Бухгалтерский финансовый учет арендных и лизинговых операций с основными средствами организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,14 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский финансовый учет арендных и лизинговых операций с основными средствами организации















Тема : Бухгалтерский финансовый учет арендных и лизинговых операций с основными средствами организации



Содержание

Введение

. Бухгалтерский финансовый учет лизинговых операций, учетная политика их бухгалтерского финансового учета в организации

.1 Понятие и виды аренды, их особенности

.2 Формирование, раскрытие и изменение учетной политики организации по бухгалтерскому финансовому учету арендных и лизинговых операций с основными средствами

. Порядок и организация бухгалтерского финансового учета арендных и лизинговых операций с основными средствами

.1 Документальное отражение и учет арендных операций с основными средствами

.2 Документальное отражение и учет лизинговых операций с основными средствами

. Подготовка и представление полученной информации по бухгалтерскому финансовому учету исследуемого объекта в отчетности

.1 Понятие отчетности и требования к ее составлению. Основные положения и порядок проведения инвентаризации исследуемого объекта учета

.2 Состав отчетности. Раскрытие полученной информации в бухгалтерской финансовой отчетности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Включение России в общемировые процессы требует повышения конкурентоспособности ее экономики, как на внутреннем, так и на международном рынках. Успех экономики страны во многом определяется достижениями ее хозяйствующих субъектов. А успешная предпринимательская деятельность компаний во многом зависит от использования в производственном процессе новейших достижений науки и техники, обеспеченности современным оборудованием. Эти процессы тесно связаны с обновлением основных производственных фондов организаций, их модернизации на технологической основе, что требует немалых инвестиций. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства организаций, но их, как правило, не хватает.

Общий предпринимательский климат для развития малого и среднего бизнеса в России остается неблагоприятным. Открытие бизнеса и последующая хозяйственная деятельность связаны с решением компаниями ряда сложных проблем финансового обеспечения. Одной из основных причин относительно небольшого количества малых фирм в России является чрезвычайно ограниченный доступ к внешним источникам финансирования. Предоставление финансовых средств субъектам малого предпринимательства продолжает рассматриваться банками как высоко рисковый вид деятельности. Это связано с тем, что у таких организаций, как правило, отсутствует длительная кредитная история. Кроме того, они не могут предоставить дополнительные гарантии обеспечения сделки. Финансовые структуры предпочитают иметь дело с крупными заемщиками, а для снижения своих рисков при кредитовании малых предприятий устанавливают более высокий процент. Развитие производства невозможно без обновления основных средств. В мировой практике в решении проблем инвестиционного обеспечения малого предпринимательства важное место занимает лизинг. Именно малые и средние предприятия являются основными клиентами лизинговых компаний. Во многих случаях лизинг для малого бизнеса становится единственной возможностью приобрести новое высокоэффективное оборудование для производства конкурентоспособной продукции. бухгалтерский учет арендный лизинговый

Лизинг - мощный инструмент разумного управления денежными потоками. Когда компания выбирает - брать кредит в банке или использовать собственные средства для приобретения дорогостоящих основных средств, ей стоит обратить внимание на использование лизинговой сделки. Она удобна в отношении как оформления, так и выплат. Лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса. Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%. Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для российской экономики.

Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент лизинг в России является самым востребованным инструментом долгосрочного финансирования при приобретении абсолютно любой техники или оборудования.

Цель написания данной работы заключается в рассмотрении порядка бухгалтерского и налогового учета расчетов по лизингу на примере организации ООО «Строймонтаж».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

·рассмотреть понятие, виды и формы лизинговых операций;

·изучить нормативно-правовую базу по лизингу;

·рассмотреть порядок бухгалтерского и налогового учёта лизинговых операций;

·изучить порядок заключения лизинговой сделки и расчет лизинговых платежей;

·сравнить приобретение объекта по договору лизинга и с привлечением банковского кредита.

Объектом исследования работы является организация ООО «Строймонтаж».

Предмет исследования - оценить эффективность использования лизинговых операций.

Теоретическую основу работы составляет Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, труды Лапыгина Ю. Н., Сокольских Е., Джуха Е.В. и др. Информационной базой работы послужили также конкретно - прикладные материалы, опубликованные в периодической печати (журнал «Финансы и статистика»), материалы из информационной базы Консультантъ.

В результате исследования было предложено:

1.при дальнейшем заключении договора лизинга производить первоначальный взнос от 30% до 40%. Чем ниже аванс, тем больше сумма платежей по договору, т. к. лизинговые компании начисляют лизинговые проценты на сумму, направленную на финансирование лизинговой сделки.

2.использовать регрессивный график выплат по лизингу. Погашение стоимости лизингового имущества производится равномерно на протяжении договора лизинга, при этом лизинговые проценты больше в начале договора и на протяжении договора уменьшаются.

Предложенные рекомендации являются достаточно новыми для ООО «Строймонтаж».

Научная новизна состоит в том, что в ней проведен комплексный анализ научного понимания, законодательного закрепления и практического применения финансовой аренды (лизинга); выявлена правовая природа и формы реализации лизинга, а также его место в системе гражданского права.

Практическая значимость результатов работы заключается в разработке методических и практических рекомендаций для предприятий, обеспечивающих системный подход к управлению лизинговым процессом на подготовительной стадии. С их использованием лизингополучатель сможет определить оптимальный вариант платежей, выбрать лизинговую компанию, подготовить и передать ей необходимые документы для заключения сделки в короткие сроки, оценить эффективность лизинга по сравнению с кредитом.

Реализация и апробация работы: данные исследования будут дальнейшем применены на практике в организации ООО «Строймонтаж».

Объект и методы исследования - изучение бухгалтерского и налогового законодательства, учебной и научной литературы по лизингу, информации периодических изданий, данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемой организации ООО «Строймонтаж», проведение сравнительного анализа.

Данная работа посвящена оценке применению лизинговых операций на примере предприятия ООО «Строймонтаж» и эффективности использования лизинга, что представляется актуальной тенденцией в современных условиях.

1. Бухгалтерский финансовый учет лизинговых операций учетная политика их бухгалтерского финансового учета в организации

1.1 Понятие и виды аренды, их особенности

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. [1] Лизинг совмещает в себе элементы кредитования, долгосрочной аренды (поэтому его также называют финансовой арендой) и купли-продажи в рассрочку.

В Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. [2]

Лизингодатель - это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. [1]

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга. [1]

Помимо лизингодателя и лизингополучателя существует также третий субъект лизинговых отношений - продавец. Это физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Договор лизинга - соглашение, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. [1] Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Лизинговая компания приобретает определённое имущество и передаёт его во владение и пользование лизингополучателю на установленный срок за согласованную плату. Поставщика предмета лизинга в подавляющем большинстве случаев выбирает лизингополучатель. В процессе действия договора лизингополучатель производит платежи по выкупу имущества, а также оплачивает проценты за пользование заёмными средствами и возмещает лизинговой компании дополнительные расходы по имуществу (налоги, страхование и т.п.) в случае их наличия [3]. По окончании договора лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по минимальной остаточной стоимости.

Лизинг является видом инвестиционной деятельности, объединяющей в себе элементы аренды и кредитования. С арендой лизинг роднит факт передачи клиенту в пользование реального имущества, за использование которого лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи. Именно поэтому лизинг также называется финансовой арендой. С кредитованием у лизинга также есть много общего. И при кредитовании, и при заключении договора лизинга производится анализ финансового состояния клиента, при этом методы оценки заёмщика одинаковые. Это связано с тем, что лизинговая компания аналогично кредитующему банку инвестирует денежные средства в приобретение конкретного имущества по заявке лизингополучателя и вернуть вложенные в сделку средства - одна из основных задач лизингодателя. Лизинговые компании не заинтересованы в изъятии переданного в лизинг имущества, т.к. в этом случае возникает проблема его реализации в целях погашения средств, направленных на финансирование лизинговой сделки (доля заёмных средств в структуре источников финансирования лизинговых сделок составляет более 70%). [4] Самостоятельной эксплуатацией, сдачей в аренду или иным использованием оборудования, автотранспорта, спецтехники лизинговые компании не занимаются.

Согласно российскому законодательству существуют две основные формы лизинга. [1]

. Внутренний, при котором лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации. Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть, предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор внутреннего лизинга регулируется законодательством Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть, предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" [2] регулирует три основных типа лизинга:

1.Долгосрочный - лизинг, заключаемый на три и более года;

2.Среднесрочный - лизинг, заключаемый на срок от полутора до трех

3.Краткосрочный лизинг - лизинг, заключаемый на срок менее полутора лет.

В хозяйственной практике развитых стран наиболее распространенными являются три вида лизинга:

1.финансовый лизинг;

2.оперативный лизинг (или операционный лизинг);

3.возвратный лизинг.

Финансовый лизинг - это наиболее распространённая форма лизинга в России. При финансовом лизинге в сделке участвуют три основные стороны:

-лизинговая компания;

-лизингополучатель;

поставщик лизингового имущества.

Лизинговая компания покупает имущество у поставщика и передаёт это имущество в пользование лизингополучателю. По окончании договора лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя. [4] Договоры финансового лизинга заключаются на срок, который сопоставим со сроком полной амортизации объекта лизинга.

Оперативный лизинг (операционный лизинг) - отличается от финансового лизинга тем, что по окончании договора лизинга предполагается не переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя, а его возврат лизинговой компании. На сегодняшний день рынок оперативного лизинга в России, практически отсутствует. Программы операционного лизинга предлагает всего несколько лизинговых компаний, которые занимаются в основном лизингом легковых автомобилей. [5] Такое плачевное состояние рынка оперативного лизинга связано, прежде всего, с тем наличием противоречий между действующим законодательством по лизингу и природой оперативного лизинга. При повторной передачи в лизинг имущества, которое было возвращено лизинговой компании лизингополучателем в рамках договора операционного лизинга не выполняется одно из условий, предусмотренное законодательством о лизинге, а именно приобретение лизингового имущества для передачи его в лизинг конкретному лизингополучателю.

Возвратный лизинг - это форма лизинга, при которой лизингополучатель и поставщик лизингового имущества являются одним и тем же лицом. При заключении договора возвратного лизинга организация - собственник имущества продаёт это имущество лизинговой компании и берёт это же имущество в лизинг. Возвратный лизинг позволяет использовать все преимущества и налоговые льготы лизинга, а также получить на срок действия договора лизинга оборотные средства для развития текущей деятельности. [5]

По объектам сделок лизинг подразделяется:

1.лизинг движимого имущества, который включает в себя дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры и т.д.;

2.лизинг недвижимого имущества, включающий в себя здания, производственные помещения, склады и т.д.

1.чистый лизинг (net leasing) - все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При этом лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто платежи. Большинство услуг на российском лизинговом рынке основных средств являются чистыми;

2.полный лизинг («мокрый лизинг» (wet leasing) - лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Как правило, его используют сами изготовители предмета лизинга. По стоимости полный лизинг считается одним из самых дорогих, так как у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, ремонт, поставку необходимого сырья и комплектующих изделий, сопровождение квалифицированным персоналом и т.д.;

3.частичный лизинг - лизинг с частичным набором услуг. Лизингодатель берет на себя лишь отдельные функции по обслуживанию лизингового имущества.

Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим в наем, выделяют:

1.прямой лизинг - изготовитель или владелец имущества выступают в качестве лица, сдающего его в аренду;

2.косвенный лизинг - сдача в аренду осуществляется через третье лицо.

По методу финансирования различают:

1.срочный лизинг, т.е. осуществляется одноразовая финансовая аренда;

2.возобновляемый (револьверный) лизинг - договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. Разновидностью возобновляемого лизинга является генеральный лизинг, который позволяет лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

По уровню технического обслуживания объекта лизинга выделяют:

1.полносервисный лизинг- это лизинг с полным комплексом услуг по обслуживанию предмета лизинга;

2.частичносервисный лизинг - это лизинг с отдельными видами обслуживания предмета лизинга.

По степени окупаемости имущества лизинг подразделяется:

1.лизинг с полной окупаемостью - в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;

2.лизинг с неполной окупаемостью - в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только её часть.

По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга на виды в зависимости от формы расчётов между лизингодателем и лизингополучателем:

1.денежный лизинг - все лизинговые платежи производятся в денежной форме;

2.компенсационный лизинг - все лизинговые платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведённых на сданном в лизинг оборудовании, или путём зачёта услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем;

3.смешанный лизинг - применяются одновременно и денежный и компенсационный лизинг.

В зависимости от способа уплаты и периодичности выплат можно выделить различные лизинговые схемы:

1.с фиксированной общей суммой;

2.с авансом (депозитом);

3.с возможностью выкупа по остаточной стоимости;

.с месячными, квартальными, ежегодными платежами;

.с платежом в начале, середине или в конце периода платежа;

6.с равными платежами, либо с увеличивающимися и уменьшающимися размерами платежей.

Подобная классификация отражает практическую сторону реализации лизинговых отношений, которая наиболее приемлема экономически, способствует оптимальному развитию инвестиционной активности российских и зарубежных компаний.

.2 Формирование, раскрытие и изменение учетной политики организации по бухгалтерскому финансовому учету арендных и лизинговых операций с основными средствами

Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период. В России становление лизинга проходило в непростых условиях формирования свободного рынка, создания предприятий и организаций, основанных на частной инициативе.

На основании законодательства о лизинге, условно можно выделить три основных этапа становления правовой базы.

Iэтап: до начала 1990-х гг. - характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, четких представлений о правовом положении сторон сделки и неразвитостью лизингового вида деятельности. Лизинговой деятельностью в этот период занимались только крупные внешнеторговые объединения.

Впервые нечто сходное с лизингом появилось в России в советское время, когда с помощью подобных операций финансировалось приобретение судов и авиатехники. Стоимость указанного имущества достаточно велика, вследствие этого приобретение осуществлялось с теми или иными временными отсрочками по платежам. Однако сделки эти были немногочисленными и занимались ими лишь несколько полностью государственных организаций, состоящих, как правило, при соответствующих министерствах (Министерство транспорта, Министерство морского флота и т.д.). О существовании лизинга как некоей самостоятельной цельной операции говорить не приходилось. С началом реформ в России были созданы специализированные компании, занимавшиеся финансированием приобретения имущества через долгосрочную аренду, большинство которых было, лишь отделениями банков.

IIэтап: начало 1990-х гг. - с приходом рыночной экономики в деятельности компаний начали появляться договоры, которые носили элементы лизинговых сделок.

Данный этап можно охарактеризовать следующими признаками:

отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга;

-развитием лизинга с применением норм законодательства об аренде;

-высокими рисками для участников лизинговой сделки, что сдерживало развитие лизинга в России.

На данном этапе для договоров лизинга характерно наличие элементов договора купли-продажи и имущественного найма.

Зарождению лизинга в банковских стенах способствовало банковское законодательство. Так, еще в инструкции Госбанка СССР от 16.02.1990 N 270 "О Плане счетов бухгалтерского учета", а позднее, в 1991 г., - в Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности" были предусмотрены лизинговые операции.

IIIэтап: отмечен рядом нормативных актов Правительства РФ, послуживших основой для развития правоотношений в лизинговой деятельности и лизинга как такового.

Первым российским правовым актом, с которого начался процесс регулирования лизинговых отношений, был Указ Президента РФ от 17.09.1994 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", однако конкретные вопросы организации лизинга он не решал и содержал ряд достаточно спорных положений. Предметом лизинга допускалось считать имущественные права, нематериальные активы, что противоречит самой сути отношений при лизинге. В Указе содержались различные предписания Президента Правительству, министерствам и ведомствам о разработке документов и предложений по лизингу.

Во исполнение данного Указа было принято Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", где была сформулирована программа развития данного вида деятельности в России и утверждено Временное положение о лизинге. До выхода в свет части второй Гражданского кодекса РФ Временное положение являлось не только первым, но и единственным нормативным документом, где приводились основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. При этом сферой, которую затрагивало Временное Положение о лизинге, был исключительно финансовый лизинг, т.е. сдача имущества в аренду на срок, сопоставимый со сроком экономической службы имущества.

Сдача имущества в аренду на срок, который существенно меньше нормативного срока службы актива, данным Положением не регулировалась и относилась к сфере обычного гражданского законодательства. Не предлагало оно и корректное деление на финансовый лизинг и операционный (оперативный) лизинг. К финансовому лизингу относились сделки, в которых сумма лизинговых платежей в целом покрывала стоимость имущества у лизингодателя (арендодателя), а также срок лизинга был сопоставим с нормативным сроком службы имущества. В соответствии с Указом Президента РФ от 22.04.1999 N 524 и Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 794 Временное положение признано утратившим силу.

Свое дальнейшее развитие законодательство о лизинге получило с выходом в свет части второй ГК РФ (действует с 1 марта 1996 г.). В ст. 665 Кодекса дано определение финансовой аренды (лизинга) как операции, когда арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. До 1996 г. в соответствии с российским гражданским правом лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему".

Параллельно законодательной базе развивалась и база нормативная. Постановлением Правительства РФ от 27.06.1996 N 752 внесены изменения и дополнения во Временное положение о лизинге. Оно было дополнено следующими нормами, предоставляющими возможность:

-применения ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов;

-выбора сторонами лизингового договора, у кого на балансе будет учитываться имущество.

После принятия Постановления Правительства РФ от 20.11.1995 N 1133 "О внесении дополнений в Положение N 552 о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" у участников лизинговых сделок, появилась возможность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг):

у лизингодателя - затраты на выплату процентов по заемным средствам;

у лизингополучателя - лизинговые платежи.

8 февраля 1998 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". [6] Данная Конвенция разрабатывалась с 1974 г. Международным институтом по унификации частного права. Окончательно ее текст был согласован и принят в 1988 г. на конференции в Оттаве представителями 55 государств. [7]

Основная цель Конвенции - унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция характеризует классический лизинг, носящий трехсторонний характер (продавец оборудования, лизингодатель и лизингополучатель).

Сферой применения данного международного акта являются сделки финансового лизинга, имеющие следующие характерные черты:

-лизингополучатель самостоятельно определяет оборудование, которое хочет приобрести в лизинг и его поставщика;

-оборудование приобретается лизингодателем с непременным извещением поставщика о последующей сдаче имущества в аренду;

-величина арендных платежей рассчитывается с учетом возмещения стоимости объекта лизингодателю.

Согласно Конвенции лизингополучатель несет риски порчи и потери имущества, являющегося объектом сделки финансового лизинга. Если принять во внимание, что указанные риски по общему положению возлагаются на собственника, в соответствии с условиями Конвенции именно лизингополучатель выступает фактическим хозяином имущества, осуществляющим полный экономический контроль над ним, хотя формально право собственности в течение срока действия договора остается у лизингодателя. Кроме того, в подтверждение данной позиции в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции лизингодатель освобождается от всякой ответственности перед лизингополучателем в отношении объекта сделки, в то время как при общем порядке арендных операций арендодатель - собственник имущества несет указанную ответственность.

Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства. Право на такого рода заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана следующим: в России несколько по-иному регулируется обязанность лизингодателя обеспечивать сохранность оборудования, его ответственность перед третьими лицами за причинение ущерба собственности, имевших причиной использование объекта лизинговой сделки и (или) явившихся результатом умысла или неосторожности лизингодателя.

Процесс создания нормативной базы лизинга получил свое продолжение 5 ноября 1998 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". [2] В связи с выходом этого Закона Временное положение о лизинге фактически утратило силу, поскольку во многом противоречило ему. Однако юридически отмена

Положения была оформлена лишь Постановлением Правительства РФ от 12.06.1999 N 794. Выход Закона N 164-ФЗ в свет следует считать весьма конструктивным шагом в развитии лизинговой деятельности в России - в нем подробно и всесторонне описывается данный вид бизнеса. Кроме того, в целом он не противоречит гражданскому законодательству (ГК РФ).

Лизинговый бизнес как новое направление в предпринимательской деятельности в России требовал постоянного обслуживания принимаемых нормативных правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга действующей системы нормативных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга, и их своевременного устранения. Поэтому через четыре года федеральное законодательство о лизинге претерпело два изменения, оформленные принятием новых редакций Закона.

В 2002 - 2003 гг. Закон N 164-ФЗ «О лизинге» [2] подвергся весьма существенным изменениям в плане классификации операций лизинга, идентификации субъектов лизинговых отношений, возможностей использования и применения лизинговых систем и др. Сферой применения Закона N 164-ФЗ является лизинг имущества, относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам. Поскольку экономико-правовое содержание договора лизинга акцентирует внимание на временном пользовании чужой вещью, в аренду могут быть сданы лишь не потребляемые вещи. К предмету лизинга предъявляется требование об использовании его исключительно для предпринимательских целей, что соответствует задачам коммерческого договора (ускоренная амортизация нового оборудования и механизмов, инвестирование свободного капитала и т.д.). Земельные участки и другие природные объекты не могут быть предметами договора лизинга. Данное ограничение объясняется тем, что пользование землей и другими природными объектами с предпринимательской целью регулируется в первую очередь земельным законодательством.

Таким образом, на сегодняшний момент основными нормативными документами, регламентирующими порядок осуществления хозяйственных операций, связанных с лизингом, являются:

-Гражданский кодекс РФ; [7]

-Налоговый кодекс РФ; [8]

-Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". [2]

2. Порядок и организация бухгалтерского финансового учета арендных и лизинговых операций с основными средствами

.1 Документальное отражение и учет арендных операций с основными средствами

Аренда основных средств означает, что объект основных средств (ОС) предоставляется во временное владение и пользование или во временное пользование. Сторона, которая сдает объект ОС в аренду, именуется арендодателем, а получившая сторона - арендатором (ст. 606 ГК РФ). Об учете арендованных основных средств у обеих сторон договора аренды расскажем в этом материале.

Полученный в аренду объект ОС у арендатора должен учитываться обособленно от его собственного имущества. Для учета используется не балансовый счет 01 «Основные средства», а забалансовый 001 «Арендованные основные средства» (п. 5 ПБУ 1/2008, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). По дебету счета 001 арендованный объект ОС приходуется в оценке, указанной в договоре аренды.

Это означает, что бухгалтерские проводки у арендатора на арендную плату будут такие:

ОперацияДебет счетаКредит счетаПеречислена арендодателю арендная плата60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»51 «Расчетные счета», 50 «Касса» и др.Учтена арендная плата (без НДС)26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие расходы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др.60Учтен НДС по арендной плате19 « НДС по приобретенным ценностям»60Принят к вычету НДС по аренде6819

Главный вопрос, который возникает у арендодателя при признании дохода от сдачи в аренду объекта ОС, какой доход такая аренда формирует: от обычных видов деятельности или прочий. Зависит это от того, является ли предоставление ОС в аренду предметом деятельности арендодателя. Если да, доходы и расходы по аренде относятся к обычной деятельности, если нет - учитываются как прочие операции (через счет 91) (п.п.5, 7 ПБУ 9/99 , п.п.5, 11 ПБУ 10/99).

Основанием для признания аренды предметом деятельности являются существенность, систематичность и иные критерии, определенные организацией в Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Типовые бухгалтерские записи по учету аренды у арендодателя представим в таблице:

ОперацияДебет счетаКредит счетаПолучена от арендатора арендная плата51, 50 и др.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»Начислена арендная плата арендатору6290 «Продажи», субсчет «Выручка» или 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»Начислен НДС с арендной платы90, субсчет «НДС» или 91, субсчет «НДС»68 «Расчеты по налогам и сборам»Отражены расходы, связанные с предоставлением объекта ОС в аренду20 «Основное производство» или 91, субсчет «Прочие расходы»02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Сданный в аренду объект ОС учитывается у арендодателя либо на отдельном субсчете к счету 01, либо (если объект ОС специально приобретался для сдачи в аренду) - к счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

.2 Документальное отражение и учет лизинговых операций с основными средствами

Бухгалтерский учёт операций по договору лизинга регулируется приказом Минфина РФ № 15 от 17 февраля 1997 г. (с изм. и доп. от 23 января 2001 г.). [9] Целью бухгалтерского учета лизинговых операций является обеспечение полной, достоверной и своевременной информации об их состоянии всех заинтересованных пользователей - внутренних и внешних. В данном случае главными пользователями данной информации являются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик имущества. Бухгалтерские проводки по лизинговым операциям зависят от того, на чьём балансе отражается лизинговое имущество: лизингодателя или лизингополучателя. Сторона, на балансе которой учитывается лизинговое имущество, должна быть указана в договоре лизинга.

Наиболее распространенной ситуацией является отражение предмета лизинга на балансе лизинговой компании (лизингодателя). Лизингополучатель, на основании договора лизинга и акта приемки-передачи предмета лизинга, отражает поступление объекта в забалансовом учете.

Дебет счета 001 "Арендованные основные средства" - принято на забалансовый учет переданное лизингополучателю имущество, в сумме лизингового договора.

При возврате предмета лизинга по истечении срока действия договора лизингополучатель списывает стоимость этого объекта с забалансового учета проводкой:

Кредит счета 001 «Арендованные основные средства» - списана с забалансового учета стоимость предмета лизинга.

Поскольку возврат лизингового имущества не признается реализацией (ведь собственником предмета лизинга остается лизингодатель) НДС данная операция не облагается (ст.146 и 39 Налогового кодекса РФ).

В течение срока действия договора лизинга лизингополучатель отражает в бухгалтерском учете только причитающиеся к уплате текущие лизинговые платежи. Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Тем самым законодатель указывает, что лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Предусмотренная данной статьей возможность лизингополучателя отнести лизинговые платежи к расходам, не ограничивает его права на отнесение к расходам других затрат, непосредственно связанных с предметом лизинга.

Расходы на содержание переданного по договору лизинга имущества определяются условиями договора. Если лизингополучатель, в соответствии с условиями договора, за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также производит капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, он вправе в порядке, установленном налоговым законодательством, относить указанные затраты в расходы, связанные с производством и реализацией.

Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91 Кт 10, 70, 69 - списаны затраты на ремонт и техническое обслуживание предмета лизинга, выполненные собственными силами лизингополучателя.

В бухгалтерском учете лизинговые платежи признаются расходами лизингополучателя по обычным видам деятельности в том случае, если предмет лизинга используется для изготовления или продажи продукции, приобретения и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. [10] При этом в учет лизингополучатель делает следующие проводки:

-счет 20, 23, 25, 26, 29 при учете лизинговых платежей по имуществу, которое используется в производственной деятельности;

-счет 44 по имуществу, используемому в деятельности торговой организации;

-счет 91.2 по имуществу, которое используется в непроизводственных целях.

Бухгалтерские проводки по текущим лизинговым платежам:

Дт 60 Кт 51 - оплачен авансовый платёж (первоначальный взнос) по договору лизинга;

Дт 20 Кт 76.05 - начислен лизинговый платёж;

Дт 19 Кт 76.05 - начислен НДС по лизинговому платежу;

Дт 20 Кт 76.05 - зачтен авансовый платеж по договору лизинга; Дт 19 Кт 76.05 - начислен НДС по зачёту аванса;

Дт 68.02 Кт 19 - предъявлен НДС в бюджет;

Дт 76.05 Кт 51 - перечислен лизинговых платёж.

Комиссию, которая уплачивается в начале лизинговой сделки (комиссию за заключение сделки) относят в бухучете на те же счета затрат, что и текущие платежи по лизингу. [13]

В случае наличия в договоре лизинга цены выкупа в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дт 08.04 Кт 76.05 - отражены затраты по выкупу предмета лизинга при переходе права собственности к лизингополучателю;

Дт 19.01 Кт 76.05 - начислен НДС при выкупе предмета лизинга; Дт 68.02 Кт 19.01 - предъявлен НДС в бюджет;

Дт 76.05 Кт 51 - оплачена сумма выкупа предмета лизинга;

Дт 01 Кт 08.04 - принят к учёту предмет лизинга в составе собственных основных средств.

В законодательстве, регулирующем бухгалтерский учёт лизинга, не содержится однозначных указаний об отражении операций по договору лизинга в случае, если балансодержателем имущества является лизингополучатель. [15]

Если по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то в бухгалтерском учете лизингополучателя формируются следующие бухгалтерские проводки:

Дт 08.04 Кт 76.05 - отражена задолженность перед лизингодателем (без НДС);

Дт 19.01 Кт 76.05 - отражена сумма НДС, подлежащая уплате лизингодателю;

Дт 01 Кт 08.04 - полученный предмет лизинга отражен в составе основных средств организации;

Дт 76.05 Кт 51 - уплачен ежемесячный лизинговый платеж;

Дт 68.02 Кт 19.01 - принят к вычету НДС, предъявленный лизингодателем в составе лизингового платежа;

Дт 20, 23, 25, 29, 44 Кт 02 - начислена амортизация по предмету лизинга (ежемесячно с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга в составе основных средств).

При эксплуатации предмета лизинга лизингополучатель несет определенные расходы. Договором предусматривается распределение между сторонами обязанностей по содержанию предмета лизинга.

В зависимости от сложности и продолжительности работ различают понятия "техническое обслуживание", "текущий" и "капитальный" ремонт, "технический осмотр основных средств".

В целях классификации затрат данные понятия следует разграничивать. В настоящее время нет действующего нормативного документа, устанавливающего эти границы. Организация самостоятельно на уровне локальных нормативных актов разграничивает данные виды работ в зависимости от структуры основных средств, необходимости их профилактических осмотров и прочих аспектов, связанных с технологическими особенностями деятельности организации.

Для учета расходов на ремонт предусмотрена унифицированная форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".

Техническое обслуживание и текущий ремонт осуществляются в процессе эксплуатации предмета лизинга без его остановки на длительное время. В этих случаях достаточно составить акт выполненных работ с указанием перечня работ и использованных материалов, который подписывается обеими сторонами договора. [18]

Бухгалтерский учет затрат на ремонт предмета лизинга осуществляется следующим образом: фактические затраты на ремонт списываются с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в дебет счета 20, а если ремонт делается из материалов заказчика, использованные материалы включаются в расходы лизингополучателя (Дт 20 Кт 10).

Дт 20 Кт 60 - стоимость выполненных ремонтных работ включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дт 19 Кт 60 - отражен НДС со стоимости выполненных работ;

Дт 60 Кт 51 - погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные работы;

Дт 68 Кт 19 - предъявлен к вычету НДС по выполненным работам.

Если страхование осуществляет лизингополучатель, он самостоятельно несет расходы по страхованию. [20] Расчеты со страховой компанией по страхованию предмета лизинга (вне зависимости от того, у кого на балансе он числится по условиям договора) отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Дт 76.05 Кт 51 - на сумму уплаты страховой компании страхового взноса.

Уплаченную сумму страхового взноса организация признает в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно на дату получения страхового полиса.

В налоговом учете лизингополучателя лизинговое имущество признаётся амортизируемым имуществом.

Первоначальная стоимость предмета лизинга определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение.

Для целей налогообложения прибыли ежемесячная сумма амортизации определяется исходя из произведения первоначальной стоимости предмета лизинга и нормы амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования лизингового имущества (с учётом классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы). При этом лизингополучатель имеет право применить к норме амортизации повышающий коэффициент до 3-х. Конкретный размер повышающего коэффициента определяется лизингополучателем в диапазоне от 1 до 3-х. Данный коэффициент не применяется к лизинговому имуществу, относящемуся к первой, второй и третьей амортизационным группам. [21]

Лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по лизинговому имуществу относятся к расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

В налоговом учете возможны две ситуации учёта аванса:

1.Лизингодатель при передаче имущества в лизинг предоставляет счёт-фактуру на полную сумму аванса. В этом случае вся сумма авансового платежа за вычетом НДС в налоговом учёте признаётся расходами в целях налогообложения прибыли. [23] 2. Зачет аванса по договору лизинга производится равными платежами в течение всего срока лизинга. В этом случае расходами в налоговом учёте в целях налогообложения прибыли признаётся зачитываемая часть авансового платежа. [23]

3. Подготовка и представление полученной информации по бухгалтерскому финансовому учету исследуемого объекта в отчетности

.1 Понятие отчетности и требования к ее составлению. Основные положения и порядок проведения инвентаризации исследуемого объекта учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии ООО «Строймонтаж», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемый заместителем директора по экономике и финансам, которая:

-назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации;

-подчиняется непосредственно руководителю;

-несет ответственность за ведение учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

-обеспечивает соответствие совершенных хозяйственных операций законодательству РФ;

-осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

Финансовые и кредитные обязательства без подписи заместителя директора по экономике и финансам считаются недействительными, ее требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых сведений обязательны для всех работников организации ООО «Строймонтаж».

Заместитель директора по экономике и финансам (главный бухгалтер) ООО «Строймонтаж» обязан:

1.заниматься организацией бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия, а также контролем экономического использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

2.обеспечивать финансовую устойчивость предприятия, формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из особенностей деятельности предприятия;

3.разрабатывать и принимать рабочий план счетов, первичные формы учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, создавать формы документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечивать порядок проведения инвентаризации, контролировать проведение хозяйственных операций, технологий обработки бухгалтерской информации и порядок документооборота;

4.обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно- вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

5.организовать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

6.обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам;

7.осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности;

8.участвовать в проведении экономического анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

9.принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

10.участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

11.принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;

12.вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

13.обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

14.руководить работниками бухгалтерии, а также оказывать методическую помощь бухгалтерам и сотрудникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

В состав бухгалтерии входят:

1.Бухгалтер-кассир, который обязан:

-принимать, учитывать, хранить и выдавать наличность (в рублях) и ценные бумаги, с учетом требований безопасности и сохранности материальных ценностей. Согласно моему наблюдению, денежные средства хранятся в сейфе, ключ от которого находится у кассира, а дубликат у директора. Также в сейфе находятся чековые книжки;

-обеспечивать выплату сотрудникам предприятия наличных средств под отчет, зарплаты, премий, пособий, для чего в соответствии с установленным порядком получает денежные средства в отделениях банка. Предприятие не пользуется услугами инкассаторов, поэтому кассир транспортирует денежные средства самостоятельно без охраны на служебной машине;

-обработка авансовых отчетов, инвентаризация расчетов по подотчетным суммам (71 счет);

-обеспечивать безошибочное ведение кассовой книги, своевременно занося информацию о приходных и расходных документах (50 счет);

-контролировать соответствие фактического наличия денежных средств книжному остатку;

-составлять кассовую отчетность.

2.Бухгалтер материальной группы. В его обязанности входит:

-ведение счета 10 (все субсчета), работа с контрагентами по договорам поставок товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг.

Оприходование ТМЦ и услуг по товарным накладным, товарно- транспортным накладным, актам выполненных работ. Контроль оформления счетов-фактур и первичных документов от поставщика, акты сверок. Работа с поставщиками и заказчиками;

-списание ТМЦ на счета затрат по предприятию (в том числе по форме м-29), в том числе учет операций цеха: оформление и проверка путевых листов, ГСМ (горюче-смазочные материалы) в бензобаках транспортных средств, акты на списание запчастей, нормы списания ГСМ, аккумуляторов, автошин, спецодежды;

-учет банковских операций, работа в банк-клиенте, выгрузка выписок в 1С;

-подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, контроль за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

3.Бухгалтер расчетной группы по заработной плате. Обязан:

-производить начисления заработных плат работникам предприятия, осуществляет контроль расходования фонда оплаты труда;

-принимать, анализировать и контролировать табели учета рабочего времени и подготавливать их к счетной обработке. В данной организации табели подготавливают прорабы, после чего их проверяет заместитель директора по общим вопросам и определяет размер премии для каждого работника;

-принимать и контролировать правильность оформления листков о временной нетрудоспособности, справок по уходу за больными и других документов, подтверждающих право на отсутствие работника на работе, подготавливать их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности;

-осуществлять регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счету №71;

-производить начисления и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, заработных плат служащих и рабочих, прочих выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;

-подготавливать периодическую отчетность в установленные сроки;

-следить за сохранностью бухгалтерских документов и оформлять их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;

-выгрузка с помощью компьютерной программы отчетности на серверы органов государственного контроля.

Кроме того, в состав АУП входит секретарь, который осуществляет:

-документационное обслуживание (обработка поступающих и отправляемых документов; регистрация и контроль исполнения документов; подготовка документов к передаче на архивное хранение);

-выполняет технические функции (ксерокопирование материалов и документов, отправление и прием факсов, набор документов на компьютере, получение и отправка корреспонденции);

-телефонное обслуживание;

-организация приема посетителей, подготовка переговоров и совещаний;

-подготовка командировок (бронирование билетов, оформление выездных документов и командировочного удостоверения).

Начальник претензионно-договорного отдела (юрист) в данной организации работает по совместительству. Осуществляет поиск информации о государственных закупках и коммерческих тендерах, подготовку документов на тендер, отслеживание результатов, заключение договоров, переговоры с заказчиком, расчет закупки товара для тендера, юридическое сопровождение фирмы (представление ее интересов в арбитражных судах, учет и ведение претензий от контрагентов и т.д.).

Начальник отдела кадров осуществляет кадровое делопроизводство согласно Трудовому Кодексу РФ, а именно:

-подбор и расстановка кадров;

-учет личного состава и ведение кадровой документации;

-контроль соблюдения дисциплины труда;

повышение квалификации работников;

проведение аттестации;

формирование кадрового резерва;

-контроль соблюдения трудовых и социальных прав работников и пр. Все работники финансовой сферы предприятия имеют диплом высшего экономического образования государственного образца. Кроме того, руководство заинтересовано в повышении профессионализма работников, поэтому оплачивает и поощряет дополнительное образование (тренинги, курсы повышения квалификации и т.д.) не только аппарату управления, но и работникам цеха вышкомонтажных работ.

Для повышения производительности труда вся бухгалтерия предприятия ведётся с помощью компьютерной программы «1С: Предприятие» (версия 8, платформа 3). Кроме того, бухгалтер по заработной плате и начальник отдела кадров имеют доступ к специализированной программе «1С: Зарплата и кадры», которая предназначена для автоматизации учета операций по соответствующим разделам бухгалтерского учета.

Также в ООО «Строймонтаж» установлена компьютерная система «СбиС», позволяющая осуществлять обмен юридически значимыми электронными документами между фирмой и госорганами.

Руководство фирмы уделяет большое внимание организации технического обслуживания бухгалтерии и бесперебойной работы компьютерных систем, поэтому пользуется услугами квалифицированного системного администратора.

На предприятии ООО «Строймонтаж» применяются следующие методы бухгалтерского учета:

документирование (первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов);

-двойная запись (группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов);

-инвентаризация (проверка соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета);

-оценка (выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников);

-калькуляция (группировка затрат и определение себестоимости);

-бухгалтерский баланс (экономическая группировка и обобщение информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату);

-отчетность (система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности).

Данные методы бухгалтерского учета обеспечивают непрерывное, сплошное и документальное обоснованное отражение в бухгалтерском учете объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях.

.2 Состав отчетности. Раскрытие полученной информации в бухгалтерской финансовой отчетности

Вся техника, купленная ООО «Строймонтаж» в лизинг, до момента выплаты лизинговой компании выкупной стоимости находится на балансе лизингодателя. В бухгалтерском учете ООО «Строймонтаж» предмет лизинга учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Дт 001 - предмет лизинга находится на забалансовом счете лизингополучателя (на основании акта приема-передачи основных средств в финансовую аренду форма ОС-1).

Согласно договору лизинга №36215-ФЛ/ТМ-15 от 26.03.2015г. на покупку бортового автомобиля КАМАЗ-43118-46 для перевозки кислородных баллонов, ООО «Строймонтаж» оплачивает лизинговой компании ООО «Сименс Финанс» авансовый платеж в размере 15%.

Согласно графику платежей, лизинговая компания ООО «Сименс Финанс» ежемесячно выставляет в адрес организации ООО «Строймонтаж» счет-фактуру, в которой указывает за какой месяц произведен лизинговый платеж и сумму платежа. Бухгалтер ООО «Строймонтаж» относит данные расходы на затраты, отражая их бухгалтерской проводкой:

Дт 20.01 Кт 76.05 - 130 717,63 рублей (начислен лизинговый платеж за май 2016г. на основании графика лизинговых платежей и счет-фактуры от лизингодателя) без НДС;

Дт 19.04 Кт 76.05 - 23 529,17 рублей (учтен НДС в составе лизингового платежа за май 2016г.);

Дт 68.02 Кт 19.04 - 23 529,17 рублей (принята к вычету лизингополучателем сумма НДС по лизинговому платежу за май 2016г.);

Дт 76.05 Кт 51 - 130 717,63 рублей (оплачен лизинговый платеж за май 2016г.).

После выплаты последнего платежа по графику, лизинговая компания ООО «Сименс Финанс» выставляет в адрес ООО «Строймонтаж» счет-фактуру на выкупную стоимость (1 500 рублей, в т. ч. НДС 228,81 рублей), по которой автомобиль будет оприходован у лизингополучателя.

Дт 76.05 Кт 51 - 1 500,00 рублей (оплачена сумма выкупа предмета лизинга);

Дт 08.04 Кт 76.05 - 1 271,19 рублей (выкупная цена, без НДС);

Дт 19.01 Кт 76.05 - 228,81 рублей (начислен НДС при выкупе предмета лизинга);

Дт 68.02 Кт 19.01 - 228,81 рублей (предъявлен НДС в бюджет);

Дт 01 Кт 08.04 - 1 271,19 рублей (принят к учёту предмет лизинга в составе собственных основных средств).

Рассмотрим ситуацию, если бы автомобиль КАМАЗ-43118-46 для перевозки кислородных баллонов находился на балансе ООО «Строймонтаж».

Аванс по договору составляет - 531 960 рублей. Согласно договора №36215-ФЛ/ТМ-15 от 26.03.2015г. вся сумма авансового платежа за вычетом НДС в налоговом учёте признаётся расходами в целях налогообложения прибыли.

Дт 76.05 Кт 51 - 531 960, 00 рублей (уплачен аванс лизинговой компании за спецтехнику, согласно договору лизинга).

Первоначальная стоимость предмета лизинга определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение.

Если по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то в бухгалтерском учете лизингополучателя на основании счет - фактуры от лизингодателя формируются следующие бухгалтерские проводки:

Дт 08.04 Кт 76.05 - 4 463 298,51 рублей (принят к учету предмет лизинга) (без НДС);

Дт 19.01 Кт 76.05 - 803 393,73 рублей (принят к учету НДС, подлежащий уплате лизингодателю);

Дт 01 Кт 08.04 - 4 463 298,51 рублей (автомобиль КАМАЗ-43118-46 для перевозки кислородных баллонов отражен в составе основных средств организации);

Дт 68.02 Кт 19.01 - 803 393,73 принят к вычету НДС, предъявленный лизингодателем в счет-фактуре при передаче предмета лизинга лизингополучателю;

Согласно договору и приложенному к нему графику платежей, не позднее 07 числа каждого месяца на протяжении 3 лет, организация ООО «Строймонтаж» обязана перечислять лизинговые платежи на расчетный счет лизингодателя.

Дт 76.05 Кт 51 - уплачен ежемесячный лизинговый платеж;

Ежемесячно с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга в составе основных средств лизингополучатель начисляет амортизацию на принятый к учету автомобиль КАМАЗ-43118-46, что отражается бухгалтерской проводкой:

Дт 20 Кт 02 - начислена амортизация по предмету лизинга.

Если при эксплуатации предмета лизинга лизингополучатель несет определенные расходы, то данные затраты в бухгалтерском учете принимаются в полном объеме и составляется бухгалтерская проводка:

Дт 20 Кт 10 - израсходованы материалы для текущего ремонта предмета лизинга.

Для учета расходов на ремонт предусмотрена унифицированная форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".

Если ремонт предмета лизинга производился силами сторонней организации, то фактические затраты на ремонт списываются с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в дебет счета 20.

Дт 20 Кт 60 - стоимость выполненных ремонтных работ включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дт 19.04 Кт 60 - отражен НДС со стоимости выполненных работ;

Дт 60 Кт 51 - погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные работы;

Дт 68.02 Кт 19.04 - предъявлен к вычету НДС по выполненным работам.

Если страхование предмета лизинга осуществляет ООО «Строймонтаж», то данные расходы отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Дт 76.05 Кт 51 - на сумму уплаты страховой компании страховой премии по предмету лизинга.

Дт 20 Кт 76.05 - уплаченная сумма страхового взноса признается лизингополучателем в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно на дату получения страхового полиса.

Заключение

Современная ситуация в реальном секторе экономики России характеризуется как кризисная. Несмотря на реальный рост производства, большинство производителей в той или иной мере испытывают недостаток оборотных средств и средств на капитальное строительство. Парк машин и оборудования на многих российских предприятиях морально и физически устарел и по некоторым оценкам уровень его изношенности в некоторых отраслях достигает 70-90 процентов. Одним из перспективных путей обновления основных средств в условиях недостатка у предприятий финансовых ресурсов для капитальных вложений является лизинг.

Лизинг - это уникальный инвестиционный инструмент, который способствует повышению конкурентоспособности российской промышленности, напрямую стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства.

Объектом исследования являлось ООО «Строймонтаж», занимающееся выполнением строительных и монтажных работ. В своей отрасли предприятие занимает одно из лидирующих мест в Сибирском округе, благодаря высокому качеству выполняемых работ. Среди его клиентов такие крупные компании, как ООО «СГК-Бурение», ООО «Газпром Бурение», ООО «Газпромнефть-Восток», ОАО «Томскнефть», ОАО «НК Роснефть».

Предприятие ООО «Строймонтаж» нуждается в обновлении основных фондов и приобретении нового высокотехнологичного строительного оборудования и спецтехники.

С целью развития деятельности и увеличения прибыли предприятию ООО «Строймонтаж» предлагается приобрести КАМАЗ 43118-46 для перевозки кислородных баллонов стоимостью 3 540 тыс. рублей. Так как предприятие не имеет свободной наличности, поэтому новые активы должны финансироваться другим образом. В данном случае можно предложить использование кредита банка или лизинг.

Если за критерий сравнения взять просто сумму платежей, не учитывая налоговые выгоды, возникающие вследствие использования той или иной схемы финансирования, а также возможные дополнительные затраты, сравнение будет некорректным. Экономия получается из возможности отнесения лизинговых платежей лизингополучателя на себестоимость продукции, что значительно снижает налог на прибыль, а также НДС к возмещению при лизинговых операциях значительно больше, чем при кредите.

Приобретение транспорта или оборудования в лизинг сегодня одна из самых популярных среди предпринимателей форм развития бизнеса. Так, согласно статистике, до 70-80% крупногабаритной спецтехники предприятия предпочитают приобретать именно с помощью лизинговых схем. Лизинговая схема - это реальная возможность расширить и обновить парк грузовых машин. При этом не нужно тратить оборотные средства: платежи за лизинг спецтехники идут поэтапно, и постепенно можно выплатить ее полную стоимость. В то же время многие бизнесмены до сих пор не до конца понимают, чем лизинг отличается от классического банковского кредита и в чем заключается выгода лизинговых схем. Можно выделить несколько основных преимуществ лизинговых схем перед кредитными продуктами банков.

1.Экономия на налогах. Поскольку юридически лизинг является арендой, лизинговый платеж в полном объеме можно отнести в затраты на себестоимость продукта и уменьшить таким образом налог на прибыль. Если же приобретать, то же самое имущество с помощью банковского кредита, то согласно Налоговому кодексу к затратам можно отнести не весь платеж, а только начисленные банком проценты.

2.Ускоренная амортизация. Налоговый кодекс позволяет амортизировать приобретаемые в лизинг основные средства в три раза быстрее, чем купленные в кредит. Таким образом, к моменту окончания лизингового договора и выкупа арендатором имущества в собственность его номинальная стоимость минимальна. Это позволяет минимизировать налоговые платежи (налог на имущество по основным средствам уменьшается в три раза). В отличие от лизинга, основные средства, приобретаемые с помощью банковского кредита, амортизируются в общем порядке.

3.Простота получения. Как правило, оформить договор лизинга гораздо проще, чем банковский кредит. Как и при оформлении кредита, при лизинге передаваемое имущество является основным обеспечением, но до окончания выплат находится оно в собственности лизингодателя. Поэтому если предмет лизинга является ликвидным активом (а это относится к подавляющему большинству заключаемых договоров лизинга), требования к арендатору гораздо либеральнее, чем к заемщику. В частности, не придется переводить счета компании в банк, выдающий кредит, или подтверждать кредитную историю.

4.Удобные сроки и график платежа. Банковские кредиты бизнесмены, как правило, могут получить на 1-2 года. Сроки лизингового соглашения могут достигать 5 лет. Кроме того, лизинговые схемы предусматривают возможность погашения платежей в зависимости от сезонности бизнеса. То есть если оборудование используется, например, только в теплое время года, то в договоре лизинга возможно прописать внесение платежей с апреля по октябрь.

5.Избавление от лишних хлопот. Поскольку по закону владельцем взятого в лизинг имущества в течение всего срока действия договора является лизингодатель, то и все заботы по оформлению документов и техническому обслуживанию он берет на себя. Например, если речь о коммерческом транспорте, то все хлопоты, связанные со страхованием, постановкой на учет, прохождением ТО и другим лизингодатель, как правило, берет на себя. Если же имущество куплено в кредит, заниматься всем этим придется самостоятельно.

Таким образом, лизинговые схемы во многом выгоднее и удобнее классических банковских кредитов.

В настоящей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам изучения бухгалтерского учета лизинговых операций необходимо сделать ряд выводов и обобщений.

В работе была проанализирована методика бухгалтерского учета лизинговых операций как у лизингодателя, так и у лизингополучателя при различных условиях договора лизинга на примере конкретной лизинговой сделки между лизингодателем ООО «Сименс Финанс» и лизингополучателем ООО «Строймонтаж». После анализа проведенного расчета становится ясно: экономически эффективнее использовать лизинговый механизм получения спецтехники.

Лизинг позволяет проводить пополнение основных средств, сохраняя чистую прибыль лизингополучателя и не снижая ее финансовую эффективность.


Список использованных источников

1.Лапыгин Ю. Н., Сокольских Е. В. Лизинг. Учебное пособие для вузов. М.: Альма Матер - Москва, 2013. 432 c.

2.Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 N 10-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 130-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

3.Джуха В.М. Лизинг. М.: Норма, 2013. - 262 с.

4.Лещенко М. И. Основы лизинга: // Финансы и статистика. 2013. С.8-9.

5.Свирин Р.Р. Лизинг как финансовый инструмент подъема малого и среднего бизнеса: / Энергия. 2011. N 12. С.38-41.

6.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»

7.Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988г.)

8.Гражданский Кодекс Российской Федерации часть I от 30.11.1994

№51-ФЗ, часть II от 26.01.1996 №14-ФЗ;

9.Налоговый Кодекс Российской Федерации часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

10.Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (с изм. и доп. от 23 января 2001 г.);

11.Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г.

12.Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. Учебник. М.: Дашков и К, 2015. 500 с.

13.Мишин Ю.В. Согласование экономических интересов участников лизинговых отношений - фактор повышения эффективности промышленного производства :/ Микроэкономика. 2012. N 4. - С.19-28.

14.Газман В.Д. О пользе лизинга в России // Финансы. 2011. N 1. С.24-28.

15.Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета. - Ростов на/Д: Феникс, 2013. - 336 с.

16.Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. - М.: АБАК, 2013. -864 с.

18.Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. М.: Академия, 2012. - 304 с.

19.Бортникова А.А. Учет по договору лизинга для лизингополучателя (баланс лизингополучателя) :// Новая бухгалтерия.2015. N 6. С. 36 - 53.

20.Савостьянова О.М. Лизинг. М.: Норма, 2015. - 168 с.

21.Васильева Е.К. Бухгалтерский учет. М.: Академия, 2014. - 222 с.

22.Бреславцева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 318 c.

23.Лунева, А.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / М.П. Переверзев, А.М. Лунева; Под общ. ред. М.П. Переверзев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 221 c.

.Газман В. Д. Ценообразование лизинга; ГУ ВШЭ - Москва, 2013. -544 c.

25.Просветов Г. И. Лизинг. Задачи и решения; Альфа-Пресс, 2013. -

26.Газман В.А. Финансовый лизинг: Учебное пособие. - М.: 2012 -

27.Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг - катализатор экономического роста. //Финансы, №1,2013 - 7 с.

28.Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 477 с.

29.Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.Г. Сапожникова. - М.: КноРус, 2013. - 456 c.

30.Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Минэкономики России 16 апреля 2005 г.

31.Шилина Н. Лизинг набирает обороты. // Экономика и финансы,

№10, 2012 - 10 с.

32.Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / Ю.И. Сигидов, М.Ф. Сафонова, Г.Н. Ясменко и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 407 с.

33.Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2013. - 432 c.

34.Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник. - М.: Дашков и К, 2003 - 112 с.

35.Тепляков, А.Б. Аренда имущества. Правовое регулирование. Бухгалтерский учет / А.Б. Тепляков. - М.: Ось-89, 2012. - 288 c.

36.Шеленков В. М. Учет лизинговых операций и анализ их эффективности: Учебник. - М.: 2015 - 280 с.;

37.Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие

/ В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 398 c.

38.Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие для бакалавров / И.М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2013. - 306 c.

39.Адамов Н.А., Тилов А.А. Лизинг. - СПб.: Питер, 2006 - 331 с.

40.Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Б. Ивашкевич. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.

41.Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2013. - 592 c.

Похожие работы на - Бухгалтерский финансовый учет арендных и лизинговых операций с основными средствами организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!