Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,35 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Содержание

 

Человек

Потребности и способности человека

Деятельность человека, ее основные виды

Характеристики видов виды деятельности деятельности

Деятельность и творчество

Бытие человека

Поведение

Сознательное и бессознательное

Самопознание

Характеристики понятия

Свобода и ответственность личности

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

) обладает наиболее совершенным слухом

) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

) физическое развитие

) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

) индивида

) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

) деятель

) творец

4) индивидуальность

6. Термины "уникальность", "отличительные черты", "непохожесть" используются при характеристике человека как

1) личности

) индивида

3) индивидуальности

4) гражданина

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

) рациональным мышлением

) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

) инстинктивные реакции на воздействие среды

) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

" (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как "царя природы".

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Б

12

34

Потребности и способности человека


1. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

) питаться

) спать

4) общаться

2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3. К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

) сознательно относиться к воспитанию потомства

) осуществлять выбор средств достижения цели

4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности

1) престижные

) идеальные

) духовные

4) экзистенциальные

5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

) самосохранении

) физической активности

6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Ответ: ____________потребности человека__________________

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию "биологические потребности человека". Найдите и укажите потребность, "выпадающую" из их ряда и относящуюся к другому понятию.

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ: ________общение________________________________

. Вставьте вместо пропуска.

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ______________биологической_____________потребностью.

. Завершите фразу: "Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ________потребностью_____________".

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"В труде, учении, ______игре____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства______личности_________ (2) - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные______особенности_________ (3) организма являются лишь_______задатками______ (4) - весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства_________способности_________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ______деятельности_______ (6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер".

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

1

2

3

4

5

6

г

в

а

е

б

з

Деятельность человека, ее основные виды


1. Признаком понятия "человеческая деятельность" является

1) доминирование биологических потребностей

) приспособительный характер

3) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

) социально-преобразовательной

) духовно-практической

4) духовно-теоретической

3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

) социально-преобразовательной

4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

) ценностно-ориентировочную

) познавательную

4) прогностическую

5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

) целесообразная активность

) поиск средств удовлетворения потребностей

6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) материальная

2) духовная

3) социальная

) экономическая

7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

) техника

) взращиваемая культура

4) земледелец

8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1) преобразующий

2) приспособительный

) коллективный

) орудийный

9. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

) социально-преобразующей

10. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

) субъектами деятельности

) целями деятельности

4) средствами деятельности

11. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2) труд

3) общение

) прогнозирование

12. Игра, общение познание - это

1) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

) виды поведения всех живых существ

) формы коммуникации

13. Запишите слово, пропущенное в схеме.


 

Ответ: __________________результат____________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию "структура деятельности". Найдите и укажите термин, "выпадающий" из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ: _______________индивид_________________________

15. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.

Характеристики видов виды деятельности деятельности


) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

) практическая полезность В) игра

) нацеленность на обретение знаний

) замещение реальных объектов условными

) преобразовательная направленность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 1

 2

 4

 5

в

а

б

в

а


Деятельность и творчество

. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

1) познание

2) творчество

3) общение

) учеба

2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

) орудийный характер

4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют)

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

) только дети, посещающие детский сад и школу

5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

) социальное одобрение результатов деятельности

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

) принципиальная новизна

) практическая значимость

) воспроизводимость образца

) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5_________________________

Личность, ее социализация и воспитание

. Отличительным признаком понятия "личность" является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

) индивида

) индивидуальности

4) личности

4. Отличительным признаком понятия "личность" является (ются)

1) членораздельная речь

) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

) верно только А 3) верно и А и Б

7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

) образование

) воспитание

4) социализация

8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

) самореализации личности в группе

9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

) способностью

) самопознанием

4) социализацией

10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Термины "самооценка", "самореализация", "саморазвитие" относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

) биологической особи

13. Завершите фразу: "Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией__________________".

14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 1

 2

 3

 4

в

а

б

в



Бытие человека


1. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

) творчество

) социализация

4) бытие

Поведение


1. Верны ли следующие суждения о поведении людей?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2) инстинкты

3) навыки

) способности

Внутренний мир человека

. Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?

1) этика

2) психология

) эстетика

2. Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о человека?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное


1. Что из перечисленного является проявлением сознательного?

1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

) сновидения, оговорки, влечения

) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2. Верны ли следующие суждения о бессознательном?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о сознании?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание


1. Под самопознанием понимается (ются)

1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего "я"?

1) самообразование

2) самопознание

3) самосохранение

) самолюбование

3. Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

) познание ценностей общества

) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

4. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. В результате самопознания формируется "Я-образ".

Б. Постижение своего "я" невозможно без проведения психологических экспериментов

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. "Я - образ" - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих".

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к "Я - идеалу", тем ниже самооценка личности.

1) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

) верно только А 3) верно и А и Б

10. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

) самоконтроля

) самоуправства

11. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

) самоконтроля

) самоуправства

12. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

человек творчество поведение самопознание

Характеристики понятия


1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 1

 2

 3

а

в

б


Свобода и ответственность личности


1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

) верно только А 3) верно и А и Б

) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Завершите фразу: "Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них __________________ответственность______________".

Похожие работы на - Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!