Выбор информационной системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выбор информационной системы














Курсовая работа

Выбор информационной системы


Введение

информационный программа экспертный

В период информатизации, общество стремится автоматизировать производственные процессы. Автоматизация позволяет ускорить процесс производства, а так же некоторые процессы управления.

Автоматизация происходит за счет внедрения информационных систем (ИС) на предприятии. Отсюда возникают проблемы как с выбором ИС для управления ресурсами предприятия, так и с ее внедрением.

Проблема выбора информационной системы управления предприятием всегда была нелегкой, а с учетом сегодняшнего состояния рынка она стала еще более сложной. При этом необходимо отметить как совершенно специфические особенности рынка таких приложений, так и особенности их выбора и использования в России.

В России существуют определенные критерии информационных систем: место их разработки: отечественные и зарубежные, функциональность: универсальная, специализированная, организация единого информационного пространства (ЕИП), адаптивность и развиваемость, возможность поэтапного внедрения. Довольно внушительный список, а если еще учитывать параметры предприятия, то становится ясно, что проблема выбора ИС являет собой немалые сложности.

На сегодняшний день, предприятия, которые серьезно подходят к выбору ИС нанимают аналитиков, что чревато немалыми денежными и временными затратами. Если учитывать, что внедрение ИС обходится предприятию очень дорого, то есть смысл сократить затраты на аналитику. Для минимизации таких затрат возникла идея создания экспертной системы (ЭС), для выбора ИС для управления ресурсами предприятия. Такая система позволит автоматизировать процесс выбора ИС, что минимизирует не только денежные затраты, но и временные.

Целью данной работы являются модели данных AS-IS (как есть) и TO-BE (как будет) для описания процесса выбора ИС.

Для достижения цели используются следующие задачи:

.        Выбор программного обеспечения для построения модели;

.        Выбор видов диаграмм для описания процессов (работ);

.        Построение модели AS-IS, описывающую нынешний процесс выбора ИС;

.        Построение модели TO-BE, которая опишет процесс выбора ИС с помощью экспертной системы.


1.      Анализ предметной области

1.1    Методы выбора ИС

Проекты, связанные с информационными технологиями (ИТ) уже давно перестали быть новинкой для предприятия. Внедрение информационной системы на предприятии рассматривается как обычный проект, ничем не отличающийся от закупки оборудования, строительства объектов или реализации плана мероприятий. Как и любой другой проект, внедрение ИС необходимо оценить, как с точки зрения затрат, так и с точки зрения положительных эффектов от внедрения. Рассмотрим подробнее понятие и функции ИС.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность разнообразных средств, а так же персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Функции ИС:

-       сбор и регистрация информационных ресурсов;

-       хранение информационных ресурсов;

-       обработка информационных ресурсов;

-       актуализация информационных ресурсов;

-       предоставление информационных ресурсов пользователям.

Дабы проанализировать рынок информационных систем, директора таких предприятий нанимают аналитиков. Есть, конечно, отдельные случаи, когда директора сами выбирают первую попавшуюся ИС, но, обычно, такой выбор либо не несет в себе прибыльности, либо, такой проект откладывается в долгий ящик из-за нехватки средств на его реализацию или на обучение персонала. Если же нанимать аналитиков, то важен их правильный подбор.

Чаще всего, такие аналитики работают в компаниях-внедренцах программного обеспечения (ПО). Именно такие компании предлагают свои услуги по анализу предприятия, да и по совместительству, услуги по внедрению выбранной ИС.

Анализируя предприятие, следует принимать во внимание следующие критерии:

1)      Отраслевая и предметная специализация.

В основе отраслевой специализации лежат отраслевые различия продукции. В народном хозяйстве используется два признака отраслевой принадлежности предприятия: административно-организационная и продуктовая (чистая).

При использовании административно-организационного признака учитывается основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия к определенному ведомству или предпринимательскому союзу.

Согласно второму признаку отраслевая принадлежность определяется структурой и объемом производства определенного вида продукции.

)        Структура производства

По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, сталь); многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения), комбинированные (производства, в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид. Например, сырье - пряжа - ткань), диверсифицированные.

)        Мощность производственного потенциала (размер предприятия)

По мощности производственного потенциала предприятия делятся на три группы малые, средние и крупные. В основу классификации заложены следующие признаки: численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость средств производства.

Для группировки предприятий по мощности используются различные нормативы. В РФ по численности выделяют малые предприятия: в промышленности до 100 человек, в сельском хозяйстве до 60 человек, в розничной торговле до 30 человек, в прочих предприятиях до 50 человек.

По остальным признакам используют отраслевые нормативы.

)        Характер деятельности

По характеру производства различают предприятия, производящие материальные блага (товары) и услуги.

По назначению готовой продукции предприятия делятся на предприятия, производящие средства производства, и производящие предметы потребления.

)        Масштаб производства однотипной продукции

По масштабам производства однотипной продукции различают предприятия с массовым, серийным, единичным производством. Тип производства определяется по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое производство (от 1 до 3), крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40).

Характерной особенностью массового производства является изготовление однотипной продукции ограниченной номенклатуры в больших объемах в течение длительного времени. Массовое производство использует маркетинг, ориентированный на крупные рыночные сегменты. Узкий ассортимент товаров позволяет поддерживать на низком уровне себестоимость производства, хранения и транспортировки.

)        Доминирующий фактор производств

По признаку доминирующего фактора предприятия делятся на трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие.

Предприятия также классифицируют по форме собственности, организационно-правовой форме.

По форме собственности предприятия подразделяются на частные, которые могут существовать в виде независимых фирм или объединений и их составных частей; государственные, в том числе муниципальные и смешанные, где государство обладает большей частью капитала и или играет решающую роль в управлении.

)        Цели внедрения новой информационной системы

)        Бюджет на покупку информационной системы

После определения критериев предприятия следует определить критерии, которыми должна обладать наша ИС:

)        функциональность ИС, т.е. наличие функций, обеспечивающих решение различных задач. Существует два вида функциональности:

-       универсальная функциональность, мало зависящая от особенностей конкретного производства, - «склады», «договора», «финансы», «кадры» и др.;

-       специализированная функциональность, тесно связанная с производством, - «технология», «изделия», «производство», «диспетчирование» и др.

)        организация единого информационного пространства (ЕИП). Она определяется:

-       языком представления информации в ИС и его выразительными возможностями;

-       средствами представления обобщений и укрупнений;

-       принципиальной возможностью представления и обработки метаинформации;

-       средствами отображения в ИС всех существенных взаимосвязей между отдельными компонентами информации;

-       средствами поддержки семантики;

-       степенью интеллектуальности средств поиска и анализа информации.

Отсутствие каких-либо из перечисленных компонентов при разработке ЕИП или недостаточная их развитость приводит к существенному усложнению самого ЕИП и всех прикладных алгоритмов.

)        Адаптивность и развиваемость ИС.

Адаптивность системы - это возможность настройки ее функциональности в соответствии с требованиями конкретного предприятия.

)        Возможность поэтапного внедрения.

Информационные системы довольно дорогостоящие. Для некоторых предприятий будет гораздо проще покупать и внедрять ее по частям: сначала покупается минимальная функциональность или отдельный модуль, потом в последствии подключаются новые модули согласно требованиям предприятия. Покупка минимальной функциональности позволяет оценить ИС на соответствие требованиям.

1.2    Выбор программного обеспечения для моделирования процессов

Чтобы модель получилась как можно более читабельной важно правильно подобрать программное обеспечение (ПО) для моделирования процессов. Из всего многообразия ПО, был выбран AllFusion Process Modeler 7 (BPWin).

BPWin - инструмент для моделирования, анализа, документирования и оптимизации бизнес-процессов. AllFusion Process Modeler 7 можно использовать для графического представления бизнес-процессов. Графически представленная схема выполнения работ, обмена информацией, документооборота визуализирует модель бизнес-процесса.Process Modeler 7 (BPwin) эффективен в проектах, связанных с описанием действующих баз предприятий, реорганизацией бизнес-процессов, внедрением корпоративной информационной системы. Продукт позволяет оптимизировать деятельность предприятия и проверить ее на соответствие стандартам ISO 9000. ISO 9000 - серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Продукт также позволяет спроектировать оргструктуру, снизить издержки, исключить ненужные операции и повысить эффективность.

В основу продукта заложены общепризнанные методологии моделирования, такие как IDEF0, IDEF3, DFD. Методология IDEF0, в свою очередь, рекомендована к использованию Госстандартом РФ и является федеральным стандартом США. Простота и наглядность моделей Process Modeler упрощает взаимопонимание между всеми участниками процессов. Распространенность самого AllFusion Process Modeler 7 позволяет вести согласование функциональных моделей с партнерами в электронном виде. Продукт AllFusion Process Modeler 7 (BPwin) создан компанией Computer Associates.


Для описания бизнес-процессов в BPWin используются модели AS-IS и TO-BE.

Модель AS-IS - это модель «как есть», т.е. модель уже существующего процесса / функции. Обследование процессов является обязательной частью любого проекта создания или развития системы. Построение функциональной модели AS-IS позволяет четко зафиксировать, какие процессы осуществляются на предприятии, какие информационные объекты используются при выполнении функций различного уровня детализации. Найденные в модели AS-IS недостатки исправляются путем создания модели ТО-ВЕ (как будет), т.е. модели новой организации процессов на предприятии.

В рамках данной работы был смоделирован процесс анализа предприятия.


Рисунок 1. Контекстная диаграмма A-0 (модель AS-IS)

На рис. 1 представлена контекстная диаграмма типа IDEF0. Диаграмма типа IDEF0 состоит из работ и стрелок. Работы изображаются в виде прямоугольников.

Стрелки описывают взаимодействие работ и представляют собой некую информацию. На диаграмме выше представлены стрелки четырех видов:

)        Выход - материал или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой грани работы.

)        Вход - материал, или информация, которые преобразуются работой для получение результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Каждый тип стрелок подходит к определенной стороне прямоугольника, изображающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется как входящая в левую грань работы.

)        Управление - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы. Управление влияет на работу, но не преобразуется работой.

)        Механизм - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т.д. Стрелка механизма рисуется как входящая в нижнюю грань работы. По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.

Итак, на рис. 1 видно, что работа «Анализ предприятия» имеет один вход «Финансовые показатели», три стрелки управления «Формулы показателей экономической эффективности», «Правил и процедуры» и «Критерии предприятия», две стрелки выхода «Подходящая ИС» и «Эффект от внедрения», и одну стрелку механизма «Команда аналитиков». Теперь разберем подробнее, почему получилась именно такая модель.

Стрелка «Финансовые показатели» содержит в себе финансовые показатели предприятия за определенный период времени. После внедрения информационной системы данная информация претерпит изменения, которые будут отражены в стрелке выхода «Эффект от внедрения».

Стрелки управления не претерпевают никаких изменений, однако этой информацией руководствуется работа. Со стрелкой механизма все тоже вроде бы ясно. На выходе получаем наиболее подходящую ИС и эффект от ее внедрения.

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции A0 (модель AS-IS)

Далее, мы декомпозировали работу. Декомпозиция - это процесс, когда мы разбиваем одну работу, на несколько. Работа «Анализ предприятия» была разбита на 3 работы: «Сбор информации о предприятии», «Вычислительный комплекс» и «Поиск оптимальной ИС». Работы связаны между собой стрелками. Стрелки описывают взаимодействие работ между собой. Так, работы «Сбор информации о предприятии» и «Вычислительный комплекс» связаны между собой стрелкой «Финансовые результаты». Эта стрелка находится на выходе из первой работы и на входе во вторую.

На рис. 2 показан процесс анализа предприятия. Он строится следующим образом. Сначала идет сбор информации о предприятии. На выходе получаем финансовые результаты и критерии предприятия, которые нужны нам для определения оптимальной ИС. Финансовые результаты обрабатываются вычислительным комплексом и на выходе получаются показатели экономической эффективности (стрелка «Финансовые показатели»), которые идет в работу «Поиск оптимальной ИС» для сравнения. В ту же работу отправляются и критерии предприятия. Затем, после отбора по критериям из третьей работы во вторую отправляются наиболее подходящие ИС, для расчета эффективности от внедрения. После чего на выходе из второй работы предприятие получает эффект от внедрения той или иной системы, а команда третьей работы указывает на наиболее подходящую информационную систему или системы.


Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции А1 (модель AS-IS)

Далее была декомпозирована работа «Сбор информации о предприятии». Новых стрелок здесь не добавилось, но здесь видно, что работа разделилась. Одни занимались сбором критериев для выбора ИС, другие сбором финансовых результатов предприятия.

Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции А3.1 (модель AS-IS)

Как видно на рис. 4, диаграмма декомпозиции отличается от тех, что мы рассматривали ранее. Это диаграмма типа IDEF3.

Диаграмма типа IDEF3 более подходит для описания логики взаимодействия информационных потоков. Называемая также workflow diagramming, - это методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес-процессов для анализа завершенности процедур обработки информации.

Данная диаграмма состоит из работ, объектов ссылок и связей. Работы изображаются все так же в прямоугольнике. Связи - это стрелки, показывают взаимоотношение между работами.

Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно связи стараются направить слева направо. В IDEF3 различают три типа стрелок, изображающих связи.

-       старшая - сплошная линия, связывающая единицы работ, рисуется слева направо или сверху вниз и показывает, что работа-источник должна закончиться прежде, чем работа-цель начнется;

-       отношения - пунктирная линия, использующаяся для изображения связей между единицами работ, а также между единицами работ и объектами ссылок;

-       потоки объектов - стрелка с двумя наконечниками, применяется для описания того факта, что объект используется в двух или более единицах работы, например, когда объект порождается в одной работе и используется в другой;

Для отображения логики взаимодействия при слиянии и разветвлении стрелок в IDEF3 используются так называемые перекрестки. Типы перекрестков представлены в таблице 1.


Таблица 1. Типы перекрестков

Обозначение

Наименование

Смысл в случае слияния стрелок

Смысл в случае разветвления стрелок

Asynchronous AND

Все предшествующие процессы должны быть завершены

Все следующие процессы должны быть запущены

Synchronous AND

Все предшествующие процессы завершены одновременно

Все следующие процессы запускаются одновременно

Asynchronous OR

Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены

Один или несколько следующих процессов должны быть запущены

Synchronous OR

Один или несколько предшествующих процессов завершены одновременно

Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно

XOR (Exclusive OR)

Только один предыдущий процесс завершен

Только один следующий процесс запускается


На рис. 4 показано, как ведется поиск оптимальной ИС.

Итак, на модели AS-IS видно, как происходит разделение работ. Можно сделать вывод, что это долгий и сложный процесс. Для решения объемных и сложных задач человек изобрел компьютер, чтобы он решал эти задачи максимально быстро и точно. Отсюда и возникла идея создания экспертной системы, которая будет выбирать ИС для предприятия.



2.      Проблема выбора ИС

2.1    Выбор ИС для предприятия

Самый первый вопрос, который стоит перед руководством предприятия нужна ли им информационная система. Если это малое предприятие, с малым бюджетом, в первую очередь следует выяснить, понесет ли внедрение ИС за собой благоприятные последствия или же, будет потрачено много денег, но эффект не покроет таких затрат.

Если же было решено, что информационная система все-таки нужна возникает второй вопрос: «Покупать или разрабатывать». Мнения на счет этого у всех разнятся, но одно точно, все зависит от критериев предприятия. Если это малое или среднее предприятие, то обычно больше подходит покупка, нежели разработка. Если это крупное предприятие, то разработка может обойтись и дешевле, и эффект от внедрения будет гораздо выше, однако, это не всегда должно быть именно так.

Так же зависит от специфики производства. Типичному предприятию больше подойдет готовое решение, а не типичному - разработанное под предприятие.

Если все-таки разрабатывать ИС то нужно учитывать, что есть несколько способов. Первый - это набор сотрудников и создание отдела, для разработки. Данный способ отличается своей дороговизной, однако, такая система будет смой гибкой, так как она будет постоянно дорабатываться и адаптироваться под нужды предприятия. Такая система больше всего подходит для крупных предприятием, с нетипичным производством, или же с предоставлением различного спектра услуг. Второй способ - заказ ИС компании-разработчику программного обеспечения. Целесообразен скорее для предприятий среднего бизнеса. Плюс в том, что не нужно будет нанимать отдел программистов для разработки, что обойдется компании значительно дешевле. Минус - пониженная гибкость, нежели у первого способа. Теперь чтобы доработать систему нужно снова обращаться к разработчикам и снова платить деньги, которые, между прочим, не бесконечные.

Получается, чтобы внедрить ИС нужно провести немалый анализ, взвесить все плюсы и минусы, за и против, а так же, ориентироваться на бюджет. Поэтому так важен серьезный подход к выбору информационной системы. Далее, рассмотрим несколько готовых продуктов, которые присутствуют на российских рынках.

2.2    Анализ готовых ИС

Российский рынок привык к разделению информационных систем на отечественные и зарубежные. Такое разделение вполне оправдано. Дело в том, что Россия начала заниматься разработкой программного обеспечения сравнительно недавно. В следствии нехватки опыта, отечественные системы отличаются не лучшим качеством в отличие от зарубежных, однако это покрывается более низкой ценой, нежели у зарубежных конкурентов. Рассмотрим несколько наиболее популярных систем в этих категориях.

.        Отечественные ИС

С: предприятие.

Система программ «1С: Предприятие» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

-       автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д.;

-       поддержка оперативного управления предприятием;

-       автоматизация организационной и хозяйственной деятельности;

-       ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная отчетность;

-       широкие возможности для управленческого учета и построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета;

-       решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа;

-       расчет зарплаты и управление персоналом;

Галактика ERP.

Галактика - система ERP, составная часть комплекса бизнес-решений корпорации Галактика. Система адресована средним и крупным предприятиям и обладает широкой функциональностью для информационной поддержки задач стратегического планирования и оперативного управления.

Галактика ERP разработана для применения в условиях российской экономики с её спецификой, состоящей в постоянных изменениях законодательства. Согласно обзору CNews Analytics, «к плюсам «Галактики» можно отнести достаточно глубокую интегрированность и четкую поддержку законодательной базы.»

Система имеет компонентную структуру и состоит из функциональных модулей, которые объединяются в контуры.

Разработчик системы обеспечивает:

-       разработку и поддержку актуальности инструментальных средств и стандартов;

-       детальную проработку предметной области на этапах системных исследований, системного анализа и системного проектирования;

-       качественную и быструю программную реализацию сложных проектов за счет применения современных методов разработки программного обеспечения (CASE-технологии и т.п.);

-       техническую и методическую поддержку на этапах системного внедрения и системной эксплуатации;

-       обучение пользователей практической работе с системой;

-       системную интеграцию, комплексную поставку оборудования, расчет и монтаж сетей;

-       настройку и модернизацию компьютерного и телекоммуникационного оборудования;

-       консалтинговые услуги при проектировании бизнес-процессов.

Парус.

Парус - серия программных продуктов, предназначенных для автоматизации деятельности организаций сектора государственного и муниципального управления, а также коммерческих предприятий, выпускаемое одноимённой российской компанией.

В решения по автоматизации заложены следующие основополагающие принципы:

-       модульный принцип построения программного комплекса;

-       платформенная независимость;

-       обеспечение эффективной обработки и защиты данных для архитектуры «клиент-сервер» и СУБД Oracle;

-       интеграция с внешними информационными системами и приложениями;

-       поэтапное внедрение;

-       масштабируемость и надежность.

Зарубежные ИС.

SAP R/3.

Па сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания «SAP AG» занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний.

Система SAP R/3 воспроизводит организационную структуру предприятия различного типа с использованием базовых компонентов («компания», «балансовая единица», «концерн», «бизнес-сфера»), обеспечивает поддержку бизнес-процессов хозяйственной деятельности.

Базовый модуль системы включает в себя:

-       мониторинг функционирования системы SAP R/3;

-       установку и настройку СУБД;

-       системное обслуживание (обновление БД, регистрация пользователей, ведение журнала транзакций и др.);

-       управление системой разграничения доступа;

-       управление выводом на печать;

-       управление электронным документооборотом;

-       генерацию отчетов; и др.Dynamics CRM.Dynamics CRM - это пакет программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами, разработанный компанией Microsoft и ориентированный на организацию продаж, маркетинга и предоставления услуг (службы поддержки).

Основные преимущества Microsoft Dynamics CRM:

-       удобный пользовательский интерфейс;

-       полная интеграция с Microsoft Office System;

-       мощные инструменты анализа данных;

-       простота управления бизнес-процессами;

-       контроль выполнения поставленных задач;

-       низкая совокупная стоимость владения;

-       быстрый возврат инвестиций.

Oracle Siebel CRM.Siebel CRM - система управления взаимоотношениями с клиентами, позволяющая построить комплексную корпоративную информационную систему, автоматизирующую как операции фронт-офиса: управление продажами, сервисом, маркетингом и взаимоотношения с партнерами; так и бэк-офисные: аналитика, управление заказами и персоналом, расчет компенсаций сотрудникам и т.п., а также интеграция с любыми ИТ-системами клиента.

Преимущества Oracle Siebel CRM:

-       модульная структура, позволяющая компании выбирать только необходимые модули;

-       гибкость и расширяемость - архитектура и средства настройки Siebel позволяют конфигурировать продукт в соответствии с требованиями бизнеса;

-       наличие более 20-ти полнофункциональных отраслевых CRM - решений, адаптированных под особенности конкретных отраслей, позволяют снизить стоимость части услуг в CRM - проекте.

Все вышеперечисленное это лишь малая часть от всего рынка ИС. Многообразие ИС лишний раз доказывает что их выбор весьма и весьма сложен, по этому далее мы рассмотрим возможность упрощения процесса выбора информационной системы.



3. Решение проблемы выбора ИС

.1      Полезность использования экспертной системы

Итак, в первой главе мы описали процесс выбора ИС сегодня. Как оказалось, это очень долгий, сложный и затратный процесс. В век информационных технологий все сложные и длительные по времени задачи принято решать с помощью машинных вычислений. Чтобы решить задачу выбора информационной системы мы должны научить систему анализу предприятия и внедряемых ИС. С такой задачей призваны справляться экспертные системы.

Экспертная система (ЭС) - это компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Экспертные системы относятся к системам искусственного интеллекта (ИИ).

Структура экспертных систем:

-       интерфейс пользователя;

-       пользователь;

-       интеллектуальный редактор базы знаний;

-       эксперт;

-       инженер по знаниям;

-       рабочая (оперативная) память;

-       база знаний;

-       решатель (механизм вывода);

-       подсистема объяснений.

Экспертные систем можно классифицировать по двум основным признакам по решаемой задаче и по связи с реальным временем.

-       интерпретация данных;

-       диагностирование;

-       мониторинг;

-       проектирование;

-       прогнозирование;

-       сводное планирование;

-       оптимизация;

-       обучение;

-       управление;

-       ремонт;

-       отладка.

Классификация ЭС по связи с реальным временем:

-       статические ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний;

-       квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени;

-       динамические ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний.

Исходя из классификации можно предположить, что нужная нам ЭС будет динамической, и решать задачи оптимизации, прогнозирования и мониторинга. Проектирование экспертных систем весьма сложный процесс, но в идеале такая система даст крайне положительные результаты.

.2      Модель TO BE

Найденные в модели AS-IS недостатки исправляются путем создания модели ТО-ВЕ (как будет), т.е. модели новой организации процессов на предприятии. В рамках данной работы был смоделирован процесс анализа предприятия с помощью экспертной системы.


Рисунок 5. Контекстная диаграмма А-0 (модель TO-BE)

Как видно на рис. 1 и рис. 5 ничем не отличаются. Оно и не удивительно, ведь анализ ЭС не нужны какие-то дополнительные данные для работы, она может руководствоваться тем что есть. Изменения идут дальше, когда мы декомпозируем работу.

Рисунок 6. Диаграмма декомпозиции A0 (модель TO-BE)

Теперь мы видим более упрощенную модель нежели в AS-IS (рис. 2). Дело в том что работы по вычислениям и анализу по критериям будет выполнять экспертная система.

Модель декомпозиции А1 ничем не отличается от модели в AS-IS, а вот модель A2 рассмотрим подробнее.

Рисунок 7. Диаграмма декомпозиции A2 (модель TO-BE)

Диаграмма на рис. 7 отличается от предыдущих. Все дело в том, что это диаграмма типа DFD. Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. Требования представляются в виде иерархии процессов, связанных потоками данных. Диаграммы потоков данных показывают, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, и выявляют отношения между этими процессами. DFD-диаграммы успешно используются как дополнение к модели IDEF0 для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет моделируемую систему как сеть связанных работ. Основные компоненты DFD - процессы или работы, внешние сущности, потоки данных, накопители данных (хранилища).

В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Это представление потоков совместно с хранилищами данных и внешними сущностями делает модели DFD более похожими на физические характеристики системы - движение объектов, хранение объектов, поставка и распространение объектов.

Внешние сущности изображают входы в систему и / или выходы из системы. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы.

Потоки работ изображаются стрелками и описывают движение объектов из одной части системы в другую. Поскольку в DFD каждая сторона работы не имеет четкого назначения, как в IDEF0, стрелки могут подходить и выходить из любой грани прямоугольника работы.

В отличие от стрелок, описывающих объекты в движении, хранилища данных изображают объекты в покое. В материальных системах хранилища данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации хранилища данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов.

Как видно на рис. 7, диаграмма имеет две работы «Интеллектуальный интерфейс» и «Вычислительный комплекс». Два хранилища данных «база данных» и «База знаний». Три внешние ссылки «Предметная область», «Аналитик ПО» и «Подходящая ИС». Получилась не сложная модель, а главное то, что самые дорогостоящие и долгосрочные работы будет выполнять ЭС.

Итак, изменение метода анализа предприятия для выбора информационной системы, путем использования экспертной системы весьма и весьма благоприятно скажется на рынке ИС. Использование такой системы снизит временные и денежные затраты, а так же повысит точность анализа.

Заключение

В данной курсовой работе был проведен анализ предметной области. Были выявлены проблемы выбора ИС и решения этих проблем.

В первой части рассмотрели методы, которыми руководствуются при выборе ИС. Также, было подобрано программное обеспечение для моделирования анализа предприятия и построена модель AS-IS, которая описывает анализ предприятия для выбора ИС.

Во второй части были рассмотрены проблемы связанные с выбором ИС. Стало ясно, что очень важно понять нужна ли информационная система, если нужна, то какой продукт - это будет: готовый или же спроектированным под конкретное предприятие. Провели небольшой анализ готовых ИС, увидели многообразие этого рынка.

В третьей главе было предложено решение проблем, связанных с выбором ИС. Было доказано, что использования экспертной системы для анализа предприятия сократит ресурсные затраты, а так же повысит точность вычислений при выборе ИС. В качестве наглядности, была построена модель TO-BE, описывающая анализ процесс анализа предприятия с использованием экспертной системы.

Цели и задачи данной работы были достигнуты, а именно:

-       выбрано ПО для построения модели, а именно BPWin;

-       использовали диаграммы типа IDEF0, IDEF3, DFD;

-       построена модель AS-IS, описывающая процесс анализа предприятия;

-       построена модели TO-BE, описывающая процесс анализа предприятия с использованием ЭС.

Проблема анализа выбора ИС актуальна на сегодняшний день, так как связана с некоторыми сложностями, а экспертная система способна улучшить процесс анализа предприятия.

Список источников

1.   Самардак А.С.: Корпоративные информационные системы: учебное пособие. 2003.

2.      Павел Олейник: Корпоративные информационные системы: учебник для вузов.

.        Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. 2006.

4.   Бурцева Е.В. Информационные системы: учебное пособие. 2009.

5.      Джарратано Дж., Райли Г. Экспертные системы: принципы разработки и программирование. 2007.

.        Корпоративные информационные системы на российских предприятиях: в чём проблемы? [Электронный ресурс] URL: http://dis.ru/library/detail.php? ID=25554

.        Экспертная система. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/

.        Что такое ERP? [Электронный ресурс] URL: http://www.erpguru.ru/? id_razdel=287

.        Оценка и выбор ИС и ИТ. Общие и конкретные критерии. Примеры отечественных ИКИСП. [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/6-59665.html

10.    AllFusion Process Modeler 7 (BPwin) [Электронный ресурс] URL: http://www.interface.ru/home.asp? artId=102

Похожие работы на - Выбор информационной системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!