Путь России в информационное общество

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,16 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Путь России в информационное общество

Содержание

Введение

. Пути развития информационного общества

.1 Ситуация в информационной сфере

.2 Особенности достижения информационной революции

.3 Тенденции развития геополитической обстановки в мире

. Россия в глобальном информационном обществе

.1 Угрозы информационной безопасности России

.2 Обеспечение информационной безопасности России

.3 Стратегия развития и формирования информационного общества в России

.4 Задачи национальной стратегии

.5 Принципы национальной информационной стратегии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется тем, что в условиях кардинального изменения принципов мироустройства под влиянием процессов глобализации особое место новый ресурс - информация и новые противоречия, вызванные борьбой за обладание этим ресурсом. Соответственно зарождаются новые вызовы и угрозы национальной безопасности государства, прежде всего его информационной безопасности.

Тема исследования курсовой работы находит свое отражение в трудах таких авторов как М.П. Кастельс, А.Н. Дулатова, В.Б. Уткин.

Целью данной курсовой работы является исследование путей России в информационном обществе, анализ возможных угроз и рассмотрение мер, призванных повысить уровень национальной безопасности.

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

проанализировать ситуацию в информационной сфере;

рассмотреть тенденции развития геополитической обстановки;

определить угрозы информационной безопасности России;

охарактеризовать стратегию развития и формирования информационного общества в России;

рассмотреть принцип национальной информационной стратегии.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.

1. Пути развития информационного общества

.1 Ситуация в информационной сфере

По мнению ряда экспертов, ситуация в области обеспечения национальных интересов в информационной сфере резко осложнилась после терактов в США 11 сентября 2001 года и к настоящему времени продолжает ухудшаться. Все, что происходит, представляет собой не что иное, как изменение баланса сил, передел сфер влияния внутри принципиально новой сферы жизненно важных интересов современного общества - в информационной сфере. В этом переделе ключевая роль сегодня принадлежит США.

Так, в последние годы в рамках инициативы «Информационная революция» программы стратегических оценок Национального совета по разведке США аналитической корпорацией РЭНД был проведен ряд международных научных конференций и семинаров, в ходе которых изучалось и оценивалось мнение ведущих экспертов по проблеме трансформации общества под воздействием информационной революции.

Результаты проделанной работы были обобщены экспертами РЭНД в отчете «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия» («The global course of the information revolution: recurring themes and regional variations», MR-1680-NIC), опубликованном летом 2003 года.

Исследование РЭНД является заключительным этапом в многолетней программе работ, направленной на изучение феномена глобализации и информационной революции, движущих сил развития современного общества, анализ конфликтного потенциала и выявление потенциальных угроз национальной безопасности США в ближайшие 10-20 лет.

Основная цель проведенного исследования - выявить характер воздействия информационных технологий и информационной революции на экономическую, финансовую, политическую, культурную, социальную и иные сферы жизнедеятельности современного общества, а также дать прогноз развития ситуации на ближайшие 10-20 лет.

В исследовании отмечается, что сегодня прогресс в информационных технологиях уже затронул большинство сфер бизнеса, государственной и общественной деятельности практически во всех регионах мира. Информационные технологии и связанная с ними информационная революция превратились в один из наиболее значимых факторов, способствующих динамичной трансформации общества, его переходу от общества постиндустриального к обществу информационному. Стремясь наиболее полно использовать преимущества, которые несет с собой информационная революция, американские аналитики пытаются прогнозировать развитие информационных технологий, как на краткосрочную, так и среднесрочную перспективу.

.2 Особенности достижения информационной революции

Результаты анализа позволили выявить ряд характерных особенностей развития информационных технологий и влияния информационной революции, причем ряд особенностей характерен большинству регионов мира, а некоторые из них специфичны для отдельных регионов планеты.

Так, среди особенностей, характерных большинству регионов мира, стремящихся использовать достижения информационной революции, эксперты РЭНД отмечают следующее.

. Разработка новых технологий будет непрерывно стимулировать информационную революцию.

. Информационная революция породит новые бизнес-модели, которые существенно трансформируют деловой и финансовый мир.

. Информационная революция существенно затронет механизмы управления обществом и создает новых политических игроков.

. Информационная революция останется многоликой и будет формироваться социальными и культурными ценностями.

. Сохранится многофакторная форма и характеристика национального подхода к восприятию информационной революции.

.3 Тенденции развития геополитической обстановки в мире

Кроме того, эксперты РЭНД прогнозируют следующие основные тенденции развития геополитической обстановки в мире.

. В ближайшие 10-20 лет США останутся в авангарде информационной революции.

. Информационная революция в Европе будет развиваться медленнее и несколько иным путем, отличным от ее развития в США и Канаде.

. В ближайшие 10-20 лет ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона продолжат стремительное развитие и масштабное использование информационных технологий.

. Геополитические тенденции, которым содействует информационная революция, могут обозначить новые вызовы национальной безопасности Соединенным Штатам и другим развитым странам мира.

Поскольку темпы перечисленных технологических революций возрастают, а их синергетическое воздействие увеличивается, растет и понимание последствий их воздействия на общество будущего. Эксперты РЭНД констатируют, что в ходе указанных технологических революций сохранится неравенство отдельных наций и регионов планеты; более того, ускорение темпов технологической революции приведет к углублению неравенства, и как следствие - к небывалому росту напряженности во всем мире.

2. Россия в глобальном информационном обществе

.1 Угрозы информационной безопасности России

Основной угрозой информационной безопасности для Российской Федерации являются планы ряда стран Запада, и, прежде всего США, использовать свое превосходство над Россией, полученное в результате интеллектуального отрыва в организации и технологиях ведения информационной борьбы в едином глобальном информационном пространстве.

В настоящее время в США активизировано проведение работ, направленных на реализацию национальной информационной стратегии. Цель проводимых работ - обеспечить подавляющее информационное превосходство путем навязывания информации, побуждающей высшее военно-политическое руководство других стран принимать выгодные для США решения.

Ключевыми элементами в деле достижения целей национальной информационной стратегии является управление восприятием целевой аудитории и формирование «общественного мнения» путем манипулирования информацией. Основная форма достижения поставленных целей - ненасильственные действия и инициирование «бархатных» революций.

Цели национальной политики США будут достигаться путем ведения стратегического информационного противоборства с использованием атакующего информационного оружия. В качестве такового в последнее время все чаще рассматриваются не аппаратно-программные средства воздействия на информационные системы и информационный ресурс противника, а средства и методы манипулирования информацией.

Об этом говорит анализ работ по данной тематике - в зарубежной прессе в последние годы резко возросло число работ по средствам и методам манипулирования сознанием (в частности, по методам нейролингвистического программирования, гипноза и другим методам суггестивного воздействия), исследованиям психологии личности и др. Появился ряд новых понятий, например - «реальная виртуальность», когда освещение некоторого события в прессе приобретает большую важность, чем само это событие.

В ходе ряда научных исследований по таким программам, как «МК-Ультра», «Артишок» и др., проведенным еще в 60-70 годах ХХ века, объективно установлено, что наиболее перспективными методами ведения информационной войны являются именно методы воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Реализация подобных методов на государственном уровне требует пересмотра ключевых подходов к проведению внешней и внутренней политики государства в информационную эпоху.

Основными силами, задействованными в стратегическом информационном противоборстве, будут небольшие группы высококлассных политтехнологов, спичрайтеров и имиджмейкеров, подготавливающих и обыгрывающих заданный сценарий. Работа таких специалистов сегодня называется «связями с общественностью» (public relation, PR). Примером такой группы является группа специалистов, освещавшая конфликт в Югославии, во главе с Джимми Шеа. Именно в Югославии был в полном объеме апробирован весь цикл мероприятий по стратегическому информационному противоборству: от дискредитации политического руководства перед началом конфликта, до выгодного освещения событий в ходе вооруженной агрессии.

Необходимость достижения подавляющего информационного превосходства над противником и совершенствования существующей в США системы проведения информационных и психологических операций была доказана после детального анализа американскими военными экспертами результатов операций против Югославии, Афганистана и Ирака. В ходе этих кампаний американские военные еще раз убедились в огромном потенциале средств манипулирования информацией.

Основные факторы угроз национальной безопасности России в информационной сфере.

Стремительное развитие информационного общества значительно увеличивает влияние информационной сферы на национальную безопасность страны.

Переход информации в разряд одного из важнейших ресурсов человечества ведет к росту числа и интенсивности конфликтов в информационной сфере, направленных на завоевание и удержание господства над этим новым ресурсом.

Среди прочих факторов угроз национальной безопасности России в информационной сфере наиболее значимыми в ближайшие годы будут следующие.

Продолжающийся неконтролируемый рост масштабов глобальных информационных сетей. Уже сегодня ситуация в глобальных информационных сетях во многом вышла из-под контроля создателей этих сетей. Ежемесячно в Сети появляются новые средства массовой информации, сайты различных радикальных группировок и др.

В последнее время информационное пространство все активнее используется террористами для координации своей деятельности, организации связи и привлечения финансирования. Осознавая потенциал, которым обладают новые информационные технологии, ряд международных террористических организаций в последнее время пытается устанавливать связи с глобальными сетевыми сообществами хакеров. Террористами ведется работа по возможному их привлечению в будущем для планирования и проведения террористических актов.

Доказано, что террористы Аль-Каеды координировали свою деятельность именно путем использования глобальных сетей. Установление рабочих контактов между террористами и хакерами грозит резким скачком в технологическом развитии террористов, что может привести к тому, что террористы приобретут способность проведения масштабных терактов в информационной сфере уже в ближайшие годы.

Появление принципиально новых средств и способов доведения информационно-пропагандистских материалов до аудитории при ведении информационно-психологических операций. За последние годы стали широко использоваться такие новые медийные средства как спутниковое телевидение и радио, цифровое телевидение, электронная почта, средства виртуальной реальности и др. В армии США с октября 2001 года действует специализированный Центр стратегического влияния, в задачу которого входит координация действий по проведению стратегических психологических операций, в том числе с использованием новых средств массовой информации.

За последние годы резко возросло количество средств специального программно-математического воздействия на ресурсы информационных систем, при этом сами эти средства с развитием глобальных сетей стали широко доступны, что ведет к росту числа хакерских атак на информационные системы министерства обороны и федеральных органов власти. Во много раз увеличилось количество компьютерных вирусов, существующая антивирусная промышленность уже не в полной мере справляется с возросшей нагрузкой.

Продолжается рост числа систем спутниковой связи и совершенствование их технических характеристик. За последние годы резко возросло число операторов спутниковой связи. Сегодня спутниковые каналы связи - неотъемлемая часть реализации новой военной доктрины США по проекции силы.

При этом ряд официальных документов США закрепляет приоритет этой страны в космосе. Россия же до настоящего времени не может в полном объеме восполнить орбитальную группировку спутников связи и глобального позиционирования, что существенно сказывается на оперативности доведения приказов и распоряжений, а низкий срок службы космических аппаратов на орбите делает российскую связь малопригодной для использования в чрезвычайных условиях.

Снижается квалификационный потенциал выпускников российских ВУЗов по специальностям, связанным с информационными технологиями. По мнению ряда специалистов, в последние годы наблюдается снижение уровня подготовки специалистов в области информационных технологий, а также их массовый выезд за рубеж. Такая ситуация грозит тем, что в ближайшие годы Россия лишится необходимого интеллектуального потенциала, без которого невозможна разработка и внедрение новых информационных технологий в систему обороны страны.

.2 Обеспечение информационной безопасности России

Доклад ООН за 2004 год о состоянии глобальной инвестиционной активности (World Investment Report) был посвящен глобализации научно-исследовательских разработок. И это делает его особенно интересным, особенно в свете обсуждения вопроса о становлении в России информационного общества.

год подвел черту под резким спадом международной инвестиционной активности, последовавшим за кризисом на рынке высоких технологий. Увеличившиеся по сравнению с 2003 годом на 2% прямые трансграничные инвестиции составили $648 млрд., или 48% от уровня рекордного 2000 года. Характерно, что наибольшие инвестиции пришлись на страны ЕС, обеспечившие 38% всех капиталовложений за рубеж. Они приняли инвестиций больше, чем Азия и Латинская Америка вместе взятые, и вдвое больше, чем США и Канада. В то же время особенно быстро иностранные инвестиции поступали в страны Азии, - с показателем $148 млрд., или 23% от общего их объема (второе место после Европы).

За 2004 год иностранные инвесторы привлекли в нашу экономику $7,1 млрд. прибыли, полученной от своего бизнеса в стране, и это вывело Россию на пятое место в мире по объему реинвестированного капитала. 33% руководителей крупнейших ТНК сочли Россию «крайне привлекательной для инвестиций» (третье место в соответствующем рейтинге, первое - Китай, вторую строчку делят Индия и США). Однако эта привлекательность, как и сами инвестиции, остается весьма специфической - ориентированной почти исключительно на ресурсодобывающие отрасли. В России данный показатель достигает 73% (в среднем в развитых странах - всего 0,9%).

Картина, представленная экспертами ООН, однозначно свидетельствует: самым заметным ограничителем инвестиций в Россию оказывается именно их «нетехнологический» характер. Наша страна выделяет на обеспечение технологического развития почти в полтора раза меньше, чем один концерн Daimler-Chrysler. Но западные инвесторы лучше наших государственников способны различать потенциал страны как таковой и потенциал ее руководства. Ни разу не упомянув Российскую Федерацию в седьмой главе доклада, посвященной роли национальных правительств в развитии наукоемких отраслей экономики, они поместили Россию на вполне респектабельное 24-е место при ранжировании стран по их способности к инновациям. А по привлекательности для размещения технологических подразделений своих компаний западные инвесторы поставили РФ на достойную шестую строку - после Китая, США, Индии, Японии и Англии.

Сегодня Россия тратит на НИОКР в 1,6 раза меньше, чем 9-миллионная Швеция. Да, Россия неплохо «смотрится» в ряду развивающихся стран по числу регистрируемых в США патентов, занимая седьмое место после Тайваня, Южной Кореи, Гонконга, Китая, Сингапура и Индии. Но в общем числе наших заявителей частные лица составляют менее трети, а институты и организации - 68%. Для сравнения: на Тайване и в Южной Корее, представители которых ежегодно регистрируют в США соответственно в 21,3 и в 12,7 раза больше патентов, чем россияне, на долю организаций приходится лишь 4% от общего числа заявителей.

По объему накопленных иностранных инвестиций Россию принято сравнивать с Китаем ($98,4 млрд. и $702 млрд.); его в пересчете на душу населения мы опережаем более чем на четверть. Но давайте рассмотрим Данию, идущую следом за нами в списке реципиентов: $98,2 млрд. на 5,4 млн. чел. То есть на каждого датчанина приходится не $540 инвестиций, как в Китае, и не $663, как в России, а $ 18,2 тыс. И это не является рекордом: в Швейцарии - $25,1 тыс., в Голландии - $26,8 тыс.

Именно поэтому нынешнее геополитическое положение диктует необходимость разработки и реализации стратегического курса по обеспечению информационной безопасности государства в ходе глобального информационного противоборства между ведущими странами мира.

Сегодня необходимо отработать варианты возможной трансформации существующих подходов к ведению информационной войны с целью вывести процессы их управлением на один из высших уровней стратегического планирования.

Необходимо выработать единое понимание проблемы защиты государства от информационного оружия и кибер-тероризма.

Раздробленные усилия различных ведомств не дают реальных результатов; для решения проблемы необходима общая концепция на основе уточненной доктрины информационной безопасности, которая позволяла бы государству координировать деятельность всех участников создания и обеспечения национальной информационной безопасности.

Задачи по информационной безопасности государства должны решаться на основе постоянного совершенствования структуры органов системы обеспечения информационной безопасности. Необходима координация их взаимодействия, совершенствования приемов и способов активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям противника, исходя из поставленных целей и задач.

Необходимо активизировать работы по разработке единых теоретических основ информационной безопасности.

Необходимо также принятие дополнений в законодательство по СМИ, которые запрещали бы публиковать материалы или давать комментарии к происходящим событиям, не отвечающим национальным интересам России. Ряд подобных мер в последнее время был принят в США, на «родине демократии», и с пониманием воспринят большинством населения страны.

.3 Стратегия развития и формирования информационного общества в России

Формулируя походы к разработке национальной информационной стратегии, необходимо помнить о следующих фундаментальных принципах.

. Государство есть надстройка над обществом, поэтому государство не в состоянии формировать новое общество, оно может лишь не мешать и пытаться трансформироваться соответственно изменениям в обществе (например, по типу «электронного правительства»).

. Современное, постиндустриальное общество сохранило традиционную основу общественных отношений - иерархию, новое общество базируется на принципиально новой, сетевой модели. Это влечет за собой колоссальные изменения в экономике, политике, самой структуре власти, обеспечении безопасности и др. Также это влечет за собой и изменение алгоритма выработки и принятия управленческих решений.

. В США в 90-х годах прошлого века информационное общество практически было построено, но существенных результатов это не дало, а привело к фатальному краху высокотехнологичных биржевых индексов. Надо делать выводы. Сама по себе информационная индустрия ничего не дает, это локомотив, к которому необходимо цеплять вагоны, которые дают реальную продукцию, повышающую качество жизни человека. Как отмечалось выше, на Западе такими «вагонами» сегодня считают биотехнологии, нанотехнологии и энергетические технологии. Все они не могут существовать без технологий информационных, но способны выдавать вполне конкретный продукт.

Далее, говоря, в частности, о региональной политике, необходимо учитывать особенности регионального развития в условиях глобализации: развиваются главным образом глобальные кластеры (типа мегаполисов: Франкфурт, Нью-Йорк, Москва, Санкт-Петербург и др.), в которых сосредотачивается капитал, трудовые ресурсы, власть и др., но не вся территория стран равномерно. Поэтому необходимы существенные коррективы и в региональной политике.

Цель национальной информационной стратегии.

Трансформации современного общества, вызванные глубоким проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, во многом есть объективный процесс, не зависящий от проводимой государством политики. Происходящие процессы трансформации столь фундаментальны, что несут серьезную угрозу всем, кто не воспринял новых условий. Причем темпы преобразований столь высоки, что, не учтя характера изменений сегодня, завтра догнать уже не будет времени и сил.

Сегодня России необходимо, наконец, определиться с собственной стратегией формирования и развития информационного общества, в котором определить условия и основные принципы его формирования, а также принципы вхождения России в глобальное информационное общество.

В этой ситуации в качестве базовой цели стратегии видится сохранение целостности и государственного суверенитета, а также обеспечение условий развития Российской Федерации как субъекта международного права в новых условиях глобализирующегося мира и формирования планетарного информационного общества.

К сожалению, говорить сегодня о возможности завоевания лидирующих позиций в новом миропорядке не приходится. Так, в частности, эксперты РЭНД считают, что в ближайшие 10-20 лет от России может исходить одна из наиболее серьезных угроз безопасности миру, связанная с деградацией государственности и превращения ее в «несостоявшееся государство».

Эксперты считают, что экономическое, политическое и социальное развитие России (так же, как ее интеграция в мировое информационное пространство) будет сильно зависеть от степени ее участия в информационной революции. По их мнению, сегодня российское руководство стремится продвигать разработку информационных технологий в России, но оно серьезно ограничено в ресурсах. Кроме того, существует значительное противодействие внедрению информационных технологий, обусловленное политическими целями и опасением за безопасность национального информационного пространства.

Также отмечается, что, несмотря на то, что в России принята специальная федеральная программа «Электронная России», темпы ее реализации не позволяют говорить о том, что разрыв, отделяющий Россию от всего остального мира, будет преодолен в ближайшее десятилетие.

Сегодня Россия находится далеко позади не только ведущих стран Запада, но и многих стран Азии. Так, во многих исследованиях РЭНД Россия даже не была идентифицирована как видимый игрок на рынке разработки высокотехнологичных продуктов и услуг.

Более того, в 2001 году, по ряду экспертных оценок, Россия была помещена на 42-ую позицию из 60 стран, по их оценке, готовности к развитию электронной коммерции - позади Перу и Египта.

Долгосрочные возможности развития и внедрения информационных технологий в России, по оценкам экспертов РЭНД, также являются весьма проблематичными. За последние годы в России резко сократилось число высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Большое количество специалистов уехали на Запад. В этой связи остро встала проблема «утечки мозгов». Начиная с середины 80-х годов XX века, хронически недофинансируются фундаментальные исследования. Сегодня Россия практически не имеет задела для будущего развития высокотехнологичной промышленности и вынуждена полностью ориентироваться на импорт информационных технологий.

Продолжающиеся конфликты на Северном Кавказе, нестабильность политической ситуации в России, высокий уровень коррумпированности госчиновников, большая доля теневой экономики России и ее значительный уровень криминализации, заставляет говорить о возможности деградации российского государства и его скатывании в разряд несостоявшихся государств.

Такие оценки предполагают, что Россия рискует оказаться на дне «цифровой пропасти» вместе с большинством африканских стран и стран Латинской Америки. Вместе с тем подобное положение России сегодня вызывает серьезную озабоченность западных экспертов. По их мнению, столь большая страна, какой является Россия, обладающая ядерным оружием, находясь на дне «цифровой пропасти», представляет одну из наиболее серьезных угроз стабильности в мире в ближайшие 10-20 лет.

К сожалению, приходится согласиться со многими выводами американских экспертов. Однако все еще существует возможность использовать новый виток технологической революции с целью выхода России из затянувшегося кризиса.

В последнее время рядом зарубежных аналитических центров проводятся исследования по изучению динамики развития инновационных отраслей мировой экономики с целью прогнозирования и выявления тех направлений развития, которые в ближайшем будущем способны привести к взрывному росту мировой экономики, что будет способствовать ее выходу из затяжного кризиса.

В этой связи уместно отметить, что рядом экспертов, занимавшихся подготовкой аналитических материалов к Всемирному экономическому форуму в 2004 году, отмечалось, что последние годы характеризуются глубокими застойными явлениями в области инноваций. Большие надежды связывались многими с развитием и повсеместным внедрением информационных технологий, однако крах высокотехнологичного сектора экономики в США в конце 90-х годов во многом опроверг эти ожидания. Экспертами отмечалось, что информационные технологии столь стремительно были интегрированы в современную экономику, что говорить о маркетинговых преимуществах от их использования сегодня уже не имеет смысла. Область информационных технологий продолжит свое развитие, однако основные усилия будут сосредоточены в узкоспециализированных областях: повышение защищенности и безопасности информационных систем, борьба с несанкционированными почтовыми рассылками (спамом), развитие средств и методов хранения информации и др. Однако качественно новых достижений, эквивалентных появлению Интернет или персональных компьютеров, в этой области уже не ожидается.

Наряду с такой оценкой потенциала информационных технологий эксперты подчеркивают, что среди множества инновационных направлений сегодня наиболее перспективными являются четыре: биотехнологии, массовые распределенные сетевые вычисления, нанотехнологии и энергетические технологии. Каждая из этих отраслей науки, по мнению специалистов, сегодня достигла такого уровня развития и накопления знаний, что качественный скачок в их развитии и получение принципиально новых результатов прогнозируется уже в ближайшие годы.

Во всех перечисленных перспективных отраслях Россия имеет сегодня значительный потенциал, который может быть использован для достижения поставленных целей экономического развития страны.

Исторический период реализации национальной информационной стратегии целесообразно определить в 15-20 лет. Такая длительность позволяет учитывать динамику социальных, культурных, технологических и финансово-экономических процессов в обществе.

.4 Задачи национальной стратегии

В государственно-политической сфере

. Совершенствование системы государственного управления. Выработка методов и алгоритмов принятия решений на государственном уровне на базе сетевой структуры. Формирование системы независимых аналитических организаций, центров, фондов и др., результаты деятельности которых должны использоваться при выработке решений на государственном уровне.

. Трансформация существующего государственного аппарата (построенного по иерархическому принципу), в сетевой, с использованием опыта работы транснациональных корпораций. Руководящим должен быть принцип: «Государство информационной эпохи есть мегакорпорация».

.Трансформация существующей политической и партийной системы с учетом приоритета негосударсвенных общественных объединений и влияния «общественного мнения» на реализацию управляющих воздействий в обществе со стороны государства.

В социальной сфере

. Модификация модели успешного образа жизни.

. Дать возможность использовать достижения ИТ для повышения благосостояния населения страны путем развития малого предпринимательства в области информационных технологий.

. Использование достижений ИТ-отраслей для совершенствования социального обслуживания населения.

. Развитие связей с соотечественниками за рубежом.

В финансово-экономической сфере

. Усовершенствование эффективности деловых сделок.

. Преобразование существующих систем в сетевые системы.

. Развитие рыночной on-line торговли.

. Горизонтальное реструктурирование организаций.

. Развитие малого и среднего бизнеса.

В промышленной сфере

. Обновление структур высокой стоимости (инфраструктурных компонентов).

. Преобразование существующих систем в сетевые системы.

. Горизонтальное реструктурирование промышленного производства.

. Участие в выработке основополагающих стандартов в области ИТ.

В сфере науки и образования

. Развитие новых видов деятельности, которые формируют средний класс общества.

. Ориентация системы образования на использование достижений ИТ-отраслей промышленности.

. Организация подготовки персонала, адекватно воспринимающего происходящие изменения в обществе.

В сфере безопасности

. Глубокая трансформация всего научного направления, связанного с обеспечением национальной безопасности с учетом изменений в обществе. Прежде всего, это касается существующей и перспективной модели угроз безопасности. Понимание невозможности создания абсолютной системы безопасности и концентрация на управлении рисками.

. Трансформация силовых структур, внедрение сетевого принципа их организации.

. Реализация принципа «Силовое ведомство - корпорация».

. Обеспечение безопасности информационной инфраструктуры.

.5 Принципы национальной информационной стратегии

Принцип концентрации ресурсов. Учитывая ограниченность ресурсов, необходимо отказаться от традиционных моделей распределения средств и отдать приоритет распределению всех человеческих ресурсов, финансированию как государственной, так и частной промышленности с целью развития инфраструктуры ИТ-области.

Принцип инициирования частных инвестиций. Необходимо стимулировать и направить поток инвестиций, имеющих отношение к ИТ, из частного сектора посредством налоговых и иных реформ и осуществления поддерживающих мер.

Принцип новой модели успеха, использующей уникальные особенности и область специальных знаний. Демонстрация успешной ИТ-модели в будущем будет ключевым элементом конкурентоспособности России.

Принцип «Государство - мегакорпорация». Использование опыта корпоративного управления, продвижения товаров, завоевания и отстаивания рынков в качестве модели государственного управления в сетевом обществе.

Принцип точной оценки и информационного обеспечения. Чтобы создать эффективную стратегию и оценивать ее, необходима точная информация о текущем состоянии развития государства и общества.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что происходящие сегодня изменения в обществе весьма серьезны, они несут в себе мощный трансформационный потенциал, способный существенно преобразить ландшафт нового мира: изменения коснутся всех без исключения сфер жизни и деятельности человека.

Сегодня необходимо внимательно изучать происходящие изменения и вырабатывать собственное мнение по их полезности для общества. Нет ничего хуже, чем бежать за лидерами и слепо копировать их действия, не учитывая при этом национальной специфики. Тем более, что мы имеем перед собой результаты ряда таких «подражательных» проектов: это и попытки копировать вычислительные комплексы ИБМ в нашей Единой серии ЭВМ, и попытка создания собственного космического челнока (кстати, американцы с неохотой, но все же вынуждены констатировать правильность нашего решения об использовании ракет-носителей). Да и сам проект «демократии», скопированный у нас в ходе «перестройки», показал свою несостоятельность.

Сегодня нет никаких оснований снова повторять исторические ошибки. Нам не следует создавать стратегии вхождения в глобальное информационное общество, нам следует создавать собственную Национальную информационную стратегию, в которой четко определить параметры вхождения в глобальное общество, выгодные России.

В условиях глобализации необходима скорейшая и кардинальная реформа системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Новая система должна быть способной адекватно отвечать на угрозы нового времени. Более того, сегодня в основу обеспечения национальной безопасности государства должна быть положена его информационная политика, определяющая национальные интересы и приоритеты в информационной сфере. Его внешняя и внутренняя политика должна строиться, базируясь на информационной политике государства. Достижение и удержание информационного превосходства, позволяющего доминировать в ситуации, должно стать основой международной деятельности всех государственных структур РФ.

Особое место в строительстве новой политической и государственной системы российского общества в информационную эпоху должны занимать вопросы, связанные со стандартизацией взаимодействия. Стремясь сохранить национальную самоидентичность и ментальные особенности русского народа, отраженные в системе подготовки научных и инженерных кадров, не следует однозначно воспринимать в качестве государственных стандартов те, которые создавались другим народом, с иным восприятием ценностей и подходом к решению стоящих задач.

В целом следует отметить, что во многом процессы глобализации объективны и вызваны уровнем научно-технического прогресса; отказаться от многих достижений сегодня уже просто невозможно. Следует признать, что США и другие развитые страны одними из первых осознали преимущества, которые дает глобализация, и попытались выстроить модель нового глобального общества под собственные, во многом эгоистические, интересы. Однако уязвимость этой идеи очевидна - устойчивое глобальное общество может быть построено только на основе сетевой, а не иерархической структуры, в которой каждый узел будет равноправен в своих отношениях. За время, истекшее с начала агрессии против Ирака, США уже поплатились за свои амбиции, восстановив против себя более половины человечества. В этих условиях одной из насущных проблем становится выработка новых идей дальнейшего позитивного развития глобального общества, и в этом вопросе Россия может и должна сыграть свою объединительную роль.

безопасность геополитический информационный сетевой

Список использованных источников

1. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание социокультурный подход. М.: ИПО «Профиздат». 2005.

. Дулатова А.Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2007.

. Зуев А. Впереди цифровая революция // Свободная мысль XXI, 2003, № 5.

. Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура - М.: Высшая Школа Экономики, 2005.

. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; М.: Фонд «Мир», 2007.

. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: МГУ, 2006.

. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник. - Академия, 2009.

. Степанов А.Н. Информатика: Учебное пособие к курсу» Математика и информатика» для гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Самара: Издательство «Самарский Университет», 2005.

. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // Рос. газ. - 2008.

. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

. Интернет в России: методика и основные результаты исследования [Электронный ресурс]. - 2009. - N 26. - URL:http://bd.fom.ru/pdf/int2609a.pdf

Похожие работы на - Путь России в информационное общество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!