Система работы школы по профилактике дорожно-транспортных происшествий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,25 Мб
  • Опубликовано:
    2017-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система работы школы по профилактике дорожно-транспортных происшествий

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

.1 Понятие дорожно-транспортного происшествия, виды и причины

.2 Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников

.3 Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием школьников на территории Вологодской области

Выводы по первой главе

. ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ТЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОФИЛАКТИКОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

.1 Анализ школьной программы ОБЖ и материалы к урокам по изучению дорожно-транспортного движения

.2 Характеристика системы работы школы по профилактике ДТП

.3 Анализ анкетирования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодные сводки статистики свидетельствует о том, что в нашей стране, как и во всем мире, количество жертв дорожно-транспортных происшествий не уменьшается, а, к сожалению, лишь растет. Каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. человек. Большое число (3,5 тыс. детей) становятся каждый год либо причинами, либо жертвами ДТП, самое ужасное то, что около 30 тыс. из них остаются инвалидами. В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплины и ответственности при поведении на улицах и дорогах, в общественном транспорте, т.е. «культуры безопасного поведения».

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей, что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь.

В этом и заключается актуальность темы дипломной работы.

Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована цель дипломной работы - изучение дорожно-транспортных происшествий среди школьников для профилактической работы.

Для реализации поставленной цели мы выделили следующие задачи:

сделать обзор литературы, раскрывающий понятие дорожно-транспортного происшествия, его виды и основные причины;

теоретически обосновать и экспериментально проверить роль системной работы школы в профилактике дорожно-транспортных происшествий;

проанализировать статистику дорожно-транспортных происшествий с участием школьников на территории Вологодской области с целью выявления их особенностей и причин;

охарактеризовать систему работы учебного заведения, направленную на профилактику дорожно-транспортных происшествий среди школьников. Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия с участием школьников, их причины и особенности.

Предмет исследования - система работы учебного заведения, направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий среди школьников.

Дипломная работа выполнялась поэтапно, с 2015 по 2017 г.г. Материалы дипломной работы были апробированы на конференции «Молодые исследователи - регионам» (апрель, 2017г.).

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, проиллюстрирована 34 рисунками, 5 таблицами и материалами 5 приложений. Список использованных источников включает 33 наименования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

.1 Понятие дорожно-транспортного происшествия, виды и причины

С целью выявления определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» (далее ДТП), мы проанализировали литературные источники и пришли к выводу, что многие авторы дают схожие определения. «Принято считать дорожно-транспортное происшествие - событием, возникшим в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб» [22].

Признаки ДТП обозначены в схеме (см. рис.1).

Рисунок 1 - Признаки дорожно-транспортного происшествия

Далее, согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", перечисляем участников дорожно-транспортного происшествия. Это лица, которые принимали участие в дорожно-транспортном происшествии как активно, так и пассивно:

Водители транспортного средства

Пассажиры

Пешеходы

Велосипедисты

Работники дорожных служб

Животные (могут классифицироваться как препятствие)

Другие [28].

В Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных ФДС РФ 29 мая 1998 года, раскрываются виды ДТП (см. рис.2)

Рисунок 2 - Виды дорожно-транспортного происшествия

Среди общей классификации ДТП мы выделили основные виды, которые могут касаться жизни и здоровья школьников:

В первую очередь, это наезд на пешехода, то есть различные аварии, при которых транспорт либо совершает наезд на человека, либо человек по причине невнимательности сам оказывается на пути машины. Также человека может травмировать перевозимый груз (строительные материалы, трубы, доски и т.п.).

Во-вторых, происшествия связанные с велосипедистами, при которых может пострадать сам велосипедист либо он становится виновником столкновения с другим ТС.

И, наконец, происшествия, связанные непосредственно с пассажиром (падение с движущегося транспортного средства или в салоне) [18].

Рисунок 3 - Статистика дорожно-транспортных происшествий по видам

В.С. Анисимов выделяет группы дорожно-транспортных происшествий «по причинам их возникновения»:

. Природа - наводнение, обвал, землетрясения, сели, разлив реки и т.п.

. Люди - невнимательность, ошибки, игнорирование правил, недолжное слежение за техническим состоянием ТС [2].

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами; вследствие грубых нарушений работниками транспортных предприятий правил технической эксплуатации; плохого контроля состояния дорог, недостатков в организации регулирования уличного движения.

Причины нарушений правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в следующем (см. рис.4).

Рисунок 4 - Причины нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов

Основными причинами, которые влияют на уровень аварийности, являются: (см. рис.5).

Рисунок 5 - Причины аварийности в Российской Федерации [17].

Статистические данные утверждают, что больше половины всех ДТП совершается водителями легковых автомобилей (причина - незнание и игнорирование правил); около 15 % - некорректность езды на мотоциклах и мотороллерах, около 10 % и 2,5% грузовых автомобилей и автобусов, соответственно. Поэтому, можно констатировать, что к основным причинам ДТП также относятся:

невнимательность, самонадеянность, непрофессионализм, отсутствие должной квалификации;

переутомление, ненормированный рабочий день, как следствие - ухудшение здоровья, инфаркт или инсульт;

несоответствие технического состояния транспортного средства его эксплуатационным характеристикам;

плохие климатические либо дорожные условия;

несоблюдение правил размещения груза в автомобиле, плохое его закрепление и обозначение[4].

Интересными, на наш взгляд, являются некоторые специфические факторы, влияющие на ДТП. Например, зависимость количества тяжелейших ДТП от возраста - около 40 % тяжелейших ДТП приносят водители в возрасте 18-22 лет.

Также выявлена зависимость количества ДТП от водительского стажа - наибольшее количество ДТП приносят неопытные водители со стажем до пяти лет (около 40%).

Наибольшим количеством ДТП отличается временной промежуток с 17.00 до 21.00 часов.

Наиболее часто ДТП происходят в пятницу и субботу (примерно 35%).

Наибольшее количество происшествий происходит в период с июня по сентябрь, с пиком количества ДТП в августе месяце.

.2 Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников

По мнению А. Коваль: «детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям [12].

Не только по РФ, но и в Вологодской области травматизм занимает 2-3-е места (более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма в результате ДТП очень велики, «в целом по России ежегодно от наездов автомобилей погибает около десяти тысяч детей (45% всех смертельных случаев)» [11]. Детский травматизм является «одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей» [2].

Из всех видов травматизма наибольшую опасность для здоровья и жизни людей представляет дорожно-транспортный травматизм.

Дорожно-транспортная травма - это «смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства». Термин «дорожно-транспортный травматизм» представляет собой «совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.)». Дорожно-транспортный травматизм «занимает третье место по смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, уступая лишь ишемической болезни сердца и депрессивным состояниям» [11].

Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами. Значительное количество дорожно-транспортных травм взрослые и дети получают в дорожных авариях и ДТП. При их совершении можно выделить 4 фактора: водитель, автомобиль, пешеход, дорога. В каждом происшествии действуют не менее двух из них. Самый главный фактор - человек: роли водителя и пешехода первостепенны.

Почти 11 % от общего количества дорожно-транспортных происшествий составляют ДТП, совершаемые водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Вероятность ДТП увеличивается в зависимости от дозы алкоголя в 3-50 раз. И, как следствие, жертвой такого ДТП может часто стать ребенок (пассажир или пешеход). При ДТП практически 80% детей, получают серьёзные черепно-мозговые травмы; другие - переломы конечностей, ключицы, бедра. У многих могут быть множественные ушибы: лица, головы, живота, ног. И 15% травм приводят к гибели детей.

Детский дорожно-транспортный травматизм (далее ДДТТ) - основная причина детской смертности в государствах Организации экономического сотрудничества и развития [12].

ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода, неподчинение сигналам регулирования, нахождение на дороге без сопровождения взрослых, игры детей вблизи на проезжей части, состоянием дорог, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД и т.п. (см. рис. 6).

Рисунок 6 - Примеры недопустимого поведения на дорогах

Чтобы снизить количество и тяжесть травм детей на дорогах необходимо, в первую очередь, расширить диапазон профилактических мероприятий: от индивидуальных бесед до коллективных мер воздействия на нарушителей ПДД. В последнее время сложилась система административных, принудительных и запретительных мер воздействий на участников движения. Но ликвидировать ДДТТ только лишь административными методами невозможно. Более приемлемые и эффективные меры могут осуществляться учебными заведениями (обучение правилам и безопасности дорожного движения; тренировки навыков решения ситуаций, внеурочная и внеклассная работа с участием общественных и государственных структур).

.3 Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием школьников на территории Вологодской области

Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения, собираемые в рамках деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, используются «при анализе причин дорожно-транспортных происшествий, … негативных тенденций и проблемных точек, при оценке эффективности мер, направленных на снижение количества и тяжести ДТП, являются основой при принятии управленческих решений» [31].

Рисунок 7 - Статистика с 2013 по 2016г. дорожно-транспортных происшествий

В Вологодской области удалось сохранить тенденцию к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий и детского дорожно-транспортного травматизма (см.рис.7). Количество ДТП с участием детей «сократилось на 4,2% и составило 229 происшествий, при этом число погибших и раненых в них снизилось на 27% (с 11 до 8) и 9,8% (с 265 до 239) соответственно» [31].

Например, «в 2013 году на дорогах области зарегистрировано 239 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в которых 11 несовершеннолетних погибли и 265 получили травмы различной степени тяжести.

Наиболее напряженная обстановка отмечалась в крупных городах области - Череповце и Вологде, на которые приходится 54% от общего количества ДТП с участием детей, а также в 7 районах области (Бабаевском, Бабушкинском, Вашкинском, Вожегодском, Вологодском, Сокольском и Тарногском )»[31].

А на конец ноября 2014 года на территории Вологодской области зафиксировано снижение дорожно-транспортных происшествий на 13,8%.

Рисунок 8 - Соотношение количества ДТП с участием детей, число раненых и погибших

В целом, в 2016 году по всем категориям участников дорожного движения колличество ДТП было примерно одинаково, как по погибшим так и по раненным и получившим травмы (Рис. 9).

Рисунок 9 - Дорожно-транспортные происшествия по видам виновных

Основным видом дорожных происшествий с участием детей являются наезды на пешеходов, их удельный вес составил 39% от всех ДТП с участием несовершеннолетних.

Каждый третий из них травмирован при переходе проезжей части по пешеходным переходам.

Неблагополучной остается обстановка и с аварийностью юных пассажиров - 36% от общего количества ДТП с участием детей.

Основная причина этих происшествий - нарушение водителями требований правил при осуществлении перевозок детей - только половина несовершеннолетних пассажиров перевозились с использованием специальных детских удерживающих устройств и ремней безопасности.

В каждом шестом дорожно-транспортном происшествии дети участвовали в качестве велосипедистов: 38 ДТП, из них 38 несовершеннолетних получили травмы.

Анализ аварийности показал, что свыше половины всех пострадавших в ДТП детей составляют учащиеся общеобразовательных заведений в возрасте от 7 до 14 лет (53%).

На 61% увеличилось количество происшествий с участием несовершеннолетних водителей автомототранспортных средств.

Данные ДТП отличается наиболее тяжкими последствиями. За 2016 год наблюдается явное преобладание ДТП с легковыми автомобилями (80%) (см. рис.10).

Рисунок 10 - Дорожно-транспортные происшествия по видам транспорта

По статистике наибольшим количеством ДТП отличается время с 18.00 до 19.00 часов (120 ДТП), в тёмное время суток 483 ДТП.

Наибольшим количеством раненных отличается время с 17.00 по 18.00 часов (154 человек), в тёмное время суток 655 человек было ранено.

Погибло наибольшее количество человек с 12.00 до 13.00 часов (17 человек) и в темное время суток 33человека погибло (см. рис. 11).

Рисунок 11 - Количество дорожно-транспортных происшествий по дням недели

На рисунке 12 представлены данные диаграммы распределения количества ДТП, причиной которых явились невнимательность, неосторожность детей-пешеходов.

Рисунок 12 - Распределение количества ДТП, причиной которых явились невнимательность, неосторожность детей-пешеходов

В основном детские дорожно-транспортные травмы дети получают в городской зоне.

На рис. 13 представлено соотношение ДТП с участием детей в зависимости от места происшествия.

Рисунок 13 - Соотношение ДТП с участием детей в зависимости от места происшествия

Долевое распределение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, в зависимости от возраста пострадавших детей, представлено на рис. 14.

На данной диаграмме мы видим, что преобладает ДТП в возрасте от 10 до 14 лет, это объясняется тем, что в данном возрасте дети начинают чувствовать себя самостоятельными, выходят на улицу гулять со сверстниками, но при этом забывают, а порой и не знают о мерах предосторожности.

Большой процент (29%) ДТП в возрасте до 7 лет можно объяснить лишь тем, что дети были оставлены без присмотра со стороны родителей.

Рисунок 14 - Долевое распределение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, в зависимости от возраста пострадавших детей.

Принятыми мерами Госавтоинспекции, правительства области, другими заинтересованными ведомствами при активном участии общественности, СМИ достигнуто снижение всех основных показателей аварийности на территории области. И всё же анализ показателей аварийности в Вологодской области ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения в ряд наиважнейших. Ее решение необходимо рассматривать в качестве одной из основных социально-экономических задач.

Выводы по первой главе

Проанализировав источники литературы, мы пришли к следующим выводам:

) Многие авторы дают сходное определение ДТП, выделяют одни и те же признаки. В ряду нормативных документов четко прописаны участники ДТП, их виды. Нашей задачей было выделение тех признаков и видов ДТП, которые касаются детей школьного возраста.

) Анализирую статистику, мы убедились в том, что очень часто виновниками ДТП становятся школьники, нарушающие ПДД.

) Детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен многими причинами, среди которых главной является недопустимое поведение на дорогах. Было установлено, что больший процент ДТТ дают две возрастные категории: дети до 7 лет и школьники от 10 до 14 лет.

) На территории Вологодской области с каждым годом снижается количество зарегистрированных ДТП с участием детей, но все равно их количество остается внушительным, что свидетельствует о необходимости планомерной систематической работы по профилактике данных явлений.

2. ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ТЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОФИЛАКТИКОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

.1 Анализ школьной программы ОБЖ и материалы к урокам по изучению дорожно-транспортного движения

Анализ существующих учебников по основам безопасности жизнедеятельности, чаще всего используемых в 5-9 классах, позволил сделать вывод о том, что в большинстве из них уделяется достаточно большое внимание безопасности дорожного движения и понижению детского дорожно-транспортного травматизма. В качестве примеров проанализируем несколько учебников .

Учебник А.А Усачёва и А. И. Березина «Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 класс» позволяет сформировать у детей детей младшего школьного возраста адекватные представления об опасности неправильного поведения на дорогах.

Также подробно излагаются правила дорожного движения и знания о Государственно й инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) [27].

Учебник под редакцией Ю.Л. Воробьева «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса уделяет большее внимание формированию устойчивых представлений о безопасности дорожного движения [20].

Подробно разбираются ситуации в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро ), закладываются основы правильных действий в случае аварийной ситуации в общественном транспорте [19].

Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова реализует требования федеральных законов [23], в том числе закона «О безопасности дорожного движения».

Данная авторская линия учебников имеет богатый иллюстрированный материал с практическими заданиями.

В большинстве проанализированных учебниках реализованы положения ФГОС [31], а также требования Конституции и федеральных законо в РФ.

Учебно-методические комплексы большинства авторов реализуют целостный подход к явлениям жизни, согласно которому «жизнь - свойство целого , а не его частей» [9].

Поэтому в качестве примеров рассматриваются многочисленные опасные и чрезвычайные ситуации, в том числе последствия дорожно -транспортных происшествий, причем это делается в виде целостных планов действий по их предвидению, предотвращению, профилактике (стремлению их избежать), а при необходимости - принятию решений.

Особенное внимание при этом уделяется необходимости фундаментальных знаний о составных факторах опасности, роли каждой её части в функционировании целого [8] .

В старших классах наиболее часто используемая авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, М.А. Маслова, В.А. Васнева разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного ) образования [32].

Таким образом, несмотря на то, что на уроках ОБЖ подробно рассматриваются вопросы безопасности дорожного движения, этого недостаточно для формирования стойких навыков безопасного поведения на дороге у обучающихся, поэтому необходимо проведение системы работы, включающей не только внеклассные мероприятия с привлечение сотрудников ГИБДД, но и систематическую содержательную учебную работу на уроках и во внеурочное время под руководством опытного учителя.

Нами проанализировано тематическое и поурочное планирование учебной программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова (Приложение 1).

В 5 классе в модуле «Основы безопасности личности, общества и государства», в разделе «Основы комплексной безопасности», в теме «Опасные ситуации техногенного характера», рассматриваются:

1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

2. Пешеход. Безопасность пешехода.

3. Пассажир. Безопасность пассажира.

4. Водитель.

Планирование 8 класса включает в себя модуль «Основы безопасности личности, общества и государства», раздел «Основы комплексной безопасности», тему «Безопасность на дорогах», в которой рассматриваются:

1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

3. Велосипедист-водитель транспортного средства. Каждой теме уделяется час [23].

Мы сравнили данное поурочное планирование с тематическим и поурочным планированием учебной программы А.С. Силина-учителя высшей категории СОШ № 41 г. Вологды (Приложение 1).

Выявлены небольшие отличия, например:

-     для 5 класса включены разделы, относящиеся к изучению ПДД:

Раздел-1: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Темы: «Современный транспорт. ПДД» и «ЧС на современном транспорте».

-     для 10 класса включены разделы, относящиеся к изучению ПДД:

Раздел-1. «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Тема: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи. ПДД».

Каждой теме уделяется час.

Мы обобщили сведения, полученные из тематических планирований данных авторов, и составили свой пример тематического планирования (Приложение 2), а также примеры материалов к урокам ОБЖ (таблица 1 и Приложение 3).

Таблица 1 - Тематическое планирование и материалы к урокам по правилам дорожного движения в 6 - 8 класса

Класс

Тема планирования

Содержание изучаемых вопросов, используемые методы и технологии, задания для самостоятельной работы

6 класс

1. ДТП. 2. Проезжая часть. 3. Перекрёсток. 4. Светофор. 5. Дорожные знаки. 6. Переход улиц. 7. Велосипедист. 8.Практическое занятие с выходом на улицу, дорогу.

1. Самые распространенные причины ДТП. Бытовые привычки и их влияние на передвижение пешехода (объяснение учителя) 2. Интенсивность дорожного движения. Пешеходные переходы. Переход дорог в отсутствии пешеходного перехода (мультимедийная презентация) 3. Виды перекрестков. Регулирование проезда на перекрёстках (Работа со схемами) 4. Значение светофора для движения автотранспорта и пешехода. Виды светофоров (работа со схемами и текстом учебника) 5. Практическое занятие: усвоить и зарисовать основные знаки для пешехода (самостоятельная работа) 6 Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движением (Просмотр и обсуждение видеофрагмента). 7. Требования, предъявляемые к велосипедисту. Практическое занятие с выходом на улицу.  8. Промежуточный контроль и выполнение самостоятельных заданий: «Составлять безопасный маршрут «дом-школа-дом». Придумать соревнования в «Школе светофорных наук», театрализованное представление «Как мы ведем себя на улице?» «Научиться управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности движения. Придумать и проложить безопасный маршрут для велосипедной прогулки".

7 класс

1. ДДТТ в своём городе. 2. Как мы знаем правила дорожного движения. Занятие - викторина. 3. Разметка на проезжей части. 4. ДТП. Очевидцы и участники ДТП. 5. Велосипед. Мопед. 6. Перевозка школьников на ТС. 7. ПМП при ДТП. 8. Проверка знаний ПДД.

1. Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение ПДД (работа со статистическими данными, кейс-технология) 2. Группа знаков и их значение (работа с цветными таблицами) 3. Как и где используется горизонтальная и вертикальная разметки (рисунки в учебнике) 4. Что такое ДТП? Основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП (Просмотр и обсуждение видеофрагмента). 5. Правила движения для велосипедистов и для мопедистов. Требования безопасности при катании на всех видах самооткатывающихся средствах (групповая работа). 6. Перевозка людей на грузовых автомобилях. Правила перевозки учащихся (объяснение учителя). 7. Практическое занятие по оказанию первой медпомощи. 8.Контроль знаний и умений. Самостоятельная работа. Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге?  Организовать выпуск стенгазеты «Правила, которые помогут избежать аварий и травматизма на улицах города»

8 класс

1. Дорожные знаки. 2. Элементы дорог. Разметка проезжей части. 3. Опознавание ТС. 4. ПДД. 5. Травмы при ДТП. 6. Проверка знаний.

1. История дорожных знаков. Версты. Сооружения на дорогах. Единые международные знаки (подготовка докладов) 2. Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков (самостоятельная работа с текстом учебника) 3. Опознавание транспортных средств. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах (объяснение учителя) 4. Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения (Просмотр и обсуждение видеофрагмента). 5. Черепно-мозговые травмы. Виды черепно-мозговых травм. Оказание медпомощи при этих травмах  ( объяснение учителя) 6. Практические занятия. Компьютерное прорешивание тестов на знание ПДД. Решение расчетных задач на расчет тормозного и остановочного пути. Проведение соревнований: «Какой класс лучше знает ПДД?» Проверка с помощью контрольных вопросов тестового содержания.


Для нетрадиционной проверки знаний нами была разработана «Занимательная викторина по знанию ПДД» Задание по таблице 2: найдите соответствие между названием, термином и характеристикой или описанием.

Таблица 2 - Соответствие терминов и характеристик для проведения викторины

Название, термин

Характеристика, описание

1.Большак

А. Водоотводные каналы вдоль дорог (по-французски)

2.Коломенская верста

Б. Шоссе без перекрёстков

3.Столбовая дорога

В. На автодорогах Великобритании такое движение

4.Кювет

Г. Атрибут специального автотранспорта - «мигалка», иначе называется…

5.Автострада

Д. Она лежит на нерегулируемом пешеходном переходе

6.Левостороннее движение

Е. Только на таких дорогах ставили столбы. На второстепенных - столбов не было.

7.Проблесковый маячок

Ж. Царь Алексей Михайлович приказал между Москвой и загородной резиденцией - селом Коломенское - через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом, и было видно дорогу

8.«Зебра»

З. Большая грунтовая дорога в старину на Руси

9. Протектор

И. Это заграничное слово означает усовершенствование внешнего вида автомобиля и модернизацию его технических характеристик

10.Тюнинг

К. Толстый слой резины на наружной части шины с канавками, выступами, «рисунком»


Ответы: 1 - з; 2 - ж; 3 - е; 4 - а; 5 - б; 6 - в; 7 - г; 8 - д; 9 - к; 10 - и.

В старших классах мы использовали технологию кейс-пакетов. Приводим пример ниже. Эффект использования на уроках кейс-технологии можно оценить по следующим положительным результатам:

1.   Улучшились знания ПДД

2.      Установлено увеличение числа детей, стремящихся соблюдать ПДД.

.        Увеличилась мотивация к самостоятельной работе, формированию у школьников ответственности и организационных навыков по данной теме.

.        Наличие устойчивой позиции сопротивления нарушениям ПДД.

.        Появилось осознание общественной значимости проблемы несоблюдения ПДД.

Среди современных технологий и методов в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом. Кейс (от английского «case" - случай), метод, ориентированный на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся при изучении общеобразовательных дисциплин.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие особенности: необходимо тщательно подготовить материал для работы на уроке (чаще всего с применением групповой формы работы); уметь выполнять роль консультанта во время работы с кейсом; правильно интерпретировать полученные результаты.

В качестве этапов работы обычно (чаще всего) используют следующие (таблица 3).

Таблица 3 - Разработка занятия с применением кейс-технологии на уроке по изучению причин и последствий несоблюдения ПДД (Приложение 4).

№ п/п

Этапы работы с кейсом

Содержание этапа

Используемые материалы

1

Ознакомительный этап

Введение в ситуацию, описание ситуации

Предоставление статистической информации о ДТП

2

Основной (аналитический) этап

Предоставление информационного материала

Таблицы, содержащие сведения о ДТП за 2014 год

3

Организация работы групп

Краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков

Выявить тенденции в ДТП за представленный интервал времени, сделать выводы

4

Заключительная презентация результатов

Аналитическая работа (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы)

Формулировка выводов, обмен мнениями

5

Обобщение результатов, тестирование

Выводы по работе

Проведение тестирования, рефлексия


Метод кейсов имеет следующие положительные черты, так как, во-первых, совмещает в себе метод проектов, ролевую и сюжетную игры, анализ конкретных ситуаций: во-вторых, предлагает ученикам осмыслить реальную жизненную ситуацию; в-третьих, позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию учащихся.

В конечном итоге, принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах при выполнении кейс-заданий соотносятся с требованиями ФГОС в плане формирования всех видов компетенций учащихся: коммуникативных, регуляторных, личностных и познавательных.

Имеет место сотрудничество (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии); формируется коллективизм (работа каждого адресована всем учащимся); ярко выражено ролевое участие каждого ученика (добровольность при выборе ролей, удовольствие от сыгранной роли, тактичность в смене ролей) [33].

Применив данные материалы, методы и технологии на педагогической практике мы констатировали улучшение учебных показателей школьников и рост их познавательной активности (см.рис.15-16).

Рисунок 15 - Уровень знаний учащихся до и после уроков по теме ПДД

Рисунок 16 - Провели рефлексию: Вопрос: «Что во мне изменилось за прошедший год?»

.2 Характеристика системы работы школы по профилактике ДТП

Во всех школах проводится комплекс систематических работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди школьников. Это обязательная часть общей воспитательной работы образовательного учреждения.

В системе этой работы должны быть задействованы так называемые горизонтальные связи (участники из самого учебного заведения) и вертикальные связи (работники государственных и общественных организаций, привлекаемые администрацией школы для внеурочной и внеклассной работы).

Такое сетевое взаимодействие позволяет осуществлять профилактическую работу не только на уровне школы, но и на уровне района, города, области и даже на государственном уровне.

Пример сетевого взаимодействия в системе работы школы на рисунке 17.

Рисунок 17 - Сетевое взаимодействие в системе работы школы

Вначале ответим на вопрос: «Что такое система работы школы по профилактике ДДТТ?». Её можно рассматривать как сложившийся порядок содержания воспитательной и учебной деятельности на всех её уровнях, включающих участников и их взаимосвязи в целенаправленном процессе.

Можно говорить о главном назначение системы, которая состоит в обеспечении на практике комплексного учёта всех факторов, влияющих на профилактику и предупреждение ДДТТ, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства. Эффективности можно достичь только на основе комплексной работы в школе по разным направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с педагогами, учащимися, родителями, государственными и общественными организациями (см. рис.18).

Система работы по безопасности дорожного движения направлена на развитие следующих личностных качеств учащихся:

·    Самостоятельность в принятии верных решений;

·        Проявление активности при пропагандировании добросовестного выполнения правил дорожного движения.

·        Изучение правил дорожного движения, как элемента сохранения своей жизни;

·        Развитие внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.

·        Расширение кругозора о проблемах ПДД

·        Воспитание отрицательного отношения к нарушениям ПДД

А также на формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях на проезжей части.

Также взаимодействие в системе «Ученик-школа-родители» более подробно показано на рисунке 19.

Помимо включения в учебно-воспитательный процесс обучающих занятий необходима систематическая и целенаправленная проверка знаний.

В идеальном варианте проверка знаний выполняет три основные функции:

контролирующую, которая выявляет состояние (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.

обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.

воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Рисунок 18 - Система работы школы по профилактике ДДТТ

Рисунок 19 - Схема взаимодействия в системе «Ученик-школа-родители»

Как известно методы проверки знаний рассматриваются, как способы интерактивной деятельности учителя и обучающихся, в ходе которой происходит усвоение учебного материала и совершенствование, дальнейшее формирование умений и навыков.

Для достижения наибольшей эффективности необходимо комплексное применение методов проверки знаний, провести их коррекцию, что позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений обучающихся (см.рис.20).

Рисунок 20 - Формы и методы проверки знаний по ПДД

Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть универсальным и единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса [1].

Для профилактики ДТП и изучения ПДД в школах используются ресурсное обеспечение, такое как:

·    Стенды, уголки, стенгазеты по БДД в здании школы.

·        Наглядный материал: настольные игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, видеофрагменты по ПДД, дорожные знаки.

·        Технические средства: компьютеры с программами обучения, тестами, играми по ПДД.

·        Специальное оборудование для изучения ПДД: механическая модель светофора, набор дорожных знаков, схема микрорайона с обозначением всех улиц, перекрестков, дорог.

·        Учебно-методический комплекс: учебники, методические пособия, программы по изучению ПДД, перфокарты с тестами для пешеходов и велосипедистов.

·        Оборудованная на территории школы площадка для занятий по ПДД.

А так же рекомендуются в общеобразовательных учреждениях практиковать:

·    Проведение тематических утренников, линеек, конкурсов, соревнований, викторин и т.п. по правилам дорожного движения.

·        Широкое обсуждение в средствах информации школы каждый случай нарушения детьми ПДД и доводить до сведения родителей.

·        Учителям начальных классов ежедневно проводить двух-трехминутные напоминания о соблюдении ПДД, обращать внимание детей на погодные условия.

·        Оформление безопасного маршрута движения детей «Дом - школа - дом»

·        Творческое объединение учащихся по изучению ПДД (рисунки, плакаты, сочинения, совместные работы детей с родителями, театрализованные представления).

·        Постоянный контакт администрации школы с инспектором ГИБДД.

·        Работа с родителями по вопросам ПДД в разных формах: собрания, конференции, совместные игровые программы и т.п. [1].

Рисунок 21 - Типичные ошибки в обучении ПДД

Нужно помнить о том, что нормативная база, документы по ПДД постоянно изменяются и дополняются, поэтому необходима коррекция заданий для использования на уроках особенно при изучении терминов и понятий (см. рис.21). Обучение по старым правилам ПДД, что является весьма опасным для жизни и здоровья детей. Пример старого правила: «При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо».

Такое правило создает угрозу, потому что дети, находясь на проезжей части, могут повести себя непредсказуемо, испугаться, шагнуть в сторону и попасть под машину.

Правильно объяснять лучше так: «Прежде чем перейти дорогу, остановись и посмотри в обе стороны, когда убедишься в безопасности, переходи проезжую часть быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию» [25].

А также нами был составлен план работы школы по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма на 2016-2017 учебный год (таблица).

Таблица 4 - План работы школы

Мероприятие

Сроки

1.

Оформление стенда, уголка по БДД, профилактике ДТП с участием детей, школьной транспортной площадки.

Перед началом обучения

2.

Разработка схемы безопасности маршрута движения в школу.

На первом родительском собрании

3.

Проведение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий по тематике БДД .

По плану работы школы

4.

Проведение самоанализа по изучению БДД, предупреждению ДДТТ, проверка знаний учащихся.

В начале первой четверти

5.

Конкурс творческих работ «Дорога без опасности».

К дню ГИБДД

6.

Организация и проведение «Дня правовых знаний» с приглашением сотрудников ГИБДД и ОВД.

В течение года

7.

Проведение «пятиминуток» по БДД и предупреждению ДДТТ

Еженедельно

8.

Организация и проведение встреч учащихся, родителей с сотрудниками ГИБДД и ЛУВДТ

По мере необходимости

9.

Отработка карточек учета нарушений БДД детьми, поступивших из ГИБДД на учащихся ОУ, предоставление отчетов в ГИБДД

При выявлении нарушений

10.

Отчеты классных руководителей о выполнении программы обучения БДД и проведенных профилактических мероприятиях

В конце каждой четверти

11.

Общешкольное родительское собрание, посвященное организации безопасного поведения детей на дорогах

3 раза в год

12.

Проведение профилактических бесед с детьми перед началом школьных каникул

Перед наступлением каникулами

13.

Проведение смотра-конкурса методических разработок, открытых мероприятий по БДД среди педагогов ОУ

По плану учебно-воспитательной работы школы

14.

 Конкурс рисунков «Пешеход и водитель»

Сентябрь, май.

15

Общешкольное родительское собрание, посвященное организации безопасного поведения детей на дорогах с приглашением инспектора ГИБДД.

2 раза в год

16

Октябрь


В системе работы важно взаимодействие семьи, школы и общественных организаций по профилактике дорожно-транспортных происшествий среди школьников. Необходимо проводить профилактику ДДТТ начиная с дошкольного возраста. При этом предполагается, что основными педагогическими принципами профилактики ДДТТ должны быть следующие концептуальные положения:

обеспечение высокого качества знаний ПДД как основы дорожной безопасности детей может быть достигнуто только путем систематичности и непрерывности;

содержание изучаемых вопросов дорожной безопасности, предполагающее обязательное их повторение на всех ступенях школьного образования должно быть организовано с помощью технологии спиралеобразного развертывания (концентрической системы обучения);

особое значение с точки зрения психолого-педагогических характеристик личности имеет учет возрастных особенностей. «В младшей школе - подготовка пешеходов. На ступени основного общего образования - действия в качестве водителей велосипедов. На этапе среднего образования - базовую подготовку (как её результат - успешная сдача теоретического экзамена для водителей категории «А» и «В»» [24]. Механизм формирования БДД направлен на развитие понимания у детей:

·    важности их правильного поведения на проезжей части;

·        чувства ответственности при решении проблем, связанных с обеспечением транспортной безопасности;

·        проблем и опасностей, которые могут быть связаны с проезжей частью и автомобилями.

Существует разграничение по возрасту специфики формирования безопасного поведения на дорогах (таблица 5).

Таблица 5 - Психологическая специфика формирования механизма безопасного поведения детей на дорогах

Период формирования личности

Особенности

Принципы воспитательного воздействия

Цель, средства

Младший школьный возраст

Слабо развито чувство опасности

Принцип взаимодействия «Дети - дорожная среда». Принцип возрастной безопасности.

Должна быть сформирована убежденность в неукоснительном выполнении правил дорожного движения; активизация потребности в безопасности

Подростковый возраст

Уже выработан механизм безопасного поведения на дороге. Формируется умение осознавать свой выбор и развивается ответственность за свои решения

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Принцип социальной безопасности.

Следует напоминать через наглядные средства о возможных способах фиксации внимания и негативных последствиях в случае их игнорирования. Возможность самостоятельного прогнозирования развития событий, принятия решений


Для того, чтобы педагог мог доступно и правильно доносить до учащихся необходимые знания, требуется специальная подготовка педагогов: проводятся курсы повышения квалификации, оказывается методическая помощь, разрабатывается информационная база материалов к урокам; создается подборка методических рекомендаций в рамках учебных дисциплин всех классов по изучению ПДД, вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей. Дополнением к основным средствам формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей является внеклассная работа.

В школах постоянно «разрабатываются мероприятия по повышению правового сознания и формированию законопослушного поведения участников дорожного движения», направленное на профилактику ДТП [16].

Нельзя забывать, что все нынешние несознательные участники и нарушители ПДД - это недоученные в прошлом школьники, с которыми не было в свое время целенаправленной профилактической работы.

Самый реальный путь - «нахождение резерва учебного времени за счет сокращения времени на другие темы ОБЖ без ущерба для их изучения, а также использования других учебных часов» [26].

Таким образом будет соблюдены условия формирования сознательного и ответственного отношения граждан к проблемам безопасности на дороге, т.е. «общей культуры безопасности жизнедеятельности, мотивов и умений следовать нормам и правилам безопасного поведения, законопослушания и умения управлять своим поведением не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях» [18].

В каждой школе нужны новые книги, учебные пособия, методические разработки, которые обеспечили бы не только передачу знаний, но и продуктивные условия для социального воспитания школьников, формирования у них культуры безопасности жизнедеятельности, внутренней безопасности. дорожный движение травматизм безопасность школьный

Выводы очевидны:

.     Начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом, должно стать обязательным, непрерывным, доступным и целенаправленным обучение правилам и безопасности дорожного движения.

.     Должно быть увеличено количество учебных часов вследствие важности решаемой проблемы.

3.      Новая концепция обеспечения безопасности дорожного движения корректирует содержание учебных программ.

.        Необходимо усиление психолого-педагогической составляющей в изучении поведения участников дорожного движения.

.        Требуется глубокое осмысление, а не механическое заучивание ПДД, должно быть осознанное их соблюдение.

.        Воспитание взаимного уважения среди участников дорожного движения [17].

.3 Анализ Анкетирования

Нами был составлен опросник и проведено анкетирование для учеников и родителей. Анкетирование проводилось в средней общеобразовательной школе № 41 г. Вологды. (Приложение 5).

Участие приняли:

ученики 5,8,11 классов - 75 человек;

 родители с 6 по 10 класс - 100 человек.

Вопросы анкеты были открытыми:

анкета учеников состояла из 10 вопросов;

анкета родителей состояла из 11 вопросов.

СОШ № 41 г.Вологды с 2008 года стала цифровой. С 2010г. школа работала в статусе базовой образовательной организации федеральной стажировочной площадки по распространению инновационного опыта по реализации модели «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования».

С 2015 года школа является базовой площадкой Департамента образования Вологодской области, в том числе и по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне». Образовательная организация входит в «десятку» лучших городских школ по показателям качества обучения и успеваемости учащихся.

Результаты анкетирования показали необходимость планомерной работы по изучению правил дорожного движения, так как респонденты оценивают свой уровень подготовки в основном на «хорошо», что не позволяет останавливаться на достигнутом.

Рисунок 22 - Источники получения знаний о ПДД

Рисунок 23 - Формы получения информации о ПДД

При опросе было выявлено, что родители получают знания чаще всего из телевизора и интернета, такая тенденция сохраняется с 6 по 10 классы. Это связано с тем, что мы живем в веке информационных технологий. Но, к сожалению, полностью доверять информации из интернета нельзя, нужно всегда её проверять (см.рис.22).

Кроме того, немаловажное значение родители уделяют такой форме как групповые школьные собрания (от 15 до 50% опрошенных ) (см.рис.23).

Рисунок 24 - Необходимость обучать ребёнка ПДД

Рисунок 25 - Цели знания ПДД

Большинство родителей всех классов считают, что школьников нужно обучать ПДД для их же личной безопасности, что является верным. С 8 класса появляется мнение, что не стоит обучать ПДД, так как они всё знают сами. Что в корне неправильно, правила дорожного движения всегда дополняются и подлежат изменению (см.рис.24) .

Подавляющее большинство учеников осознают, что изучение ПДД им необходимо для личной безопасности (см.рис.25).

Рисунок 26 - Нужна ли помощь в обучении детей ПДД

Рисунок 27 - Нужна ли ученикам помощь в получении знаний ПДД

Из диаграмм (см.рис.26-27) делаем вывод-большинство респондентов считает ,что им не нужна помощь в изучении ПДД.

 Рисунок 28 - Оценка родителями знаний ПДД у своих детей

Интересные результаты были получены из анализа диаграмм (см.рис.28-29). Подавляющее большинство родителей 6 и 7 класса оценивают знания своих детей на «хорошо» (от 65 до 80%). Только 10-20% - удовлетворительных знаний, а в 9 классе все ученики оценены родителями на «хорошо» и «отлично». В этом отношении произошло совпадение с мнением учеников.

Рисунок 29 - Оценка учеников своих знаний ПДД

Сами ученики, также как и родители оценили знания ПДД в целом на «хорошо». Лишь в 5 классе ученики считают, что владеют знаниями на «отлично», что может быть связано, с количеством занятий по теме дорожной безопасности. В самой программе ОБЖ 5 класса значительно больше уроков, посвященных данной теме, чем в среднем звене (см.рис.28-29; Приложение 1).

Рисунок 30 - Кто научил ребенка соблюдать ПДД

 

Рисунок 31 - Кто обучает школьников ПДД.

По мнению респондентов, главную роль в обучении ПДД играют родители, на втором месте школа, а от 28 до 52% считают, что они выучили ПДД самостоятельно. Это говорит о том, что нужно усилить профилактическую работу учебного заведения в данном направлении (см.рис 30-31).

Рисунок 32 - Ответы родителей о нарушениях ПДД

Рисунок 33 - Ответы учеников о нарушениях ПДД их родителями

В вопросе о соблюдении ПДД родителями мнения разделились. От 20 до 48% родителей однозначно отвечают, что никогда не нарушают ПДД, особенно когда находятся рядом с детьми.

Сами родители говорят, что всегда соблюдают правила, но их же дети всё же отмечают, что родители иногда нарушают ПДД . И только 15-30% школьников ответили, что их родители сами не нарушают правила и требуют от них того же (см.рис 32-33).

Рисунок 34 - Необходимость разговора о соблюдении ПДД

К сожалению, только 30-45% родителей считают, что нужно ежедневно говорить о необходимости соблюдении правил ПДД, беседовать на эту тему, разбирать конкретные случаи. Очень тревожно, что 10-25% родителей не считают нужным разговаривать на данную тему, от 25% до 40% лишь иногда её затрагивают (см.рис.34).

Выводы по второй главе

Всё выше сказанное свидетельствует о том, что роль школы и система её работы именно для данной категории с 10 до 14 лет нам представляется наиболее вероятной, что мы и рассмотрели во второй главе.

Нами был произведён анализ школьных учебников ОБЖ на выявление тем, касающихся ПДД. Несмотря на то, что на уроках ОБЖ подробно рассматриваются вопросы безопасности дорожного движения, этого недостаточно для формирования стойких навыков безопасного поведения на дороге у обучающихся, поэтому необходимо проведение системы работы, включающей не только внеклассные мероприятия с привлечение сотрудников ГИБДД, но и систематическую содержательную учебную работу на уроках и во внеурочное время под руководством опытного учителя. Во всех школах проводится комплекс систематических работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди школьников. Это обязательная часть общей воспитательной работы образовательного учреждения.

Мы попытались определить, что такое система работы школы по профилактике ДДТТ? Её можно рассматривать как сложившийся порядок содержания воспитательной и учебной деятельности на всех её уровнях, включающих участников и их взаимосвязи в целенаправленном процессе. В системе работы важно взаимодействие семьи, школы и общественных организаций по профилактике дорожно-транспортных происшествий среди школьников. Сокращению количества дорожно-транспортных происшествий способствует постановка школой следующих задач:

- повышение уровня защищенности участников дорожного движения, через совершенствование знаний и умений;

совершенствование оптимальных приемов обучения правильному поведению на улично-дорожной сети в общеобразовательных и дошкольных учреждениях;

улучшение материально-технического оснащения базы проведения занятий;

участие в организации широкомасштабной пропагандистской работы среди участников дорожного движения.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что проблема профилактики дорожно-транспортных происшествий среди школьников актуальна и большую долю ответственности в создании системы такой работы несёт современная школа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературный обзор, анализ курсовых и дипломных работ прошлых лет, собственные данные позволяют сделать вывод об актуальности вопроса профилактики дорожно-транспортных происшествий среди детей. Анализируя источники мы уточнили понятия ДТП, перечислили виды и причины ДТП, теоретически и экспериментально проверили ведущую роль образовательных учреждений в формировании адекватных представлений об опасностях улиц и дорог. Успешная работа системы школы  по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важных задач всех субъектов взаимодействия этой системы: педагога, родителей, учеников, административных органов, отделов ГИБДД, всей общественности.

На территории Вологодской области с каждым годом снижается количество зарегистрированных ДТП с участием детей, но все равно их количество остается внушительным. Личность безопасного типа поведения может быть воспитана только при грамотной и системной работе школьного коллектива, функционировании всех компонентов как внешних, так и внутренних в сетевом взаимодействии. Работа с родителями должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей. На данный момент, для улучшения системы работы, школа должна устанавливать новые прочные связи в пропаганде безопасности на дорогах с работниками ГИБДД и родителями, также распространение опыта работы по профилактике ПДД в школе может послужить отличным дополнением к результатам работы других учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Амелина, В.Е. Внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения: справочник классного руководителя / В.Е. Амелина, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева - Москва: Глобус, 2008.-104с.

2.      Анисимов, B.C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? / B.C. Анисимов // Ортопедия, травматология и протезирование. - Москва, 2006. №1. - С.63-65.

.        Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / С.В. Белов, Л.Л. Морозова, В.П. Сивков. - Москва: ВАСОТ, 2007. - 486 с.

.        Бодров, В.А. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: учебник первой помощи / В.А. Бодров // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №5. - С. 46.

.        Девятов, В.М. Обоснование мероприятий по снижению аварийности дорожного движения на участках концентрации ДТП: методические рекомендации / В.М. Девятов // Москва: Вестник Волггасу, 2009. - № 13. - С. 22-26

.        Евтушенко, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Н.Г. Евтушенко, А.П. Кузьмин. - Москва, 2008. - 457 с.

.        Еникеев, М.И. Пропаганда правильного поведения на дорогах: учебник для вузов / М.И. Еникеев // Автомобильный транспорт. - 2009. - №3. - С.25 - 26.

.        Ижевский, П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса / П.В. Ижевский, С.В. Петров, Я.Б. Каплан. - Москва: БАЛАСС, 2013. - 208 с.

.        Ижевский, П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа для 7-9 классов / П.В. Ижевский, С.В. - Москва: БАЛАСС, 2013. - 21 с.

.        Квасов, А.А. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие для студентов / А.А. Квасов // Автомобильная промышленность. - 2010. - №4. - С. 35 - 38.

.        Кирьянов, В. Проблема детского травматизма на дорогах: методическое пособие / В. Кирьянов // Организация и безопасность дорожного движения. - 2012. - №6. - С.3 - 7.

.        Коваль, А. Обеспечение безопасности дорожного движения в России: муниципальная целевая программа / А. Коваль // Аналитический вестник. - 2011. - №15. - С. 43-46

.        Кузьмин, Е.С. Некоторые социально-психологические аспекты безопасности дорожного движения / Е.С. Кузьмин, Ю.П. Степкин // Психологический журнал. - 2010. - Т.3. - №5. - С.36 - 38.

.        Кукин, П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие для вузов / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев, Н. И. Сердюк. - М.: Высшая школа, 2009. - 336 c.

.        Морозов, С. Н. Принципы организации и перспективы совершенствования медицинской помощи пострадавшим в ДТП: учебник для вузов / С. Н. Морозов // Врач скорой помощи, 2010. - № 7. - С. 23-24

.        Немсадзе, В.П. Детский травматизм. Опыт понимания, лечения, профилактики: книга для родителей / В.П. Немсадзе, Г. Амбернади. - Москва: Аист, 2005. - 120 с.

.        Немсадзе, В.П. О методических основах профилактики детского травматизма: книга для родителей / В.П. Немсадзе // Школа здоровья. - 1997, № 2. - С. 44-45

.        Низкодубова, С.В. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 196 с.

.        Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Л. Воробьева.- Москва: АСТ, 2014.- 176 с.

.        Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / по д ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Просвещение, 2008. - 350 с.

.        Полтев, К.М. Физиология и психология водителя и безопасность движения: лекции по безопасности движения автомобильного транспорта / К.М. Полтев // Автомобильный и городской транспорт. - 2010. - №6. - С.18 -20.

.        Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические материалы / Сост.: Ю. В. Басников; Под ред. А. А. Романова. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. - 110 с.

.        Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- Москва: Просвещение, 2011. - 207 с.

.        Соколов, Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: учебное пособие / Л.П. Соколов. - Москва: Дело, 2007. - 296 с.

.        Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: программа развития/ О.Ю. Старцева - Москва: ТЦ Сфера, 2008.- 13с.

.        Ступницкая, М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика / М.А. Ступницкая // Школа здоровья. - 2001, № 4. - С. 22-25

.        Усачев, А.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Усачев, А.И. Березин. - Москва: АСТ, 2008. - 186 с.

.        Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1996г. № 196 - ФЗ

.        Фефилова, Л.К. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник / Л.К. Фефилова. - М.: Миклош, 2011. - 382 c.

.        Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие / Г.С. Ястребов; Под ред. Б.В. Кабарухин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 397 c.

Электронные ресурсы

.     Госавтоинспекция [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: #"896403.files/image035.jpg">

Для школьников средних классов подойдут задание на воспроизведение пройденного материала, тренировку памяти.

Практическое задание: учащимся предлагается разделиться на три ряда. И выполнить инсценировку: «Движение по тротуару», «Как перейти дорогу?», «На остановке».

сцена: «Движение по тротуару». Первый ряд - пешеходы: ученики выходят к доске и проходят по «тротуару», а незадействованные ученики вспоминают, как должны двигаться пешеходы.

·    Правостороннее движение

·        Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать

·        Не идти по проезжей части

·        Быть внимательными

Предлагается вспомнить историю, где и кто придумал правостороннее движение.

Ответ: «Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ученика, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя).

Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари.

Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки».

сцена: «Как перейти дорогу?». Второй ряд - водители машин, выезжают на «дорогу».

Представим, что мы дошли до дороги, а там поток машин. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне. Как перейти дорогу? Какие виды переходов вы знаете? (Ответы детей).

Вспомните правила перехода дороги: «Посмотреть налево, направо убедиться, что нет машин».

сцена: «На остановке». Представим, что мы на остановке, ждем автобус. Ученики третьего ряда - вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке. Повторяться не надо.

«Светофор». Ребята, урок подходит к концу и мы с вами доехали до нашей остановки. Выходим. Но нам необходимо перейти на другую сторону дороги. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:

Задание на скорость и внимание: ученикам предлагается соревновательная минута. Кто быстрее найдёт на картинке 10 отличий.

Задание на память: на столе у каждого карточки. Ученики внимательно рассматривают дорожные знаки, которые могут встретиться на пути в школу. В окне справа предлагается нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу.


Для школьников старших классов: задания для соревнования-марафона «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Ученики делятся на две команды и выполняют задания на время. Какая команда справится быстрее, та команда и выиграла.

)     Творческое задание: Ученикам предлагается определить и закрасить красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте.

 «Дорожные знаки»

Все знаки можно разделить на несколько групп:

·    Информационно-указательные

·        Предписывающие

·        Запрещающие

·        Предупреждающие

·        Знаки сервиса

Задание: соединить линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Письменно объяснить, название группы и что означает каждый знак.


)     Практическое задание: макеты рисунка.

У каждой команды по карточке. Ученики должны правильно расставить дорожные знаки в местах, обозначенных кружочком.


3)   Кроссворд


Вопросы:

1.   Если человек едет в автобусе, то он…(Пассажир)

2.      Отвезет на любые экскурсии (Автобус)

.        Главный дирижер перекрестка (Регулировщик)

.        Путь передвижения общественного транспорта (Маршрут)

.        Для него еда - бензин и масло (Автомобиль)

.        В вечернее время освещает дорогу (Фонарь)

.        Через что идут люди с одной стороны дороги на другую (Переход)

.        Транспорт, где через оконце пассажир не видит солнца (Метро)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(обязательное)

Материал для кейс-технологии Общее количество ДТП, число погибших и раненых (за январь - ноябрь 2014 г.) по Центральному округу

 

ДТП

Погибло

Ранено


абс.

± % к  АППГ

Уд.вес

абс.

± % к АППГ

абс.

± % к АППГ

1

2

3

4

5

6

7

8

Российская Федерация

181540

-2,7

100,0

24423

-0,5

228855

-3,2

 Центральный округ

48256

-1,5

26,6

6661

6,8

59633

-2,7

 Республика Карелия

798

1

0,4

85

-9,6

1021

3,7

 Архангельская область

1740

-7,6

1,0

191

9,1

2281

-7,3

 Вологодская область

1548

-10,1

0,9

168

-8,7

1959

-11,4

 г. С.-Петербург

7439

-1,4

4,1

367

-4,7

9085

-0,7

 Мурманская область

845

2,9

0,5

75

47,1

1087

-0,5

 Новгородская область

1283

1,3

0,7

173

4,2

1548

-2


Количество ДТП с участием детей, число погибших и раненых детей в возрасте до 16 лет (за январь - ноябрь 2014 г.) по Центральному округу.

 

ДТП

Погибло

Ранено


абс.

± % к  АППГ

Уд.вес

абс.

± % к АППГ

абс.

± % к АППГ

1

2

3

4

5

6

7

8

Российская Федерация

18802

-4,2

10,4

811

-0,2

19913

-4,2

 Центральный округ

4357

-2,1

9,0

171

6,2

4585

-2,6

 Республика Карелия

86

17,8

10,8

3

-40

93

24

 Архангельская область

209

-9,9

12,0

6

стаб.

220

-14,7

 Вологодская область

171

-18,6

11,0

7

16,7

184

-23

 г. С.-Петербург

683

2,2

9,2

8

-27,3

727

2,4

 Мурманская область

98

-9,3

11,6

2

-50

102

-8,9

 Новгородская область

128

16,4

10,0

4

100

130

13


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(обязательное)

Анкета для учеников

В каком классе Вы учитесь?______

Выберите и подчеркните один или несколько ответов.

. Знаете ли Вы правила дорожного движения? ( Да / Нет)

. Оцените свои знания правил дорожного движения: «5»; «4»; «3»; «2».

. С какой целью, как Вы считаете, нужно знать правила дорожного движения?

требуют в школе;

для личной безопасности;

чтобы не беспокоились родители ;

другое___________________________________________________

. Кто обучает Вас правилам дорожного движения?

родители;

школьные педагоги;

сверстники;

учу самостоятельно;

радио, телевизор;

. Нужна ли Вам помощь в получении знаний правил дорожного движения? ( Да / Нет)

. Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?

всегда;

иногда;

не соблюдаю.

. Ваша реакция на нарушения правил дорожного движения другими людьми?

отрицательная;

нейтральная;

я считаю, что это недопустимо;

не обращаю внимания, потому что и сам иногда нарушаю.

. Нарушают ли ваши родители или знакомые правила дорожного движения?

иногда;

всегда;

никогда;

сами не нарушают и требуют от меня того же.

. Помогают ли Вам правила дорожного движения в жизни? ( Да / Нет)

Анкета для родителей

Выберите один ответ и обозначьте его.

. Из каких источников Вы получаете знания о правилах дорожного движения?

·    слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению, интернет;

·        посещаете лекции для родителей;

·        читаете литературу.

2. Считаете ли Вы необходимым обучать Вашего ребёнка правилам дорожного движения? Почему?

·    для безопасности;

·        чтобы избежать ДТП;

·        для знания ПДД;

·        не считаю, ребёнок сам всё знает.

3. Нужна ли Вам помощь в обучении ребёнка правилам дорожного движения?

·    да;

·        нет;

·        иногда

4. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?

·    переписка с педагогами;

·        групповые и школьные собрания;

·        личные беседы с педагогами;

·        телевидение, интернет, информационные стенды.

5. Оцените, как Ваш ребенок знает правила дорожного движения? Подчеркните вариант.

·    Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».

. Как часто Ваш ребенок гуляет по улице один?

·    редко;

·        ежедневно;

·        часто.

7. Кто научил ребенка соблюдать правила дорожного движения?

·    детский сад;

·        школа;

·        родители;

·        родственники.

8. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

·    ежедневно;

·        иногда;

·        очень редко;

·    не говорим на эту тему;

·    часто.

.Соблюдаете ли Вы сами правила дорожного движения?

·    всегда соблюдаю;

·        соблюдаю, но иногда нарушаю;

·        не соблюдаю.

10.Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

·    нет;

·        иногда, если спешим;

·        всегда нарушаем, не обращая внимания ни на светофор, ни на машины.

11.Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?

·    никак не реагирует;

·        говорит, что мы идем неправильно;

·        требует, чтобы мы шли правильно;

·        мы не нарушаем.

Похожие работы на - Система работы школы по профилактике дорожно-транспортных происшествий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!