Проектирование информационной системы 'Расписание занятий в вузе'
Курсовая
работа
по дисциплине
«Программная инженерия»
Проектирование
информационной системы «Расписание занятий в вузе»
Содержание
Введение
.
Техническое задание
1.1
Общие сведения
.1.1
Наименование системы
.1.2
Основные понятия, определения и сокращения
.1.3
Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ
.2
Назначение и цели создания системы
.2.1
Назначение системы
.2.2
Цели создания системы
.3
Характеристика объектов автоматизации
.4
Требования к системе
.4.1
Требования к системе в целом
.4.2
Требования к функциям, выполняемым системой
2.
Эскизный проект
2.1
Даталогическая модель базы данных
.1.1
Создание таблиц и построение схемы данных в БД
.1.2
Построение запросов
.1.3
Построение форм и отчета
.2
Эскиз интерфейса программы
.2.1
Схема интерфейса
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в
высшем учебном заведении является задача создания автоматизированного учебного
расписания. Правильно и точно составленное расписание обеспечивает равномерную
загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время использование информационных систем в высших
образовательных учреждениях не является редкостью. Спектр их применения широк и
варьируется от автоматизации отдельно взятых рабочих мест до полной
автоматизации деятельности ВУЗа.
Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский
состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы
внедряют, преследуя конечную цель - повышение качества образования.
Целью курсовой работой является разработка технического задания и
эскизного проекта информационной системы «Расписание занятий в вузе».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
. изучить литературу по проектированию информационной системы;
. исследовать предметную область и деятельность вуза;
. написать техническое задание;
. разработать эскиз проекта ИС «Расписание занятий в вузе» на
языке программирования Visual Basic.
1. Техническое задание
1.1 Общие сведения
1.1.1 Наименование системы
Наименование системы: «Расписание занятий в вузе».
1.1.2 Основные понятия, определения и сокращения
Высшее учебное заведение (вуз) - учебное заведение,
дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную
деятельность.
База данных (БД) - совокупность взаимосвязанных данных, организованных по
определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и
обработки данных.
Информационная система (ИС) - взаимосвязанная
совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки
и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Расписание занятий - группа документов, содержащих данные для учебных
групп и преподавателей.
Пользовательский интерфейс - объект, обеспечивающий высокую
информативность выводимой на экран информации, организующий удобство ее вывода
и обработки пользователем автоматизированной системы.
1.1.3 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов
работ
Работы по созданию системы выполняются в два этапа:
- разработка проекта (продолжительность - 2 недели).
- тестирование и сдача проекта заказчику (продолжительность - 3
неделя).
Общий срок работ по созданию расписания составляет 3 недели начало работ
11.01.2016 г., окончание работ 27.01.2016 г.
Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание занятий в вузе»
для предоставления заказчику.
Таблица 1 - Календарный план работы по проектированию ИС «Расписание
занятий в вузе
№ п/п
|
Наименование работ
|
Исполнитель
|
Сроки исполнения
|
Отметка о выполнении
|
1.
|
Разработка проекта
|
Муртазина А.Н.
|
25.01.2016г.
|
|
2.
|
Тестирование проекта
|
Муртазина А.Н.
|
26.01.2016г.
|
|
3.
|
Сдача проекта ИС
«Расписание занятий в вузе»
|
Муртазина А.Н.
|
27.01.2016г.
|
|
По результатам приёмо-сдаточных испытаний составляется акт сдачи-приёмки,
в котором описывается испытуемый проект, её технические характеристики и их
соответствие техническому заданию на задачу.
1.2 Назначение и цели создания системы
1.2.1 Назначение системы
«Расписание занятий в вузе» предназначено для: создания расписания
занятий, внесения в него изменения и уменьшения затрат временных и
человеческих.
1.2.2 Цели создания системы
С целью автоматизации планирования было разработано решение, упрощающее
процесс создания электронного расписания на основе анализа имеющихся учебных
планов специальностей, позволяющий анализировать структуру нагрузки.
Общие требования, предъявляемые к системе, следующие:
использование информации из учебных планов специальностей;
формирование отчетных форм;
удобный пользовательский интерфейс.
1.3 Характеристика объектов автоматизации
Объектом автоматизации является учебная часть вуза, отвечающей за
составление расписания. Задача предназначена для представления расписания
занятий студентов в электронном виде, позволяющем внести дополнительный уровень
контроля и исключения ошибок при расстановке предметов по времени, по
аудиториям, исключению постановки разных групп в одну аудиторию.
При составлении расписания занятий необходимо учитывать:
- распределение учебной нагрузки по дням недели;
- распределение учебной нагрузки в течение каждого дня
отдельно;
- чередование предметов разных видов деятельности;
- учебная нагрузка и занятость преподавателей, работающих в
группе.
1.4 Требования к системе
1.4.1 Требования к системе в целом
Требования к структуре и функционированию системы
Функциональное назначение информационной системы:
обеспечение всех участников учебного процесса данными о расписании
занятий, занятости преподавателей, учебных помещений, изменениях в расписании.
Информационная система должна обеспечить выполнение следующих функций:
подготовка расписания занятий с учетом требований учебных планов,
пожеланий преподавателей и возможностей учебных помещений;
подготовка и коррекция расписания должна проводиться предварительно с
указанием сроков начала и окончания действия изменений.
Требования к численности и квалификации персонала
системы и режиму его работы
Пользователями расписания являются:
. Администрация (администратор, директор, завуч и другие
заинтересованные лица);
. Преподаватели;
. Студенты;
. Сторонние потребители (в том числе проверяющие и контролирующие
организации).
Пользователи Расписания должны:
иметь навыки работы на ПК в качестве пользователя;
знать принципы работы с ОС Windows 2000/XP/7/8;
пройти обучение для работы с ИС «Расписание занятий в вузе» на своем
рабочем месте в объеме Руководства пользователя.
Администратор ИС «Расписание занятий в вузе» должен иметь высшее
образование со специализацией в области разработки информационных систем и баз
данных, обладать навыками администрирования современных SQL-серверов и серверов
приложений, пройти обучение основам работы с ИС «Расписание занятий в вузе» в
объеме технической (эксплуатационной) документации (Руководство администратора)
на систему.
1.4.2 Требования к функциям, выполняемым системой
Диаграммы вариантов использования (прецедентов)
До того как компьютеры стали широко использоваться, все учетные и
управленческие операции проводились персоналом вручную. Составление расписания
занятий ведется следующим образом:
) Из Министерства образования в Ректорат университета поступает
учебный план специальности, определяющий состав и объем нормативных и
вариативных учебных предметов, последовательность их изучения, а также
конкретные формы проведения учебных занятий и их объем.
) Из Ректората уже утвержденный учебный план передается в Деканат
факультета.
) В Деканате содержится список студентов и преподавателей. От него
зависит количество курсов и групп, которое определяет потребность в
преподавателях.
) На основе выше перечисленных документов составляется расписание
занятий.
Рисунок 1 - Диаграмма варианта использования «Расписание
занятий в вузе»
2. Эскизный проект
информационный база данные автоматизация
2.1 Даталогическая модель базы данных
Сущность - собирательное понятие некоторого повторяющегося объекта,
процесса или явления окружающего мира, о котором необходимо хранить информацию
в системе.
Атрибут - характеристика сущности, которая принимает значение из
некоторого множества значений.
Связь - средство, с помощью которого представляются отношения между
сущностями, имеющими место в предметной области.
Проанализировав структуру информационного пространства предметной
области, можно выделить следующие взаимодействующие классы:
- группа;
- дисциплина;
- аудитория;
- время;
Между данными классами существуют следующие связи, сформулированные с
учетом специфики данной предметной области:
. Дисциплина - читается в - группах: каждая дисциплина может
читаться в нескольких группах. В каждой группе могут читаться несколько
дисциплин;
. Дисциплина - читается в - аудиториях: каждая дисциплина может
читаться в нескольких аудиториях. В каждой аудитории могут читаться несколько
дисциплин;
. Дисциплина - читается в определенное - время: каждая дисциплина
может читаться в разное время. В одно и то же время может читаться только одна
дисциплина.
. Группа - занимается в - аудиториях: каждая группа занимается в
разных аудиториях. В каждой аудитории могут заниматься разные группы.
. Группа - занимается в определенное - время: каждая группа
занимается в разное время. В одно и то же время могут заниматься разные группы.
. Аудитория - занята в определенное - время: каждая аудитория
бывает занята в разное время. В одно и то же время могут быть заняты разные
аудитории.
Рисунок 2 - Даталогическая модель базы данных
.2.1 Создание таблиц и построение схемы данных в БД
Созданная база данных называется «Расписание занятий в вузе». Данная БД
состоит из 3 таблиц в которых будут храниться данные. (Рис. 3)
Рисунок 3 - Таблицы, полученные при реализации БД
Каждая таблица состоит из полей, несущих в себе информацию о данных
каждой таблицы, а также некоторые поля являются ключами или составными ключами
таблицы которые организовывают связь между таблицами.
Данные о реквизитах таблиц:
Рисунок 4 - Таблица «Группы»
Рисунок 4 - Таблица «Дисциплины»
Рисунок 5 - Таблица «Расписание»
Между таблицами должны быть построены взаимосвязи, обеспечивающие
целостность информации, хранящейся в таблицах. Типы этих взаимосвязей
устанавливаются в зависимости от информации, хранящейся в таблицах, основываясь
на правилах построения связей в БД.
Схема данных представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Схема данных
.1.2 Построение запросов
Запросы являются средством выборки данных из одной или нескольких таблиц.
Результаты выполнения запроса могут отображаться в форме, выводится в виде
отчетов и диаграмм или сохранятся в указанной вами таблице.
В базе данных «Расписание» были созданы запросы, которые в перспективе
могут понадобиться пользователям разработанной БД.
Запрос, который отображает расписание занятий по курсу, группе, типу и
дню недели. На рисунке 7 представлен запрос по группам в конструкторе.
Рисунок 7 - Запрос «Расписание по группам» в конструкторе
Запрос, который отображает расписание в общем виде. На рисунке 8 запрос
представлен в конструкторе.
Рисунок 8 - Запрос «Расписание занятий» в конструкторе
Запросы создаются с целью поиска информации, ценной в данный момент
времени. Поэтому пользователь БД будет создавать те запросы, которые ему
необходимы для работы. В данном подразделе были представлены два возможных
варианта таких запросов.
.1.3 Построение форм и отчета
В базе данных «Расписание занятий в вузе» была создана форма, которая
облегчает поиск необходимой информации в таблицах разработанной базы данных
относительно расписания занятий по курсам и группам.
Рисунок 9 - Внешний вид формы базы данных
В базе данных «Расписание занятий в вузе» был создан отчет, на котором
можно увидеть расписание занятий студентов.
Рисунок - 10 Отчет
.2 Эскиз интерфейса программы
.2.1 Схема интерфейса
Эскиз интерфейса программы представляет собой систему составления
расписания занятий со следующими возможностями: добавление предметов;
возможность занесения расписаний в базу данных.
При нажатии определённой кнопки пользователь может создать новую запись в
базе данных (то есть новое расписание). Далее выбирается день недели и номер
занятия, и при нажатии кнопки в соответствующий час добавляется выбранный
предмет (с преподавателем). Также можно добавлять предметы в выбираемый список.
При нажатии определённых кнопок можно сохранить данное расписание или открыть
ранее сохраненное.
Рисунок 14 - Эскиз интерфейса программы
Чтобы добавить новое расписание следует нажать кнопку «Создать».
Рисунок 15 - Кнопка «Создать»
Чтобы сохранить расписание следует нажать кнопки «Сохранить» или «Сохранить
как».
Рисунок 16 - Кнопки «Сохранить» или «Сохранить как»
Чтобы открыть сохранённое ранее расписание следует выбрать в объекте ComboBox имя сохранения и нажать кнопку
«Открыть».
Рисунок 17 - Кнопка «Открыть»
Чтобы добавить (удалить) предмет в расписание надо нажать кнопку
«Добавить» («Удалить»). Расписание заносится в объект ListView.
Рисунок 18 - Кнопки «Добавить/Удалить» и «Добавить предмет»
После запуска программы мы можем использовать список из сохранённых
предметов для добавления их в расписание или нажать кнопку «Добавить предмет»,
после чего откроется форма и в ней осуществим добавление предметов в список
предметов (см. рис. 19):
Рисунок 19 - Добавление предметов
Заключение
В данной курсовой работе была спроектирована и реализована в среде Microsoft Access база данных «Расписание занятий в вузе», которая может
быть применена в любом высшем учебном заведении. Данная база данных,
разработанная в среде Access,
облегчает и систематизирует сохранение большого количества информации и
значительно ускоряет процесс обработки информации. База данных обладает простым
и удобным интерфейсом, позволяющим легко ориентироваться в программе.
Также, разработан эскиз проекта ИС «Расписание занятий в вузе» на языке
программирования Visual Basic. Данная система имеет удобный
пользовательский интерфейс, позволяющий легко освоить работу в программе.
Преследуемая изначально цель автоматизации процесса расписания занятий
достигнута. Разработанная система позволит создать расписание занятий, вносить
изменения и уменьшить затраты временные и человеческие.
Список использованной литературы
1. Фаулер
M. UML. Основы, 3-е издание. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 192 с.
. Якунин
Ю.Ю. Технологии разработки программного обеспечения. Версия 1.0 [Электронный
ресурс]: лаб.практикум / Ю.Ю. Якунин, И. С. Почекутов, С. В. Якунина. - Электрон.
дан. (3 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
. Диго
С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учеб. для вузов по
специальности «Прикладная информатика», 2005. - 592с.
. Малыхина
М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование: Учеб. пособие по
специальности 220400 «Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем» для межвуз. использования / Мария Малыхина. - СПб.:
БХВ-Петербург, 2004. - 499с.
. Марков
А.С. Базы данных: Введение в теорию и методологию: Учеб. по специальности
«Прикладная математика и информатика» / А.С. Марков, К.Ю. Лисовский. - М.
Финансы и статистика, 2004. - 511с.