Роль феномена блогосферы в распространении fashion-новаций в период постмодерна

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,17 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль феномена блогосферы в распространении fashion-новаций в период постмодерна

Введение

Магистерская квалификационная работа посвящена рассмотрению современной блогосферы. Данная тема является особо актуальной, так как исследуемый феномен, являясь достаточно новым и в то же время очень быстро развивающимся явлением современности, сегодня стоит на одной ступени с телевидением, кинематографом, печатной продукцией и другими средствами массовой коммуникации, используемыми людьми в качестве источников информации. Место рождения и жизни блогов - интернет пространство, будучи доступным всем людям, сегодня не просто повседневность для современного индивида. Глобальная сеть давно стала основным источником информации для человека, ведь только там он может выбрать именно те данные, которые нужны ему «здесь и сейчас» и оперативно получить их. Поэтому, время, проводимое пользователями в интернете, постоянно растет и можно говорить о том, что люди практически «живут в интернете».

Блогосфера, как и остальные средства массовой информации, не является информативно узконаправленной. В данной работе рассматриваются блоги тематики fashion.

Феномен моды является непосредственной частью современной культуры, процессом, в котором задействованы абсолютно все, независимо от пола, возраста, национальности, дохода или статуса в обществе. Важным качеством рассматриваемого феномена является современность, так как мода актуальна только «здесь и сейчас», и существование ее напрямую связанно с развитием технологий и, в особенности, с развитием средств массовой информации, выступающих основным источником модных стандартов, через которые мода сегодня получает свое распространение. Fashion-индустрия - это постоянно развивающийся и живой организм, поэтому его изучение является актуальным всегда.

Целью магистерской работы является выявление роли феномена блогосферы в распространении fashion-новаций в период постмодерна.

Задачи научной работы:

1.Раскрыть сущность и специфику общественного сознания в период постмодерна с точки зрения его демассификации.

2.Проанализировать понятие блогосферы, как социокультурного феномена современного общества.

3.Рассмотреть феномен блога как online-дискурс.

4.Раскрыть каналы коммуникации между блогером и web- аудиторией.

5.Рассмотреть феномен fashion-блога и его специфику.

6.Выявить роль fashion-блога в распространении fashion- новаций.

Объектом исследования является современная блогосфера.

Предметом исследования выступает современная блогосфера, как источник fashion-новаций для современной web-аудитории.

Новизна исследования. Новизна научного исследования заключается в том, что блогосфера - это относительно новый феномен, появившийся и сформировавшийся в конце ХХ века и пришедший в Россию только в 2002 году. На сегодняшний день, существует очень мало работ, в которых изучается данный феномен и, в основном, в них делается акцент на исследование лингвистических особенностей и характеристик блога, как жанра дискурса и интернет-коммуникации. Исследования, посвященные рассмотрению феномена блогосферы с точки зрения источника модных стандартов и выявление его роли в распространении fashion-новации в период постмодерна, практически отсутствуют.

Методы научного исследования:

1.Коммуникативный метод, позволяющий рассмотреть феномен блога как коммуникативное пространство взаимодействия блогера и читателя, зрителя этого блога; как online-дискурс в web- пространстве.

2.Семиотический метод, делающий акцент на знаково- символическом значении рассматриваемого феномена блогосферы, как процесса распространения определенных символов человеку «по ту сторону экрана».

3.Структурно-функциональный метод, опираясь на который феномен блогосферы рассматривается как некая структура, каждый элемент которой является самостоятельным функциональным ядром и, в то же время, не имеет возможности существования вне данной структуры.

4.Системный метод, позволяющий рассматривать блогосферу как целостную систему, взаимодействующую с окружающим миром посредством web-пространства.

Степень изученности проблемы:

Тема магистерской работысодержит в себе несколько пересекающихся между собой феноменов, поэтому ее научная разработка представлена в совокупности ряда исследований.

Термин «демассификация» используется в работах, посвященных проблемам различных гуманитарных наук, таких как политология, социология, маркетинг, культурология. Данный феномен одним из первых рассмотрел Э. Тоффлер в работе «Третья волна», используя его применительно к инфо- и медиасфере. Также освещение данного феномена прослеживается в работах таких авторов, как: Д. Белл, Ж. Липовецки, У. Эко, А. Турен. В России тематика демассификации освящается в работах В.Л. Иноземцева, А.В. Костиной, Ю.В. Рыжова и др. Особенностью работ отечественных авторов является утверждение того, что роль данного процесса в определении облика формирующейся эпохи незначительна.

Феномен блогосферы попал в фокус научной рефлексии сравнительнонедавно. Его осмыслению посвящены, в основном, научные статьи и публикации, в которых блогосфера выступает как объект лингвистического исследования (И.Б. Александрова, Н.Ю. Киселева, Т.М. Гермашева, Н.В. Черкасова, Т.Ж. Бальжирова, А.И. Шеремет, А.А. Селютин, В.Г. Аникина и др.). В последнее время стали появляться работы, в которых данный феномен рассматривается с точки зрения новых СМИ и инструмента маркетинга (Л.А. Шеховцева, А.А. Попов, Н.Е. Вокуев).

Так как феномен блогосферы не является всесторонне исследованным объектом, то такому его сегменту как fashion-блог уделено еще меньше внимания со стороны научного сообщества. К авторам, обратившимся к анализуfashion-блога, можно отнести А. Рокамору, Дж. Бартлетт и О.Б. Вайнштейн.

Поэтому данное работа представляет собой актуальное и востребованное исследование данной проблематики.

Структура магистерской работы.

Магистерская работа состоит из Введения, двух глав, Заключения.

Во Введении раскрывается актуальность, определяются степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, позиционируются теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава посвящена рассмотрению процесса демассификации общественного сознания в период постмодерна. Определено понятие блогосферы, как неотъемлемой составляющей интернет-пространства современности с точки зрения его социально-культурной значимости. Выявлены основные характеристики составляющей блогосферы, блога, который рассматривается в online-дискурсе.

Вторая глава посвящена детальному рассмотрению главных действующих лиц блогосферы - блогеров и читателей. Даются характеристики потребителей информации виртуальной реальности. Выделена специфика fashion-блога, детально рассмотрена его структура и даны характеристики авторов подобного контента. Проведен анализ четырех модных блогов рунета, для более точного выявления роли модного блога в распространении fashion-новаций.

В Заключении подводятся итоги дипломной работы и формируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.

Глава 1. Блогосфера как коммуникативная модель современности

Первая глава магистерской работы посвящена всестороннему анализу феномена блогосферы.

В данной главе рассматриваются такие понятия как блогосфера и блог, с точки зрения их значимости в современном мире. Также дается определение процесса демассификации, появившегося в период постмодерна и играющего большую роль в развитии феномена современной блогосферы.

.1 Демассификация общественного сознания в период постмодерна

Данный параграф посвящен выявлению базовых принципов и ценностей культуры постмодерна, рассмотрению процесса демассификации общественного сознания в современных условиях развития социума.

Одной из характеристик современного общества, является то, что оно является обществом постмодернистским. Своим возникновением постмодернизм обязан модерну, которому присущ культ рационального знания и технических преобразований, уверенность в бесконечном прогрессе и поступательном развитии общества. Феномен постмодерна начал формироваться во второй половине XX в. под влиянием процессов, изменивших характер капитализма и капиталистического производства, цели которого стали сводиться не только к получению прибыли, но и к потреблению, в которое включалось подавляющее большинство населения. В 60-70-х гг. ХХ в., термин «постмодернизм» стал фигурировать в искусстве. На первый план выступила мысль о том, что искусство эпохи модерна, то есть предшествующей эпохи, являлось, в большинстве своем, элитарным и было доступно лишь немногочисленной части общества, тогда как постмодерн, сохраняя за определенными произведениями элитарное значение, сумел преодолеть барьер между искусством и широкой публикой. Так, например, американский архитектор и теоретик постмодернистской архитектуры Ч. Дженкс в своей книге «Язык архитектуры постмодерна» (1977) говорит о таком понятии, как «двойное кодирование», которое заключено в постмодернистской архитектуре, под которым он понимает, то, что один язык обращен к «ангажированному меньшинству» знатоков, другой к большинству, то есть к обычным людям. Таким образом каждый человек «читает» архитектуру на своем языке.

С начала 80-х годов феномен «постмодерна» уже проявил себя как специфическое явление в философии, литературе и литературной критике, эстетике и искусстве, а также гуманитарной науке. Следует отметить труды Т. Адорно, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, А. Турена, Р. Барта, З. Баумана, а также известного американского теоретика постмодерна И. Хассана, который, в своем труде «Постмодернистский поворот» 1987г. подводя итог развитию дискуссий в литературе, а отчасти и в философии искусства, выделил принципы и ценности постмодерна.

Таковыми, по мнению автора, являются:

2.Следствием первого является принципиальный фрагментаризм. Это воплощается в склонности к методам коллажа, произвольного монтажа,

«вырезок» и «врезок», в склонности к парадоксам, в «открытости разбитого», в акцентировании «разломов», «краев» и т.д.

3.Постмодернизм опровергает все каноны, выступает против всех конвенциональных авторитетов. В литературе это (условно) означает «смерть автора».

4.Постмодернизм возвещает о «смерти субъекта», «опустошает» традиционное «Я», которое перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой «глубины».

5.Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не все может быть «показано», «изображено», «иконизировано».

6.Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, иронию, аллегорию как важнейшие подходы литературы и искусства, да и любого вида мыслительного творчества.

7.«Гибридизация» подразумевает смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование («плагиаризм») одними жанрами творческих стилей и методов других жанров.

8.Для характеристики постмодерна используется термин «карнавализация», то есть так называемая «радостная релятивность» вещей и событий, «перспективизм», участие в «сумасшедшей чересполосице жизни», «имманентность смеха» и т.д.

9.С этим тесно связана категория равного «участия в игре», «представлении» авторов и читателей, слушателей.

10. Подчеркивается «конструктивистский характер» творчества.

Сегодня каждый человек является частью общества постмодерна, поэтому, совместив, анализ постмодернистских теорий и наблюдение за происходящим вокруг нас, можно выделить следующие принципы периода постмодерна:

1.Для существующего типа общества характерна утрата веры в существующие нарративы и институты, явно выраженное недоверие к ним.

2.Любые перемены и кризисы не воспринимаются, как отклонение от «нормы». Скорее общество имеет тенденцию позитивно смотреть на подобные потрясения.

3.Господство частного и локального.

4.Акцент на различиях, многообразии и фрагментации идентичности. Присутствует некая дезориентация человека в жизни.

5.Знание выступает как нечто пристрастное, культурно и социально обусловленное, отражающее властные отношения.

6.Преодоление дуализма. Наблюдается отклонение от попыток разделить знание на отдельные независимые категории.

7.И, наконец, в период постмодерна акцент делается на силе дискурса, на роли языка в процессе формирования знания и опыта.

Постмодернизм как историческое время, определяется через апелляцию к модифицирующейся человеческой природе и изменяющемуся месту человека в социальной структуре. Как и теоретики постиндустриализма, постмодернисты обращаются прежде всего не к глубинным характеристикам этой эпохи, а к тем ее чертам, которые поддаются наиболее явному противопоставлению важнейшим признакам предыдущих периодов. С подобных позиций анализируются и относительно поверхностные явления демассификации и дестандартизации, и преодоление принципов фордизма, отход от прежних форм индустриального производства, и достижение качественно нового уровня субъективизации социальных процессов, и возрастающая плюралистичность общества, и уход от массового социального действия.

Таким образом, период постмодерна можно назвать таким состоянием общества, при котором человек, будучи представителем массы, попадает во множество различных ситуаций с совершенно разными культурными кодами, но при этом у него нет никаких оснований принимать какой-либо из них как единственно истинный. Наличие открытых форм социокультурных образований и активное взаимодействие претендующих на значимость и истинность идей, ценностей и позиций во многом характеризует социокультурную среду общества постмодерна, в которой важную роль играет феномен демассификации общественного сознания.

Термин «демассификация» в трудах О. Тоффлера имеет несколько значений. Так, например, данный детерминант определяет рост гетерогенности культуры, движение в сторону «разнообразия», процесс «демаксимизации», когда социальная структура, после потери классовости формируется микроуровнем и «массовый спрос» становится

«персональным». А также, под демассификацией возможно понимать индивидуализацию, то есть возникновение новых форм проявления субъективности, усиление ценностных, внеэкономических мотиваций в деятельности индивидов.

Сегодня термин «демассификация» широко используется в медиа- исследованиях. Одним из теоретиков, давших определение данному явлению, является Г.Ю. Чернов. По мнению автора, под «демассификацией» стоит понимать «процесс преодоления однородности, унифицированности образа жизни людей, субъективное и объективное движение последних к индивидуальности, оригинальности и креативности».

Таким образом, данное понятие может быть введено в философское, социологическое и культурологическое знание и означать распад массы как субъекта культуры. Сутью описываемого процесса можно назвать - «возрождение социокультурной субъектности за счет развития культуросозидающей активности».

Процесс демассификации появился в период постмодерна, в 60-70 гг. ХХ в., когда успехи в области экономики обеспечили большей части населения уверенность в завтрашнем дне, а существование индивида, в связи с ростом уровня жизни и социальными гарантиями, стало достаточно стабильным и комфортным. Однако, стоит обратить внимание на то, что такая ситуация комфорта и стабильности в обществе завершилась контркультурной революцией молодежи, недовольство которой выражалось в протесте против экономических ценностей индустриализма и против потребительских идеалов и духовной исчерпанности массовой культуры индустриального общества. Такие молодежные волнения дали стимул к осознанию обществом проблемы самореализации личности. «Признание унификации в качестве отжившей установки и установление права на отличие выражается не только в трансформации образа жизни и плюрализме в бытовой сфере, но и в многообразии подходов в искусстве и науке, которые взяли ориентир на освобождение от ссылок на авторитеты и реальность».

Фактически до середины ХХ в. определяющую роль в формировании личности играло общество. С наступлением периода постмодерна, культура стала представлять собой своеобразное семантическое пространство с признаками многомерности и фрагментарности, где знаки и символы, составляющие данную семантику, комбинируются индивидом в различные значения. Общество и культура уже не дает человеку четкости в определение системы идейных ориентиров. Таким образом, индивид уже не стремится искать никаких смысложизненных целей в обществе, он больше уделяет внимания своей личной жизни и индивидуальному опыту, в котором он находит новые жизненные смыслы.

Наиболее точно проблема индивидуализации личности описана З. Бауманом в его труде «Индивидуализированное общество». По мнению автора, индивидуализация это в первую очередь «отрицание форм одновременно причиной и следствием фрагментации и социальной действительности, и жизни каждого конкретного человека. В новых условиях не только масштабные социальные задачи подменяются личными желаниями и стремлениями, но и сами люди все чаще и охотнее отказываются от «долгосрочной» ментальности в пользу «краткосрочной».

Современный человек постоянно оказывается вовлеченным в процессы социальной мобильности, которая может быть связанна с переменой места работы, места жительства, сменой вида деятельности. Это приводит к размыванию культурных идентичностей, что в свою очередь ведет к тому, что проблема идентичности становится основой кризиса социокультурных структур, так как подобная деконструкция личности выступает фундаментально дестабилизирующим фактором культуры.

Таким образом, индивид остается предоставлен самому себе без возможности идентификации себя, что приводит к тому, что его жизнь сопровождается постоянной рефлексией и он вынужден саморазвиваться и развивать свое самосознание.

Отражением этих процессов стали социокультурные изменения, связанные с принципиально иным уровнем проявления субъектности, наиболее ярким выражением чего является его демассификация. Демассификация субъекта означает процесс преодоления однородности, унифицированности сознания и образа жизни множества людей как массы, субъективное и объективное их движение к индивидуальности, оригинальности, творчеству. Тем самым роль массы как субъекта доминирующей культуры нивелируется, сводится на нет.

Такая культура, в которой преобладает процесс демассификации общественного сознания, напрямую связана с интеллектуализацией ее субъекта. Наблюдается смена качественных характеристик последнего. Например, такие критерии, как способность к обучению, умение создавать новый продукт и принимать креативные решения, возможность владения и переработки больших объемов информации приходят на смену трудолюбию, исполнительности и стремлению к продуктивности в работе. То есть такая культура «обретает высокий уровень креативности, начиная характеризоваться дестандартизацией всех сторон общественной жизни.

Новая культура характеризуется временными образами, клипами, блицами».

Еще в середине ХХ в. немецкий философ К. Ясперс высказал предположение о том, что механизмом демассификации может выступить народное образование. Сегодня же рассматриваемый процесс связывают с существованием масс-медиа. Точнее с ростом числа небольших журналов, электронных книг, конференций и блогов, на фоне «вымирания» массового продукта этой области. Процесс, представляющий собой увеличение количества телеканалов, а также появление новых способов распространения сигнала, создание принципиально новых программных продуктов, рост жанрово- тематического разнообразия телеканалов, сегментации, фрагментации аудитории масс-медиа получил название «диверсификация масс-медиа».

Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» указывал на то, что современные масс-медиа, в отличие от существовавших в индустриальную эпоху, начинают терять свою массовость и популярность. Можно выделить несколько уровней процесса диверсификации:

-Появляются и набирают популярность каналы, которые принадлежат индивидуальным информаторам, то есть наблюдается разрушение монолитности информационной сферы.

-Появляется, так называемая, «клип-культура», описанная Э. Тоффлером, как новое явление, которое рассматривается в качестве одной из основных составляющих будущего современного общества, представляющее собой «фрагменты образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами».

-Происходит формирование целевых аудиторий, то есть дифференциация массы.

Так как, масс-медиа и система социальной коммуникации являются неотъемлемой частью современной культуры, сегодня происходит становление новой информационно-коммуникативной среды, которая отвечает потребностям индивида в определенной информации и в выборе канала ее получения. В таком случае каждый индивид может выстроить собственное пространство коммуникации, которое будет соответствовать не только его запросам, но и его возможностям. Такой процесс неизбежно ведет к фрагментации социокультурного пространства и данной информационно- коммуникативной среды, с чем постоянно сталкиваются масс-медиа. Поэтому наблюдается качественное изменение последних. Например, растет сам спектр создаваемой масс-медиа продукции. Она уже рассчитана на потребности и интересы конкретных людей, то есть она становится более адресной и направленна на конкретного потребителя. Доминирующие позиции в социокультурном пространстве занимают интерактивные СМИ, демассифицированные, способные обеспечить не только разнообразие, но и персонализацию запросов потребителей.

Демассификация средств масс-медиа также создало разнообразие ролей и стилей жизни людей, то есть аудитория превратилась из «пассивного объекта-коммуниканта в активного актора-коммуникатора», где последний создает и транслирует информацию, самостоятельно выбирая каналы ее распространения.

Еще одним последствием процесса демассификации является децентрализованность существующей сегодня информационно- коммуникативной среды. Отсутствие упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии ведет к формированию хаотичных фрагментов, объединенных в сети, то есть появляются различные открытые сетевые сообщества, существующие за счет естественного прироста пользователей. Каждый из которых, сегодня, своим подключением к тому или иному фрагменту социокультурной среды, организует вокруг себя свое собственное сообщество, социокультурное пространство. Таким образом каждый фрагмент информационно-коммуникативной среды связан с другим сетью, которая, в свою очередь может стать источником создания новой гомогенной социокультурной среды.

Таким образом, стоит отметить, что процесс демассификации общественного сознания, зародившийся практически вместе с эпохой постмодерна и получивший свое развитие в ХХв., сегодня выступает своеобразным трендом современной культуры. Связан он, в первую очередь, с формированием информационно-коммуникационного пространства масс- медиа и представляет собой комплекс тенденций, способствующих модификации сущностных характеристик массовой культуры (таких как стандартизация, гомогенность, универсальность, глобальность).

.2 Понятие блогосферы: социокультурный анализ феномена

Данный параграф посвящен рассмотрению феномена блогосферы, как неотъемлемой составляющей интернет пространства современности с точки зрения его социально-культурной значимости.

Говоря о таком следствии процесса демассификации, как появление хаотично сформированных фрагментов информационно-коммуникационного пространства, стоит отметить, что одним из таких фрагментов является блогосфера.

Данный термин (от англ. blogosphere) означает совокупность связанных между собой сегментов, своеобразных «журналов», тематических «сообществ», называемых блогами, существующих в интернет-пространстве, где наблюдается тесная связь между создателем информационного продукта (блоггером) или его потребителем (читателем). Появление блогосферы как социального феномена относят к концу ХХ-началу ХХI вв. Ее возникновение стало возможным благодаря развитию интернет-технологий, а также формированию групп людей, включенных в интернет-коммуникацию. Сегодня данное понятие включает в себя не только часть виртуальной реальности, но также выступает в качестве «альтернативной журналистики», оказывая огромное влияние на социокультурную и политическую ситуацию в обществе и выступает в качестве коммуникационной площадки.

Феномен блогосферы неразрывно связан с существованием и развитием информационных технологий и интернета. Сегодня это один из наиболее динамично развивающихся сегментов всемирной сети, во многом благодаря тому, что его составляющая (контент) создается пользователями для пользователей. Также быстрое развития феномена можно объяснить следующими факторами.

Благодаря развитию интернет-технологий, в общем, и мобильных технологий, в частности, наблюдается быстрый рост интернет- пользователей.

Простота создания и ведения блога. Развитие интернет-технологий во многом направлено на то, чтобы упростить пользование ими.

Малозатратность.

Похожие работы на - Роль феномена блогосферы в распространении fashion-новаций в период постмодерна

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!