Роль темы детства во взрослой литературе. Русская литература ХХ века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,44 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль темы детства во взрослой литературе. Русская литература ХХ века

Содержание

Серебряный век

Ведущие темы детской литературы

Новые литературные течения

Тема детства в поэзии конца XIX и начала XX веков

Обращение к человеческим чувствам, к природе в прозаических произведениях для детей

Список использованных источников

Серебряный век

Ведущие темы детской литературы

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечественной культуры. Никогда еще картина литературного мира не была столь пестрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. XX век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. "Человек-книга, в которую записана история мира" - эта модернистская формула выведена М.А. Волошиным из формулы средневековой культуры "Мир есть книга". С учетом единогласного среди модернистов признания, что только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины, из волошинской формулы следует: человек этот - ребенок, и книга эта написана для ребенка. Есть закономерность в том, что на рубеже веков большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий.

Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры - политической и педагогической. Вместе с тем с самого начала XX века, получившего название "века ребенка" шли активные поиски модели "новой" детской литературы. Свой вклад в критику "старой" детской литературы и становление "новой" внесли писатели всех литературных течений.

Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Городецкий, М. Моравская, О. Белявская.

В литературе для детей стала особенно цениться изобразительность. К оформлению книги стали предъявляться более высокие требования, рисунок должен был согласовываться не только с текстом, но и с подтекстом.

Именно в начале XX века сложилось само понятие детская книга как явление художественного порядка. Начало расцвету русской иллюстрированной книги положила "Азбука в картинах" Александра Бенуа, вышедшая в 1904 году. [1]

Новые литературные течения

Декадентство

Это явление в литературе отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории.

Символизм Европейское литературно-художественное направление. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры. Наиболее общие черты доктрины символизма: искусство - интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение "соответствий" и аналогий. Символизм как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры.

Акмеизм

Имажинизм

Основные признаки:

·главенство "образа как такового"; образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;

·поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;

·эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;

·поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;

·текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Футуризм

Основные признаки:

·бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

·отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

·бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

·поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка. [2]

Тема детства в поэзии конца XIX и начала XX веков

Детская литература переживала не лучшие времена. Количество детских книг и детских периодических изданий возросло, но это была, так называемая массовая литература.

Заслуживают внимание произведения писателей-символистов: Блок, Бальмонт, Сологуб. Литературы для детей - журнал "Тропинка".

В 10-е гг. возродилась мода на старинное искусство. Это мода дала жизнь целой области литературы, стилизованной под фольклор, использующей фантастические мотивы сказок, поверий. Это в частности короткие сказки Ефима Чеснякова "Иванушко", "Сергеюшко", "Лесное яблоко".

К теме детства не раз обращался писатель-реалист И. Бунин. Он подготовил для детей несколько публикаций своих произведений. В 1898 г. Вышел его сборник для детей "Под открытым небом", в 1900 г - 2 сборника "Стихи" и "Рассказы", 1901 г. - сборник "Полевые цветы". Это произведения в основном для юношества.

В стихах Бунина картины совершенно реальные. Они необыкновенно чувственны, наполнены звуками, цветами, запахами. Детские впечатления передают стихотворения "Детство", "Помню долгий зимний вечер…" - своего рода колыбельная. Поэт как бы приглашает читателя-ребенка всматриваться, вслушиваться в родную природу, осязать ее.

А. Блок - поэт младшего поколения символистов. Его лирика притягательна тончайшими душевными переживаниями. Она полна переживаниями полутонов, символов.

В своих стихах Блок дал очень тонкие и выразительные картинки крестьянского быта ("Снег да снег", "Ветхая избушка").

C. Есенин - из плеяды крестьянских поэтов. В 20-е гг. входил в группу имажинистов, которые декларировали не связанное с реальностью слово-образ как первооснову искусства.

Впервые он напечатался в детском журнале "Мирок" (1914 г. - стихотворение "Береза"). С тех пор обращение поэта к детям было постоянным. Он печатал свои стихи в различных детских журналах. Составил сборник "Зарянка" - целиком посвященный детям, но этот сборник не увидел свет.

В более поздние года стихотворения Есенина также появлялись в детских журналах А в 1924 г. он пишет стихотворение "Русь бесприютная" о сиротах беспризорниках, в котором признается "Я только им и пою".

К концу XIX в. тема тяжелого детства становится одной из основных в русской реалистической прозе.

А.П. Чехов. Два рассказа написаны специально для детей: "Каштанка" и "Белолобый". "Каштанка" воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал: само присутствие животных благотворно влияет на ребенка.

Он показал, как взрослые вымещают на детях свою досаду, обиду, неудачи (рассказы "Не в духе", "Лишние люди", "Событие", "Отец семейства"). В некоторых рассказах Чехова трагическая нота звучит столь сильно, что призывает людей всегда помнить о том, что страдает ребенок ("Ванька", "Спать хочется").

А.М. Ремизов оказал большое влияние на развитие сказочного жанра. Его жанры необычны: апокрифы, …, … такие, которые бытовали в средневековой словесности. Непривычна речь, которую впитали в нем рассказы, сказки.

г. - первая книга автора - "Пóсолонь" - построена как путешествие по временам года. Основу сюжетов и образов составляют детские образы, песенки и сны, поверья, приметы, загадки, пословицы и поговорки ("Красочки", "Кошки-мышки", "Гуси-лебеди"). [3]

Были сборники рассказов о детях.

Другой его сборник - "Докуко и балагорье" - вошли сказки-переложения. Позже писатель стал осваивать фольклор народов Сибири, Кавказа, Тибета.

Рукописная книга "Павлиньим пером" - сказки и назидательные истории Востока. Они были переговорены русскими ладами. Вошли в эту книгу и русские апокрифы, пришедшие из Азии.

Творчество Ремизова ввело в литературу для детей новые формы и жанры, способствовало приобщению маленького читателя к русскому исконному слову.

А.Н. Толстой - вошел впервые в литературу сказками. Сотрудничал в детских журналах "Тропинка" и "Галчонок".

Все сказки непритязательны, интонация их легкая, немного насмешливая. Они не назидательны, а только развлекательны. В то же время они полезны для детей. Автор предложил читателям норму здоровых переживаний.

В 1911 г.А. Толстой написал сказку "Жар-птица", которая была напечатан в одноименном сборнике. [4], [5]

Обращение к человеческим чувствам, к природе в прозаических произведениях для детей

Идея покорения природы в детской литературе. Воспевание человека - преобразователя природы. Художественное осмысление природы в творчестве М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, Г. Снегирева. Особенности изображения зверей и птиц в рассказах и сказках писателей; природа - образ родины, отражение духовного облика человека в их произведениях. Умение раскрыть чудесное в обыденной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном.

произведение литература детство серебряный век

Красота природы, ее богатство и многообразие - главные темы творчества М. Пришвина. Сборники "Золотой луг", "Лисичкин хлеб" и др. Прозаические миниатюры, записки из дневников: единство эстетики и философии в изображении "мелочей" природы. Образ повествователя в произведениях М. Пришвина. Лиризация повествования в рассказах о природе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Смысл названия, конфликт, его нравственный и философский смысл, структура народной сказки как основа повествования. Значение произведений М. Пришвина в формировании восприятия природы ребенком. [6]

Е. Чарушин - художник и писатель: пластика внешнего поведения и зоопсихология в рисунках и рассказах Е. Чарушина; интонации повествователя, единство слова и изображения.

Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского "Теплый хлеб", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Растрепанный воробей", "Носорог": реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала. [3]

Список использованных источников

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература - М.: Академия, 2005. - с.576

2.Зубарева Е.Е., Сигов В.К., Скрипкина В.А., Фетисова Л.Е., Кикоин Е.И., Марутич Т.Б. Детская литература. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2004. - с.551

.Залыгин С.П. Литература и природа. // Новый мир. 1991. №1. с.10-17

.Русские писатели 1800 - 1917; Библиографический словарь /Главный редактор и составитель П.А. Николаев. - М.:

.Сов. энциклопедия, 1989 - 1992. - с.672

.Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы.И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский: Учебное пособие 2-е. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2005. - c.408

.Трефилова Г. Время выбора (Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе). // Вопросы литературы. 1981. №12. с.7-49

Похожие работы на - Роль темы детства во взрослой литературе. Русская литература ХХ века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!