Разработка автоматизированного приложения 'График рабочего дня'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    449,1 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка автоматизированного приложения 'График рабочего дня'

Содержание

Введение

. Обзорно-аналитическая часть

1.1 Анализ и оценка предметной области

1.1.1 Характеристика предприятия

.1.2 Анализ использования рабочего времени

.2 Постановка задачи

.2.1 Определение целей

.2.2 Формулирование требований

.3 Обзор программных средств управления временем

.3.1 LeaderTask

.3.2 C-Organizer

.3.3 AM Notebook

.3.4 WinOrganizer

.3.5 DiaryfromEnot

.3.6 Calendarscope

.4 Анализ средств разработки приложений

.4.1 Анализ инструментальных средств разработки

.4.2 Анализ средств управления базами данных

.4.3 Утилиты администрирования Firebird

.4.4 Обоснование выбора среды разработки приложения

. Проектная часть

.1 Характеристика средств проектирования

.1.1 Case-средства

.1.2 Методология проектирования IDEF0

.2 Функционально-ориентированное программирование приложения

.3 Структурно-функциональная модель приложения

.4 Функциональная модель IDEF0

.5 Разработка информационного обеспечения системы

.6 Руководство пользователя приложения

.6.1 Обзор интерфейса программы

.6.2 Работа с приложением

.6.3 Управление пользователями

.6.4 Работа со списком мероприятий

.6.5 Работа с модулем «Задачи»

.6.6 Работа с модулем «Заявки»

.6.7 Работа с модулем «Регламенты»

.6.8 Работа с модулем «События»

.6.9 Работа с модулем «Отчётность»

3. Организационно-экономическая часть

3.1 Цель работы

.2 Определение состава работ

.3 Определение трудоемкости разработки

.4 Расчёт сметной стоимости системы

.5 Оценка экономической целесообразности внедрения проекта

Заключение

Список использованных источников

Введение

Объектом исследования выступает организация в лице индивидуального предпринимателя Ивановой Н.П.

Предметом исследования выступает оценка рациональности использования рабочего времени сотрудниками организации с целью выявить проблемы эффективности труда и принять меры к её повышению посредством внедрения программного продукта для организации, систематизации и учёта рабочего времени на производстве.

Темой выпускной квалификационной работы выбрана «Разработка автоматизированного приложения «График рабочего дня» ввиду того, что в современных условиях тайм-менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Под тайм-менеджментом здесь понимается технология организации рабочего времени и повышения эффективности его использования.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе представлена структура исследуемой организации, её состав, проанализированы проблемы рационального использования времени сотрудниками о и проведены расчеты, на основании которых определены цели и задачи для постановки перед разработкой приложения. Проведён сравнительный анализ существующих на рынке программных продуктов сходного назначения и проведён их сравнительный анализ.

Во второй главе выявлены направления разработки приложения, проведены работы по проектированию функциональной структуры приложения, разработаны модели взаимодействия процессов, созданы базы данных для хранения и обработки информации, а также разработан интерфейс взаимодействия с пользователями.

В третьей, заключительной главе, приводится расчет экономической составляющей проекта, суммирование затрат на разработку, внедрение и расчет сроков окупаемости приложения.

Для осуществления главной цели данного проекта необходимо:

-   Провести исследование делопроизводственных процессов в организации;

-       Выявить слабые и узкие места организации производственно процесса сотрудниками предприятия;

-       Проанализировать возможные меры для исправления ситуации или снижению задержек, связанных с несогласованностью делопроизводственных процессов или нерациональному распределению отведенного на поставленную задачу времени;

-       На основе анализа и систематизации полученной ранее информации, продумать функционал, структуру, и определить задачи которые должно решать разрабатываемое приложение;

-       Задокументировать функционал и принципы работы приложения, составить понятное для неподготовленного пользователя руководство пользователя для работы с приложением.

-       Внедрить приложение в организации и обеспечить прохождение всех сфер планирования через его функциональный алгоритм работы.

1. Обзорно-аналитическая часть

.1 Анализ и оценка предметной области

.1.1 Характеристика предприятия

Цветочный регион - это современное торгово-производственное цветочное объединение, в которое входят предприятия всего коммерческого спектра. Объединение сочетает в себе несколько организаций:

-  Блюменсток - оптовая торговля цветами, горшечными растениями и сопутствующими цветам товаром;

-       СХП Цветы - производство и оптовая продажа тюльпанов, цветочной и овощной рассады, деревьев и кустарников;

-       4 Сада - розничная торговля садовой продукцией, производство грунтов;

-       Свебода Систем - разработка систем управленческой автоматизации;

Основной торгово-производственный комплекс объединения расположен в г. Вологда по адресу Ершовский пер., 10а. Он представляет собой земельный участок 17га с расположенными производственными, складскими и техническими сооружениями площадью 2 га.

Объединение достигает высоких результатов в своей области за счет:

-  опытного, стремящегося к развитию, молодого коллектива;

-       серьезной производственной базы;

-       соединения в единой целое производственных, торговых и услуговых процессов;

-       постоянного движения улучшениям с использованием новых технологий;

-       стремления делать для своих коллег все возможное.

Название объединения отражает ситуацию с цветочным бизнесом в г.Вологда, когда небольшой, достаточно провинциальный областной центр стал действительно важным цветочным центром Северо-Запада России - на территории северо-запада нет подобного объединения, где так органично развиты все направления цветочного бизнеса вместе.

Первое предприятие объединения было образовано в 1986 году Никитиным Олегом Евгеньевичем и называлось Совхоз декоративных растений «Цветы».

Основной вид деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, оптовая торговля цветами и другими растениями, разработка программного обеспечения и консультирование в этой области.

На предприятии работает более 100 человек, в числе которых в административном корпусе расположены отделы:

-  бухгалтерия (7 человек);

-       отдел управления персоналом (3 человека);

-       отдел информационных технологий (3 человека);

-       отдел маркетинга и рекламы (3 человека);

-       юридический отдел (4 человека);

-       финансово-экономический отдел (2 человека);

-       отдел производства (9 человек);

-       отдел материального и технического обеспечения (3 человека).

Все отделы имеют линейное подчинение, то есть подчинение сотрудника своему непосредственному руководителю, который имеет основные полномочия заставить сотрудника выполнять работу в рамках оговоренных функциональных обязанностей. При этом линейный руководитель имеет основные права по приему на работу, вознаграждении, наказании и увольнении сотрудника.

Для повышения качества и скорости определенных бизнес-процессов на предприятии так же введено функциональное подчинение, в рамках которого сотрудник по определенным оговоренным заранее функциям одновременно подчиняется и другому руководителю или сотруднику из другого подразделения. Как правило, полномочия руководителя, у которого находятся в функциональном подчинении сотрудники других подразделений, невелики и ограничиваются возможностью требовать от сотрудника сроков и качества исполнения определенных работ.

Примером функционального подчинения может служить подчинение продавцов главному бухгалтеру по функциям, связанным с оформлением бухгалтерских документов. В рамках функционального подчинения главный бухгалтер имеет полномочия напрямую, в обход его линейного руководителя, требовать от продавца правильности оформления и своевременного предоставления договоров, актов, счетов, счетов-фактур и других установленных документов. Структура управления приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структурное подчинение сотрудников организации

.1.2 Анализ использования рабочего времени

Анализ использования рабочего времени позволяет дать оценку рациональному использованию трудовых ресурсов, а также условиям выполнения плана по труду. От рационального использования рабочего времени зависит эффективность работы предприятия и выполнение технико-экономических показателей. Следует отметить, что анализ использования рабочего времени играет одну из важнейших ролей в аналитической работе предприятия.

Согласно трудовому кодексу Российской Федерации [1, с.53] «рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а так же иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени».

Для осуществления анализа использования рабочего времени используются отчетные и плановые данные за прошедший период и аналогичный период, шедший до него.

Для учета рабочего времени на предприятии используются такие единицы измерения как человеко-часы, человеко-дни. Каждый работник предприятия обязан работать ежедневно не более времени, определенного продолжительностью смены, лишь в случаях предусмотренных законодательством это время может быть увеличено. Как известно из Трудового законодательства продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю [1].

В учебнике «Экономика фирмы» Чечевицыной Л.Н. [5,c.166] представлено следующее определение человеко-часа и человека-дня: «человеко-часом отработанного или неотработанного времени считают один час пребывания работника в течение смены в фирме, а человеко-днем - один день работника в течение его пребывания в составе персонала фирмы».

Для анализа использования рабочего времени применяют такие показатели как [4]:

-    среднесписочная численность работников;

-       количество человеко-дней, отработанных всеми рабочими за год;

-       количество человеко-часов, отработанных всеми рабочими за год (фонд рабочего времени, ФРВ);

-       количество дней, отработанных одним рабочим за год;

-       сверхурочно отработанное время;

-       средняя продолжительность рабочего дня.

При расчете данных показателей используются следующие формулы (1,2):

(1)

где Д - средняя продолжительность рабочего дня; ЧЧ- отработанные человеко-часы; С - сверхурочные работы; ЧДф- фактически - отработанные человеко-дни.

(2)

где: Г - количество дней, отработанных одним рабочим за год; Ч/Д - количество человеко-дней, отработанных всеми рабочими за год; СЧР - среднесписочная численность работников [4].

Рабочее время является частью календарного времени, которое затрачивается на производство продукции и выполнение работ, связанных с его производством. Именно поэтому календарный фонд рабочего времени является исходным показателем для определения фонда рабочего времени. Структура календарного времени представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура календарного фонда времени.

Как видно из данного рисунка, календарный фонд рабочего времени включает в себя все рабочее и нерабочее время.

Из учебной литературы известно, что для определения фонда рабочего времени используют формулу (3):

ФРВ=Ч*Г*Д (3)

где: ФРВ - фонд рабочего времени; Ч - численность рабочих; Г - количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год; Д - средняя продолжительность рабочего дня [4].

Выделяют три вида фонда рабочего времени[3]:

1.      календарный фонд рабочего времени (4):

(4)

где Дк- число календарных дней в данном периоде; Рсс- среднесписочная численность рабочих в данном периоде (чел.)

Календарный фонд рабочего времени можно так же рассчитать путем сложения всех явок и неявок рабочих в человеко-днях.

2.      табельный (номинальный) фонд рабочего времени (5):

(5)

где Тк - календарный фонд рабочего времени; Тпрз - праздничные дни; Тв - выходные дни.

3.      максимально возможный фонд рабочего времени (6):

(6)

где Тк - календарный фонд рабочего времени; Тпрз - праздничные дни; Тв - выходные дни; То - ежегодный отпуск.

При анализировании использования рабочего времени, нужно так же учитывать потери рабочего времени. Такие потери могут быть целодневными и внутрисменными.

Целодневные потери делятся на [4]:

·        очередные отпуска;

·        отпуска в связи с родами;

·        простои;

·        отпуск с разрешения администрации;

·        прогулы;

·        болезни и т. д.

Внутрисменные потери могут быть связаны с [4]:

·        ремонтом оборудования;

·        льготными часами подростков;

·        перерывами в работе кормящих матерей и т. д.

Для определения сверхплановых потерь рабочего времени применяют формулы [2]:

(7)

где: ЦДП - целодневный простой; Дф - отработано за год одним рабочим дней (фактически); Дпл - отработано за год одним рабочим дней (по плану); КРф - среднегодовая численность рабочих (фактически); Ппл- средняя продолжительность рабочего дна (по плану).

(8)

где: ВСП - внутрисменные простои; Пф - продолжительность рабочего дна (фактически); Ппл - средняя продолжительность рабочего дна (по плану); Дф - отработано за год одним рабочим дней (фактически); КРф - среднегодовая численность рабочих (фактически).

После того, как на предприятии изучены потери рабочего времени, переходят к выявлению причин их образования. Данные причины могут иметь как субъективный, так и объективный характер (дополнительный отпуск, болезнь, прогул, простои по различным причинам). Все эти потери по отдельности более полно анализируются, но в первую очередь исследуются потери, зависящие от предприятия. Снижение потерь рабочего времени, связанных с трудовым коллективом, является резервом увеличения производства продукции, который не требует привлечения инвестиций.

Для расчета такого резерва применяется формула [2]:

(9)

где: ПРВ - потери рабочего времени; ЧВн - среднечасовая выработка (по плану).

Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса использования рабочего времени, можно сделать вывод о том, что анализ деятельности предприятия по использованию рабочего времени с учетом представленных выше формул позволяет оценить степень использования рабочего времени, то есть его интенсивность, а так же позволяет обнаружить потери рабочего времени и разработать приемы его устранения.

Для любой компаний является важным, чтобы сотрудник умел планировать и организовывать свое время, успевал выполнять объем работ (выполнение услуг) за меньшее количество затрат рабочего времени, чем среднестатистический сотрудник. Для решения данной задачи перед организацией и стоит цель разработки и внедрения автоматизированного приложения для управления временем, которое включает в себя комплекс методик и технологий управления временем.

Для повышения эффективности труда персонала необходимо:

-   найти резервы времени для решения новых задач;

-       выполнять все задачи в срок;

-       упорядочить и формализовать свою рабочую деятельность;

-       перевести работу и организацию времени на качественно новый уровень;

-       анализировать ежедневный распорядок своих дел и принимать меры по его оптимизации;

-       избавиться от неэффективных в плане использования времени видов деятельности;

-       рационально планировать время, благодаря чему самые важные дела будут выполняться в наиболее подходящие часы и требуемые сроки.

Немаловажным является то, что следует обращать внимание на необходимость выделения среди всех задач приоритетные задачи, то есть те, которые необходимо выполнить в первую очередь. Также при постановке и распределении задач по типам должна осуществляться ориентация на результат, то есть следует четко определять тот результат, который должен быть получен, в результате решения задачи.

1.2 Постановка задачи

.2.1 Определение целей

Разрабатываемое приложение должно вести автоматизированную обработку вводимой информации, сортировку и выдачу в соответствии с поставленными позже условиями. Приложение должно быть предназначено для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов рабочего процесса, в части исполнения следующих функций:

-  ввод и редактирование данных об назначаемых мероприятиях, задачах и поручениях;

-       ввод и редактирование данных о выполнении заданий, комментариях и специализированных отметках;

-       ввод и редактирование информации о сотрудниках предприятия, списка личной информации и контактной информации;

-       вывод информации о выполненных, просроченных и отложенных заданиях, формирование отчётов за день/неделю/месяц;

Приложение будет являться узкоспециализированным, его предполагается использовать только внутри корпоративной структуры предприятия ИП Ивановой Н.П. для решения поставленных задач.

Основными целями создания приложения являются:

-  повышение эффективности исполнения процессов, перечисленных выше, путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, операций, выполняемых «вручную», оптимизации информационного взаимодействие участников процессов;

-       повышение качества принятия управленческих решений за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации;

-       повышение информационной открытости и прозрачности деятельности каждого сотрудника в организации;

-       повышение удобства и комфорта при получении информации о планах на день и распорядка сотрудника для руководителя организации.

Ключевыми требованиями к создаваемому приложению являются:

-  открытость, то есть совместимость со всеми современными стандартами, поддержка Интернет-технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет собственной платформы и полного администрирования базы данных;

-       масштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей;

-       переносимость, хотя и не является ключевой (т.к. на всех компьютерах предприятия используется только Windows XP SP3), но всё-же желательна, как и способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;

-       адаптируемость, то есть возможность легкой настройки на нужды конкретной организации;

-       расширяемость, то есть возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей;

Основные требования к разрабатываемому приложению относительно функциональных возможностей состоят в следующем:

-  Система должна обеспечивать конфиденциальность информации таким образом, что персональные данные сотрудников может просматривать только руководитель организации и высокопоставленные должностные лица, а вносить изменения - только он сам или администратор системы;

-       Распоряжения должны быть доступны только руководителям отделов и директорам по направлениям.

-       Каждый сотрудник должен быть закреплен за одной из групп или отделов, а также за своими руководителями;

-       Код сотрудника является уникальным и неизменным;

1.2.2 Формулирование требований

Как и к любому проекту, к разработке предъявляется ряд абсолютных требований, например, максимальное время разработки проекта, максимальные денежные вложения в проект и т.д. Одна из сложностей проектирования состоит в том, что оно не является такой структурированной задачей, как анализ требований к проекту или реализация того или иного проектного решения.

Проектирование любых систем осуществляется в виде ряда последовательных этапов, отличающихся детализацией исследуемых вопросов, временем проведения и другими параметрами. Оно заканчивается созданием реальной системы, состоящей из технических средств, программного обеспечения (ПО) и других необходимых элементов.

Сущностью работы является проектирование и разработка модели работы программы, которая должна представлять собою некий органайзер, и выполнять следующие основные задачи:

-  облегчать и способствовать эффективности управления сотрудниками по сети: иметь возможность распределять задачи между сотрудниками, устанавливать сроки, и обеспечивать мониторинг выполнения работы, контроль результатов;

-       хранить основную корпоративную информацию: отчеты, заметки;

-       обеспечить централизованный доступ сотрудников к общей информации;

-       наглядно отображать текущие запланированные дела и мероприятия, иметь и выполнять оповещения о начале того или иного мероприятия, регламента или заявки выданной руководителем организации (подразделения);

-       иметь возможность формирования и печати отчётов о выполненных мероприятиях запланированных задачах и назначенных на текущий день;

-       обеспечивать контроль поручений (руководитель организации должен назначать исполнителей задач, иметь возможность корректировать планы сотрудников, иметь под рукой целостную картину работы всей организации);

-       отвечать основам коллективной работы (сотрудники должны иметь возможность обмениваться любой информацией друг с другом: сообщения, задачи, заметки);

-       желательно иметь возможность удаленной работы, для того, чтобы сотрудники могли находиться в любой точке мира, где есть интернет всегда в курсе текущих дел и своевременного предоставления отчётности руководителю подразделения;

-       поручение задач сотрудникам так, чтобы любую задачу можно было поручить другому сотруднику или коллеге (в этом случае исполнитель получит задачу в свой распорядок дня, а поручитель сможете отслеживать ее выполнение: изменение статуса, отображение прогресса, и статус выполнения);

-       раскраска задач (каждой задаче можно индивидуально задать визуальное оформление, что удобно для выделения важных или просроченных задач в общем списке задач);

-       сортировка по определенному параметру по контакту, приоритету, статусу и т.д.;

-       поиск задачи по наименованию;

-       печать списка задач;

-       печать отчёта по выполненным задачам и мероприятиям за день, неделю, месяц.

Ежедневник должен обладать резервным копированием. При хранении данных на любом персональном компьютере или сервере, всегда существует риск потери информации в результате поломки оборудования, случайного удаления данных, действий вирусов или сбоя в электропитании. Сегодня более 80% информации в компаниях малого и среднего бизнеса хранится в цифровом виде. Ввиду этого следует предусмотреть оснащение серверного оборудования специальными средствами автоматического создания резервных копий файлов во время работы. Автоматическое резервирование данных должно производиться с возможностью отката (восстановления прежних данных).

1.3 Обзор программных средств управления временем

Важное качество каждого эффективного работника - умение организовать свой рабочий день, а соответственно и рабочий процесс. Умение планировать свою трудовую деятельность позволяет экономить время и решать наиболее важные вопросы своевременно. Прежде, чем начинать работу над собственным проектом, следует посмотреть уже существующие и определить сильные и слабые стороны имеющихся на рынке предложений.

1.3.1 LeaderTask

LeaderTask (рисунок 3) действительно является лидером среди утилит подобного назначения. LeaderTask поддерживает создание задач и подзадач, объединение задач в проекты, прикрепление к задачам заметок и файлов. Гибкая система настроек программы позволяет настроить внешний вид уведомлений, звуковой сигнал, режим повторения и другие опции. Помимо задач в LeaderTask также реализована функция адресной книги.


При добавлении новых контактов в адресную книгу есть возможность заполнения личной информации и добавления фото. Контакты в адресной книге можно группировать и прикреплять к ним заметки и файлы. Если вы храните в LeaderTask важные данные, вы можете воспользоваться функцией установки пароля на базу данных программы. Помимо версии для персональных компьютеров, программа LeaderTask доступна также для iPad, iPhone и Android-смартфонов. Если необходимо использовать LeaderTask одновременно на компьютере и смартфоне, то это программа имеет синхронизацию данных.

1.3.2 C-Organizer

Программа C-Organizer (рисунок 4) может похвастаться функциональным и удобным интерфейсом, наличием не только планировщика задач, но и записной книги, менеджера паролей и других полезных инструментов. При создании новой задачи в программе можно установить приоритет задачи, настроить напоминание, прикрепить файл и так далее.

 Рисунок 4 - Внешний вид интерфейса C-Organizer

Опция создания подзадач и подзаметок в C-Organizer отсутствует, но есть возможность объединять задачи в глобальные группы и списки. Среди особенно полезных и интересных функций утилиты стоит выделить поддержку горячих клавиш, функцию оповещения при определенных действиях, а также функцию стикеров. Последняя позволяет отправлять записи на рабочий стол в виде виртуальных стикеров (клейких листиков для записей). А благодаря возможности оповещения в связи с действиями вы можете настроить текстовые и/или звуковые оповещения при запуске определенных приложений. C-Organizer поддерживает защиту данных при помощи пароля и шифрования.

1.3.3 AM Notebook

Рисунок 5 - Внешний вид интерфейса AM Notebook

Notebook (рисунок 5) - классический органайзер с четырьмя основными инструментами: заметки (Notes), задачи (Todo), календарь (Calendar) и адресная книга (Contacts).

Создание заметок - это одна из главных возможностей AM Notebook, который можно назвать записной книжкой с дополнительными функциями органайзера. Кроме работы с текстом, возможно создание таблиц (Spreadsheets) с поддержкой формул/функций, а также диаграмм. Редактор текста позволяет добавлять таблицы, изображения, проверять орфографию (можно подключить русский язык, добавив словарь в формате *.dic из MS Office). Табличный модуль позволяет работать с некотороым количеством формул - но и этого с лихвой хватает для простых подсчетов. Диаграммы и графики доступны в PRO-версии программы.

Задачи (Todo) создаются в «Планах». В свойствах можно указать группу, приоритет, выставить процент выполнения (шкала завершения отображается в списке задач, что весьма наглядно), настроить напоминание. Задачи также объединяются в группы.

Рисунок 6 - Свойства задачи

Все напоминания можно отобразить единым списком - удобно отключать ненужные напоминания, не заходя при этом в каждый раздел. Есть будильник.

В Календаре (рисунок 7) создаются те же задачи (Task), но к разделу «Планы» они отношения не имеют (сказываются неточности перевода). Если пользователь отмечает опцию «Каждый день» (ошибка локализации, нужно: «Весь день»), задача перемещается вверх календаря. В целом, функциональность календаря весьма скромная, но этот недостаток отчасти компенсируется наличием режимов отображения - по дням, неделям, месяцам и т.д.

Адресная книга соблюдает такой же же минимализм, в ней нет возможности объединить контакты в группу или, например, добавить фото.

Можно внести данные о контакте, указать способы связи, добавить заметку. Однако назначение некоторых полей неясно - во вкладке «День рождения» 5 граф для ввода имени и такого же количество дат.

Рисунок 7 - Календарь AM Notebook

Увы, несмотря на сильные стороны AM Notebook, нашлось место заметным недостаткам. Такие аспекты, как безопасность и приватность данных, упущены. Для сохранности личных нельзя установить пароль, зашифровать данные. В итоге, на органайзер можно положиться, будучи уверенным, что данные не попадут в руки злоумышленника. Notebook поддерживает мобильные устройства, однако никак не предусмотрена синхронизация.

1.3.4 WinOrganizer

В состав программы WinOrganizer (рисунок 8) входит функциональный планировщик, записная книга, адресная книга, а также менеджер паролей.

Планировщик в данной программе отличается большим количеством настраиваемых опций, среди которых есть настройка интервала напоминаний, настройки звуков, назначение приоритетов, закрепление оповещений за событиями и так далее. Интерфейс программы WinOrganizer реализован очень наглядно и будет прост в освоении практически для любого пользователя. Менеджер паролей WinOrganizer имеет стандартный набор опций и ничем особенным не отличается, а вот функция установки пароля на любой документ многим наверняка покажется интересной. Записная таблица в программе реализована довольно удачно, она имеет все необходимые инструменты для редактирования, поддерживает проверку русской орфографии, работу с таблицами и изображениями, а также может выполнять импорт/экспорт в документы Word и WordPad (RTF).

 Рисунок 8 - Внешний вид интерфейса WinOrginizer

1.3.5 DiaryfromEnot

Программу DiaryfromEnot (рисунок 9) можно отнести к категории «ничего лишнего», в ней имеется в наличии только календарь, встречи и напоминания. Календарь в DiaryfromEnot синхронизируется с онлайн-сервисом GoogleCalendar. Минималистический интерфейс программы визуально красив и интуитивно понятен, а процесс добавления новых напоминаний проходит максимально упрощенно, что делает программу очень удобной в повседневном использовании. Конечно, в DiaryfromEnot нет многих полезных функций, которые присутствуют во многих других программах-органайзерах, но для пользователей, которым нужна только «напоминалка» с приятным интерфейсом, DiaryfromEnot вполне подойдёт. Также не последнюю роль играет то, что программа абсолютно бесплатна.

Рисунок 9 - Внешний вид интерфейса DiaryfromEnot

1.3.6 Calendarscope

Органайзер (рисунок 10), предназначенный сугубо для планирования событий, праздников, памятных дат. Здесь представлен календарь в нескольких вариантах отображения - по дням, неделям, месяцам и годам. Также можно изменить градацию временной шкалы.

Рисунок 10 - Создание события в Calendarscope

Всего три типа элементов - событие, повторяющееся событие и задача. Список событий и задач можно открыть в отдельном окне (Event list / Tasks в меню View). В событии указываются место, приоритет, дата начала/окончания, категория - одна или несколько. Рядом с графой Priority, можно настроить контекст, маркированный определенным цветом.

Напоминания доступны для всех видов событий, но нельзя настроить отдельное уведомление без какой-либо привязки.

Для синхронизации с календарем разработчики предлагают воспользоваться их же продуктом HandySync. Благодаря этому, возможна синхронизация Calendarscope с Pocket PC, Apple iPhone, Android, RIM Blackberry и другими устройствами. Единственное «но»: HandySync - также платная программа.

Рисунок 11 - Выбор темы для события

Из всех рассмотренных приложений становится очевидным, что Leader Task являлся бы готовым решением для предприятия. Благодаря нему у каждого сотрудника будет четкий план работ на день/неделю/месяц, что повлечёт за собой и другие положительные качества:

-  Поручения будут исполняться в срок, менеджеры смогут контролировать больше проектов одновременно.

-       Начальники отделов, цехов и департаментов всегда будут знать, чем заняты их подчиненные

-       Менеджеры смогут быстро узнать, в какой стадии находятся работы по проекту

-       Сотрудники избавиться от тотальной забывчивости

-       Сотрудники избавятся от вороха бумаг и записок на рабочем столе

-       Исчезнут авралы в начале и конце месяца

-       Появится возможность управлять компанией вне офиса (со смартфона и планшета)

-       Сотрудники смогут работать с делами и поручениями даже без интернета

Однако следует учесть, что это коммерческая версия программного продукта, требующая приобретения лицензии стоимостью 2990 руб., что при большом числе сотрудников, например, уже при количестве 100 человек составит сумму близкую к 300000 рублей. А учитывая сезонную деятельность организации, в летний период число сотрудников всегда превышает зимний, ввиду этого количество необходимых лицензий будет постоянно варьироваться, и либо их придется постоянно докупать, либо, купив большое количество сразу - они попросту не будут востребованы. Так же, минусом является хранение информации на чужих серверах, что при всех стараниях разработчиков всё же служит угрозой корпоративной информации, которая зачастую может быть конфиденциальной. Было бы значительно удобнее хранить БД на собственном сервере, защиту которого обеспечивает свой сотрудник организации.

Нагляднее сравнительный анализ можно представить, если свести воедино все плюсы и минусы приложений в одну сравнительную (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнение приложений

Программа

LeaderTask

C-Organizer

AM Notebook

Win Organizer

Diary from Enot

Calendar scope

Разработчик

Органайзер Лидер Таск

CSoftLab

Aignesberger Software GmbH

The Golden Section labs

Soft-Enot

Duality Software

Лицензия

Shareware (2990 руб)

Shareware (700 руб)

Freeware / Shareware (Pro, 29,95 Euro)

Shareware (750 руб +)

Shareware ($29,95+)

Локализация

+

+

+

+

+

Задачи

+

+

+

+

+

Календарь

+

+

+

+

+

+

Напоминания

+

+

+

+

+

+

Липкие заметки

+

Менеджер паролей

+

+

+

Совместный доступ

+

+

+

Поддержка мобильных устройств

iPad, iPhone, Android

Pocket PC, Palm

PocketPC

Синхронизация

MS Outlook

Google Calendar, Google Tasks

Google Calendar

Безопасность

Шифрование, защита паролем

Шифрование, защита паролем

Защита документов паролем

Адресная книга

+

+

+

+


Как видно, все не уступающие по функциональному составу для поставленной задачи приложения являются коммерческими проектами, что в первую очередь противоречит основной концепции руководства предприятия - финансовой экономии.

1.4 Анализ средств разработки приложений

.4.1 Анализ инструментальных средств разработки

Среда разработки программного обеспечения (англ. IDE, Integrated development environment) - это система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения.

Обычно среда разработки включает в себя текстовый редактор, компилятор и/или интерпретатор, средства автоматизации сборки и отладчик. Иногда также содержит средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов - для использования при объектно-ориентированной разработке ПО.

Рассмотрим подробнее наиболее общие составляющие сред программирования.

Текстовый редактор или редактор исходного кода ориентирован на работу с последовательностью символов в текстовых файлах. Редакторы исходного кода имеют некоторые возможности, упрощающие и ускоряющие написание и изменение кода, такие как подсветка синтаксиса, автодополнение, проверка правильности расстановки скобок, контекстная помощь по коду и многие другие. Такие редакторы предоставляют удобный способ для запуска компилятора, интерпретатора, отладчика или других программ необходимых в процессе разработки программного обеспечения. Несмотря на то, что многие текстовые редакторы могут быть использованы для редактирования исходного кода, если они не имеют расширенных возможностей, автоматизирующих или упрощающих ввод и модификацию кода, то они не могут называться «редакторами исходного кода», а просто являются «текстовыми редакторами, которые также могут быть использованы для редактирования исходного кода».

Компилятор - программа или техническое средство, выполняющее компиляцию. Большинство компиляторов переводит программу с некоторого высокоуровневого языка программирования в машинный код, который может быть непосредственно выполнен центральным процессором. Как правило, этот код также ориентирован на исполнение в среде конкретной операционной системы, поскольку использует предоставляемые ею возможности (системные вызовы, библиотеки функций). Архитектура (набор программно- аппаратных средств), для которой производится компиляция, называется целевой машиной.

Интерпретатор - вид транслятора, осуществляющего пооператорную (покомандную) обработку и выполнение исходной программы или запроса (в отличие от компилятора, транслирующего всю программу без её выполнения).

Отладчик (debugger) является модулем среды разработки или отдельным приложением, предназначенным для поиска ошибок в программе. Отладчик позволяет пошагово выполнять программу с остановками на каждой команде или строке (трассировку), отслеживать, устанавливать или изменять значения переменных в процессе выполнения программы, устанавливать и удалять контрольные точки или условия остановки и т. д.

Хотя и существуют среды разработки, предназначенные для нескольких языков - такие как Eclipse или Microsoft Visual Studio, обычно среда разработки предназначается для одного определённого языка программирования - как например, Visual Basic.

Примеры сред разработки - NetBeans, Eclipse, Sun Studio, Turbo Pascal, Borland C++, GNU toolchain, DrPython, Borland Delphi, PascalABC.NET, Dev-C++, Lazarus, KDevelop, QDevelop, QNX Momentics IDE, XCode.

Рассмотрим основные из этих сред подробнее. Delphi - это интегрированная среда разработки ПО фирмы Borland. Delphi является средой RAD (от англ. rapid application development - быстрая разработка приложений). Поддерживаются следующие языки программирования: Delphi, Delphi .NET,C++ и C#. Среда разработана в соответствии с концепцией визуального программирования. Библиотека визуальных объектов «Borland» получила название Visual Component Library (VCL).

В марте 2007 года CodeGear выпустила среду разработки Delphi for PHP, предназначенную для разработки веб-приложений на языке программирования PHP. Теперь Delphi ориентирована не только на Object Pascal.- Delphi - подобная среда разработки на языке ObjectPascal. Lazarus изначально создавался Delphi подобным, поэтому интерфейс полностью копирует интерфейс Delphi. Среда состоит из нескольких окон: основное окно с меню и палитрой компонентов, инспектор объектов, окно с выводом о результатах компиляции, редактор кода, редактор форм - полная аналогия Delphi. Так же стоит отметить кроссплатформенность среды: на сайте разработчика можно загрузить установочные пакеты для windows и linux платформ. Одной из особенностью компилятора Free Pascal является возможность кросскомпилляции: работая в linux можно без труда собрать приложение для платформы windows. Lazarus спроектирован так, что бы не зависеть от конкретной библиотеки. При пересборке среды можно указать и выбрать используемую библиотеку, на данный момент доступен вариант GTK+, кроме того разработчиками идут работы по добавлению библиотеки QT.++ Builder - среда быстрой разработки (RAD), выпускаемая компанией CodeGear, дочерней фирмой компании Embarcadero (ранее Borland). Предназначена для написания программ на языке программирования C++. C++ Builder объединяет Библиотеку визуальных компонентов и среду программирования (IDE), написанную на Delphi с компилятором C++. Цикл разработки аналогичен Delphi, но с существенными улучшениями, добавленными в C++ Builder. Большинство компонентов, разработанных в Delphi, можно использовать и в C++ Builder без модификации, но, к сожалению, обратное утверждение не верно.++ Builder содержит инструменты, которые позволяют осуществлять настоящую визуальную разработку Windows- приложений методом drag-and-drop, упрощая программирование благодаря WYSIWYG редактору интерфейса, встроенному в его среду разработки.- свободный фреймворк для разработки модульных кроссплатформенных приложений (разрабатывается и поддерживается Eclipse Foundation). Изначально проект разрабатывался в IBM как корпоративный стандарт IDE для разработки на разных языках под платформы IBM. Потом проект был переименован в Eclipse и предоставлен для дальнейшего развития сообществу. - в первую очередь полноценная Java IDE, нацеленная на групповую разработку, снабжённая средствами для работы с системами контроля версий (поддержка CVS входит в поставку Eclipse, активно развиваются несколько вариантов SVN модулей, существует поддержка VSS и других). В силу бесплатности и высокого качества во многих организациях Eclipse - корпоративный стандарт для разработки приложений.

Второе назначение Eclipse - служить платформой для разработки новых расширений (чем и завоевал популярность - любой разработчик может расширить Eclipse своими модулями). Таковыми стали C/C++ Development Tools (CDT), разрабатываемые инженерами QNX совместно с IBM, COBOL, FORTRAN, PHP средства от различных разработчиков. Множество расширений дополняет Eclipse менеджерами для работы с базами данных, серверами приложений и др. - свободная среда разработки программного обеспечения для UNIX-подобных операционных систем. Проект стартовал в 1998 году. KDevelop распространяется согласно GNU General Public License. не включает в свой состав компилятор; вместо этого он использует GNU Compiler Collection (или любой другой компилятор) для создания исполняемого кода. Текущая версия поддерживает большое количество языков программирования, таких как Ада, Bash, Си, Cи++, Фортран, Java, Pascal, Perl, PHP, Python, Ruby и SQL. от Apple - это набор утилит для написания приложений под Mac OS X. Xcode 3.0 распространяется бесплатно вместе с Mac OS X 10.5, хотя и не устанавливается по умолчанию. Основным приложением пакета является встроенная среда разработки, которая также называтся Xcode. Помимо этого, пакет Xcode включает в себя большую часть документации 5 разработчика от Apple и Interface Builder - приложение, использующееся для создания графических интерфейсов.

Пакет Xcode включает в себя измененную версию свободного набора компиляторов GNU Compiler Collection (GCC, apple-darwin9-gcc-4.0.1) и поддерживает языки C, C++, ObjectiveC, Objective-C++, Java, AppleScript, Python и Ruby с различными моделями программирования, включая (но не ограничиваясь) Cocoa, Carbon и Java. Сторонними разработчиками реализована поддержка GNU Pascal, Free Pascal, Ada, C#, Perl, Haskell и D.

Частный случай ИСР - среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы. Среда визуальной разработки - среда разработки программного обеспечения, в которой наиболее распространенные блоки программного кода представлены в виде графических объектов. Применяются в основном для создания прикладных программ и разработки графического интерфейса пользователя (GUI).

Среда визуальной разработки имеют свои достоинства и недостатки.

Преимущества:

-   быстрота разработки;

-       лёгкость освоения;

-       стандартизация внешнего вида программ.

Недостатки:

-   как правило, привязка к конкретной среде разработки связанное с проблематичностью перехода на другую среду разработки;

-     затруднённое использование нестандартных компонентов;

-       наличие недокументированных особенностей компонент.

Следует учитывать, что некоторые визуальные среды разработки имеют собственный формат хранения проекта и при переходе на другую среду может возникнуть непереносимость свойств проекта и некоторых частей проекта, таких, как собственные библиотеки используемой среды разработки.

Так же следует учитывать некоторые изменения которые могут вносится в язык программирования, конкретный пример - 6 среда разработки Delphi (по сути это уже новый язык программирования). Среду разработки, как и язык программирования следует выбирать на этапе проектирования ПО. Правильно спроектированное ПО должно учитывать развитие и внедрение новых технологий, поэтому перенос разработки такого ПО в другую среду разработки не должен представлять трудностей.

1.4.2 Анализ средств управления базами данных

Сервер Interbase SQL Server- это система управления базами данных разработанная компаниейBorland. База данных Borland Interbaseпостроена на версионной архитектуре хранения данных. Этот подход обладает рядом преимуществ перед блокировочными СУБД:

·    Для восстановлениябаз данных Interbaseпосле системного сбоя, нет необходимости поддержки лога транзакций.

·              Клиенты, читающие данные никогда не блокируют клиентов, осуществляющих запись данных.

Сервер Interbase- это кроссплатформенная СУБД, поддерживающая большинство операционных систем: Windows, Linux, Unix, Solaris, Mac OS и т.д.обладает целым рядом преимуществ, выгодно отличающих его от остальных СУБД:

·       Обновляемые представления View;

·              Двухфазное подтверждение транзакций;

·              Эффективный механизм триггеров;

·              Серверная обработка BLOB-полей (BLOB-filters);

·              События (Уведомления);

·              Шифрование сетевого трафика, базы данных, файлов бекапа и отдельных столбцов БД.

Язык Interbase SQLсовместим со стандартом SQL-92. Кроме того,Interbase serverподдерживает расширения стандартного подмножества языка SQL за счет пользовательских функций UDF (User Definded Functions). Interbase SQL предоставляет расширенные возможности SQL для хранимых процедур и триггеров - PSQL.

Сервер Interbase разрабатывался с учетом современных требований к производительности СУБД. В последних версияхInterbase SQL Serverприменен ряд технологий значительно повышающих скорость работы:

·       Поддержка симметричной многопроцессорной обработки Interbase SMP (symmetric multiprocessing) позволяет задействовать возможности многопроцессорной архитектуры при единственном серверном процессе Interbase SuperServer.

·              Поддержка технологии Hyperthreading.

·              Пакетное выполнение SQL запросов позволяет уменьшить сетевой трафик и повысить производительность.

Хотя в основе версий Interbase 2009 и Firebird 2.5 лежит общий исходный код Interbase 6.0, эти СУБД на современном этапе развития значительно отличаются друг от друга.

В Interbase 2009 реализованы следующие возможности, которые не поддерживаются в последней версииFirebird 2.5:

·       Шифрование базы данных, а так же отдельных столбцов.

·              Шифрование сетевого трафика (Over-the-Wire (OTW) Encryption.

·              Протоколирование операций на базе журналов.

·              Возможность аутентификации на уровне базы данных.

·              Функция экспорта содержимого файлов базы данных (Dump) в режиме онлайн.

·              Функция восстановления состояния из архивов на определенный момент времени (Point-in-Time Recovery).

·              Логический тип данных Boolean.

Клиент-серверная версия Firebird SQL Server существует в двух вариантах: Firebird Super Server и Firebird Classic. В Interbase реализована архитектура, совмещающая в себе достоинства Classic и SuperServer -Interbase SuperServer + SMP.

Архитектура Super Server- все клиентские подключения обслуживаются одним серверным процессом, имеется общий клиентский кеш. За счет этого достигается меньший расход ресурсов на обслуживание клиентов. Недостатком Super Server является отсутствие возможности задействовать несколько процессоров для работы сервера.

Архитектура Classic Server- на каждое клиентское подключение создает отдельный серверный процесс. Архитектура Classic Server более надежна, т.к. сбой одного серверного процесса не вызывает отказ в обслуживании всех клиентов. Кроме того, Classic Server позволяет распределить клиентские подключения на несколько процессоров. Недостатком архитектуры являются дополнительные накладные расходы на обслуживание и синхронизацию процессов, а так же отсутствие общего клиентского кеша.

Interbase Super Server + SMP(symmetric multiprocessing) объединяет в себе преимущества двух архитектур Classic и Superserver. Один серверный процесс Interbase Super Server позволяет сократить накладные расходы и использовать общий клиентский Кеш, а технология симметричной обработки SMP задействует возможности многопроцессорной архитектуры, которые раньше были недоступны для Classic Server.

Сервер Firebird SQL Server- это сервер баз данных основанный на открытом исходном коде Interbase 6.0. Дистрибутивы Firebird существуют под Windows, Linux, Unix, Solaris, MacOS, под 32-х и 64-х битную архитектуру. Firebird SQL Server распространяется бесплатно и не имеет лицензионных ограничений.

Сервер Firebird SQL доступен в 3-х вариантах:

·              Firebird Super Server

·              Firebird Classic Server

·              Firebird EmbeddedSuper Server- все клиентские подключения обслуживаются одним серверным процессом, имеется общий клиентский кеш. За счет этого достигается меньший расход ресурсов на обслуживание клиентов. Недостатком Firebird Super Server является отсутствие возможности задействовать несколько процессоров для работы Firebird сервера.Classic Server- на каждое клиентское подключение создает отдельный серверный процесс. Архитектура Firebird Classic Serverболее надежна, т.к. сбой одного серверного процесса не вызывает отказ в обслуживании всех клиентов. Кроме того, Firebird Classic позволяет задействовать многопроцессорную архитектуру. При установке Firebird вы можете выбрать между версиями Firebird Super Server или Firebird Classic Server.Embedded Server- предназначен для встраиваемых баз данных. Состоит из одной dll -fbembed.dll, которая включает в себя клиент и сервер Firebird Super Server. Firebird Embedded не требует установки на клиентской рабочей станции. Достаточно просто скопировать fbembed.dll и еще несколько файлов клиенту на компьютер.

Недостаток Firebird Embedded - это невозможность одновременного подключения к одной БД нескольких клиентов. После успешного подключения Firebird Embedded блокирует файл базы данных для монопольного доступа.

Безопасность Firebird:

·    Firebird хранит всех пользователей в одной служебной базе данных security.fdb.

·              Начиная с Firebird 2.1 реализована поддержка SSPI аутентификации средствами Windows. Администраторы домена на уровне БД определяются как супер пользователи SYSDBA.

·              В Firebird 3.0 планируется реализовать возможность хранения пользователей в клиентской базе данных.

При помощи утилиты gsec можно создавать, удалять, модифицировать и просматривать пользователей. Полный список команд можно получить, набрав help.предлагает несколько способов работы с Interbase и Firebird из Delphi:

·    dbGo (ADO Express) компоненты, работающие через библиотеку ADO.

·              прямой доступ к COM-интерфейсам ADO, минуя компоненты dbGo.

·              прямой доступ к COM-интерфейсам OLE DB при помощи сторонних VCL-компонент (OLE DB Direct/OLE DB Express).

Кроме того, в состав IBProvider Professional Edition входит C++ библиотека, которая предоставляет самый быстрый способ работы с OLE DB провайдерами из Visual C++ 2005-2008, а так же из C++ Builder.

1.4.3 Утилиты администрирования Firebird

Существует множество программ для удобной работы с базами данных обладающих множеством облегчающих работу компонентов: визуальный редактор для всех объектов базы данных, редактор SQL и исполнитель скриптов, отладчик для хранимых процедур и триггеров, построитель области, инструмент для импорта данных из различных источников, собственный с криптовый язык, а также дизайнер баз данных ит.д. Приведём наиболее известные из них:поддерживает Firebird. Кросс-платформенная архитектура. Есть редактор SQL, DDL, управление пользователями. Лицензия: open source, распространяется бесплатно.

IBExpert- Поддерживает Firebird, Interbase, Yaffil. Редакторы DDL и DML. Визуальный построитель запросов. Автозавершение кода, Metadata Extractor, а так же множество других возможностей. Лицензия: Бесплатный для exUSSR, для остальных: от 179 евро./FB Development Studio- Визуальный дизайнер баз данных, встроенный MERGE, scheduler, Code auto completion, анализатор запросов, монитор производительности. Лицензия: Бесплатно для России, для остальных: от 149 евро.Top- Инструмент разработчика и администратора баз данных. Поддерживает Firebird и Interbase. Лицензия: Бесплатно для России, для остальных: от 129 евро.Workbench- поддерживает несколько серверов баз данных, среди которых есть Firebird и Interbase. Отладка хранимых процедур, анализ планов, встроенные средства переноса данных и метаданных. Лицензируется отдельно на Interbase и отдельно на Firebird. 171$ за каждую копию (Interbase или Firebird).

1.4.4 Обоснование выбора среды разработки приложения

Проанализировав требования и возможности к реализации, можно сделать выбор СУБД и клиентской части. SQL-сервер Interbase предназначен для хранения и обработки больших объемов информации в условиях одновременной работы множества клиентских приложений. Ниже рассматривается ряд технологий InterBase, использование которых обеспечивает максимальную вычислительную разгрузку клиентского приложения и гарантирует высокую безопасность и целостность информации.

Отношения подчиненности между таблицами баз аданных (БД) создаются путем определения первичных ключей у родительских и внешних ключей у дочерних таблиц.

Ограничения на значения отдельных столбцов; условия ограничений могут быть разнообразны - от требования удовлетворения вводимых значений определенному диапазону или соответствия некоторой маске до требуемого отношения с одной или несколькими записями из другой таблицы (или многих таблиц) БД.

Для ускорения работы клиентских приложений с удаленной БД могут быть определены хранимые процедуры, которые представляют собой подпрограммы, принимающие и возвращающие параметры и способные выполнять запросы к БД, условные ветвления и циклическую обработку. Хранимые процедуры пишутся на специальном алгоритмическом языке. В них программируются часто повторяемые последовательности запросов к БД. Текст процедур хранится на сервере в откомпилированном виде.

В составе записи БД могут определяться BLOB-поля (Binary Large Object -большой двоичный объект), предназначенные для хранения больших объемов данных в виде последовательности байтов. Таким образом могут храниться текстовые и графические документы, файлы мультимедиа, звуковые файлы и т. д. Интерпретация BLOB-поля выполняется в приложении, однако разработчик может определить так называемые BLOB-фильтры для автоматического преобразования содержимого blob-поля к другому виду.дает возможность использовать функции, определяемые пользователем (User Defined Function, UDF), в которых могут реализовываться функциональности, отсутствующие в стандартных встроенных функциях InterBase (вычисление максимума, минимума, среднего значения, преобразование типов и приведение букв к заглавным). Например, в UDF можно реализовать извлечение из значения даты номера дня, года; определение длины символьного значения; усечение пробелов; разные математические алгоритмы и т. п. Функция пишется на любом алгоритмическом языке, позволяющем разрабатывать DLL (библиотеки динамического вызова), например, на Object Pascal.может посылать уведомления клиентским приложениям о наступлении какого-либо события. Одновременно работающие приложения могут обмениваться сообщениями через сервер БД, вызывая хранимые процедуры, в которых реализована инициация нужного события.

Для обеспечения быстроты выполнения запросов и снятия с клиентского приложения необходимости такие запросы выдавать в БД можно определить виртуальные таблицы (или просмотры), в которых объединяются записи из одной или более таблиц, соответствующих некоторому условию. Работа с просмотром из клиентского приложения ничем не отличается от работы с обычной таблицей. Поддерживает просмотр сервер, реагируя на изменение данных в БД. Просмотры могут быть изменяемыми или не допускающими внесения в них изменений.был разработан в начале 80-х годов группой разработчиков из американской корпорации DEC. В дальнейшем разработка данного продукта велась независимыми компаниями InterBase Software и впоследствии слившейся с ней Ashton-Tate. Borland приобрела права на InterBase у Ashton-Tate после слияния с нею.активно используется в государственном и военном секторах США. Однако, интерес к этому серверу возрос только в последнее время в связи с включением его локальной (а начиная с Delphi 3 и 4-пользовательской) версии в состав Delphi Client/Server Suite и Delphi Enterprise. Внимание разработчиков БД InterBase привлек, во-первых, потому, что это «родной» продукт Borland (а средства разработки приложений этой компании давно зарекомендовали себя с положительной стороны), во-вторых, потому, что InterBase весьма прост в установке, настройке и администрировании по сравнению с другими SQL-серверами, и в-третьих, потому, что он обладает прекрасными функциональными возможностями. Однако Borland развивает только платную версию своего сервера InterBase, а помимо него есть и менее приметные, но не менее востребованные решения, например PostgreSQL или Sybase ASA. Но настоящим «серым кардиналом» можно назвать, пожалуй, лишь одну- FireBird (в переводе с англ. «жар-птица»).

Многим программистам знакома аббревиатура IB/FB. Так четырьмя буквами обозначаются целых две системы управления базами данных - InterBase и FireBird. Обе системы нетребовательны к ресурсам, платформонезависимы, просты в использовании и относительно легки в освоении. Очень часто клиентские программные утилиты поддерживают эти две СУБД одновременно.- это мощная, компактная реляционная система управления базами данных (РСУБД) с архитектурой клиент-сервер. Она может выполняться на разнообразных серверных и клиентских платформах, включая Windows, Linux и на некоторых других платформах UNIX, включая FreeBSD и Mac OS X. Это РСУБД промышленного применения, чьи возможности имеют высокий уровень соответствия стандартам SQL, при этом она реализует некоторые мощные расширения языка процедурного программирования конкретного производителя.

Этот сервер может практически всё, что обычно требуется для приложений. Иными словами - сервер должен как минимум поддерживать ANSI SQL-92, транзакции, хранимые процедуры и триггеры, развитую систему разграничения прав доступа, архивирование баз данных, быть надёжным и простым в администрировании, не иметь серьёзных ограничений на размер базы, количество таблиц, полей, индексов и т.п.

Интересной особенностью сервера является то, что он построен на архитектуре множественных поколений записей и использует версионный механизм доступа к данным. Это позволяет избежать блокировок при чтении записей, однако немного замедляет доступ.

В дополнение к этому всему, как результат изучения, хочу отметить:

-  Триггеры могут быть Before и After, причем в неограниченном, практически, количестве (срабатывают в последовательности, которую легко указать при создании триггера). В отличие от MS SQL, срабатывают они отдельно для каждой записи, а не единожды для всего кортежа.

-       Хранимые процедуры могут возвращать как наборы данных, так и скалярные значения, причём их можно использовать непосредственно в запросах.

-       Для создания уникальных идентификаторов предусмотрены генераторы. Это отдельные объекты, не привязанные к конкретным полям или таблицам, что позволяет с лёгкостью создавать идентификаторы, уникальные в любом контексте.

-       Кроме хранимых процедур, существуют ещё UDF, оформленные как внешние dll. Стандартный набор UDF и готовые их библиотеки сторонних разработчиков включают в себя практически все функции, какие только могут понадобиться.

-       Есть контроль ссылочной целостности.

-       Есть полноценная поддержка кириллицы.

Предназначенная для клиент-серверной архитектуры, эта СУБД предъявляет достаточно типичные требования при выборе серверного оборудования для серьезных проектов. А способность отлично работать с большими базами и множеством клиентских подключений давно успешно доказана.

2. Проектная часть

.1 Характеристика средств проектирования

.1.1 Case-средства

Проектирование на основе CASE-технологии (Computer-Aided Software / System Engineering) представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE предоставляет системным аналитикам, проектировщикам и программистам инструментарий для автоматизации проектирования и разработки ПО.позволяет не только получать корректные программные продукты, но и обеспечивает технологически правильный процесс их создания. Главная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ПО от его кодирования и последующих этапов разработки, а также скрыть от разработчиков все детали среды разработки ПО. Основной акцент в процессе создания ПО приходится на этапы анализа и проектирования, в отличие от кодирования.технологии широко применяются для многих типов систем ПО, но чаще всего они используются в следующих областях:

-       Разработка делового и коммерческого ПО. Широкое применение CASE-технологий обусловлено массовостью этой прикладной области, в которой CASE применяется не только для разработки ПО, но и для создания моделей систем, помогающих коммерческим структурам решать задачи стратегического планирования, управления финансами, определения политики фирм, обучение персонала (этот направление получил собственное название - бизнес-анализ).

-       Создание системного и управляющего ПО. Использование CASE-технологии в этой отрасли вызвано высокой сложностью данного вида работ и необходимостью повышения их производительности.

Помимо автоматизации структурных методологий и возможности применения современных методов системной и программной инженерии, CASE-средства имеют следующие преимущества:

•    повышают качество создаваемого ПО благодаря использованию средств автоматического контроля, в частности контроля проекта;

•        поддерживают создание прототипа будущей системы, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;

•        ускоряют процесс проектирования и разработки;

•        освобождают разработчика от рутинной работы, предоставляя ему возможность сосредоточиться на творческой части разработки;

•        поддерживают развитие и сопровождение разработки;

•        обеспечивают технологии повторного использования компонентов разработки.

Моделирование процесса в CASE-технологии - это отражение субъективного видения потока данных в виде формальной модели, состоящей из определённых взаимосвязанных операций.

Целью моделирования является систематизация знаний о предмете разработки и происходящих процессов внутри приложения в наглядной графической форме наиболее удобной для аналитической обработки всей полученной информации.

2.1.2 Методология проектирования IDEF0

Язык этой методологии придумали американские военные с целью успешного тиражирования бизнес-процессов военных предприятий аэрокосмической промышленности. В свое время американские военные столкнулись с проблемой что при проектировании заводов каждый раз приходится заново проделывать один и тот же шаг - проектировать одинаковые подсистемы управления, на которые уходило довольно многовремени и ресурсов. После этого было решено разработать язык или чертеж, с помощью которого можно было бы описать типовые подсистемы управления и в дальнейшем использовать наработанные схемы при начинании новых проектов. Язык, который был разработан для этих целей лег в основу методологии описания бизнес-процессов IDEF0.

Данный стандарт описания бизнес-процессов предлагает показывать не только входы и выходы, например, как это делается в DFD - формате, он предлагает ввести три типа входов. Первый тип входов является так же входом, а два других входа называют управлением и механизмами.

В стандарте IDEF0 (рисунок 12) c помощью входа показывают объекты - информационные и материальные потоки данных, которые преобразуются в внутри процесса. С помощью управления показывают объекты - материальные и информационные потоки, которые не преобразуются в процессе, но необходимы для его выполнения. С помощью механизмов показываются средства, при помощи которых бизнес-процесс реализуется: технические средства, люди, информационные системы и т.д. Выход бизнес-процесса, описанного в стандарте IDEF0 полностью соответствует по смыслу выходу процесса, описанному при помощи DFD-схемы.

Рисунок 12 - Функциональный блок модели

Четыре типа объектов, применяемых для описания входов и выходов в стандарте IDEF0, в английском варианте образуют сокращение ICOM и на схеме IDEF0 размещаются в строго отведенных местах относительно работ, которые называются функциональными блоками (таблица 2).

Таблица 2 - Название и размещение входов и выходов в стандарте IDEF0 относительно функционального блока.

Название объектов


Похожие работы на - Разработка автоматизированного приложения 'График рабочего дня'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!