Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,75 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЭКИ

Кафедра Экономика в строительстве







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «АУДИТ»

на тему: Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль


Выполнила:

Миронович Е.А.

Проверила:

Кузьменко О.А.



г

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы учета и внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль оптовой организации и основы методики аудиторской проверки

.1 Основы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль оптовой организации

.2 Системы учета и порядок подготовки отчетности по налогу на прибыль

.3 Основы методики аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Глава 2. Аудиторская проверка учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в среде КОД оптовой организации АО «Универсам»

.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки

.2 Процедура аудиторской проверки в АО «Универсам», замечания и рекомендации

Заключение

Список литературы

Введение

Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли, большую роль в этом играют налоговые платежи. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговых администраций. Существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством. И здесь в полной мере встает задача грамотного и законного в правовом отношении уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:

выбор соответствующей организационно-правовой формы;

использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);

грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;

использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Актуальность методики проведения аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы по аудиторской деятельности, в предоставлении достоверной информации как для внутренних, так и для внешних пользователей.

Целью написания курсовой работы является более подробное рассмотрение теоретических основ учета расчетов по налогу на прибыль, а также методики аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в среде КОД оптовой организации на примере АО «Универсам».

Объектом исследования курсовой работы является аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль в среде КОД оптовой организации на примере АО «Универсам» за 2016 год.

Предметом исследования является методика аудита расчетов по налогу на прибыль.

Задачи данной курсовой работы следующие:

изучить теоретические основы учета расчетов по налогу на прибыль;

описание системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;

раскрытие методики аудита отчетности расчетов по налогу на прибыль;

осуществить процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль;

осуществить заключительные процедуры аудиторской проверки;

определить порядок формирования рабочих документов и результатов аудиторской проверки;

подтверждение состоятельности методики аудита отчетности расчетов по налогу на прибыль на примере АО «Универсам».

указать нарушения и ошибки, выявленные в ходе аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль;

дать рекомендации по устранению выявленных ошибок в ходе проведения аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль.

Глава 1. Теоретические основы учета и внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль оптовой организации и основы методики аудиторской проверки

1.1 Основы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль оптовой организации

Налоговая система любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты[1].

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов [1].

К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие [1]. Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%. На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов РФ средства от этого вида налогов не поступают.

В данной работе рассматривается налог, относящийся к федеральным - налог на прибыль организаций. Рассмотрим более подробно его экономическую сущность.

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям Налогового Кодекса РФ, который предусматривает налоговую процедуру в разрезе следующих разделов:

плательщики;

объект обложения;

ставки налога и порядок его зачисления в бюджет;

льготы по налогу;

порядок исчисления и сроки уплаты налога;

налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий.

Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчет налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Формирование балансовой прибыли предприятия (фирмы) - сложный процесс. В расчете финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчета этих сумм.

Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ «О налоге на прибыль»[2]. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 1).

Таблица 1. - Ставки (основные) по налогу на прибыль

Плательщики, виды деятельности, облагаемые доходыОбщая ставкаВ федеральный бюджетВ территориальный бюджетПредприятия и организации по основной деятельности20218Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, кроме доходов, перечисленных в подп. 2 п. 2, а также дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств (подп. 1 п. 2 ст. 284, ст. 309 НК РФ)20218Полученные иностранной организацией дивиденды по акциям российских организаций, а также дивиденды от участия в капитале организации в иной форме (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).15213Доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ)15%, 9% или 0% - в зависимости от вида ценных бумаг2в остальных случаях согласно подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ13211

Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 402-ФЗ)

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 402-ФЗ).

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.

7. ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» - Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н. (ред. от 06.04.2015)

8. «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами». Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. №96.

Налоги и сборы Российской Федерации, как отмечалось выше, разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.

По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:

относимые на счета продажи (90,91) - НДС и акцизы;

включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) - транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;

уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) - налог на имущество, на рекламу и др.;

уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) - налог на прибыль;

уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц - налог на доходы физических и юридических лиц.

Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов. По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.

Порядок учета расчетов по налогу на прибыль определен ПБУ 18/02. Данным ПБУ в учетную практику введено девять новых показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль или подлежащий уплате налог:

постоянные разницы;

временные разницы;

постоянные налоговые обязательства;

отложенный налог на прибыль;

отложенные налоговые активы;

отложенные налоговые обязательства;

условный доход;

условный расход;

текущий налог на прибыль.

Постоянные разницы - это доходы и расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не принимаются во внимание в налоговом учете:

суммы превышения фактических расходов, отражаемых в бухгалтерском учете, над расходами по нормам, принимаемым для целей налогообложения (по суточным, представительским расходам, расходам по некоторым видам добровольного страхования, процентам по займам и кредитам);

расходы по безвозмездной передаче имущества;

убыток, перенесенный на будущее, но который по истечении времени не может быть принят для целей налогообложения;

другие виды постоянных разниц.

Постоянные разницы могут учитываться по первичным документам, в бухгалтерских регистрах или в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. Однако в аналитическом учете они должны отражаться обособленно. Для обособленного учета постоянных разниц целесообразно открыть два субсчета по учету нормируемых расходов (для учета расходов в пределах норм и учета сверхнормативных расходов). Постоянное налоговое обязательство - это налог на прибыль по постоянной разнице. Сумма этого обязательства определяется умножением величины постоянной разницы на ставку налога на прибыль и учитывается на субсчете «Постоянное налоговое обязательство» счета 99 «Прибыли и убытки».

Временные разницы - это доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль и убыток в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в других отчетных периодах. Указанные разницы признаются в бухгалтерском и налоговом учете в разных отчетных периодах. Временные разницы при формировании налога на прибыль приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Отложенный налог на прибыль - это сумма, которая увеличивает или уменьшает налог на прибыль, подлежащий уплате в следующих отчетных периодах. Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль делятся: на вычитаемые временные разницы; налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы - это доходы и расходы, уменьшающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в следующих отчетных периодах. Они образуются:

при использовании различных методов начисления амортизации по амортизируемым активам в бухгалтерском и налоговом учете;

при разных способах признания коммерческих и управленческих расходов;

при наличии убытка, перенесенного на будущее;

по кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) в организациях, признающих доходы и расходы кассовым методом.

При использовании различных методов начисления амортизации по амортизируемым активам вычитаемая временная разница возникает в том случае, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете превышает сумму амортизации, исчисленную в налоговом учете.

Вычитаемая временная разница вследствие применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в бухгалтерском и налоговом учете возникает в том случае, если в бухгалтерском учете эти расходы списываются сразу, а в налоговом учете - постепенно. По убытку, перенесенному на будущее, вычитаемая временная разница определяется вычитанием из всей суммы убытка суммы убытка, принятой для уменьшения налоговой базы. Вычитаемая временная разница по кредиторской задолженности может возникнуть у организаций, признающих доходы и расходы кассовым методом. Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в следующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы - это доходы и расходы, увеличивающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые временные разницы возникают: при использовании различных способов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете (когда сумма амортизации в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учете); различных способах признания выручки и процентных доходов в бухгалтерском и налоговом учете в организациях, признающих доходы и расходы кассовым методом.

При формировании налогооблагаемой прибыли они приводят к образованию отложенного налога на прибыль, подлежащего к уплате в следующих отчетных периодах. В бухучете вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы учитываются обособленно на отдельных субсчетах счетов активов и обязательств, использованных для учета соответствующих операций.

Отложенный налоговый актив - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в последующих отчетных периодах. Сумму отложенного налогового актива определяют умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете по всем вычитаемым временным разницам, за исключением временных разниц, по которым существует вероятность того, что они не будут уменьшены или погашены в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 «Отложенные налоговые активы». По дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. При выбытии соответствующих активов отложенные налоговые активы по ним также должны списываться. Аналитический учет отложенных налоговых активов ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Отложенные налоговые обязательства - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога в последующие отчетные периоды. Они признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы. Величина отложенных налоговых обязательств определяется умножением суммы налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на установленную ставку налога на прибыль. Для синтетического учета отложенных налоговых обязательств используют счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Возникновение отложенных налоговых обязательств оформляют записью:

Дебет счет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Кредит счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Аналитический учет отложенных налоговых обязательств осуществляют по видам активов и обязательств, по которым возникла налогооблагаемая временная разница. По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в последующих отчетных периодах соответственно уменьшаются или погашаются отложенные налоговые обязательства. По данным операциям дебетуют счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99.

Текущий налог на прибыль - это налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде. Исчисляют его исходя из величины условного расхода, скорректированного на суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств отчетного периода. Пример расчета налога на прибыль:

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) = Условный

расход (доход) по налогу на прибыль + Постоянное налоговое

обязательство + Отложенный налоговый актив - Отложенное

обязательство

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе как внеоборотные активы и долгосрочные обязательства. Они могут отражаться в балансе в «свернутом виде», т.е. с указанием в балансе только их сальдо, при соблюдении следующих условий: наличие у организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств; их учет при расчете налога на прибыль. Наряду с отражением в балансе отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства указываются в отчете о прибылях и убытках. В этом отчете содержатся также данные о постоянных налоговых обязательствах. При корректировке налога на прибыль в бухгалтерском учете составляют пояснительную записку с указанием в ней всех сумм и описанием всех показателей, на которые скорректирована бухгалтерская прибыль.

При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 и кредитуют счет 68. Причитающиеся налоговые санкции оформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета 68.

Таблица 23. Корреспонденции счетов по операциям расчетов с бюджетом

ОперацииКорр. счетаДебетКредитОтражены суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, работам и услугам, закупленным основным средствам и мат. активам1960,76Приняты к зачету по задолженности перед бюджетом суммы НДС по оприходованным и оплаченным производственным запасам, основным средствам и нематериальным активам6819Списываются суммы НДС по материальным ресурсам, работам, услугам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС (неоплаченным - 19, оплаченным - 68)20, 23, 25, 26, 97, 4419,68Списываются суммы НДС по основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам, продукции и товарам (работам, услугам), использованным для непроизводственных нужд29, 86, 9119,68Отражены суммы НДС по переданным безвозмездно производственным запасам, основным средствам, нематер. активам9119,68Отражается сумма НДС, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах6268Списывается сумма НДС по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам (под которые получены авансы)6862Отражается сумма НДС, выделенная отдельно в расчетных документах по отгруженной продукции (выполненным работам, услугам) или имуществу в составе выручки от реализации90,9168,76Начислен налог на прибыль9968Перечислены денежные средства в уплату налогов и сборов6851,52

1.2 Системы учета и порядок подготовки отчетности по налогу на прибыль

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему информации об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе показателей бухгалтерского учета по установленным формам.

Составление бухгалтерской отчетности - завершающий этап учетного процесса в организации. В отчетности нарастающим итогом с начала года отражают имущественное и финансовое положение организации, результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев, год).

Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.

Начиная с 1996 г. для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций), годовая бухгалтерская отчетность включает:

) бухгалтерский баланс (форма №1);

) отчет о финансовых результатах (форма №2);

) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

отчет о движении капитала (форма №3);

отчет о движении денежных средств (форма №4);

приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

пояснительную записку;

) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

Субъекты малого предпринимательства, некоммерческие и общественные организации имеют право при определенных обстоятельствах (отсутствие соответствующей информации) не предоставлять формы №3-№5.

Таким образом, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах являются основными видами бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования. Поэтому рассмотрим более подробно сущность бухгалтерского баланса, его роль в отражении информации об имуществе и его источниках отечественных предприятий.

Финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль/убыток) формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации. Вторая часть - в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат, включающий операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Так, к операционным доходам, в частности относится арендная плата, суммы дивидендов по акциям акционерных обществ и прибыль от участия в уставных капиталах других организаций. В состав операционных расходов включаются расходы, связанные с выбытием основных средств и иного имущества, а также проценты, выплачиваемые по кредитным договорам и договорам займа. Доходами от внереализационных операций являются также штрафные санкции по хозяйственным договорам, положительные курсовые разницы, безвозмездно полученные активы, суммы кредиторской и депонентской задолженностей, срок исковой давности которых истек. К расходам относятся зарплаты по возмещению убытков, причиненных организацией, а также отрицательные курсовые разницы и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году. Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и затраты, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, пожара и т.д.).

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого классификация необходима для: определения из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа. В системе финансового управления выделяют следующую классификацию прибыли (убытка):

. По видам деятельности:

прибыль от финансовой деятельности - сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процента и дивидендов, операции с иностранной валютой;

прибыль от обычной хозяйственной деятельности (суммы прибылей от основной хозяйственной и финансовой деятельности).

. По порядку формирования:

валовая прибыль - разность между выручкой от продаж продукции и производственной себестоимостью продукции (брутто-прибыль);

прибыль до налогообложения - бухгалтерская прибыль пересчитанная согласно налоговым требованиям. (Бухгалтерская прибыль - прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета);

чистая прибыль - прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономике - это важнейший показатель деятельности предприятия.

. По источникам формирования выделяют:

прибыль от реализации услуг;

прибыль от реализации имущества;

внереализационная прибыль.

. По периодичности получения: регулярная; чрезвычайная и др.

Учет финансовых результатов ведут на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту его отражают полученную прибыль, по дебету - убыток. На основе сопоставления дебетового и кредитового оборотов за отчетный период выводят финансовый результат - чистую (балансовую) прибыль или чистый убыток. Финансовый результат формируется из нескольких слагаемых, основной из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ, услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия. Этот финансовый результат списывается на счет 99 в установленном порядке со счета 90 «Продажи». Доходы и расходы, непосредственно не связанные с формированием основного финансового результата, образуют прочий финансовый результат, включающий в себя операционные и внереализационные доходы и расходы. Такой финансовый результат выводится на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и перечисляются на счет 99 как и по предыдущему счету.

Основную сумму выручки предприятие получает от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ и услуг) без НДС, вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство и реализацию. Счет 90 предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц. В дебет счета 90 в течение года списывается себестоимость продукции, а по кредиту отражается выручка в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В конце года себестоимость по дебету счета доводится до фактической путем отнесения разниц между рассчитанной фактической себестоимостью в конце года и плановой себестоимостью (суммы экономии сторнируются, суммы перерасхода проводятся дополнительной записью в дебет счета 90 с кредита счетов учета продукции).

Главной целью управления прибылью является максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде:

обеспечение максимальной прибыли и ее высокого качества, соответствующих ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

рост рыночной стоимости организации;

обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли;

обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

1.3 Основы методики аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией.

Цель аудита расчетов по налогу на прибыль является составление мнения о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, подтверждение правильности расчетов, своевременности перечисления средств в бюджет, выполнение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль осуществляется в три основных этапа:

. Процедуры подготовки и планирования аудита;

. Процедуры, выполняемые в ходе аудита по существу;

. Заключительные процедуры [10].

Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль следующие.

. Знакомство с деятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Источники информации:

выписка из общего план аудиторской проверки;

нормативные документы аудиторской организации;

внутренние документы аудируемого лица.

Порядок выполнения следующий: описываем основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны, а также описываем системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

. Проверка наличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по налогу на прибыль [11].

Критерий оценки - содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности.

Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности, определить уровень компетентности сотрудников аудируемого лица путем их опроса. Подготовить и составить рабочий документ.

. Первоначальная оценка влияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля.

Источники информации:

Рабочие документы, составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой внутреннего контроля предприятия;

Законодательные и нормативные документы, регламентирующие организации деятельности предприятия;

Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками предприятия.

Порядок выполнения:

На основе анализа полученной информации определен уровень влияния контрольной среды на эффективность применяемых процедур внутреннего контроля.

Подготовить и составить рабочий документ.

. Оценка применимости выбранной учетной политики [12].

Источник информации:

Приказ об учетной политике предприятия.

Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками;

Документация по системе бухгалтерского учета.

Порядок выполнения:

оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов.

выявленные расхождения фиксируются в рабочем документе.

. Проверяем начальные остатки по счету 99 «Прибыли и убытки»

Источники информации: оборотные ведомости, журнал-ордер, главная книга, отчетность. Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период. Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота. Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице.

. Осуществить оценку уровня аудиторского риска.

При осуществлении данной процедуры источниками информации являются:

нормативные акты аудитора;

результат знакомства с деятельностью и системами учета и контроля аудируемого лица [11].

Порядок выполнения процедуры:

Необходимо оценить уровень неотъемлемого риска по следующим основным направлениям:

- Существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям.

Существует ли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может потребовать привлечения экспертов.

Существует ли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерского учета

Существуют ли операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

Оценить надежность системы внутреннего контроля и уровень контрольного риска на основе таблиц 3, 4.

Таблица 3. Критерии оценки системы внутреннего контроля

КритерииСодержаниеУсловия средыОбеспечивает ли система управления, оргструктура, кадровая политика и т. д. качество контроля.ЗаконностьОтсутствуют незаконные операции, действия и события.СуществованиеВыполняются ли в действительности предписанные процедуры, контролируется ли их выполнение.ПолнотаВсе выявленные нарушения полностью устраненыОбоснованностьЕсть ли обоснование выполненному действию, операции и т.п.УтверждениеУтверждены ли полученные сводные данные ответственным органом управления.ОтветственностьСуществует ответственный за данную операцию, действие и т.п.ТочностьАктивы и операции отражены точно по количеству, качеству и стоимостиРазрешениеОперация или действие разрешено соответствующим менеджером или органом управленияКлассификацияВыявленные нарушения правильно классифицированыПолномочияОрган управления имеет соответствующие права и обязанности по принятию решенияСохранностьОбеспечена ли сохранность актива и документацииУчетУчет организован правильноОтветственностьПроцедуры контроля осуществляются в том периоде, в котором запланированыСвоевременностьРезультаты контроля своевременно доведены до органа управления и своевременно по ним принято решение

Таблица 4. Градация оценки надежности системы внутреннего контроля

КачественнаяВ процентахВысокаяот 81 до 100 процентовСредняяот 41 до 80 процентовНизкаяот 11 до 40 процентовВнутренний контроль отсутствует0 до 10 процентов

Источники информации:

Нормативные документы аудируемого лица;

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

Сводные регистры синтетического учета;

Рабочие документы;

Результат определения приоритетных направлений проверки;

Результаты построения аудиторской выборки.

Порядок выполнения: На основе анализа проведенных процедур подготовки проверки, составить программу аудиторских процедур по существу, которую оформить рабочим документом [10].

Проведение аудиторской выборки и осуществление аудиторских процедур определяется методикой аудита, разработанной в аудиторской организации и осуществляется согласно программы. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу следующие:

. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

Источники информации: расчетно-плановые ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, ведомости, журнал-ордер, главная книга, отчетность. Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота. Порядок выполнения: Составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода. Результаты сверки оформить РД.

. Проверка правильности оформления первичных документов по учету. контроль налог отчетность аудиторский

Источники аудиторских доказательств:

Первичные документы по учету;

Регистры аналитического учета.

Критерий оценки - подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота. Порядок выполнения: Осуществить инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов не установлено. Результаты выполнения процедуры отразить в рабочем документе.

. Проверка полноты отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Источники аудиторских доказательств:

Первичные документы по учету;

Регистры аналитического и синтетического учета.

Критерий оценки - подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности - возникновение и полнота.

Порядок выполнения: По документам, попавшим в выборку, мной проверена полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Результаты выполнения процедуры отразить в рабочем документе.

. Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете.

Источники информации: Регистры аналитического и синтетического учета, платежные поручения. Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой отчетности - полнота, представление и раскрытие [10].

Порядок выполнения: по данным регистров синтетического учета проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе. Нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе.

. Анализ правильности и последовательности применения учетной политики.

Источник аудиторских доказательств:

Приказ об учетной политике.

Рабочие документы.

Результаты выполнения аудиторских процедур по существу.

Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - представление и раскрытие.

Порядок выполнения: В процессе проведения аудиторских процедур по существу осуществить проверку соблюдения требований учетной политики. Результаты выполнения процедуры отразить в рабочем документе.

Заключительные процедуры включают в себя:

. Анализ и оценка качества аудиторской выборки.

Источник информации: Рабочие документы по оценке аудиторского риска и риска выборки.

Критерий оценки - плановый и фактический уровень аудиторского риска и риска выборки.

Порядок выполнения: произвести расчет фактического уровня аудиторского риска и риска выборки и сравнить полученные результаты с их плановыми показателями. При значительном отклонении их результатов, убедится в качестве выборки, путем проведения дополнительных аудиторских процедур или увеличения объема выборки. Результат оформить рабочим документом.

. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Источник информации: Отчетные документы по результатам проведенных процедур.

Критерий оценки - допустимая ошибка и ответственность за допущенные нарушения, определенные законодательством и нормативными актами.

Порядок выполнения: на основании данных отчетных документов сгруппировать по категориям выявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерской отчетности. Экстраполировать полученные результаты на проверяемую совокупность. Определить существенность выявленных искажений бухгалтерской отчетности. Результат оформить рабочим документом.

. Оценка качества устранения аудируемым лицом выявленных существенных искажений отчетности и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности.

Источник информации: Отчет аудитора.

Бухгалтерский учет и отчетность аудируемого лица.

Критерий оценки - рекомендации аудитора по устранению существенных искажений отчетности.

Порядок выполнения: произвести фактическую проверку выполнения рекомендации по устранению существенных искажений отчетности. Сформулировать мнение аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Результат оформить рабочим документом.

. Формирование предложений по устранению выявленных существенных искажений.

Источник информации: Рабочие документы по анализу выявленных ошибок в ходе аудита. Законодательные и нормативные акты. Практический опыт аудитора. Результаты полученных консультаций и запросов третьим лицам.

Порядок выполнения: Сформулировать краткие выводы по проведенному аудиту и рекомендации по устранению существенных искажений отчетности. Подготовить и составить отчет аудитора руководству аудируемого лица по результату аудита проверяемого раздела отчетности в виде рабочего документа [11].

Таким образом, раскрыв теоретические основы методики проведения аудита по расчетам с бюджетам по налогу на прибыль, рассмотрим применение этой методики на практике на примере предприятия АО «Универсам» во второй главе данной курсовой работы.

Глава 2. Аудиторская проверка учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в среде КОД оптовой организации АО «Универсам»

.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки

Акционерное общество «Универсам» создается с целью объединения экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсов для осуществления хозяйственной, то есть направленной на получение прибыли деятельности, за исключением запрещенной законодательством РФ.

Основными направлениями деятельности являются:

аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Общество имеет самостоятельный баланс. Общество вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Имущество Общества состоит из оплаченного уставного капитала, полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного по всем основаниям, допускаемым правовыми актами.

Основные показатели экономической деятельности АО «Универсам» за 2016 год приведены в табл. 5.

Таблица 5. Основные показатели экономической деятельности АО «Универсам» за 2016 год

Наименование показателя2016 год2015 годВыручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 3826442459Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(16173)(14842)Валовая прибыль2209127617Управленческие расходы(0)(0)Прибыль (убыток) от продаж2209127617Проценты к получению15931239Прочие расходы(2826)(3160)Прибыль (убыток) до налогообложения2085825696Прочее(1245)(1593)Чистая прибыль (убыток) отчетного периода1961324103

Общество согласно действующему законодательству РФ распоряжается своим имуществом в соответствии с целями и задачами своей деятельности. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Участники Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в Уставный капитал. Если несостоятельность (банкротство) Общества вызвана действием (бездействием) его Участников или других лиц, которые имеют право давать обязательные для Общества указания, либо иным образом.

Таблица 6. Динамика основных показателей экономической деятельности АО «Универсам» за 2016 г.

Показатели2016г.2015г.2016 г. к 2015 г.Прирост, (+;-)Темп роста, (%)Выручка от продажи тыс. руб.3826442459-419590,1Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.16173148421331109Чистая прибыль, тыс. руб.1961324103-449081,4Рентабельность продаж, %51,356,8-5,5х

Как видно из таблицы, в АО «Универсам» за 2 года произошло снижение выручки от продажи продукции на 4195 тыс. руб. или на 9,9 процентов по сравнению с 2015 годом. Также за анализируемый период произошел рост себестоимости от проданных товаров на 1331 тыс. руб. или на 9 процентов. Чистая прибыль АО «Универсам» сократилась на 4490 тыс. руб.

Выполняя требования программы практики, нами осуществлено ознакомление с организацией деятельности АО «Универсам». В результате ознакомления была составлена схема организационной структуры АО «Универсам», раскрыта система управления деятельностью АО «Универсам», а основные технико-экономические характеристики отражены в рабочем документе РД - 1. Источниками получения информации являлись:

Устав АО «Универсам»;

Приказы и распоряжения генерального директора, а также изданные им инструкции;

Документация по постановке на налоговый учет;

Бухгалтерская и налоговая отчетность;

Учетная политика АО «Универсам»

Организация аудита заключалась в выполнении практических задач, связанных с осуществлением процедур подготовки и планирования, аудиторских процедур по существу и заключительных процедур проверки.

. Первоначальная оценка влияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля.

Порядок выполнения:

На основе анализа полученной информации определен уровень влияния контрольной среды на эффективность применяемых процедур внутреннего контроля АО «Универсам» (таблица 7).

Таблица 7. Результат первоначальной оценки системы внутреннего контроля АО «Универсам»

ЭлементРезультат оценкиКонтрольная средаСреднийПроцесс оценки рисков аудируемым лицомНизкийИнформационные системы, связанные с целями подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетностиСреднийКонтрольные действияВысокийМониторинг средств контроляНизкийИтогоСредний

Существенных недостатков не установлено. Система внутреннего контроля имеет среднюю степень надежности.

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: предприятие не имеет рискованных видов деятельности и нетрадиционных операций, не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых организаций. Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий и принять его к расчету 50%.

При общем знакомстве с системой внутреннего контроля на предприятие не было выявлено средств контроля. Принимая во внимание оценку системы учета и внутреннего контроля, система внутреннего контроля оценивается как средняя риск устанавливается 80%.

Риск аудита принимается равным 5%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите многих видов налогов.

Риск необнаружения соответственно равен: 5% / (50% * 80%) = 12,5%.

И оценивается как низкий.

На основании проведенного анализа учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете были выявлены расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. В ходе планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом «ключевых по риску областей», вероятность ошибок в которых высока были выявлены следующие участки учета:

формирование себестоимости, оценка запасов;

амортизация основных средств;

доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

доход в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности;

представительские, рекламные расходы и расходы на командировку сверх норм.

.2 Процедура аудиторской проверки в АО «Универсам», замечания и рекомендации

Для проверки правильности отражения выручки предприятия выборочно был проверен каждый 20 документ. Проверка правильности оформления первичных учетных документов, отражена в рабочем документе. Выполнение работ оформляется актами оказанных услуг. Документы подписывают должностные лица АО «Универсам» имеющие право подписи, согласно приказу об учетной политике.

Согласно учетной политики АО «Универсам» материалы приходуются на склад по фактическим затратам на их приобретение, включая расходы на доставку упаковку, хранение. Основными материальными ценностями, числящимися на 10 счете, являются канцелярские товары, хозяйственные принадлежности, материалы для текущего ремонта. Для учета материалов, поступающих от поставщиков, не применяется приходный ордер по форме М-4.

При проверке выручки и себестоимости, что непосредственно затрагивает расчеты с заказчиками и поставщиками, были так же просмотрены заключенные договора и акты сверок. Договора оформлены в соответствии с законодательством РФ. АО «Универсам» не имеет договоров с заказчиками содержащих особые переходы права собственности. Ошибок по отражению хозяйственных операций и формировании выручки обнаружено не было.

Акты сверок на конец года проведены со всеми основными заказчиками и поставщиками, подписаны обоими сторонами, без разногласий.

При проверке правильности формирования расходов на продажу были проверены следующие участки учета:

расчеты с подотчетными лицами,

учет материальных ценностей,

учет основных средств,

учет расчетов с персоналом по оплате труда,

учет расчетов страховых взносов,

учет прочих расходов.

Проверка авансовых отчетов проводилась выборочным методом каждый 10 документ, было выявлено, что по авансовым отчетам отражены командировочные, представительские расходы, расходы по отправке техники заказчикам, прочие расходы.

Авансовые отчеты АО «Универсам» составляет по унифицированным формам № АО-1. Организация действительно вправе уменьшить базу по налогу на прибыль, если соблюдаются общие требования, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.

Командировки оформляют приказами руководителя и авансовыми отчетами с приложенными к ним подтверждающими документами. Но для техника Самохвалова Р.А. служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-Ю а не составлены (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Отсутствие этого документа при проверке может быть расценено как отсутствие экономической оправданности расходов. В остальном в АО «Универсам» первичные документы по командировочным и представительским расходам заполняются в соответствии с требованиями законодательства и учетной политике фирмы: оформляются приказы, командировочные удостоверения, сметы представительских расходов, служебные записки о проделанной работе.

К авансовом отчетам прилагаются документы, подтверждающие расходы: чек; копия чека, акт, проездные билеты и т.д.

Проверка участка учет материалов проводилась выборочным методом, проверялся каждый 15 документ. Выдача материалов с материального склада осуществляется по унифицированной форме М-11, с приложением служебной записки от начальников отделов. Списываются материалы по средней себестоимости.

На счете предприятия числится автомобиль, расходы на ГСМ и запчасти отражаются на 10 счете субсчет «Топливо», «Запчасти». Нормы расхода ГСМ приказом не утверждены, применяются нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003 г. № РЗ112194-0366-03.

Для списания горюче-смазочных материалов не используется путевой лист по форме № 4-с "Путевой лист грузового автомобиля". В соответствии со ст. 252 гл. 25 НК РФ для того, чтобы затраты на ГСМ учитывались при определении налога на прибыль, необходимо документально подтвердить их первичными документами. Путевой лист выписывается только на один день (сутки) диспетчером или уполномоченным лицом. В исключительных случаях путевой лист выписывается на больший срок (когда работника отправляют в командировку или на спецзадание). В путевом листе обязательно проставляют порядковый номер, дату выдачи, печать организации, указывают пробег автомобильного средства, его марку и количество горючего, показания спидометра при выезде и возвращении в гараж. Пробег автомобиля является одним из основных показателей, по которому определяется нормируемое количество топлива, и определяется на основании показаний спидометра, которые в обязательном порядке отражаются в путевом листе. Поэтому материально ответственное лицо - диспетчер или механик - должно ежедневно снимать показания спидометра при выезде и возвращении и заносить эти сведения в путевой лист.

По мнению Минфина России, без путевого листа нельзя признать расход топлива обоснованным. Минфин подчеркивает, что первичные документы должны быть составлены таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Таким образом, эти расходы не могут снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль без подтверждающих документов.

Учет основных средств на предприятие АО «Универсам» ведется по унифицированным формам, при вводе объектов в эксплуатацию оформляется акт о приеме-передаче основных средств, по унифицированной форме ОС-1. На каждый объект основных средств заведена инвентарная карточка по форме ОС-6, что соответствует требованиям законодательства. Амортизация основных средств рассчитывается по всем объектам линейным способом срок эксплуатации определяется согласно, классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисленная в конце месяца амортизация оформляется отчетом по основным средствам за месяц.

Проверка первичных учетных документов по учету основных средств ошибок не выявила. Расчет амортизации основных средств производится верно.

На предприятии разработано штатное расписание и положение о премировании используются различные системы оплаты труда. Первичные документы по учету заработной платы табеля, трудовые договора (заключены с каждым сотрудником отдельно), приказы оформлены с соблюдением законодательных норм. Заработная плата рассчитывается изначально в бухгалтерских справках, а затем отражается в программе. По данным журнала - ордера и анализа по счету 70 и данным анализа счета 69, проведена проверка расчетов страховых взносов.). Премии сотрудникам за счет чистой прибыли начисляются и выплачиваются согласно протоколу учредителей и не уменьшают доходы предприятия. Нарушений в порядке начисления и отражения в бухгалтерском учете заработной платы обнаружено не было.

В результате сопоставимости получили следующие отклонения:

Расходы на рекламу в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Разница образовалась за счет принятия в налоговом учете неполной стоимости призов - в размере 1% от размера оплаты труда, т.е. в сумме 71562 руб. В бухгалтерском учете их стоимость отражается полностью - 126540 руб.

Разница в признании расходов по страхованию возникла в результате присутствия сумм по добровольному страхованию ответственности в размере 21110 руб, которые не позволяется учитывать по налогу на прибыль.

Все эти отклонения были учтены АО «Универсам» при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако за счет отсутствия правильно оформленных подтверждающих документов по расходам на ГСМ и мойку служебного автомобиля, эти затраты в общей сумме 67370 руб. не могут быть признаны. Это же относится и к командировочным расходам техника Самохвалова Р.А. на период 01.04.2016 - 05.04.2016 в сумме 9780 руб, для которых выявленное ранее отсутствие необходимых документов расценено как отсутствие экономической оправданности расходов.

Заключение

Тема методики проведения аудита по налогу на прибыль имеет важное значение для развития методологии аудита, так как заключается в формировании и совершенствовании нормативно-правовой базы по аудиторской деятельности. Значение аудита для пользователей отчетностью по налогу заключается в предоставлении достоверной информации, как для внутренних, так и для внешних пользователей.

Целью написания работы было подробное рассмотрение теоретических основ учета расчетов по налогу на прибыль. Объектом исследования выступала аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль на примере предприятия АО «Универсам» за 2016 год.

В результате осуществленных процедур аудиторской проверки можно сделать следующие выводы:

Налоговая отчетность АО «Универсам» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 1 января 2017 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2016 г включительно.

По нашему мнению, система внутреннего контроля АО «Универсам» обладает высокой степенью надежности.

В целях повышения надежности системы внутреннего контроля АО «Универсам» необходимо:

. На постоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативных актов.

. Проанализировать состояние контроля за начислением и уплатой налога на прибыль и принять меры по повышению его эффективности.

Список литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ

.Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" от 06.08.2001 N 110-ФЗ (последняя редакция)

3. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 402-ФЗ)

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 402-ФЗ).

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016)

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.

9. ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» - Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н. (ред. от 06.04.2015)

. Дьяконова О.С., Пономарева С.В.: Внутренний аудит. Учебник для бакалавров, М.: Кнорус, 2016г. - 182с.

. Юдина Г.А., Черных М.Н.: Основы аудита. Учебное пособие - М.: Кнорус, 2016г. - 392с.

. Крутякова Т.Л.: Учетная политика 2017. Бухгалтерская и налоговая - М.: А Си Групп, 2017г. - 232с.

. Николаева С.П. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. - М., 2012 г.

Похожие работы на - Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!