Информационная система для диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,01 Мб
  • Опубликовано:
    2017-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационная система для диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Содержание


Введение

1. Анализ предметной области

.1 Специфика педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации

.2 Постановка задачи

. Обзор программных продуктов для поддержки педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

. Анализ и выбор средств разработки

. Проектирование системы

.1 Выбор архитектуры

.2 Проектирование схемы базы данных

.3 Проектирование пользовательского интерфейса

. Реализация системы

. Тестирование системы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Введение


В настоящее время неотъемлемой частью современного образования является использование информационных ресурсов и технологий. Их внедрение в дошкольных образовательных организациях обеспечивает большую эффективность, доступность и гибкость педагогического процесса. Также появляется возможность своевременно реагировать на изменения социального образовательного заказа[1].

В стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, основанной на постановлении от 3 марта 2009 года №398, обеспечение образовательных организаций средствами информационно-коммуникационными технологий является одной из главных задач [4].

Реализация программы «От рождения до школы», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики[2].

Проведение диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации позволяет оценить не только индивидуальное развитие дошкольников, а также эффективность работы педагогов. На основе результатов проводится планирование дальнейших действий и построение образовательных маршрутов для воспитанников[7].

Рассматриваемая в данной работе информационная система может стать эффективным инструментарием для проведения такой диагностики.

Целью создания данной системы является повышение эффективности педагогического процесса, а также облегчение работы воспитателей.

Формируемая с помощью проектируемой системы отчетные формы являются опорными документами при индивидуализации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

При реализации системы необходимо решить следующие задачи:

–       Изучение специфики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

–       Поиск и изучение аналогов;

–       Выбор средств разработки;

–       Проектирование системы

–       Реализация системы;

–       Проведение тестирования.

Проектируемая система была представлена на следующих конференциях:

–       Межрегиональная научная конференция X ежегодной научной сесии аспирантов и молодых ученых;

–       Вузовская наука - региону, 2017;

–       Молодые исследователи - регионам, 2017.

Также были размещены статьи на рассматриваемую тему в сборниках материалов данных конференций.

дошкольный педагогический база интерфейс

1. Анализ предметной области

.1 Специфика педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации

Педагогическая диагностика обычно проводится в ходе наблюдения за активностью детей в случайной и спланированной деятельности [2].

Инструментарием для проведения такой диагностики являются карты наблюдений детского развития, которые позволяют проанализировать ход коррекционной работы и ее актуальность. Пример такой карты представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Карта наблюдений детского развития

Такая форма позволяет фиксировать индивидуальную динамику и оценить перспективу развития детей по 5 образовательным областям:

–       «Социально-коммуникативное развитие»;

–       «Познавательное развитие»;

–       «Речевое развитие»;

–       «Художественно-эстетическое развитие»;

–       «Физическое развитие».

Каждая образовательная область содержит в себе определённое количество критериев, за овладение которыми воспитаннику выставляются баллы в карту наблюдений детского развития. Например, для области «Социально-коммуникативное развитие» это:

–       «Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе»;

–       «Имеет представление о мужских и женских профессиях»;

–       «Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило и игры» и др.

Результаты диагностики педагогического процесса могут использоваться исключительно для:

–       Проведения индивидуализации образования;

–       Оптимизации работы с группой воспитанников.

Оценка индивидуальной динамики развития детей производится в ходе специальных диагностических ситуаций, которые создаются по усмотрению педагогов.

Уровень овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям оценивается по 5-ти бальной системе. Карты наблюдения детского развития заполняются дважды в год - в начале и конце учебного года. После проводится сравнительный анализ[2].

Технология работы с картами включает 2 этапа:

–       Выставление баллов воспитанникам по указанным критериям образовательных областей;

–       Подсчёт итогового показателя по группе и по каждому воспитаннику индивидуально.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет находить неточности в педагогическом процессе, выделять воспитанников с проблемами развития. На основе результатов диагностики для детей разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, которые содержат в себе задания, позволяющие ребенку овладеть определёнными навыками и умениями.

Сам процесс построения индивидуального образовательного маршрута представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Процесс построения образовательного маршрута.

Воспитатель или другой специалист детского сада выставляет баллы воспитанникам за овладение определенными навыками и умениями по конкретным образовательным областям. Далее происходит анализ результатов. На его основе подбираются определенные задания и упражнения, которые будут выполнять воспитанники. Весь этот процесс можно назвать построением индивидуального образовательного маршрута[6].

Сейчас построение индивидуального маршрута занимает у специалистов детского сада большое количество времени. Это происходит из-за недостатка источников информации, в также отсутствия единой и структурированной базы заданий и упражнений.

Пример построения маршрута представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - пример построения образовательного маршрута.

Проведение диагностики педагогического процесса позволяет воспитателям значительно повысить эффективность педагогического процесса и скорректировать дальнейшие свои действия.

1.2 Постановка задачи

В концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, размещенной на официальном сайте Администрации города Вологды, в качестве стратегической цели государственной политики в области образования на современном этапе определено повышение доступности качественного образования, соответствующего нашему обществу[4].

Темпы развития современного образования способствуют развитию информационно-коммуникационных технологий в детских садах, школах и других учебных заведениях[1].

Рассматриваемая в данной работе система сможет в дальнейшем повлиять на уровень эффективности педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях. А также поможет в решении различных образовательных задач. Система диагностики педагогического процесса должна отвечать всем требованиям современного образования, обладать определенной гибкостью и являться удобном инструментарием, направленным на повышение эффективности работы педагогов и других специалистов.

В рамках данной работы был проведен опрос среди воспитателей дошкольного образовательного учреждения нашего города. 90% опрощенных отметили, что проведение диагностики занимает продолжительный отрезок времени и является очень трудоемкой работой. Идея создания информационной системы показалась им очень интересной и полезной.

Разрабатываемая система поможет в решении следующих задач:

–       Индивидуализация образования;

–       Оптимизация работы воспитателя с группой;

–       Анализ и корректировка педагогического процесса.

Такой инструментарий позволит оптимизировать образовательный процесс в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем с различными возрастами детей, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения, воспитания и контингента детей.

Функционал системы позволит:

–       Хранить основную информацию о воспитанниках (ФИО, дата рождения, группа и т.д.);

–       Добавлять, хранить и обрабатывать результаты диагностики;

–       Формировать необходимые отчеты о проведении диагностики педагогического процесса;

–       Строить предварительные образовательные маршруты на основе банка заданий;

–       Предоставлять для воспитателей информацию о заданиях и упражнениях.

Чаще всего в детских садах имеется всего 1 компьютер в кабинете старшего воспитателя с операционной системой Windows 7 и выше. Рабочее место также оснащено принтером.

Технические требования:

–       Время реакции системы - не более 2 с

–       Возможность удобного ввода данных;

–       Простое формирование отчетности нажатием на кнопку.

В настоящее время данная система разрабатывается для детского сада комбинированного вида №77 "Земляничка" города Вологды, который выступает инициатором создания данного программного комплекса. В дальнейшем возможно ее внедрение в других образовательных учреждениях нашего города.

Проектируемая система будет обладать необходимыми элементами защиты:

–       Наличие специальных логинов и паролей пользователей;

–       Выделение определенных прав на уровне СУБД.

Обработку персональных данных планируется вести в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

Информационная система диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации имеет шансы стать качественным и удобным инструментарием для повышения эффективности образовательного процесса как в целом, так и в частности.

Воспитатели могут получить нужную им информацию с помощью данной системы. Приобретенные знания будут использованы на практике, что принесет положительный результат.

Далее планируется доработка системы, увеличение ее функционала в соответствии с потребностями современного образования.

2. Обзор программных продуктов для поддержки педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной главе будут рассмотрены аналоги разрабатываемой системы, а также близкие по функционалу программные комплексы.

Использование программных продуктов в дошкольных образовательных организациях является основным признаком активного развития современного образования [1].

Популярными становятся компьютерно-игровые комнаты. Ее наличие в детском саду позволяет сделать занятия с воспитанниками более интересными и познавательными. Также возможно проведение диагностик динамики развития детей.

Компьютерно-игровая комната должна соответствовать всем санитарным нормам. Обязательными являются строгое соблюдение регламента проведения занятий и уборки помещения[5].

Также необходимо проводить обучение для специалистов. Полезными могут стать курсы повышения квалификации для сотрудников детского сада.

Но чаще всего дошкольные образовательные организации ограничены в ресурсах. Поэтому наличие такой компьютерно-игровой комнаты редкость.

На данный момент существует не так много программных продуктов, которые бы обеспечили хранение всех необходимых данных детского сада.

Основными программными комплексами для управления процессами, протекающими в дошкольной образовательной организации, являются:

–       Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление дошкольным образовательным учреждением «Аверс: Заведующий ДОУ», разработанная компанией АВЕРС;

–       «SmileS.Детский сад», разработанная «Алконст.Смайлс.Школьная карта».

Перечисленные выше программные комплексы в основном направлены на управленческую деятельность: хранении информации о сотрудниках, общей информации о воспитанниках, посещаемости и т.д. Но функционал таких систем не предусматривает механизм обработки результатов педагогической диагностики.

Аналогом разрабатываемой в данной работе системы является программа «Диагностика развития».

Данный продукт разработан на основе пакета Microsoft Office Excel.

Механизм реализован на основе внедрения в документ скриптов. Формы, используемые при реализации, позволили создать полноценную офисную программу на основе офисного приложения.

На рисунке 4 представлена стартовая страница данного программного продукта.

Рисунок 4 - Стартовая страница программы «Диагностика развития».

На рисунке 5 представлен интерфейс информационного раздела системы «Диагностика развития».

Рисунок 5 - Интерфейс информационного раздела аналога.

На рисунке 6 изображена основная рабочая область рассматриваемого программного продукта. За основу была взята форма диагностической карты.

Рисунок 6 - Основная рабочая область программы «Диагностика развития».

Чаще всего для реализации таких программ используется Visual Basic for Application (VBA), так как в Excel уже встроена специальный редактор для создания программ. Недостатком такого подхода является ограниченность языка программирования.

Импорт данных происходит в Microsoft Access. Преимуществами данной СУБД являются:

–       Простой и понятный интерфейс;

–       Экспорт данных в Word, Excel, XML, что значительно облегчает реализацию системы в целом;

–       Широкий выбор конструкторов для построения форм.

Главным недостатком такого подхода является то, что вся обработка данных происходит на стороне клиента. Следовательно, система, реализованная на основе Microsoft Access, может обладать низкой производительностью из-за больших потоков курсирующих данных.

Низкий уровень защиты подвергает опасности корректность, целостность хранимых данных.

Также реализация затрудняется из-за низкой функциональности данного подхода.

Главным преимуществом разрабатываемой в данной работе системы является формирование индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников дошкольной образовательной организации. В описанном выше аналоге такого функционала не предусмотрено.

Также наличие архива является еще одной положительной чертой данной проектируемой информационной системы. Наличие архивной базы данных позволит хранить все необходимые данные, которые в данный момент времени утратили свою актуальность, но могут еще потребоваться.

3. Анализ и выбор средств разработки

Выбор средств разработки - важный этап проектирования программного продукта.

Осуществляя этот выбор, следует руководствоваться удобством использования, наличием нужной документации, условиями распространения, техническими требованиями. Также необходимо учитывать предыдущий опыт работы и предпочтения разработчика.

В тоже время средства не должны быть примитивно простыми. Также сразу стоит отбросить устаревшие языки программирования и средства разработки.

Для написания клиентского приложения выбран Qt Creator, который значительного упрощает разработку с помощью фреймворка Qt.

В данном средстве имеется большое количество удобных компонентов. Имеется документация на русском языке. Ее наличие значительно облегчает процесс написания программного продукта.

Также Qt содержит в себе множество модулей для удобной работы с базами данных, что является важной частью представленной в данной работе информационной системы.

При выборе средства для работы с базой данных были рассмотрены несколько вариантов бесплатных СУБД. tgre SQL полностью соответствует стандарту SQL и имеет большое количество дополнений. Но также данная система управления базами данных сложна в настройке[8].

SQLite обладает легкой масштабируемостью и подходит для создания небольших приложений. Главный недостаток данной системы - ограниченный функционал. Также отсутствует система управления правами пользователей, что является важным аспектом при проектирование рассматриваемой в данной работе системы[9].

Firebird является свободной СУБД, наделенной высокой эффективностью и мощной языковой поддержкой для использования триггеров, хранимых процедур. Но система обладает низким уровнем защищенности. Также отсутствуют полнотекстовые индексы[9].

Учитывая все вышеперечисленное, для работы с базами данных была выбрана MySQL, которая является относительно небольшой и быстрой реляционной СУБД. Система распространяется в соответствии с лицензией GPL. Основывается на языке SQL[8].

MySQL обладает достаточно высоким уровнем производительности, позволяет обеспечить целостность используемых данных. Имеется функционал, обеспечивающий разграничение прав пользователей на уровне СУБД[8].

Также данное средство и основы работы с ним знакомы разработчику, поэтому нет необходимости в затратах времени на освоение новых СУБД.

Важным условием при выборе являлось то, что имеется опыт работы с данными средствами разработки, а также их распространение на условиях лицензии на свободное программное обеспечение.

Данная связка позволит не только в полной мере реализовать функционал системы, но и в дальнейшем расширить его.

4. Проектирование системы

.1 Выбор архитектуры

Архитектурой принято называть совокупность принципов организации программного продукта. Сюда также входят элементы и видимые свойства программы[3].

Проектные решения, которые устанавливаются в зависимости от принято решения о выборе архитектуры, должны обеспечивать необходимо полный набор свойств. Результат такого выбора представляет концептуальную основу системы.

Структурная схема системы представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - структурная схема системы.

Для проектируемой системы выберем классическую, часто используемую, двухуровневую архитектуру «клиент-сервер». При выборе данного решения система будет разбита на две части:

–       Клиентскую - на которую возлагается функция взаимодействия с пользователем:

–       Серверная - берущая на себя основную часть функций по обработке информации.

Выбор такой архитектуры позволит «безболезненно» расширять функции системы, а также обеспечит возможность внедрения новых компонентов.

В нашем случае обе части системы будет расположены на 1 компьютере, так как дошкольные образовательные организации часто имеют ограниченное количество рабочих мест, оснащённых специальной техникой.

4.2 Проектирование схемы базы данных

Для полноценного функционирования системы необходимо тщательно спроектировать схему базы данных[3].

При проектировании базы данных для данной информационной системы были учтены:

–       Список исходных данных, с которыми работают сотрудники дошкольной образовательной организации;

–       Список выходных данных необходимых для формирования отчетов и проведения индивидуализации педагогического процесса;

–       Список данных которые может быть избыточным и замедлят работу системы в целом.

Первым этапом проектирования схемы базы данных включает в себя проработку сущностей, необходимых для качественной работы системы.

Далее происходит более детальное проектирование таблиц и полей в них. Также подбираются необходимые для работы типы данных.

Важно не забыть тщательно спроектировать связи между таблицами, так чтобы в дальнейшем не нарушит целостность и достоверность вносимых в рассматриваемую системы данных.

Концептуальная схема базы данных (на уровне сущностей предметной области) представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Концептуальная схема базы данных.

Сущности представленные в данной схеме представлены ниже:

–       cat_age - содержит возрастные категории воспитанников;

–       criterions - содержит все критерии. Связана с cat_age с помощью таблицы-связки crit_age;

–       domains - содержит образовательные области. Связь с таблицей criterions - один ко многим, одной области может принадлежать несколько критериев;

–       praxis - содержит задания и упражнения. Связана с таблицей criterions с помощью таблицы-связки crit_praxis;

–       marks - содержит все баллы воспитанников за определенные критерии. Связана с таблицами criterions и children, так как одному ребенку может быть выставлен балл за множество критериев и один критерий может быть использован для диагностики нескольких детей;

–       children - содержит сведения о воспитанниках;

–       groups - содержит все группы детского сада. Связь с таблицей children - один ко многим, так как в одной группе может быть несколько воспитанников;

–       a_gr - содержит возрастные категории групп;

–       view_gr - содержит виды групп.

Логическая схема представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Логическая схема базы данных.

Как видно из схемы, суммарное требование 3НФ выполняется: все атрибуты атомарные, и каждый из них зависит от полного значения ключа.

На рисунке 10 представлена физическая схема базы данных.

Рисунок 10 - Физическая схема базы данных.

Для первичных ключей выбран тип int, так как это позволит реализовать автоикремент ключа.

Текстовые поля соответсвуют типу varchar, длина которых была выбрана в соответствии с данными.

Для числовых полей выбран тип decimal.

В таблице praxis представлены поля с типом longtext, так как будут содержать длинные строки данных. Описание заданий хранимые здесь помогут сотрудникам дошкольной образовательной организации получить информацию об источнике, где можно найти раздаточный материал или как разработать их самому.

Для всех важных полей поставлено ограничение not null, так как они обязательно должны быть заполнены. Первичные ключи добавляются с помощью автоинкремента.

В ходе проектирования базы данных выяснилось, что есть необходимость в наличии архива, который будет предназначен для хранения в течении 5 лет устаревших результатов педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации. Схема разработанного архива представлена на рисунке 11.

Рисунок 11 - Схема архива базы данных.

Основными таблицами архива являются:

–       arch_criterions. Предназначена для хранения устаревших критериев;

–       arch_marks. Содержит результаты диагностики, которые являются не актуальными на данный момент времени;

–       arch_childrenю Предназначена для хранения данных о выпускниках;

–       arch_groups. Хранит информацию о имеющихся ранее группах;

–       arch_domains. Содержит в себе устаревшие образовательные области.

Планируется использовать архив для хранения результатов диагностики уже выпущенных воспитанников дошкольной образовательной организации. Также в данное хранилище буду заноситься все устаревшие критерии оценивания и образовательные области.

4.3 Проектирование пользовательского интерфейса

Пользовательский интерфейс представляет собой совокупность средств и способов взаимодействия пользователя с системой. Также включает в себя компоненты, которые обеспечивают формирование представления предметной области в виде определенного программного обеспечения.

Важной характеристикой программного продукта является качество и проработка пользовательского интерфейса как в целом, так и детально.

Основным показателем достойного интерфейса является «чувство свободы» при работе: пользователь управляет продуктом, а не наоборот. Для создания такого ощущения необходимо обеспечить следующие свойства интерфейса:

–       Естественность;

–       Простоту;

–       Гибкость;

–       Эстетическую привлекательность.

Все это было учтено при разработке интерфейса для данной информационной системы.

Основу клиентского приложения составляют шесть вкладок. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Вкладка «Диагностика» позволяет вносить и просматривать результаты диагностики. Ее основу составляют две рабочие области, представленные на рисунке 12.

Рисунок 12 - Вкладка «Диагностика».

Область под номером 1 предназначена для внесения новых результатов диагностики. Здесь размешены компоненты позволяющие выбрать ребенка, критерии, поставить необходимый балл и дату. Имеется краткая инструкция для пользователя.

Область 2 позволяет просмотреть результаты диагностики, внесенные ранее. Компонент TableWidget автоматически обновляется после внесения новой записи.

Основными компонентами данной вкладки являются ComboBox, LineEdit, Label, DateEdit, PushButton, TableWidget.

Вкладка «Список воспитанников» отображаются все воспитанники дошкольной образовательной организации. В компоненте TableWidget отображаются индивидуальный номер, фамилия, имя, отчество, дата рождения, группа, даты поступления и выпуска ребенка.

Вкладка «Списки групп» предназначена для формирования списков групп воспитанников. Ее интерфейс представлен на рисунке 13.

Рисунок 13 - Вкладка «Списки групп».

Также при нажатии на кнопку «Сохранить» сформированный список открывается в файле в формате xlsx.

Основные компоненты вкладки: ComboBox, Label, PushButton, а также TableWidget. Данные компоненты является стандартными в среде разработки Qt Creator.

Вкладка «Критерии» позволяет посмотреть все имеющиеся в системе критерии оценивания. В TableWidget отображается вся касающаяся их информация: образовательная область, название, возрастная категория. Эта информация является справочной и необходима для текущей работы воспитателей.

Вкладка «Задания» (рисунок 14) дает возможность просмотреть все задания, которые относятся к тому или иному критерию. Эта информация позволит работнику детского сада сократить время поиска необходимых упражнений для ребенка.

Рисунок 14 - Вкладка «Задания».

Основными компонентами являются ComboBox, Label, PushButton, TableWidget.

Последняя вкладка - «Результаты диагностики». Интерфейс разделен на 2 области (рисунок 15).

Рисунок 15 - Вкладка «Результаты диагностики».

Область под номером 1 помогает сформировать диагностическую карту, являющуюся отчетной формой в дошкольной образовательной организации. Пользователь выбирает номер группы и образовательную область, а также дату проведения педагогической диагностики.

При нажатии на кнопку «Сформировать» создается файл в формате xlsx, содержащий в себе сводную таблицу результатов диагностики по выбранной образовательной области для данной группы.

Вторая область предназначена для формирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, которые формируются на основе результатов диагностики. Пользователь должен выбрать воспитанника и указать дату, относительно которой строится образовательная траектория.

При нажатии на кнопку сформировать сформированный список заданий и упражнений, сформированный для выбранного воспитанника, сохраняется в файл формата xlsx. На основе такого образовательного маршрута воспитатель будет строить свою индивидуальную работу с каждым ребенком. Функционал области номер 2 значительно облегчит работу сотрудников дошкольной образовательной организации.

На вкладке также имеются краткие инструкции для пользователей.

Основными компонентами данной вкладки являются ComboBox, LineEdit, Label, DateEdit, PushButton, TableWidget.

В дальнейшем планируется доработка интерфейса, а также функционала данного клиентского приложения.

5. Реализация системы

Для реализации системы используются Qt Creator и СУБД MySQL.

Клиентское приложение реализовано на языке C++, который широко используется для разработки программных продуктов.

Основными компонентами при разработке интерфейса стали:

–       TableWidget - предназначенный для отображения информации, хранящейся в базе данных, в табличном виде;

–       Label - используемый для подписей компонентов;

–       ComboBox - предназначенный для формирования выпадающего списка, заполненного необходимыми данными;

–       DateEdit - используемый для работы с датами;

–       PushButton - кнопки, при нажатии на которые выполняются определенные действия необходимы для реализации функционала системы;

–       LineEdit - используемые для внесения данных, необходимых для занесения в базу данных результатов проведения педагогической диагностики;

–       TextEdit - предназначенные для отображения кратких инструкций для пользователей.

Ниже опишем реализацию функционала системы.

Запросы для создания схемы базы данных предоставлены в приложении 1.

Запросы для создания архива представлены в приложении 2.

Рассмотрим более подробно функционал вкладок клиентского приложения.

Вкладка «Диагностика», предназначена для добавления или просмотра результатов диагностики.

На рисунке 16 представлена область вкладки позволяющая добавлять новые результаты диагностики.

Рисунок 16 - Область вкладки «Диагностика», предназначенная для добавления результатов диагностики.

Заполнение компонента comboBox, предназначенного для выбора ребенка, заполняется при выполнении кода, представленного ниже на рисунке 17.

Рисунок 17 - Заполнение компонента comboBox.

Здесь же заполняется и другой компонент - comboBox_6. Он расположен на вкладке «Результаты диагностики», которая будет описана ниже. Данный компонент также предназначен для выбора воспитанника.

Аналогично заполняется компонент comboBox_2, предназначенный для выбора критерия (рисунок 18).

Рисунок 18 - Заполнение компонента comboBox_2.

При нажатии на кнопку «Добавить» происходит добавление записи в базу данных. Листинг данного функционал представлен в приложении 3.

В нижней части вкладки представлен компонент tableWidget, заполнение которого происходит при выполнении кода представленного в приложении 4.

Компонент tableWidget отображает в таблице результаты диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, которые были занесены ранее.

Результат работы представленного выше кода представлен на рисунке 19.

 

Рисунок 19 - Компонент tableWidget.

Данный компонент позволяет результаты воспитанников, которые были занесены в систему ранее. Следовательно, можно при их просмотре могут быть сделаны предварительные выводы.

Воспитатель может оценить уровень проделанной работы, получить все необходимые для проведения педагогического процесса сведения.

Также появляется возможность отследить корректность и целостность внесенных данных.

Данные внесенные в систему автоматически отображаются в компоненте tableWidget после нажатия на кнопку «Добавить». Это позволит пользователю следить за правильной работой приложения, своевременно реагировать на критические ситуации.

На вкладке «Список воспитанников» происходит отображение в компоненте tableWidget1 информации о воспитанниках дошкольной образовательной организации. В перечень перечисляемых данных входят:

–       Индивидуальный номер воспитанника;

–       ФИО;

–       Дата рождения воспитанника;

–       Номер группы;

–       Даты поступления и выпуска воспитанника.

Данная информация может быть полезной для сотрудников детского сада.

Результаты отображения информации в компоненте представлены на рисунке 20.

Рисунок 20 - Компонент tableWidget1.

На вкладке «Списки групп» при нажатии на кнопку «Список группы» происходит отображение списка воспитанников выбранной группы.

Заполнение компонента comboBox_3, отвечающего за выбор группы, выполняется с помощью кода, представленного на рисунке 21.

Рисунок 21 - Заполнение компонента comboBox_3.

Здесь также заполняется компонент comboBox_5, расположенный на вкладке «Результаты диагностики». Предназначен для выбора номера группы.

При нажатии на кнопку «Сохранить» выполняется выгрузка данных в файл group.xlsx, шаблон которого представлен на рисунке 22.

Рисунок 22 - Файл group.xlsx.

Код, который выполняется при нажатии на кнопку «Сохранить» представлен в приложении 5.

На вкладке «Критерии» происходит отображение названия критерия, образовательной области к которой он относится. Также отображается возрастная категория, позволяющая сотруднику дошкольной образовательной организации составить своеобразный перечень навыков и умений ребенка, сопутствующих определенному возрасту ребенка.

Код, выполняющий заполнение компонент tableWidget_3, представлен в приложении 6.

Результат выполнения данного представлен на рисунке 23.

Рисунок 23 - Вкладка «Критерии».

Вкладка «Задания» предназначена для предоставления воспитателям списка заданий и упражнений, относящихся к тому или иному критерию. Наличие такого функционала позволяет всем специалистам, работающим в дошкольной образовательной организации, получить в удобном виде данные, которые смогут повысить качество образовательного процесса.

Для получения списка заданий пользователю необходимо выбрать критерий. На его основе будет осуществлена выборка, при нажатии на кнопку «Задания». Исполняемый при этом код представлена в приложении 7.

Рабочая область вкладки представлена на рисунке 24.

Рисунок 24 - Рабочая область вкладки «Задания».

Последняя вкладка - «Результаты диагностики».

На рисунке 25 представлена область данной вкладки, используемая для формирования диагностической карты.

Рисунок 25 - Формирование диагностической карты.

Пользователь должен выбрать номер группы и образовательную область. Также необходимо указать дату проведения диагностики педагогического процесса. При нажатии на кнопку «Сформировать» (листинг представлен в приложении 8) происходит генерация отчетной формы.

На рисунке 26 представлена вторая рабочая область вкладки «Результаты диагностики».

Рисунок 26 - Формирование индивидуального образовательного маршрута.

При использовании данного функционала пользователь выбирает ребенка и проставляет дату результатов диагностики. Далее необходимо нажать кнопку «Сформировать» (исполняемый код представлен в приложении 9).

При нажатии на данную кнопку в файл в формате xlsx выводится перечень заданий и упражнений, предназначенных для выполнения ребенком.

Тестирование функционала данной системы представлены в следующей главе.

При реализации клиентского приложения, являющегося частью системы диагностики педагогического процесса, были учтены пожелания сотрудников дошкольной образовательной организации города Вологды.

Также во внимание были приняты тенденции развития современного образования, его потребности, а главное возможности.

В дальнейшем планируется доработка системы, усовершенствование функционала клиентского приложения и базы данных. Возможен переход на web-архитектуру.

6. Тестирование системы

Реализуемый программный продукт должен быть не только удобным и эстетически наполненным, но и качественно исполненным.

Проведение тестирования позволит определить качество продукта. Также на ранних этапах разработки этот процесс обеспечит выявление ошибок и их устранение.

Тестирование включает в себя всевозможные методы оценки работы программного обеспечения. Главными же его целями являются демонстрация соответствия готового продукта установленным требованиям и выявление нежелательных результатов работы.

Для разрабатываемой в данной работе системы также будет уместно проведение тестирования. Его результаты приведены ниже.

На вкладке «Диагностика» выберем воспитанника группы №9 - Молина Дмитрия. Выберем критерий - «Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе». В компоненте LineEdit выставим балл. В нашем случае это будет «3». Также установим дату - 29.06.2017. Внесение данных представлено на рисунке 27.

Рисунок 27 - Внесение данных на вкладку «Диагностика».

При нажатии кнопки «Добавить» происходит добавление результатов в базу данных. Это видно на рисунке 28.

Рисунок 28 - Результаты внесения данных.

Из полученных результатов видно, что система работает в данном случае правильно. Данные были внесены корректно. Их целостность не нарушена.

На вкладке «Списки групп» выберем группу №9 и сформируем список группы. Результаты представлены на рисунке 29.

Рисунок 29 - Формирование списка группы №9.

Из результатов видно, что алгоритм формирования списка воспитанников группы работает правильно. Все данные корректно отображаются в компоненте TabkeWidget, расположенном на данной вкладке.

Проверим правильность генерирования файла, хранящего в себе список группы. Нажмем кнопку «Сохранить». В результате получаем файл под именем «group» в формате xlsx (рисунок 30).

Представим полученные данные в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты работы вкладки «Списки групп».

Фамилия

Имя

Дата рождения

Баданин

Александр

10.05.2012

Гончаренко

Олеся

01.03.2012

Молин

Дмитрий

30.01.2012

Александр

14.02.2012

Калинин

Артем

02.04.2012

Тихов

Алексей

01.06.2012

Тихомирова

Алена

10.03.2012

Краюхин

Виталий

10.01.2012

Корчагин

Илья

30.12.2011

Хапова

Василиса

11.12.2011

Смирнова

Ксения

01.01.2012

Румянцев

Максим

30.11.2011

Шушков

Тимур

25.12.2011

Мажан

Глеб

16.02.2012

Качко

Елизавета

05.11.2011


Рисунок 30 - Сформированный список группы.

На рисунке 31 представлены данные отображаемые на вкладке «Список воспитанников».

Рисунок 31 - Данные отображаемые на вкладке «Списки групп».

Можно сделать вывод, что данные отображаются верно.

Также можно сделать вывод, что информация, выведенная в компоненте TableWidget на вкладке «Критерии», корректна (рисунок 32). Целостность ее не нарушена.

Рисунок 32 - Отображение данных на вкладке «Критерии».

На вкладке «Результаты диагностики» в области «Диагностическая карта» выбираем группу №9. Также указываем образовательную область («Социально-коммуникативное развитие») и дату проведения диагностики (30.05.2017). Внесение результатов представлено на рисунке 33.

Рисунок 33 - Внесение данных на вкладку «Результаты диагностики».

Далее нажимаем кнопку «Сформировать». В результате создается файл в формате xlsx. Данные отображаются корректно. Итоговые показатели группы и воспитанников рассчитаны правильно.

В получившемся файле выводится статистика группы (рисунок 34).

Рисунок 34 - Статистика по выбранной группе.

В файл выводится количество воспитанников, имеющих тот или иной уровень овладения образовательной областью. Подсчитываются показатели в процентном соотношении.

На рисунке 35 представлена вся основная часть диагностической карты.

Рисунок 35 - Диагностическая карта.

На вкладке «Результаты диагностики» в области «Индивидуальный образовательный маршрут» выбираем воспитанника и проставляем дату диагностики. На рисунке 36 можно увидеть внесенные данные.

Рисунок 36 - Данные для формирования индивидуального образовательного маршрута.

Далее нажимаем кнопку «Сформировать». В результате создается файл в формате xlsx. Данные отображаются корректно. Все выбранные задания и упражнения соответствуют нужным критериям.

На вкладке «Задания» при нажатии на кнопку «Задания» можно просмотреть задания, привязанные к определенному критерию (рисунок 37).

Рисунок 37 - Вкладка «Задания».

На рисунке 38 и в таблице 2 представлены результаты формирования индивидуального образовательного маршрута.

Рисунок 38 - Формирование индивидуального образовательного маршрута.

Таблица 2 - Результаты формирования индивидуального образовательного маршрута.

Задание

Описание

Критерий

Образовательная область

Этюд "Дружная семейка"

Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические дидактические материалы/ сост. Ю.Е. Веприцкая. - Волгоград: Учитель,2010. страница 17

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей, их профессии.

Познавательное развитие

Игра "Мое имя"

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста/ Автор-создатель: Н.В. Дудырева. Научный редактор Е.И. Касаткина. - Вологда, 2004. страница 43

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей, их профессии.

Познавательное развитие

Игра "Лабиринты"

Урунтаева Г.А., Афонкина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1944

Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения.

Познавательное развитие

Игра "земля, вода, воздух"

Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. - СПБ.: ООО "Издельство "ДЕТСВО-ПРЕСС", 2013 страница 20

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека.

Познавательное развитие

Игра "Найди место игрушке"

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 40

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости).

Познавательное развитие

Упражнение "Где расположена фигура?"

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 59

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости).

Познавательное развитие

Упражнение "Что где находится?"

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 60

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости).

Познавательное развитие

Задание 1

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 36

Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1. -1).

Познавательное развитие

Задание 2

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 37

Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1. -1).

Познавательное развитие

Игра "Закончи строку"

Развити внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю.Е. Веприцкая. - Волгоград: Учитель, 2010. страница 40

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и посследовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение.

Речевое развитие

Игра "Хоровод сказачных героев"

Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.:Айрис-пресс,2004. страница 135

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и посследовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение.

Речевое развитие

Составление рассказа-описания

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 29

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.

Речевое развитие

Пересказ знакомой сказки

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 45

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.

Речевое развитие

Рассказ по сери картинок

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 45

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.

Речевое развитие

Рассматривание и описание сюжетной картинки

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /авт.-сотст. М.П. Злобенко и др. - Волгора. Учитель, 2010. страница 27

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.

Речевое развитие


Наличие формирования образовательного маршрута для конкретного воспитанника позволит воспитателям сэкономить время, затраченное на подбор индивидуальных заданий и упражнений. Также способствует повышению уровня эффективности современного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

По приведенным выше результатам тестирования можно сделать вывод, что система работает корректно и целость данных не нарушена.

Заключение


В рамках данной выпускной квалификационной работы была разработана информационная система диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Перед автором работы стояла цель реализовать удобный инструмент для хранения и обработки данных педагогической диагностики.

Был реализован следующий функционал:

–       Внесение и просмотр результатов диагностики;

–       Хранение и просмотр данных воспитанников детского сада;

–       Формирование списков групп;

–       Формирование диагностических карт;

–       Формирование индивидуальных образовательных маршрутов;

–       Подведение статистики по группе;

–       Просмотр заданий и упражнений, хранящихся в системе.

Наличие архива позволит хранить в себе все устаревшие данные.

Был создан банк заданий и упражнений. Воспитатель имеет возможность просмотреть сделать их выборку по определенному критерию. Данный функционал позволяет подобрать необходимые задание и узнать источники, где можно получить подробную информацию о них. В дальнейшем планируется дополнение базы новыми данными.

Подсчет статистики значительно экономит время формирования отчетов и вывод по проведенной работе.

В ходе реализации было проведено тестирование системы, по которому можно сделать следующие выводы:

–       Система не нарушает целостности хранимых данных;

–       Реализованный функционал работает корректно;

–       Все данные отображаются правильно;

–       Реализованная схема базы данных полностью подходит для работы с данными с помощью получившегося набора функционала.

В дальнейшем необходима доработка интерфейса системы.

Также планируется усложнение процесса формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Введение разграничения заданий и упражнений по сложности поможет сформировать образовательную траекторию более точно.

Наличие анализа выполняемости воспитанником позволит оценивать и учитывать при работе эффективность тех или иных заданий и упражнений.

Возможен переход на Web-архитектуру.

Спроектированная и разработанная данная информационная система для диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации отражает тенденции развития оценки качества современного образования. Позволяет педагогу экономить время на обработку данных и построение образовательных маршрутов.

Следовательно, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данная система сможет повысить уровень эффективности педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, учитывая все аспекты современного образования.

Список использованных источников


1.Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).//Е.С.Чупрова - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 75-78.

. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки - 17 октября 2013 года - № 1155.

. Жданов, С.А. Информационные системы: учебник для студ. учреждений высш. образования//С.А. Жданов, М.Л. Соболева, А.С. Алфимова. - М.:ООО «Прометей», 2015. - 302 с.

. Постановление о стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 (в ред. постановления Правительства Вологодской области от 22.12.2011 №1653) - 3 марта 2009 года - №398.

. Методическое пособие «Компьютер в дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/uchebno-metodicheskoe_posobie_kompyuter_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii-117467.htm

. Шоакбарова, С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников//С.И. Шоакбарова - СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 64 с.

. Зорбенко, М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста// М.П. Злобенко, О.Н.Ерофеева, И.В. Морозова, Э.П. Мишуткина,- Волгоград: Учитель, 2010. - 110 с.

. SQLite vs MySQL vs PostrgreSQL: сравнение систем управления базами данных // DEVACADEMY [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.digitalocean.com/community/tutorials/sqlite-vs-mysql-vs-postgresql-a-comparison-of-relational-database-management-systems

. Краткое сравнение баз данных: MySQL, PostgreSQL, SQLite, Firebird [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://a-panov.ru/2011/02/краткое-сравнение-баз-данных-mysql-postgresql-sqlite-firebird-part-1


Приложение 1


(обязательное)

Скрипт для создания таблиц в базе данных.

CREATE TABLE `a_gr` (

`id_a_gr` int(11) NOT NULL DEFAULT '0',

`a_view` varchar(45) DEFAULT NULL,

PRIMARY KEY (`id_a_gr`),

UNIQUE KEY `id_a_gr_UNIQUE` (`id_a_gr`)

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `cat_age` (

`id_cat_age` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`age_range` varchar(10) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_cat_age`)

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=4 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `children` (

`id_child` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`name_1` varchar(45) NOT NULL,

`name_2` varchar(45) NOT NULL,

`name_3` varchar(45) NOT NULL,

`born_date` date NOT NULL,

`id_group` int(11) NOT NULL,

`date_in` date NOT NULL,

`date_out` date DEFAULT NULL,

PRIMARY KEY (`id_child`),

KEY `children_id_group_idx` (`id_group`),

CONSTRAINT `gr` FOREIGN KEY (`id_group`) REFERENCES `groups` (`id_group`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=16 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `crit_age` (

`id_cat_age` int(11) NOT NULL,

`id_crit` int(11) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_cat_age`,`id_crit`),

KEY `crit_age2_idx` (`id_crit`),

CONSTRAINT `cat_age` FOREIGN KEY (`id_cat_age`) REFERENCES `cat_age` (`id_cat_age`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION,

CONSTRAINT `crit` FOREIGN KEY (`id_crit`) REFERENCES `criterions` (`id_crit`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `crit_prax` (

`id_crit` int(11) NOT NULL,

`id_praxis` int(11) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_crit`,`id_praxis`),

KEY `crit_prax2_idx` (`id_praxis`),

CONSTRAINT `crit1` FOREIGN KEY (`id_crit`) REFERENCES `criterions` (`id_crit`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION,

CONSTRAINT `prax` FOREIGN KEY (`id_praxis`) REFERENCES `praxis` (`id_praxis`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `criterions` (

`id_crit` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`name_crit` text NOT NULL,

`id_domain` int(11) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_crit`),

KEY `crit_id_dom_idx` (`id_domain`),

CONSTRAINT `dom_crit` FOREIGN KEY (`id_domain`) REFERENCES `domains` (`id_dom`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=34 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `domains` (

`id_dom` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`name_dom` varchar(45) NOT NULL,

`descript_dom` longtext,

PRIMARY KEY (`id_dom`)

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=6 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `groups` (

`id_group` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`numb_gr` int(11) NOT NULL,

`id_view_gr` int(11) NOT NULL,

`id_a_gr` int(11) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_group`),

KEY `grops_id_view_gr_idx` (`id_view_gr`),

KEY `groups_id_a_gr_idx` (`id_a_gr`),

CONSTRAINT `gr_a_gr` FOREIGN KEY (`id_a_gr`) REFERENCES `a_gr` (`id_a_gr`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION,

CONSTRAINT `v_gr` FOREIGN KEY (`id_view_gr`) REFERENCES `view_gr` (`id_view_gr`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=4 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `marks` (

`id_mark` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`id_child` int(11) NOT NULL,

`id_crit` int(11) NOT NULL,

`mark` int(11) NOT NULL,

`date_mark` date NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_mark`),

KEY `crit_id_child_idx` (`id_child`),

KEY `mark_id_crit_idx` (`id_crit`),

CONSTRAINT `child_mark` FOREIGN KEY (`id_child`) REFERENCES `children` (`id_child`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION,

CONSTRAINT `crit_mark` FOREIGN KEY (`id_crit`) REFERENCES `criterions` (`id_crit`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=279 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `praxis` (

`id_praxis` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`name_praxis` varchar(45) NOT NULL,

`descript_praxis` longtext,

`result` longtext,

PRIMARY KEY (`id_praxis`)

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=4 DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `view_gr` (

`id_view_gr` int(11) NOT NULL AUTO_INCREMENT,

`view` varchar(45) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`id_view_gr`)

) ENGINE=InnoDB AUTO_INCREMENT=3 DEFAULT CHARSET=utf8;

Приложение 2


(обязательное)

Скрипт для создания таблиц в архивной базе данных.

CREATE TABLE `arch_children` (

`ar_id_child` int(11) NOT NULL,

`ar_name_1` varchar(45) NOT NULL,

`ar_name_2` varchar(45) NOT NULL,

`ar_name_3` varchar(45) NOT NULL,

`ar_born_date` date NOT NULL,

`ar_id_group` int(11) NOT NULL,

`ar_date_in` date NOT NULL,

`ar_date_out` date DEFAULT NULL,

PRIMARY KEY (`ar_id_child`),

KEY `archgr_idx` (`ar_id_group`),

CONSTRAINT `archgr` FOREIGN KEY (`ar_id_group`) REFERENCES `arch_groups` (`ar_id_group`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `arch_criterions` (

`ar_id_crit` int(11) NOT NULL,

`ar_name_crit` text NOT NULL,

`ar_id_domain` int(11) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`ar_id_crit`),

KEY `archcr_idx` (`ar_id_domain`),

CONSTRAINT `archcr` FOREIGN KEY (`ar_id_domain`) REFERENCES `arch_domains` (`ar_id_dom`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `arch_domains` (

`ar_id_dom` int(11) NOT NULL,

`ar_name_dom` varchar(45) NOT NULL,

`ar_descript_dom` longtext,

PRIMARY KEY (`ar_id_dom`)

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `arch_groups` (

`ar_id_group` int(11) NOT NULL,

`ar_numb_gr` int(11) NOT NULL,

`ar_view_gr` varchar(45) NOT NULL,

PRIMARY KEY (`ar_id_group`)

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;TABLE `arch_marks` (

`ar_id_mark` int(11) NOT NULL,

`ar_id_child` int(11) NOT NULL,

`ar_id_crit` int(11) NOT NULL,

`ar_mark` int(11) NOT NULL,

`ar_date_mark` date NOT NULL,

PRIMARY KEY (`ar_id_mark`),

KEY `child_idx` (`ar_id_child`),

KEY `crit_idx` (`ar_id_crit`),

CONSTRAINT `archm` FOREIGN KEY (`ar_id_child`) REFERENCES `arch_children` (`ar_id_child`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION,

CONSTRAINT `archm2` FOREIGN KEY (`ar_id_crit`) REFERENCES `arch_criterions` (`ar_id_crit`) ON DELETE NO ACTION ON UPDATE NO ACTION

) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;

Приложение 3


(обязательное)

Добавление новых результатов диагностики.

void MainWindow::on_pushButton_clicked()

{

QSqlQuery q;

q.prepare("INSERT INTO marks (`id_child`, `id_crit`, `mark`, `date_mark`) VALUES (:child, :crit, :mark, :datetime)");

QString specilbox=ui->comboBox->currentText();

QString result;

for (int i = 0;i<specilbox.length();i++)

{if (specilbox[i]!='/')

{result[i]=specilbox[i];}

else break;}

QSqlQuery qn;

qn.exec("select id_child from children where id_child='"+result+"'");

if (qn.first())

{

q.bindValue(":child",qn.value(0).toInt());}

QString specilbox2=ui->comboBox_2->currentText();

QSqlQuery qn2;

qn2.exec("select id_crit from criterions where name_crit='"+specilbox2+"'");

if (qn2.first())

{q.bindValue(":crit",qn2.value(0).toInt());}

q.bindValue(":mark",ui->lineEdit->text().toInt());

q.bindValue(":datetime", ui->dateEdit->date());

q.exec();

ui->t->clear();

ui->t->setColumnCount(0);

ui->t->setRowCount(0);

for (int i=0; i<5; i++) ui->t->insertColumn(i);

QSqlQuery q_upt;

q_upt.exec("select children.name_1,children.name_2, marks.mark,marks.date_mark, criterions.name_crit from children,marks, criterions where children.id_child=marks.id_child and criterions.id_crit=marks.id_crit");

while (q_upt.next()){

ui->t->insertRow(ui->t->rowCount());

for (int i=0; i<5; i++){

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem(q_upt.value(i).toString());

ui->t->setItem(ui->t->rowCount()-1,i,item);

}

}

ui->t->setHorizontalHeaderItem(0, new QTableWidgetItem("Фамилия"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(1, new QTableWidgetItem("Имя"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(2, new QTableWidgetItem("Балл"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(3, new QTableWidgetItem("Дата"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(4, new QTableWidgetItem("Критерий"));

ui->t->setColumnWidth(4,400);

}

Приложение 4


(обязательное)

Заполнения компонента типа TableWidget для отображения информации о воспитанниках.

if (db.open()){

for (int i=0; i<5; i++) ui->t->insertColumn(i);

QSqlQuery q;

q.exec("select children.name_1,children.name_2, marks.mark,marks.date_mark, criterions.name_crit from children,marks, criterions where children.id_child=marks.id_child and criterions.id_crit=marks.id_crit");

while (q.next()){

ui->t->insertRow(ui->t->rowCount());

for (int i=0; i<5; i++){

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem(q.value(i).toString());

ui->t->setItem(ui->t->rowCount()-1,i,item);

}

}

ui->t->setHorizontalHeaderItem(0, new QTableWidgetItem("Фамилия"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(1, new QTableWidgetItem("Имя"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(2, new QTableWidgetItem("Балл"));

ui->t->setHorizontalHeaderItem(4, new QTableWidgetItem("Критерий"));

ui->t->setColumnWidth(4,400);

}else{ //Если нет - выводим сообщение об ошибке

ui->t->insertRow(0); ui->t->insertColumn(0);

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem("Error: "+db.lastError().text());

ui->t->setItem(0,0,item);

 }

Приложение 5

(обязательное)

Формирование списка группы.

void MainWindow::on_pushButton_2_clicked()

{

QAxObject* excel = new QAxObject( "Excel.Application", this );

QAxObject *workbooks = excel->querySubObject( "Workbooks" ); //получаем указатель на список книг

QAxObject *workbook = workbooks->querySubObject( "Open(const QString&)", "D:\\result\\group.xlsx" ); // открываем файл с диска с уже созданным документом Excel и получаем указатель на книгу

QAxObject* sheets = workbook->querySubObject("Worksheets");

QAxObject* sheet = sheets->querySubObject("Item(int)", 1);

QString specilbox2=ui->comboBox_3->currentText();

QSqlQuery q;

q.prepare("SELECT children.name_1, children.name_2, children.born_date FROM children, groups where groups.id_group=children.id_group and children.id_group=:g");

QSqlQuery qn;

qn.exec("select id_group from groups where numb_gr="+specilbox2);

int i=1;

if (qn.first())

{

q.bindValue(":g",qn.value(0).toInt());

}

q.exec();

QString fio;

while (q.next())

{

i+=1;

fio =q.value(0).toString();

QAxObject *range = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(1));

range->dynamicCall("Clear()");

range->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(fio));

QAxObject *range1 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(2));

range1->dynamicCall("Clear()");

range1->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(1).toString()));

QAxObject *range2 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(3));

range2->dynamicCall("Clear()");

range2->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(2).toDate()));

}

excel->dynamicCall( "SetVisible(bool)", true );

}

Приложение 6


(обязательное)

Заполнение компонента TableWidget для отображения списка критериев.

if (db.open()){

for (int i=0; i<3; i++) ui->tableWidget_3->insertColumn(i);

QSqlQuery q;

q.exec("SELECT domains.name_dom, criterions.name_crit, cat_age.age_range "

"FROM criterions, domains, cat_age, crit_age "

"where criterions.id_domain=domains.id_dom "

"and criterions.id_crit=crit_age.id_crit "

"and crit_age.id_cat_age=cat_age.id_cat_age "

"order by domains.id_dom, cat_age.id_cat_age");

while (q.next()){

ui->tableWidget_3->insertRow(ui->tableWidget_3->rowCount());

for (int i=0; i<3; i++){

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem(q.value(i).toString());

ui->tableWidget_3->setItem(ui->tableWidget_3->rowCount()-1,i,item);

}

}

}{ //Если нет - выводим сообщение об ошибке

ui->tableWidget_3->insertRow(0); ui->tableWidget_3->insertColumn(0);

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem("Error: "+db.lastError().text());

ui->tableWidget_3->setItem(0,0,item);

}ui->tableWidget_3->setHorizontalHeaderItem(0, new QTableWidgetItem("Образовательная область"));

ui->tableWidget_3->setHorizontalHeaderItem(1, new QTableWidgetItem("Критерий"));

ui->tableWidget_3->setHorizontalHeaderItem(2, new QTableWidgetItem("Возраст"));

ui->tableWidget_3->setColumnWidth(0,300);

 ui->tableWidget_3->setColumnWidth(1,400);

}

Приложение 7


(обязательное)

Вывод списка заданий.

void MainWindow::on_pushButton_4_clicked()

{

ui->tableWidget_4->clear();

ui->tableWidget_4->setColumnCount(0);

ui->tableWidget_4->setRowCount(0);

for (int i=0; i<3; i++) ui->tableWidget_4->insertColumn(i);

QString specilbox4=ui->comboBox_4->currentText();

QSqlQuery q;

q.prepare("SELECT praxis.name_praxis, praxis.descript_praxis, praxis.descript_praxis "

"from praxis, crit_prax, criterions "

"where praxis.id_praxis=crit_prax.id_praxis "

"and crit_prax.id_crit=criterions.id_crit "

"and criterions.id_crit=:id");

QSqlQuery qn;

qn.exec("select id_crit from criterions where name_crit='"+specilbox4+"'");

if (qn.first())

//

{ q.bindValue(":id",qn.value(0).toInt());}

q.exec();

//q.first();

while (q.next()){

ui->tableWidget_4->insertRow(ui->tableWidget_4->rowCount());

for (int i=0; i<3; i++){

QTableWidgetItem * item = new QTableWidgetItem(q.value(i).toString());

ui->tableWidget_4->setItem(ui->tableWidget_4->rowCount()-1,i,item);

}

}

ui->tableWidget_4->setHorizontalHeaderItem(0, new QTableWidgetItem("Название"));

ui->tableWidget_4->setHorizontalHeaderItem(1, new QTableWidgetItem("Описание"));

ui->tableWidget_4->setColumnWidth(0,150);

ui->tableWidget_4->setColumnWidth(1,300);

 }

Приложение 8


(обязательное)

Формирование диагностической карты.

void MainWindow::on_pushButton_5_clicked()

{

QAxObject* excel = new QAxObject( "Excel.Application", this );

QAxObject *workbooks = excel->querySubObject( "Workbooks" ); //получаем указатель на список книг

QAxObject *workbook = workbooks->querySubObject( "Open(const QString&)", "D:\\result\\card.xlsx" ); // открываем файл с диска с уже созданным документом Excel и получаем указатель на книгу

QAxObject* sheets = workbook->querySubObject("Worksheets");

QAxObject* sheet = sheets->querySubObject("Item(int)", 1);

QString specilbox=ui->comboBox_7->currentText();

QSqlQuery q;

q.prepare("select id_crit, name_crit from criterions where id_domain=:id_dom");

QSqlQuery q_count;

q_count.prepare("select count(id_crit) from criterions where id_domain=:id_dom");

QSqlQuery qn;

qn.exec("select id_dom from domains where name_dom='"+specilbox+"'");

if (qn.first())

{

q_count.bindValue(":id_dom",qn.value(0).toInt());

}

q_count.exec();

QString specilbox2=ui->comboBox_5->currentText();

QSqlQuery q1;

q1.prepare("SELECT children.id_child, children.name_1, children.name_2, children.born_date FROM children, groups where groups.id_group=children.id_group and children.id_group=:g");

QSqlQuery qn1;

qn1.exec("select id_group from groups where numb_gr='"+specilbox2+"'");

int n=2;

if (qn1.first())

{

q1.bindValue(":g",qn1.value(0).toInt());

}

q1.exec();

int count_child=0;

while (q1.next())

{

n+=1;

QAxObject *range2 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(n),QVariant(1));

range2->dynamicCall("Clear()");

range2->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q1.value(1).toString()+q1.value(2).toString()));

count_child++;

QSqlQuery q3;

q3.prepare("select avg(m.mark) from marks m where m.id_crit in (select id_crit from criterions where id_domain=:id_dom) and m.date_mark=:date and m.id_child="+q1.value(0).toString());

if (qn.first())

{

q3.bindValue(":id_dom",qn.value(0).toInt());

q3.bindValue(":date", ui->dateEdit_2->date());

}

q3.exec();

while (q3.next())

{

QAxObject *range3 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(n),QVariant(10));

range3->dynamicCall("Clear()");

range3->dynamicCall("WrapText",true);

range3->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range3->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q3.value(0).toFloat()));

}

}

if (qn.first())

{.bindValue(":id_dom",qn.value(0).toInt());

}

int i=2;

q.exec();

while (q.next())

{int k=3;

QAxObject *range1 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(2),QVariant(i));

range1->dynamicCall("Clear()");

range1->dynamicCall("WrapText",true);

range1->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range1->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(1).toString()));

QSqlQuery q2;

q2.prepare("select m.mark from marks m where m.id_child in (SELECT children.id_child FROM children, groups where groups.id_group=children.id_group and children.id_group=:g) and m.date_mark=:date and m.id_crit="+q.value(0).toString());

if (qn1.first())

{

q2.bindValue(":g",qn1.value(0).toInt());

q2.bindValue(":date", ui->dateEdit_2->date());

}

q2.exec();

while (q2.next())

{*range2 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(k),QVariant(i));

range2->dynamicCall("Clear()");

range2->dynamicCall("WrapText",true);

range2->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range2->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q2.value(0).toString())); k++;

}

QSqlQuery q3;

q3.prepare("select avg(m.mark) from marks m where m.id_child in (SELECT children.id_child FROM children, groups where groups.id_group=children.id_group and children.id_group=:gr) and m.date_mark=:date1 and m.id_crit="+q.value(0).toString());

if (qn1.first())

{

q3.bindValue(":gr",qn1.value(0).toInt());

q3.bindValue(":date1", ui->dateEdit_2->date());

}

q3.exec();

while (q3.next())

{

QAxObject *range3 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(count_child+3),QVariant(i));

range3->dynamicCall("Clear()");

range3->dynamicCall("WrapText",true);

range3->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range3->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q3.value(0).toFloat()));

}

i++;

}

QString index;

index.setNum(i);

QAxObject *range = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(1),QVariant(1));

range->dynamicCall("Clear()");

range->dynamicCall("WrapText",true);

range->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(ui->comboBox_7->currentText()));

excel->dynamicCall( "SetVisible(bool)", true );

}

Приложение 9


(обязательное)

Формирование индивидуального образовательного маршрута.

void MainWindow::on_pushButton_6_clicked()

{

QAxObject* excel = new QAxObject( "Excel.Application", this );

QAxObject *workbooks = excel->querySubObject( "Workbooks" ); //получаем указатель на список книг

QAxObject *workbook = workbooks->querySubObject( "Open(const QString&)", "D:\\result\\rout.xlsx" ); // открываем файл с диска с уже созданным документом Excel и получаем указатель на книгу

QAxObject* sheets = workbook->querySubObject("Worksheets");

QAxObject* sheet = sheets->querySubObject("Item(int)", 1);

QString specilbox=ui->comboBox_6->currentText();

QString result;

for (int i = 0;i<specilbox.length();i++)

{if (specilbox[i]!='/')

{result[i]=specilbox[i];}

else break;}

QSqlQuery q;

q.prepare("select cr.id_crit, cr.name_crit, d.id_dom, d.name_dom, pr.id_praxis, pr.name_praxis, pr.descript_praxis from criterions cr, marks m, praxis pr,crit_prax c_p, domains d where m.id_crit = cr.id_crit and cr.id_domain = d.id_dom and cr.id_crit = c_p.id_crit and c_p.id_praxis = pr.id_praxis and m.mark <= 2 and m.date_mark=:date and m.id_child ="+result);

q.bindValue(":date", ui->dateEdit_3->date());

int i = 2;

q.exec();

while (q.next())

{

QAxObject *range = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(1));

range->dynamicCall("Clear()");

range->dynamicCall("WrapText",true);

range->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(5).toString()));

QAxObject *range2 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(2));

range2->dynamicCall("Clear()");

range2->dynamicCall("WrapText",true);

range2->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range2->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(6).toString()));

QAxObject *range3 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(3));

range3->dynamicCall("Clear()");

range3->dynamicCall("WrapText",true);

range3->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range3->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(1).toString()));

QAxObject *range4 = sheet->querySubObject( "Cells(const QVariant&,const QVariant&)",QVariant(i),QVariant(4));

range4->dynamicCall("Clear()");

range4->dynamicCall("WrapText",true);

range4->dynamicCall("VerticalAlignment",-4160);

range4->dynamicCall( "SetValue(const QVariant&)", QVariant(q.value(3).toString()));

i++;

}

excel->dynamicCall( "SetVisible(bool)", true );

}

Похожие работы на - Информационная система для диагностики педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!