Системы поддержки принятия решений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    268,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системы поддержки принятия решений

Содержание

 

Введение

1. Понятие систем поддержки принятия решения, их характеристика, назначение и эволюция

1.1 СППР и их место в информационно-управляющих системах

1.2 История систем поддержки принятия решений

1.3 Типы СППР

2. Области применения СППР

Заключение

Библиографический список

Введение

Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.

Понимать информационные системы - это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.

Деятельность менеджеров связана с необходимостью ежедневно принимать решения различной сложности. Существенную помощь в этом оказывают информационные системы, в основном автоматизированные информационные системы.

В первую очередь эта помощь связана с необходимостью сбора требуемой для принятия решения информации. Однако обладание информацией - необходимое, но недостаточное условие для принятия правильного решения. Необходимо еще хорошо знать предметную область, обладать навыками принятия решений, владеть целым набором средств и методов. Поэтому при принятии действительно сложных решений необходимо привлекать экспертов - специалистов в различных областях знаний. Однако чтобы эффективно использовать знания, экспертов, нужно, во-первых, знать, какие эксперты Вам необходимы, во-вторых, какие вопросы ставить перед ними, и, наконец, как использовать их знания для принятия решения. При этом задача принятия решения все равно остается за менеджером.

Главной задачей при принятии решения является выбор варианта, наилучшего для достижения некоторой цели, или ранжирование множества возможных вариантов по степени их влияния на достижение этой цели.

Следующие задачи принятия решений - поиск критериев оценки альтернатив и преодоление многокритериальности. Наконец - сама задача выбора, а затем и реализации решений. Существует много методов решения проблем, возникающих на стадиях и этапах процесса принятия решений. Все эти методы в виде соответствующего математического аппарата реализованы в специальных информационных системах - системах поддержки принятия решений (СППР) [0].

Системы поддержки принятия решений уже достаточно давно используются в развитых странах.

Целью курсовой работы является изучение систем поддержки принятия решения.

В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:

1)   Рассмотреть понятие СППР и их место в информационно-управляющих системах.

2)   Проследить историю СППР.

3)   Рассмотреть типы СППР.

4)   Изучить области применения.

1. Понятие систем поддержки принятия решения, их характеристика, назначение и эволюция

 

1.1 СППР и их место в информационно-управляющих системах


Все процессы функционирования современного промышленного предприятия, от проектирования изделия до его продажи, тесно взаимосвязаны и требуют четкого централизованного управления. Основные решения, принимаемые на уровне руководителя предприятия, невозможно реализовать без развитой информационной инфраструктуры. Создание информационно-управляющих систем (ИУС) предприятия позволяет оптимизировать сложившиеся каналы сбора информации и обеспечить более полное удовлетворение информационных потребностей руководителей и коллектива в целом. Существующие в настоящее время системно-технические инфраструктуры большинства предприятий обеспечивают в той или иной мере только отдельные виды производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности и управления. ИУС представляет собой сложную многоуровневую информационную систему, гарантирующую автоматизированное управление всеми подсистемами управляющей системы и видами деятельности предприятия. Наглядную укрупненную модель ИУС можно представить в виде взаимодействия трех подсистем (Рисунок 1). Программа создания ИУС предусматривает три этапа: совершенствование и развитие существующей системы сбора и обработки информации по критерию максимального и оперативного обеспечения управляющих структур и руководства предприятия всей необходимой и достоверной информацией в необходимые сроки; развитие ИУС в целях автоматизации поддержки принятия управленческих решений; построение стратегической информационно-управляющей системы предприятия.

Рисунок 1 - Модель информационно-управляющей системы промышленного предприятия

Создание и внедрение СППР в ИУС предприятия требует поэтапной разработки и развития совокупности всех обеспечивающих подсистем СППР: технического, математического, программного, информационного, организационного обеспечения.

Центральное место в сложной деятельности по организационному управлению промышленным предприятием занимают процессы принятия решений. Цикл управления организацией начинается с этапа получения по информационным каналам задания от вышестоящего звена, уяснения поставленных задач и оценки возможности их выполнения в соответствии с имеющимися ресурсами и условиями. На второмэтапе производится декомпозиция общей задачи управления на задачи подчиненных элементов, т.е. распределяются работы между подразделениями организации согласно их функциональному предназначению и возможностям. Эта деятельность составляет процесс принятия решений на втором этапе цикла управления. Следующий этап начинается с передачи по информационным каналам организации принятию решений. Подчиненным звеньям управления передается подробное задание, а вышестоящему звену сообщается обобщенная характеристика принятого решения. Далее следует этап оперативного управления и контроля, по результатам которого принимаются решения. управление промышленным предприятием можно представить как циклический процесс информационного обмена и принятия решений в звеньях иерархии [0].

Система поддержки принятия решений - компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

СППР включает в себя следующие этапы: анализ ситуаций и постановка проблем, формирование и выбор вариантов решений, организация выполнения решений, контроль выполнения решений (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема функционирования СППР

В зависимости от типа принимаемых решений подразделяют различные уровни СППР: оперативный, тактический и стратегический.

Оперативный уровень обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций на коротком временном интервале (неделя, декада, месяц и т.д.). На этом уровне велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Тактический уровень обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. Тактические решения принимаются на более длительном промежутке времени (квартал, полугодие и т.д.). На этом уровне объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. Стратегический уровень обеспечивает выработку решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Такой тип решений характеризует длительный временной интервал (годы, несколько лет и т.д.), и сфера действия - весь управляемый объект в целом (предприятие, межорганизационный комплекс и т.д.). Классификация СППР приведена на Рисунок 3.

Рисунок 3 - Классификация СППР

СППР характеризуется следующими отличительными особенностями:

Ориентацией на решение плохо структурированных (формализованных) задач, характерных главным образом для высоких уровней управления;

Возможностью сочетания традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

Направленностью на непрофессионального конечного пользователя ЭВМ посредством использования диалогового режима работы;

 

1.2 История систем поддержки принятия решений


До середины 60-х годов прошлого века создание больших информационных систем (ИС) было чрезвычайно дорогостоящим, поэтому первые ИС менеджмента (так называемые Management Information Systems - MIS) были созданы в эти годы лишь в достаточно больших компаниях. MIS предназначались для подготовки периодических структурированных отчетов для менеджеров.

В конце 60-х годов появляется новый тип ИС - модель-Ориентированные СППР (Model-oriented Decision Support Systems - DSS) или системы управленческих решений (Management Decision Systems - MDS).

По мнению первооткрывателей СППР Keen P.G.W., ScottMorton M.S. (1978), концепция поддержки решений была развита на основе "теоретических исследований в области принятия решений… и технических работ по созданию интерактивных компьютерных систем".

В 1971 г. - опубликована книга ScottMorton‘а, в которой впервые были описаны результаты внедрения СППР, основанной на использовании математических моделей.

г. - в работе дано определение ИС менеджмента - MIS: "MIS - это интегрированная человеко-машинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. Системы используют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, а также базу данных".

система поддержка принятие решение

1975 г. - J. D. C. Little в своей работе предложил критерии проектирования СППР в менеджменте.

г. - опубликован учебник по СППР, в котором исчерпывающе описаны аспекты создания СППР: анализ, проектирование, внедрение, оценка и разработка.

г. - опубликована диссертация S. Alter, в которой он дал основы классификации СППР.

г. - Bonczek, Holsapple и Whinston в книге создали теоретические основы проектирования СППР. Они выделили 4 компонента, присущих всем СППР:

Языковая система (Language System - LS) - СППР может принимать все сообщения;

Система презентаций (Presentation System (PS)) (СППР может выдавать свои сообщения);

Система знаний (Knowledge System - KS) - все знания СППР сохраняет;

Система обработки задач (Problem-Processing System (PPS)) - программный "механизм", который пытается распознать и решить задачу во время работы СППР.

г. - В книге R. Sprague и E. Carlson описали, каким образом на практике можно построить СППР. Тогда же была разработана информационная система руководителя (Executive Information System (EIS)) - компьютерная система, предназначенная для обеспечения текущей адекватной информации для поддержки принятия управленческих решений менеджером.

Начиная с 1990-х, разрабатываются так называемые Data Warehouses - хранилища данных. Хранилище данных - это очень большая предметно - ориентированная информационная корпоративная база данных, предназначенная для подготовки отчётов, анализа бизнес-процессов и поддержки принятия решений. Строится на базе клиент-серверной архитектуры, реляционной СУБД и утилит поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, становятся доступны только длячтения.

октября 2005 года в Москве на Международной конференции "Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья" (ITTHC 2005), А. Пастухов (Россия) представил СППР нового класса - PSTM (Personal Information System sofTopManagers). Основным отличием PSTM от существующих СППР является построение системы для конкретного лица, принимающее решение, с предварительной логико-аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводом информации на один экран.

Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы.

Несмотря на то, что история исследований задач и процессов принятия решений восходит к 1738 г., когда Бернулли и Ла Плас установили логарифмическую форму нелинейной функции полезности денег, актуальность они (и деньги тоже) не потеряли. Применение СППР основано на экономической целесообразности и определяется сложностью задач, которые решают с их помощью.

Итак, система поддержки принятия решений - диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами. Системы поддержки принятия решений - это одна из важнейших категорий информационных систем управления.

1.3 Типы СППР


В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.(Execution Information System) - информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS-системы - та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР.(Desicion Support System) - полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений по OLAP-системам и Data Mining.

Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность как высшему руководству, так и специалистам аналитических отделов компаний. [0]

Примером системы поддержки принятия решений является СППР "Выбор".

Система поддержки принятия решений (СППР) "Выбор" - аналитическая система, основанная на методе анализа иерархий (МАИ), является простым и удобным средством, которое поможет структурировать проблему, построить набор альтернатив, выделить характеризующие их факторы, задать значимость этих факторов, оценить альтернативы по каждому из факторов, найти неточности и противоречия в суждениях лица принимающего решение (ЛПР) /эксперта, проранжировать альтернативы, провести анализ решения и обосновать полученные результаты. Система опирается на математически обоснованный метод анализа иерархий Томаса Саати.

СППР, основанная на методе анализа иерархий (МАИ), является простым и удобным средством, которое поможет структурировать проблему, построить набор альтернатив, выделить характеризующие их факторы, задать значимость этих факторов, оценить альтернативы по каждому из факторов, найти неточности и противоречия в суждениях ЛПР/эксперта, проранжировать альтернативы, провести анализ решения и обосновать полученные результаты.

СППР МАИ может использоваться при решении следующих типовых задач:

оценка качества организационных, проектных и конструкторских решений;

определение политики инвестиций в различных областях;

задачи размещения (выбор места расположения вредных и опасных производств, пунктов обслуживания);

проведение анализа проблемы по методу "стоимость-эффективность";

стратегическое планирование;

проектирование и выбор оборудования, товаров;

выбор профессии, места работы, подбор кадров.

Основные положения метода анализа иерархий были разработаны известным американским математиком Т.Л. Саати и опубликованы в 1977г. Томас Саати является одним из самых ярких представителей прикладной науки. Об этом говорят не только его математическая эрудиция и глубина новых теоретических результатов, но и диапазон приложений. Он был прав, предпослав к одной из своих монографий эпиграф: "Я люблю обе стороны математики: чистую - как возвышенный уход от реальности, прикладную - как страстное стремление к жизни" [0].

МАИ используется для решения слабо структуризованных и неструктуризованных проблем.

2. Области применения СППР


Существуют системы, созданные для решения сложных проблем в больших коммерческих и государственных организациях. Например:

Система авиалиний. В отрасли авиаперевозок используется система поддержки принятия решений - Аналитическая Информационная Система Управления. Она была создана American Airlines, но используется и остальными компаниями, производителями самолетов, аналитиками авиаперевозок, консультантами и ассоциациями. Эта система поддерживает множество решений в этой отрасли путем анализа данных, собранных во время утилизации транспорта, оценки грузопотока, статистического анализа трафика. Например, она позволяет делать прогнозы для авиарынка по долям компаний, выручке и рентабельности. Таким образом, эта система позволяет руководству авиакомпании принимать решения относительно цены билетов, запросов в транспорте и т.д.

Географическая система. Географические информационные системы - это специальная категория систем поддержки, которая позволяет интегрировать компьютерную графику с географическими БД и с другими функциями систем поддержки принятия решений. Например, IBNsGeoNanager - это система, которая позволяет конструировать и показывать карты и другие визуальные объекты для помощи при принятии решений относительно географического распределения людей и. ресурсов. Например, она позволяет создать географическую карту преступности и помогает верно перераспределить силы полиции. Также ее используют для изучения степени урбанизации, в лесной промышленности, железнодорожном бизнесе и т.д.

Существуют основные области применения СППР. Например:

Телекоммуникации - основные области применения СППР. Например:

Телекоммуникации

Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг.

Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории клиентов с похожими стереотипами поведения, с тем чтобы дифференцировано подходить к привлечению клиентов той или иной категории.

Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные рекламные компании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки "стабильных" клиентов, т.е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.

Банковское дело

СППР используются для более качественного мониторинга различных аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и так далее, что позволяет значительно повысить эффективность работы.

Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений клиентуры - области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.

Страхование

Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим - это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска, классификация клиентов.

Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового возмещения, в случае больших сумм, позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем.

Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.

Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.

Розничная торговля

Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения во времени.

Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар.

Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки.

Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?». Например, приобретая фотоаппарат, покупатель, вероятно, в ближайшем будущем станет приобретать пленку, пользоваться услугами по проявке и печати [6].

Заключение


Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной информации о различных аспектах бизнеса компании в целях поддержки принятия решений. От этого зависит качество управления компанией, возможность эффективного планирования ее деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Системы Поддержки Принятия Решений предоставляют менеджерам такие возможности.

Библиографический список


1.      Системы поддержки принятия решений [Электронный ресурс] URL:http://xreferat.com/37/22-1-sistemy-podderzhki-i-prinyatiya-resheniiy.html

2.      Информационные системы в экономике// Под ред. проф. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 387 с.

.        Чекинов, Г.П. Применение ситуационного управления в информационной поддержке принятия решений при проектировании организационно-технических систем // Г.П. Чекинов, А.Л. Куляница, В.В. Бондаренко// Информационные технологии в проектировании и производстве. -2003.

.        Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. - СПб.:БХВ-Петербург, 2005

.        Системы поддержки принятия решений [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_поддержки_принятия_решений

.        Литвак Б.Г. Экспертные технологии управления. М.: Дело, 2004г.

Похожие работы на - Системы поддержки принятия решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!