Обеспечение безопасности персональных данных Drone технологией

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,44 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечение безопасности персональных данных Drone технологией

Введение

Настоящая дипломная работа относится к принципиально новой проблеме, относящейся к сфере информационных технологий. Она посвящена изучению важных вопросов, которые касаются данных, обрабатываемых с помощью технологии, называемой Drone (дрон). Кроме того, данная проблема тесно связана со сферой информационной безопасности. Дело в том, что появление дронов, или же беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), привело к тому, что благодаря им существенно упростилась возможность получения доступа к персональным данным граждан.

В настоящий момент существует множество дискуссий относительно сбора персональных данных. Дело в том, что собранная информация может быть использована против других людей, поэтому угроза кражи персональной информации является крайне опасной. Тем не менее, методы защиты информации часто не улучшаются так же быстро, как технологии взлома. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание защите персональной информации вне зависимости от того, какая именно информационная технология применяется.

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в настоящее время БПЛА находятся в свободной продаже, таким образом, приобрести данный аппарат может любой желающий. С недавних пор БПЛА вышли на гражданский рынок, и такое устройство может быть куплено в обычном магазине по продаже техники. Проблема заключается в том, что с помощью БПЛА человек, приобретший данное устройство, получает возможность получения несанкционированного доступа к объектам, находящимся в частной собственности, а также осуществления фотосъемки и видеосъемки без разрешения. Кроме того, также существует вероятность осуществления взлома канала передачи данных БПЛА злоумышленниками, что может привести к нежелательным последствиям, например, использованию собранной информации против других граждан, или же в иных противоправных целях.

В связи с вышеуказанными фактами, можно сделать вывод, что существует острая необходимость строгого законодательного регулирования БПЛА. Однако, по причине того, что данная технология появилась недавно, еще не успела сложиться четко определенная система нормативных правовых актов, ее регулирующих. Практика использования данных устройств возникла не так давно, и еще не успели появиться определенные статистические данные, которые могли бы помочь выстроить систему правил, регулирующих БПЛА. Несмотря на это, существует определенное количество научных публикаций и статей, авторы которых затрагивают проблему обработки данных технологией дрон, а также рассматривают практику их применения и осуществления контроля над ними. Данные статьи будут использованы в текущем исследовании в качестве источников необходимой информации.

Цель данного исследования - выявить различные аспекты сбора данных посредством технологии БПЛА, а также их защиты, и предложить возможные решения существующих в этой сфере проблем.

Для достижения поставленной выше цели необходимо выполнить следующие задачи:

·исследовать мировую практику использования БПЛА.

·изучить механизмы возможной кражи персональных данных через БПЛА.

·провести анализ практики законодательного регулирования беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации и за рубежом.

·предложить советы по технологическому улучшению БПЛА в целях обеспечения большей безопасности.

·разработать классификацию БПЛА, которая поможет упростить их регулирование.

·предложить определенные корректировки существующего законодательства.

Объектом исследования являются возможные причины нарушения принципов безопасности персональных данных при обработке их БПЛА.

Предметом исследования является практика применения БПЛА в современном мире, а также их регулирование с помощью законодательных систем различных стран.

Методологическую основу данного исследования составляют научные статьи ведущих отечественных и зарубежных научных деятелей, а также законодательная база Российской Федерации. Теоретические методы, используемые в этом исследовании, включают анализ, который помогает разделить изучаемый материал на составляющие, а затем изучить отдельные части элементов. Кроме того, метод синтеза, который объединяет части в целое, также помогает провести исследование. Другим важным методом является классификация, которая распределяет информацию путем сравнения. Используются также некоторые методы, связанные с изучением практики применения технологи. На их основе собираются конкретные факты, выявляются и описываются феномены, а также связи между ними.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке классификации дронов в зависимости от определенных критериев, предложении технических улучшений устройств БПЛА, а также устранении возможных пробелов в существующем законодательстве Российской Федерации. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной классификации и дополнений при разработке поправок к существующим нормативным правовым актам. Ожидаемые результаты анализа использования технологии беспилотных летательных аппаратов могут стать очень полезными для преодоления основных проблем сбора личных данных.

1. Различные аспекты применения дронов и проблемы, связанные с ними

1.1 Происхождение и глобальный рынок БПЛА

С того момента, как в 1892 году были изобретены первые устройства на дистанционном управлении, за последние сто лет в этой области успел произойти существенный прогресс. Благодаря внедрению технологии GPS, первые беспилотные летательные аппараты появились в 1990 году, став особенно популярными в последние годы. Следует отметить, что первоначально беспилотные летательные аппараты были разработаны для военного использования, и основной целью их создания была разведывательная деятельность, а также перевозка оружия. С другой стороны, как это обычно бывает в случае технологий, используемых военными, беспилотные летательные аппараты стали активно использоваться гражданскими лицами.

Профессор Кейт Хейворд в своей работе пишет, что, несмотря на то, что беспилотные летательные аппараты возникли в вооруженных силах различных государств, на данный момент существует значительный гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов, который быстро растет. Появление беспилотных летательных аппаратов делает особенно актуальными фундаментальные вопросы разработки оборонной, технологической и производственной базы, а также структуры поставок военного оборудования. БПЛА связаны сразу с двумя сферами - гражданской и военной - и представляют достаточно большую сложность с точки зрения вопросов регулирования. Для правительств они ставят ряд важных вопросов относительно будущего отрасли, а также ее военного потенциала.

За последние пять лет количество беспилотных летательных аппаратов и количество стран, производящих БПЛА, значительно возросли, в числовом выражении рост составил более чем 20%. Существует большое различие между летательными аппаратами с точки зрения размера, сложности конструкции, состояния процесса разработки и количества произведенных аппаратов. Многие из этого списка - это лишь дизайнерские концепты или «одноразовые» продукты энтузиастов. Другие же - это тестовые и демонстрационные модели, которые, возможно, обретут большую популярность в дальнейшем.

Беспилотные летательные аппараты сильно различаются по размеру, производительности и типу. Они могут быть столь же маленькими, как насекомые (то есть быть почти невидимыми в воздухе) или же такими большими, как пилотируемые самолеты. Они могут зависать на одном месте в воздухе или достигать скорости более 1000 км / ч, контролироваться, например, через смартфон, планшет, спутниковую связь, или вручную. Они могут переносить всевозможные материалы (например, камеры или удобрения). Хотя передовые технологии и позволяют дронам летать на большой высоте в течение длительного времени и преодолевать значительные расстояния, большинство из них сегодня летает на высоте менее 150 м над землей. На этой высоте воздушное пространство в основном используется планерами и 1-2-х местными самолетами.

Технология Drone стала доступной и может быть в будущем применена для различных целей. Беспилотные летательные аппараты могут позволить выполнять практически без участия человека однообразные, грязные или опасные работы, а также обеспечить существенную экономию ресурсов и экологические преимущества (снижение расхода топлива, сокращение выбросов CO2).

Беспилотные летательные аппараты, которые могут летать значительно ближе к земле, чем пилотируемые летательные аппараты, являются хорошо подходящими для опасных полетов в районы аварий и стихийных бедствий. Они могут помочь в пожаротушении, пересечь затопленные районы или районы, пострадавшие от химического или биологического оружия, и найти пропавших без вести лиц. БПЛА могут также помочь властям, например, на пограничном контроле, кроме того, они имеют различные применения в науке (например, в наблюдении Земли). Говоря о бытовом применении, они могут выполнять коммерческие услуги, такие как техническое обслуживание и мониторинг инфраструктуры (например, мостов, железных дорог, атомных станций), аэросъемка, фермерство (например, оплодотворение растений), лесное хозяйство (например, посадка деревьев) и ловля рыбы. Они могут доставлять товары, устранять утечки газа или химических веществ, перевозить грузы. Частные пользователи также используют дроны для различных легальных и нелегальных целей, начиная от фотографии и заканчивая оборотом наркотиков.

Общественное мнение относительно использования БПЛА в основном определяется тем, для каких целей они используются. В настоящее время БПЛА воспринимаются многими как аппараты, связанные исключительно с военными действиями. Это связано с тем, что распространено использование дронов в конфликтах. Кроме того, существует обеспокоенность по поводу неконтролируемого роста и отсутствия должного регулирования БПЛА, что может привести к потенциальной переполненности воздушного пространства и проблемам безопасности.

.2 Риски, связанные с использованием БПЛА

Как и любая технология, беспилотные летательные аппараты несут с собой различные риски. Хотя дроны существуют сравнительно с недавнего времени, уже были случаи, когда беспилотные летательные аппараты чуть не сталкивались с коммерческими пилотируемыми самолетами, высаживались на жилых домах общественных деятелей, атомных электростанциях, зданиях посольств и туристических достопримечательностей, препятствовали тушению пожаров и помощи раненым.

Люди также обеспокоены аспектом конфиденциальности. Мария Джул в своей публикации пишет, что дроны, как правило, переносят видеокамеру, позволяя пилоту, находящемуся на удаленном расстоянии, фиксировать на нее изображения. Они могут записывать изображения и обладают такими технологиями, как мощное масштабирование, микрофоны и множество датчиков, а также системы GPS, фиксирующие местоположение снимаемых лиц. Они могут, например, летать над закрытыми территориями, следить за людьми на улицах и подсчитывать, сколько людей находится в определенном здании или комнате. Все это может сделать дроны очень опасными.

Для более подробного исследования применения дронов, в настоящей работе стоит рассмотреть публикацию Организации Объединенных Наций. В ней пишут, что все большее развитие беспилотных летательных аппаратов (БЛА) привело к появлению новых требований к ним, чтобы повысить их прозрачность и контроль над ними в отношении их распространения и использования. В связи с тем, что беспилотные летательные аппараты могут использоваться в гражданских, коммерческих и военных целях, необходимо разработать надежные средства, с помощью которых их можно было бы отличать и разделять на различные классы. Это помогло бы разработать сильную международную систему, предназначенную для регулирования использования дронов под контролем.

Хотя использование вооруженных БПЛА может иметь ряд преимуществ, в том числе расширение возможностей соблюдения международного права, они также вызывают некоторую опасность и ставят новые задачи в применении и толковании международного права. Отсутствие одинакового подхода в государствах в отношении операций, производимых дронами, а также применяемых правовых аспектов добавляет серьезность этой проблеме. Применение и введение строгих соответствующих правовых рамок могут смягчить некоторые общественные опасения относительно использования БПЛА.

Сейчас правительства и международные организации используют различные характеристики для классификации и идентификации БПЛА. Среди них такие основные характеристики, как вес, выносливость и рабочий диапазон. Хотя большинство национальных классификационных систем весьма схожи, некоторые характеристики, термины и подходы могут отличаться.

.3 Информационная безопасность при использовании БПЛА

Говоря об аспекте обеспечения безопасности информации при обработке данных технологией беспилотных летательных аппаратов, следует рассмотреть два основных аспекта проблемы. Во-первых, опасность может возникнуть, если злоумышленники, которые приобретают БПЛА, начнут использовать его в противозаконных целях, например, для нелегального доступа к частной информации. Во-вторых, существует опасность взлома самого летательного аппарата злоумышленниками. В данной работе в основном будет рассмотрен первый аспект, а также проанализированы законодательные аспекты регулирования использования дронов, которые могут помешать возникновению данной ситуации. Однако также необходимо рассмотреть вероятность и возможные пути взлома летательного аппарата, а также действенные способы противостоять этому.

Что касается основных вопросов информационной безопасности и конфиденциальности, следует упомянуть исследование Эвана Болдуина Карра. Касаемо неприкосновенности частной жизни, в документе говорится, что в США пока не принято решение о том, разрешено ли беспилотным летательным аппаратам использовать зрение пилотов, или же ориентироваться только на основе GPS и электронной навигации. В своей статье он также приводит в качестве примера инцидент, произошедший в городе Остин, штат Техас. Исследовательский коллектив университета взломал дрон, принадлежащий департаменту министерства внутренней безопасности, в результате чего получил контроль над студентами и преподавателями. Чтобы отреагировать на этот вызов, группа хакеров «подделали» сигнал GPS беспилотного летательного аппарата и взяли под контроль воздушное судно перед глазами оператора. После этого случая выяснилось, что беспилотные летательные аппараты не обеспечены безопасностью полностью.

С целью изучения способов защиты дронов от информационных атак стоит рассмотреть высказывания Тодда Хампфри. Он считает, что если дрон не обеспечен специальными защитными приборами, может произойти ситуация, когда сигнал будет взломан, и дрон будет использован в качестве оружия. Поэтому для обеспечения безопасности дронов необходимо защищать сигнал GPS от взлома.

Одним из вариантов решения данной проблемы является установление датчика помех на борт воздушного судна, который обнаружил бы избыток радиосигналов, поступающих от GPS, и выборочно игнорировал бы дополнительные ложные данные. В качестве альтернативы предлагается шифрование гражданских сигналов глобальной системы GPS, которые дополняют традиционную систему GPS, добавление нескольких приемников к БПЛА для приема множества диапазонов GPS, добавление зашифрованных цифровых подписей в GPS-навигационные данные или перекрестные ссылки гражданских и военных сигналов GPS.

Кроме того, важно сохранить общую линию передачи данных (CDL), которая соединяет беспилотный летательный аппарат с удаленной наземной станцией, полностью защищенной. Нарушения канала передачи данных могут происходить как злонамеренно, так и случайно, как пишет Йайсен А. Йохим. Удаленное управление БПЛА требует двух отдельных линий передачи данных: один канал связи (FMV) идет на терминал удаленного просмотра (RVT) через канал видеоданных (VDL), другой канал связи управляет БПЛА через общую линию передачи данных (CDL). VDL использует всенаправленную антенну для трансляции своего канала связи во всех направлениях, позволяя любому RVT, настроенному на частоту VDL БПЛА, наблюдать за БПЛА через FMV. Качество видео и согласованность приема зависят от мощности сигнала VDL. CDL может использовать либо всенаправленную антенну, либо направленную антенну, которая вещает только в направлении наземной станции управления (GCS).

Взаимодействие с VDL или CDL может происходить естественным образом посредством электромагнитных излучений Земли или Солнца, или же путем целенаправленного отслеживания частот, на которых работают БПЛА.

Йохим выделяет три возможных варианта защиты от радиоэлектронной атаки: управление спектром, электромагнитное упрочнение и противодействующие помехи. Защищая электромагнитные и частотные спектры, упрочняя систему посредством «фильтрации, ослабления, заземления и связывания в процессе производства» или ограничивая частоты с помехами, Йохим предполагает, что соединения CDL можно сделать безопасными и в значительной степени непреодолимыми. Однако стоит отметить, что ничто не может считаться абсолютно безопасным для хакеров в отношении технологий. Беспилотные летательные аппараты, чувствительные к манипуляциям с GPS и воздействию CDL, могут быть очень опасными в руках злоумышленника.

Говоря о рынке технологий, скорость распространения военных технологий в гражданском секторе может способствовать увеличению скорости, с которой гражданские БПЛА становятся безопасными.

Как и в случае со многими технологическими нововведениями, которые были впервые созданы и использованы военными, гражданский сектор отстает. Скорость, с которой гражданские БПЛА становятся функционально безопасными, может способствовать их развитию и превращению в преобладающие инструменты правительственной, научной и коммерческой деятельности. Устранение проблем, связанных с передачей данных и GPS, является наиболее важными. Безопасная беспилотная система позволит свести к минимуму риск атак злоумышленников, а обученный оператор минимизирует риск человеческой ошибки.

Кроме того, существует множество исследований, касающихся кибернетической безопасности при использовании БПЛА. Ким Хартманн и Кристоф Стеуп говорят, что беспилотные летательные аппараты уязвимы для кибератак. Они приводят данные о том, что в течение последних пяти лет общественные информационные агентства сообщали о нескольких инцидентах, связанных с беспилотными летательными аппаратами, демонстрируя и повышая интерес общественности к военным и гражданским применениям БПЛА. Беспилотные летательные аппараты считаются надежными, автоматизированными и автономными машинами, которые готовы предоставить свою помощь в любое время. Исходя из этих предположений, правительственные и военные руководители надеются, что БПЛА улучшат национальную безопасность. Однако, рассматривая БПЛА с технической точки зрения, эти аппараты должны классифицироваться как многосвязные, сложные аппаратные средства с высокой стратегической и экономической ценностью. Чтобы повысить безопасность системы, разработчик системы должен найти уязвимости перед тем, как злоумышленники это сделают. Чрезвычайно важно защищать дроны от взлома, поскольку подключение к видеопотоку может быть нарушением конфиденциальности для гражданских лиц.

Для того, чтобы полностью рассмотреть аспект совершения информационных атак, можно обратиться к публикации авторства Оттавио Марзоччи. Говорится, что предполагаемое увеличение числа беспилотных летательных аппаратов, летающих на разной высоте (в том числе в пространстве, в настоящее время зарезервированном для гражданской авиации), в разных направлениях (дроны обычно меняют направление несколько раз, на основании приказов пилотов) и районов с разными весами и скоростями, над людьми и частной собственностью, создает серьезные проблемы. Технологические условия для обеспечения безопасной интеграции беспилотных летательных аппаратов в систему гражданской авиации пока не предоставлены. Связь может быть легко потеряна или захвачена, системы обнаружения и предупреждения по умолчанию не установлены на беспилотных самолетах и системах.

Изучив современную практику применения БПЛА в мире, а также проблемы, связанные с их использованием, можно сделать вывод о том, что общество и гражданское воздушное пространство пока не готово к активному внедрению таких летательных аппаратов во всеобщее использование.

Из вышесказанного следует, что серьезное внимание следует уделить самой технологии беспилотных летательных аппаратов. На данный момент технологии для обеспечения их безопасной и надежной интеграции в систему гражданской авиации по-прежнему отсутствуют и, следовательно, это повышает необходимость их дальнейшего развития. Дальнейшие вопросы, которые следует изучить лучше, - это разработка технологий, обеспечивающих нейтрализацию беспилотных самолетов в определенных ситуациях, например, в случае незаконной, небезопасной или преступной деятельности, включая террористические атаки.

В связи с тем, что такие технологии обеспечения безопасного использования беспилотных летательных аппаратов на данный момент либо недоступны, либо не являются обязательными к применению с точки зрения законов, либо не устанавливаются по умолчанию во время производства беспилотных летательных аппаратов, это существенно препятствует безопасной интеграции данных устройств в гражданское воздушное пространство. Наиболее важный вывод заключается в том, что технология беспилотных летательных аппаратов может помочь человечеству извлечь из нее множество преимуществ, если будут произведены некоторые серьезные изменения в технологических требованиях к устройствам, а также в самом производстве БПЛА.

2. Законодательное регулирование беспилотных летательных аппаратов

2.1 Анализ законодательной системы Российской Федерации

Изначально рассмотрим само понятие дрона. Понятие «дрон» в действующем законодательстве отсутствует, но имеется определение беспилотного летательного аппарата «беспилотное воздушное судно». С точки зрения федерального закона «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016), «беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)». Кроме того, с этим понятием тесно связано понятие беспилотной авиационной системы. «Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля над полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов».

Также необходимо определить понятие защиты информации. По закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016), «защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

) реализацию права на доступ к информации».

Для полного рассмотрения проблемы обеспечения безопасности информации при ее обработке дрон технологией, необходимо также определить понятия персональных данных. С точки зрения Федерального Закона N 152-ФЗ «О персональных данных»: «персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных же определяется как любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».

В противоположность персональным данным, необходимо рассмотреть понятие общедоступной информации. По федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Как уже упоминалось ранее, беспилотные летательные аппараты уже используются во многих сферах общества, и высокая сложность регистрации обычно замедляет активно развивающуюся отрасль. Что касается российской законодательной системы, то исследования в этой области показали, что в настоящее время использование БПЛА является актуальной проблемой, но законы, регулирующие эту сферу, довольно слабо развиты.

В Российской Федерации дроны классифицируются как беспилотные летательные аппараты. Последние усовершенствования в законодательной системе помогли облегчить использование БПЛА. С 2016 года в нашей стране нет необходимости регистрировать беспилотные летательные аппараты весом менее 30 кг (Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ «О внесении изменений в воздушный кодекс Российской Федерации»).

В отношении более тяжелых БПЛА закон гласит, что обязательна государственная регистрация данных летательных аппаратов. Летательные аппараты регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Таким образом, раз большинство используемых дронов с недавних пор не подлежат государственной регистрации, получается, что приобрести и использовать их может любой желающий. Для управления дроном в Российской Федерации не требуется регистрировать ни сам летательный аппарат, ни получать специального разрешения для пилотирования устройства. Это серьезно упрощает процесс приобретения и использования БПЛА. С одной стороны, можно сказать, что данный факт определенно положительно скажется на рынке гражданской авиации и техники, и приведет к большему распространению дронов на территории нашей страны. Это поможет использовать их в различных сферах для упрощения различной деятельности, например, для осуществления технического осмотра, топографической съемки, картографии, доставки товаров, а также развлечений и торжеств. Однако в этом есть также определенный ряд недостатков. Упрощение регистрации БПЛА может привести к распространению их использования в противоправных целях. Их портативный размер позволяет их использовать для слежки без высокой опасности обнаружения.

Однако дроны летают в воздушном пространстве, и для того, чтобы точно выяснить, как и при каких обстоятельствах их разрешено использовать, нужно обратиться к порядку регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации. Из Воздушного кодекса РФ следует, что использовать воздушное пространства имеют право граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Уполномоченным государственным органом, отвечающим за регулирование воздушного пространства, является Федеральное агентство воздушного транспорта. законодательный беспилотный летательный персональный

По Постановлению Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 14.02.2017) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», существует разделение воздушного пространства на различные классы: A, C и G. В данных классах действуют различные правила использования воздушного пространства РФ. Класс A подразумевает полеты только по приборам, требуется наличие обязательного разрешения на использование воздушного пространства, а также обеспечение диспетчерского сопровождения и эшелонирования. Класс C дозволяет также полеты по правилам визуальных полетов, обязательно диспетчерское сопровождение и наличие специального разрешения. Говоря о классе G, он уже не предполагает обязательное эшелонирование, наличие специального разрешения на использование воздушного пространства также не требуется. Границы регионов определяются Министерством транспорта Российской Федерации.

Запрещение или ограничение использования воздушного пространства регулируется статьей 17 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016): «использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». За нарушением правил федерального использования воздушного пространства следует привлечение к ответственности в установленном законом порядке.

Если говорить непосредственно об использовании беспилотных летательных аппаратов, то лучше обратиться к Постановлению Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 14.02.2017) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Судя по данному документу, разрешены полеты БПЛА над населенными пунктами в целях проведения охранных и спасательных мероприятий разрешено, при условии, что лицо, организующее полеты, будет нести ответственность за их безопасность. Для осуществления полета БПЛА в зонах A, C и G требуется получение разрешения на использование воздушного пространства. Затем специальными органами осуществляется планирование использование воздушного пространства. Кроме того, в законе прописано, что для осуществления полета БПЛА в вышеуказанных зонах должны вводиться ограничения на полеты других воздушных судов.

То есть, получается, что использование БПЛА разрешено только тогда, когда воздушное пространство закрыто. Кроме того, для полета БПЛА недавно введено требование на получение разрешения на использование воздушного пространства в органах местного самоуправления, а в городах федерального значения - в органах исполнительной власти этих городов.

Из этого возникает достаточно спорная ситуация, так как закон был изначально написан для больших беспилотных летательных аппаратов, которые используют военные, и, по идее, на аппараты массой менее 30 кг, которые сейчас разрешено не регистрировать, ограничения распространяться не должны. Однако закон можно трактовать и по-другому, и, в этом случае, полеты БПЛА в зонах A, C и G без перекрытия воздушного пространства запрещены полностью.

По сути, из этого следует, что запускать БПЛА можно лишь на частной территории, принадлежащей владельцу дрона. Кроме того, с 5 июля 2017 года будет снова введено требование на обязательную регистрацию БПЛА массой от 250 г.

Помимо законов, контролирующих полеты дронов, необходимо рассмотреть законодательство, связанное с обработкой и использованием информации. Говоря об аспекте конфиденциальности, отдельной категорией информации можно считать информацию, относящуюся к коммерческой тайне. По Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», информацией, являющейся коммерческой тайной, может являться та информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». Таким образом, информация, которая не находится в ограниченном доступе, а также в отношении которой не введен режим коммерческой тайны (включающий применение специальных мер по защите информации), может подлежать свободной съемке и обработке технологией БПЛА.

Кроме того, можно отдельно выделить объекты, относящиеся к государственной тайне. В Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» содержится перечень критериев, согласно которым объект можно отнести к защищенному государственной тайной, а также список, содержащий критерии отнесения сведений к тайным. Для того чтобы сведения стали государственной тайной, необходимо присвоить им гриф секретности согласно указанной в законе процедуре. В ином случае, если на носителе информации нет реквизитов о том, что он относится к государственной тайне, то осуществлять фотосъемку и видеосъемку разрешено. Кроме того, существует запрет на съемку в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации, а также пограничных органов. Это может препятствовать использованию дронов в целях шпионажа.

Говоря об объектах культуры, согласно Приказу Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 25 мая 1998 г. № 315/ 255/ 38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», для проведения съемки объекта культуры необходимо получение специального разрешения. Это также ограничивает бесконтрольное использование съемки с БПЛА и дальнейшее использование полученной информации в корыстных целях.

Самый главный из них - это основной закон РФ, то есть Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Ее статья номер 23 провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, охрану чести и доброго имени. Статья 24 же запрещает сбор, хранение и использование информации о частной жизни граждан без их согласия.

Если речь идет, например, о фотосъемке или же видеосъемке на частной территории, в настоящее время нет нормативного правового акта, ограничивающего доступ к информации на территории владельца. Федеральный закон от 30.11.1994 N 53-ФЗ «Гражданский кодекс РФ» (ст. 209) подразумевает наличие у собственника права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Однако сбор информации о собственности не входит в эту классификацию прав. В предыдущих редакциях Гражданского кодекса РФ информация принадлежала к объектам гражданских прав, теперь же гражданское право не ограничивает распространение информации за исключением той, которая относится к категории интеллектуальной собственности. Единственным ограничением на сбор изображений является статья 152 «Охрана изображения гражданина», которая подразумевает запрет на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина без его согласия. Говоря же о собственности, то закон не предусматривает охрану изображений собственности граждан. Любые ограничения на доступ к информации (то есть на получение и возможность ее использования) устанавливаются исключительно федеральными законами.

Кроме того, неприкосновенность частной жизни регулируется Федеральным законом от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.05.2017) «Уголовный кодекс Российской Федерации». В случае если владелец частной собственности решит подать в суд на осуществление незаконной съемки на его территории без разрешения, то может быть применена статья 137 УК РФ, в которой речь идет о нарушении неприкосновенности частной жизни. Статья говорит о том, что незаконный сбор сведений о частной жизни граждан, а также их публичная демонстрация, в случае, если это привело к причинению вреда их интересам, может караться штрафом, обязательными или исправительными работами, а также арестом на срок до 4 месяцев.

В случае причинения морального вреда гражданину за счет действий, посягающих на его личные неимущественные права или же иные нематериальные блага (в случае с БПЛА, за счет съемок частной территории с дрона), судом может быть наложена на нарушителя обязанность компенсировать причиненный вред за счет денежных средств (ГК РФ). Соответственно, возможно возникновение спорных моментов, которые могут быть разрешены только на основе суда.

Обобщив информацию о законодательстве Российской Федерации в сфере использования БПЛА, а также сбора ими информации, можно сделать вывод, что в нашей стране на данный момент существуют чересчур строгие правила использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами. Говоря же о сборе информации, напротив, в данном случае законодательство является достаточно мягким, то есть в большинстве случаев осуществлять съемку можно, за некоторыми исключениями. Таким образом, безопасность персональных данных, доступ к которым может быть получена за счет дронов, в законодательстве нашей страны обеспечивается не столь законами о защите персональных данных, сколь запретом на использование самих дронов без регистрации и получения разрешения на использование воздушного пространства.

2.2 Анализ исследований законодательной системы Соединенных Штатов Америки

Для сравнения порядка законодательного регулирования применения технологии дрон, необходимо рассмотреть законодательные системы других государств, например, США. Начиная с законодательной сессии 2013 года, законодатели штатов часто рассматривали множество законодательных актов, касающихся БПЛА.

Федеральное управление гражданской авиации США (ФАА) приняло название «беспилотный летательный аппарат» для описания систем воздушных судов без летного экипажа на борту. Более распространенные названия включают в себя: дроны, дистанционно пилотируемые транспортные средства, дистанционно пилотируемые летательные аппараты и самолеты с дистанционным управлением. Это ограниченные по размерам беспилотные летательные аппараты, осуществляющие полеты в Национальной системе воздушного пространства США.

В США дроны разделяют на два основные категории: предназначенные исключительно для отдыха и занятий спортом, а также предназначенные для работы.

Дроны, предназначенные для развлечения, как правило, должны совершать полеты по рекомендованным стандартам безопасности Академии модельного воздухоплавания, входящей в Национальную организацию аэромоделирования Соединенных Штатов Америки. В них прописано, что БПЛА (в случае с данными правилами - модельный самолет) представляет собой летательный аппарат, не несущий человека, способный выдерживать длительный полет в атмосфере. Он предназначен исключительно для спорта, отдыха, образования и / или соревнований. Все полеты моделей должны проводиться в соответствии с правилами безопасности, и любым дополнительными правилами, относящимися к летной площадке. Говорится, что запрещено управлять модельным самолетом неосторожным или безрассудным образом, а также в местах, где запрещены полеты БПЛА. В правилах прописано, что приоритетом являются воздушные суда, перевозящие людей. БПЛА не должен летать выше 400 футов над уровнем земли, а также на расстоянии ближе пяти миль от аэропорта без уведомления оператора аэропорта. Также запрещено пролетать над группами людей, на стадионах или спортивных мероприятиях, вблизи усилий по реагированию на чрезвычайные ситуации, таких как тушение пожаров. Существуют также некоторые ограничения на конструкцию БПЛА, например, запрещается использовать моделей с металлическими лопастями. Стандарты для полетов прописаны в нескольких законах, например, в Публичном праве 112-95 «Специальное правило для модельного воздушного судна» (14.02.2012). Разрешение ФАА на полет БПЛА (дрона) для развлечения или отдыха не требуется, но необходимо соблюдать следующие правила:

·Зарегистрировать БПЛА, если он весит более 0,55 фунтов и менее 55 фунтов.

·Пометить БПЛА регистрационным номером пилота.

Пилот должен быть:

·Возрастом от 13 лет или старше.

·Если владелец по возрасту младше 13 лет, родитель или законный представитель должен зарегистрировать летательный аппарат.

Для использования БПЛА в коммерческих целях в Соединенных Штатах, в соответствии с ФАА, пользователи должны получить сертификат для работы в национальном воздушном пространстве. Использование таких БПЛА регламентируется разделом 14 Кодекса федерального регулирования (раздел 107). К пилотам также предъявляются более строгие требования.

Пилот должен быть:

·Возрастом от 16 лет и старше.

·Должен пройти начальный тест на наличие у него аэронавигационных знаний в сертифицированном ФАА центре тестирования знаний.

·Должен быть проверен Администрацией по транспортной безопасности.

Существуют строгие требования к БПЛА. Он должен быть:

·Легче 55 фунтов.

·Обязательно зарегистрирован.

Также предъявляются строгие правила к полетам, они должны:

·Проходить в воздушном пространстве класса G (неконтролируемое воздушное пространство).

·Находиться в зоне видимости пилота.

·Летать ниже 400 футов.

·Летать в течение дня.

·Летать со скоростью не более 100 миль / ч.

·Уступить право приоритета пилотируемым самолетам.

·Летать не над людьми.

·Управляться не с движущегося транспортного средства.

Местные, законы штатов и национальные законы регулируют фотосъемку и видеосъемку на территории США. Законы различаются в разных юрисдикциях, и то, что не является незаконным в одном месте, может быть незаконным в другом. Чтобы определить, насколько законным является осуществление фотосъемки с дрона, нужно рассмотреть две категории случаев.

В отношении общественных мест:

·Законно фотографировать или осуществлять видеозаписи и съемку любого лица на любом общественном объекте.

·Фотографирование или видеозапись туристических достопримечательностей обычно является законным, если прямо не запрещено каким-либо конкретным законом.

В отношении частной собственности:

·Фотографирование может быть запрещено или ограничено владельцем собственности. Однако собственник недвижимости обычно не может ограничивать фотографирование имущества лицами, которые не находятся в границах собственности, что может предоставить злоумышленниками преимущества при использовании дронов.

·Обычно разрешается фотографировать частную собственность, которая обычно открыта для публики (например, торговый центр), если это явно не запрещено размещенными знаками. Даже если такие знаки не публикуются, владелец или агент недвижимости может попросить человека прекратить фотографировать, и если лицо отказывается это сделать, владелец или агент может попросить этого человека уйти. В некоторых юрисдикциях лицо, которое отказывается уйти, может быть арестовано за преступное посягательство, и многие юрисдикции признают право на применение разумной силы для удаления нарушителя. Лицо, которое насильственно противостоит законному удалению с объекта, может нести ответственность по существующему законодательству.

·Для фотографирования частной собственности, обычно не открытой для публики, обычно требуется разрешение владельца недвижимости.

В США существует также Четвертая поправка к Конституции, защищающая частную жизнь. Тем не менее, Верховный суд еще никогда не занимал определенную позицию относительно того, устанавливает ли Четвертая поправка ограничения на использование БПЛА государством. Тем не менее, это позволило производить безошибочный воздушный контроль с пилотируемых самолетов.

Из-за потенциала повсеместного использования БПЛА в обычных правоохранительных операциях и их способности раскрывать гораздо больше, чем обычный невооруженный взгляд, беспилотные летательные аппараты представляют собой более серьезную угрозу конфиденциальности, чем пилотируемые полеты.

Правительственное использование беспилотных летательных аппаратов, оснащенных технологией, которая значительно улучшает человеческое зрение или получает информацию о том, что человек не имеет возможность увидеть (тепловые или рентгеновские изображения), должно быть тщательно изучено судами.

Кроме того, Верховный суд высказал предположение о том, что повсеместное и активное использование технологии наблюдения с помощью БПЛА может привести к усилению обеспокоенности относительно действия Четвертой поправки.

Таким образом, если говорить о законодательстве США в отношении осуществления съемки частной собственности, можно сделать вывод, что законодательство в целом является более строгим, нежели в РФ, и осуществлять съемку частной собственности с дрона без разрешения владельца запрещено (однако, если владелец дрона при этом не находится на территории собственника, съемка не запрещена). То есть, существуют серьезные законодательные препятствия в отношении доступа к частной информации.

На основании изученной информации, можно сказать, что в США существует достаточно хорошо продуманная законодательная система защиты информации, которая может быть получена с помощью БПЛА. Во-первых, необходима регистрация БПЛА, во-вторых, есть законы, защищающие частную собственность и частную жизнь. Это является достаточно серьезным препятствием для потенциальных злоумышленников, которые могли бы использовать полученные с помощью дронов данные против других граждан.

2.3 Анализ исследований законодательной системы Великобритании

В настоящее время в Великобритании БПЛА используются в самых разных отраслях, таких как наблюдение за воздушной обстановкой, доставка медицинских препаратов в недоступные или отдаленные районы, поисково-спасательные операции и наблюдение за посевами. Использование беспилотных летательных аппаратов гражданскими лицами также растет, учитывая, насколько дешевыми и значительно усовершенствованными стали БПЛА гражданского класса. Однако, несмотря на их сходство с вертолетами дистанционного управления, их нельзя рассматривать как простые игрушки.

Если беспилотный летательный аппарат приобретается и используется в Соединенном Королевстве, необходимо соблюдать правила, регулирующие использование этих воздушных судов.

Небольшие беспилотные летательные аппараты теперь широко доступны для коммерческого и развлекательного использования. Они подпадают под правила безопасности, которые подкреплены законодательством Великобритании.

Любой, кто использует БПЛА, должен знать правила, содержащиеся в Предписании по Аэронавигации.

Говоря о коммерческой эксплуатации, для Предписания по Аэронавигации термин «коммерческая эксплуатация» означает любую эксплуатацию воздушного судна, иного чем общественный транспорт, доступную для общественности; или которая осуществляется по договору между оператором и клиентом, если последний не имеет контроля над оператором, в обмен денежное или другое ценное вознаграждение.

Малый беспилотный самолет в этих правилах - это любой беспилотный летательный аппарат, отличный от воздушного шара или воздушного змея, имеющий массу не более 20 кг без топлива, но включающий любые предметы или оборудование, установленные или прикрепленные к воздушному судну в начале его полета. Эти правила были созданы для обеспечения безопасности воздушной среды, в которой малые беспилотные летательные аппараты могут летать, не вступая в конфликт с пилотируемыми летательными аппаратами и без риска для других людей или имущества.

Пилоты должны обладать разрешением, выданным CAA (Управлением гражданской авиации), прежде чем выполнять воздушную работу с беспилотным летательным аппаратом. На сайте Управления гражданской авиации присутствует список лиц и организаций, допущенных к управлению БПЛА.

В правилах говорится, что человек не должен безрассудно или по неосторожности позволять воздушному судну подвергать опасности любое лицо или имущество.

Если изучать правила использования БПЛА, предназначенных для развлечения, в них прописано следующее:

·нельзя допускать, чтобы какой-либо предмет или животное (независимо от того, прикреплено ли он (о) к парашюту или нет) был (о) выброшен (о) с беспилотного летательного аппарата, чтобы не подвергнуть опасности людей или имущество

·необходимо поддерживать прямой визуальный контакт с воздушным судном, достаточный для наблюдения за его траекторией полета в отношении других воздушных судов, лиц, транспортных средств, судов и сооружений с целью избегания столкновений.

Лицу, ответственному за небольшой беспилотный летательный аппарат, масса которого превышает 7 кг, за исключением его топлива, но включая любые предметы или оборудование, установленные или прикрепленные к воздушному судну в начале его полета, запрещается им управлять:

·в воздушном пространстве класса A, C, D или E, если не получено разрешение от управления воздушным движением,

·в зоне аэродромного движения в течение часов контроля за диспетчерским пунктом (если таковые имеются) на этом аэродроме, если не получено разрешение любого такого органа управления воздушным движением,

·на высоте более 400 футов над поверхностью.

Лицо, ответственное за небольшой беспилотный летательный аппарат, не должно использовать в целях коммерческих операций, за исключением случаев, когда это разрешено Управлением гражданской авиации.

Законодательство Соединенного Королевства отдельно выделяет «небольшие беспилотные самолеты для наблюдения» - это небольшие беспилотные летательные аппараты, которые оборудованы для проведения любых видов наблюдения или сбора данных. Для них существуют отдельные правила. Таким БПЛА запрещается летать (в случае отсутствия особого разрешения):

·над или в пределах 150 метров от любой перегруженной зоны (т.е. любого района города, поселка или населенного пункта, который в основном используется в жилых, промышленных, коммерческих или рекреационных целях),

·над или в пределах 150 метров от организованной открытой экспозиции более 1000 человек,

·в пределах 50 метров от любого судна, транспортного средства или сооружения, которое не находится под контролем лица, ответственного за воздушное судно,

·в пределах 50 метров от любого другого лица,

·во время взлета или посадки небольшой беспилотный самолет наблюдения не может быть ближе, чем на расстоянии 30 метров от любого лица.

Разрешение на управление дроном для развлечения требуется только в случае, если его планируется использовать в перегруженной зоне. Для получения разрешения нужно пройти проверку на компетентность в качестве оператора. Кроме того, получение разрешения обязательно, если планируется коммерческое использование дрона.

Большие беспилотные летательные аппараты в настоящее время не допускаются к полетам в любом неотделенном воздушном пространстве в Великобритании без специального разрешения от САА.

Для того чтобы определиться с тем, как происходит законодательное регулирование в Великобритании в отношении фотосъемки и видеосъемки на частной территории, необходимо изучить Закон о защите данных.

В Соединенном Королевстве нет законов, запрещающих фотографирование частной собственности в общественных местах. Два общественных места в Великобритании, Трафальгарская площадь и Парламентская площадь, имеют специальное положение против фотографирования в коммерческих целях без письменного разрешения мэра или управляющей команды Площади и уплаты пошлины. Также разрешение необходимо для фотографирования или съемок для коммерческих целей в Королевских парках.

Фотографирование и видеосъемка частной собственности на частной земле не ограничена, если землевладелец дал разрешение. Тем не менее, землевладельцы могут навязывать любые условия, которые они желают, при входе в недвижимость, в том числе запрещать или ограничивать фотографию.

Кроме того, в Соединенном Королевстве существуют отдельные законы, которые регулируют осуществление фотосъемки и видеосъемки объектов, важных с точки зрения национальной безопасности. [38] Правила, регулирующие эту сферу, содержатся в Законе о государственной тайне. В нем говорится, что преступлением является осуществление фотосъемки «запрещенных территорий», где она может быть полезна для врага. Под определение «запрещенных территорий» попадает достаточно большое количество мест. Это может ограничить деятельность злоумышленников, планирующих использовать съемку с дрона в противозаконных целях.

Кроме того, некоторые ограничения на осуществление съемки содержатся в Законе о терроризме. Данный документ предоставляет полиции широкие полномочия, которые позволяют ей останавливать и разыскивать любого, кто как-либо подозревается в связи с террористами, а также в наличии у него вещей, связанных с терроризмом. Полиция также наделена полномочиями изымать подозрительные предметы. Эти полномочия присутствуют только в тех зонах, где им предоставляется соответствующее разрешение, однако перечень этих зон постоянно меняется. Кроме того, этот нормативный правовой акт трактует в качестве преступления съемку таких фотографий, которые могут помочь или как-либо поспособствовать совершению террористического акта.

Эти запреты ограничивают бесконтрольную съемку данных мест с помощью БПЛА. Тем самым, они помогают поддерживать безопасность, а также ограничивают деятельность злоумышленников, которые могут использовать информацию, полученную с дрона, в противозаконных целях.

На основании рассмотренных нормативных правовых актов, действующих в Соединенном Королевстве, можно сделать вывод о том, что в нем действует хорошо продуманная система контроля над деятельностью, осуществляемой при помощи дронов. Например, для осуществления полетов в населенных пунктах требуется разрешение. Также в отдельную категорию выделены БПЛА, предназначенные для наблюдения. Существует возможность запрета владельцем фотосъемки частной территории. Система регулирования дронов является достаточно хорошо отлаженной.

После детального рассмотрения законодательной системы Российской Федерации, регулирующей деятельность беспилотных летательных аппаратов, а также сравнения ее с законодательными системами двух других развитых государств - Соединенных Штатов Америки и Великобритании, можно сделать определенные выводы.

С точки зрения регулирования использования дронов в воздушном пространстве, законодательная система Российской Федерации существенно отстает от западных законодательных систем. В нашей стране нет законов, регулирующих непосредственно сами беспилотные летательные аппараты, деятельность дронов можно подвести под существующие законы лишь косвенно. Остается непонятным, можно ли использовать БПЛА и на каких основаниях, так как одни законы РФ противоречат другим. С одной стороны, не нужно получать никаких лицензий на управление БПЛА, а также регистрировать дроны массой менее 30 кг. При этом закон запрещает запуск дронов в воздушном пространстве без его перекрытия, что делает законные полеты дронов практически невозможными. Кроме того, в законодательстве РФ отсутствует разделение БПЛА на классы. Законы, охраняющие частную собственность и защиту информацию, напротив, являются недостаточно строгими. По сути, в РФ безопасность информации, обрабатываемой БПЛА, обеспечивается за счет фактического запрета на их запуск в воздушном пространстве. Данная ситуация тормозит развитие отрасли, которая могла бы стать очень полезной для экономики и политики, поэтому текущее законодательство требует улучшений.

По сравнению с РФ, законодательства США и Великобритании являются гораздо более продуманными. Там практикуется лицензирование пилотов БПЛА, присутствует регистрация беспилотных летательных аппаратов, существуют разумные ограничения на их использование, дроны разделены на различные классы в зависимости от размера и предназначения, и, соответственно, контролируются различными правилами. Следует отметить, что законодательные системы не являются статичными, они динамичны и развиваются, постоянно привносятся поправки и новые законы, улучшающие регулирование сферы деятельности БПЛА. Существуют также законы, охраняющие частную собственность и частную информацию, которые ограничивают доступ к ней по желанию владельца частной собственности. Однако можно предположить, что законов, охраняющих частную жизнь, а также национальную безопасность, может не хватать, учитывая, что недавно появившиеся дроны обладают большими возможностями для сбора информации, нежели традиционные устройства для осуществления съемки.

3. Предложения по улучшению безопасности персональных данных при их обработке Drone технологией на территории РФ

3.1 Возможные технологические улучшения

Рассмотрев проблемы, возникающие в связи с технологическим несовершенством дронов, указанные в первой главе, видится необходимым предложить некоторые улучшения, которые могли бы помочь обеспечить безопасность информации при работе с беспилотными летательными аппаратами.

Вот некоторые варианты возможного улучшения ситуации:

·Внедрить технологии обнаружения и избегания, для того, чтобы не допускать столкновения дронов с находящимися в небе объектами, такими как самолеты или другие беспилотные летательные аппараты, или на земле, например зданиями, важной инфраструктурой, электрическими проводами или людьми;

·Обеспечить дополнительную безопасность линии связи между пилотной станцией и беспилотным летательным аппаратом, чтобы препятствовать их взлому и отслеживанию. Также можно установить на беспилотный летательный аппарат технологии, которые обеспечивали бы возвращение дрона на базу в случае обнаружения модификаций сигнала;

·Установить геозоны, чтобы запретить доступ беспилотным летательным аппаратам к определенным районам, таким как аэропорты, важная инфраструктура, посольства, города, памятники, военные базы или даже частная собственность. При входе в данную геозону, появляется сигнал, что граница была пересечена кем-либо или чем либо, это поможет быстрее идентифицировать и нейтрализовать нарушителя.

·Улучшить защиту БПЛА от физических, электронных или кибернетических атак. Например, обеспечить дополнительное шифрование канала связи с дроном, чтобы доступ к нему был более затруднен для третьих лиц.

·Разработать определенные согласованные процедуры и порядок действий на случай непредвиденных обстоятельств. Необходимо разработать порядок действий для правоохранительных органов в случае возникновения опасной ситуации, чтобы они могли оперативно предпринять контрмеры.

·Решить проблемы человеческого фактора, такие как пилотирование дронов и возможные ошибки в процессе его осуществления. Можно ввести специальные курсы для операторов беспилотных летательных аппаратов, которые могли бы поспособствовать повышению их квалификации.

В случае если данные улучшения будут приняты к сведению и использованы при разработке дронов, а также при регулировании воздушного пространства и изменении правил его использования, это может поспособствовать обеспечению безопасности информации и персональных данных при использовании беспилотных летательных аппаратов. При выполнении вышеуказанных условий, дроны смогут безопасно влиться в ряды гражданской авиации. Однако, технологических улучшений для обеспечения полной безопасности недостаточно, необходимо также введение некоторых изменений в законодательную систему.

.2 Возможные улучшения законодательства РФ и внедрение классификации БПЛА

Учитывая высокую степень риска потенциального вмешательства в частную жизнь, и тем самым, нарушения дронами права на неприкосновенность частной жизни и защиту данных граждан (в том числе общественных деятелей, таких как политические деятели и представители различных учреждений, предприятий), важно, чтобы беспилотные летательные аппараты и связанные с ними приложения надлежащим образом регулировались с точки зрения законов. Обеспечение уважения основных прав, в частности конфиденциальности собранных и обрабатываемых данных на всех этапах использования беспилотных самолетов (от производства до правоохранительных действий в случае незаконного использования) должно быть осуществлено для общественной безопасности. Соответственно, устранение пробелов в текущем законодательстве является жизненно необходимым. В данной работе предложен ряд улучшений, которые могут поспособствовать усовершенствованию системы регулирования деятельности БПЛА.

Во-первых, начнем с регулирования воздушного пространства Российской Федерации и самих БПЛА.

Опираясь на опыт стран запада, представляется логичным разделить все беспилотные летательные аппараты на две категории: дроны, предназначенные для развлекательных целей, а также дроны, предназначенные для коммерческого использования.

К БПЛА, предназначенным для развлекательных целей, будут относиться устройства, обладающие следующими летно-техническими характеристиками (комплекс количественных показателей, определяющих возможности летательного аппарата выполнять своё целевое назначение):

·Масса до 20 кг без топлива.

·Грузоподъемность до 2 кг.

·Высота полета - не более 150 метров.

·Максимальная скорость - не более 80 км/ч.

·Радиус действия - 200 метров.

Предлагается официально регистрировать данные дроны, при условии, что стоимость регистрации будет небольшой, а процесс регистрации - простым и доступным для обычного пользователя. Для таких дронов можно не вводить правило обязательного получения разрешения на использование воздушного пространства, однако, при управлении дроном, пилот должен следовать следующим правилам:

·Полеты должны проходить в воздушном пространстве класса G;

·Запрещено летать на расстоянии ближе 5-ти км от аэропортов и других стратегически важных зон;

·Запрещено летать на расстоянии ближе 50 метров от других людей, и ближе 30 метров при взлете и посадке;

·Запрещено перевозить на дронах объекты, которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан.

Все пилоты, осуществляющие управление БПЛА, должны обладать обязательным разрешением, номер которого должен дублироваться на дроне, которым пилот управляет. К пилотам должны быть предъявлены следующие требования:

·Возраст от 14 лет и старше

·Обязательное прохождение теста, подтверждающего квалификацию лица как оператора дрона.

Тест должен включать как теоретическую часть на знание правил, так и практическую, заключающуюся в пробном управлении полетом БПЛА в присутствии экзаменатора.

В отдельную категорию предлагается выделить беспилотные летательные аппараты, предназначенные для коммерческого использования.

Они должны обладать следующими характеристиками:

·Масса до 30 кг без топлива.

·Грузоподъемность до 7 кг.

·Высота полета - не более 150 метров.

·Максимальная скорость - не более 120 км/ч.

·Радиус действия - дрон должен находиться в зоне видимости пилота.

Такие БПЛА обязательно регистрировать, а также получать на них разрешение на использование воздушного пространства. Операторы дронов должны в любом случае оставлять право приоритета пилотируемым самолетами. Пилот БПЛА, предназначенного для коммерческих целей, должен быть уже старше 18 лет, а также пройти обязательный квалификационный тест.

БПЛА массой более 30 кг должны попадать под действие всего Воздушного кодекса, без особых упрощенных критериев.

Помимо правил использования воздушного пространства и беспилотных летательных аппаратов, законодательство, защищающее неприкосновенность частной жизни и частной собственности, должно быть модифицировано. На данный момент, граждане Российской Федерации по сути не обладают правом запретить другим осуществлять фотосъемку и видеосъемку их частной собственности, в отличие от США и Великобритании. Гражданский кодекс в РФ не включает в себя право граждан на запрет съемки их частной собственности, поэтому спорные случаи можно с натяжкой отнести к действию Конституции РФ и Уголовного кодекса РФ.

Чтобы обеспечить безопасность персональных данных, следует внести в Гражданский кодекс право собственника установление запрета на фотосъемку его частной собственности с целью обеспечения неприкосновенности его частной жизни.

Данные законодательные поправки, во-первых, поспособствуют развитию отрасли БПЛА, так как на настоящий момент, к сожалению, действует фактически полный запрет на их использование. Введение разумного регулирования данной сферы поможет упростить внедрение дронов в общественную жизнь, а также поспособствует расширению их применения на пользу граждан.

Кроме того, определенные ограничения, которыми будет облагаться данная сфера, а также требования к регистрации БПЛА и сертификации операторов помогут обеспечить не бесконтрольное, а безопасное использование летательных аппаратов. Изменение законодательства, регулирующего частную жизнь граждан, поспособствует обеспечению безопасности персональных данных, которые могут быть собраны посредством беспилотного летательного аппарата.

Заключение

В ходе данной работы было проведено тщательное исследование сферы использования и регулирования беспилотных летательных аппаратов. Были выполнены все поставленные ранее задачи: была исследована мировая практика применения БПЛА, а также проблемы, связанные с ней. В работе были рассмотрены и изучены механизмы взлома, а также возможной кражи персональных данных через БПЛА.

Рассмотрев проблемы, связанные с их использованием БПЛА, можно сделать вывод, что для того, чтобы безопасно внедрить БПЛА в гражданское использование, серьезное внимание следует уделить самой технологии дронов. Из-за того, что технологии обеспечения безопасности при использовании БПЛА не используются распространенно, это существенно препятствует безопасной интеграции данных устройств в гражданское воздушное пространство.

На основании полученных данных о технических недостатках существующих беспилотных летательных аппаратов были предложены некоторые советы по технологическому улучшению БПЛА в целях обеспечения большей безопасности. Таким образом, БПЛА могут поспособствовать улучшению уровня жизни людей, если будут произведены предложенные технологические изменения.

Кроме того, был проведен анализ практики законодательного регулирования беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации, а также в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Говоря о законодательстве Российской Федерации в сфере использования БПЛА, а также сбора ими информации, можно сделать вывод, что в нашей стране на данный момент существуют чересчур строгие правила, регулирующие использование воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами. Напротив, с точки зрения защиты персональных данных, законодательство является слишком мягким.

В сравнении с РФ, законодательства США и Великобритании являются гораздо более совершенными. Там практикуется лицензирование пилотов БПЛА, присутствует регистрация беспилотных летательных аппаратов, существуют разумные ограничения на их использование.

Такие различия в законодательных системах продемонстрировали необходимость усовершенствования законодательной системы Российской Федерации. На основе западного опыта была разработана система классификации БПЛА для Российской Федерации, которая поможет упростить их регулирование с точки зрения закона. Более того, были предложены определенные корректировки существующего законодательства в отношении защиты персональных данных и охраны частной жизни.

Если предложенные в данной работе советы по улучшению сферы производства, регулирования и использования беспилотных летательных аппаратов будут применены на практике, это поспособствует дальнейшему развитию технологии беспилотных летательных аппаратов, а также ее использованию на благо общества.

Литература

1.Hayward K. Unmanned aerial vehicles: a new industrial system? / Royal Aeronautical Society.

2.Dr. Carla-Leanne Washbourne Civilian Drones/Houses of Parliament.

3.Colvin M., Messner S., Reiss C., Konz P. Cities and drones.

4.Robert J. Bunker Terrorist and Insurgent Unmanned Aerial Vehicles (UAVs): Use, Potentials, and Military Implications/SSI.

5.Yochim J.A. The Vulnerabilities of Unmanned Aircraft System.

6.Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ Воздушный кодекс Российской Федерации.

8.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) О персональных данных.

9.Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ О внесении изменений в воздушный кодекс Российской Федерации.

10.Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 14.02.2017) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".

11.Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Похожие работы на - Обеспечение безопасности персональных данных Drone технологией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!