обобщенный успех-неуспех.
Д. Гоулман выделяет 8 базовых эмоций: гнев, печаль, страх, наслаждение, любовь, удивление, отвращение, стыд. Он рассматривает эмоции с точки зрения семейств или характеристик. Каждое из этих семейств имеет в своей основе эмоциональное ядро из которого возникают различные родственные формы эмоций. Например, наслаждение - эмоциональное ядро, но включает в себя разные вариации эмоций, такие как счастье, радость, восхищение, удовольствие, эйфория и т.д. Дальше от ядра существуют настроения, которые более приглушены и длятся дольше эмоций (человек остается в раздраженном настроении в течение длительного времени, в котором легко возникают более короткие вспышки гнева).За настроениями следуют темпераменты - готовность вызывать обусловленные эмоции или настроения, которые делают людей подавленными, застенчивыми или оживлёнными.
Сложность классификации эмоций заключается в том, что с одной стороны, трудно определить, действительно ли эмоция является самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами, а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выражения (например, тревога - страх - ужас).
Как мы видим, невозможно выделить одну единую классификацию эмоций. Разные учёные по-своему интерпретируют разделение эмоций на группы, однако мы можем говорить о группах или классификациях эмоций, каждая из которых подчеркивает особый признак, по которому можно объединить или разграничить виды эмоций. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.
Рациональное и эмоциональное в языке.
Общеизвестно, что язык как система признан выражать не только мысли, но и чувства, так как именно взаимодействие сфер рационального и эмоционального в сознании и мышлении позволяет человеку эмоционально переживать то, что язык отражает. Без сомнения, любой речевой акт предполагает проявления не только рационального, но и эмоционального в общении. К сожалению, эмотивному аспекту коммуникации не уделяется должного внимания, что приводит к снижению коммуникативной компетенции речевых партнёров, особенно снижение в межкультуром аспекте. Эмоции могут нести некую напряженность в групповых и межличностных взаимоотношениях, это объясняется тем, что эмоции играют доминирующую роль в биологической природе человеческого сознания.
Разные учёные рассматривают вопросы, связанные с изучением эмоций. Так, А. Бине выдвинул гипотезу о первоначальном возникновении мысли в её довербальной форме в виде эмоционального образа. Вслед за ним, многие учёные соглашаются, что человек ещё до осознания предметно-логической информации, осознаёт её эмоционально-оценочный компонент. К. Изард утверждает, что наши эмоции детерминируют мысли, подтверждая теорию А. Бине.
Современными когнитивно-психологическими исследованиями установлено, что эмоции многофункциональны. Они влияют на мотивационный аспект поведения человека и выполняют различные функции. Например, когнитивная функция эмоций становится катализатором познавательного процесса, т. е те эмоции, с помощью которых человек выражает своё отношение к познанному. Эмоции связаны с функцией социальной адаптации и обязательно включают в себя основание оценки: человек считает, что объект приятен/неприятен ему по моральным, этическим, социальным, политическим или другим причинам, что получает закрепление в языке. В сознании человека формируются разнополярные зоны эмоций: например, в зоне отрицательных эмоций выделяются презрение, пренебрежение, унижение и в зависимости от оценки степень презрения будет варьироваться.
В современной эмоциологии доказано, что эмоции включены в структуру сознания и мышления, что они связаны с когнитивными процессами и стилем мышления человека. Каждая эмоция имеет свои характерные отличия, что формирует семиотику эмоций человека. Кроме того, являясь частью естественного развития человеческой расы, базовые эмоции универсальны во всех этнокультурах, но различаются по формам проявления. Выявив фундаментальные эмоции, разные учёные продолжают вести дискуссию об их количестве: выделяют от шести до пяти тысяч единиц.
Наука доказала единство разума и эмоций в структуре языковой личности. На протяжении многих лет в психологической науке эмоции и разум рассматривались как отдельные проявления психики. Многочисленные эксперименты доказали, что психика, сознание, мышление и язык тесно взаимосвязаны и выражают эмоциональное отношение человека к миру и к себе.
Неоспоримый факт, что вся человеческая деятельность, в том числе и речь, пронизана эмоциями. А поскольку язык вплетен во все виды человеческой деятельности, то эмоции представлены не только в словах, но и в памяти, звуке, музыке, ткани, металле, свете, запахе и других формах, так как человек является творцом и в своей деятельности воспроизводит свои эмоциональные переживания. Ученые занимались поисками такого термина, который смог бы соединить рациональное и эмоциональное в жизни человека. Данную задачу удалось решить Даниэлю Гоулману, предложившему понятие эмоциональный интеллект. Благодаря введению этого термина, учёные приблизились к ответу на вопрос, как же соотнести эмоциональную жизнь человека с его интеллектом, как привнести интеллект в эмоции. По данным статистики, люди со средним IQ более успешно приспосабливаются к разнообразным жизненным условиям, чем люди с большим показателем IQ. Это объясняется эмоциональным интеллектом - специфической способностью человека управлять своими эмоциональными импульсами, понимать чужие эмоции и переживания, более деликатно регулировать свои эмоциональные взаимоотношения, мотивировать свои эмоции, сочувствовать и сострадать.
Взаимодействие ментального и эмоционального и составляют нашу ментальную жизнь. Один процесс, осуществляемый рациональным умом, представляет собой режим постижения, который мы обычно осознаем: он более заметен по результату, насыщен мыслями, отражает способность рационально обдумывать и размышлять. Но наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная, - ум эмоциональный. Эти два ума - эмоциональный и рациональный - почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире. Обычно устанавливается некое равновесие между эмоциональным и рациональным умом: эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональный ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление. И все же эмоциональный и рациональный умы полуавтономны. Исследования показали, что эмоциональный мозг участвует в логическом мышлении, точно так же, как и думающий мозг. Следовательно, эмоции важны для нормального мышления. В известном смысле у нас есть две разные способности мышления: рациональная, которая отправляется от разума, целесообразная и эмоциональная.
Таким образом, современная наука накопила достаточно большой объем знаний, которые позволили поднять вопрос о единстве и многообразии эмоций в физиологическом, когнитивном, психологическом и социальных аспектах, о взаимосвязи эмоций и интеллекта, о месте эмоций в структуре языка.
Учитель как эмоциональный лидер на уроке.
Учитель играет важную роль при формировании гармоничной личности. Именно преподаватель ведет нас по дороге к знаниям: он не только передает нам знания и умения, но и является нашим духовным наставником.
В процессе педагогической деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, при этом учителя должны обладать высокими профессиональными знаниями, к которым предъявляются высокие требования. В первую очередь преподаватель должен являться образцом для подражания, показывая высокий уровень оптимизма инициативности, воодушевления и энтузиазма, вдохновляя и мотивируя учащихся. Именно учитель способен раскрыть весь творческий и духовный потенциал ребенка, увидеть его индивидуальные способности, помочь раскрыть и реализовать его таланты.
Нельзя не заметить, что эмоциональный интеллект учителя является гарантией его успешной профессиональной деятельности. Ведь в основе педагогической деятельности лежат взаимоотношения с людьми. Педагог с высоким показателем эмоционального интеллекта способен «зажигать» учащихся, вызывать в них эмоциональный отклик, который позволит им раскрыть свои возможности. Педагоги с низким уровнем эмоционального интеллекта передают негативные эмоциональные сигналы окружающим, тем самым тем самым ухудшая психологическую атмосферу урока.
Как можно видеть, среди перечисленных свойств наиболее важная роль принадлежит эмоциональным характеристикам личности. В силу этого, педагогам следует уделять должное внимание развитию эмоционального интеллекта - способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к поставленной цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. Высокий эмоциональный интеллект стоит за неврологическими процессами мозга. Успех успешного управления нашими эмоциями зависит от открытых эмоциональных центров. С их помощью мы передаем сигналы другим людям, которые имеют глобальное влияние на их эмоциональный фон. Эмоциональный лидер является «центром притяжения», который оказывает ощутимое влияние на эмоциональное состояние окружающих. Чем лучше лидер умеет выражать свои мысли, тем с большей силой они будут распространяться. Другими словами - чем более открытыми являются лидеры, тем более позитивным становится настроение других людей.
Известно, что эмоции очень быстро распространяются среди людей. Позитивные эмоции распространяются быстрее, чем негативные. Силу открытой системы демонстрируют смех и улыбка. Позитивный настрой является самым надёжным признаком дружелюбия. Оптимистичное настроение создаёт ситуацию в радужном свете, негативное же приводит людей в подавленное состояние. Огорчение не только ослабляет умственные способности: оно снижает и эмоциональный интеллект. Позитивный настрой помогает людям легче и быстрее воспринимать информацию, а так же мыслить более гибко при принятии сложных решений. Хорошее настроение, правильный положительный настрой и остроумие - занимают значительное место в наборе профессиональных качеств эмоциональных лидеров.
Д. Гоулман считает, что определённое сочетание наиболее важных эмоциональных качеств эмоционального лидера создаёт предпосылки для успешного личностного проявления в деятельности и для творческого решения профессиональных ситуаций.
Д. Гоулман выделяет 4 составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями. Эти составляющие тесно переплетены между собой. Например, самосознание способствует и самоконтролю и сопереживанию, а социальная чуткость ведёт к эффективному управлению отношениями.
Самосознание - наблюдение за собой и осознание своих чувств, умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой.
Умения владеть чувствами - умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы.
Эмпатия - понимание чувств и переживаний других людей.
Коммуникативные качества - наличие потребности и умений общения, общительность.
Самораскрытие - умение ценить искренность и строить доверительные взаимоотношения.
Проницательность - выявление моделей эмоциональной жизни и реакций, распознание аналогичных моделей и других.
Личная ответственность.
Уверенность в себе.
Групповая динамика - сотрудничество и понимание.
Разрешение конфликтов - умение прогнозировать возможные педагогические ситуации и последствия своих воздействий.
Таким образом, каждая из этих составляющих усиливает резонанс и формирует эффективного эмоционального лидера, который способен вызывать живой отклик у людей.
Следует отметить, что эмоциональный интеллект не является врожденной способностью. Способность сопереживать, эффективно руководить коллективом, обладать рвением и настойчивостью, а также умение мотивировать свои действия - всему этому можно научится. Те лидеры, которые умело справляются со своими чувствами и эмоциями и к тому же успешно управляют чувствами других людей - имеют превосходство в любой сфере жизни. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом будут счастливы и успешны в жизни, люди же, которые не способны контролировать свою эмоциональную жизнь, не способны сосредоточенно работать и ясно мыслить.
Следует так же отметить, что важным каналом для опознания эмоционального состояния человека является его речь. Установлено, что речь имеет ряд функций. Самая главная функция эмоциональной речи - это её стимулирующее участие в обучении и научении. Эмоционально окрашенная речь повышают эффективность запоминания мысли и качества её воспроизведения за счёт эмоциональной мотивации мыслительного процесса. На большом материале было доказано, что эмоционально окрашенная информация запоминается быстрее, более на длительный период, чем безразличная (не имеющая эмоциональной окраски) информация. Немалую роль в процессе обучения играет интонация. При помощи интонации высказыванию могут придаваться различные эмоциональные оттенки, т. е. в интонации заключена эмоция, которая всегда отражает состояние говорящего или его желание определенным образом воздействовать на слушающего. Одним из основных фонетических средств выражения эмоций является тембр голоса. Именно тембром можно передать разные оттенки значения. Например, учитель может сказать «нет» с разными интонационными оттенками: с радостью в голосе, со злостью, с благодарностью и т.д.
Итак, в педагогической деятельности, эмоции и чувства, а также невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, поза, тембр голоса и т.д. имеют не меньшее значение, чем профессиональные знания, умения и навыки. Педагог с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен творчески использовать репертуар эмоций и чувств, и их поведенческих проявлений в его профессиональной деятельности.
1.2 Речь и её функции
Известно, что язык является средством накопления социального опыта, а эмоции представляют собой часть этого опыта. Любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закрепляется в языковых единицах, и при их использовании в речи человек кодировано выражает и воспринимает эмоции. Что же происходит, когда люди говорят друг с другом? Этот вопрос интересовал философов древности, лингвистов, психологов, социологов многих поколений с момента осознания ими антиномии «язык - речь». В конце прошлого - начале сегодняшнего века он стал центральным вопросом нового направления языкознания - коммуникативистики.
Сегодня уже хорошо известна роль психологических типов партнеров в их языковом поведении, достаточно подробно разработан фактор коммуникативной и эмотивной компетенции участников общения, осознан и начинает учитываться в коммуникативистики фактор их эмоционального интеллекта.
Среди учёных не однократно подчёркивалось, что в современном языкознании обнаружилась чёткая ориентация на более активное исследование речи и её порождающей функции. Это объясняется тем, что раннее лингвистов более занимали проблемы языка, а проблемы собственно речи оставались долгое время на периферии исследовательской тематики. Теперь же лингвисты пришли к мнению, что только речь является информативной, а язык - код, который должен быть приведён в действие, и что благодаря порождающей функции речи и текста вскрываются имплицитные выразительные силы языка и его номинативные средства выражения.
В отечественной лингвистике общепризнанным является положение о влиянии функциональной стороны языка на его организацию и развитие; язык живёт и развивается в речи. Согласно теории психологической базы эмоций, всякая речевая деятельность по своей природе эмоциональна.
Вопрос о типах языковой коммуникации упирается в проблему типов речевых функций. Единого мнения у лингвистов нет до сих пор: в литературе выделяют от одной до 17 и более функций. Бесспорно, что человек пользуется языком не только для каких-либо утверждений, фиксации мысли, организации каких-либо дел, но и для выражения своих многообразных эмоциональных состояний и отношений к миру, а так же для эмоционального усиления высказывания.
Среди многочисленных функций языка или в качестве одного из важнейших аспектов коммуникативной функции ученые (Ш. Балли, Р. Якобсон, Л. Шпитцер, К. Бюллер, А. Марти, К. Фосслер и др.) выделяют эмотивную функцию - функцию передачи разнообразной эмоциональной информации. Эмотивная функция языка осуществляется через специальный эмотивный код, который располагает системой языковых и речевых средств, формирующих эмотивное функциональное поле языка, и правилами их употребления на всех уровнях языка с учётом коммуникативной ситуации, позволяющей реализовать огромный эмотивный потенциал языковых знаков. В речевом общении необходимо выделять экспрессивную коммуникацию как специфическое выражение коммуникативно-прагматического намерения говорящих. В зависимости от ситуации общения, его цели и психического состояния коммуникантов, они, как правило, сознательно отбирают, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, то или иное экспрессивное средство. Наблюдения показывают, что экспрессивная речь характеризует прежде всего эмоциональное состояние говорящих, которое и «задаёт» выбор соответствующей эмотивной лексики.
Такое использование языка является экспрессивным, и в этом плане учёные говорят об экспрессивной функции языка. Вопрос об экспрессивной функции языка лингвистами иногда связывается с двумя антиномиями. Одна из них - экономия против избыточности, а вторая-информативная функция против экспрессивной. По мнению некоторых учёных, информативная функция языка выражает его тенденцию к экономии, а экспрессивная - тенденцию к избыточности.
Теоретиками речевых актов установлено, что мотив порождения того или иного высказывания (особенно экспрессивного) лежит в собеседнике. Из этого факта можно сделать вывод о том, что речь вообще, а в частности экспрессивная, является реакцией на собеседника. Учёные выделяют проявление экспрессивной функции речи в следующих речевых ситуациях: для оценки получателя речи, для оценки предмета речи и для создания благоприятной атмосферы общения. Эти типичные случаи реализации экспрессивной функции языка являются вариантами коммуникативного намерения говорящих на базе эмоциональных мотивов.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение категории экспрессивности: экспрессивность - это совокупность средств и способов, приемов создания прагматического эффекта высказывания, обязывающая получателя интерпретировать это высказывание в соответствии с замыслом говорящего. В противном случае, коммуникация не состоится, так как сообщительная и воздействующая значимость экспрессивных высказываний не срабатывает.
Так, мы можем сказать, что экспрессивная функция речи сосредоточена на получателе, а эмотивная-на отправителе. Поэтому под эмотивной функцией речи мы понимаем выражение эмоций. С ней связано эмоциональное речевое поведение говорящих и его различные эмоциональные отношения к миру. Под экспрессивной функцией понимается целенаправленное усиление высказывания экспрессивами и эмотивами или другими средствами, рассчитанное на определённую реакцию адресата, т.е. на желаемое воздействие от сказанного.
Лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речи.
В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия самым тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.
Вербальное общение является полностью коммуникативным, т.к. люди пользуются языком, как средством кодирования информации. При вербальном общении, мы используем как фонологические средства кодирования информации (сегментные и суперсегментные фонетические единицы) так и грамматические средства (морфология и синтаксис). Экстралингвистические аспекты речи не закодированы, но содержат информацию о личности говорящего. Так, экстралингвистические аспекты речи являются информативными, но не коммуникативными.
Лингвистические факторы, влияющие на успешность речи прежде всего включают в себя интонацию. При помощи интонации мы передаем информацию, содержащуюся в нашем высказывании. Она состоит из основных свойствах звука: высота основного тона, громкость и темп. Некоторые ученые так же включают тембр (качество голоса) в свойства звука. Наиболее важные просодические средства предаются через высоту основного тона голоса и интонационную модель. Различные уровни интонационных шкал используются в определенной последовательности для выражения различных оттенков значений. Как правило, при помощи интонации мы можем привлечь внимание собеседника и сделать акцент на наиболее важных сторонах нашего высказывания, а так же регулировать речевое поведение. При помощи варьирования силы голоса, можно передавать различные оттенки значения высказыванию. Правильное ударение в словах является необходимым условием успешного овладения языком. Ударение служит показателем уровня культуры речи, и иностранцы, которые непроизвольно меняют ударение в слове, могут испытывать трудности с пониманием речи на слух. Изменение темпа речи так же важно для успешной коммуникации. Когда мы понижаем или ускоряем частоту произнесения слогов, слов и предложений, мы можем передавать несколько оттенков значений, например, когда мы говорим ускоренно, это свидетельствует о нашем возбуждении или нетерпении, а когда снижаем темп речи, это значит, что мы чем-то озадачены или хотим акцентировать внимание собеседника.
Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речи, включают в себя невербальные средства общения. Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой-либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др.
Когда мы общаемся друг с другом, мы постоянно передаем и получаем невербальные сигналы. Наш язык тела - те жесты, которые мы передаем, то, как мы сидим, как быстро и громко говорим, как близко мы стоим, как мы устанавливаем зрительные контакты - передает разные сигналы собеседнику. Эти сигналы мы можем передавать и во время общения. Даже когда мы молчим, мы все равно продолжаем общаться при помощи невербальных жестов. Часто, того чем мы говорим, и то, какие сигналы мы посылаем при помощи языка тела, - это две совершенно разные вещи. Столкнувшись с этими разными сигналами, которые посылает нам наш собеседник, слушатель должен выбрать, верить ли ему в устное или невербальное послание, и в большинстве случаев, он выберет то сообщение, которое ему было послано при помощи языка тела, потому что это естественный, несознательный язык, который передает наши истинные чувства и намерения. То, как мы слушаем, смотрим, двигаемся и реагируем, говорит другому человеку, заинтересованы ли мы или нет, насколько внимательно мы слушаем и как мы относимся к говорящему. Когда наши невербальные сигналы совпадают со словами, которые мы говорим, увеличивается доверие и взаимосвязь между участниками коммуникации. Если язык тела противоречит нашим словам, то создается атмосфера напряженности, недоверия и смущения. Если мы хотим стать хорошим оратором, важно более внимательно относится не только к языку тела и невербальному поведению других людей, но и быть более внимательным к себе. Невербальное общение - это быстро протекающий процесс, требующий полной концентрации и внимания. Когда мы думаем о том, что сказать в следующем предложении, мечтаем или думаем о чем-то другом, мы почти всегда пропускаем невербальные подсказки, которые посылают нам участники общения. Чтобы полностью понять, что происходит, нам нужно всегда оставаться в центре внимания.
Так же в процессе общения немалую роль играет наше эмоциональное реагирование. Эмоции и чувства, проявляемые партнерами посредством так называемых "невербальных", т.е. несловесных средств, являются своего рода индикаторами отношения партнеров друг к другу, к ситуации и содержанию общения и т.п. Поскольку понимание своих эмоций и эмоций других людей является основой успешного влияния на собственное поведение и поведение других людей, важно понимать сигналы невербального общения и уметь их правильно трактовать.
В заключении, мы должны заметить, что и лингвистические и экстралингвистические факторы, одинаково влияют на эффективность нашей речи. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального общения.
Функции интонации.
При помощи интонации мы выражаем мысли и эмоции, что способствует взаимопониманию между людьми. Как мы знаем, одной из целей общения является обмен информацией между людьми. Смысл речевого высказывания, то есть та информация, которую мы передаем слушающему, выражается не только при помощи грамматической структуры, словарного состава и звукового образа. Мы так же можем передавать эту информацию при помощи интонации, другими словами, через просодические средства общения. В силу своей сложной структуры и больших лингвистических возможностей, среди фонетистов нет согласия относительно функционального аспекта интонации.
Функции интонации трактуются и классифицируются по-разному. Так, Т.М. Николаева (2004) выделяет три функции интонации: разграничивающую, интегрирующую и семантическую функции. Н.В. Черемисина (1982) рассматривает следующие функции интонации: коммуникативную, смыслоразличительную (или фонологическую), кульминативную (выделительную), интегрирующую, разграничительную, экспрессивную и эстетическую. Согласно А. Гимсону (1981), интонацию можно разделить на 2 основные группы: тоническую и не тоническую. Классификация Р. Роуча (2001) включает в себя оценочную, выделительную, грамматическую и дискурсивную функции. С. Уэллс рассматривает такие функции интонации: выделительную, грамматическую, информационную, дискурсивную, психологическую и указательную. Д. Кристал выделяет следующие функции интонации: эмоциональную, грамматическую, информационную, текстуальную, психологическую и указательную. Согласно Д. Кристалу, эмоциональная функция интонации заключается в том, что при помощи интонации мы можем добавлять различные оттенки значения к высказыванию сказать что-то с сарказмом, удивлением, раздражением, шоком, злостью, интересом и т.д.
В силу своей грамматической функции, интонация выполняет роль пунктуации, таким образом строит высказывание согласно грамматическим правилам. От того, с какой интонацией сказано предложение, зависит его тип по цели высказывания: вопросительное, утвердительное, восклицательное или повелительное.
При помощи информационной функции, интонация какая информация уже указана в высказывании, а какая является новой для слушателя. Слово, которое несет новую информацию, выделяется при помощи тона.
Дискурсивная функция интонации выделяет и объединяет члены предложения в логически-связный текст. Когда мы слушаем новости, новая информация выделяется при помощи тональности.
При помощи психологической функции интонации, мы можем построить свою речь, так, чтобы её было легче воспринимать и запоминать.
Указательная функция интонации указывает нам на социальный статус человека и на уровень его образования. Мы можем отличить юристов, спортивных комментаторов,
Мы можем утверждать, что, поскольку интонация является важным средством человеческого общения, то её главная функция-коммуникативная. Из этого следует, что нельзя разграничивать функции интонации от функций общения. Вне зависимости от того, сколько функций существует, все они могут осуществлять коммуникативную функцию.
Коммуникативная функция интонации используется в различных ситуациях общения, которые можно сгруппировать следующим образом: использование интонации для передачи значения и использование интонации для организации или структурирования текста.
Смыслоразличительная (фонологическая) функция интонации служит для передачи значения, а организующая функция служит для структурирования текста. Интонация способна различать структурные типы предложений, их косвенные и прямые значения. Интонация служит для разграничения синтаксических или коммуникативных типов предложения, другими словами, она может указывать является ли высказывание утвердительным, вопросительным или это команда или восклицание.
Важная роль интонации заключается в том, что она выражает отношения говорящих. Она передает различные отношения говорящих, тем самым выполняя выделительную функцию. Во время общения, люди могут говорить зло или радостно, довольно или раздраженно, с интересом или безразличием и так далее. Одно и то же предложение может быть сказано по-разному и, таким образом, выражать различные оттенки значения. Интонация может различать прямое значение предложения. Такие изменения происходят из-за против постановления ядерных тонов.
Что касается организующей функции интонации, то она играет очень важную роль в структурировании текста: она комбинирует слова в логически- завершенную фразу, она объединяет фразы в тексте, выделяя главные и второстепенные значения. Другими словами, интонация показывает, как фразы объединяются в связную речь. В то же время, интонация показывает роль контекста в высказывании, как вербального, так и невербального Таким образом, интонация объединяет предложения и логически их связывает между собой, выполняя интегрирующую функцию.
Интонация выделяет наиболее важную информацию в высказывании, которая помогает различить какая информация является новой, а какая уже знакома слушателю. Задачей прагматической функции интонации является передача информации с конкретной целью. Иными словами, в процессе общения, интонации передает прагматическую цель говорящего. Так, выбор ядерного тона зависит от прагматической цели говорящего, то есть то, чего оратор хочет достичь во время высказывания. Повелительные предложения, которые обычно произносятся с нисходящим тоном, могут означать вежливую просьбу, когда говорящий говорит с восходящим тоном или предупреждение, когда говорящий говорит с нисходяще-восходящим тоном.
В риторических высказываниях основной целью говорящего является убеждение. Публичная речь логически-связана и структурирована, так как она оказывает интеллектуальное и эмоциональное влияние на слушателей. Вне сомнения, когда оратор выступает с речью на публике, он выбирает такие просодические средства, которые будут способствовать его или её целям и намерениям, а так же которые сделают речь более эффективной. Помимо передачи информации, интонация используется для того, чтобы оказать влияние на слушателей, таким образом выполняя прагматическую или риторическую функции.
Нельзя не упомянуть ритм при описании английской интонации и функционального аспекта речи. Ритм служит основой для организации речи. В широком смысле, ритм понимается как периодичное явление во времени и пространстве. Понятие ритма предполагает, что что-то случается через равный промежуток времени. Ритм можно наблюдать в последовательности смен времен года, дыхании, музыке, танце и других формах искусства. Все проявления устной английской речи имеют свой ритм, хотя в спонтанной речи его часто бывает трудно услышать, потому что колебания голоса влияют на плавный поток речи. В основе беглой речи, однако, лежит четкий ритм. Такой ритм называется акцентно-ритмический, основанный на ударных слогах, которые случаются через равный промежуток времени в потоке речи. В слогоритмических языках, для каждого слога выделяется приблизительное равное количество времени, не зависимо от того является ли он ударным или безударным.
В заключении, можно сказать, что при помощи интонации наша речь звучит более звучно, понятно, осмысленно. С помощью ее варьирования, высказывания получают эмоциональную окраску и логическую законченность.
Интонационные способы выражения эмоционального интеллекта в речи учителя как эмоционального лидера урока.
В не сомнения, профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности, как средство воодушевления и поддержания высокой мотивации в группе. Эмоциональный интеллект является важным звеном профессионального саморазвития личности педагога, определяющим соответствие его личности требованиям профессиональной деятельности, характеризующимся позитивным отношением к будущему, высоким уровнем самообладания, самоанализа и понимания чужих чувств.
Следует отметить, что при помощи интонации высказыванию могут придаваться различные эмоциональные оттенки. Эмоции следует рассматривать в соотношении с коммуникативно-модальными разновидностями того или иного типа высказывания, а следовательно, и интонацию выражения эмоций надо рассматривать в связи с интонацией оформления коммуникативно-модальных типов высказываний. Так, вопросы предположительной модальности с частицами «разве» и «неужели» противопоставляются друг другу по признаку интенсивности (неужели) и неинтенсивности эмоций (разве).
В педагогической деятельности очень важную роль играет интонация, и то, с каким оттенком учитель передаст учащимся ту или иную мысль, или информацию. Известно, что информацию можно произнести с разными чувствами и эмоциональными оттенками. И в этом огромную или даже решающую роль играет интонация голоса.
Интонация - универсальный язык. Интонация является необходимым условием коммуникации, потому что интонация подчёркивает смысл каждого высказывания. Ни одно предложение и ни одно высказывание не может существовать без интонации. Существует несколько подходов к изучению интонации. В силу своей сложной природы, существует так же различные определения интонации. Согласно отечественной лингвистики, интонация состоит из разнообразия тона, громкости и темпа. Некоторые учёные так же добавляют тембр как четвертую составляющую интонации. Согласно английским и американским исследованиям, интонация включает в себя только разнообразие тона. Зарубежные учёные соотносят интонацию с изменениями в тоне (мелодии), так как тон представляет собой особую лингвистическую значимость. Британские учёные определяют интонацию как «изменение высоты тона речи для передачи значения» (D. Jones, 1976). Этой точки зрения придерживаются и современные учёные.
Интонация - выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи; смысловая мелодия речи. Интонация проявляется за счет повторов, инверсий, восклицаний, обращений, при понижении и повышении тона, громкости или приглушения речи, при акцентировании ударений и речевых пауз. Значит, главная составляющая устной речи - это интонация. При передачи информации учащимся, подчёркивается индивидуальность педагогического голоса, особое значение интонационных характеристик голоса. Голос, используемый в профессиональных целях, предполагает максимальное владение его составляющими. Это, позволит выдерживать голосовые нагрузки, использовать разнообразный тембр голоса и темп речи. Интонацию можно описать в акустических параметрах: частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность. О.В. Филиппова дает следующую классификацию:
интенсивная группа: пауза, логическое ударение, интенсивность;
частотная группа: мелодика, диапазонная высота (полоса);
темпоральная группа: темп, эмфатическая долгота;
спектральный элемент: тембр.
Для создания дружелюбной атмосферы в классе, для установления и поддержания контакта с аудиторией, педагог должен использовать всё богатство тональности, придавать речи эмоциональную окраску.
Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным и авторитарным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, уверенным в своих действиях и поступках, правильности отдаваемых распоряжений, адекватно оценивать свои поступки и действий учащихся. Крайне нежелателен назидательный, высокомерный тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя.
Темп речи также определяет ее выразительность. Нежелательно использовать как слишком быструю речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медленную речь, которая действует на учеников усыпляюще.
Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.
Немаловажную роль играют логические ударения. Любая фраза или ударение имеет с своем составе смысловое слово. Мы выделяем голосом те слова, которые обозначают самое важное в сообщении. При изменении места логического ударения меняется и интонация: если логическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.
В заключении отметим, что интонация - это единица педагогической коммуникации, которая может являться регулятором успешной профессиональной деятельности.
В этой главе мы рассмотрели природу возникновения эмоций, определили взаимосвязь эмоционального и рационального в языке, рассмотрели понятие «эмоциональный интеллект» и его роль в успешной профессиональной деятельности, выявили, что речь является важным каналом для опознания эмоционального состояния человека и что при помощи интонации высказыванию могут придаваться различные эмоциональные оттенки, т. к. в интонации заключена эмоция, которая всегда отражает состояние говорящего или его желание определенным образом воздействовать на слушающего.
Неоспоримый факт, что вся человеческая деятельность, в том числе и речь, пронизана эмоциями. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни человека и возникают в процессе почти любой активности человека. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями, в результате эмоции изменяют то, как мы видим мир и как мы интерпретируем действия других людей. Учёные занимались поисками такого термина, который смог бы соединить рациональное и эмоциональное в жизни человека. Данную задачу удалось решить Даниэлю Гоулману, предложившему понятие «эмоциональный интеллект». Благодаря введению этого термина, учёные приблизились к ответу на вопрос, как же соотнести эмоциональную жизнь человека с его интеллектом, как привнести интеллект в эмоции.
Многочисленные исследования в области эмоционального интеллекта показали, что эмоциональные состояния учителей и учащихся функционально связаны. Следует так же отметить, что важным каналом для опознания эмоционального состояния человека является его речь. Эмоциональность пронизывает всю речевую деятельность человека и закрепляется в семантике слова в качестве спецификаторов различных эмоциональных состояний. Эмоционально окрашенная речь повышают эффективность запоминания мысли и качества её воспроизведения за счёт эмоциональной мотивации мыслительного процесса. Немалую роль в процессе обучения играет интонация. Интонация - это нормативная единица педагогической коммуникации, которая, по нашему мнению, может являться оценкой педагогической коммуникативной эффективности, а также средством ее воплощения.
Итак, в педагогической деятельности, эмоции и чувства, а также невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, поза, тембр голоса и т.д. имеют не меньшее значение, чем профессиональные знания, умения и навыки.
Интонация - это мелодика нашей речи. При помощи интонации мы передаем информацию, содержащуюся в нашем высказывании. Интонация состоит из трех основных компонентов: высота основного тона или мелодия, громкость и темп. Некоторые ученые так же включают тембр голоса в состав интонации. Как известно, при помощи интонации мы передаем различные оттенки значения нашему высказыванию, ведь одно и тоже слово может нести разный эмоциональный контекст - будь то восторг или удивление, сочувствие или равнодушие, озадаченность или решимость. Никто еще не смог описать все оттенки значений, которые могут быть переданы при помощи интонации.
Для английского языка характерна своя интонационная модель, которая характерно отличается от других языков. Английская интонационная система является самой важной и сложной составляющей английской речи. При изменении высоты ядерных тонов и интонационных шкал, мы выражаем набор различных интонационных значений: разбиваем высказывание на логические отрезки, выделяем типы предложений по целям высказывания: повествовательное, вопросительное, повелительное и восклицательное, акцентируем внимание собеседника на наиболее важных сторонах нашего высказывания, выделяем, какая часть нашего высказывания является главной, а какая второстепенной, и показываем наше отношение к высказыванию.
Как мы знаем, интонационный анализ невозможен без выделения минимальной единицы - синтагмы. За такую единицу принимается интонационная группа, которая может быть определена как минимальная единица, входящая во фразу и представляющая собой речевой отрезок, ограниченный с обеих сторон паузами или их физическим коррелятом, обладающий интонационным единством и завершенностью. Синтагма может состоять из группы слов и одного слова. В зависимости от степени завершенности или незавершенности синтагмы подразделяются на нефинальные, относительно финальные и финальные.
Разметка речевых отрезков производилась традиционным для англистики способом. Этот процесс состоит из трех пунктов:
1.Деление дискурса на синтагмы с помощью пауз.
2.Выделение в этих синтагмах семантических центров, в том числе ядерных тонов.
3.Определение типа шкал и ядерных тонов.
Известно, что любая синтагма как интонационная единица состоит из четырех компонентов: 1) предшкала (Pre-head) - безударные слоги, предшествующие первому ударению; 2) шкала (Head) -последовательность ударных и безударных слогов, которые характеризуются определенным направлением движения голоса; 3) ядро (Nucleus) - главный акцент синтагмы, который несет ядерный тон; 4) хвост (Tail) - ударные и безударные слоги, следующие за ядром. Наибольший интерес для нас представляет определение интонационных особенностей именно ядерного тона и шкалы, так как интонационное оформление ядерного тона (его мелодические, темпоральные и динамические особенности) являются значимыми для выделение интонационных способов выражения эмоций представителей преподавательских профессий.
В данной работе исследуются интонационные особенности речи британских и американских представителей учительских профессий. Аудиторский анализ мелодических особенностей ядерных тонов и интонационных шкал позволил выявить определенную закономерность в характере направления движения и частотности употребления ядерных тонов в современной произносительной норме английского языка.
Материалы, используемые в работе выбраны в соответствии с целями и задачами исследования. Аудиторский анализ, выполненный двумя независимыми аудиторами, один из которых носитель языка, а так же достаточный объем материала обеспечивают достоверность полученных данных. В целях изучения особенности выражения эмоций, а также их воздействие на целевую аудиторию был проведен анализ речи следующих ораторов:
Lesson «Countable and uncountable nouns» by Thomas Romsey, Oxford School of English, Great Britain, London.
Lesson «Difficult decisions» by Emma Kelley, Dublin High School, California, United States.
Lesson «Fewer and less» by William Everard, Grover Cleveland High School, New York, United States.
Lesson «Speaking tips» by Helen Hartley, Cambridge International School, Cambridgeshire, England.
Lesson «Fairy tales and legends» by Monica Butcher, Jacksonville University, Florida, United States.
2.1 Анализ урока «Countable and uncountable nouns» by Thomas Romsey, Oxford School of English, Great Britain, London
А теперь приступим к разметке шкал и ядерных тонов первого речевого отрезка. Здесь мы видим, что в речи учителя преобладают нисходящие и уровневые шкалы в сочетании с низким нисходящим ядерным тоном. Такая речь звучит плавно и спокойно, позволяет легко уставить контакт с аудиторией. Речь учителя не несет сильной эмоциональной окрашенности, что позволяет удержать внимание учащихся на примерах, перечислениях, иллюстрациях.
You probably know already that countable nouns like apple can be counted.
В данном речевом отрезке наблюдается нисходящая шкала с низким нисходящим тоном. Тон учителя выражает завершённость, законченность высказывания. Говорящий, используя нисходящий тон, указывает слушающим, что он закончил свою мысль. Учитель направляет учащихся на определенный вид работы, удерживает внимание учащихся на новом материале.
And Ill show you two key rules to remember for your speaking and writing.
В данном речевом отрезке наблюдается средний ровный тон. Ровный тон на высоком уровне громкости в финальной интонационной группе передает значение незаконченности. Данный тон сигнализирует о том, что учитель стремится удерживать внимание студентов. Однако, не высокий процент использования ровного тона приводит не к монотонному, невыразительному звучанию говорящего, что может повлиять на пассивность слушающего, а наоборот, приводит к мелодичному, эмоциональному звучанию говорящего. Также мы можем наблюдать паузы хезитации над паузами стыка. Часто при выражении подчеркнутой незавершенности выделяется служебное слово в начальной позиции.
For example, «apples», «books», «cats», «balls». We cant say «milks», «breads», «informations», «moneys».
В данном речевом отрезке говорящий демонстрирует примеры, используя уровневые шкалы на низком тональном уровне. Подобное интонационное оформление способствует осуществлению дидактической цели учителя - проиллюстрировать и закрепить пройденный материал, обеспечить активное усвоение материала. В данном речевом отрезке осуществляется пословное акцентирование, более высокий уровень громкости зарегистрирован на словах, важных для объяснения. Уровневые шкалы выражают спокойный, плавный, непринуждённый тон говорящего. Однако, не высокий процент использования ровного тона привел бы не к монотонному, невыразительному звучанию говорящего, что могло бы повлиять на пассивность слушающего.
Whereas uncountable nouns like «milk» cant be counted, so we cant say for example «one, two or three milks»
Данное высказывание оформляется низким восходящим тоном на слове milk и низким нисходящим тоном на слове milks. При помощи такого контрастного оформления, учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся. Говорящий направляет класс на определенный вид работы с изучаемым материалом. В данном случаем он иллюстрирует примеры на доске и просит учащихся обратить внимание на правило употребления множественного числа для исчисляемых и неисчисляемых существительных.
For now, lets return to the key rule
В данном речевом отрезке осуществляется пословное акцентирование за счет высокого уровня громкости на фокусных единицах инструкции. При помощи ступенчатой шкалы, говорящий настраивает класс на работу, речь звучит ободрительно, учитель указывает на главное правило. Низкий восходящий тон смягчает инструкцию, удерживает внимание на задании.
If we want to count the word «milk» we have to say «one or two glasses or bottles of milk».
Данная интонационная группа оформляется нисходящей падающей шкалой и нисходяще-восходящим ядерным тоном. Нисходяще-восходящий ядерный тон свидетельствует о том, что учитель стремится установить доброжелательный контакт с аудиторией и удерживает внимание учащихся на правиле.
First, lets look at the basics
So these are the two rules
Высокий нисходящий тон диапазона характеризуется падением голоса с верхней регистровой границы до нижней. Такая речь звучит эмоционально, оживленно, оптимистично. В данном случае именно высокий нисходящий тон способствует маркированности одних элементов на фоне других, выделению важных слов в предложении и во всем высказывании в целом.
If we want to count the word «milk», we have to say…
The rule number one concerns with…
Низкий восходящий тон в данном примере употребляется для передачи значения незаконченности, незавершённости, отсутствия категоричности. Такой тон создает доброжелательную, теплую атмосферу, побуждает к действию и повышает учебную мотивацию и познавательную активность учащихся.
How about the word «book»?
Низкий нисходящий тон представляет собой падение в границах узкого низкого регистра.
Нисходящий тон указывает на завершенность, неоспоримость данного высказывания, показывает, что оратор обладает высокой культурой мышления и речи - учитель грамотно и убедительно излагает свои мысли, речь логически-продуманна и звучит ясно, четко и доступно, а так же учитель обладает высокими профессиональными качествами: в совершенстве владеет фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.
Вопросы, предваряющие объяснение, произносятся на низком тональном уровне, с замедлением на главном информационном центре, с повышением уровня громкости.
Необходимо отметить, что эмоциональная насыщенность высказывания зависит от контекста и речевой ситуации, а также от экстралингвистических факторов: от эмоционального состояния говорящего, его психологического настроя и т.д.
В ходе просмотра видеозаписи урока, можно наблюдать, что урок удался - учитель относился к классу доброжелательно, выражал внимание и интерес, находился в хорошем, бодром настроении, заряжал класс оптимизмом и уверенностью.
В целом, мы можем сказать, что речь оратора эмоционально окрашена, выразительна, звучит непринужденно и плавно, без замедлений. Оратор вовлекает аудиторию в процесс обучения при помощи нисходящих и уровневых шкал, выделяет наиболее важные стороны своего высказывания при помощи ядерных тонов, соблюдает логические ударения в своей речи и правильно расставляет паузы, темп речи средний, что способствует хорошему усвоению материала, громкость речи достаточно высокая.
2.2 Анализ урока «Speaking tips» by Helen Hartley, Cambridge International School, Cambridgeshire, England
Приступим к разметке второго речевого высказывания. Здесь мы видим, что в речи учителя преобладают ступенчатые, скользящие и высокие уровневые шкалы, преобладают нисходящие, восходящие и ровные ядерные тоны. Речь характеризуется средним тональным диапазоном, скорость варьирует от медленной до быстрой, громкость речи средняя, присутствует небольшой процент пауз хезитации. Голос учителя звучит бодро, оптимистично, мелодично. Речь несет достаточно сильную эмоциональную окрашенность, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.
So, how you can practice doing that?
В данном речевом высказывании наблюдается ступенчатая шкала с низким восходящим тоном, при помощи такого интонационного оформления, учитель стремится приободрить учащихся, настроить на работу, речь звучит дружелюбно и ободрительно, слышится оттенок самоуверенности в голосе, тон спокойный и покровительственный.
So, you can also do it at home when you can speak out loud and practice doing it in that way.
So, first, think about how logically connect one or two sentences in your speech.
Данное высказывание оформляется высокой ровной шкалой с высоким нисхящим ядерным тоном. Такая интонация помогает избежать лишней серьезности и настойчивости в специальных вопросах, поэтому, учитель, используя высокую ровную шкалу и высоким нисходящим завершением, звучит оживленно, по-деловому, тактично, дружелюбно.
Show the differences and give me your opinion.
Now, if you cant think what to say, you can use one of the connecting words.
Высокая ровная шкала с высоким нисходящим ядерным тоном используется в высокоэмоциональной речи, утвердительное предложения с такой интонаций звучат законченно и ясно, но они производят впечатление не сдержанности или отчужденности, а напротив-соучастия в ситуации, деликатности и беззаботности. Такая беззаботность часто является выражением сердечности, желание не показаться собеседнику равнодушным.
Well, I think that a good way to start speaking - is speaking to yourself.
Высокая шкала с высоким восходящим ядерным тоном придает значение незавершенности, обещает продолжение и, соответственно, привлекает внимание аудитории. Можно использовать короткую паузу хезитации для поддержания визуального контакта с аудиторией.
So, lets think of a good strategy how you can go through the three points.
Скользящая шкала в сочетании с низким нисходящим тоном показывает большую заинтересованность, оживленность, выражает поощрение, одобрение. Скользящая шкала используется для эмфатического выделения всей синтагмы. Следовательно, говорящий, используя скользящую шкалу для эмфатического выделения всей синтагмы, часто всего выражая заинтересованность, поощрение.
В целом, мы можем сказать, что речь учителя высокоэмоциональна, учитель вызывает познавательный интерес у учащихся, настраивает их на работу, повышает учебную мотивацию, выражает интерес и добродушие при помощи высоких ровных, ступенчатых и скользящих шкал. Учитель выделяет интонационных группы благодаря паузам, которые выполняют смысловую функцию в сегментации речевого потока, темп речи средний, что способствует хорошему усвоению материала, громкость средняя. Речь учителя создает положительное воздействие на аудиторию, речь звучит выразительно и оживленно. В ходе просмотра видеозаписи урока, можно наблюдать, что урок удался - учитель с радостью встретил учащихся, показывал свою симпатию и дружелюбность, заряжал класс оптимизмом. Учащиеся находились в бодром и активном настроении, внимательно слушали учителя и принимали участие в обсуждаемом материале.
2.3 Анализ урока «Difficult decisions» by Emma Kelley, Dublin High School, California, United States
Приступим к разметке третьего речевого высказывания. Мы видим, что в речи учителя преобладают высокие восходящие и высокие нисходящие тоны в сочетании со средней ровной шкалой. При помощи такого интонационного высказывания, учитель передает свою эмоциональную вовлеченность в общение. В некоторых случаях в речи присутствуют восходящие шкалы с высоким нисходящим ядерным тоном. При помощи такого оформления речь учителя звучит оживленно и заинтересованно.
So, this morning we are going to talk about making some difficult decisions, difficult choices.
Высокое начало фразы свидетельствует о том, что сейчас будет передаваться новая информация, а речь звучит расслабленно, что позволяет создать неформальную атмосферу на уроке. Важная информация передается высокой ровной шкалой и средним нисходящим тоном. Повышенная громкость объясняется тем, что первая это реплика, которая начинает учебный разговор. Высокий восходящий тон позволяет без напряжения установить контакт с аудиторией, служит маркером заинтересованности в общении и настраивает на кооперативное взаимодействие. Подобное интонационное оформление приветствия реализует коммуникативную цель учителя - установить контакт с аудиторией, создать дружескую атмосферу, настроить на совместную работу.
As far as I remember, in the mornings she drives to work quite fast because she is usually late, she is very tired, half asleep, she takes a cup of coffee and plays with the radio, sometimes she even does her make-up in the mirror, she doesnt always look at the road.
Высокий интонационный уровень, эмфатическая пауза средней длины, отделяют вводную фразу в начале высказывания. Информационные центры выделяются высоким восходящим тоном, короткими паузами хезитации. Таким образом, выделяется важная информация, которую хочет предать учитель.
We will come back to that in a moment.
Now we are going to listen to them talking about this situation.
При помощи восходящей шкалы в сочетании с высоким нисходящим ядерным тоном, речь учителя звучит ясно и законченно, однако, она не перестает звучать эмоционально и оживленно.
Look at the picture again.
I have an example.
Lets have a look at this picture.
Информационные центры выделяются высоким нисходящим тоном, что говорит о заинтересованности, участии, приветливости и о хорошем настроении учителя.
What do you think?
Why do you think they might work together?
Специальные вопросы оформляются низким нисходящим тоном, выражают завершённость, законченность высказывания. Говорящий, используя нисходящий тон, указывает слушающим, что он закончил свою мысль. Это позволяет слушающему понять смысл высказывания, согласиться или оспорить точку зрения оратора.
And do they keep the money for themselves?
How do charities get money?
Эховысказывания оформляются низким нисходящим тоном, выражают завершённость, законченность высказывания. Учитель использует эховысказывание как распространенный риторический прием поддержания «обратной связи» с собеседником. Ответная реплика учителя показывает его вовлеченность в общение, внимание к собеседнику.
В целом, мы можем сказать, что речь учителя звучит оживленно, эмоционально, позитивно. Учитель успешно устанавливает контакт с аудиторией благодаря высокой ровной шкалой и средним нисходящим тоном. Благодаря правильному интонационному оформлению, учитель создал дружелюбную атмосферу на уроке, все учащиеся были вовлечены в учебный процесс и внимательно слушали учителя. В ходе просмотра видеозаписи урока, можно сделать заключение, что урок удался - учитель был активен и уверен в себе, внимательно относился к ответам учащихся. Класс был высоко мотивирован в изучении нового материала, дети активно отвечали и принимали участие в обсуждении учебного материала.
2.4 Анализ урока «Fairy tales and legends» by Monica Butcher, Jacksonville University, Florida, United States
Приступим к разметке четвертого речевого высказывания. Мы видим, что в речи учителя преобладают нисходящие и уровневые шкалы в сочетании с высоким нисходящим ядерным тоном. При помощи нисходящей шкалы с высоким нисходящим ядерным тоном, учитель передает свой дружеский настрой, желание установить контакт с аудиторией. Уровневые шкалы свидетельствуют о спокойном, ровном тоне учителя, речь не несет сильной эмоциональной окраски, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемом материале. Так же мы можем наблюдать ступенчатую шкалу с низким восходящим ядерным тоном. При помощи такой интонационной модели, тон учителя звучит дружелюбно, одобрительно, уверенно.
Today we are going to review adverbs.
First, lets look at some new vocabulary.
В данном речевом высказывании превалирует высокий нисходящий ядерный тон в сочетании со средней шкалой, таким образом учитель передает свою эмоциональную вовлеченность в общение и старается установить контакт с аудиторией. Речь учителя звучит оживленно и заинтересованно.
Look at these examples: «the witch stirred the potion slowly», «the dwarves walked over the drawbridge carefully».
Some examples: cautiously, slowly and quietly.
В данном речевом отрезке говорящий демонстрирует примеры, используя уровневые шкалы на низком тональном уровне. При помощи такого интонационного оформления, речь учителя звучит спокойно, плавно, непринужденно.
A legend is a well-known story about brave people, adventures or magic events.
Well, a fairy tale is a c hildre n s story in which magical things happen.
Нисходящая шкала с высоким нисходящим ядерным тоном создает эффект оживленности, заинтересованности. Речь учителя звучит бодро, энергично, тем самым, повышая мотивацию и познавательный интерес у учащихся.
Lets start with the definition.
Now its time to review adverbs.
Нисходящая шкала с низким нисходящим ядерным тоном свидетельствует о деловом, финальном тоне учителя. Такое информационное оформление говорит о завершенности высказывания, учитель направляет учащихся на определенный вид работы, удерживает внимание учащихся на новом материале.
How did the dwarves walk?
How did the witch stir the potion?
Эховысказывания оформляются уровневой шкалой с низким нисходящим тоном, выражая завершённость, законченность высказывания. Учитель использует эховысказывание как распространенный риторический прием поддержания «обратной связи» с собеседником. Ответная реплика учителя показывает его вовлеченность в общение, внимание к собеседнику.
«A fairy tale».
«A legend».
«A fairy».
«A dwarf».
Ядерные тоны выделяются высоким нисходящим тоном, что говорит о заинтересованности, участии, приветливости и о хорошем настроении учителя.
Итак, мы можем сказать, что речь учителя эмоционально-окрашена, звучит позитивно, энергично, уверенно и мелодично. Громкость достаточно высокая, четкая артикуляция, присутствует небольшой процент пауз хезитации, средний темп речи. Учитель выделяет наиболее важные стороны своего высказывания при помощи нисходящих ядерных тонов, соблюдает логические ударения в свое речи и правильно расставляет паузы. Благодаря правильному интонационному оформлению, учитель создал благоприятный психологический климат на уроке, учитель держал учащихся на высоком уровне познавательной активности. В ходе просмотра видеозаписи урока, можно сделать заключение, что учитель смог выполнить поставленные задачи учащиеся были заинтересованы в изучаемом материале, внимательно слушали учителя, не отвлекались, активно отвечали на поставленные вопросы.
В ходе интонационного анализа речи британских и американских представителей учительских профессий, можно сделать следующие выводы:
1.Значительную роль в реализации целей педагогического общения играют просодические средства. В результате исследования интонационных техник формируется общая просодическая характеристика речи учителя. Важно подчеркнуть следующие её свойства: богатство мелодического репертуара, варьирование тонального диапазона, что повышает экспрессивность высказывания, замедление скорости на важных информационных центрах, отмечается большое количество эмфатических пауз, также присутствует значительное количество пауз хезитации, громкость средняя, отмечается повышение голоса на особо значимых интонационных центрах, четкая артикуляция, голос уверенный, звучный, энергичный.
2.Для речи учителя особое место имеет просодическое варьирование, отражающее его индивидуальный стиль. Как показало исследование, к просодическим характеристикам индивидуального стиля, можно отнести: степень варьирование тонального диапазона, особенности акцентирования, выбор определенных интонационных моделей, выбор темпа речи, использование пауз хезитации и эмфатических пауз, уровень громкости.
3.Каждая интонационная модель способна передавать определенный спектр эмоций. Так, для установления и поддержания контакта с аудиторией, для создания доброжелательной, неформальной атмосферы на уроке, для проявления заинтересованности и эмоциональности в общении, используются следующие просодические средства: средний ровный терминальный тон, средняя или высокая уровневые шкалы, нисходящие, ступенчатые, скользящие шкалы в сочетании с высоким нисходящим или восходящим ядерным тоном, высокий тональный уровень начала высказывания, наличие пауз хезитации, варьирование темпа от среднего до быстрого. Следовательно, в процессе обучения важно знать основные значения интонационных моделей, а также какое влияние они оказывают на целевую аудиторию.
4.Интонация служит маркером характера взаимодействия участников педагогического общения, социокультурной характеристики и национально-специфических особенностей участников учебного процесса.
Анализ полученных данных позволил нам (используя лингвистическую теорию эмоций В.И. Шаховского, а также теорию эмоционального интеллекта Д.Гоулмана) составить так называемый просодический портрет учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью. Мы также смогли выявить и индивидуальный стиль конкретного учителя и определить роль просодических средств, структурирующих речь того или иного учителя.
3 Методические рекомендации по обучению английской интонации и способам выражений эмоций учащихся школ и студентов университетов
Несомненно, что профессия педагога занимает особое место среди других профессий, это объясняется её социальной значимостью в формировании гармоничной личности ребенка. Именно учитель способен раскрыть весь творческий и духовный потенциал ребенка, увидеть его индивидуальные способности, помочь раскрыть и реализовать его таланты. Учитель ведет нас по дороге к знаниям: он не только передает нам знания и умения, но и является нашим духовным наставником. В первую очередь преподаватель должен являться образцом для подражания, показывая высокий уровень оптимизма инициативности, воодушевления и энтузиазма, вдохновляя и мотивируя учащихся.
Как известно, педагогическая профессия - это профессия с повышенной речевой активностью. Общение - основной компонент педагогической деятельности. Деятельность преподавателя обусловлена культурой общения, образуя взаимосвязь между языком и познавательными процессами. Педагог постоянно включен в процесс общения, взаимодействует с участниками образовательного процесса, устанавливает и регулирует отношения между учащимися.
Педагог развивает у детей умение говорения как совместную деятельность, основанную на подражании. Уровень владения речью, скорость усвоения преподаваемого материала и совершенствование языковых способностей вносит вклад в формирование культуры общения школьников.
Таким образом, в профессиональной деятельности важную роль играет речевой портрет педагога, который, с одной стороны можно рассматривать как совокупность коммуникативных способностей, позволяющих ему осуществлять речевую деятельность, а с другой - совокупность отличительных черт конкретного носителя языка, обеспечивающих его коммуникативную индивидуальность.
Нельзя не заметить, что эмоциональный фактор играет большою роль в процессе обучения. Эмоции - это неотъемлемая часть человека и его речевой деятельности, это одна из его важнейших характеристик, ибо через языковое выражение эмоций познается и сам человек как языковая личность. В.И. Шаховский выделяет эмотивную функцию эмоций, так как при помощи этой функции мы можем передать наше эмоциональное отношение к тому или иному событию, факту, явлению окружающего мира.
Речевые ситуации всегда переживаются людьми, и это не может не отразиться на их речи. В.И. Шаховский утверждает, что любое высказывание эмоционально, что в речи нет эмоциональной нейтральности. Этот факт можно объяснить тем, что любой коммуникативный акт мотивирован каким- либо интересом: необходимостью высказывания, стремлением воздействовать на слушателя, потребностью к какой-либо информации и прочими прагматическими причинами.
Экспрессивная речь вне сомнения влияет на успешность обучения. Самая главная функция эмоциональной речи - это её стимулирующее участие в обучении и научении. Эмоционально окрашенная речь повышают эффективность запоминания мысли и качества её воспроизведения за счёт эмоциональной мотивации мыслительного процесса. На большом материале было доказано, что эмоционально окрашенная информация запоминается быстрее, более на длительный период, чем безразличная (не имеющая эмоциональной окраски) информация.
Важно отметить, что при помощи эмоций учитель может влиять на чувства и настроения учащихся. Очень важно с каким настроением и в каком тоне педагог обращается к учащимся - в одном случае он может вдохновить и вселить оптимизм, в другом -вызвать неприязнь и враждебность. Люди очень чутко относятся к эмоциям других людей и это напрямую влияет на их мотивацию и работоспособность. Учителя, которые используют силу эмоционального интеллекта, направляют коллективные эмоции в нужное русло, создают атмосферу дружелюбия и умело избегают конфликтные ситуации. При помощи личностных навыков, таких как эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе, оптимизм, инициативность и адаптивность, педагог может с легкостью осознать характер собственных эмоций и распознавать чувства других людей. Такие профессионалы лидеры не теряют самообладания при принятии сложных решений, они часто бывают искренними, открытыми и справедливыми, они уверенны в себе и четко идут к намеченной цели.
Являясь уважаемыми фигурами в своем кругу (класс, школа), в силу своего статуса, учителя служат моделями для подражания для остальных, в том числе они являются и эмоциональными моделями, и, таким образом, корректируя собственные эмоции, могут воздействовать на эмоциональное состояние других. Данное воздействие осуществляется с помощью многих факторов, одним из которых является интонация, что и было исследовано в данной квалификационной работе. Мы можем сделать вывод, что различные комбинации интонационных моделей в речи в сочетании с корректно акцентированными семантическими центрами оказывают сильное воздействие на целевую аудиторию.
Необходимо отметить экстралингвистические факторы, влияющие на эффективность обучения:
1.Главная цель учителя - обучение. В процессе обучения реализуются такие сопутствующие задачи, как передача информации, закрепление материала, пробуждение интереса к предмету, поддержание контакта с учащимися и т.д.
2.Речь учителя должна быть эмоционально окрашена, доступна и понятна, а установка на коммуникативное сотрудничество между учителем и учениками должна проявляться в дружеской, непринужденной атмосфере.
3.Урок является подготовленным видом общения, поскольку опытный учитель, как правило, хорошо знает учебный материал и тщательно готовится к уроку. В то же время в учебном процессе всегда присутствует элемент спонтанности, окружающий специфику педагогического общения.
4.Учитель выступает как коммуникативный лидер, демонстрируя активную вовлеченность в коммуникации, интерес к предмету и слушающим-учащимся.
Сочетание этих факторов определяет фонолистилическую характеристику учебного процесса, которая складывается из определённых просодических характеристик.
Для создания дружеской атмосферы, для установления и поддержания контакта с аудиторией, для вовлечения учащихся в общение, для повышения их мотивации и познавательной активности, для проявления заинтересованности в общении и для эмоциональной окраски речи, следует использовать следующие просодические характеристики:
1.Средняя или высокая уровневая шкала
2.Средняя уровневая шкала или восходящая шкала+высокий нисходящий или восходящий ядерный тон.
3.Средняя уровневая шкала или восходящая шкала+низкий восходящий ядерный тон.
4.Нисходящая шкала или ступенчатая шкала+низкий нисходящий ядерный тон.
5.Высокие уровневые шкалы, ступенчатые шкалы, нисходящие шкалы + высокий нисходящий ядерный тон.
6.Низкая предшкала + высокий нисходящий ядерный тон.
7.Низкая предшкала + низкий восходящий ядерный тон.
8.Низкий восходящий ядерный тон.
9.Высокий или средний нисходящий ядерный тон.
10.Скользящая шкала+низкий нисходящий ядерный тон.
11.Наличие пауз хезитации.
12.Средняя громкость.
13.Средняя скорость.
Можно отметить, что учебный процесс отличается выраженной фоностилической неоднородностью. Фоностилистическая характеристика варьируется в зависимости от стиля обучения. Так, академический стиль в учебном диалоге характеризуется значительным количеством высоких и средних нисходящих, нисходяще-восходящих ядерных тонов, высокой ровной, падающей, ступенчатой, скользящей шкал, скорость речи медленная, присутствует значительное количество пауз хезитации, громкость варьируется от высокой до средней. Информационный стиль в учебном диалоге характеризуется преобладанием низкого нисходящего, среднего ровного и низкого восходящего ядерных тонов, средней ровной, низкой ровной, падающей шкал, скорость речи средняя, наличие пауз хезитации, громкость средняя. Можно утверждать, что чередование интонационных моделей, просодические контрасты, придают педагогическому дискурсу динамику и способствует эффективному восприятию и запоминанию учебного материала. Подводя итог по анализу участия интонации в процессе обучения, можно выделить следующие ее функции:
1.Интонация обеспечивает активное восприятие информации учащимися, эффективное усвоение и запоминание материала.
2.Интонация участвует в установлении и поддержании контакта с аудиторией, обеспечивает эффективное взаимодействие учителя и учащихся.
3.Интонация участвует в формировании стилевой характеристики педагогического дискурса.
Заключение
педагогический эмоциональный интонация
В ходе проделанной работы, были достигнуты следующие цели:
1.Объяснено существование двух видов интеллекта - эмоционального и рационального
2.Доказано влияние эмоций на эффективность коммуникации
.Объяснено, что учителя должны обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта - т.е. умением конкретно и точно выражать эмоции в той или иной ситуации
.Объяснены основные интонационные способы эмоционального воздействия речи на целевую аудиторию (учащиеся школ)
Основная причина превалирования эмоций над интеллектом - иерархическое развитие мозга в ходе эволюции. Как было указано, с постепенным усложнением организмов, усложнялась и их нервная система, развиваясь снизу вверх. За миллионы лет эволюции мозг вырос, причем развитие его высших центров происходило благодаря совершенствованию низших отделов. Первичный мозг управляет главными жизненными функциями, например дыханием и метаболизмом, а также стереотипными реакциями и движениями. Простейший мозг не способен думать или учиться, скорее он представляет собой набор заранее запрограммированных регуляторов, которые поддерживают должный режим работы организма и реакции, обеспечивающие выживание. Из простейшего корня - мозгового ствола - возникли эмоциональные центры. По истечении миллионов лет в ходе эволюции из этих эмоциональных зон развился думающий мозг, следовательно мы можем увидеть взаимосвязь мысли и чувства: эмоциональный мозг существовал задолго до того, как появился рациональный. С появлением первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга - лимбическая система, эта новая система добавила эмоций в нашу жизнь. И по сей день эти лимбические структуры выполняют большую часть таких функций мозга, как обучение и запоминание. Позднее стал развиваться неокортекс, отвечающий за информацию, поступающую от органов чувств. В результате, благодаря неокортексу, мы переживать в связи с восприятием мысленных образов. Учитывая древнее происхождение эмоциональных отделов мозга, а также их базисное значение, можно сделать вывод, что правильное воздействие на мозговые центры, отвечающие за проявление эмоций, может привести к возбуждению активности объекта влияния.
Характерным примером такого воздействия может служить речь учителя на уроке. Эти люди обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, и таким образом, являются способными к эмпатии. Эмпатия, т.е. отслеживание и анализ чувств других - есть ключ к эффективному воздействию на людей. Являясь уважаемыми фигурами в своем кругу (класс, школа), в силу своего статуса, они служат эмоциональными моделями для остальных и, таким образом, корректируя собственные эмоции, могут воздействовать на эмоциональное состояние других. Данное воздействие осуществляется с помощью многих факторов, одним из которых является интонация, что и было исследовано в данной квалификационной работе. Мы можем сделать вывод, что различные комбинации интонационных моделей в речи в сочетании с корректно акцентированными семантическими центрами оказывают сильное воздействие на целевую аудиторию.
В заключении хотелось бы выделить основные интонационные модели, при помощи которых учитель оказывает эффективное влияние на целевую аудиторию и, как следствие, лучше контролировать её реакцию.
Для создания дружеской атмосферы, для установления и поддержания контакта с аудиторией, для вовлечения учащихся в общение, для повышения их мотивации и познавательной активности, для проявления заинтересованности в общении и для эмоциональной окраски речи, следует использовать следующие просодические характеристики: средняя или
Литература
1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288с.
.Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М., 1975. - С. 53-87.
.Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский // Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - С. 664-1018.
.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е, стереотип. / И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2007. - 144с.
.Горло Е.А. Эмотивные референции / Е.А. Горло // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2012. - № 5 (3). - С. 20-26.
.Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. /Д .Гоулман. - 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 544с.
.Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект в бизнесе. / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512с.
.Жигалев Б.А. Стилистически маркированные фонетические единицы / Б.А. Жигалев // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. - Н. Новгород, 1994. - С. 52-54.
.Изард К. Психология эмоций. - /Перев. с англ. - СПб: Питер, 1999. 464с.
.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - 752с.
.Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации: учеб. пособие/ Л.А. Кантер. - М.: Высш. шк., 1988. - 128с.
.Карасик В.И. Этикет и английский язык / В.И. Карасик//Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. - М., 1993. - № 2. - с. 57-59.
.Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
.Кристал Д. Английский язык как глобальный / пер. с англ. /Д. Кристал. - М.: Изд-во «Весь мир знаний», 2001. - 240 с.
.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
.Немец Г.П. Интонация как средство выражения модальных отношений / Г.П. Немец. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 1988. - 44 с.