немецкий, греческий, итальянский, норвежский, португальский, испанский, шведский и другие. Тесты доступны по всем языкам. Для начала работы с Dialang необходимо скачать себе на компьютер специальную программу. Её можно найти на сайте Ланкастерского университета, одного из лучших исследовательских центров Великобритании.

При открытии программы пользователь может выбрать инструкции на различных языках (английском, итальянском, французском, немецком, португальском, шведском и так далее). Далее можно ознакомиться с интерфейсом программы, система объясняет назначение кнопок и так далее. Студенту представляются 5 этапов обучения на Dialang с подробным комментарием к каждому. Затем пользователю представляются разделы для всех имеющихся языков. Состояние теста может быть одним из трёх: done, available, not available (сделано, доступно или недоступно соответственно).


Рисунок 1.8 - Оценочный тест

Воспользоваться услугами сайта может любой желающий, нет ограничения по уровню, возрасту (но на сайте есть оговорка, что задания включают в себя контент, который будет полностью понятен пользователям от 16 лет). Средняя длина теста Dialang составляет около 30 минут, каждый тест включает в себя тридцать вопросов. Время ответов на задания неограничено. Есть возможность выбора структуры теста: пользователь может выбрать для изучения один раздел или больше, таким же образом он может регулировать количество языков, входящих в тест. При желании некоторые тесты можно пропустить (вступительный тест и оценочный тест). Тесты в Dialang бывают трёх уровней сложности (по мере увеличения сложности: easy,

Вступительный и оценочный тест позволяют системе определить уровень знания пользователя, чтобы он не отвечал на слишком лёгкие для него вопросы и наоборот. При пропуске этих тестов пользователь автоматически получает задания уровня intermediate. В этом случае пользователю не будет дана оценочная информация (результаты на все задания A1-C2), данные о словарном запасе, поэтому лучше проходить все тесты. При получении оценочных данных можно заново посмотреть все пройденные задания и ответы на них. Смысл теста: получить данные о своём уровне по международной шкале. После этого Dialang даёт советы, как можно улучшить свой уровень. В Dialang представлены разнообразные задания: в некоторых упражнениях нужно ввести слово или выражение самому, где-то нужно выбрать правильный вариант, есть задания, где нужно расположить слова в правильном порядке и так далее.

Во вступительном тесте пользователю предлагается ряд слов, некоторые из них реально существуют в языке, некоторые из них выдуманы разработчиками. Часть речи всех этих слов - глагол, это устанавливается по умолчанию. В этом тесте если обучающийся считает, что слово существует, то он должен нажать кнопку «Да» («Yes), если же он считает, что слово выдумано, ему необходимо нажать кнопку «Нет» (No). Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, пользователю это становится ясно сразу же после начала задания, об этом же говорится перед началом упражнения.

Рисунок 1.9 - Вариант задания Диалэнг

В оценочном тесте перед пользователем предстаёт перечень фактов (три вкладки, состоящие из 18 фактов). Если пользователь, прочитав факт, считает, что это высказывание правильно оценивает его способности к изучаемому языку, то ему следует нажать кнопку «Да» («Yes»), если же факт не позволяет обучающему согласиться с таким толкованием его умений, он нажимает кнопку «Нет» («No»). Этот этап обучения на Dialang является основным и отражает особенность Dialang, здесь учитываются сильные и слабые стороны студента, на основе которых составляются дальнейшие тесты. Данные факты не представлены в каком-то определённом порядке, на них не нужно отвечать в строгой последовательности, нужно лишь внимательно прочитать все предложения и правдиво внести информацию о себе, чтобы позднее при изучении выбранного языка, задания не были слишком трудными или слишком простыми. После того, как все факты прочитаны и по всем ним внесена информация о студенте, кнопка «Forward» («Вперёд») станет доступной, на неё станет можно нажать для того, чтобы система сохранила данные.

После прохождения этих двух тестов ( или при пропуске этих двух тестов, в зависимости от выбора пользователя) можно приступить к третьему тесту, тому, который пользователь выбрал. Это может быть.

Рисунок 1.10 - Верный ввод

Можно поставить опцию мгновенной проверки (immediate feedback), которая позволит после ответа на один вопрос сразу же увидеть, правильный вариант и вариант, выбранный студентом. Все ответы можно также посмотреть после завершения теста.

После окончания заданий пользователю доступны результаты оценочного и вступительного теста, статистика ответов, уровень пользователя по европейской шкале и советы, помогающие продолжить своё языковое развитие (не имеет значения какой уровень у обучающегося, советы даются для всех уровней). При прохождении тестов на том же самом языке, который выбрал пользователь в начале, оценочный и вступительный тест не нужно выполнять заново, пользователь просто выбирает интересующий его раздел и изучает.

Рисунок 1.11 - Результаты

Целью Dialang является представить пользователю информацию о его слабостях и сильных сторонах в изучаемом языке. По мнению команды DIALANG её система будет наиболее полезна преподавателям, высшим учебным заведениям, учреждениям, предлагающим свои обучающие схемы, учреждениям, в которых большое внимание уделяется уровню знания языка.

Dialang может помочь пользователю определить, какую проверку он сможет пройти или установить пробелы в знании языка, которые нужно устранить перед прохождением определённых заданий.

Dialang определяет ваш уровень по шкале, делящий изучаемый язык на шесть категорий, которые включают в себя всех возможных пользователей: от начинающего до эксперта (с уровня beginner до advanced). Поэтому Dialang больше подходит для измерения более длительного улучшения или ухудшения в знаниях языка. Нужно учитывать, что прогрессировать легче с начальных уровней (например с уровня A1 до А2), чем с более сложных (В2 до С1) [6].

Рисунок 1.12 - Выбор теста

.2 Анализ методик обучения иностранным языкам

.2.1 Дмитрий Петров

Дмитрий Петров - преподаватель Московского лингвистического университета по синхронному переводу, владеет на разном уровне тридцатью языками. В качестве переводчика он работал с Путиным, Ельциным, Горбачёвым.

Дмитрий Петров - автор методики интенсивного обучения иностранным языкам, а также он - автор собственной книги "Магия Слова". Главным решением в изучении языка считает мотивацию. Самое необходимое - осознание цели изучения иностранного языка, может, для путешествий или для собственного развития, главное - желание.

Дмитрий Петров - автор программы "Полиглот", в которой он преподаёт различные иностранные языки известным личностям. Можно убедиться, что его методика работает, он излагает материал чрезвычайно понятно и интересно.

Петров предлагает представлять язык не как сухой перечень строгих правил и слов, а как пространство, имеющий собственные ни на что иное не похожие цвета, ароматы, тона, образы. Он призывает не обращать всё своё внимание на правила, необходимо как можно больше практиковать речевые навыки, не давая ошибкам снизить мотивацию. Для начала заговорить, только потом разговаривать правильно, нужно думать о том, что мы хотим передать. Так достигается простота общения и раскрепощённость, изучение языка не останавливается в одной точке.

По мнению Дмитрия Петрова чрезвычайно важно работать с образами. К примеру, он предлагает использовать приём ассоциаций для погружения в среду, культуру языка.

Чрезмерное напряжение сил только навредит. Главное, постоянство изучения понятных диаграмм с выражениями и словами. Эффект проявится не при уделении большого количества времени, а при регулярной работе [5].

.2.2 Николай Замяткин

Николай Замяткин - переводчик, долгое время работал (и жил) в Америке. Он преподавал иностранные языки для работников чрезвычайно известных и успешных фирм, в их число входят «Майкрософт». Также обучал языкам членов Национальной гвардии, ЦРУ, военной разведки, армии США. На протяжении нескольких лет Замяткин работал в Институте военных переводчиков министерства обороны США, расположенный в Калифорнии.

Особенность методики Николая Замяткина заключается в наличии так называемых матричных курсов. Он предлагает своеобразный аудиокурс для изучаемого языка - матрично-языковое тай-чи. При записи этого курса использовался особый медиативный, циклически-волновой способ, в записи участвовали носители языка, профессиональные актёры. Замяткин написал собственную книгу, где данный подход описывается более подробно, эта книга доступна на сайте Замяткина бесплатно, там же можно приобрести задания. Данный подход нашёл сторонников среди исследователей Гарвардского и Йельского университетов, их недавний анализ показал разумность этой методики. Среди учеников Николая Замяткина числятся тысячи.

Николай Замяткин характеризует свою методику следующим образом: по его мнению, мозг при столкновении с речью зарубежных граждан в первую очередь блокирует всякую связь с данным языком, он находится в гармонии. Матричный подход даёт обучающимся возможность разблокировать эту связь, привести мозг в удобное для изучения состояние спустя короткий период времени, открыть новые положительные моменты в языке, возможно, найти связь со своим языком.

С помощью матричного метода человеческий мозг постепенно упражняясь осваивается в сфере иностранного языка. Замяткин сравнивает матрицу с музыкальными гаммами: учащиеся повторяют одни и те же структуры. Развивая данное сравнение, Замяткин указывает, что гаммы не являются достижением сути музыкального искусства, но тренировка с ними нужна для развития, прогресса и запоминанию, привыканию данных конструкций в такой степени, что появляется умение улавливать нужно механически. Матрица, которая отработана, будет служить обучающимся очень долгое время, когда возникнет необходимость применить свои знания, студентам не составит труда проявить себя.

Упор матричного метода делается не на логичные выводы, а на действие, которое он оказывает на неизведанные, глубокие и неизученные части мозга. При этом происходит связь (при упражениях на аудирование) движения речевых органов со стандартными частями слов, сочетаниями звуков, дифтонгов; между представлением предмета (денотат). Знакомым становятся самые незначительные мелочи, которые невозможно охватить логически, при помощи строгих правил, огромного количества незнакомых слов.

Замяткин уделяет большой влияние психологии человека при составлении своих упражнений. Он указывает ,что обучающимся сложно удерживать внимание на одном предмете в течение долгого периода времени (около 30 секунд). По этой причине изначальная сосредоточенность на сути выражения абсолютно стирается по прошествии прослушивания несколько раз подряд. Основное внимание будет уделено на суть слов, которых имеется большее количество. Лишь продолжительное вслушивание позволяет студентам сосредоточиться на самых мелких частях данных - фонемах, звуках. Внимание получается поддерживать достаточно долго по причине количества звуков и фонем в определённом отрывке.

Важным аспектом методики Николая Замяткина является получение информации, которую невозможно получить при повседневном, обыденном восприятии, когда большая часть информации теряется, поскольку мозг оставляет большую часть на подсознательном уровне, заостряя внимание лишь на примитивнейшей ступени - ступени «смысла». Обучение по методике Замяткина основано на удалении данного принципа. Это нельзя сделать усилием воли, но можно сместить сосредоточенность с уровня «смысла» таким образом, чтобы невозможно было сосредоточить своё внимание, тогда методика даёт необходимый эффект [7].

Все вышеуказанные решения привели к успешным результатам. Как видно, ни один из примеров не направлен на подготовку технических специалистов, овладение ими профессиональных терминов. Одно из преимуществ сайта - возможность изучения специальной терминологии, в добавление к общей, поскольку кафедра АВТ - это кафедра инженеров, программистов, веб-разработчиков.

Из рассмотренных решений следующие аспекты стали ориентиром для данного проекта: отзывчивый интерфейс, создание лёгкой, непринуждённой, приятной атмосферы для обучения. Влияние на интерфейс данного проекта идёт со стороны Duolingo, так как, работая с данным интерфейсом, обучение протекает очень комфортно. Создание раскованной обстановки для обучения в качестве основной идеи присутствует во всех приведённых решениях. Строгость, чёткость и, в то же время, нестандартность заданий на Dialang при наличии простого, неброского интерфейса также стали импульсом для развития сайта Foreign Dimension. Некоторые из вышеуказанных сайтов являются платными (Lingualeo, сайт Николая Замяткина) , реализуемый же сайт абсолютно бесплатный, что является ещё одной его положительной чертой, так как задача номер один - когнитивный (но не навязчивый) лингвистический рост пользователя с учётом дальнейшей карьеры.

2. РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

.1 Разработка структуры сайта для обучения английскому языку

Структура созданного сайта чрезвычайно проста. На главном меню пользователь может:

) зарегистрироваться;

) начать упражнения;

) открыть теоретический материал;

) выйти из учётной записи.

Из окна упражнения пользователь может попасть в окно результатов, далее пользователь либо продолжает обучение, либо возвращается на главное меню. В первом случае пользователь, при успешном завершении, при всех правильных ответах, переходит на итоговую страницу с результатами, откуда он может перейти на главное меню. Статистика хранится в базе данных.

Данный подход должен способствовать качественному и лёгкому процессу обучения.

Процесс обеспечения начального и дальнейшего обучения работников - это процесс изучения.

Этот процесс включает в себя следующие работы:

) подготовительный этап процесса обучения;

) предоставление обучающих источников;

) применение запланированной стратегии изучения [8].

.2 Разработка упражнений

При разработке упражнений учитывались следующие факторы:

) варианты заданий существующих решений;

) полезность задания: насколько развивается пользователь при выполнении того или иного задания;

) нестандартная формулировка заданий;

) наличие классических упражнений;

) желание привнести что-то новое в процесс обучения иностранному языку;

) формирование упражнений таким образом, чтобы студент путём рассуждения решил ту или иную языковую проблему.

Все файлы с кодом редактировались в Notepad ++, поскольку данные редактор чрезвычайно удобен и универсален [10].

Рисунок 2.1 - Процесс обучения

Число уровней неограничено, на данный момент создано десять уровней, в каждом из них пользователю предстоит решить десять заданий. В заданиях с выбором обучающемуся даётся три варианта ответа.

Идея тренажёра состоит в следующем: пользователь создаёт учётную запись (регистрация обязательна, в левом углу при входе на свой профиль отображается имя и количество очков), проходит упражнения, перед прохождением он может ознакомиться с теоретическим материалом, расположенном на главном меню.

Рисунок 2.2 - Регистрация

При правильных ответах на все вопросы пользователь переходит на следующий уровень, при наличии даже одной ошибки ему предстоит начать тест заново. Это сделано для того, чтобы пользователь основательно проработал представленные ему задания, при успешном завершении вероятность запоминания материала чрезвычайно высока. После прохождения уровня появляется статистика пользователя, где отмечаются количество правильных и неправильных ответов (но не указывается, где студент ошибся), а также общее количество очков, набранное пользователем. Задания с пятого уровня сделаны с включением таймера, ниже представлена часть кода, отвечающая за таймер, написанная на JavaScript.

Рисунок 2.3 - Таймер

При успешном прохождении пользователю даётся десять очков, при неудачном завершении число очков обнуляется. Чтобы мотивировать учащихся к прохождению теста рекомендуется использовать данный тренажёр как средство для получения бонусов на основных предметах ВУЗа (например, английский язык, возможно, программирование и другие предметы, где знание иностранного языка приветствуется). При прохождении заданий данного тренажёра у преподавателя не будет сомнений, что студент проработал материал, старался достичь успеха, ставит выполнению данного дополнительного задания высокий приоритет. В таком случае студент заслуживает поощрения. В заключительной стадии появляется окно с набранным количеством баллов.

.3 Разработка базы данных

Рисунок 2.4 - Схема БД

Для хранения вопросов, статистики, видов заданий и других важных данных будет использоваться база данных MySQL, так как на кафедре АВТ имеется собственный сервер, где используется данная база, доступ к нему может получить любой студент кафедры как в университете, так и дома. На кафедре уже существует обучающая система на основе СДО Moodle, одно из требований к данному проекту - совместимость с ней.

Создано 7 таблиц. В таблице users хранится номер пользователя, его имя и пароль учётной записи. В таблице points хранятся очки. В таблице tasks находятся поля с номером задания и правильным ответом на вопрос. Также присутствуют таблицы answers, theory (здесь сохраняется теоретический материал, предлагаемый пользователю), levels и task types (задания могут быть различной структуры: выбор варианта ответа, написание слов, перетаскивание по группам, кроссворд и тому подобное).

Каждый пользователь создаёт учетную запись, защищённую паролем, проходит задания различной тематики и структуры. При получении максимального числа баллов на уровне пользователь переходит на новый уровень, сложнее предыдущего.

В самом начале необходимо подключиться к созданной в phpmyadmin Denwer базе fordim, это реализовано при помощи следующей части кода (вернее, создан отдельный файл с расширением php, он подключается к другому файлу каждый раз, когда необходимо подключиться к базе, аналогично работает и файл с таймером):

Рисунок 2.5 - Подключение к базе

Реализованы вход пользователя в свою учётную запись, а также выход из профиля. В коде присутствует запрос select выборки пароля из таблицы users. В коде учтены возможные ошибки при вводе, поэтому вставлены стандартные проверки. Например, если пользователь не ввёл свои имя и пароль, то система попросит его ввести их. Также присутствует сама собой разумеющаяся проверка пароля. При удачной регистрации пользователь заносится в базу данных. Начальное число очков равно нулю.

Рисунок 2.6 - Вход в запись

.4 Разработка интерфейса

Интерфейс разрабатывался исходя из следующих факторов:

) учёт интерфейса имеющихся решений;

) создание интерфейса, обладающего атмосферой комфорта для обучения;

) яркость;

) отсутствие строгости;

) использование красивых пейзажей, природных ландшафтов;

) простота управления.- основное средство разработки сайта [9]. В данном проекте интерфейс выполнен с помощью как раз этого языка разметки.

Шестой пункт был достигнут: интерфейс сайта обладает простотой, что благотворно влияет на процесс обучения. Главное меню сначала предстаёт без кнопки начала («Lets begin!»), так как сначала необходимо пройти регистрацию. Текст на кнопках и в окнах представлен таким образом, будет пользователь общается с настоящим человеком (чрезвычайно доброжелательным и готовым помочь), а не с машиной. Это становится ясно, если взглянуть на кнопки регистрации («Registration! Join us!»), проверки результатов («Nervous? Click to find out the results!»), выхода из учётной записи(«to say goodbye : (») и так далее. Войти в существующую запись можно при помощи кнопки «To enter our happy world!».

Рисунок 2.7 - Главное меню разработанного сайта

При попытке войти без имени и пароля, система выдаст уведомление с просьбой зарегистрироваться. При регистрации пользователь заполняет лишь два поля, что позволяет очень быстро начать работу, в отличие от большинства других сайтов, где необходима долгая регистрация, включающая в себя много вопросов. После создания учётной записи появляется окно с приветствием. Снова появляется главное меню, но в левом углу видим имя пользователя, его очки и кнопку выхода, а ниже расположена кнопка начала занятия.

Затем пользователю представляется первый уровень: 10 заданий с тремя вариантами ответа. Пользователь может не отвечать на все вопросы, он нажимает кнопку анализа результатов и перед ним появляется статистика. При успешном прохождении появляется надпись перехода на следующий уровень, в противном случае доступна лишь кнопка главного меню. Там же представлен мотивирующий текст, призванный подбодрить пользователя и настроить его на позитивную рабочую волну. После завершения десяти уровней пользователь увидит итоговое окно.

Рисунок 2.8 - Результаты задания

Статистика успехов сохраняется. Подразумевается, что пользователь не использует никаких источников для помощи. Это необходимо для достижения высоких темпов прогресса, поэтому в некоторых заданиях используется таймер, что вынуждает студента думать самому, так как в этом случае он ответит на большее количество вопросов, следовательно, имеет шанс получить больше баллов. Перед началом тестирования пользователь имеет возможность ознакомиться с необходимым теоретическим материалом для текущего задания.

Рисунок 2.9 - Пример задания с таймером

Задача реализуется по запросу кафедры иностранных языков ВГУ без предоставления контента.

Рисунок 2.10 - Пример задания без таймера

3. ТЕСТИРОВАНИЕ


Были протестированы все возможные переходы по сайту: теоретический материал, начало упражнения, переход на главную страницу, проверка работы таймера и так далее.

Рисунок 3.1 - Пример задания с таймером при истечении времени

Получившиеся результаты оказались положительными, система работает корректно, без задержек.

.2 Тестирование входа в учётную запись

Отдельно были протестированы вход в учётную запись, поскольку присутствуют различные проверки, а также вероятность неверного ввода здесь высока.

Система успешно перенаправляет пользователя в случае отсутствия введённых данных в полях имени и пароля. При неверном пароле система оповещает пользователя о том, что ему необходимо произвести введение пароля заново.

Рисунок 3.2 - Такой пользователь уже существует

При нажатии на кнопку регистрации пользователь вводит данные в два поля. Система пропускает пользователя при успешном вводе ( на экране появляется приветствие на английском языке), при наличии в базе данных такого же имени, что и имя, введённое пользователем, сайт просит пользователя ввести другое имя.

Рисунок 3.3 - Неверный пароль

.3 Тестирования обработки результатов

Были протестированы участки кода php, где проходила проверка результатов:

$answers[0] = $_POST['answer1'];

$answers[1] = $_POST['answer2'];

$answers[2] = $_POST["answer3"];

$answers[3] = $_POST["answer4"];

$answers[4] = $_POST["answer5"];

$answers[5] = $_POST["answer6"];

$answers[6] = $_POST["answer7"];

$answers[7] = $_POST["answer8"];

$answers[8] = $_POST["answer9"];

$answers[9] = $_POST["answer10"];

$i = 0;

$result=mysql_query("select right_asnwer from tasks",$db);($i < 2)

{

$answers_row = mysql_fetch_row($result);

if ($answers[$i] == $answers_row[0])

$ot++; $not++;

$i++;

}

Здесь необходим запрос к базе данных, нужно взять поле, хранящее правильный ответ и сравнить его с выбранным пользователем (например, радио-кнопка).

Рисунок 3.4 - Результаты

Система корректно проверяет задания, выдаёт количество правильных и неправильных ответов, прибавляет десять баллов пользователю, в случае успеха (результат записывается в базу данных), вычитается один при неверном прохождении. Также система не даёт возможности перехода на следующий уровень при неудачном прохождении заданий, при нажатии на кнопку главного меню, она возвращает пользователя к началу. Пользователь мотивируется преодолеть психологический барьер, выраженный числом неверных ответов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате завершения ВКР появился дистанционный тренажёр, представляющий собой сайт с набором упражнений для повышения урованя владения иностранным языком. Данным сайтом может воспользоваться любой желающий, но акцент сделан на кафедру АВТ, теперь студенты могут пользоваться им.

Данный проект, разработанный с помощью Денвер, php, HTML обладает:

·отсутствием задержек;

·простотой в управлении;

·наличием упражнений;

·отзывчивым интерфейсом;

Обучающиеся получают возможность обучения иностранному языку без напряжения, главная цель - личный рост.

Проект отвечает всем поставленным требованиям.

В будущем планируется развитие сайта, добавление новых типов заданий, модулей, реализация на мобильной платформе, внедрение в другие учебные заведения, улучшение работоспособности.

Список использованных источников

1. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

. Зельдман, Д. Web-дизайн по стандартам / Д. Зельдман; Пер. с англ. Г.П. Ковалева. - М. : НТ Пресс, 2005. - 440 с.

. ГОСТ Р ИСО МЭК 12207-99 "Процессы жизненного цикла программных средств".

. Авербах, В.С. Учебное пособие - Средства разработки сайтов разного уровня / Авербах, В.С - Самара: СГЭУ, 2010. - 114с.

. Колисниченко, Д.Н. Современный сайт на РНР и JavaScript / Колисниченко, Д.Н. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(обязательное)

Листинг

Файл формы регистрации

<html>

<header>

<title>Registration form</title>

</header>

<body="width: 100%; height: 768 px; background: url(11.jpg); size: cover;">

<div>

<form action="registration.php" method="POST">

<input type = "text" name = "name">

<input type = "password" name = "pass">

<input type = "submit" value = "Write your name here please:)">

</form>

</div>

</body>

</html>

Файл регистрации

<?"connect.php";

$name = $_POST["name"];

$password = $_POST["pass"];(($name == "")&&($password == ""))

}

{

$query = mysql_query("select name_user from users where name_user = '$name'", $db);

$result = mysql_fetch_row($query);($result[0] != $name)

{

$query = mysql_query("insert into `users` (`name_user`,`password`) values ('$name', '$password')", $db);

$query = mysql_query("select id_user from users where name_user = '$name'", $db);

$id = mysql_fetch_row($query);

$query = mysql_query("insert into points (id_user) values ('$id[0]')", $db);('Refresh: 1; URL=1.php');;

}

{"There already were your namesake! Change the name, please!.";

}

}

?>

<html>

<body="width: 100%; height: 768 px; background: url(21.jpg); size: cover;">

</body>

</html>

Файл главного меню

<?_start();"connect.php";

$login = false;(!empty($_SESSION['name']) and (!empty($_SESSION['password'])))

{

$login = true;

$name = $_SESSION['name'];

}

?>

<html>

<head>

<title>Learning English is easy here:)</title>

</head>

<form action = "logout.php" method = "POST">

<?($login)

{

$query = mysql_query("select `cont_point` from `points` where `id_user` = (select `id_user` from `users` where `name_user` = '$name')", $db);

$point = mysql_fetch_row($query);$name . "| Points: "; " ". $point[0];

?>

<input type = "submit" value = "To say goodbye :(">

</form>

<?}?>

<font size=10 color=#b300ff>Foreign dimension...</font>

<font size=7 color=#ff7300>

<marquee scrollamount="4">Welcome!</marquee> </font>

<br>

<br>

<br>

<br>

<font color=#b300ff> <marquee>This environment is created for only one reason... To improve your English! When you are ready to start, push the button below. Good luck!</marquee> </font>

<form>

</form>

<!--<INPUT TYPE=text SIZE=30 NAME=user VALUE="Введите логин"style="margin: 250px 0 0;">

<INPUT TYPE=password NAME=pswd SIZE=30 MAXLENGTH=20>

<INPUT TYPE=submit VALUE="Создать" $result=mysql_query("insert into users values(user,'pswd')");

>

->

<body="width: 100%; height: 768 px; background: url(21.jpg); size: cover;">

<?if (!$login) {?>

<form action="login.php" method="POST">

<input type="text" name="name">

<input type="password" name="pass">

<input type="submit" value="To enter our happy world!">

</form>

<form action="regf.php" method="POST">

<input type = "submit" value = "Registration! Join us!">

</form>

<?}

{?>

<form action="start.php" method="POST">

<INPUT TYPE=submit Value="Let's begin!"style="width:75%;height:150px;margin: 450px 140 0;">

</form>

<?}?>

</html>

Файл итоговой страницы

<?_start();"connect.php";

$ot=0;

$not=0;

$answers[0] = $_POST['q1'];

$answers[1] = $_POST['q2'];

//$answers[2] = $_POST["answer3"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

$name = $_SESSION['name'];

$i = 0;

$result=mysql_query("select right_asnwer from tasks where id_level = 2",$db);($i < 2)

{

$answers_row = mysql_fetch_row($result);

if ($answers[$i] == $answers_row[0])

$ot++; $not++;

$i++;

}

$query = mysql_query("select `id_user` from `users` where `name_user`='$name'");

$id = mysql_fetch_row($query);

$query = mysql_query("select `cont_point` from `points` where `id_user`='$id[0]'");

$point = mysql_fetch_row($query);($not == 0)

{

$add = $point[0] + 10;

}

{

$add = $point[0] - 1;

}

$query = mysql_query("update `points` set `cont_point`='$add'");

$query = mysql_query("select `cont_point` from `points` where `id_user` = (select `id_user` from `users` where `name_user` = '$name')");

$point = mysql_fetch_row($query);

?>

<html>

<head>

<title>You have survived!</title>

</head>

<body style="width: 100%; height: 768 px;background: url(1.jpg); background-size: cover;">

<? if ($not != 0)

{

?>

<p><font size=7; color=#ffffff;>Right answers: <?php echo $ot; ?></font></p>

<p><font size=7; color=#ffffff;>Not exactly right answers: <?php echo $not . "<br>";($not == 0)

{"+10";

}

{"-1";

}

?>

</font></p>

<form action="1.php" method="POST">

<button type="submit">Main page!</button></form>

<div>

<small> <font size=7; color=#ffffff;>Go on! Try to beat this number </small><div id="status"><big > <?php echo $ot . "<br>" . " The result: " . $add;?> </font></big></div>

<?}

{?>job!<br>have <?echo $point[0];?>

<?}?>

</body>

</html>

Файл с десятым заданием

<?"connect.php";

?>

<html>

<head>

<?include "timer.php";?>

</head>

<!--onload="startTimer()"-->

<body onload="startTimer()" style="width: 100%; height: 768 px; background: url(10.jpg); size: cover;">

<p><span id="my_timer" style="color: #ffc; font-size: 150%; font-weight: bold;">00:00:30</span></p>

<?

$i = 0;

//вывод вопросов из БД

$result=mysql_query("select cont_task from tasks where id_level = 10",$db);

$tasks_row = mysql_fetch_row($result);

//выод ответов из БД

$result2=mysql_query("select cont_answer from answers where id_task = 91",$db);

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);

?>

<div>

<p><?echo $tasks_row[0];?></p>

<label><input name="q1" value="1" type="radio"><?echo $answers_row[0];?></label>

<label><input name="q1" value="2" type="radio"><?

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);$answers_row[0];?></label>

<label><input name="q1" value="3" type="radio"><?

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);$answers_row[0];?></label>

</div>

<div>

<?

$result2=mysql_query("select cont_answer from answers where id_task = 92",$db);

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);

?>

<p><?$tasks_row = mysql_fetch_row($result); $tasks_row[0];?></p>

<input name="q2" value="1" type="radio"><?echo $answers_row[0];?>

<input name="q2" value="2" type="radio"><?

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);$answers_row[0];?>

<input name="q2" value="3" type="radio"><?

$answers_row = mysql_fetch_row($result2);$answers_row[0];?>

</div>

<input type="submit" value = "Nervous? Click to find out the results!">

</form>

</body>

</html>

Файл проверки результата

<?php_start();"connect.php";

$ot=0;

$not=0;

$name = $_SESSION['name'];

$answers[0] = $_POST['answer1'];

$answers[1] = $_POST['answer2'];

//$answers[2] = $_POST["answer3"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

//$answers[0] = $_POST["answer1"];

$i = 0;

$result=mysql_query("select right_asnwer from tasks",$db);($i < 2)

{

$answers_row = mysql_fetch_row($result);

if ($answers[$i] == $answers_row[0])

$ot++; $not++;

$i++;

}

$query = mysql_query("select `id_user` from `users` where `name_user`='$name'");

$id = mysql_fetch_row($query);

$query = mysql_query("select `cont_point` from `points` where `id_user`='$id[0]'");

$point = mysql_fetch_row($query);($not == 0)

{

$add = $point[0] + 10;

}

{

$add = $point[0] - 1;

}

$query = mysql_query("update `points` set `cont_point`='$add'");

?>

<html>

<head>

<body style="width: 100%; height: 768 px;: url(1.jpg); background-size: cover;">

<p><font size=7; color=#ffffff;>Right answers: <?php echo $ot; ?></font></p>

<p><font size=7; color=#ffffff;>Not exactly right answers: <?php echo $not . "<br>";($not == 0)

{"+10";

}

{"-1";

}

?>

</font></p>

<form action="1.php" method="POST">

<button type="submit">Main page!</button></form>

<div>

<small> <font size=7; color=#ffffff;>Go on! Try to beat this number </small><div id="status"><big > <?php echo $ot . "<br>" . " The result: " . $add;?> </font></big></div>

</div>

<div>

<?if ($ot == 2){?>

<a>

<?} else echo"";?>

</div>

</body>

</html>

Файл выхода из учётной записи

<?_start();_destroy();('Refresh: 2; URL=1.php');"Hope to meet you again!";

exit;

?>

Контент

Уровень 1

Переведите:

1)Я - программист.

А) I am a programmer;) I am the programmer;) I am an programmer.

) Ты тот самый инженер!

А) You are the engineer!;) You are an engineer!;) You are a engineer!.

3) Он работает в Майкрософт.

А) He works in Microsoft;

B) He works in the Microsoft;) He works in a Microsoft;

4) Этот файл грузится по крайней мере час!

А) The file is downloading at least an hour!) A file is downloading at least an hour!) The file is downloading at least a hour!

) Знание - сила.

А) Knowledge is power.) The knowledge is power.) A knowledge is power.

) It is just … screen) an) the) a

) You are … wonderful student!) an) the) a

) Do you have … paper we talked about?) a) the) an

) He is … honorable citizen.) an) a) the

) You dont need … book to calculate this.) a) an) the

Уровень 3

1)В нашем университете мы проектируем модели систем.

А) We designes models of the systems in our university;) We designe models of the systems in our university;) We design models of the systems in our university;

2) Установи это приложение.

А) Installthisapp.

B) Place this app.) Will launch this app.

3) Занятие заканчивается в 10.

А) The lesson ends at 10.

B) The lesson will end at 10.) The lesson end at 10.

) Ты ездишь на автобусе?

А) Do you travel by bus?) Are you travel by bus?) You travel by bus?

5) Он ходит на курсы программирования?

А) Do he attend programming classes?) Does he attend programming classes?) Is he attend programming classes?

) Хочешь стать веб-дизайнером?

А) Does you wants to become a web-designer?) Do you want to become a web-designer?) Want you to become web-designer?

7) Он хочет закончить этот проект.

А) He wants to finish this project.) He want to finish this project.) He wants to finish these project.

8) Он допускает ошибки в коде.

А) He make mistakes in the code) He makes mistakes in the code) He made mistakes in the code

9) Он работает до 5.

А) He work till 5.

B) He works till for.) He works till five.

10) What is your task?

А) Какое у тебя задание?

В) Где твоё задание?

С) Какая у тебя тема?

Похожие работы на - Разработка обучающей языковой программы

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!