Аудит эффективности использования средств бюджетной организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    769,46 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит эффективности использования средств бюджетной организации















«Аудит эффективности использования средств бюджетной организации»

ВВЕДЕНИЕ

аудит бюджетный контроль

Актуальность темы исследования в данной выпускной квалификационной работе определяется тем фактом, что в России государство играет весьма значимую и заметную роль в экономике и социально жизни общества. Социальная направленность государства, а также тот факт, что государство использует свои ресурсы для развития социально значимых отраслей экономики, является, безусловно, позитивным фактом. Но большие размеры государственного сектора имеют в себе также и ряд сложностей, основная из которых заключается в необходимости тщательного контроля за использованием бюджетных средств.

Исходя из того факта, что успешная реализация тех или иных государственных программ сводится не только к тому, чтобы найти бюджетные средства на эти программы, а прежде всего к тому, чтобы использовать эти бюджетные средства с максимальной эффективностью, важность аудита эффективности расходования бюджетных средств не может подвергаться сомнению. Ведь зачастую государственные программы и проекты, на которые выделяются колоссальные бюджетные средства, остаются не реализованными или же реализуются не до конца не только по причине коррупции, а во многом из-за некомпетентного использования средств, выделенных на их реализацию.

На основе изложенного выше можно констатировать то факт, что тема работы является весьма важной и актуальной на текущий момент.

Цель работы заключается в раскрытии вопросов бухгалтерского контроля и проверки целевого использования средств в образовательной организации, анализе финансового положения данной организации.

Для того, чтобы достичь цели, которая была поставлена, требуется решить такие задачи:

изучить сущность и критерии аудта эффективности;

рассмотреть особенности контроля за бюджетными средствами;

дать краткую техническую и организационную характеристику организации;

осуществить анализ финансового положения образовательной организации;

ознакомиться со структурой учетной политики и организации внутреннего контроля;

установить недостатки аудита эффективности использваония бюджетных срелдстви и определить направления совершенствования аудита бюджетной организации.

Предметом исследования выступают особенности аудита бюджетных средств в образовательной организации.

Объектом исследования работы является Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, который обеспечивает высококвалифицированным, качественным и эффективным образованием.

Методологической и теоретической основой работы стали труды отечественных ученых, ведущих специалистов в сфере бюджетного контроля, а, кроме того, материалы периодических изданий, нормативные и законодательные акты, материалы статистического характера, которые связаны с проблемой, исследуемой в работе.

Методологические и теоретические аспекты свое отражение нашли в научных трудах зарубежных и отечественных авторов: А.В. Суворова, О.Ю. Семеновой, Р.Е. Мешалкина, О.И. Кольваха, Е.П. Козловой, Т.В. Зыряновой, В.Р. Захарьина, Г.И. Демидова, Н.Ф. Герасименко, М.А. Бахрушиной, Н.А. Бреславцевой, И.Н. Богатой, С.В. Балдиной, Е.Л. Беловой, А.С. Акопяна, Р.А. Алборова, В.И. Хрипун. Определенные вопросы методологического и теоретического исследований системы аудита отразились в публикациях таких зарубежных авторов, как Г. Мюллер, К. Друри, Ф. Котлер, Р. Энтони.

В ряду современных отечественных практиков, которые занимаются вопросами аудита в бюджетных учреждениях стоит отметить К.А. Федотову, Т.С. Маслову, О.Г. Ламовскую, И.Ю. Гарнова, Л.П. Воробьеву, А.В. Федотова и прочих.

Информационной базой исследования стали планы и отчеты финансово-хозяйтсвенной деятельности и отчеты о проведении самообследования Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, отчетность статистического характера, информационные ресурсы интернета, а также данные фактического характера, которые были опубликованы в периодических изданиях.

Значимость работы с практической точки зрения заключена в разработке определенных рекомендаций по усовершенствованию аудита бюджетных средств в образовательных организациях на примере Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Согласно цели, которая была поставлена, структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе будут раскрываться теоретические аспекты аудита бюджетных средств в образовательных организациях. Во второй главе будет приведена краткая экономическая характеристика организации, изучаться структура учреждения, а так же ведения учета средств бюджета. В третьей главе будут выявляться недостатки ведения аудита в учреждении и будут рекомендованы пути усовершенствования ведения контроля за использованием бюджетных средств.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

.1 Сущность и критерии аудита эффективности

Под финансовым контролем понимается один из инструментов, который используется за тем, чтобы осуществлять наблюдение за реализацией тех функций, которые имеют отношение к социально-экономической ответственности государства. В данном случае имеется в виду государственное финансовое обеспечении и регулирование социальных потребностей общества, а также функционирование государства в роли активного участника рынка в лице экономических субъектов, которые ему принадлежат или же находятся под его контролем.

Экономическая литература постепенно начинает не только давать определения теоретико-практическим аспектам, связанным с реализацией государственных контрольных функций, но также выводит указанную проблему на уровень, связанный с обеспечением государственных интересов.

Точка зрения о том, что необходимо повышать государственные расходы при параллельном увеличении контроля за использованием финансовых ресурсов является актуальной в ситуации, когда государства играет в экономике значимую роль. При наличии нестабильных условий государству необходимо более полно использовать возможности, которые ему дают контрольно-надзорные функции за социально-экономическими процессами [13, c.8].

В качестве одной из задач науки (совместно с практикой) представляет необходимость найти единообразную трактовку терминов и категорий, которые относятся к контролю. Это необходимо для закрепления в нормативно-правовой сфере набор основных положений, которые регламентирую указанную функцию. Важным моментом представляется выделение основных аспектов в трактовке сущности таких категорий как «контроль» и «аудит» в связи с тем, что практика их использования является достаточно произвольной и не учитывает их специфики.

Одной из причин такого положения дел является неточность в переводе на русский язык решений, которые приняла Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Перевод английского термина «audit» осуществляется как «проверка». В международных документах термин «аудит», в сравнении с такой категорией как «контроль» принято трактовать исходя из его особенностей. Он трактуется как проверка баланса, ревизия [12, c.80].

Наиболее четким определением особенностей данных категорий можно считать, определение, которое дает С.В. Степашин. Согласно Степашину, в терминах системного анализа контроль определяется в качестве одной из необходимых управленческих функций. Понимание и употребление термина «контроль» имеет тесную связь с представлениями об иерархичности отношений между людьми. Термин «аудит» в сравнении с термином «контроль» имеет менее императивное звучание. Его восприятие и употребление связано с такими смыслами сопутствующего характера, как объективность и независимость, а также открытость добровольная и подотчетность тех, кто представляет собой объект аудита. А также определения «аудит эффективности» других авторов показаны в таблице 1 [34, c.45].

Таблица 1

Авторские определения термина «аудит эффективности»

 №

Автор

Определение

1

Е.Е. Смирнов

Аудит эффективности - это новый вид контроля, призванный определить результативность бюджетных расходов и их влияние на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов

2

А.Н. Саунин

Аудит эффективности государственных расходов - это разновидность финансового контроля госсредств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов госвласти, других распорядителей и получателей госсредств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач

3

С.Н. Рябухин

Под аудитом эффективности государственных расходов понимает систематизированную, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной власти в части расходования финансовых средств и сохранности государственного имущества, а также одно из направлений деятельности государственной организации или же функционально ориентированную область использования бюджетных средств, охватывающую ряд ведомств и организаций

4

И.А. Зуева

Аудит эффективности государственных расходов - это современная форма финансового контроля, играющая большую роль в структуре учета в рамках государственной контрольной системы и имеющая целью оценить направления и дать гарантии эффективной работы и экономного использования государственных ресурсов

5

Е.Н. Синева

Аудит эффективности является важным инструментом государственного финансового контроля, направленным на оценку эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятельности, а также выработку рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использования бюджетных средств

6

М.П. Афанасьев

Аудит эффективности - это новая ступень развития системы государственного финансового контроля, которая представляет собой независимую проверку, осуществляемую государственными органами внешнего контроля в целях оценки результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью

7

Ф.В. Голубев

Аудит эффективности - это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с которой проверяемая организация использует имеющиеся ресурсы

8

Н.Н. Парасоцкая

Аудит эффективности - это инструмент оценки и контроля за использованием ресурсов организации с точки зрения поставленных перед организацией целей и способов их достижения в прошлом, настоящем и будущем


Аудит эффективности как особый вид контроля возник в 70-х годах XX века, когда такой термин как «аудит эффективности» появился в Лимской декларации руководящих принципов контроля в 1977 году. Необходимость в институционализации данного вида контрольной деятельности была связана с ростом той роли, которую начали играть государственные финансы в экономиках развитых стран, а также с тем, что начала активно развиваться система государственного финансового контроля, которая уже не могла обеспечивать потребности эффективного государственного управления исключительно контролем за распределением и расходованием государственных средств. К тому же необходимо было повысить эффективность систем контроля, в частности внутреннего или ведомственного контроля.

В целом можно говорить о том, что под аудитом эффективности использования ресурсов понимается информационно-прозрачная, достоверная проверка деятельности экономических субъектов, которая связана с использованием тех или иных видов ресурсов. В качестве особой разновидности аудита эффективности выделяют аудит эффективности расходования государственных бюджетных средств. Данный вид аудита ориентирован на то, чтобы активизировать контроль за бюджетным процессом не только на той стадии, которая включает в себя распределение и доведение государственных средств до их потребителей, но и в вопросах, которые касаются оценки эффективности, результативности и целесообразности расходов бюджета. Те особенности, которыми обладает данный вид аудита и реальность его проявления представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика методологических особенностей аудита эффективности бюджетных средств [14, c.5]

Особенности

Реальности проявления

1. Реальное применение принципов, связанных с эффективностью и экономичностью средств бюджета

Происходит осуществление перехода от простого распределения средств бюджета к контрою за тем, как достигаются заданные результаты при использовании наименьшего объема средств.

2. Включение мероприятий по финансовому контролю (в части оценки эффективности) в схему, связанную с формированием бюджета

Происходит усиление ответственности, которую несут разработчики бюджета и активизация фазы, направленной на предварительный контроль бюджетного процесса.

3. Стимулирование замены «контроля исполнения» на «контроль принятия решений»

Осуществляется концентрация усилий на проведении экспертизы бюджета по макроэкономическим параметрам исходя из стратегических целей, направленных на развитие экономики и государства.

4. Повышается уровень системности функций контроля

Осуществляется формирование реального симбиоза между функциями контроль и активизируется мониторинг исполнения бюджета, особенно связанный с параметрами результативности

Продолжение таблицы 2

Особенности

Реальности проявления

5. Растет уровень ответственности, которую несут субъекты контроля за использование гос.собственности и финансовых ресурсов

Проявляются реальные очертания ответственности, происходит выявление причинно-следственных связей нарушений

6. Имеется наличие перехода к «бюджетированию, которое имеет направленность на результат» или к «бюджетированию, которое является программно-целевым» при использовании методов планирования, являющихся индикативными

Происходит формирование новой системы бюджетного планирования, в аспекте, связанном с оценкой эффективно и экономичности использования ресурсов решающей становится схема «расходы-отдача»


Новой формой контроля обеспечивается расширение «поля финансового контроля» за пределы, которые ограничивали бы его исключительно формальными оценками распределения ресурсных потоков и доведения их до конкретных экономических субъектов.

Аудит эффективности позволяет осуществить проведение комплексного анализа причин и факторов, которые имеют отношение к неэффективному использованию государственных средств теми или иными бюджетополучателями, а также создает условия для активизации борьбы с коррупцией, которая имеет место быть в государственных органах власти, за счет того, что он обеспечивает представление информации о том, как в реальности обстоят дела с использованием государственных средств.

Критерии аудита эффективности. При предварительном изучении предмета и объектов аудита эффективности в качестве ключевой процедуры рассматривают процесс выбора критериев оценки эффективности. Правильность определения критериев, которые устанавливаются для конкретной цели аудита эффективности, значительно влияют на качество результатов любого аудита эффективности. Критерии должны представлять собой совокупность характеристик, которые относятся к предмету и к деятельности объектов аудита эффективности, а также быть основой для проведения оценки того, насколько государственные или муниципальные средства эффективно используются.

Формулировка критериев оценки эффективности осуществляется в форме утверждений, которые указывают на то, какие качественные характеристики или количественные значение должны быть характерны для организации, результатов и процессов использования средств государства, а также для деятельности объектов аудита эффективности, исходя из тех целей, которые перед ним поставлены [48, c.16].

Заключения и выводы по результатам аудита эффективности делаются исходя из сравнения тех фактических данных и информации, которые были получены в результате его проведения, с соответствующими установленными критериями. В выводах и заключениях аудита эффективности должна содержаться оценка того, какова является степень эффективности использования государственных средств.

В том случае, если выявленные реальные результаты и характеристики организации, процессов, связанных с использованием государственных средств, а также деятельности, которую ведут объекты аудита эффективности, находятся в соответствие с теми критериями, которые были установлены, то в данном случае можно вести речь, что использование государственных средств осуществляются с достаточной степенью эффективности. В том случае, когда данные критерии не соблюдаются, то делается вывод о том, что имеют место быть недостатки и существует необходимость улучшить организацию использования средств государства или же деятельность объектов аудита эффективности.

Разработка критериев оценки эффективности осуществляется для каждой из целей аудита эффективности, а также применительно к определенной сфере использования государственных средств, которая подвергается проверке или же аспектам организации и результатам функционирования, которые относятся к объекту аудита эффективности.

Содержание критериев находится в зависимости от того, что представляет собой предмет аудита эффективности, а также та сторона эффективности, которая подвергается оценке. Может проводиться оценка экономичности, продуктивности, результативности использования государственных средств, факторов и процессов, которые оказывают на них влияние [21, c.116].

Необходимо иметь в виду тот факт, что цели, критерии и вопросы аудита эффективности являются трема основными взаимообусловленными компонентами, которые должны иметь тесную связь друг с другом.

Подобная взаимосвязь определяется тем, что установка критериев и вопросов аудита эффективности осуществляется исходя из его конкретной цели. Также нужно учесть тот факт, что определение вопросов, которые относятся к аудиту эффективности, осуществляется исходя из необходимости получить фактические данные (доказательства), которые касаются использования государственных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности на основе каждого критерия. Затем, полученные данные и доказательства сравниваются для того, чтобы оценить эффективность по той или иной изначально обозначенной цели.

Указанная взаимосвязь между целью, критериями и вопросами аудита эффективности представлена в виде схемы на рисунке 1.1.

Критерии оценки эффективности выбираются при предварительном изучении предмета и объектов аудита эффективности. Данные процесс происходит поэтапно после того, как были определены цели аудита эффективности. Прежде всего, определяется перечень, которые содержит в себе документы и материалы, в которых могут содержаться необходимые критерии. На основе изучения этих материалов осуществляется выбор критериев. Первоначально этот выбор осуществляется в обобщенном виде.

По мере осуществления подготовительного этапа формулировки критериев, как правило, уточняются и конкретизируются. По завершении предварительного изучения критерии оценки эффективности должны являться достаточно детализированными и зафиксированными в программе аудита эффективности, дабы являться четким ориентиром для получения соответствующих доказательств при проведении основного этапа аудита эффективности [22, c.131].

Рис.1. Взаимосвязь между целями, критериями и вопросами аудита эффективности

Источниками критериев оценки эффективности прежде всего должны являться законодательные и другие нормативные акты, а также документы, в которых установлены показатели результатов, характеристики организации и процедуры использования средств государства либо деятельности объектов аудита в отношении эффективности. Такие показатели, в частности, содержатся в докладах о основных направлениях и результатах деятельности субъектов планирования бюджетного характера, подготавливаемых ими в случае формирования бюджетного проекта на следующий финансовый год. Если эти показатели соответствуют целям данного аудита эффективности, то они могут использоваться как критерии оценки эффективности.

При проведении аудита эффективности, например, целевой программы источником критериев оценки эффективности использования бюджетных средств могут быть количественные показатели ожидаемых результатов выполнения программы, а также качественные характеристики организации и процессов ее реализации.

В случае выбора критериев оценки эффективности требуется сначала выяснить, есть ли в объекте аудита эффективности документы, содержащие определенные показатели и процедуры, которые используются для оценки его собственной работы и утверждены руководителем либо вышестоящим органом.

При наличии таких документов следует выбрать из них процедуры и показатели, которые имеют непосредственное отношение к цели аудита эффективности. Затем, убедившись в их обоснованности, использовать как критерии оценки эффективности использования средств бюджета.

В случае, если в объекте аудита эффективности отсутствуют обоснованные и соответствующие его целям показатели для оценки или измерения результатов использования государственных средств, критерии оценки эффективности можно выбрать на основе анализа задач, которые призван решать объект аудита эффективности в рамках основных сфер его деятельности.

Источником критериев оценки эффективности также могут быть результаты работы объекта аудита эффективности в прошлые периоды или прочих организаций в частном или государственном секторе, осуществляющих такую деятельность либо выполняющих подобные виды работ, соответствующие статистические материалы, специальная литература по вопросам предмета или деятельности объекта аудита эффективности [23, c.501].

Критерии оценки эффективности можно выбрать в соответствии с правилами и стандартами, разработанными экспертными организациями и профессиональными ассоциациями, имеющими непосредственное отношение к предмету или деятельности объекта аудита эффективности.

Для того, чтобы оценка эффективности использования государственных средств была всесторонней и обоснованной в соответствии с поставленной целью аудита эффективности, необходимо использовать совокупность критериев, имеющих качественные и количественные, динамические и относительные значения.

Количественные значения критериев находят выражение в стоимостных и натуральных показателях, которые характеризуют достигнутые результаты использования средств государства или деятельности объекта аудита эффективности. Это, к примеру, объемы оказания услуг и выпуска продукции, себестоимость продукции и объем прибыли, которая была получена, число выпускников школ и вузов.

В качественные значения критериев входят характеристики разных аспектов использования средств государства либо деятельности объектов аудита эффективности, таких, к примеру, как соответствие данной деятельности положениям нормативно-правовых документов; необходимое качество функционирования систем контроля и управления; выполнение установленных процедур и правил; реализация мероприятий, которые были разработаны.

Относительные значения критериев находят выражение в соотношениях между разными результатами, которые были достигнуты в деятельности объектов аудита эффективности либо в проверяемой области использования средств государства, и характеризуют их положение. К примеру, это уровень доходности и рентабельности, удельный вес выпускников вузов, которые получили диплом с отличием, уровень безработицы.

Динамическими значениями критериев отражаются изменения относительных и количественных их значений за конкретные периоды времени. К примеру, темпы снижения или роста услуг и продукции, доходности и прибыли, смертности и рождаемости.

Число критериев оценки эффективности и сочетание их качественных и количественных, динамических и относительных значений в каждом аудите эффективности способны являться разными в зависимости от особенностей проверяемой области использования средств государства, деятельности объектов аудита в отношении эффективности и его целей. Важно, чтобы они являлись объективными и достаточными для того, чтобы сформировать обоснованные заключения и выводы по итогам аудита эффективности согласно поставленным целям.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что критерии оценки эффективности формулируются как утверждения, указывающие, каким установленным значениям должны соответствовать организация, процессы и результаты использования государственных средств (в рамках предмета и целей аудита эффективности) или деятельность объектов аудита эффективности.

В качестве примера приведем перечень критериев оценки эффективности, которые можно применять при проведении аудита эффективности любой целевой программы, поставив цель: «Определить, соответствует ли программа требованиям, установленным нормативными правовыми актами к разработке и реализации целевых программ» [26, c.113].

В данном случае могут быть выбраны следующие критерии оценки эффективности:

программа имеет четкие формулировки целей, которые соответствуют приоритетам политики государства, полномочиям и областям ответственности органов исполнительной власти;

определены и имеют количественную оценку ожидаемые результаты реализации программы, включающие как непосредственные результаты, так и конечные результаты ее выполнения;

система показателей для измерения результатов реализации программы и их целевые значения обеспечивают возможность объективной оценки выполнения программы;

потребности в ресурсах для достижения цели и результатов программы являются обоснованными, оценены внешние условия и риски реализации программы;

установлена система управления реализацией программы, которая содержит четкие разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.

Для того, чтобы выбираемые критерии служили надежной основой при подготовке результатов аудита эффективности, необходимо провести обсуждение. При этом желательно согласовать перечень критериев, которые планируется использовать для оценки эффективности, с руководством объектов аудита эффективности или их вышестоящей организацией.

Необходимо принимать во внимание, что, если критерии оценки эффективности не будут восприниматься объектами аудита эффективности, их руководство может возражать и против соответствующих результатов аудита эффективности. Очевидно, что это создаст группе инспекторов только ненужные сложности и потребует от них дополнительных серьезных аргументов для того, чтобы обосновать свои выводы.

В случае, если руководство объекта аудита эффективности выдвигает категорические и достаточно весомые возражения в отношении необходимости применения отдельных критериев, надо тщательно и всесторонне оценить выдвинутые им аргументы и, по возможности, учесть при установлении перечня критериев оценки эффективности.

Следует руководствоваться правилом: нельзя осуществлять аудит эффективности на основании критериев, применение которых вызывает сомнение и способно привести к вводящим в заблуждение или необъективным результатам. Поэтому любые разногласия по использованию критериев оценки эффективности необходимо выявить, обсудить и, в случае возможности, разрешить до того как будет утверждена программа аудита эффективности [36, c.44].

Процедуру обсуждения критериев не следует рассматривать как обязательность согласования всех планируемых для применения критериев оценки эффективности. В случае, когда руководство объекта аудита эффективности по тем или иным причинам не желает согласовывать какие-либо критерии, это не является препятствием для проведения аудита эффективности или ограничением возможности достижения его целей. Тем более, если по результатам предварительного изучения будет очевидно, что проверка, проведенная в соответствии с несогласованным критерием, выявит серьезные недостатки и проблемы в деятельности объекта аудита эффективности по использованию государственных средств. В данном случае вполне понятна причина сопротивления его руководства в отношении применения этого критерия [45, c.175].

Необходимость обсуждения и согласования критериев не должна рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на независимость инспекторов или ограничивающего ее в случае проведения аудита эффективности. Право выбора тех или иных критериев оценки эффективности принадлежит контрольно-счетному органу. А вопрос об их применении вне зависимости от позиции руководства объекта аудита эффективности должен решаться в установленном в контрольно-счетном органе порядке. Например, должностным лицом, ответственным за проведение данного аудита эффективности.

1.2 Роль и направления использования средств бюджета

В бюджетном процессе контроль выделяется в качестве отдельной его стадии, поскольку есть обособленный круг участников (органов, которые осуществляют контроль), которые наделены полномочиями соответствующего характера.

С 1 октября 2013 года в силу вступил новый закон о Счётной палате. Теперь она имеет возможность проведения комплексного анализа государственных расходов: от их планирования до оценки результативности трат. Подлежат пересмотру главные формы государственного контроля в области финансов, как внутреннего, так и внешнего, а также полномочия органов, которые осуществляют муниципальный государственный контроль. На сегодня у Счетной палаты есть методология аудита эффективности, отвечающая рекомендациям организаций международного уровня по высшим органам контроля финансов [6].

Одна из новаций законопроекта заключается в осуществлении проверки организации контроля внутреннего типа контрольно-счетными органами вместе с контролем соблюдения бюджетного законодательства, полноты и достоверности бюджетной отчетности. Итак, главное внимание уделено контролю целевого использования бюджетных средств и оценке эффективности того как они расходуются.

Принцип эффективности финансового контроля государства подразумевает существование показателей количественного характера для оценки эффективности. Данные показатели помогают определить достижение плановых результатов, применяются в случае оценки эффективности работы контролирующих органов и могут группироваться. К примеру, устанавливается количество нарушений законодательства, которые были выявлены в процессе проверки. Применять этот показатель можно как с позиции оценки эффективности работы контролирующих органов, так и в целях оценки эффективности деятельности финансового характера служб, которые проверяются, к примеру Счетной палаты. Итак, показатели эффективности способны являться разработанными и установленными, в соответствии со спецификой деятельности объекта контроля, целями проверки и особенностями работы контрольных служб [19, c.5].

При оценке рисков в ходе исполнения бюджета могут быть выделены неэффективные и эффективные расходы. Эффективные расходы являются расходами, обеспечивающими максимальную результативность согласно установленным параметрам определенной государственной программы и, значит, есть возможность оценки эффективности осуществления программы согласно требованиям соблюдения дисциплины в области финансов при использовании средств государства.

В случае оценки эффективности использования средств бюджета могут оцениваться такие показатели, как правоприменительные функции, регулятивные функции, государственные услуги, бюджетные инвестиции, межбюджетные отношения. Совокупная оценка этих показателей способна говорить об эффективности деятельности субъекта, который проверяется.

Основная функция государственного аудита в Российской Федерации отводится, как уже упоминалось, Счетной палате. В 2015 году контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями были охвачены 2 594 объекта во всех субъектах Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О Счетной палате РФ» и Регламенту Счетной палаты РФ, в отчетном периоде результаты всех экспертно-аналитических и контрольных мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты (таблица 3) [6].

Таблица 3

Деятельность Коллегии Счетной палаты РФ

Показатели

за 2015 год

всего заседаний Коллегии Счетной палаты

65

рассмотрены вопросы, в том числе по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

936

заключения Счетной палаты на проекты федеральных законов

328


О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, учреждений, предприятий, организаций [53].

Особо важные итоги экспертно-аналитических и контрольных мероприятий были доложены главе государства. В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий [53]:

мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

мониторинг исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012 года по итогам 2014 года;

проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в рамках установленных полномочий, в том числе в целях международного сотрудничества;

проверка деятельности открытого акционерного общества «АК «АЛРОСА» за 2008 - 2013 годы и истекший период 2014 года по реализации основных стратегических задач компании, повышению конкурентоспособности на мировом рынке, полноты и эффективности исполнения обязательств ОАО «АК «АЛРОСА» по поставкам природных алмазов в Госфонд России;

проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 об обеспечении ветеранов жильем;

проверки исполнения соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению показателей целевого характера (нормативов) оптимизации сети муниципальных и государственных учреждений культуры, образовательных, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения (4 контрольных мероприятия);

проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, которые направлены на подготовку к осуществлению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу;

проверка результативности использования средств бюджета, которые направлены на развитие производственно-технологической базы и в качестве взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» и его дочерних обществ в 2012 - 2013 годах и истекшем периоде 2014 года, а также исполнения представлений и устранения нарушений, выявленных Счетной палатой при проведении контрольного мероприятия по проверке использования и привлечения ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» кредитных банковских средств и правомерности применения средств бюджета федерального уровня в целях их погашения, а также эффективного и целевого использования средств бюджета федерального уровня, которые направлены на финансовое оздоровление ОАО «Амурский судостроительный завод» с 2009 года по истекший 2013 год, и анализ осуществления и организации на нем процедур банкротства.

Для государственного контроля как элемента управления характерна вторичность: контролироваться должно то, что независимо от контроля. В то же время в качестве цели контроля предстает предотвращение и устранение ошибок в деятельности финансового характера, а также ее улучшение.

В процессе анализа мероприятий контрольного характера относительно бюджета федерального уровня Счетной палатой разрабатываются [53]:

предложения по итогам проведенных мероприятий контрольного характера и представляются отчеты об их осуществлении;

предложения по итогам контроля оперативного характера и они представляют в отчетах;

осуществляется подготовка проектов законодательных актов.

В качестве существенного момента, который связан с реализацией программно-целевого подхода при осуществлении планирования бюджетных расходов рассматривается необходимость повысить эффективность управления экономическими процессами, а также результатами этих процессов. При этом должны быть соблюдены те принципы и требования организации мероприятий по контролю, которые являются основополагающими, что дает возможность достижения целей за счет обеспечения реализации задач финансового контроля и формирования системы экономических отношений контролирующих органов и хозяйствующих субъектов.

Можно выделить следующие принципы, которые являются наиболее значимыми на этапе организации проведения контроля [46, с.15]:

принцип законности;

принцип плановости;

принцип системности;

принцип объективности;

принцип эффективности;

принцип ответственности;

принцип гласности.

В качестве главного направления совершенствования государственного финансового контроля, который связан с реализацией государственных программ, рассматривается необходимость принятия единой концепции, которая представляла бы собой важнейшую составляющую самого контроля и включала бы в себя установленные единые правовые, а также методологические основы, на которых бы осуществлялся государственный финансовый контроль за реализацией государственных программ, а также определяла бы систему органов и порядок того, как они должны между собой взаимодействовать.

В качестве одного из направлений усовершенствования необходимо рассматривать устранение дублирования деятельности органов, которые осуществляют государственный финансовый контроль [20, c.24].

Также, важным фактором для того, чтобы повысить эффективность государственного финансового контроля является широкое использование существующих современных информационных технологий. К примеру, в апреле 2015 года начала функционировать аналитическая система, которая носит название «Государственный аудит». За счет данной системы информация о контрольной деятельности становится более доступной не только для тех лиц, которые являются государственными и муниципальными служащими, но также и для простых граждан и общественных Университетов.

Упомянутая система содержит в себе данные, которые касаются результатов контрольной деятельности Счетной палаты, которую она проводит, а также мероприятий, объектов, которые подлежат контролю, географии аудита. Результаты контрольных мероприятий содержат в себе данные касательно правонарушений на каждом из объектов, информацию, которая относится к исполнению представлений и предписаний Счетной палаты, сведения, которые касаются протоколов об административных правонарушениях и т.д. [37, с. 66].

Данной мерой усиливается общественный контроль за расходованием средств федерального бюджета, а также стимулируется стремление проверяемых объектов снижать финансовые правонарушения и соблюдать установленные сроки и объемы расходов.

Также в начале 2015 года был осуществлен запуск еще одной аналитической системы, которая представляет собой портал контрольно-счетных органов Российской Федерации. В качестве основной его цели представляется повышение эффективности внешнего финансового контроля со стороны государства. На данном портале содержатся данные, которые касаются количества проведенных контрольных мероприятий, а также их результатов.

Таким образом, мероприятия по совершенствованию аудита эффективности использования бюджетных средств от Счетной Палаты можно сгруппировать по следующим направлениям [53]:

реализация государством своих полномочий непосредственно в своих интересах;

совершенствование системы государственного и системы общественного контроля;

проведение оценки экономической и социальной значимости, которую имеют контрольные мероприятия;

осуществление проверки эффективности того, как используются бюджетные средства.

.3 Порядок аудита эффективности использования средств

Целями проведения аудита эффективности является определение эффективности использования средств бюджетов, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений при реализации запланированных целей, решении поставленных задач и выполнении возложенных функций по социально-экономическому развитию образования.

Аудит эффективности осуществляется посредством проведения контрольного мероприятия. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий аудитора проверяются и анализируются [51, с. 265]:

Рис. 2. Элементы проведения аудита эффективности

По результатам проверки и анализа деятельности объектов проверки определяется степень эффективности использования средств бюджета.

Эффективность использования средств бюджета определяется по достигнутым объектами проверки результатам и затратам на их достижение.

Под эффективностью использования средств бюджета понимается экономическая категория, включающаяся в себя:

Рис. 3. Элементы эффективности использования средств

При проведении аудита эффективности процесс использования средств бюджета (или отдельных их видов) характеризуется (качественно или количественно) с позиции экономичности, продуктивности и результативности затрат, произведенных объектами проверки, для достижения запланированных целей, решения поставленных задач и выполнения возложенных функций [51, с. 266]:

Таблица 4

Характеристика элементов эффективности использования средств

Элемент

Характеристика

1.

Экономичность

Определяется соотношением между объемом средств бюджета, использованных объектом проверки для реализации запланированных целей, решения поставленных задач, осуществления конкретного вида деятельности, и достигнутыми при ее осуществлении результатами необходимого качества исполнения.

2.

Продуктивность

Определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими средствами.

3.

Результативность

Характеризуется степенью достижения запланированных результатов и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

3.1

Экономическая результативность

Определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования средств бюджета или деятельности объектов проверки, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.).

3.2

Социально-экономический эффект

Определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были они использованы.


Способы проведения аудита эффективности. Выбор способов проведения аудита эффективности осуществляется в ходе предварительного изучения с учетом комплексности, многообразия и причинно-следственного характера проявления эффективности использования средств бюджета.

Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания предмета проверки, особенностей деятельности объектов проверки, а также от целей конкретного аудита эффективности.

Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:

а) организации использования средств бюджета;

б) результатов использования средств бюджета;

в) отдельных направлений использования средств бюджета в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки.

При проведении аудита эффективности использования средств бюджета проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в сфере их использования на основе установленных для данных проверок критериев эффективности [31, с. 32].

Определяются наличие, надежность и результативность функционирования внутреннего контроля на объектах проверки, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов по использованию средств местного бюджета.

При проведении аудита эффективности в первую очередь изучаются и проверяются элементы системы внутреннего контроля в областях с высокой степенью риска неэффективного использования средств бюджета. При проверке учитывается влияние элементов системы внутреннего контроля на достижение запланированных результатов.

В случае если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования средств местного бюджета или в работе проверяемого объекта, являются вполне удовлетворительными и не требуют специальной проверки.

При анализе результатов использования средств бюджета в первую очередь проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов.

На данном этапе проверяются и изучаются только результаты деятельности, а не применявшиеся для достижения результатов методы или процессы. При формировании критериев эффективности должны быть сформулированы качественные характеристики и количественные показатели оценки достигнутых результатов использования средств бюджета.

Если установлено, что качественные характеристики и количественные показатели оценки достигнутых результатов использования средств бюджета оказались ниже характеристик и показателей критериев эффективного использования средств бюджета, то достигнутые результаты деятельности объекта проверки являются неудовлетворительными и проверка должна быть продолжена до выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.

Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительными, это означает, что риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования средств бюджета или в деятельности объекта проверки минимален. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов использования средств бюджета в соответствующей сфере деятельности, и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности их использования [18, с.126].

Для проведения аудита эффективности использования средств бюджета необходимо выбирать направления, позволяющие сформулировать выводы об эффективности их использования не только в рамках данного аудита, но и позволяющие применить результаты проверок для повышения эффективности деятельности других организаций проверяемой сферы.

Выбор конкретных направлений использования средств бюджета определяется в соответствии с целями аудита эффективности и осуществляется с учетом степени влияния на общие результаты деятельности объектов проверки и проверяемой сферы.

Выявленные при проведении аудита эффективности недостатки и проблемы могут быть основанием для вывода о неэффективном (или недостаточно эффективном) использовании средств бюджета.

Способы проведения аудита эффективности применяются в зависимости от сформулированных целей.

На основе выбранных способов проведения аудита эффективности в соответствии с установленными критериями эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации.

Программа проведения аудита эффективности. По результатам предварительного изучения руководитель контрольного мероприятия подготавливает и представляет председателю проект программы аудита эффективности, а также в случае необходимости аргументированные предложения об уточнении или изменении его наименования и объектов аудита эффективности [36, с. 29].

При разработке программы проведения аудита эффективности необходимо руководствоваться стандартом, устанавливающим общие правила проведения контрольного мероприятия.

В программе проведения аудита эффективности в дополнение к содержанию указанной программы контрольного мероприятия по каждой его цели приводится (при их использовании) перечень установленных критериев оценки эффективности.

Источниками первичной информации при проведении аудита эффективности являются фактические данные, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки или деятельности объектов проверки, полученные с использованием методов сбора данных.

При решении вопроса о проведении аудита эффективности необходимо учитывать:

возможность использования полученных данных для формирования соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;

наличие информации по вопросам, являющимся предметом проводимого аудита эффективности, в других организациях;

возможность осуществления выборки респондентов, позволяющей сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;

наличие ресурсов, необходимых для проведения аудита эффективности.

Сбор информации осуществляется как должностными лицами, участвующими в проверке, так и привлеченными специалистами. При необходимости сбор информации осуществляется не по всем объектам проверки, а по их обоснованной выборке. При этом должны быть подготовлены соответствующие формы и материалы. В рабочих документах описывается методика, использованная в процессе обследования.

Подготовка и оформление результатов аудита эффективности. По результатам каждой проверки эффективности использования средств бюджета на основании акта подготавливается отчет, в котором должны быть ясно и четко указаны: цели данной проверки и период времени, который она охватывала; характеристика проверяемой сферы, программы и направления деятельности объекта проверки; вопросы и объекты проверки; критерии оценки эффективности, использованные для целей данной проверки; методы сбора данных и формирования доказательств; заключения, выводы и рекомендации, сделанные по итогам проверки [39, с. 3].

Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать со всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах и рабочих документах, с утвержденными критериями оценки эффективности. По результатам этого сравнения следует подготовить заключения, которые должны указывать, в какой степени результаты использования средств бюджета в поверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют критериям оценки эффективности.

Если реальные результаты использования средств местного бюджета в проверяемой сфере и организация деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям, это означает, что средства местного бюджета используются с достаточной степенью эффективности.

Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации деятельности объектов проверки по использованию средств местного бюджета. В случае выявления недостатков заключения должны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании средств бюджета объектами проверки.

Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой формирования результатов аудита эффективности. В случае, если в ходе проверки выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчет о результатах аудита эффективности.

Если результаты использования средств бюджета в проверяемой сфере или объектами проверки соответствуют установленным критериям и могут быть признаны вполне удовлетворительными, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования средств бюджета. Необходимо, основываясь на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности, находить эти возможности и разрабатывать соответствующие рекомендации по совершенствованию деятельности объектов проверки в целях повышения эффективности использования средств бюджета [43, с. 56].

Отчет о результатах аудита эффективности. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности является завершающей процедурой его проведения, которая осуществляется в соответствии с требованиями стандарта, устанавливающего общие правила проведения контрольного мероприятия.

Для обеспечения надлежащего качества отчета о результатах аудита эффективности его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчета, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объектов проверки, а также программа аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими материалами и к концу проведения проверки сформировать предварительный проект отчета.

Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании средств бюджета, а также указывать конкретные причины и обнаруженные (или возможные) последствия выявленных недостатков [51, с. 267].

Для объективной оценки результатов использования средств местного бюджета в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, которые могли быть использованы другими муниципальными структурами и организациями для совершенствования собственной деятельности.

Одновременно с проектом отчета в адрес руководителей объектов проверки и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, подготавливаются:

проекты документов, содержащих основные выводы по результатам аудита эффективности и рекомендации по повышению эффективности использования средств бюджета;

информационные письма в адрес органов и организаций, заинтересованных в результатах аудита эффективности.

Аудит эффективности как особый вид контроля возник в 70-х годах XX века, когда такой термин как «аудит эффективности» появился в Лимской декларации руководящих принципов контроля в 1977 году. Необходимость в институционализации данного вида контрольной деятельности была связана с ростом той роли, которую начали играть государственные финансы в экономиках развитых стран, а также с тем, что начала активно развиваться система государственного финансового контроля, которая уже не могла обеспечивать потребности эффективного государственного управления исключительно контролем за распределением и расходованием государственных средств. К тому же необходимо было повысить эффективность систем контроля, в частности внутреннего или ведомственного контроля.

В целом можно говорить о том, что под аудитом эффективности использования ресурсов понимается информационно-прозрачная, достоверная проверка деятельности экономических субъектов, которая связана с использованием тех или иных видов ресурсов. В качестве особой разновидности аудита эффективности выделяют аудит эффективности расходования государственных бюджетных средств. Данный вид аудита ориентирован на то, чтобы активизировать контроль за бюджетным процессом не только на той стадии, которая включает в себя распределение и доведение государственных средств до их потребителей, но и в вопросах, которые касаются оценки эффективности, результативности и целесообразности расходов бюджета. Те особенности, которыми обладает данный вид аудита и реальность его проявления представлены в таблице 2.

Таким образом, под финансовым контролем принято понимать один из инструментов, который используется за тем, чтобы осуществлять наблюдение за реализацией тех функций, которые имеют отношение к социально-экономической ответственности государства. В данном случае имеется в виду государственное финансовое обеспечении и регулирование социальных потребностей общества, а также функционирование государства в роли активного участника рынка в лице экономических субъектов, которые ему принадлежат или же находятся под его контролем.

Аудит эффективности дает возможность осуществить проведение комплексного анализа причин и факторов, которые имеют отношение к неэффективному использованию государственных средств теми или иными бюджетополучателями, а также создает условия для активизации борьбы с коррупцией, которая имеет место быть в государственных органах власти, за счет того, что он обеспечивает представление информации о том, как в реальности обстоят дела с использованием государственных средств.

Был рассмотрен порядок определения критериев, которые относятся к аудиту эффективности. Формулировка критериев оценки эффективности осуществляется в форме утверждений, которые указывают на то, какие качественные характеристики или количественные значение должны быть характерны для организации, процессов и результатов использования средств государства, а также для деятельности объектов аудита эффективности, исходя из тех целей, которые перед ним поставлены.

Глава 2. АНАЛИЗ УФИМСКОГО ФИЛИАЛА ФГОБУ ВО «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

.1 Технико - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ характеристика Филиала

Уфимский филила формирован на основании Распоряжения Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 2101-р «О реорганизации федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве РФ». Приказом Финансового университета от 12 сентября 2012 г. №1071-1/о «О Кировском и Уфимском филиалах Финансового университета» - к Уфимскому филиалу Финуниверситета присоединен Уфимский финансово-экономический колледж [54].

Уфимский филиал создан в результате реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 2101-р и федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет Министерства финансов РФ» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 677-р в форме присоединения к федеральному государственному образовательному бюджетному учреждению высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве РФ». Мероприятия по реорганизации завершены 30.06.2013 г. Приказ Финансового университета от 15.03.2013 г. № 427/о (общая информация об Уфимской филиале представлена в приложении 1) [55].

Уфимский филиал осуществляет за счет средств федерального бюджета следующие основные виды деятельности [55].:

. реализация образовательных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

. проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем экономики и ее развитие, правовых и социальных проблем, использование полученных результатов в образовательном процессе;

. подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников со средним и высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

. обеспечение проживания обучающихся в общежитии университета;

. осуществление деятельности по содержанию и эксплуатации имущественного комплекса, оборудования, а также иного необходимого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения;

. информационное обеспечение структурных подразделений, работников и обучающихся;

. осуществление редакционно-издательской деятельности, выпуск и распространение учебников и хрестоматий, учебных и учебно-методических пособий, научной и справочной литературы, периодических изданий, а также аудиовизуальной продукции, обучающих программ и информационных материалов, связанных с образовательным процессом, а также научной деятельности.

Образовательная организация Уфимский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (или Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ) располагается по адресу 450015, Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Мустая Карима, дом 69/1, 2 этаж, другие корпусы филиала показаны в таблице 5 [55].

Таблица 5

Материально-техническая база Уфимского филиала Финуниверситета

Название

Адрес

Учебные корпуса

1. корпус № 1

450015, Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Мустая Карима, д. 69/1

2. корпуса № 2, 3

450005, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Революционная, д. 169

3. помещение

450005, Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, ул. Достоевского, д.154

Общежития

1. общежитие № 1

450005, Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, ул. 8 Марта, д. 7

2. общежитиие № 2

450005, Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, ул. Революционная, д. 169/2


График работы осуществляется согласно Правилам внутреннего трудового распорядка и внутреннего распорядка обучающихся, утвержденных Приказом №1335/о 15.16.2013 (нормативно-правовая база Уфимского филиала представлена в приложении 2) [55].

Кафедры, структурные подразделения Уфимского филиала Финуниверситета (организационная структура представлена в приложении 3):

Ученый совет <#"897182.files/image004.gif">

Рис.4. Структура источников финансирования Уфимского филиала

В ряду источников финансирования бюджетного характера могут быть выделены бюджет федерального уровня, и дополнительные средства финансирования из бюджета (аренда). В то же время стоит учитывать, что в пределах текущего финансирования процесса учебного характера учебное заведение средства получает из бюджета одного уровня - учредительского бюджета. Данный принцип определяется ГК РФ. Получение бюджетных средств из бюджетов прочих уровней обладает строго целевоей направленностью и может быть отнесен к источникам целевого финансирования. Также к данной группе отнесены средства, которые поступают как добровольные пожертвования и благотворительные средства.

Внебюджетные же источники могут быть разделены на несколько главных групп [54]:

платные дополнительные образовательные услуги;

деятельность научного характера;

прочая деятельность предпринимательского характера.

Далее рассмотрен анализ основных поступлений в Уфимский филиал (таблица 8) [55].

Таблица 8

Показатели по поступлениям Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год Уфимского филиала

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Источники поступлений в том числе:



Субсидии на выполнение гос.задания (образования)

Субсидии на иные цели

Приносящая доход деятельность

Остаток средств на начало планируемого года

5 889 644,02

0,00

0,00

5 889 644,02

Поступления, всего

100 543 900,00

0,00

0,00

100 543 900,00

Доходы от собственности

1 265 100,00

0,00

0,00

1 265 100,00

Доходы от оказания платных услуг (работ)

99 244 800,00

0,00

0,00

99 244 800,00

в том числе:





Поступления доходов от заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских работ

3 000 000,00

0,00

0,00

3 000 000,00

Доходы от выбытий материальных запасов

34 000,00

0,00

0,00

34 000,00

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Источники поступлений в том числе:



Субсидии на выполнение гос.задания (образования)

Субсидии на иные цели

Приносящая доход деятельность

Изменение остатков по внутренним расчетам

63 495 080,55

63 495 080,55

7 447 180,55

-7 935 700,00

в том числе:





Увеличение остатков по внутренним расчетам (+)

71 591 680,00

63 495 080,55

7 447 180,55

160 900,00





Субсидии на выполнение государственного задания

63 983 600,00

63 983 600,00

0,00

0,00

Целевые субсидии:

7 447 180,55

0,00

7 447 180,55

0,00

Стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования

7 447 180,55

0,00

7 447 180,55

0,00

Внутриведомственные расчеты

160 900,00

0,00

0,00

160 900,00

из них:





За дистанционное обучение

84 200,00

0,00

0,00

84 200,00

Прочие перечисления

76 700,00

0,00

0,00

76 700,00

Уменьшение остатков по внутренним расчетам (+)

8 096 600,00

0,00

0,00

8 096 600,00

из них:





Отчисления в Фонд развития филиалов (-)

7 365 000,00

0,00

0,00

7 365 000,00

НДС (-)

720 000,00

0,00

0,00

720 000,00

Прочие перечисления (-)

11 600,00

0,00

0,00

11 600,00

Планируемый остаток средств на конец планируемого года

0,00

0,00

0,00

0,00


Из данной таблицы 8 видно, что основные источиники поступления средств в Уфимский филиал поразделяются на три вида:

Субсидии на выполнение гос.задания (образования);

Субсидии на иные цели;

Приносящая доход деятельность.

Самые распространенные виды поступлений (доходов) Филиала следующие:

доходы от собственности;

доходы от оказания платных услуг (работ);

поступления доходов от заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских работ (НИР);

субсидии на выполнение государственного задания;

целевые субсидии;

стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования.

Самый важный вид поступления (дохода) Уфимского филиала - это доходы от оказания платных услуг (работ) (98,71% от всех поступлений).

В приложении 4 приведены анные плана финансово-хозяйственной деятельности Филиала на 2016 год, к тором можно увидеть, что основные поступления производятся на лицевые счета, открытые в органах Федерального Казначейства.

Далее рассмотрен анализ основных поступлений в Уфимский филиал (таблица 9) [55].

Таблица 9

Показатели по выплатам Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год Уфимского филиала

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Источники поступлений в том числе:



Субсидии на выполнение гос.задания (образования)

Субсидии на иные цели

Приносящая доход деятельность

Выплаты, всего

169 928 624,57

68 396 000,00

7 447 180,55

98 497 844,02

в том числе:





Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, всего

124 271 644,02

55 013 700,00

0,00

69 257 944,02

из них:





Фонд оплаты труда

94 983 500,00

42 253 200,00

0,00

52 730 300,00

Заработная плата

94 983 500,00

42 253 200,00

0,00

52 730 300,00

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда

503 700,00

0,00

0,00

503 700,00

Прочие выплаты

503 700,00

0,00

0,00

503 700,00

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

74 800,00

0,00

0,00

74 800,00

Наименование показателя

Утверждено плановых назначений

Источники поступлений в том числе:



Субсидии на выполнение гос.задания (образования)

Субсидии на иные цели

Приносящая доход деятельность

Прочие расходы

74 800,00

0,00

0,00

74 800,00

Взносы по обязательному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

28 709 644,02

12 760 500,00

0,00

15 949 144,02

Начисления на выплаты по оплате труда

28 709 644,02

12 760 500,00

0,00

15 949 144,02

Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, всего

29 805 300,00

5 482 300,00

0,00

24 323 000,00

из них:





Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

279 000,00

0,00

0,00

279 000,00

Прочие работы, услуги

279 000,00

0,00

0,00

279 000,00

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

29 526 300,00

5 482 300,00

0,00

24 044 000,00

Услуги связи

620 000,00

170 000,00

0,00

450 000,00

Коммунальные услуги

11 476 700,00

4 703 200,00

0,00

6 773 500,00

Арендная плата за пользование имуществом

20 700,00

0,00

0,00

20 700,00

Работы, услуги по содержанию имущества

6 280 700,00

509 200,00

0,00

5 771 500,00

Прочие работы, услуги

6 041 800,00

99 900

0,00

5 941 900,00

Увеличение стоимости основных средств

1 716 400,00

0,00

0,00

1 716 400,00

Увеличение стоимости материальных запасов

3 370 00,00

0,00

0,00

3 370 000,00

Стипендии

7 707 180,55

0,00

0,00

7 707 180,55

Уплата налогов, сборов и иных платежей

8 144 500,00

3 487 600,00

0,00

4 656 900,00

из них:





Уплата налога на имущество и земельного налога

7 900 000,00

3 487 600,00

0,00

4 412 400,00

Прочие расходы

7 900 000,00

3 487 600,00

0,00

4 412 400,00

Уплата прочих налогов, сборов

204 700,00

0,00

0,00

204 700,00

Прочие расходы

204 700,00

0,00

0,00

204 700,00

Уплата иных платежей

39 800,00

0,00

0,00

39 800,00

Прочие расходы

39 800,00

0,00

0,00

39 800,00

Справочно





Объем публичных обязательств, всего

1 278 000,00

1 278 000,00

0,00

0,00


Из данной таблицы 9 видно, что основные источиники выплаты средств Уфимского филиала происходит за счет следующих поступлений:

.        Субсидии на выполнение государственного задания (образования);

.        Субсидии на иные цели;

.        Приносящая доход деятельность.

Самые распространенные выплаты (расходы) Филиала:

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

взносы по обязательному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений;

иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги связи, коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества и др.)

уплата налогов, сборов и иных платежей.

Самый важный вид выплат Уфимского филиала - это оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (73,13% от всех выплат).

В приложении 5 приведены данные плана финансово-хозяйственной деятельности Филиала на 2016 год, в котором можно увидеть, что основные выплаты производятся на лицевые счета, открытые в органах Федерального Казначейства.

Далее представлен отчет Филиала об исполнени плана финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год и выводы (таблицы 10, 11) [55].

Таблица 10

Доходы учреждения на 01 января 2016 г.

Наименование показателя

Утверждено плановых проверок

Исполнено плановых проверок

Не исполнено плановых проверок



через лицевые счета

через кассу учреждения

итого


Доходы - всего

89 788 200,00

86 230 129,97

2 326 525,34

88 556 655,31

1 231 544,69

Доходы от собственности из них:

1 352 700,00

1 295 479,16


1 295 479,18

57 220,82

Наименование показателя

Утверждено плановых проверок

Исполнено плановых проверок

Не исполнено плановых проверок



через лицевые счета

через кассу учреждения

итого


от аренды активов

1 352 701,00

1 295 480,16


1 295 480,18

57 221,82

Доходы от оказания платных услуг (работ)

88 411 100,00

84 910 324,59

2 326 528,34

87 236 649,93

1 174 250,07

Доходы от операций с активами

24 400,00

24 326,20


24 326,20

73,8

в том числе:






от выбытий материальных запасов

24 400,00

24 326,20


24 326,20

73,8


Из данной таблицы 10 видно, что:

основные доходы Филиала за 2015 год составили доходы от оказания платных услуг (работ) - 98,46% от всех доходов;

также в структуре доходов можно увидеть доходы от собственности и доходы от операций с активами;

,04% доходов Филиала проводились через лицевые счета открытые в органах Федерального Казначейства;

остальные 3,96% доходов проведены через кассу Филиала;

,63% доходов было исполнено из всех запланированных;

остальные 1,37% доходов не исполнено.

В приложении 6 приведен отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год - Субсидии на выполнение государственного задания, которые в основном произведены через лицевые счета открытые в органах Федерального Казначейства.

Таблица 11

Расходы учреждения на 01 января 2016 г.

Наименование показателя

Утверждено плановых проверок

Исполнено плановых проверок

Не исполнено плановых проверок



через лицевые счета

итого


Расходы -всего

95 764 109,49

88 644 444,08

88 844 444,08

7 119 665,41

Наименование показателя

Утверждено плановых проверок

Исполнено плановых проверок

Не исполнено плановых проверок



через лицевые счета

итого


в том числе:  Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

68 602 509,49

66 236 698,84

66 236 698,84

2 365 810,65

в том числе:





заработная плата

52 659 300,00

51 385 534,00

51 385 534,00

1 273 766,00

прочие выплаты

40 000,00

25 000,00

25 000,00

15 000,00

начисления на выплаты по оплате труда

15 903 209,49

14 826 164,84

14 826 164 ,84

1 077 044,65

Приобретение работ, услуг

17 485 762,41

17 485 762,41

3 837 337,59

в том числе:





услуги связи

599 800,00

414 954,10

414 954,10

184 845,90

транспортные услуги

360 000,00

250 914,44

250 914,44

109 085,56

коммунальные услуги

5 944 300,00

5 778 414,27

5 778 414,27

165 885,73

арендная плата за пользование имуществом

11 000,00

5 085,44

5 085,44

5 934,58

работы, услуги со содержанию имущества

7 787 500,00

4 554 778,03

4 554 778,03

3 232 721,97

прочие работы, услуги

6 620 500,00

6 481 636,13

6 481 636,13

138 863,87

Прочие расходы:

510 700,00

501 648 056

501 648,56

9 051,44

Расходы по приобретению нефинансовых активов

5 327 800,00

4 420 334,27

4 420 334,27

907 465,73

в том числе:





Основных средств

1 814 200,00

1 596 904,87

1 596 904,87

217 295,13

материальных запасов

3 513 600,00

2 823 429,40

2 823 429,40

690 170,60

Из данной таблицы 11 видно, что:

)        основные расходы Филиала за 2015 год составили расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда - 73,64% от всех расходов;

)        также в структуре расходов можно увидеть расходы на приобретение работ, услуг и расходы по приобретению нефинансовых активов;

)        все расходы Филиала произведены через лицевые счета открытые в органах Федерального Казначейства;

)        92,57% расходов было исполнено из всех запланированных;

)        остальные 7,43% расходов не исполнено.

В приложении 7 приведен отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год - Субсидии на иные цели, которые в основном произведены через лицевые счета открытые в органах Федерального Казначейства.

Таким образом, в Уфимском филиале Финуниверситета выделены такие источники финансирования как:

средства бюджета;

внебюджетные средства.

Основные источиники поступления средств в Уфимский филиал поразделяются на три вида:

Субсидии на выполнение гос.задания (образования);

Субсидии на иные цели;

Приносящая доход деятельность.

Самые распространенные виды поступлений (доходов) Филиала следующие:

доходы от собственности;

доходы от оказания платных услуг (работ);

поступления доходов от заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских работ (НИР);

субсидии на выполнение государственного задания;

целевые субсидии;

стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования.

Самые распространенные выплаты (расходы) Филиала:

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

взносы по обязательному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений;

иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги связи, коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества и др.);

уплата налогов, сборов и иных платежей.

.3 Учетная политика и внутренний контроль в филиале

Законом «Об образовании», а именно статьей 45, вузам позволяется оказание дополнительных услуг на платной основе. Кроме того, вузам разрешается и сама деятельность предпринимательского характера, если она предусматривается уставом (ст. 47). Сюда включена, в первую очередь, сдача основных фондов в аренду, оказание платных услуг образовательного характера. Итак, кроме нормативного бюджетного финансирования государственными вузами получена законодательно закрепленная возможность привлекать значительные внебюджетные средства.

Положениями статей Бюджетного кодекса (статья 41 пункт 2 и статья 42 пункт 4) указывается на принадлежность доходов учреждений бюджетного типа к соответствующим группам и статьям доходов бюджетов РФ и бюджетные учреждения не освобождают от уплаты налогов с доходов от предпринимательства [1].

В Налоговом кодексе, в отличие от законодательства в сфере образования, нет понятия «предпринимательская деятельность бюджетного образовательного учреждения», а называет эту деятельность коммерческой (статья 321.1 Налогового кодекса) [2] .

Итак, особенности деятельности учреждения образовательного типа накладывают некоторый след на формирование учетной политики для высшего учебного заведения. Это, в первую очередь, имеет связь с тем, что смешением внебюджетных и бюджетных источников финансирования создаются специфические условия управления финансами вузов. Помимо этого, высшими учебными заведениями осуществляется много самых разных видов деятельности, чем обуславливается неограниченное число источников финансирования, которые подчинены различающимся механизмам налогообложения и формирования расходов, которые уменьшают доходы. Всем перечисленным обусловлены особенности формирования учетной политики образовательных учреждений государственного типа.

Университетские внебюджетные средства формируются в основном за счет оказания услуг платного характера. Большая часть дохода вуза обеспечивается за счет оказания платной деятельности образовательного характера, это, в первую очередь [54]:

платное обучение с возмещением затрат в полном объеме;

платное обучение с возмещением затрат в частичном объеме;

платное обучение с возмещением затрат в полном объеме по заочной форме;

образование второе высшее по заочной форме;

образование второе высшее (ускоренная программа).

В вузе проводятся подготовительные курсы на платной основе, тестирование, а так же университетом выполняются договорные хозрасчетные работы для организаций и предприятий. Однин из видов доходов вуза - это сдача в аренду площадей жилого типа в общежитиях, а также сдача в аренду (без права на выкуп) и в пользование имущества и основных фондов Университета. На балансе УФ ФГОБУ ВО есть типография, работающая как для университетских нужд (печать и издание литературы методического типа, учебных пособий, бланочной продукции), так и оказывающая услуги сторонним фирмам и предприятиям.

Итак, учетная политика призвана облегчить и разграничить учет расходов и доходов от предпринимательства.

Учетная политика Уфимского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ (приложение 8) является утвержденной приказом руководителя и сформированной на базе Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н об утверждении ПБУ 1/98, а так же согласно требованиям Налогового и Бюджетного кодексов [54].

В бюджетном учреждении высшего образования применяют типовые формы документов, которые предусмотрены общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Формы учебных документов первичного типа, которые применяются в целях оформления операций, включая формы документов для внутренней отчетности бухгалтерского типа, приводятся в приложении №1 инструкции по бухучету в учреждениях бюджетного типа.

Требования главного бухгалтера, связанные с документальным оформлением операций и предоставлением в бухгалтерию требуемых сведений и документов являются обязательными для всех работников организации, а также к исполнению не принимаются и считаются недействительными оформленные документами расчетные и денежные документы, кредитные и финансовые обязательства без подписи главного бухгалтера либо зам. главного бухгалтера.

Основные элементы учетной политики Уфимского филиала Финуниверситета это [54]:

рабочий план счетов бухучета для учреждений бюджетного типа, который содержит аналитические и синтетические счета, которые необходимы для ведения налогового и бухгалтерского учета согласно требованиям своевременности и полноты отчетности и учета;

автоматизация налогового и бухгалтерского учета;

механизм проведения инвентаризации и методы оценки видов обязательств и имущества;

график и правила документооборота;

список лиц, которые обладают правом подписи документов хозяйственного типа;

механизм контроля хозяйственных операций, а также прочие решения, которые необходимы для организации налогового и бухгалтерского учета.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением филиала. Бухгалтерия создается, реорганизуется и ликвидируется приказами ректора Университета. Структура и численность бухгалтерии устанавливается штатным расписанием филиала, утвержденным ректором Университета.

Бухгалтерия обеспечивает представление полной и достоверной информации о финансовой - хозяйственной деятельности филиала, o имущественном положении, о наличии и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ректора Университета.

Сотрудники бухгалтерии назначаются и освобождаются от должности директором филиала по представлению главного бухгалтера [55].

В своей деятельности бухгалтерия руководствуется:

законами Российской Федерации,

приказами и распоряжениями Правительства РФ,

приказами инструкциями и указаниями Министерства финансов РФ,

Уставом Финуниверситета,

приказом ректора «Об учетной политике Финуниверситета»

Положением о филиале,

приказами, распоряжениями и указаниями директора филиала,

Правилами внутреннего трудового распорядка,

должностными инструкциями и другими документами.

Организационный аспект учетной политики Филиала включает следующие элементы [55]:

бухгалтерский учет ведет бухгалтерия (рис. 5), в следующем составе:

главный бухгалтер;

бухгалтер по расчетам оплаты труда;

бухгалтер по расчету стипендии;

бухгалтер по налоговому учету;

бухгалтеры по хозяйственным и договорным отношениям (3 человека);

переоценку основных средств, в случае необходимости, производят на основе распоряжения дополнительного характера администрации на начало года;

для обеспечения достоверности информации бухучета и отчетности инвентаризацию финансовых обязательств и имущества университета производят согласно инструкции, которая утверждена приказом МФ РФ от 30 декабря 2015 года №148н;

контроль оперативного характера в отношении соблюдения методологии бухгалтерского учета согласно положению о бухучете и отчетности, изменениям и дополнениям к нему возложен на главного бухгалтера [55].

Рис. 5. Оргструктура бухгалтерии филиала

Деятельность бухгалтерского отдела организуется с использованием информационных компьютерных технологий, например, система ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии автоматизирована посредством программы 1С: Предприятие - для бюджетных учреждений, кроме сектора «Заработная плата» и сектора учета студентов, для которых используются другие программы.

На основании типового плана счетов бухучета для учреждений бюджетного типа и инструкции № 148н, вузом составлен собственный план счетов с использованием ограниченного числа счетов синтетического учета и субсчетов к ним, он дополнен аналитическими счетами, которые необходимы для более подробного учета.

Основным методом внтуренненого контроля финансово-хозяйственной деятельности Уфимского филиала является самообследование [55].

Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.

Самообследование проводится ежегодно. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

организацию и проведение самообследования в организации;

обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

В процессе самообследования проводится оценка:

образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся,

организации учебного процесса,

востребованности выпускников,

качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы,

функционирования внутренней системы оценки качества образования,

а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета (сроки отчета представлена в таблице 12), включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Таблица 12

Сроки составления отчета по самообследованию

Вид образовательного учреждения

Срок

1

для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования

по состоянию на 1 апреля текущего года

2

для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций

по состоянию на 1 августа текущего года


Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

Похожие работы на - Аудит эффективности использования средств бюджетной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!