Потребление политического интернет-контента молодежью г. Москвы: анализ социально-демографических факторов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,11 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Потребление политического интернет-контента молодежью г. Москвы: анализ социально-демографических факторов














Потребление политического интернет-контента молодежью г. Москвы: анализ социально-демографических факторов

Введение

политический пользователь интернет контент

На сегодняшний день развитие интернет-коммуникаций достигло весьма высокого уровня. Уже проблематичным становится отсутствие возможности выйти в глобальную сеть, особенно в урбанизированной среде. Интернет занял прочное место в общественной жизни, без него сложно представить досуг, учебу, работу, предпринимательскую деятельность. А некоторые возможности интернета так и вовсе являются уникальными, а порой и незаменимыми. Например, видеозвонки сразу нескольким собеседникам на огромные расстояния.

Не секрет, что современная молодежь (как в России, так и за рубежом) составляет значительную часть пользователей интернета. Молодые люди общаются, обмениваются своими идеями, распространяют различного рода контент и глубоко взаимодействуют в онлайн-среде.

Нередко информация, распространяемая молодыми пользователями интернета, носит политический характер. В связи со всем вышесказанным, крайне важным представляется изучение такой политической информации: какого рода эта информация, кем она распространяется и в каких целях. Исследование этих вопросов поможет нам понять политические установки и ориентации молодежи.

Это весьма актуально в свете того, что молодежь активно принимает участие в политической жизни государства: вступает в политические организации, ходит на акции поддержки и протеста, в конце концов, участвует в выборах органов власти.

С точки зрения исследования, г. Москва и ее молодежь особенно интересны. И этому есть объяснения, помимо того, что это столица РФ. Главным образом это то, что ни в одном российском городе не проходит столь активная политическая жизнь: регулярно проходят митинги, шествия и демонстрации. Кроме того, молодежь Москвы состоит не только из коренных москвичей, но и из приезжих молодых людей, в основном студентов, приехавших получать образование в престижных вузах и на дальнейшие заработки. Поэтому изучение того политического контента, который так или иначе потребляет молодежь города Москвы, а также социально демографических факторов, является крайне любопытным. На это и будет направлен фокус в данном исследовании.

Степень изученности темы

Интернет как пространство политической коммуникации рассматривается в Б. Барбером, Р. Дэвисом, Д. Тапскоттом. Воздействие Интернета на политическую активность изучается Л. Вебером, П. Норрисом. Взаимообусловленность коммуникационных и социокультурных составляющих виртуальной среды находится в центре внимания М.Г. Анохина, А.Ю. Бубнова, М.Н. Грачева, В.В. Титова. Большими темпами развивается социология Интернета (И.Ф. Девятко, Е.В. Бродовская, О.В. Дмитриева, А.Ю. Домбровская). Особое место занимает проект «World Internet Project» (Мировой Интернет-Проект).

Важную роль в исследовании занимают научно-исследовательские практикумы «Социология Интернета» и «Политические функции сети Интернет в восприятии российских пользователей» под научной редакцией Е.В. Бродовской.

Незаменимыми для проведения данного исследования оказались приобретенные в ходе работы над проектом «World Internet Project» в 2013 и 2014 годах компетенции. Особенно ценными оказались навыки по сбору и обработке эмпирических данных, полученные в процессе работы в составе исследовательской группы «World Internet Project» на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер».

Формулировка проблемы

Проблема исследования - недостаточная изученность социально - демографических факторов и политических установок молодых

пользователей интернета из Москвы, влияющих на потребление политического контента.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - политический Интернет-контент, потребляемый молодежью г. Москва.

Предмет исследования - анализ влияния социально-демографических факторов на потребление политического Интернет-контента молодежью г. Москвы.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - анализ взаимосвязи между социально - демографическими факторами и потреблением политического контента молодежью г. Москва.

Задачи исследования:

-выявить виды контента, которые являются наиболее приоритетными в плане потребления среди молодых пользователей интернета г. Москвы;

-проанализировать факторы, влияющие на потребление контента молодыми московскими пользователями интернета;

выделить особенности интернет-коммуникации молодых московских пользователей;

охарактеризовать различия между различными группами молодежи г. Москвы при использовании ими интернет-коммуникаций;

выявить зависимость различных социально-демографических факторов друг от друга при потреблении политического контента молодыми московскими пользователями;

описать технологии, которые используются в политическом сегменте интернета для привлечения молодых московских пользователей;

рассмотреть риски, возможные при потреблении политического интернет-контента молодежью г. Москвы;

охарактеризовать противозаконные проявления Интернет - технологий.

Гипотеза исследования: потребление политического контента молодыми Интернет-пользователями г. Москвы зависит от таких социально - демографических факторов, как: пол, возраст и принадлежность к референтной группе.

Эмпирическая база

Эмпирическую базу исследования составляют молодые пользователи сети Интернет г. Москвы (86 человек).

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении тенденций и построении типологий потребления политического контента взаимообусловленными социально-демографическими факторами.

Практическая значимость связана с возможностью использовать полученные результаты в сфере управления политическим контентом и политическими коммуникациями.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Первая глава состоит из трех параграфов. Первый параграф содержит понятие политического контента, его основных видов. Второй раскрывает особенности коммуникации между Интернет-пользователями в современный период. Третий параграф посвящен описанию социально-демографических факторов, на основе которых будет проведено дальнейшее исследование.

Вторая глава является сугубо исследовательской и состоит из трех параграфов. В первом приводятся процедуры и методы проведения исследования, а также создается инструментарий массового интервью

(анкета). Во втором параграфе описывается сбор и обработка данных опроса. В третьем параграфе приводится анализ исследования на основе графиков.

В третьей главе ведется работа по определению технологий управления контентом. Первый параграф разбирает современные политические практики в отношении Интернет-пространства. Второй параграф посвящен незаконному содержанию политического контента.

1. Взаимозависимость различных социально-демографических факторов при потреблении политического контента

1.1 Сущность и структура политического интернет-контента

Политический Интернет-контент как научная категория в данный момент не является четко устоявшейся в современной политической науке. Это связано, в первую очередь, с тем, что Интернет получил свое широкое распространение лишь за последние 10 лет (по крайней мере, в России). Согласно исследованию ВЦИОМ, доля ежедневных пользователей Интернета в России сегодня составляет уже больше половины населения (53%) 1. Соответственно, научное осмысление отдельных элементов Интернета стало актуальным только сейчас.

Для начала определимся, что такое контент в общем смысле. Контент (с англ. content - содержание, содержимое; иногда используют - информационное наполнение, наполнение) - «собирательный термин, характеризующий любую информацию, которая содержится на страницах веб-ресурса2. В буквальном смысле контентом можно назвать тексты, аудио и видеофайлы, графические изображения, анимацию, картинки и прочую информацию, размещенную на интернет-ресурсе (все, что пользователь может прочитать, увидеть, услышать).

Понятие же политического контента можно сформулировать следующим образом: «Политический контент есть часть отраженной сознанием и воспроизведенной в вербальной или невербальной форме действительности, относящейся к сфере завоевания, использования и удержания государственной власти и размещенной в виде знания и информации в доступной области информационного пространства».

Если мы говорим об Интернет-контенте, то следует помнить о некоторых особенностях Интернета как такового. Во-первых, политический контент, размещаемый в Интернете, не требует вложения значительных ресурсов. Это особенно заметно при сравнении Интернета с более привычными СМИ - телевидением, радио, печатными изданиями. Во-вторых, любая информация в Интернете может быть доступна 24 часа в сутки и из любой точки земного шара. В этом смысле Интернет опять же выигрывает по сравнению с традиционными СМИ. В-третьих, возможности Интернета обеспечивают простоту предоставления, восприятия и поиска любого материала, который интересует пользователя.

Может сложиться не совсем верное утверждение о том, что Интернет является СМИ, хотя доля истины в этом есть. Мы видим, что подавляющее большинство традиционных СМИ на сегодняшний день имеют свой онлайн - ресурс. В его роли может выступать как собственный сайт, так и аккаунт в социальной сети. Но в то же время Интернет обладает некоторыми уникальными свойствами, отсутствующими у других СМИ, и, соответственно, является более широким понятием, чем СМИ.

Помимо вышеназванных особенностей, таким свойством является интерактивность. Она характеризуется двумя компонентами:

1)Наличие возможности у автора контента прямого диалога с аудиторией и обратной связи в режиме реального времени

2)Существование диалога внутри самой аудитории (дискуссии, обмен мнениями, поиск единомышленников).

Еще одной специфичной чертой хотелось бы отметить виртуальный характер коммуникаций в Интернете. Он означает анонимность (в большей степени это касается форумов и в меньшей социальных сетей) и отсутствие непосредственного физического контакта. В совокупности это приводит к тому, что пользователи, в реальной жизни имеющие отличные друг от друга статус, возраст, материальное и социальное положение, а также другие характеристики, являются в некоторой мере равноправными. Отсюда происходит и неформальный стиль общения между людьми.

Таким образом, политический Интернет-контент является весьма специфичным предметом научного познания, и в полной мере еще не изучен. Мы выделили ряд особенностей, связанных с потреблением такого контента. Теперь перейдем к классификации политических ресурсов.

В качестве наиболее предпочтительного подхода к структуризации политического контента можно назвать функциональный подход. Методология этого подхода состоит в том, что при объяснении какого либо элемента следует учитывать функцию, которую выполняет такой элемент2. При этом, как один и тот же элемент может выполнять несколько функций, так и функция может выполняться несколькими элементами. Функциональный подход получил свое активное развитие в 1940-х - 60-х годах, и связан с такими учеными, как Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Т. Парсонс, Г. Лассуэлл.

Используя функциональный подход, мы можем назвать следующие типы политического Интернет-контента:

-Новостные;

-Предвыборные;

Имиджевые;

Аналитические;

Агитационные;

Развлекательные.

Остановимся поподробнее на новостном контенте. Его специфика состоит в том, что немалая часть новостных материалов в Интернете является дословной перепечаткой с других ресурсов либо рерайтингом. По мнению Ю. Белоусова, причиной этому является то, что «это - самый дешевый вариант создания собственного контента. По сути рерайтинг ухудшает новость, так как, как правило, содержит еще меньше информации, чем в первоначальной новости».

Создание авторского новостного контента в Интернете предусматривает, помимо редакторской группы, квалифицированного журналиста. Однако выгода в данном случае почти не отличается от ситуации, при которой ресурсы занимаются исключительно копипастингом. Более того, стоимость обеспечения таких сайтов на порядок ниже, чем при наличии профессионального журналиста.

Увеличение объема публикуемых в русскоязычном Интернете новостей происходит в первую очередь за счет так называемого «информационного шума», тогда как количество новостных поводов увеличивается незначительно.

Информационный шум представляет собой, по точному замечанию А.В. Кузнецовой, «элементы формальной организации текста, препятствующие восприятию информации - искажающие ее или делающие невозможной ее рецепцию».

Основными причинами информационной нагрузки можно назвать:

-стремительный рост новой информации, которая производится;

-простота дублирования и передачи данных через интернет;

увеличение доступных каналов входящей информации (например, телефон, социальные сети, электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, rss);

-большое количество исторических сведений;

-противоречия и неточности в имеющейся информации;

куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений.

Формат политического Интернет-контента, как и любого другого контента, может быть разным. Основными форматами являются:

-Текст;

-Видео;

Аудио;

Изображение.

Напоследок хотелось бы отдельно упомянуть такой ныне популярный термин, как Интернет-мем, занимающее важное положение, в том числе, в сфере развлекательного политического контента. Данное понятие уже прочно вошло в структуру политического Интернет-контента, но его первоначальное значение несколько растеряло свой смысл.

Вопреки распространенному мнению, мем - это не просто картинка или комикс. Впервые данный термин употребил Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. Под мемом Докинз понимал любой нематериальный объект, который может передаваться между людьми. Таким объектом может выступать идея, символ, жест, явление, событие и другая культурная информация. Докинз сравнил мемы с генами: они также подвержены мутации (репликации, т.е. изменению) и естественному отбору (выживают только те мемы, которые выигрывают борьбу в культурной среде).

В ходе распространения Интернета, мемы стали неотъемлемой частью Интернет среды. Интернет-мемы передаются пользователями в форме ссылок, изображений и текстов. И хотя Интернет-мемы, как правило, являются сугубо развлекательным контентом, их использование способно повлиять на политические установки и убеждения.

Очевидно, что в целом политический Интернет-контент только развивается как самостоятельная единица информации. Хотя структура такой информации уже устоялась, варианты производства такого контента еще формируются. Его влияние на потребителя, в том числе на молодежь, может иметь большое значение. При помощи такого контента возможно формирование электоральной базы, воздействие на политические убеждения. Более подробно влияние политического контента будет рассмотрено в следующих главах.

1.2 Особенности интернет-коммуникации молодых московских пользователей

Интернет является не только площадкой для потребления контента, но и способом коммуникации между людьми. Более того, можно утверждать, что коммуникация является ведущей функцией интернета. Для общения используются, как правило, социальные сети (Вконтакте, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники) или приложения (Skype, WhatsApp, Viber).

Важным является само понятие молодежи. Молодежь - «социально - демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества». Как правило, возрастные рамки молодежи составляют от 14 до 30 лет.

Коммуникация между молодыми пользователями имеет свои особенности, о которых хотелось бы поговорить. Надо понимать, что общение в онлайн-среде отличается от традиционной, реальной коммуникации. Психологи полагают, что возраст от 15 до 22 лет - это тот период жизни человека, в котором он больше всего нуждается в активном общении и большом количестве друзей. Само собой, развитие Интернета привело только к увеличению круга общения. Однако неверными было бы полагать, что количество друзей в тех же социальных сетях тождественно числу друзей в реальной жизни. Зачастую в друзья добавляются люди - единомышленники, проживающие в разных городах или странах. Понятно,

что при такой тенденции друзьями в реальной жизни считаются гораздо меньше человек.

Ранее мы говорили о неформальном стиле общения, распространенном в Интернете. В процессе той же переписки мы не можем видеть эмоции людей, их переживания. Истинность слов собеседника также не представляется возможным определить. Нередко это приводит к попыткам обмана, мошенничества и другим антиморальным действиям. Впрочем, мы можем с тем же успехом общаться со знакомыми нам людьми на вполне серьезные темы.

Другой неотъемлемой характерной чертой Интернет-коммуникаций в молодежной среде является появление особого языка, сленга. Он появился в начале ХХI в. и по сей день в нем продолжают появляться новые обороты, которые могут быть непонятны далекому от Интернета человеку. Особенностью такого языка является умышленное неверное написание слов, которые называются эрративами. Яркими примерами таких словесных оборотов являются: «афтар жжот», «фтопку», «зачот», «криатифф» и др. Кроме того, для Интернет-сленга характерно употребление ненормативной лексики. В свою очередь, сленг стал важной частью формирования множества мемов, о которых было сказано ранее.

Можно утверждать, что некоторая часть выражений, популярных в Интернет-сленге, перешла в реальную жизнь. Безусловно, нельзя сказать, что это обогащает литературный язык, делает его более красивым или развитым, но таковы тенденции. Необходимо делать усилия над собой, чтобы употребление сленговых выражений было уместным и по возможности не выходило за рамки Интернет-сообществ. Хотя использование сленга зачастую позволяет сэкономить время при общении в Интернете.

Следующим тезисом можно назвать особенный механизм восприятия людьми друг друга при общении в Интернете. Данный механизм связан с понятием стереотипизации и связан с построением образа собеседника на основе неполной информации и отсутствии невербального контакта. В результате, личная встреча нередко оказывается не такой, какой ее представляли собеседники в Интернете. По мнению А. Жичкиной, «в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает».

Также необходимо отметить то, что Интернет нередко используется при проблемах коммуникации в реальной жизни. Психологические особенности человека в некоторых случаях не позволяют ему активно участвовать в социальной жизни. Интернет в данном случае позволяет частично компенсировать внутреннюю зажатость молодых людей. Интернет - зависимость лишь усугубляет положение, затрудняя возможности человека приобрести социальные навыки для традиционного общения, хотя иногда это возможно.

Если говорить в целом, то развитие Интернета привело к появлению достаточно обособленного типа коммуникации, имеющего свои особенности. Наиболее активную часть аудитории Интернета составляет именно молодежь, а самым популярным способом коммуникации стали социальные сети. Одной из главных тенденций является увеличение круга общения как раз посредством социальных сетей. Впрочем, такое увеличение является в некотором смысле искусственным, и заставляет заново взглянуть на, казалось бы, такое обыденное понятие, как «дружба». Напоследок отметим, что Интернет также способствует межкультурному и межнациональному общению, столь актуальному как в Москве, так и в остальной части России.

1.3 Социально-демографические факторы, влияющие на потребление контента

Интернет-контент, подобно любому товару или продукту, должен быть качественным для успешного и многократного потребления. Однако другим важным условием некоторые объективные факторы, способные влиять на пожелания потребителей к контенту.

Если перед нами стоит задача максимального распространения контента, то необходимо учитывать эти факторы. Создавая контент, нужно учитывать, в первую очередь, социально-демографические факторы. Именно они являются ключевыми, и именно от них главным образом зависит, будет ли контент рентабельным.

Изучив мотивацию и предпочтения потребителей контента, мы можем изменять характеристики этого контента, менять формат его распространения.

Социально-демографические факторы действуют постоянно и оказывают влияние на формирование личности молодых людей. Среди ключевых таких факторов, на которых будет сделан упор в дальнейшем исследовании, мы назовем следующие:

1.Пол;

2.Возраст;

3.Референтная группа.

Место жительства в данном случае не будет рассмотрено, т.к. в нашем исследовании изучаются лишь московские пользователи.

Поподробнее остановимся на понятии референтной группы. Под референтной группой понимается «группа, круг людей, чье поведение и взгляды воспринимаются как эталонные в определенной социальной среде, на которых многие люди ориентируются в поисках духовных ценностей, в выработке стереотипов поведения, мироощущения, мировоззрения». Такие группы различны по структуре, размеру и целям.

Референтная группа оказывает как нормативное, так и информативное влияние на человека. Последнее проявляется в том случае, если человек не принадлежит какой-либо группе, но имеет желание войти в нее. В таком случае человек собирает информацию о референтной группе, стараясь ей соответствовать и следовать ее принципам. Нормативное влияние заключается в том, что человеку должен следовать определенным нормам поведения, чтобы иметь возможность быть принятым в референтную группу.

Референтные группы оказывают влияние на человека по следующим направлениям:

-они способны влиять на поведение и уклад жизни;

-они влияют на отношение человека к самому себе;

-они способны воздействовать на человека при потреблении политического контента.

Референтные группы бывают первичными (семья, друзья, одноклассники, однокурсники, коллеги по работе), т.е. коммуникация с ними имеет постоянный и, как правило, неформальный характер. Вторичными называют непостоянные группы (религиозные и профсоюзные объединения).

Существуют следующие типы воздействия группы на индивида:

-уступчивость - индивид следует нормам группы;

-идентификация - индивид перенимает ценности группы, стремясь быть похожим на ее членов;

-ассоциативность - индивид перенимает ценности как собственные.

При производстве политического контента необходимо учитывать интенсивность влияния референтной группы. Например, если влияние семьи является определяющим в системе мировоззрения личности, то логичным будет сделать упор на семейных ценностях при производстве контента (например, агитационного). В том случае, если влияние группы не столь велико, правильным вариантом будет сделать акцент на других свойствах и качествах контента.

Перейдем к двум оставшимся факторам, которые мы отмечали ранее. Если референтая группа - это больше социальный фактор, то пол и возраст - это сугубо демографические факторы. Они характерны тем, что их проще определить и измерить, чем принадлежность к референтной группе. Но влияние пола и возраста весьма велико.

Возраст - один из ключевых параметров, определяющих поведение человека. Зная возраст, мы можем с большой долей вероятности сказать, что интересует человека в Интернете, какой политический контент наиболее привлекателен для него. Например, 17-летних молодых людей может больше увлекать развлекательный контент, а 25-летних новостной или аналитический. Однако это не означает, подростки интересуются исключительно развлекательными материалами, а старшее поколение только «серьезным» контентом. Тем не менее, возраст как фактор потребления контента играет важную роль.

Другим демографическим фактором является пол. При этом различают физический (биологический) пол и социальный (гендер). Говоря о потребителях контента, мы будем разбирать социальный аспект.

Гендер (социальный пол) - это принятая в данном социокультурном поле модель поведения представителей разных полов. На основе этой модели формируется реальное поведение людей. Реальные люди с помощью самых разных позитивных и негативных санкций загоняются в ее рамки. На ее основе формируются социальные ожидания и стереотипы, которые преследуют людей всю жизнь, заставляя их подстраиваться под гендерные модели. Соответствуя той или иной модели, индивид потребляет присущий этой модели контент.

Надо сказать, что пол и возраст являются тесно связанными друг с другом, и производители контента нередко ориентируются на половозрастные группы, например: девушки и юноши, мужчины и женщины. Итак, мы рассмотрели те социально-демографические факторы, которые на наш взгляд являются ключевыми при потреблении политического контента. Эти факторы необходимо учитывать при создании контента. Важно понимать поведение потребителя, которое напрямую зависит от этих факторов.

Существуют и другие факторы, влияющие на потребление контента. Таковыми можно назвать факторы культурного влияния, психологические факторы. Они также важны для понимания поведения потребителя.

2. Структура и результаты проведения исследования

.1 Методическая часть и разработка анкеты массового интервью

Перейдем непосредственно к исследовательской части. Во введении данной работы мы уже обозначили составляющие программы нашего исследования, а именно: актуальность исследования, степень разработанности проблемы, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы. Далее мы рассмотрим метод исследования и способ выборки.

Методом данного исследования является массовый опрос, который будет проводиться в форме анкетирования.

По точному выражению классика отечественной социологии В.А. Ядова «Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях» 1. Опросные методы действительно обладают колоссальной универсальностью и информативностью, они подходят для решения практически любых исследовательских задач.

Под «массовым опросом» мы подразумеваем исследование, направленное на выявление картины мнений, сложившейся в рамках определенной генеральной совокупности людей. Это может быть население города, региона, и даже страны в целом. При этом массовые опросы могут проводиться и в рамках локальных сообществ (например, среди студентов конкретного вуза или работников отдельного предприятия). В целях правильного отображения генеральной совокупности для каждого опроса на основании статистических данных составляется специальная выборка, отражающая её реальную социально-демографическую структуру (как правило, прежде всего, учитываются такие основные характеристики как пол и возраст опрашиваемых).

«Анкетирование - метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить широкий круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке». 1 Соответственно, предварительно необходимо создать инструментарий исследования, т.е. составить топик-гайд вопросов анкеты.

Для последующего анализа все анкеты подвергнутся занесению в базу компьютерной программы SPSS.

В данном исследовании будет использоваться квотная выборка.

«Квотная выборка - совокупность выборки, осуществляемая квотами от каждой определенной группы населения (популяции). Метод осуществления квотной выборки не удовлетворяет требованиям случайной выборки, предполагая разбивку популяций на страты по подходящим характеристикам - полу, возрасту, социальному классу, месту жительства - и подсчет числа индивидуумов, которых необходимо включить в каждую из категорий, чтобы отразить структуру родительской популяции» 2.

Такая выборка позволит выделить из генеральной совокупности единицы отбора по следующим параметрам: возраст, пол, референтная группа. Эти компоненты лягут в основу т.н. квот, в которых непосредственные респонденты будут отбираться на основе простой случайной бесповоротной выборки.

Составление анкеты должно происходить в соответствии с целями и задачами исследования. Однако для начала нужно разобраться с выборкой респондентов.

Генеральную совокупность составляют молодые пользователи Интернета из г. Москвы. Немаловажно решить, какие возрастные группы включать в молодежь, а какие нет. На этот счет есть разные мнения. За основу мы считаем правильным взять официальную трактовку возрастных рамок молодежи. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р1, молодежь включает в себя лица возрасте от 14 до 30 лет. Теперь определимся с численностью населения.

Вновь обратимся к официальным источникам. Согласно сайту Росстата, по состоянию на 01.01.2015 московская молодежь насчитывает около 2,3 миллиона человек2. Однако, данная статистика не учитывает такой важный аспект, как иногородние студенты. Не секрет, что в последнее время немалую часть обучающихся в столичных вузах составляют приезжие молодые люди. К сожалению, точных данных о приезжих студентах нет.

Размер нашей выборки в конечном итоге составит 86 человек. Предварительно мы поделили выборку на квоты, чтобы максимально сохранить принцип пропорциональности и не вышло ситуации, при которой, например, численность респондентов в возрасте от 14 до 18 лет составила 40 человек, а численность респондентов от 19 до 23 составила бы 10 человек.

Квоты были выделены на основе двух факторов: пол и возраст. Это распространенная практика подобных исследований обусловлена простотой принципа деления квот и определения данных факторов. Итак, структура выборочной совокупности выглядит следующим образом.

Таблица 1. Структура выборочной совокупности для проведения массового опроса (анкетирования)

14-18 лет19-23 года24-30 летМужчины17 чел.16 чел.13 чел.Женщины12 чел.17 чел.11 чел.Итого29 чел.33 чел.24 чел.Итого: 86 чел.

Хотелось бы сказать пару слов о построении квот. Мы решили, что правильным решением будет поделить возраст на периоды обучения на разных образовательных уровнях. Таким образом, 14-18 летние молодые люди - это преимущественно учащиеся в старших классах, 19 - 23 года - это период получения высшего образования по программам бакалавриата и специалитета, и, наконец, 24 - 30 летние молодые люди учатся в магистратуре и аспирантуре.

Перейдем к составлению анкеты. Перед началом основной части анкетирования, необходимо задать респонденту т.н. вопросы-фильтры. С помощью них мы отсеем часть респондентов, которые по тем или иным причинам не могут принять участие в исследовании. Ниже перечислены правила, которые необходимо соблюдать для получения действительно объективных данных от респондента.

Во-первых, нужно будет поинтересоваться у респондента, является ли он политологом или социологом. Участие данных лиц в опросе нежелательно, поскольку они профессионально имеет дело с предметом исследования, а нам необходимо получить информацию от обычного человека.

Во-вторых, если респондент уже участвовал в исследованиях со схожей тематикой за последние два месяца, то его участие также нежелательно.

Не стоит забывать также и о вопросах-фильтрах, имеющих прямое отношение конкретно к нашему исследованию. Само собой, немосковские пользователи нас не интересуют, поэтому нужно уточнить место проживания респондента. Еще одним моментом является установление точного возраста респондента. Это делается для того, чтобы соблюдать принцип пропорциональности, о котором мы говорили ранее, и не допустить перенасыщения какой-либо квоты.

И, наконец, главным вопросом будет «Интересен ли Вам политический контент в интернете?». Т.к. это ключевая категория нашего исследования, то дальнейшее анкетирование незаинтересованного респондента вряд ли будет иметь какой-либо стоящий результат. На этом вводная часть анкеты будет завершена.

Мы нарочно не стали добавлять вопрос о статусе пользования Интернетом, поскольку сбор данных будет происходить посредством социальной сети Вконтакте. Соответственно, ее пользователи в той или иной мере являются участниками онлайн-среды.

Перейдем к основной части анкеты. Первым делом мы считаем нужным установить типы предпочитаемого политического контента. Ранее мы вычислили следующие типы: новостные, предвыборные, имиджевые, аналитические, агитационные, развлекательные. Затем нужно вычислить те форматы, использование которых пользуется популярностью у пользователей (текст, видео, изображение, аудио).

Следующим пунктом определим те Интернет-ресурсы, которые чаще всего используются молодежью Москвы при потреблении политического контента (соц. сети, блоги, новостные сайты и т.д.).

Далее рассмотрим более детально некоторые типы контента. Начнем с агитационного блока вопросов, продолжим новостным и закончим развлекательным. Продолжим анкетирование вопросом о принадлежности пользователя к той или иной референтной группы. И, наконец, закончим анкету вопросами о рисках при использовании Интернета.

В качестве т.н. выходных скрининговых вопросов узнаем у респондента пол (либо помечаем самостоятельно) и уровень образования.

В анкете будут использоваться закрытые вопросы с единственным или несколькими вариантами ответа.

2.2 Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных

Как уже было сказано в прошлом параграфе, массовый опрос проводился в социальной сети Вконтакте. Во-первых, это делалось потому, что данный ресурс традиционно пользуется большой популярностью именно в молодежной среде. Во-вторых, встроенный инструментарий сайта позволяет исследователю без особого труда находить респондента исходя из выборки и квоты.

Тем не менее, сбор эмпирических данных был сопряжен с некоторыми трудностями. Зачастую респонденты игнорировали любые просьбы о помощи в исследовании. Исходя из личных наблюдений, мы можем сказать, что не более 10% потенциальных респондентов хотя бы отреагировали на просьбу в анкетировании. Чаще всего нам было отказано, порой в грубой форме. Это можно связать с тем, что российские Интернет-пользователи еще не слишком привыкли к подобным мероприятиям. Просьба от совершенно незнакомого человека часто рассматривается как попытка мошенничества или домогательства.

Вместе с тем, те люди, которые все-таки соглашались принять участие в массовом опросе, проявляли внешний энтузиазм. Было видно, что сама мысль об анкетировании и самой тематике вызывала немалый интерес у респондентов.

После успешного заполнения анкеты респондентом ее результаты заносились в программу SPSS, считаемую некоторыми авторами ведущей среди программ, обеспечивающих статистическую обработку информации.

С помощью SPSS эмпирические данные удалось привести в упорядоченный вид. Затем, для последующего анализа, все данные были выгружены в Microsoft Office Excel в виде перекрестных таблиц. Так как нас интересует в первую очередь взаимосвязь между потреблением политического контента и социально-демографическими факторами, то именно последние были выбраны основанием сопряженности. В результате у нас получились три блока графиков (по одному на каждый фактор): гендерный, возрастной и по принадлежности к референтной группе. Данные графики напрямую показывают зависимость тех аспектов, которые мы перечислили в анкете, от социально-демографических факторов.

Теперь, когда данные массового опроса пришли в надлежащий вид, мы можем приступить к непосредственному анализу графиков.

2.3 Описание результатов исследования

В качестве методов анализа будет использоваться некий комплекс анализов, включающий в себя сравнительный, описательный и выводной.

Сравнительный метод предполагает сопоставление квот по их параметрам при потреблении политического контента. Будут определены характеристики, которые объединяют разные группы респондентов и наоборот, различают.

Описательная статистика будет использоваться при резюмировании измерений одной или более переменных.

Выводной анализ заключается в использовании статистических процедур с целью обобщения полученных результатов на всю исследуемую совокупность.

На основе графиков мы можем сделать анализ и выявить тенденции потребления политического контента, а также охарактеризовать взаимосвязь между социально-демографическими факторами и потреблением.

Чрезвычайно важными, на наш взгляд, являются первые три переменные (вопроса). Именно в них раскрывается главная тема нашего исследования. Но главное в данном случае - это анализ этих переменных в сопряжении с тремя социально-демографическими факторами, не раз упоминавшихся в данной работе.

Соответственно, определяющими в нашей работе являются 9 графиков (см. Приложение 2 - 10). Данные графики показывают прямое соотношение между потреблением политического контента и социально - демографическими факторами.

Начнем с гендерного анализа (Приложения 8 - 10). В данном случае не обнаружено серьезных расхождений между полами при потреблении политического контента. Однако какие-то нюансы подметить все равно стоит. Среди таковых выделяется относительно большое преимущество мужчин при потреблении аналитического контента (59% против 41%). Судя по всему, мужской половине молодых людей из Москвы больше импонируют серьезные политические жанры. Об этом говорит также и более высокий процент потребления новостных материалов (54%). Молодые женщины, напротив, не испытывают больших симпатий по отношению к вышеназванным типам контента. Зато они доминируют в более простых сегментах: например, в имиджевом (56%) или развлекательном (53%). Предпочтительные форматы у обоих полов совпали, за исключением текста (57% у мужчин) и цитат (56% у женщин). Если выделять Интернет-ресурсы, используемы для потребления контента, то мужчины впереди по использованию новостных ресурсов, в то время как женщины предпочитают форумы и чаты (55%).

Далее перейдем к возрастному анализу (Приложения 6 - 8). В первую очередь, обращает на себя внимание то, что московские подростки в возрасте от 14 до 18 лет, преимущественно являющиеся учащимися старших классов или абитуриентами, не проявляют серьезного интереса к политическому контенту. Однако ситуация меняется, когда речь идет о развлекательном контенте (34%). Здесь необходимо вспомнить о понятии мема, которое рассматривалось ранее в данной работе. Мем является одной из важных составляющих развлекательного контента. Достаточно вспомнить недавний случай с Д.А. Медведевым в Крыму и знаменитую фразу «Денег нет, но вы держитесь!». Данный эпизод прочно занял свое место в Рунете, и подобных примеров можно привести немало.

Анализируя связь формата контента и возраста потребителя, можно заметить следующие моменты. Возвращаясь к подросткам, они являются главными потребителями демотиваторов и комиксов (47%), т.е. опять же развлекательного контента. Старшее поколение отдает предпочтения текстовым вариантам: 19-23 года (44%) и 24-30 лет (49%). Вообще можно констатировать, что глобальной разницы между группами 19-23 и 24-30 лет нет. Они достаточно размеренны при потреблении политического контента и весьма разнообразны при выборе Интернет-ресурсов. Разве что среди посетителей форумов и чатов имеют преимущество молодые люди от 24 до 30 лет (52%).

Последним фактором, анализируемым нами в данной главе, является идентификация с референтной группой (Приложения 2 - 4). Мы выделили следующие группы: семья, друзья, товарищи по учебе, коллеги по работе и общественные организации. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что результаты анкетирования респондентов, причисляемых себя к группе семьи и друзей, почти совпадают. Хотя специфика данных социальных групп отличается, одно их объединяет точно: постоянная и к тому же тесная коммуникация с индивидами, которые причисляют себя к этим референтным группам. Возможно, именно в этой плоскости лежит объяснение столь любопытному совпадению. Что-то подобное увидеть в коллективе однокурсников - большая редкость.

Любопытным представляется то, что индивиды, в качестве референтной группы указывающих на соратников по учебе, в процессе анкетирования показали «центристские» результаты. А вот индивиды, в первую очередь идентифицирующих себя, в первую очередь, с коллегами по работе и общественными организациями, в качестве приоритетного контента выбирали новостной (общественные организации, 30%) и предвыборный (коллеги по работе, те же 30%). Группы «семья» и «друзья» предпочитают демотиваторы (25% и 31% соответственно), а не тексты.

Итак, мы реализовали массовый опрос среди столичной молодежи. Оценивая его результаты, мы можем провести некоторую тенденцию. Она состоит в том, что есть достаточно ярко выраженные факторы, влияющие на потребление того или иного политического контента в онлайн-среде. Если выделять более «легкий» Интернет-контент (развлекательный политический контент, имиджевый, подаваемого в виде комиксов и демотиваторов в социальных сетях), то исследование показало, что основными его потребителями являются: женщины, возрастная группа 14-18 лет, а также индивиды, выделяющие в качестве референтной для себя группой семью и друзей. И наоборот, более «серьезный» политический контент, который в немалой степени направлен на профессионалов и людей, увлекающихся политикой, привлекает к себе в основном мужчин, возрастную группу от 24 - до 30 лет и людей, ассоциирующих себя в первую очередь с коллегами по работе и общественными организациями. Присутствует также и «нейтральная» группа, ассоциирующая себя с товарищами по учебе. Скорее всего, это связано с тем, что эти молодые люди еще ищут себя во взрослой жизни, но пока не спешат отказываться от потребления простого Интернет - контента.

3. Управление политическим контентом и риски при его потреблении

3.1 Описание технологий, используемых в политическом сегменте Интернета для привлечения пользователей

Большинство исследований Интернета направлены на то, чтобы понять, какие технологии способны привлечь внимание к политическому и любому другому со стороны пользователей.

Интернет выглядит особенно привлекательно в качестве способа формирования электората. Большое количество пользователей вынуждают нас считаться с потенциалом Интернет-технологий.

В современном политическом процессе все более интенсивно используются блоги, социальные сети для продвижения имиджа и координации массовых акций. Известны случаи, когда заказчик привлекал специалистов для производства и дальнейшего распространения контента в угоду своим целям. В конечно счете, зарождался мем, который саморепродуцировался и получал широкий отклик благодаря репостам и пересылкам. Примером такого мема может быть «Партия жуликов и воров», созданного при непосредственном участии А. Навального.

Сегодня широкое распространены следующие Интернет-технологии: избирательные, «паблик рилейшнз», манипулирования, формирования имиджа и др. Эти технологии могу применяться как в комплексном, так и в индивидуальном порядке.

Одной из важнейших в сети Интернет, на наш взгляд, выступает технология паблик рилейшнз (PR), что означает публичные отношения. Исследователи подчеркивают, что PR действия должны строиться на основе честного и уважительного отношения к реципиенту, тем самым делая разграничение PR от манипуляции. Технологии политического PR - это вся совокупность управленческих действий, направленных на создание благоприятной для субъекта управления информационной среды.

Одной из самых первых технологий PR получивших распространение в сети Интернет в России стала технология создания имиджа. Создание имиджа - это сознательное конструирование тех или иных свойств и качеств субъекта, делающих его привлекательным для общественности и позволяющих решить конкретную политическую задачу с его участием (победить на выборах, повысить легитимность власти и т.д.).

Логично предположить, что наибольшим успехом пользуются те формы политического участия, при которых не нужно тратить дополнительных временных и материальных ресурсов.

Наиболее эффективным каналом политической коммуникации на сегодняшний день являются соцести. Это и неудивительно, учитывая огромную аудиторию этих ресурсов. Кроме того, соцсети выгодно отличаются от традиционных СМИ в плане оперативности получения новостей и их немедленного обсуждения.

Похожие работы на - Потребление политического интернет-контента молодежью г. Москвы: анализ социально-демографических факторов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!