для родителей - возможность контролировать "траекторию развития" детей, принимать более широкое участие в жизни образовательного учреждения, общаться с педагогами, специалистами, администрацией;
II. Практические аспекты использования прикладного программного обеспечения при разработке сайта "Информационные системы в образовании"
2.1 Проектирование программного приложения - сайт "информационные системы в образовании"
Целью курсовой работы является создание программного приложения - сайт "Использование информационных систем в образовании".
Практически все алгоритмы зависят от способа организации данных. В ГОСТе 19.701-90 сказано, что проектирование программы следует начать не с алгоритмов, а с разработки структур, необходимых для представления входных, выходных и промежуточных данных [19].
Структура данных - организационная схема, в соответствии с которой упорядочиваются данные с целью их обработки и хранения. Структура данных представляет собой множество логически связанных данных. Данное определение охватывает все возможные подходы к структуризации данных, но в зависимости от поставленной задачи могут использоваться только некоторые его аспекты.
Для разработки программного приложения "Использование информационных систем в образовании", прежде всего, необходимо спроектировать и разработать способ хранения данных в файловой системе.
При проектировании приложения "Использование информационных систем в образовании" следует обратить внимание и предусмотреть функцию перехода по ссылке на сайт где можно будет купить или скачать пробную купить версию информационной системы.
Создание пользовательского интерфейса предполагает организацию способов взаимодействия пользователя с системой. Пользовательский интерфейс - это набор "интерфейсных элементов" и их расположение на экране.
Программный интерфейс - система унифицированных связей, предназначенных для обмена информацией между компонентами вычислительной системы. Программный интерфейс задает набор необходимых процедур, их параметров и способов обращения.
Интерфейс пользователя - это элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. В том числе: средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды; командные режимы, язык пользователь - интерфейс; устройства и технологии ввода данных; диалоги, взаимодействие между пользователем и компьютером.
Стандарт интерфейса пользователя должен определять:
правила оформления экранов (шрифты и цветовую палитру), состав и
расположение окон и элементов управления;
правила пользования мышью;
правила оформления текстов помощи;
перечень стандартных сообщений;
правила обработки реакции пользователя [20].
Инструментальными средствами разработки сайтов являются программы, позволяющие разрабатывать его структуру, гипертекстовый и графический контент, тестировать отображение сайта и публиковать его на web-серверах.
Что касается разработки структуры сайта, то она может выполняться либо вручную, либо с использованием продвинутых средств разработки гипертекста, имеющих соответствующие средства. Тестирование отображения сайта производится либо вручную с помощью различных браузеров, вызывающих существующие браузеры, либо отображающие сайт (или отдельные его страницы) собственными средствами.
Подготовка гипертекста может осуществляться с помощью различных средств: обычных текстовых редакторов; редакторов гипертекста, работающих с внешним представлением или с языком HTML; средств публикации и конвертирования различных файлов в гипертекст. Так как исходный код HTML - это текст в стандарте ASCII, то для создания файлов HTML годен практически любой текстовый редактор.
HTML-редакторы делятся на две крупные категории: графические и программные редакторы. Внешне редакторы обоих типов выглядят очень похоже: и те, и другие напоминают современные графические текстовые процессоры. Различия заключаются в методах визуального представления элементов, составляющих Web-страницу. Графические редакторы представляют страницу такой, какой она будет в окне браузера. Программа (код HTML) встроена в страницу, но скрыта от автора, который не работает с ней напрямую.
Графические редакторы отличаются от программных тем, что обеспечивают более или менее точное соблюдение принципа WYSIWYG (What You See Is What You Get что вижу, то и получаю), то есть страница предстает такой, какой она будет в окне браузера. Программа встроена в страницу, но скрыта от автора, который не работает с ней напрямую. В свою очередь программные редакторы выводят на экран в качестве основного представления страницы исходный текст на языке HTML, предоставляя при этом в распоряжение автора мощные средства генерации кода, избавляющие от необходимости писать его вручную.
В обоих типах программ предлагаются, в сущности, похожие средства создания и редактирования страниц. Кнопки инструментальной панели дают возможность быстрого доступа к таким элементам, как изображения, списки и связи, или к кодам, служащим для создания и размещения этих элементов на странице; как правило, они вызывают диалоговые окна, которые помогают на всех этапах проектирования. Многие продукты содержат "мастеров", автоматизирующих, по крайней мере, базовые процедуры создания страниц и способных помочь при построении форм, навигационных карт и выполнении других сложных операций.
Несомненно, пользоваться редакторами WYSIWYG легче, поскольку они изолируют автора от непростого синтаксиса HTML. Недостаток графических инструментов заключается в том, что они дают приблизительное, часто лишь отдаленное представление о том, какой страница предстанет в окне браузера. Программные редакторы предоставляют более мощные и гибкие средства. Они заставляют уделять большее внимание тексту программы, который стоит за документом. Однако в этом случае необходимо владеть языком HTML [21].
HTML редактор - программа облегчающая создание веб-страниц на языке HTML за счёт подсветки однотипных участков кода, быстрой вставки тегов и удобной отладки.
Любой логически завершенный алгоритм должен представлять собой модуль (функцию), в котором все входные данные и результат работы передаются через заголовок (программный интерфейс).
Структурная схема - это совокупность элементарных звеньев объекта и связей между ними, один из видов графической модели. Под элементарным звеном понимают часть объекта, системы управления и т.д., которая реализует элементарную функцию.
Составление структурной схемы программной системы, как правило, показывает наличие подсистем или других структурных компонентов. В отличие от программного комплекса отдельные части (подсистемы) программной системы интенсивно обмениваются данными между собой и, возможно, с основной программой. Представление алгоритма решения задачи в виде подзадач называется процедурной декомпозицией.
В соответствии с объектно-ориентированной технологией была
проведена декомпозиция предметной области на объекты и разработана структурная схема проектируемых программного приложения "Использование информационных систем в образовании".
Сайт "Использование информационных систем в образовании" будет иметь комбинированную навигацию, основное горизонтальное меню будет состоять из пунктов:
. Главная.
. Информационные системы в образовании.
. В помощь учителю.
. Об авторе.
В данном программном приложении должен быть использован шрифт Times New Roman, Arial или Georgia.
2.2 Описание и функциональные возможности программного приложения-сайт "информационные системы в образовании"
Одним из наиболее трудоемких этапов (от 30 до 60% общей трудоемкости) создания программного продукта является тестирование. Причем доля стоимости тестирования в общей стоимости разработки имеет тенденцию возрастать при увеличении сложности комплексов программ и повышении требований к качеству. В связи с этим большое внимание уделяется выбору стратегии и методов тестирования, что не является тривиальной задачей.
Тестированием называется процесс выполнения программы с целью обнаружения ошибки. Никакое тестирование не может доказать отсутствие ошибок в программе [22].
Исходными данными для этапа тестирования явились техническое задание и разработанные на предыдущих этапах структурная и функциональная схемы программного продукта.
Эксперименты показали, что с точки зрения нахождения ошибок, достаточно эффективными являются методы ручного контроля. Поэтому один или несколько из них должны использоваться в каждом программном проекте. Методы ручного контроля предназначены для периода разработки, когда программа закодирована, но тестирование на машине еще не началось. Доказано, что эти методы способствуют существенному увеличению производительности и повышению надежности программ и с их помощью можно находить от 30 до 70% ошибок логического проектирования и кодирования.
Основными методами ручного тестирования являются:
инспекция исходного текста;
сквозные просмотры;
просмотры за столом;
обзоры программ.
Также одним из способов проверки программ является стратегия тестирования, называемая стратегией "черного ящика" или тестированием с управлением по данным. В этом случае программа рассматривается как "черный ящик" и такое тестирование имеет целью выяснение обстоятельств, в которых поведение программы не соответствует спецификации.
При выборе стратегии тестирования нами был выбран метод "черного ящика". При тестировании данным методом, тестировщик имеет доступ к программному обеспечению только через интерфейс, что и заказчик или пользователь.
При тестировании данного продукта соблюдались следующие основные принципы:
Необходимо проверять действия программы на неверных данных.
Необходимо проверять программу на неожиданные побочные эффекты.
Удачным считается тест, который обнаруживает хотя бы одну еще не обнаруженную ошибку.
Вероятность наличия ошибки в части программы пропорциональна количеству ошибок, уже обнаруженных в этой части.
Методом "черного ящика" производилась проверка правильности выполнения условий вызова той или иной функции и т.п. При дальнейшей реализации программы ошибки были устранены и применены меры по предотвращению подобных ошибок.
Заключение
В настоящее время наблюдается высокая степень информатизации и компьютеризации образования и общества в целом. Для оперативного, гибкого и эффективного документооборота выделяются информационные системы, ядром которых является разработка сайта. При большом объеме информации и сложности, производимых с ней операций проблема эффективности средств организации хранения и передачи данных приобретает особое значение.
Для решения одной из таких проблем была поставлена цель: разработать программное приложение - сайт. В данной работе изучались методический материал для разработки системы, обобщался опыт по их созданию, и разрабатывалась сама система.
Для достижения поставленной цели и решения возникших задач была проделана следующая работа:
изучены теоретические предпосылки возникновения, основные характеристики и классификации информационных систем;
изучена и проанализирована учебная литература по теме курсовой работы;
было охарактеризованы информационные системы, используемые в образовании;
был сделан анализ технической и нормативной документации.
Проведение структурного анализа позволило избежать ошибок при построении реальной системы, от которого зависит качество и функционирование системы в дальнейшем.
Основой системы при разработке сайта послужил текстовый редактор Блокнот.
Из анализа проведённой работы можно сделать следующие выводы:
разработка такой системы и их внедрение позволяет пользователям (учителям, родителям) получать интересующую их информацию по успеваемости учащихся (детей) за короткий промежуток времени;
разработка таких систем является хорошим источником, где подробно описываются электронные ресурсы, необходимые для образования.
Практическую ценность работы вижу в том, что: во-первых, был получен опыт разработки информационных систем; во-вторых, образовательные учреждения получат в свое распоряжение и сможет использовать данную систему.
В ходе выполнения проекта все предполагаемые задачи решены, и цель курсовой работы в полной мере достигнута. При дальнейшем развитии систему можно видеть с дополнением и обновлением информации, совершенствованием системы.
Список использованных источников
1.Алексеев, М.Н. Разработка информационной системы для автоматизации работы ОИСОУ АО НКМЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Бидайбеков, Е.Ы. Понятие и назначение информационной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Бойко, В.В. Основные этапы развития информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Вострокнутов, И.В. Информационные системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Григорьев, С.Г. Этапы развития информационных систем - ИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Ершов, А.П. История возникновения информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Жданов, С.А. Информационные системы. Классификация информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Зайнутдинова, Л.Х. Диагностика ограничения развития мышления учащихся при разработке в современных информационных системах на примере задачи классификации // А.И. Федосеев // Журнал "Информатика и образование" №3 2013 С.22-33
.Иванников, А.Д. Автоматизация процесса управления образовательным учреждением как необходимое условие создания единой информационно-образовательной среды региона // Т.С. Пивоварова // Журнал "Информатика и образование" №3 2012 С.22-24
.Краснова, Г.А. Классификация информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Монахов, В.М. Информационные системы: понятие, классификации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Скопин, И.Н. Классификация информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Трутнев, Д.Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 66 с.
.Электронный классный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сетевой город. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Е-услуги. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сетевой регион. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.SMS-дневник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.ГОСТ 19.701-90 Схема алгоритмов, программ данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. Введ.01.01.92 Госстандарт России: издательство стандартов, 1990.
.Филякин, В.М. Разработка внутренних структур данных #"justify">.Хухряков, М.С. Классификация инструментальных средств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Хантер, Б.Ц. Стратегии в тестировании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Юрцев, И.Г. Создание сайта на языке HTML [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://informat45. mybb.ru/viewtopic. php? id=97