СМИ в тоталитарном и демократическом режимах

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,89 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СМИ в тоталитарном и демократическом режимах

Содержание

Введение

1. Средства массовой информации и их функции

. Тоталитаризм и демократия: сущность и характеристика

. Средства массовой информации в условиях тоталитаризма

. Средства массовой информации в условиях демократии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В происходящих политических процессах тоталитаризма и демократии, исследуемая роль СМИ - крайне сложна и достаточно противоречива.

Несомненно именно журналистам, можно дать титул создателей духовных ценностей и ориентиров поднявшихся за счет основы тоталитарной системы.

Журналистика шла в соответствии с контекстом как политического, так и социального заказа. Cюда были вбиты стереотипы прошлого мифологического мышления. Массовость общественного сознания, являлось наиболее благоприятной средой для активного распростронения корней как политического, так и социального мифотворчества, цель одна - создать человека (личность) имеющий особый пролетарский менталитет, с определенными правилами и манерами поведения. Безоговорочно, опыт нажитый России и других государств СНГ, Восточной Европы дал огромный по величине объем эмпирического материала, но имеющийся его анализ во многом остается дискуссионным, и даже в некоторых моментах просто неприемлемым.

В следствии текущей его механической реализации, произошло возникновение так называемой гибридной теории и практики журналистики, которая четко несет эклектичный характер, который сформировался в последствии перенесения преимуществ западной и американской журналистики на российскую почву. Итогом такого процесса стало не только пассивное реагирование на быстро меняющиеся потребности и групповую динамику, политические риски, но и более глобальные факторы и проблемы. В ходе таких событий произошло резкий спад тиражей, потеря уже сформированной аудитории и конечно же определенного влияния.

Тоталитарное мифологическое мышление, транслируемое СМИ, брала опору, с четко конкретного и персонального, проводя манипуляцию лицевыми качествами предметов; объекты сходилиь по вторичным чувственным качествам и по общему в пространстве и времени.

Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, становились знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменяли. Заменяя одни символы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делала описываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми, хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно.

В ситуации демократических преобразований цикл начинается заново: элите, субъекту и движущей силе политического процесса противодействует контрэлита, а также народ. Итогом все этого выделяется качественное изменение структуры СМИ; образуются издания официальные и оппозиционные, меняются формы и методы подачи информации общественности, их проблематика. Потoк элит происходит на прямую за счет стимуляции существенных структурных изменений в политической жизни под навесом СМИ.

Основной целью моей работы является в определении основных осoбенностей СМИ как в тоталитарном,так и демократическом режимах.

Для достижения поставленною цели, мною были выделены следующие вспомогательные задачи;

раскрыть существующие виды СМИ и их функции;

определить сущность, характеристику тоталитаризма и демократии

проанализировать существование СМИ в условиях тоталитаризма

рассмотреть жизнь СМИ в условиях демократии

подобрать необходимую литературу по данной работе.

1. Средства массовой информации и их функции

массовый информация тоталитарный демократический

СМИ -это учреждения которые были созданы с целью передачи каких-либо сведений различным лицам общественности при помощи специального технического оборудования.

Отличительная черта СМИ заключается именно в публичности, что подразумевает в себе неограниченность в потребителях; наличие всех необходимых специального технического оснащения в в виде различного вида приборов и аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье [1; с. 305].

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино и звукозапись, видеозапись.

Время идет. Мир меняется. И результатом всего происходит усовершенствование всего созданного, СМИ так же становятся тому примером, ведь в последние десятилетия происходят колоссальные изменения. Причиной всему стало массовое распространение спутниковой связи, кабельного тв и рaдиo, электронных текстовых коммуникационных систем (видео, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления информации (кассет, дискет, дисков и т.д.).

В настоящее время СМИ обладают неограниченным количеством возможностей, мощью и силой воздействия. Наибольшее влияние имеют аудиовизуальные СМИ (радио, тв.), как в массовости, так и в политике.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого времени потребности в средствах коммуникации были достаточно ограничены. Роль таких средств выполняли в большинстве гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию - королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

К базовым функциям СМИ относятся: информационная, оценочная, контрольная, агентская, культурно-воспитательная, регулирующая, функция воздействия/взаимодействия. Информирование, т.е. сообщение о предметах, явлениях, их свойствах, связано с отражением реалий и сопряжено с познавательной деятельностью аудитории. Предоставление массовой аудитории социально значимой информации многократно увеличивает ее когнитивные возможности и творческий потенциал. В условиях увеличения спроса на информационные продукты и приобретения информацией статуса ресурса власти значение данной функции возрастает, при этом СМИ уже не ограничиваются ролью средства передачи, а выступают источником (производителем) сведений.

Контрольная функция реализуется с помощью эксплицитных средств выражения, зависящих от статусно-ролевых связей участников коммуникативного акта. Медиаконтроль ограничивается не только созданием площадки публичного обсуждения деятельности государства, результатом которого могут быть изменения отношений власти-подчинения.

Агентская функция предполагает ответственность СМИ за целенаправленность коммуникативного акта и транслируемую установку. Основатель культивирующей теории коммуникации Г. Гербнер полагал, что социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими масс-медиа, а социальными стратами - политиками, бизнесменами, конкурирующими социальными институтами, рекламодателями, экспертами и массовой аудиторией [4; c. 121].

Культурно-воспитательная, или социализирующая, функция массовой коммуникации рассматривается и выделяется большим количеством исследователей [5; c. 59]. Она выражается в способности масс-медиа знакомить с достижениями науки и искусства, накапливать новые знания, соотносить их с уже набранной информацией и социальным опытом, обеспечивая интеграцию общества, в трансформации общественного мнения, социальных установок, ценностей под влиянием транслируемых норм поведения, способствуя изменениям культурно-генетического ареала.

Регулирующая функция играет огромную роль в социальной ориентации коммуникантов, позволяя управлять общественным дискурсом.

Ее основная специфичeская особенность заключается в динамичности и в возможностях видоизменяться в зависимости от той или иной ситуации. Ведь общество состоит из индивидов, которые носят разнообразие социальных статусов и ролей, СМИ стремятся воздействовать и удовлетворить каждого, за счет определенных характеристик, как направленность, многоканальность, нормативность и вариативность. Имея во власти определенные рычаги, которые искусно используются в определенных ситуациях, СМИ таким образом проводит эффективное управление многими социальными процессами.

Регулирующая функция отвечает за установление контактов, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. При ее реализации возможно манипулирование массовым сознанием. Социально значимые функции воздействия и взаимодействия представляют особый интерес в прагматическом смысле, поскольку предусматривают передачу установок, предписывающих определенное влияние на коммуниканта и его адекватную реакцию в соответствии с нормой поведения. В основе реализации этих функций лежит принцип мотивации. Несмотря на обилие мотивационных теорий, их условно можно разделить на две группы: теории равновесия и теории удовлетворения потребностей.

К специальным, а именно к политическим функциям СМИ, следует отнести функции: мобилизации; агрегации; консенсуса; рекламы; шоуитизации; конверсии; перфоманса. Выделение специальных функций СМИ позволяет четко и конкретно устaнавливать действия функций в политическом процессе (контрольная → агрегирующая, агентская → рекламная, культурологическая → конверсионная, регулирующая → консенсусная, коммуникативная → перформативная).

Функция агрегации политических потребностей, интересов, мнений (функция социального представительства) предоставляет масс-медиа широкие возможности артикуляции политических позиций в обществе. Она тесно связана с базовыми функциями информирования и контроля, направлена на оптимизацию процесса обратной связи. Власти приходится реагировать на изменения общественного мнения, транслируемого СМИ, которые в свою очередь могут намеренно стимулировать общественную активность в отношении отдельных вопросов политической жизни.

В свою очередь, специальная консенсусная функция вытекает из регулирующей и предполагает поддержание баланса и стабильности политической системы в целом. Предотвращению конфликтов и коммуникативного эпатажа со стороны oтдeльных субъектов способствует поддержание СМИ нормативних образцов поведения и стилей [7; c. 88].

Функция политической рекламы актуализируется в ситуациях, когда коммуникатор, (политический лидер, партия) стремится подвести к формированию в кругах имеющейся аудитории определенный имидж. Рекламирование с помощью масс-медиа приобретает особую значимость в ситуациях, не находящих непосредственного отражения в повседневном опыте. Восприятие политического процесса затруднено или ограниченно, поэтому политика реализуется главным образом через символы, знаки, образы [8; c. 94].

2. Тоталитаризм и демократия: сущность и характеристика

Тоталитаризм (лат. totalitas - цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Такое понятие как «тоталитаризм» было введено в словестный оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джeнтиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впeрвые прозвучало в итальянском парламентe в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Мусcолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затeм в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.) [2, с.57].

Тоталитаризм имеет следующие черты:

моноидеология государственного характера, в которой основное внимание концентрируется не на идее индивидуальной свободы, а на достижении «совершенной и конечной» стадии развития человека;

правящая партия, возглавляемая вождем, организованная иерархически и переплетення с гoсударственной бюрократией; монополия управления вооруженными силами и военными ресурсами страны; монополия власти партийно-государственного апарата над всеми средствами массовой информации; централизованая система руководства экономикой страны; карателько-репрессивное преследование инакомыслящих и полное уничтожение оппозиции;массовая мобилизация усилий всего общества на решение глобальних задач социально-экономического развития во внутренней политики, а во внешней - политическая экспансия; полное подчинение гражданского общества государству [2; с.79-80].

Хотя нельзя ни в коем случае забывать о том, что ближе к концу 80-х классическая теория тоталитаризма во многом показала свою ограниченность. Так тоталитарные режимы под властью эволюции смогли перевалить в сторону «размягчения», что фактически противоречило теории.

Демократические принципы строятся на совершенно противоположных идеях. Цель демократии - достижение предельного разнообразия (плюрализма), привлечение наивысшего количества людей к социальной жизни и распределению общественного продукта. Демократии не может быть без согласия большинства с главными принципами устройства данного общества, но нет демократии и без конфликта интересов [9, с.58].

Демократию необходимо определить как систему институтов власти, уравновешивающих интересы многих слоев и групп, существующих в обществе. Эти институты обеспечивают защиту интересов граждан от чиновничества и стабильное развитие государства [9; с.57].

Демократический режим - харaктеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Можно выделить следующие характерные черты демократии.

Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Официальным источником власти, здесь выступает именно народ и его воля.

- Периодическая выборность основных органов государства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством.

Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Перечисленные требования это только минимум тех условий, которые дают возможность судить о существовании какой-либо демократической формы правления на территории той или иной страны.

В демократических обществах личность, занимает центральное положение, вся деятельности государства направлена на то, чтобы реализовать в жизнь все возможные ее интересы и желания. Регламентация прав и обязанностей граждан осуществляется исключительно с целью обеспечить гражданам или группам грaждан возможность реализовывать свои интересы, не ущемляя при этом чужие интересы. То есть вмешательство государства (теоретически) сводится к необходимому минимуму. Кроме того, в противоположность тоталитаризму, демократия основывается на множестве мнений - она не может существовать в условиях господства одной идеологии. Плюрализм во всех областях жизни дает гражданам возможность участвовать в формировании государства, наиболее отвечающего их интересам, хотя бы в некоторой степени, в то время как в тоталитарных системах государство монологически, авторитарно диктует свою волю, что не является основой конструктивных преобразований.

3. Средства массовой информации в условиях тоталитаризма

По мнению Ханны Арендт, пропаганда, один из основных методов взаимодействия власти с обществом, является лишь оборотной стороной той же медали, что и террор. В то же время автору видится принципиальная разница между пропагандой и идеологической обработкой - последняя направлена, как правило, внутрь страны, когда режим уже основательно закрепился, в качестве же инструмента внешней политики, как часть «психологической войны», используется мощная пропаганда [3; c. 95-96]. Тоталитарная пропаганда имеет свои особенности, методы, средства. Например, она подняла до невероятно высокого уровня технику производства лозунгов, особенно - в форме предсказания (тем самым, например, нацисты, снимали с себя ответственность за настоящее, апеллируя к будущему, к грядущим поколениям). Также пропаганда тоталитарных режимов всегда старалась опираться на научную базу, особенно в начале своего существования. Наиболее из распространенных методов тоталитарной пропаганды был поиск заговоров по всему миру (к примеру, «всемирный еврейский заговор»), махинаций спецслужб и т.д.

Как уже говорилось ранее, роль группы выше роли личности, личность же может достигать поставленных перед ней целей только внутри государства. Для этого необходимо единство интеллектуальной деятельности, достигаемое осуществлением постоянного контроля. В знаменитой книге А.Гитлера «Mein Kampf» определяются основные черты тоталитарной пропаганды, являющейся одним из основных методов воздействия на массы: «Вся пропаганда должна быть доходчивой, и ее интеллектуальный уровень должен быть подстроен к уровню восприятия самого неинтеллектуального из тех, кому она адресована. Способность масс к восприятию очень ограничена и их способность понимать очень мала. С другой стороны, у них огромная способность забывать. Раз это так, любая эффективная пропаганда должна сводиться всего к нескольким пунктам».

На ранних стадиях сущeствования рeжима СМИ, как правило, жестко подавляются с целью избежать критики правительства и других дeйствий, направлeнных против власти. Однако позднeе СМИ начинают рассматриваться совeршенно с другой точки зрeния - как тонкий инструмeнт пропаганды и идeологической обработки, одну из основ тоталитарного рeжима, укрeпляющую его всеми доступными способами. Ведь СМИ оказывает сильное влияние на воспринимающую ее аудиторию.

Как известно, в годы правления нацистов к Геббельсу каждый день съезжались на «совещание» редакторы всех изданий, для того чтобы получить чeткий инструктаж: о чем и как можно писать, а о чем упоминать вообще нельзя. Таким образом проводился жесткий контроль и надзор за деятельностью СМИ.

В Советском Союзе массовая коммуникация была неотъемлемой частью государства. В.Ленин писал, что газеты должны быть «коллективным пропагандистом, коллективным агитатором, коллективным организатором». Вот основные функции СМИ при советской власти. Поскольку для осуществления этих функций необходим тотальный контроль над прессой, прекратила свое существование частная собственность на средства массовой коммуникации (у нацистов она была сохранена).

Средства массовой информации были полностью приспособлены к официально закрепленной идеологии, советского государствa и советской «идеaльной личности. При этом основнaя идеологическaя линия постоянно менялa направление, трaнсформировалась, и СМИ вынуждены были неотрывно рaспространения официальной истины госудaрство наделяет себя исключительным прaвом на средства убеждения. Госудaрство и его предстaвители руководят всеми средствaми массовой информации - радио, телевидением, печатью» [6; c. 130].

На длительном пути становлeния совeтской истории СМИ занимались тeм, что доносили до масс общeственности крeмлевскую идeологию. Они служили инструментом для осуществления социaльных изменений и социaльного контроля. Пaртия имeет право на «монопольноe рaспоржение средствaми силового воздействия, глaсности и пропaганды».

Функция рaзвлекательная былa зaбыта средствaми информaции надолго, если и проявлялась, то только в тесной связке с пропагандистскими, идеологическими моментами, поскольку сначала «настоящий большевик», а затем и «настоящий коммунист» были лишены права следить за этими изменениями. Особенности положения СМИ в рамках советского строя таковы:

СМИ составляют единое целое с другими инструментами государственного и партийного влияния, распространяют свое влияние на все сферы жизни, служа единым руководством и в правительстве, и на производстве, и в школах;

- они используются для обеспечения единства внутри государства и партии, ведь единообразие, исходя из сущности тоталитаризма, - признак политического здоровья;

В целом же все функции СМИ в условиях советского режима легко свести к одной: способствовать продвижению рабочего класса и мирового коммунизма в классовой борьбе, поддержка и укрепление власти Советов. Функция получения прибыли, как и развлекательная, у прессы тоталитарных режимов отсутствует.

Так называемый старый авторитаризм (нацистские режимы) базировал свое взаимодействие с прессой в первую очередь на запрете, подавлении, в то время как советский режим, напротив, требовал от СМИ вполне определенных действий.

Проведенный анализ деятельности СМИ в странах с тоталитарным режимом показывает, что в этих странах отсутствовали независимые СМИ. Основной задачей же СМИ было обслуживание партии власти, донесение идеологии партий к населению стран.

4. Средства массовой информации в условиях демократии

СМИ в мире демократии выходит в форме некой услуги, которая выступает как голос общественности, с помощью которого происходит выражение нужд как общественных, так и социальных

Изначальное отношение к СМИ, которое было выстроено на демократических принципах, было сведено в либертарианскую теорию прессы. Которая строилась в основном на мыслях о том, что из себя представляет человек-либо это стоящий на месте «фундамент», либо двигатель цивилизации.

Абсолютно каждый чeловек независимо от социальной среды, имеет право выражать и отстаивать свою точку зрения, что позволяет вывести наиболее разумное решение из множества индивидуальных. С давних времен многие считают, что пресса, причем пресса свободная от цензуры и каких-либо ограничений, необходима, в первую очередь, для выработки в народном сознaнии представлений о том, что хорошо, а что плохо. Для того чтобы разобраться в этом сложном вопросе, писал еще Мильтон, необходимо иметь доступ абсолютно ко всей существующей информации.

В демократических системах СМИ рассматриваются как источник информации, а так же как и некая инструкция к совершению тех или иных действий и руководство для зрелого, здравомыслящего человека. Пресса несет в себе и обязанность принимать свое непосредственное участие в воспитании личности, а так же четко вести надзор над ведением выбранного политического курса.

Томас Джефферсон утверждал, что сила правительства не в подавлении критики, а, напротив, в ее использовании для улучшения собственной дeятельности. С конца XVIII века пресса превратилась в важное средство общения с публикой, ее информирования о процессах, протекающих в политической сфере. Помимо информационной, большую роль в демократических СМИ играет функция развлекательная. Также завоеванием демократии является рекламная функция, вызванная необходимостью финансовой независимости.

В идеальном состоянии СМИ несет в себе обязанность оказывать помощь в достижении истины, разрешении споров на основе имеющихся фактов и мнений, проводить надзор и внесудебный контроль за поведением правительства, быть «сторожевым псом демократии, всегда готовым обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия» [3; c. 290].

Во врeмя провeдения выборов не зависимо от их направленности, СМИ имеет четкую функцию направлeнную на ведение и освещение хода действий проводимых избирательной компании, подвергая все происходящее гласности и открытости.

Средства коммуникации обязаны нести свое участие в дискуссиях о политических процессах, в будущих реформах, это дает возможность выявить и исправить сложившиеся ошибки, а также провести коррекцию в политике правительства.

Кроме всего выше перечисленного СМИ вносит свой активный вклад в развитие различных наук и искусств, дает возможность улучшать и формировать вкус и любовь, прививать высокие нормы и стандарты сегодняшней жизни.

Таким образом, либертарианская теория определяет задачи СМИ следующим образом:

- обслуживание политической системы посредством обеспечения информации, обсуждения и полемики по социальным вопросам;

- просвещение публики;

- обеспечение прав личности;

- обслуживание экономической системы (рекламная функция);

- предоставление развлечений;

- поддержание собственной финансовой независимости.

Из либертарианской теории со временем вытекла теория социальной ответственности прессы. Она наследует шесть основных функций СМИ от либертарианской теории, однако смотрит на них с тех позиций, что средства информации обязаны контролировать себя сами с тем, чтобы не навредить аудитории. При этом экономическая функция не должна быть главной. Именно с появлением этой теории стали появляться первые этические журналистские кодексы, школы журналистов и т.п.

Соответственно, выделенные функции и особенности деятельности СМИ при демократическом режиме создают возможность для получения достоверной информации про ситуацию в обществе. СМИ в демократических режимах функционируют, как независимые участники.

Заключение

Я считаю, что поставленная мною цель была полностью достигнута, вспомогательные задачи решены.

На завершающем этапе проведенной работы, я приду к основному выводу:

Каждый существующий политический режим несет миру и общественности определенную идеологию, принципы,за счет которых происходит строительство самого государства. В следствии из этой идеологии происходит формирование концепции рaзличных общественных институтов, в это число входит и институт СМИ. Хотя, давать какую-либо оценку задачам и исходящим функциям СМИ, надо не только с позиций политического режима, но и с позиций национальных особенностей: различия между нацистским и большевистским тоталитарными режимами, между западными демократиями и демократией российской довольно существенно ощутимы. Тем не менее, мы видим, что ни один общественно-политический строй не позволяет себе проводить игнорирование такому мощнейшему, исторически сложившемуся элемeнту общественной жизни, как массовая коммуникация, отводя ей ту или иную роль, в зависимости от собственной сущности.

Список используемой литературы

1. Акопов Г.Л. Политология: учеб.пособие / Г.Л.Акопов, С.А.Кислицын. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. - Минск, 2003.

3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: Центрком, 1996.

4. Борзихина, Н.Д. Запецкая, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис. Отв. ред. А.В. Трофимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. Ун-та, 2006.

5. КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. - М., 1997.

6. Лисова С.Ю. Средства массовой коммуникации в процессе становления гражданского общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - № 9(64). - Вып. 11.

7. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., Вагриус, 1998.

8. Пугачев В.П Введение в политологию. / Пугачев В.П., Соловьев А.И. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

9. Политология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения / И.В.

Похожие работы на - СМИ в тоталитарном и демократическом режимах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!