Информационно-коммуникационные технологии в управлении государственными и муниципальными финансами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    316,95 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-коммуникационные технологии в управлении государственными и муниципальными финансами

Введение

Мы живем в удивительное время - в эпоху, когда радикальные технологические изменения происходят на наших глазах, то, что вчера казалось нам фантастикой, сегодня уже обрело реальность.

Мы являемся свидетелями кардинальных изменений по всем отраслям, которые отмечены рождением новых бизнес-моделей, дизруптивным воздействием на утвердившиеся традиционные компании, а также коренным преобразованием систем производства, потребления, транспортировки и поставки. Что касается социальной сферы, то смена парадигм происходит в том, как мы работаем и общаемся, самовыражаемся, получаем информацию и развлекаемся. Аналогичная трансформация происходит на уровне правительств и государственных учреждений, а также, наряду с прочими системами, в образовании, экономике, здравоохранении и транспорте. Кроме этого новые пути использования технологий для изменения нашего поведения, а также существующих систем производства и потребления открывают возможности для восстановления и сохранения окружающей среды, а не для создания скрытых затрат-экстерналий в форме внешних издержек.

Сегодня мало кто может представить себе свою жизнь без смартфонов, интернета, компьютеров, планшетов. Мы можем осуществить различные операции, не выходя из дома: купить еду, одежду; записаться на прием к врачу; оплатить коммунальные платежи, штрафы. Люди осознают, что с развитием технологий им стало гораздо легче жить и у них появилось больше свободного времени.

Исходя из быстроменяющихся технологий и развития IT-технологий, наша жизнь принимает совершенно другой образ бытия. Государство, подстать кардинально меняющимся технологиям, должно тоже совершенствоваться и идти в ногу со временем со всем миром. Внедряя все больше IT-технологий во все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, культурную.

Достижение прогресса в обществе отражается тем, насколько население быстро принимает технологические новшества. Государственные органы должны донести до населения, что каждый гражданин должен вместе с государством вносить свой вклад в развитие цивилизации, что скажется на долгосрочном развитии страны.

Вышеизложенное говорит о том, что данная тема является актуальной на сегодняшний день. Результаты исследований позволят выявить плюсы и минусы внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление государственными и муниципальными финансами , а также применить опыт зарубежных стран для России.

Объектом исследования являются IT-технологии в управлении государством, в части финансов.

Целью работы является анализ действующих интегрированных систем, уровня информатизации в России, выявление преимуществ и недостатков технологических новшеств, а также способа их влияния на управление государственными и муниципальными финансами.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить уровень информатизации в России;

Проанализировать процесс становления информационного общества в России;

Рассмотреть действующую интегрированную систему по управлению финансами «Электронный бюджет», выявить преимущества и недостатки;

Выявить результаты внедрения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными финансами.

В процессе выполнения работы применялись следующие методы научного познания: методы сравнения, принципы исторического, логического, системного анализа, приемы индуктивного и дедуктивного методов изучения.

Теоретической основой работы послужили федеральные законы, научные статьи и публикации, учебная литература.

1. Информационно-коммуникационные технологии - новый шаг в развитии страны

1.1 Исторический аспект развития IT-технологий. У истоков четверной промышленной революции

В ходе первой промышленной революции при помощи воды и пара было механизировано производство. Главным драйвером второй промышленной революции было электричество, которое помогло создать массовое производство.

В центре третьей революции находилась электроника и информационные технологии, автоматизировавшие производство.

Четвертая промышленная революция как бы выходит из третьей, которую еще называют «цифровой» и которая началась в середине прошлого века. Она характеризовалась стиранием граней между биологическими, цифровыми и физическими сферами, а также технологическим слиянием.

Профессор Шваб видит три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не простым продолжением третьей промышленной революции, а началом четвертой: скорость перемен, их размах последствия носят системный характер.

Огромным плюсом является то, что четвертая промышленная революция несет в себе потенциал улучшить жизнь во всем мире, что является колоссальным плюсом.

В будущем технологические инновации приведут к революционному прорыву в области предложения с долгосрочными плюсами в производительности труда и эффективности. Все это откроет новые рынки и подстегнет рост экономики.

«Одновременно с этим, как подчеркивают экономисты Эрик Бриньольфссон и Эндрю Макфи, новая революция углубит неравенство. Речь идет об ее потенциале разрушать рынки труда, когда роботы будут замещать живых людей.

Сейчас, считает Клус Шваб, невозможно предвидеть, по какому сценарию будет развиваться четвертая промышленная революция. Исторический опыт позволяет предположить, что скорее всего будет комбинация двух или более сценариев.

Неравенство не только крупная экономическая, но и в первую очередь социальная проблема. Оно оказывает сильное влияние на все общество. Больше всего в выигрыше от новой революции останутся те, кто обеспечивает интеллектуальный и физический капитал: изобретатели, акционеры и инвесторы».

Резко возросший спрос на рабочих высокой квалификации и снижение потребности в рабочих с низкой квалификацией объясняют, почему так много рабочих и представителей среднего класса разочарованы и боятся за судьбу как свою, так и своих детей.

Во многих секторах промышленности уже внедрены новые технологии, которые очень сильно его меняют. Изменения в поведении и запросах потребителей заставляют компании подлаживать под них все: дизайн продукции, рынок и доставку товаров и услуг.

Главным трендом сейчас является развитие технологических платформ, которые объединяют спрос и предложение и которые ломают существующие в экономике структуры.

В целом, четвертая промышленная революция окажет на бизнес четыре главных воздействия. Это ожидания потребителей, усовершенствование продуктов и товаров, совместные инновации и организационные формы.

Клаус Шваб считает, что переход от простой цифровизации (третья промышленная революция) к инновациям, базирующимся на комбинациях технологий (четвертая революция), вынуждает компании пересмотреть свое отношение к тому, как они работают.

По мере того, что физический, цифровой и биологический миры все больше сближаются, новые технологии и платформы позволяют физическим лицам вступать в более тесный контакт с правительствами, выражать свое мнение по разным вопросам, координировать усилия и даже обходить системы контроля властей.

Власти, со своей стороны, получают новые возможности для усиления контроля над населением благодаря мощным системам слежки и возможности контролировать цифровую инфраструктуру.

В целом, однако, давление на власти с целью изменить их нынешний подход к отношениям с населением и управлению будет нарастать. В конечном счете, от способности властей приспосабливаться к переменам и меняться, будет зависеть их выживание.

Если они сумеют приспособиться к жизни в мире революционных перемен, изменят свои структуры и системы к необходимым уровням транспарентности и эффективности, то сумеют выжить. В противном случае, их проблемы будут нарастать.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что человечество не стоит на месте, с каждым днем все меняется, поэтому государству, как одному из главных движущих сил прогресса, необходимо принимать и внедрять технологические новшества, что позволит минимизировать расходы и повысить благосостояние страны. Человечество стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит общество в целом. Никто не может, конечно, предположить, как она будет развиваться, и к чему приведет, ясно только одно, что она затронет все сферы общественной жизни, и государству, с его стороны, необходимо, чтобы эти изменения прошли благоприятно для страны.

1.2 Информатизация в России, ее позиции в стране и мире

При стремительном развитии мировой экономики роль науки и инноваций, приводит к активному внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы общественной жизни. ИКТ - стали ведущим фактором осуществления бизнес-процессов, организации производства, образования. В новом формате стало происходить взаимодействие между государством, субъектами экономики, гражданами. Посредством технологических новшеств население получает знания и информацию, организует свой досуг. ИКТ стимулируют социально-экономическое развитие, являются основным фактором экономического роста, тем самым развивая информационное общество, что позволяет конкурентоспособным государством в мире.

«Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)».

Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.

Цели и задачи Госпрограммы - получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%».

Согласно данным Росстата, в 2015 г. расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов по статье «Связь и информатика» составили 87,5 млрд, в том числе 31,2 млрд - расходы федерального бюджета, 56,9 млрд - консолидированные расходы бюджетов субъектов федерации.

По данным CNews, российские регионы в 2016 г. с учетом субсидий Минкомсвязи планируют израсходовать на ИКТ около 74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (72,7 млрд). В Топ-5 регионов по размеру ИКТ-бюджетов входят Москва (28,3 млрд), Санкт-Петербург (7,8 млрд), Московская область (4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по 1,7 млрд).

На долю этих 5 субъектов РФ приходится 59,5% всех региональных ИКТ-расходов.

информатизация электронный государственный

Рисунок 1. Суммарные ИКТ-расходы регионов в России

Самые маленькие ИКТ-бюджеты у Брянской (16,3 млн), Костромской (18,2 млн) областей и Чукотского автономного округа (23,8 млн).

Среди регионов, наиболее существенно увеличивших расходы на ИКТ, - Калужская область и Республика Крым (почти в 3 раза), Севастополь (почти в 2 раза).

Рисунок 2. Топ-10 регионов по росту ИКТ-расходов в 2016 г, %

В целом ряде регионов расходы на ИКТ сократились в среднем на 70%. Среди них Республики Дагестан и Тыва, Брянская и Омская области, Алтайский край.

Рисунок 3. Топ-10 регионов по сокращению ИКТ-расходов в 2016 г., %

В апреле 2016 г. рейтинг регионов России по уровню развития информационного общества в 2015 (Приложение №1) г. впервые представило Минкомсвязи. «Данный рейтинг нужен, чтобы иметь объективную, комплексную и детальную картину по каждому региону как с точки зрения инфраструктурных показателей по ИТ, так и с точки зрения развития отдельных отраслей.

Для составления рейтинга Минкомсвязь России разработала соответствующую методику, оценивающую уровень региональной информатизации по инфраструктурным и отраслевым показателям. К инфраструктурным показателям относятся человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура и управление информатизацией. Также методика будет учитывать показатели использования ИКТ в 15 сферах деятельности. Среди них - электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство, транспорт, социальное управление, ЖКХ и ряд других. В будущем при составлении рейтинга будут использованы 19 подындексов».

По данным TAdviser, в 2015 г. совокупные расходы на ИКТ федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов оценивались в 98,1 млрд. По предварительным данным, в 2016 г. они увеличатся на 8,3% до 106,2 млрд. Среди лидеров текущего года Пенсионный фонд (12,6 млрд), МВД (12,2 млрд), Федеральное казначейство (11,8 млрд), ФНС (11,2 млрд), Минкомсвязи (9 млрд).

В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства ООН E-Government Survey 2016 Россия, индекс которой составил 0,7215, опустилась на 8 позиций по сравнению к 2014 г. - с 27 места на 35. Значение индекса формируется на основании трех субиндексов - развития онлайновых государственных сервисов (Online Service Index), телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и человеческого капитала (Human Capital Component). В 2016 г. первый показатель увеличился на 3%, второй снизился на 5%, а третий - на 1,8%.

«По мнению экспертов Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, точками роста места России в рейтинге могут стать динамичное распространение фиксированного широкополосного доступа к интернету (до настоящего времени он развивался значительно слабее, чем мобильный), создание условий для эффективного взаимодействия между гражданами и государством, а также обеспечение необходимого уровня популяризации электронных услуг».

Рисунок 4. Позиция России в международных рейтингах

Также в 2016 г. увидел свет еще целый ряд международных рейтингов, характеризующих не столько уровень развития ИКТ, сколько инновационность развития государств в целом. Так, позиция в Bloomberg Innovation Index, где Россия по итогам 2016 г. занимает 12 место против 14 места годом ранее, рассчитывается на основе 7 показателей: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, продуктивность, концентрация высокотехнологичных компаний, распространенность высшего образования, добавленная стоимость производства в процентном отношении к ВВП, активность в части регистрации патентов и число исследователей на 1 млн жителей.Innovation Index составляется на базе таких показателей как уровень инвестиций в исследования и научно-технические разработки, внедрение инновационных идей, расходы на образование и уровень развития инфраструктуры. В 2016 г. Россия заняла в нем 43-е место, в то время как в 2014 г. находилась на 49-м, а в 2013 г. на 62-м.

В еще одном рейтинге - Индексе сетевой готовности (Networked Readiness Index) - в 2016 г., как и годом ранее, Россия находится на 41-м месте. Позиция в этом рейтинге определяется на основе 53 критериев - от государственного регулирования в области новых технологий и уровня налоговой нагрузки на бизнес до доступности усредненных тарифов на сотовую связь. В 2014 г. наша страна занимала 50-ю строчку.

Также согласно данным исследования «Города, управляемые данными», подготовленного Pricewaterhouse Coopers (PwC), Москва, наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Барселоной и Сиднеем, вошла в пятерку городов-лидеров по внедрению решений, основанных на анализе данных. Всего в рамках исследования был изучен опыт 28 главных мировых мегаполисов в реализации концепции DDC (data driven city). По мнению аналитиков, наиболее масштабные внедрения технологий в российской столице происходят в сферах управления транспортом, безопасности и здравоохранения, а также в области вовлечения граждан в управление городом.

Российская экономика сейчас находится в кризисном состоянии, это обусловлено санкциями Западных стран, нестабильностью цен на нефть, что влечет за собой нехватку денег в бюджете страны.

Автор считает, что ключевым стимулом развития экономики, будет рост госрасходов на ИТ, что поможет выйти из сложной экономической ситуации.

Уже сегодня действует целый ряд масштабных государственных проектов, такие как Государственный регистр населения (ГРН), Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), Единый государственный реестр ЗАГС, ГИС «Контингент», Единая информационная система в сфере систематизации и кодирования информации (ГИС ЕИС СКИ), МФЦ для бизнеса, ГИС «Электронный бюджет». Данные проекты активно действуют, при реализации данных проектов вносятся поправки для лучшей работы.

Также в ближайшее время начнется реализация системного проекта электронного правительства до 2020 г., предусматривающего интеграцию Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) с МФЦ, создание СМЭВ 4.0. «Все это делается в свете реализации пакетного предоставления услуг или так называемых суперуслуг, - говорит Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании «Техносерв». - В этой части будут развиваться такие направления как оказание госуслуг на основе мобильных приложений, электронная онлайн идентификация и аутентификация граждан, многоканальные коммуникации с гражданами и открытые данные».

«Внедрение ИКТ в управлении финансами должны оптимизировать бюджетные расходы. Минимизировать бюджетные расходы на управление можно по следующим статьям:

Ø  сокращение операционных расходов - включает минимизацию времени на выполнение типовых операций, на которые госслужащие тратят более 75 % рабочего времени (поиск информации, решение конфликтных ситуаций, обработка запросов граждан, прием граждан и т.д.) и снижение затрат на содержание помещений, почтовых отправлений, телефонных расходов;

Ø  сокращение бюджетных расходов на проведение ряда мероприятий, таких как официальное уведомление, обязательное распространение нормативных документов, разъяснительные и иные PR-акции, направленные на поддержку гражданами решений и позиции органов власти; разовые мероприятия по реорганизации, переезду, изменению объема компетенции учреждений;

Ø  прямой экономический эффект от более выгодных условий проведения закупок для государственных нужд и конкурсного распределения ресурсов, причем снижение стоимости приобретаемых ресурсов позволяет в некоторых случаях уменьшить соответствующие затраты в 1,5-4 раза;

Ø  прямой экономический эффект от повышения эффективности работы учреждения, который выражается большим числом обработанных заявлений, повышением собираемости налогов, лучшей защитой интересов государства в конкретных хозяйственных спорах;

Ø  косвенный экономический эффект от снижения потерь времени физических и юридических лиц. В масштабах Российской Федерации потери времени граждан и бизнеса на общение с органами государственного и муниципального управления таковы, что можно условно считать, будто целый субъект Федерации исключен из деловой и частично из социальной деятельности;

Ø  косвенный экономический эффект от содействия развитию бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона».

1.3 Информационное общество. Переход к электронному правительству (E-GOVERNMENT)

Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

«Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества».

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения поставленной цели, требуется решить следующие задачи, в части рассматриваемой темы:

Ø  формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

Ø  развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Реализация данной стратегии будет осуществляться по следующим направлениям:

.        «В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

Ø  создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

Ø  повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø  формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

Ø  модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

Ø  создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

.        В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

Ø  стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø  создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

Ø  привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

Ø  создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

Ø  развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø  стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø  увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø  повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

Ø  развитие системы региональной информатизации.

3. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

Ø  обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

Ø  интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

Ø  увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

Ø  совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

Ø  совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям».

Электронное правительство - это эффективный институт, который предоставляет высококачественные услуги посредством информационных технологий с наименьшими издержками. Эффективное электронное правительство может обеспечить широкий спектр преимуществ, включая более высокую эффективность и экономию для государства и бизнеса, повысить прозрачность в деятельности государства, стимулирует граждан к более широкому участию в политической жизни.

ИКТ уже широко используются государственными органами, наряду с тем, что они уже давно используются на предприятиях. Однако, электронное правительство включает в себя больше (переосмысление процессов и организации управления, предоставление качественных услуг населению), это особый инструмент, посредством которого государство осуществляет свою деятельность, контроль и мониторинг. Эффективно построенное электронное правительство позволит государству легче и быстрее осуществлять свою деятельность с наименьшими затратами.

Потенциальная экономия затрат массивна. В Дании, например, использование электронных счетов экономит налогоплательщикам 150 млн € и бизнесу € 50 млн в год. Если ввести электронные счета во всех странах ЕС, годовая экономия может превысить 50 миллиардов €.

Цель создания электронного правительства - эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Электронное правительство обеспечивает:

Ø  экономию административных затрат;

Ø  улучшение и ускорение принятия управленческих решений;

Ø  сокращение бюрократических барьеров;

Ø  повышенный уровень прозрачности;

Ø  более эффективное использование государственных услуг;

Ø  построение новых взаимоотношений между обществом и правительством;

Ø  повышение ответственности власти за свои действия перед народом.

К настоящему времени в ряде регионов Российской Федерации объединены архивы отделений ЗАГС, ЖКХ и паспортно-визовых служб. В Санкт-Петербурге, Москве действует система «Государственный регистр населения», обрабатывающая данные нескольких миллионов жителей города, и запущен Единый центр регистрации предприятий, который работает по принципу «одного окна»: после первичной регистрации фирмы сведения о ней автоматически вносятся в реестр и попадают в базу данных Комитета по статистике и налоговых инспекций.

Функционируют порталы, веб-сайты, посредством которых население может воспользоваться государственными услугами не выходя из дома (оплатить коммунальные платежи, налоги, штрафы, записаться на прием к врачу, записать ребенка на кружки ,секции). В Приложении №2 можно ознакомиться с Топом самых затратных автоматизированных систем для госучреждений.

Россия делает пока первые шаги в реализации системы e-government, поэтому говорить о полном переходе к электронному правительству пока рано.

При предоставлении государством онлайн-услуг существуют проблемы, обусловленные географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями (северные части, Урал), низкой плотностью населения на большей части территории страны, культурным многообразием, низким покрытием сети Интернет.

«Проблемой также является общее отставание ИКТ-инфраструктуры во многих регионах. Далеко не везде органы государственной власти имеют адекватное их задачам техническое оснащение, в особенности это касается муниципальных структур. Кроме того, отсутствует четкая стратегия использования ИКТ в большинстве регионов и муниципальных образований России.

Сами государственные служащие отмечают такие проблемы как недостаточное взаимодействие различных министерств и ведомств по вопросам формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, недостаточное развитие нормативно-правового регулирования и организационно-методического обеспечения процессов информатизации, отсутствие нормативов по расчетам затрат для обоснования бюджетных расходов на внедрение, эксплуатацию, развитие информационных систем, дефицит ИТ-специалистов в регионах, недостаточное понимание важности вопросов финансирования сферы информатизации руководителями органов государственной власти и местного самоуправления.

По многим оценкам, в России до сих пор в рамках процесса информатизации чаще всего осуществляется скорее автоматизация ведомств, выражающаяся в оснащении компьютерами и оргтехникой и иногда в создании единой информационной системы. При этом гражданин в качестве электронной услуги получает лишь возможность ознакомиться с порядком работы ведомства и нормативными актами, регламентирующими его деятельность. Использование веб-представительств в интернете также не является пока широко применяемым инструментом взаимодействия с потенциальными потребителями государственных услуг для российских региональных органов власти».

Кроме того, России для успешного внедрения технологий e-government необходимо обратить внимание на зарубежный опыт стимулирования интереса граждан к электронным сервисам. Например, в Австрии существуют льготы для граждан, которые активно пользуются порталом госуслуг. Им предоставляется колоссальная 40% скидка на подачу заявления о выдачи свидетельства о рождении, оплату парковки и т.д. В Эстонии, наиболее распространенные административные задачи - браки, разводы и нотариальные назначения - можно решать, не выходя из дома. В Швеции, 75 % населения уже используют цифровые услуги страны.

Для этого нужно создавать и поддерживать национальные интернет-проекты, цель которых заключается в привлечении внимания населения к возможностям информационных технологий. Путем реализации простых, но востребованных сервисов, связанных с деятельностью государства, станет возможным повысить интерес и уровень грамотности населения и, таким образом, стимулировать развитие ИКТ в России.

2. Анализ государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

2.1 Предпосылки, этапы развития системы «Электронный бюджет»

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р Одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ.

«Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Основной целью создания и развития системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Для достижения поставленной цели система "Электронный бюджет" должна обеспечивать решение следующих задач:

Ø  повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;

Ø  обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;

Ø  обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;

Ø  усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

Ø  обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований»

В мировой практике существует два подхода к созданию и развитию информационных систем управления общественными финансами: централизованный и децентрализованный подходы.

При создании и развитии системы «Электронный бюджет» принято решение применить сочетание централизованного и децентрализованного подходов, обеспечив централизацию информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, с последующей интеграцией их с процессами, охватывающими всю деятельность публично-правовых образований.

Схематично структура информационных систем управления финансами, разработанная Всемирным банком на основе изучения лучших мировых практик в этой области, приведена на рисунке 5. По этой модели создавались и создаются в настоящее время информационные системы управления госфинансами более чем в 50 странах мира. Необходимо отметить, что до настоящего времени в мировой практике только двум странам, по оценке Всемирного банка, удалось внедрить полномасштабные системы управления государственными финансами - это Бразилия и Южная Корея. Россия - третья страна, которая приняла решение и последовательно реализует аналогичный по охвату бюджетных процедур проект. Вместе с тем если говорить о масштабах и технологиях системы «Электронный бюджет», то, по оценке того же Всемирного банка, аналогов ей в мире не существует.

Рисунок 5. Модель Мирбанка

Субъектами системы «Электронный бюджет» являются все участники бюджетного процесса, а также иные лица, вступающие в правоотношения с участниками бюджетного процесса. То есть организации, осуществляющие юридически значимые действия в системе. Этим обеспечивается возможность организации электронного документооборота при реализации бюджетных правоотношений. Пользователями системы считаются лица, использующие в открытом доступе ресурс единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

«Оператором системы, непосредственно отвечающим за ее создание, назначили Федеральное казначейство.

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS, которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Разработкой системы, в частности, созданием подсистем обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета» занялась компания ОТР. Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.

Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел», которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

Таким образом, суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб. На данный момент у Федерального казначейства разыгрывается еще один тендер с начальной (максимальной) суммой контракта 80 млн руб. на создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет»».

С 1 июля 2015 года приказом Минфина РФ Единый портал был введен в промышленную эксплуатацию. В Минфине называют его вершиной архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующей в себе всю информацию этой информационной системы.

По данным ведомства, к моменту запуска портала в промышленную эксплуатацию его посетило 220 тыс. уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 млн просмотров страниц.

2.1 Архитектура системы «Электронный бюджет»

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

Ø  бюджетное планирование;

Ø  управление доходами;

Ø  управление расходами;

Ø  управление долгом и финансовыми активами;

Ø  управление денежными средствами;

Ø  управление закупками;

Ø  управление нефинансовыми активами;

Ø  управление кадровыми ресурсами;

Ø  бухгалтерский и управленческий учет;

Ø  финансовый контроль.

При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.

Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:

централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;

сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;

единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

Рисунок 6. Архитектура системы "Электронный бюджет"

С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:

Ø  Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

Ø  Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;

Ø  Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;

Ø  Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;

Ø  Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство, обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;

Ø  Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.

Рисунок 7. Информационная среда в сфере управления общественными финансами

Организация любого информационного взаимодействия достаточно - сложный процесс. Она требует выделения и описания, стандартизации и унификации большого количество элементов (состав, структура и временные характеристики информации; базовые информационные ресурсы, реестры и классификаторы, обеспечивающие сопоставимость информации; сведения о самих информационных системах; технологии и участники информационного взаимодействия).

На сегодняшний день практика подобных взаимоотношений Министерства финансов РФ с субъектами РФ существует только в части отчетности, по которой изначально уже многие годы используются единые формы. Что касается остальных процессов, то всем нам еще предстоит пройти этот путь, - в текущем году начался переход на единые общероссийские реестры.

Для облегчения процесса информационного взаимодействия необходимо проанализировать параметры функционирования используемых в субъектах РФ и муниципальных органах информационных систем в сфере управления общественными финансами, предусмотренных в них бизнес-процессов, состав формируемой информации и правила ее создания. Выделить те блоки, которые приводят к дублированию информации, повторному вводу, усложняют бизнес-процессы, и постараться их оптимизировать. Проанализировать, какие мероприятия необходимо осуществить для перехода на единые реестры, справочники и классификаторы. Своевременно начатая работа в данном направлении позволит последовательно перейти на использование единых вертикально интегрированных реестров в установленные сроки.

В целях обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований реализуется обязательное информационное взаимодействие системы «Электронный бюджет» с уже созданными и действующими системами, такими как: портал государственных программ, официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, сайт bus.gov.ru, ГАС «Управление», «Реестр федерального имущества», информационный ресурс федеральной адресной инвестиционной программы, федеральный портал управленческих кадров, информационными системами администраторов доходов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Данное информационное взаимодействие формирует интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.

2.3 Применение автоматизированной информационной системы на муниципальном уровне на примере АСУ ГФ, разработанной компанией БФТ

Интегрированная информационная система «Электронный бюджет» реализуется на федеральном уровне и предназначена для управления государственными финансами. На муниципальном уровне возможно замещение данной системы подсистемой, которая будет с ней напрямую интегрировать.

Одной из такой систем является «Автоматизированная система управления общественными финансами (АСУ ГФ)», разработчик компания БФТ.

Данная программа может быть применена для управления финансами, как на муниципальном уровне, так и на региональном.

Преимуществами данной системы является:

Интерактивная доступность к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных.

Однократность ввода информации и обеспечение её обработки в режиме реального времени.

Легитимность и юридическая значимость электронного документооборота в сфере управления общественными финансами всего региона.

Централизованное взаимодействие с федеральными реестрами и порталами.

Бесперебойность и надежность функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации.

СУ ГФ региона включает в себя следующие основные направления:

1. Интеграция и автоматизация процессов управления общественными финансами:

Ø  программно-целевое бюджетирование,

Ø  планирование и исполнение бюджета,

Ø  бухгалтерский учёт и отчётность,

Ø  управление закупками,

Ø  бюджетный контроль,

Ø  мониторинг ключевых показателей эффективности.

. Переход на юридически значимый документооборот в сфере управления общественными финансами.

. Использование единых реестров и классификаторов.

. Централизованное взаимодействие с федеральными реестрами и порталами.

. Оптимизация бюджетных расходов на использование и поддержку ИТ-решений.

7. Внутренний портал региона (муниципального) образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСТРОЕНИЯ АСУ ГФ.

Создание единого информационного пространства в сфере управления государственными и муниципальными финансами.

Унификация и гармонизация процессов управления государственными и муниципальными финансами региона.

Внедрение единых формуляров, реестров и классификаторов - обеспечение сквозного процесса составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета, государственных и муниципальных закупок, бюджетного контроля, подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований субъекта РФ.

Онлайн мониторинг ключевых показателей эффективности планирования и исполнения бюджета региона и муниципальных образований, в том числе в программно-целевом виде.

Оптимизация межбюджетного взаимодействия субъекта РФ с муниципальными образованиями.

Онлайн контроль за эффективным использованием средств муниципальных бюджетов, средств межбюджетных трансфертов.

Сокращение бюджетных расходов на использование и поддержку ИТ-решений и на информатизацию региона в целом.

Программные продукты данной компании активно используются в регионах России (Амурская, Томская, Липецкая, Волгоградская, Пензенская области, г. Москва и т.д.).

Использование АСУ ФГ в г. Москве позволило решить ряд важнейших задач в части реализации бюджетных полномочий органов исполнительной власти на единой информационной площадке с применением юридически значимого электронного документооборота, в том числе при формировании обоснований бюджетных ассигнований, сводной бюджетной росписи, а также планов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений города Москвы и субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам.

2.4 Преимущества и недостатки интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Ввод в действие новой системы всегда скрывает за собой плюсы и минусы применения на практике. Рассмотрим более детально последствия внедрения системы.

«К преимуществам можно отнести, следующее:

) для государственных (муниципальных) учреждений:

Ø  экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;

Ø  ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;

) для главных распорядителей бюджетных средств:

Ø  возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями (ПО) в единой базе данных;

Ø  возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета ПО;

Ø  оперативный мониторинг хода исполнения бюджета ПО;

Ø  возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;

) для руководителей и менеджеров:

Ø  возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в онлайн-режиме;

Ø  контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в онлайн-режиме;

) для бюджетной системы:

Ø  применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;

Ø  отсутствие дублирования информации;

Ø  экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ специалистов;

) для населения:

Ø  возможность контролировать процессы планирования исполнения бюджета».

Проблемой реализации системы «Электронного бюджета» является отсутствие необходимого технического оснащения. Информационная обеспеченность регионов России дифференцированная, если одна часть регионов работает на современном оборудовании и современных программных продуктах, то другая часть - остается, далеко посади, используя технику и программы прошлого века. В связи с этим трудно представить полную интеграцию в рамках построения электронного бюджета.

«Второй проблемой, ссылаясь на интервью Дмитрия Вахрушева, члена экспертной группы при Комиссии по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами Министерства финансов РФ, можно сказать, является отсутствие программного обеспечения. Как заявляет сам Дмитрий Вахрушев: «Переход на новое программное обеспечение всегда тяжело воспринимается специалистами в учреждениях. Я очень часто сталкивался при замене одного программного продукта на другой с элементарной проблемой, когда бухгалтер не может найти кнопку, которую нажимал раньше … надо грамотно организовать обучение персонала на этапе внедрения и создать качественную систему поддержки»».

«Третья проблема состоит в следующем - каждый субъект РФ живет и развивается по своему, отличному от всех остальных пути, имеет свою специфику. Если мы будем применять к каждому региону одну и ту же методику, это вряд ли даст результаты. Очень важно чтобы внедренная система была действительно востребована на местах, а главное - работала. Чтобы в регионах была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи субъекта РФ, а также учитывать специфику каждого региона. Нужна адаптация системы под нужды конечных пользователей, в данном случае - под нужды публично-правовых образований (субъектов РФ и муниципальных образований). Такую адаптацию можно проводить намного эффективнее, если региональный сегмент «Электронного бюджета» будут создавать региональные разработчики.

Четвертая проблема - неготовность российских разработчиков программного обеспечения включиться в работу по созданию компонентов системы «Электронный бюджет» из-за узкой специализации, т.е., когда одна компания занимается только государственными закупками, другая - только бюджетным учётом или отчётностью, третья - только казначейским учётом. В Связи с этим для решения задач стоящих в рамках концепции «Электронный бюджет» разработчик должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе увязки всех систем (государственных закупок, бюджетным учетом и контролем) в одну.

Таким образом, создания «Электронного бюджета» создаст как благоприятные условия для выработки единой методологии проектирования и исполнения бюджета, так и некоторые «издержки»».

Заключение

Человечество не стоит на месте, с каждым днем все меняется, поэтому государству, как одному из главных движущих сил прогресса, необходимо принимать и внедрять технологические новшества, что позволит минимизировать расходы и повысить благосостояние страны. Человечество стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит общество в целом. Никто не может, конечно, предположить, как она будет развиваться, и к чему приведет, ясно только одно, что она затронет все сферы общественной жизни, и государству, с его стороны, необходимо, чтобы эти изменения прошли благоприятно для страны.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) за последние десятилетия превратились в обязательное условие и средство повышения эффективности государственного, регионального и местного финансового контроля. Государственные структуры многих стран активно осваивают ИКТ, создают «электронные правительства», проводят электронные голосования и т.п. Для России это особенно актуально в свете текущего реформирования организации государственного
управления на всех уровнях. В связи с этим возникают различные проблемы, связанные, с одной стороны, с технико-организационными задачами, а с другой - с необходимостью получения достоверной и оперативной информации.

Повысилось внимание к расходованию бюджетных средств. Поэтому внедрение автоматизированных систем является необходимым на данном этапе. Они обеспечивают более эффективное управление государственными и муниципальными финансами, сокращая при этом административные издержки.

«Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении обеспечивает более эффективное использование средств и выполнение обязанностей, повышение прозрачности их деятельности, экономию времени.

Бюджетные расходы на управление также должны быть оптимизированы. Экономия, которую можно получить при помощи информационных технологий, будет происходить на следующих уровнях:

Ø  сокращение операционных расходов, включающих уменьшение затрат времени на выполнение типовых операций, которые для служащих, связанных с приемом граждан, могут достигать 75% рабочего времени (поиск информации, подготовка справок, отчетов, обзоров, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций), и снижение затрат на помещения, расходные материалы, оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений;

Ø  сокращение бюджетных расходов на проведение ряда мероприятий, таких как официальное уведомление, обязательное распространение нормативных документов, разъяснительные и иные PR-акции, направленные на поддержку гражданами решений и позиции органов власти; разовые мероприятия по реорганизации, переезду, изменению объема компетенции учреждений;

Ø  прямой экономический эффект от более выгодных условий проведения закупок для государственных нужд и конкурсного распределения ресурсов, причем снижение стоимости приобретаемых ресурсов позволяет в некоторых случаях уменьшить соответствующие затраты в 1,5-4 раза;

Ø  прямой экономический эффект от повышения эффективности работы учреждения, который выражается большим числом обработанных заявлений, повышением собираемости налогов, лучшей защитой интересов государства в конкретных хозяйственных спорах;

Ø  косвенный экономический эффект от снижения потерь времени физических и юридических лиц. В масштабах Российской Федерации потери времени граждан и бизнеса на общение с органами государственного и муниципального управления таковы, что можно условно считать, будто целый субъект Федерации исключен из деловой и частично из социальной деятельности;

Ø  косвенный экономический эффект от содействия развитию бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона».

Внедрение в 2015 году интегрированной автоматизированной информационной системы «Электронный бюджет» дает начало новому этапу в построении эффективной экономики. Однако, данная система еще молода и существует много недоработок и недостатков, которые в процессе реализации устраняются. Поэтому должно пройти, как минимум, пять лет, чтобы увидеть реальные плоды внедрения данной системы, и автор считает, что они будут однозначно положительными.

Многие зарубежные страны уже давно ушли далеко вперед в информатизации общества. Россия пока делает только первые шаги на пути к информационному обществу. В связи с этим остается открытым вопрос о продолжении исследования в данной области.

Литература

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

2.      Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3.      Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212).

4.      Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"».

5.      Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (с изменениями и дополнениями).

6.      Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р (ред. от 03.03.2017) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"».

7.      Бюджет и бюджетная система / Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Криворогов И.В. М.: Юрайт, 2013.

.        Институциональное развитие в виртуальном государстве: недостающее звено в технологическом внедрении E-Government /Электронное государство и демократия в начале XXI века. Политическая наука: Сб. науч. тр. № 4. М.: ИНИОН, 2015.

.        Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2014. Статистический сборник / Мининформсвязи России; Росстат; ГУ-ВШЭ. М., 2014.

10.    Информационные системы и базы данных: организация и проектирование / В. Пирогов - Cпб.: BHV, 2014.

11.    Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике. Сборник материалов VII межвузовской научно- практической конференции / Под. общей ред. к.э.н., доц. В.А. Фроловой. - Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015.

12.    Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Чугунов А.В. Учебное пособие. СПб., 2014.

13.    Статистика информационного общества в России: гармонизация с международными стандартами / Под ред. Л.М. Гохберга, П. Бох-Нильсена. - М.: ГУ-ВШЭ, 2015.

14.    Управление общественными финансами: теория и практика: монография. Ишина, И.В. М. : Дашков и К, 2015.

15.    Четвертая промышленная революция: перевод с английского/ Шваб Клаус - Москва : Издательство «Э», 2016.

16.    Бит-Шабо И.В., Воронин А.Е., Тимурзиев А.М./Преимущества и недостатки создания «Электронного бюджета», Юридические науки №27-1 от 27.11.2014 г.

17.    Кадышев И.А. / Необходимость создания электронной информационной системы управления финансами ТОГУ/электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2013, том 4, №4.

Похожие работы на - Информационно-коммуникационные технологии в управлении государственными и муниципальными финансами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!