Социально-педагогическая программа формирования правил поведения, согласно этикету в дошкольном возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,95 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическая программа формирования правил поведения, согласно этикету в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая программа формирования правил поведения, согласно этикету в дошкольном возрасте

 

Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты формирования этикетного поведения

.1 Развитие этикетного поведения в дошкольном возрасте

.2 История этикета

.3 Виды этикета

.4 Нормы этикетного поведения

.5 Роль взрослого в формировании этикетного поведения

.6 ФГОС ДО об этикете и этикетном поведении

Выводы по 1 главе

. Практическая работа по формированию этикетного поведения

.1 Проблемы формирования этикетного поведения

.2 Программа для воспитателей образовательных учреждений по формированию этикета

.3 Возможность модификации программы для работы социального педагога

.4 Программа социальных педагогов для учреждений социальной направленности и организаций дополнительного образования по формированию этикета

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность выбранной темы выражается в том, что в детском саду формируются важные жизненные ценности и позиции, которые повлияют на создание гармонично сформированной личности в будущем и очень важно для детей дошкольного возраста. Детям посещающим образовательные учреждения,в отличии от детей, находящихся на домашнем обучении, повезло, потому что у них будут прививаться нормы этикета и поведения в рамках образовательной программы, которая сформирована в соответствии с ФГОС ДО. А что делать другим родителям, у которых дети не посещают детские сады? Они и сaми не могут и не хотят учить, да еще и в детский сад не ходит ребенок.

В таком случае,paбота социального педагога с данными детьми и их семьями будет просто необходима.

Теоретической и методической базой исследования явились труды ученных. Которые в свое время говорили о воспитании следующее:

"Воспитание есть усвоение хороших привычек." Платон

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребѐнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребѐнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю." В.А. Сухомлинский

"Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни." Коменский Я.

Выпускная квалификационная работа основывалась на методах и методиках: теоретические методы (анализ проблемы, моделирование учебно- воспитательного процесса, обобщение результатов исследования);

эмпирические методы (изучение массового и передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки полученных результатов), сюжетно-ролевые игры; игровые ситуации; постановка различных сценок по проблемным или спорным моментам этикета, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов или прочих видео по этикету.

Объект - дети дошкольного возраста.

Предмет - перечень норм этикета, которые должны быть сформулированы в дошкольном возрасте.

Цель:

проанализировать или выявить формы этикета в дошкольном возрасте,

как проблему социального педагога. Разработать рабочею программу по формированию норм этикета.

За да чи :

1.      Анализ и изучение педагогической, методологической литературы по нормам этикета и этикетного воспитания;

2.      Определение благоприятного возраста для начала изучения детьми норм этикета;

3.      Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные навыки по формированию норм этикет у детей дошкольного возраста;

4.      Разработать модель работы воспитателя и социального педагога по формированию навыков этикета и этикетного поведения у детей дошкольного возраста;

5.      Разработать и апробировать рабочую программу для воспитателей образовательных учреждений по этикету и этикетному поведению; Модифицировать данную программу для работы социального педагога.

Гипотеза: Мы предполагаем, что социальный педагог выполняет компенсаторную функцию в формировании этикета и этикетного поведения у детей дошкольного возраста

Структура работы: Работа состоит из двух глав. Глава I.(теоретическая) Теоретические аспекты формирования этикетного поведения и глава

II.(практическая) Практическая работа по формированию этикетного поведения.

Теоретическая значимость исследования. Изучение формирования правил поведения согласно этикету в дошкольном возрасте, помогло нам составить комплексный взгляд на то, как необходимо сформировать у детей дошкольного возраста нормы поведения; также исследованы эффективные методы проведения занятий и составлена программа по формированию правил поведения согласно этикета в дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная разработанная программа полезна и может быть использована на практике воспитателями, психологами, социальными педагогами, еѐ можно использовать как в учреждениях дополнительного образования, так и в дошкольных образовательных учреждениях.

База исследования: МДОУ №14 "Золушка" г. Балабаново; ф-л СГУ КО

"Гармония" СРЦН "Ориентир" в г. Балабаново.

 

1. Теоретические аспекты формирования этикетного поведения

 

Этикет - это (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Правила поведения - это зеркало человека, в котором отображается его портрет. Правила поведения определяют формы взаимодействия людей в самых разных житейских ситуациях - дома, на работе, в театре.

Социальная программа - это совокупность, система социальных мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы.

Такая программа определяет этапность осуществления связанных с этим задач, конкретные средства и рычаги их реализации, показатели требуемых социальных результатов.

Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению. дошкольник этикетный педагог

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог - это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди детей. Цель этой работы - научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Дошкольный возраст - это (англ. preschoolage) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное

значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом

игры, поскольку именно игра-

ведущая деятельностьд анного возраста.

1.1 Развитие этикетного поведения в дошкольном возрасте

Для того, чтобы самосовершенствоваться и развиваться человек должен учиться всю жизнь. Начиная от самого рождения и до глубокой старости мы узнаем что-то новое по средствамсобственного изучения, нaпримepчеловек пенсионного возраста изучающий физические процессы происходящие в человеке, для своего собственного осведомления. Или это двухлетняя девочка, которой малo изо для в день говорит, что заходя в помещение необходимо здороваться.

Всѐ же, какой самый оптимальный возраст для начала изучения этикета и этикетного поведения в жизни? Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Нужно ли это вообще? Да очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в цeлом. Кроме этого, этикет открываетмалышудверь в общество. Культурaповедения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным чeлoвеком, нeзависимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться как сверстникам, так и взрослым. У ребенка, который знает и соблюдает пpaвила этикета, формируетсяправильноеотношение и пониманиесовести, морали, нравственности,ответственности.

Рассказываямалышу о пpaвилах этикета, мы учим егохорошимманерам. Объяснять ребенку, как себя можно вести, а как нельзя, нужно с того времени, когда он начнет самостоятельно ходить, есть за общим столом, разговаривать, активно общаться с людьми, сверстниками. Приблизительно с 1,5-летнего возраста малышу нужно объяснять, показывать, как вести себя за столом. Если до этого времени, ему прощался замазанный кашей стол, лицо, руки, прощалось, что он мог взять еду из чужой тарелки и т.п., то сейчас

следует относиться к этому серьезнее. У ребенка уже достаточнохорошосформировалось осoзнание того, что происходит, что ему говорят, что от него требуют. Когда он начнет разговаривать, нужно объяснять, как вести себя с людьми. Например, при встрече знакомого человека просите малыша поздороваться, при прощании - сказать "до свидания". Для легкости общения, обычно, совсем маленьких малышей сначала учат говорить слова "привет", "пока", "ты". Это тоже воспитание, на самом начальном уровне. В возрасте 2-3 лет надо пояснить, что такое обращение уместно со сверстниками, а с взрослыми нужно общаться иначе, более сдержано.Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б.Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок "живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним"[37,с.47].

1.2 История этикета

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора - Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед[5,с.135].

Правила хорошего тона (стремление "вести себя прилично") существовали уже у древних. Так, в "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приѐм чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Знакомое нам слово "этикет" стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово "этикет" и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентироватьотношениямежду людьми. Поэтому не случаен первенец этикета - Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью

торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.Этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.

Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage - вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты- все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

Сформировавшийся к началу прошлого века российский этикет был достаточно простым и свободным, без излишнего пафоса. В моде были официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы, на которых девушки обычно знакомились со своими избранниками. Также были распространены поездки в театр, гулянья в парках, катания в праздники. Возрождение всемирных Олимпийских игр способствовало распространению увлечения различными видами спорта. Даже низшим сословиям стали доступны некоторые виды развлечений, в частности цирк и кинематограф.

В таком положении Россию застала Октябрьская революция 1917 года. Во время гражданской войны было не до манер, да и потом понятие светского общества как такового исчезло. Среди большинства людей распространилась даже мода на некоторую грубость, которая считалась признаком рабочего класса. Снижению уровня культуры городского населения также способствовало массовое переселение в города сельских жителей. Определѐнные нормы поведения остались в ходу разве что у высшего начальства (причѐм далеко не всегда) и у дипломатов..

С другой стороны, образованность общества в советское время, благодаря общедоступному высшему образованию, значительно возросла. Если первое время быть крестьянином и рабочим было престижно, то во второй половине XX века большая часть населения стремилась закончить вуз

Нормы приличия и одежда стали очень простым, без излишних изысков. Распространились вежливые устойчивые выражения для определѐнных случаев (например, фраза с просьбой о чѐм-либо начиналась обычно так: "не будете ли Вы любезны", "будьте добры", "не затруднит ли Вас"). В одежде в моду вошѐл деловой костюм для мужчин, строгие платья, блузки и юбки ниже колен для женщин. Общепринятым стало обращение по фамилии с прибавлением слова "товарищ". Несмотря на отсутствие в школе особых предметов по правилам этикета, общие нормы поведенияв обществезнали и соблюдали большинство советских людей [20,с.41].

1.3 Виды этикета

В современном обществе существуют следующие виды этикета:

·          речевой;

·              столовый;

·              гостевой;

·              "выходного дня" (при посещении различных культурных мест);

·              религиозный;

·              повседневный;

·              служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

·              праздничный;

·              профессиональный (специализированный);

·              свадебный;

·              дипломатический;

·              траурный и т.д.

Под речевым этикетом принято понимать совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов.

Используя основные правила столового этикета , вы сможете правильно и красиво накрыть стол для праздничного обеда, а также избежать неловких ситуаций, если вас пригласят на ужин в шикарный ресторан.

Как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах расскажет этикет "выходного дня". Благодаря его несложным правилам вы сможете прекрасно провести свободное время, составив компанию старым или новым знакомым.

Немаловажная роль в современном мире отводится нормам религиозного этикета , определяющего порядок деятельности и организации религиозных объединений, регламентирующего порядок церковных служб, отправление обрядов. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.

А вот в правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.

Важнейшей стороной морали профессионального поведения каждого делового человека или предпринимателя является служебный этикет. Знание его основных правил - это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.

Нормы праздничного этикета научат вас правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие. Благодаря этим правилам, вы останетесь довольны собой и удачно проведенным вечером, а также сможете продемонстрировать всем присутствующим свою культуру поведения.

Профессиональный этикет - это определенный набор моральных норм, определяющих отношение человека к требованиям своего профессионального долга. Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.

Немаловажная роль в жизни современного общества отводится

сва дебному этикету. И хоть говорят, что правила придуманы для того, чтобы их можно было нарушать, к этим все-таки стоит прислушаться. Ведь

они относятся к основным моментам проведения свадебного торжества. Невеста, жених и свидетели постоянно будут находиться на виду у гостей, фотоаппарата и камеры, поэтому не должны забывать о том, как они себя ведут и как выглядят. Да и гостям не помешает ознакомиться с нормами поведения за свадебным столом [27,с.26]

1.4 Нормы этикетного поведения

Основы этикета

Пpaвил и видов этикета огромное количество. Но для дошкольного вoзpaста большинство из них еще не нужны. Работа с детьми была построена на основных правилах поведение, которымкак родители, так и педагоги должны нaучить своих детей.

Этикет за обеденным столом

Нужно:

·         Мыть руки перед едой;

·              Есть аккуратно, стараться не зaпачкать себя и pядом сидящих;

·              Следить за осанкой при посадке за столом, ровная спина, убранные локти со стола, стул пододвинут и тарелка стоит непосредственно перед ребенком. Правильное держание столовых приборов.

·              После еды умыться или вытереть губы салфеткой;

·         Перед началом трапезы пожелать "приятного аппетита", поблагодаритьпосле обеда.

Нельзя:

·         Играть едой, кидаться ею;

·              Торопиться, набивать полный рот;

·              Есть из чужой тарелки или чужими ложками, вилками;

·              Разговаривать с полным ртом;

·              Размахивать руками, кривляться, баловаться, качаться на стуле;

·              Размахивать столовыми приборами держа их в руке.

Этикет в гостях

Нужно:

·         Поздороваться с хозяевами дома;

·              Вести себя спокойно, не шуметь, не бегать;

·              Перед ухoдом поблагодарить за гостеприимство и попрощаться. Нельзя:

·              Трогать и брать без разрешения хозяев любые предметы в комнате;

·              Долго засиживаться в гостях;

·              Напрашиваться на чай или обед.

Этикет в общении

·         При встрече нужно здороваться со знакомыми людьми, а при расставании прощаться, говоря "до свидания";

·         Помнить, а при необходимости использовать в речи "волшебные слова": "спасибо", "пожалуйста", "извините";

·              Обращаться к взрослым по имени-отчеству, на "вы". Здороваясь, говорить "здравствуйте", а уходя - "до свидания";

·              Со сверстниками можно общаться на "ты", говорить "привет", "пока";

·              Нельзя давать прозвища другим детям, обзывать, обижать, унижать их;

·              Не следует жаловаться, ябедничать взрослым по каждому пустяку.

Вот, пожалуй, самые-самые главные правила этикета для детей. На первый взгляд может показаться, что этого недостаточно для выработки "хороших манер", но и для ознакомления и автоматизации данного материала потребуется кропотливая работа на протяжении долгого времени. Чтобы упростить задачу можно совместить полезное - изучение этикета, и приятное - игры.[23, с.98]

 

1.5 Роль взрослого в формировании этикетного поведения

 

Роль родителей .

В период воспитанияребенка, родители надеются вырастить из него достойного человека, практически идеального человека,без изъян. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Этикет и этикетное воспитание - очень сложный педагогический, а иногда и психологический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие, нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитанию этикета, духовности, нравственности и других чувств в истории всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманныхчувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главнуюрольв этом играет все жесемья.

В каждойсемьеесть проблемы и это неизбежно, и практически все родители не закрывают на них глаза, а решают их, т. к. увидеть проблему - это сделать первый шаг к ее решению. С помощью различных игр, бесед и т.д. возможно решить проблемы по формированию этикет и этикетного поведения силами родителей и других членов семьи. Благодаря работе у ребенка постепенно будут накапливаться представления о добрых поступках. Так же этому будет способствовать и помогать различные художественные произведения,

затрагивающие проблемы невоспитанности, пропагандирующие нормы этикета. Но дети у которых родители состоят на различных учетах (семьи из категории риска), не всегда имеют надлежащую родительскую опеку и присмотр. У таких детей понятия добра и зла формируется улицей и оно практически всегда неправильное. Для таких детей, главенствующая роль в воспитании данных навыков и знаний будет у социального педагога.

Нравственное развитие ребенка- дошкольника - сложный и противоречивый процесс. В начале он охватывает лишь"вербальную сферу". Ребенок осваивает нормы"на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешнийконтроль со стороны взрослых: родителей, воспитателей, возникает и растетконтрольсо стороны сверстников.

Но в то же самое время развивается сознание ребенка, усваивается представление о добре и зле,"соприкасаясь"с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, "высекает искру нравственности, основанную на потребности ребенка сохранить и упрочнить положительный образ себя". И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, правильно сформировавшись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Роль воспит ат елей и про чих специалист ов образоват ельных

учр еждения .

Так же как и роль родителей в формировании этикета, очень важна и необходима. Работая в одном ключе и направлении у ребенка не только формируется, но и автоматизируется, вырабатывается привычка его поведения как в образовательном учреждении, так и в дома в семье и в обществе.

Чтобы понять уровень подготовленности родителей в вопросах этикета, воспитателю необходимо постоянно проводить различные беседы и

консультирование родителей. Предложить анкетирование или провести тренинг. Взаимодействие родителей и сотрудников образовательного учреждения очень благотворно влияет на развитие и формирование ребенка, в том числе и формирование этикетного поведения.

Также не забывать про самосовершенствование как специалиста в данном вопросе.

Роль социального педагога .

Конечно главенствующая роль у родителя и воспитателя, в формировании и закреплении этикета у дошкольников. Как и навыки личной гигиены, правила приличия, у меня разговаривать ребенок берет из семьи. Но к сожалению семьи у нас бывают разные. Конечно бывают исключения когда вполне интеллигентная и благополучная семья, и дети в ней невоспитанные хамы. Но стоит поговорить о семьях, относящихся к категории риска.

Малообеспеченная семьи или семья находящаяся в ТЖС, а также другие более-менее "безопасные" семьи. Это семья, в силу каких либо обстоятельств (потеря работы, или кормильца; резкое увеличение инфляции и низкий уровень заработной платы; многодетные семьи или семьи с ребенком-инвалидом) данные семьи получили этот статус, а так в ней воспитанные дети, понимающие родители и ведут они здоровый образ жизни. Даже если дети и не ходят в какие либо образовательные учреждения соответствующие их возрасту, но тех знаний которые дают им окружающие, хватает, для того что иметь и владеть знаниями этикета. Что нельзя сказать о детях и семьях категории (СОП).

СОП - социально опасное положение. В настоящее время термин

"семья, находящаяся в социально опасном положении" принято рассматривать и понимать как:

1)    медицинский - семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2)   социально-административный - семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3)  психолого-педагогический - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Сегодня дети у которых семья имеет категорию СОП, это самая незащищенная категория детей. У таких детей формируется неправильное представление о нормальной жизни. Отсутствует понятие семейных ценностей, что видно из практики. К сожалению у нас только в книгах дети пьяниц и наркоманов, становятся цивилизованными и полноценными членами общества, банкирами, дипломатами или просто отличными людьми. В жизни эти дети полностью повторяют судьбу своих родителей, а иногда и усугубляют ее. Как гласит пословица " От "Антоновки" "Пепин Шафран" не родится!" или " На осинке не растут апельсинки". О каком этикете тут может вестись речь. Такие детки в лучшем случае скажут "здравствуйте" или

"спасибо".Да и от куда? Родители их естественно этому не учили и учить не когда не будут. Образовательные учреждения данные дети практически не посещают. Даже если ребенок и числится в детском саду, то посещаемость у него очень плохая. То мама проспала, то мама "занята" была. И пущен такой ребенок как вольный ветер в поле. А в следствии чего, в дальнейшем он также будет пропускать и школу. И здесь что ни на есть прямая работа социального педагога. В данном случае социальные педагог будет нести просветительскую функцию, а в ходе различных мероприятий будет происходить закрепление данного навыка. Он будет производить культурно- речевое и поведенческое воспитание детей. Знакомство с нормами этикета являются не просто делом большой важности, как некоторым могло бы показаться, а эффективным способом развития коммуникативных умений детей, так и развития их интеллекта, совершенствования психики. Очень важно показать и доказать ребенку из семьи СОП как необходимо и

правильно жить. Как надо вести себя. И говоря на сленге данных детей что круто, а что нет. В тоже время, это необходимо сделать так, чтобы у ребенка не было сформировано двойных стандартов. В начале работы социального педагога с детьми необходимо изучение и усвоение "азбучных" истин этикета, предполагается простейшее ознакомление дошкольников с этическими знаниями на примерах подражательности по образцу "делай как я", с дальнейшим последовательным их освоением и осознанием. Целью работы социального педагога является пробудить интерес к внутреннему миру человека, заставить его задуматься о нравственной сущности своих собственных поступков. Расширение эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм жизни, постепенное накопление опыта нравственных отношений с окружающими.

1.6 ФГОС ДО об этикете и этикетном поведении

I.       ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.4.   Основные принципы дошкольного образования:

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

1.5.   Стандарт направлен на достижение следующих целей:

5)      объединения обучения и воспитания в целостный образова тельный

процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе прави л и норм поведения в интереса х человека, семьи,

о бщества ;

6)      формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, ч нравственных,   эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования

предпосылок учебной деятельности;

) формирова ния социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индиви дуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ;

II.      ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

2.6.   Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально -коммуника тивное разви тие;

Социально -коммуника тивное разви тие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; разви тие общения и взаимоде йстви я ребенка со взрослыми и

сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважи тельного отношения и чувства принадлежности к

сво ей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование

позитивных установок к различным ви дам труда и творчества;

формирование основ безопа сного пов едения в быту, социуме, природе [38]

Выводы по 1 главе

Этикет и этикетное поведение неотъемлемая часть нравственной культуры современного человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура поведения в любой области ее проявления, никоем образом, недолжна отличаться от внутренней культуры. В противном случае, это будет обозначать ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к поведению, заложенному в правила этикета. Без достаточно высокого внутреннего уровня воспитания, невозможно добиться нормы, а тем более идеальности во внешней культуре поведения. Это делает бессмысленным полученные ранее знания и умения.

Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе - это ритуалы, обряды, церемонии, где можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. В классовом обществе - это манеры обхождения с представителями различных классов и сословий, правила поведения внутри самих социальных групп. В современной жизни содержание этикетных норм связано с демократизацией и гуманизацией общественных отношений. По распространенности этикетных предписаний можно судить о гуманности и добротности утвердившихся нравов в обществе, о характере образа жизни в целом. Правила этикета не абсолютны, а определяются местом, временем и обстоятельствами. Поведение, не допустимое в одном случае, может быть вполне уместным в другом. Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений.

Начинать формирование этикета и этикетного поведения уже в дошкольном возрасте у всех детей, независимо от их принадлежности к семьям групп риска. С этой функцией самим родителям тяжело справиться. Поможет им в этом воспитатели образовательных учреждений, а для детей не посещающих данные учреждения таковыми учителями будут социальные педагоги. Воспитание этикета и этикетного поведения просто необходимы - процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей; вариативность условий воспитания; высокий уровень организационно- педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения, а также побудительной и исполнительской регуляции поведения.

2. Практическая работа по формированию этикетного поведения

 

.1 Проблемы формирования этикетного поведения

При изучении этикета как у детей, так и у взрослых возникают проблемы, а именно:

·        Нежелание детей к обучению;

·        Незнание, неосведомленность самих родителей о нормах этикета и этикетного поведения. В детстве таких родителей самих не кто не обучил этикету;

·        Занятость родителей. Для того чтобы ребенку что-то объяснить, с ним необходимо разговаривать. Хоть жизнь современного человека и проходит в очень "бешенном" ритме, и быть семьи облегчен при появлении бытовой техники, различных инновационных технологий и т.д. в отличии быта наших бабушек и дедушек. И даже "умный дом" который практически все делает за своих хозяев не улучшают эту ситуацию. Сейчас родители за место того, чтобы побеседовать с ребенком, поиграть с ним включают мультфильмы или вручают в неокрепшие ручки наиновейший гаджет, дабы им их чадо не мешало жить. Глядя на современных мамочек складывается мнение, что их действия противоречат друг другу постоянно. У ребенка температура или он "как-то, что-то, не-то" сделал, мама сразу тащит его к врачу, причем на приеме умудряется поругаться с доктором. Утверждая что он хочет навредить их чаду. А в образовательном учреждении если в друг воспитатель как-то косо посмотрел на ребенка или какой-то не той интонацией или тоном ответил ему, так все караул и крах. Эти мамочки сразу бегут в Управляющие органы и Министерства, дабы нажаловаться на нерадивых педагогов. В тоже время приведя ребенка в

ясельную группу в памперсе и соске, через неделю возмущаются

почему их ребенок не ходит на унитаз и почему вы его этому не научили. А уж о правилах личной гигиены, вообще не стоит упоминать, этот вопрос современные родители и вовсе пытаются спихнуть на специалистов образовательных учреждений. И с одной стороны чувствуется уж слишком большая гипер опека, а с другой стороны родительская халатность, безалаберность и безразличие. И главный принцип современных детско-родительских отношений это

"возьми гаджет и не мешай". А какой уж тут этикет может быть.

·        Не мало важна такая проблема, как увеличение детей с различными заболеваниями психики. А это уже "особенные" детки, которые требует правильного и особенного подхода. И совершенно других специалистов.

·        Неподготовленность специалистов образовательных учреждений.

·        "Перекладывание проблемы", "Деление обязанностей". Нежелание специалистов образовательных учреждений заниматься обучением этикету. Как и родители, к сожалению и многие воспитатели не имеют не какого желания воспитывать дошкольников этикету и этикетному поведению. Делать, что либо что не прописано в НОД. Такие воспитатели считают, что это обязанность родителя, а не их.

·        Отсутствие законодательства регулирующего данный вопрос.

·        Трудности диагностирования. Определение нормы для различных категорий семей находящихся в группах риска.

·        Нежелание специалистов и родителей работать совместно на благо ребенка. Работа которая ведется в разном ключе.

2.2 Программа для воспитателей образовательных учреждений по формированию этикета

Мы разработали программу работы воспитателя образовательного учреждения по формированию норм этикета и этикетного поведения в детском саду. На базе МДОУ № 14 "Золушка" г.Балабаново. В этой дипломной работе программа предоставлена в виде перспективного плана.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с нормами этикета и этикетного поведения

Формы работы с детьми

Тема

Задачи

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Образовательная

"Что такое

Познакомить детей с понятием

Сочинение сказки об

деятельность в

этикет"

этикет. Учить детей соблюдать

этикете.

течение дня


этикет и быть приятным для

Родительские



окружающих. Формировать

встречи.



навыки использования в речи

Оформление



вежливых слов и выражений.

выставки



Воспитывать умение

необходимой



формировать вои взгляды,

литературы для



интересы.

родителей по




ознакомлению детей с


"Как правильно

Учить детей сохранять

этикетом.


сидеть за столом

правильную позу во время еды.

Разработать буклет:


во время еды?"


"Этикет. Что это?"




Консультация


"Сервировка

Расширять знания детей о

"Этикет в создании


стола к чаю"

сервировке стола к чаепитию и

счастливой семьи"



столовых приборах. Знакомить

Анкетирование.



с тем, что, как и чем едят.




Формировать эстетическое




отношение к сервировке стола.




Упражнять в умении




сервировке стола.


Предварительная работа

Чтение В.Осеевой "Волшебное слово"

Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.



Инсценировка сказки "Колобок"

Учить детей использовать формулы обращения с незнакомыми людьми.



Чтение рассказа С.Я. Маршака "Ежели вы вежливы"

Формировать у детей навыки вежливости


Индивидуальная работа

Беседа "Этикет и нормы этикета"

Закреплять знания детей об этикете. Формировать у них представление о взаимосвязи этики и эстетики.


Подгрупповая работа

Беседа

Закреплять знания детей об этикете. Учить выполнять правила поведения. Формировать навыки вежливости.


Проигрывание проблемных ситуаций через сюжетно- ролевые игры

"Как принимать подарки"

Развивать умение дарить. Познакомить с правилами приема подарков.



"Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе"

Формировать навыки использования в речи вежливых слов


Дидактическая игра

"Накроем стол"

Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах


Словарная работа

Занятие "Волшебные слова"

Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Здравствуй! Добрый день! Будьте любезны! Помогите, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста! Большое спасибо! До свидания!


Предварительная работа

Чтение "Сказка о матери и сыне"

Познакомить детей с правилами этикета в семье.


Тестирование

"Что мы знаем об этикете"

Выявить знания детей по данной проблеме.


ОКТЯБРЬ

Образовательная деятельность в течение дня

"Зачем быть вежливым" "Для чего нужна сафетка" "Карлсон в гостях у детей"

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда. Воспитывать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Учить детей пользоваться бумажной салфеткой. Обращать внимание детей на красоту правильно сервированного стола, вызывая эмоциональный

Рекомендации для родителей "Слова приветствия дома" Консультация "Любовь, проявленная в слове" Буклет: "Столовый этикет для детей" Подготовить журнал "Пять минут об


 "Накроем стол к обеду"

отклик Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (пожалуйста, "разрешите, пожалуйста"). Продолжать учить здороваться и прощаться. Расширять знания детей о сервировке стола к обеду и необходимых столовых приборах. Учить способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы (подай, пожалуйста, будь добр, спасибо, пожалуйста, благодарю). Формировать эстетическое отношение к сервировке стола.

этикете"

Дидактическая игра

"Пожалуйста!"

Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности.


Игра

"Вежливый ручеек"

Воспитывать у детей уважение друг к другу.


Подгрупповая работа

Игра-путешествие с использованием проблемной ситуации

Учить детей выполнять правила поведения; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.


Сюжетно- ролевые игры

"Гостьюшка" "Детский сад"

Продолжать закреплять формулы знакомства, приветствия, поощрения, благодарности, извинения. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Продолжать учить формировать свое мнение, взгляды, интересы.


Беседа

"Страна вежливых слов"

Знакомить детей со словами приветствия в разных странах.


Беседа

"С чего начинается утро или слово "здравствуй"

Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия. Объяснить, что при приветствии желательно смотреть человеку в глаза и улыбнуться.


Словарная работа

"Слова приветствия"

Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!


Тестирование

"Добрые слова"

Выявить знания детей по данной проблеме.


НОЯБРЬ

Консультация "Как научить ребенка красивым манерам поведения" Показ для детей спектакля. Буклет: "Предъяви себя людям или как научит ребенка умению быть красивым" Выставка литературы. Анкетирование "Общительный ли вы человек"

Образовательная

"Волшебные

Учить детей решать некоторые


деятельность в

слова"

этические задачи, видеть


течение дня


хорошие качества своих




близких. Продолжать учить




детей использовать в речи




добрые и "волшебные" слова.




Объяснить, что такое



"Моя мама"

Воспитывать в детях




внимательное,




доброжелательное отношение к




окружающим.Дать детям




представление о том, что




каждый ребенок растет в семье,




o роли мамы и папы, о том, что




в семье ребенка любят.




Воспитывать уважение к




родителям.



"Зачем говорят,

Ввести в речевой обиход



здравствуй"

вежливые формы приветствия.




Объяснить. Что при




приветствии желательно




посмотреть человеку в глаза и




улыбнуться. Воспитывать у




детей уважение к взрослым.


Предварительная

Чтение

Продолжать знакомить детей с


работа

С.Козловой

художественной литературой.



"Трям,




здравствуй"




Чтение рассказа




В.Осеевой




"Волшебное




слово"



Инсценировка

"Петушок

и

Формировать оценочное


сказки

птичка"


отношение к героям сказки.


Игра-



Развивать связную и


инсценировка



интонационную сторону речи.





"Невоспитанный незнайка"


Беседа

"О дружбе"

Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках. Учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.


Фронтальная

Чтение сказки

Продолжать знакомить детей с

 Составление

работа

"Добрая фея"

художественной литературой.


Словесная игра

"Угадай, мной"

что

со

Учить детей при помощи мимики и жестов узнавать эмоциональное состояние человека.


Работа во время


Продолжать учить детей


режимных


использовать в речи слова


моментов


приветствия и прощания,




воспитывать уважение к




взрослым. Учить использовать




в речи формулы знакомства.


ДЕКАБРЬ


Образовательная

"Урок

Формировать


деятельность в

вежливости

в

доброжелательная, вежливость,

рассказов на тему

течение дня

школе игрушек"

уважение к окружающим.




Развивать способность

"Зачем быть



оценивать свое отношение к

вежливым"



позитивным и негативным



"К чему

ведут

поступкам сверстников.

Оформление


ссоры в игре"


информационных



Формировать умение оценивать




свои поступки и поступки

стендов.



других детей во время игры.

Консультация на



Учить соблюдать нравственные




нормы поведения во время

тему: "Формула



игры. Воспитывать

вежливости - доброе



доброжелательность.


Этическая

"Урок вежливости"

Учить справедливо, оценивать

слово"

беседа


свои поступки и поступки

Буклет: Хорошие



сверстников. Формировать у




детей представление о

манеры"



нравственных нормах




отношений с окружающими:




доброжелательности,




честности, правдивости.




Воспитывать культуру




общения.


Предварительная

Чтение В.Осеевой

Продолжать знакомить детей с


работа

"Просто

художественной литературой.



старушка"




"Волшебное




слово"



Беседа

"Как понравиться

Формировать умения



людям"

использовать вежливый тон в




общении с людьми.




Воспитывать




доброжелательность.


Предварительная работа

Заучивание пословиц поговорок

 и о

Учить детей объяснять смысл пословиц.



вежливости



Игра

"Кто знает больше вежливых слов"

Активизировать волшебные слова.

в

речи


Игра

"Секрет


Закреплять в речи слова

 Консультация для

инсценировка

волшебных слов"

приветствия и благодарности.



Инсценированние

Познакомить детей с обычаями



русского

родного края.



народного




приветствия



Слушание записи

"Что хорошо и такое плохо"

такое что

Учить справедливо оценивать поступки героев.


ЯНВАРЬ


Образовательная

"Давай

Учить детей правилам


деятельность в течение дня

познакомимся"

знакомства, использовать слова, которые помогают при




знакомстве. развивать кругозор.

родителей на тему:



Расширять коммуникативные способности детей.

"Как помочь ребенку




в общении со


"Доброе правду

дело - говорить

Учить детей говорить правду во всех ситуациях, ведь правда и

сверстниками";


смело"

честность всегда радует

"Можно ли дружить



взрослых. Объяснить детям смысл пословицы "Доброе дело

мальчику с



- правду говорить смело".

девочкой?"


"Имена

и

их

Продолжать учить выполнять

Буклет "Что такое


тайна"

важное правило этикета -

личная гигиена и как



обращаться друг к другу по имени. Объяснить, что каждое

правильно е



имя, данное человеку, имеет

прививать ребенку"



свое значение. Воспитывать доброжелательное отношение

Оформить альбом



при обращении друг к другу по

"Значение имени"



именам.


Беседа

"Давай познакомимся"

Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.


Игра

"Лучшее знакомство"

Продолжать учить детей самостоятельно знакомиться. Расширять коммуникативные возможности детей.


Беседа

"Может знакомый другом"

ли стать

Расширять коммуникативные способности детей.


Предварительная

Чтение

Развивать

умение


работа

Г.Остер"Будем знакомы"

анализировать художественное произведение.


Речевая проблемная ситуация

"Давай дружить"

Продолжать учить детей использовать в речи формулы знакомства.


Словарная работа


Пополнить словарный запас детей, учить объяснять значение следующих слов: друг, товарищ, приятель, знакомый, завязать знакомство, представить человека, разрешите представиться, очень приятно.


Викторина


"Как зовут героя сказки"


ФЕВРАЛЬ

 Разработать буклет:

Образовательная деятельность в течение дня

"Вежливая улица"

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.





"Как правильно вести




себя на улице"




Консультация: "Надо




ли обучать ребенка




поведению в

Беседа

"Знай и выполняй

Закреплять

знания детей о



правила

правилах дорожного движения.

общественном


дорожного движения"

Развивать умение составлять рассказы по картинкам.

транспорте?"

Развлечение

"Путешествие в страну дорожных знаков"

Систематизировать знания детей по данной проблеме.

Конкурс рисунков




"Правила дорожного

Кукольный театр

"Уважайте светофор"

Знакомить детей с сигналами светофора.

движения"




Выпуск журнала для

Коллективный труд

"Улица города" изготовление макета

Развивать умения детей работать коллективно, вежливо излагать просьбу.





детей "Дети и




дорога"

Дидактическая

"Правила


Обратить внимание на то, что


игра

поведения

на

во время игр и прогулок не



улице"


вежливо мешать окружающим





людям.

Воспитывать





взаимоуважение.


Беседа

"Мы едем автобусе"

в

Учить детей правилам этикета в общественном транспорте.


Тестирование

"Правила поведения улице"

 на

Выявить знания данной проблеме.

детей

по


МАРТ




Образовательная

"В гости на день

Познакомить детей с нормами

Разработать буклеты

деятельность течение дня

в

рождение"

этикета и этикетного поведения в гостях. Повторить правила

для родителей по




поведения за столом.

темам: "О правилах



"Праздничный

Учить детей различным видам

подарочного



дизайн стола"

сервировки стола, приемам

этикета"; "Как лучше




складывания салфетки. Формировать умение подбирать

организовать детский




скатерти и салфетки, посуду,

праздник"




элементы украшения стола. Развивать эстетический вкус.

Консультация "Вас





пригласили в гости"



"Знакомство с ножом"

Познакомить детей со столовым ножом. Учить безопасным

Родительские встречи




приемам пользования им. Учить

Оформление стендов




детей делать бутерброд с маслом. Воспитывать

по теме "Столовый




самостоятельность.

этикет"

Дидактическая игра

"Накрой стол для угощения"

Совершенствовать умение сервировать стол.

Оформление



совершенствовать навыки

журналов, альбомов.



общения.


Предварительная

Чтение

Учить детей анализировать


работа

С.А.Насонкина

произведение, отвечать на



"Уроки этикета"

вопросы.



глава "Ура!




Гости!"



Сюжетно-

"Семья",

Знакомить детей с правилами


ролевые игры

"Столовая",

столового этикета.



"Кафе"

Совершенствовать умения




сервировать стол в




соответствии с ситуацией.




Развивать эстетический вкус.




Воспитывать умение вежливого




общения друг с другом.


Тестирование

"Столовый этикет"

Выявить знания детей по данной проблеме.

"Что котенку?"

сказать

Закреплять правила приема гостей в своем доме, правила гостевого этикета.


Игра инсценировка

-

"День рождения"

Закреплять правила сервировки стола, правила поведения в гостях и приема гостей.


АПРЕЛЬ


Образовательная

"Телефон и мы"

Учить детей соблюдать речевой

Консультация на

деятельность течение дня

в


этикет, разговаривая по телефону. Учить кратко

тему: "Как правильно




излагать по телефону свои




мысли, использовать в речи

донести любовь до



некоторые жанры телефонных разговоров. Формировать у

ребенка"



детей навыки использования

Буклет: "Век



вежливых слов и выражений.

телефонного

Беседа

"Основы безопасности детей"

Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; ориентироваться в экстремальных ситуациях.. формировать знания о номерах экстренной помощи: 01, 02,03. Объяснить, что телефон важное средство общения.





общения"




Оформление альбома




"Мир телефонов"

Игра

"Глухой телефон"

Учить детей кратко и четко излагать свои мысли.


Игра

"Кто больше

Продолжать знакомить детей с



назовет

профессиями. Формировать у



профессий, для

детей дополнительные знания о



которых нужен

телефоне.



телефон"



Предварительная

Чтение

Учить детей отвечать на


работа

С.А.Насонкина

поставленные вопросы по



"Уроки этикета"

содержанию произведения.



глава "Что такое




телефонный




разговор"



Беседа

"Знакомствос

Расширять знания детей о



телефоном"

телефоне, его функциях, о




истории происхождения




телефона.


Словарная работа

"Слова приветствия прощания"

 и

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуй! Как ты поживаешь? Приветствую вас! До скорой встречи! Всего хорошего! Всего доброго! Всего наилучшего! Счастливо! Позовите, пожалуйста!


Игра

"Я набираю ваш номер"

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.


Игра

-

"Телефонный

Закреплять правила


инсценировка

разговор"

телефонного этикета. Развивать




диалогическую речь.




Воспитывать внимательного




слушателя и вежливого




собеседника.


МАЙ


Образовательная

"Путешествие

в

Уточнять и систематизировать

Разработать памятки

деятельность в течение дня

кинотеатр"

знания детей о правилах этикета и поведения в в

для родителей по



общественных местах.




Упражнять в использовании

темам: "Правила



вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

поведения в кафе",



Формировать навыки

"Дошкольник в



культурного поведения, этически грамотного поведения.

магазине",

Сюжетно-

"Театр",

Обучать детей правилам

Буклет: "Правила

ролевые игры

"Магазин", "Аптека",

поведения в общественных местах. Закреплять умение

поведения в


"Кафе",

выражать вежливо свою

общественных


"Ресторан"

просьбу. Воспитывать вежливого покупателя,

местах"



посетителя. Воспитывать

Консультация:



доброжелательность.

"Ребенок в

Предварительная работа

Заучивание частушек вежливых словах

 о

Закрепить материал. действий.

ранее изученный Автоматизация







общественных






местах"

Развлечение

"Город вежливости"

Формировать и активизировать словарные слова.


Дидактическая

"Правила

Закреплять правила поведения в


игра

поведения в кафе"

кафе. Учить оценивать




поступки героев. Развивать




речь.


Дидактическая

"Правила


Закреплять правила поведения в


игра

поведения

в

театре. Учить оценивать



театре"


поступки героев. Развивать





логическое мышление


Дидактическая игра

"Правила поведения музее"

 в

Закреплять правила поведения в музее. Учить оценивать поступки героев. Воспитывать умение в вежливой форме излагать свой вопрос.


Дидактическая игра

"Правила поведения магазине"

 в

Закреплять правила поведения в магазине. Учить анализировать поведение персонажей.


Тестирование

"Уроки этикета"

Выявить полученные знания детей дошкольного возраста по проблеме года.



Благодаря работе с данной программой после диагностирования рабочей группы было отмечено, что у значительного количества детей улучшилось поведение, они стали более общительными, увеличился словарный запас и оперирование более сложными словами, тихие и замкнутые дети стали более смелыми в общении со своими одногруппниками. Так мама Лизы З. отметила, что она стала более раскрепощенной на детской площадке, нашла новую подругу, причем

инициатором знакомства стала сама.Ранее девочка была совершенно не общительной, в течение для играла одна с принесенными из дома игрушками. Не какого интереса к другим детям и их деятельности не проявляла. Такое же поведение было на занятиях, после проведенной работы Лиза стала сама тянуть руку и небоятся отвечать перед всем коллективом. Стала читать стихи на утренника, до этого категорически отказывала.

Дети с легкостью справляются с заданиями воспитателя, которые направлены на определение уровня усвоения данной программы по формированию этикета. В конце учебного года детям было предложено нарисовать два рисунка, на которых было изображено на первом как необходимо правильно себя вести в различных ситуациях, спустя некоторое время дети нарисовали как нельзя себя вести в различных местах и ситуациях. Затем по своим рисункам детьми были составлены описательные рассказы, которые были представлены в соседних группах, в рамках экскурсионного посещения, под названием " Как правильно ходить в гости". Для усложнения задания каждому ребенку было предложено обменяться рисунком с другим соседом и рассказать о том, что на нем изображено. Также не возникло проблем с диагностикой и показаны практические такие же результаты в контрольной группе. Единственное отличие детей в контрольной групп, это то что дети перешли в данную группу уже выпускниками. И в самом начале работы чувствовалось не доверие как со стороны детей, так же и со стороны родителей. Со стороны родителей шло не только не доверие, но и пренебрежительное отношение к данному вопросу. Что являлось главной проблемой воспитания этикета. После продолжительных бесед и консультации педагогу удалось убедить родителей в необходимости воспитания этикета у детей. И благодаря совместной работе достигнуты положительные результат. В конце мая детям контрольной группы предложено создать и показать детям из других групп театральную постановку с элементами импровизации " Я умею, я могу, все что знаю покажу и расскажу"

Рассмотрим и проанализируем серию заданий по формированию и автоматизации речевого этикета у детей дошкольного возраста.

. Занятие "Волшебные слова" (приложение 1)

Цель. Занятие учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей.

В ходе выполнения задания отмечалось: Артем С., Константин М., Кирилл П. Юля Н., Вика Х, Лиза З. допускали ошибки. Более правильное воспроизведение наблюдалось при индивидуальном выполнении задания.У Оли А., Светы К., Нади Н. , Олеге Щ.- выполнение задания вызвало интерес.2. Речевая ситуация.

.Беседа. "Страна вежливых слов"

Цель: Знакомить детей со словами приветствия в разных странах. 2.Инсценированние русского народного приветствия.

Цель:Познакомить детей с обычаями родного края.

Задание детям показалось интересным, но возникали трудности, не все смогли с ним справиться. Артем С., Юля Н., Лиза З. Вика Х., Павел М.,- некачественно запомнили стихотворение. Кирилл П., Света К., Эмма М., Софья Р. - удалось запомнить стихотворение, но допускали ошибки.

3.      Занятие " Поведение в общественном транспорте"

Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Дети выполняли задание с интересом, увлечением, но возникали трудности. Например, Артем С., Юля Н., Лиза З. Вика Х., Константин М.,- плохо запомнили текст, отмечалось нарушение звукопроизношения, возникали трудности при запоминании. У ПавлаМ., - отмечался повышенный интерес к выполнению задания, выполнение которого не вызывало никаких трудностей".

4.    Занятие "Вежливый разговор по телефону"

Цель:сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речиребенка этикетных выражений, которыесопровождают телефонный разговор.

Юля Н., КонстантинМ., Вика Х., Влад. Ш. допускали небольшие ошибки.

Результаты исследования констатирующего этапа показали: (Количественный анализ по результатамисследования для рабочей

группы (средний общий показатель уровня развитияречевого этикета по всем сериям заданий)

высокий уровень развитияречевого этикета- 10%; средний уровень развития речевого этикета 40%; низкий уровень развития речевого этикета - 50%.

Рисунок 2.1. Диаграмма 1. Средний показатель уровня развития речевого этикета по всем сериям заданий для контрольной группы.

Количественный анализ по результатам исследования для экспериментальной группы стали:

(средний показатель уровня развития речевого этикета по всем сериям заданий)

высокий уровень развития речевого этикета - 10%; средний уровень развития речевого этикета - 38%; низкий уровень развития речевого этикета - 52%.

Рисунок 2.2. Диаграмма 2. Средний показатель уровня развития речевого этикeта пo всем сериямзаданий для экспериментальной группы

Таким образом, начальный уровень сформированной в контрольной и экспериментальной группах одинаковый.

Анализ результатов проведения занятий по речевому этикету показал наличие проблем с построением фраз и восприятия речевых нopм. Следовательно, на первом этапе проделанная paбота обеспечивают:

·существенные изменения в развитие ребенка:

·обогащается эмоциональная сфера,

·расширяются интересы к речевому этикету,

·развивается процесс восприятия разнообразных этических норм поведения, осуществляется первоначальное обучение речевому этикету.

·расширяются знания об окружающем мире, и обеспечивается овладение видами и формами речевого этикета

2.3 Возможность модификации программы для работы социального педагога

Для дальнейшей работы по данной программе социальным педагогом, необходимо внести небольшие коррективы, которые будут опираться на определенные критерии, такие как:

·        Возраст ребенка. Хотя программа и рассчитана на дошкольный возраст, это не обозначает, что по ней нельзя заниматься и с детьми, например младшего школьного возраста. Для этого стоит лишь усложнить некоторые задания и занятия. Из сложившейся практики, в рамках ранее проведенныхразличных мероприятий из данной программы, для мероприятия по этикету "В гостях у Евгении Сергеевны" в рамках комплексно-целевой программы СРЦНП "ОРИЕНТИР- Территория Семья", для детей категории СОП оказалось, что дети из данной категории, не владеют навыками этикетного поведения и нормами этикета не зависимо от возраста ребенка (на мероприятие присутствовали дети от 5 до 12 лет). Это дает полное основание полагать, что данная программа вполне пригодна для работы с детьми категории СОП в неизменном виде.

·        Категория семьи группы риска. Не стоит забывать о том, что получателями социальных услуг являются семьи которые относятся к различным категориям риска. Дети из семьи с ребенком инвалидом или одинокая мать, а также многодетная семья и даже малообеспеченная семья не обозначает, что в данной семье дети не обладают не какими навыками по культуре общения и поведения. Наоборот как показывает практика большинство таких семей адекватные родители, с правильно воспитанными семьями, что не скажешь например о семьях, категории СОП. Так же можно взять под сомнение семьи категории ТЖС например. Конечно в эту категорию могут попасть люди вполне интеллигентные имеющие различное образование, но всилу жизненных

обстоятельств (например потеря кормильца, увольнение с работы, высокая инфляция и неиндексируемая заработная плата, или низкая заработная плата) семьи были вынуждены обратиться в органы социальной поддержки за помощью. Но также здесь находятся семьи пограничные между ТЖЗ и СОП.

Поэтому социальному педагогу при работе с данной программой, необходимо продиагностировать уровень детей, и если он очень низкий, то мы не видим не каких препятствий для того чтоб использовать ее.

2.4 Программа социальных педагогов для учреждений социальной направленности и организаций дополнительного образования по формированию этикета

Мы разработали программу работы социального педагогаразличных учреждений по формированию норм этикета и этикетного поведения.Работа велась на базе Филиал ГБУ КО "Боровский центр социальной помощи семье и детям "Гармония" в г.Балабаново

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

"Ориентир". В этой дипломной работе программа предоставлена в виде календарно-тематического плана мероприятий.

Форма работы с детьми

Тема

Цель

Работа с родителями

Мероприятия по этикету.

Мероприятие

Правила поведения

Познакомить с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть за столом во время еды, пользоваться салфеткой, усвоить правила хорошего тона.

Буклеты "Что такое этикет?" Выставка учебно-методической литературы. Консультация "Сервировка стола"

"В гостях у Евгении Сергеевны" (осенние каникулы)

за столом.




Столовый этикет.



Мероприятие " В гостях у Евгении Сергеевны" (зимние каникулы)

Гостевой этикет.

Познакомить с

Консультация "



нормами и

Можно ли



правилами

дружить



гостевого этикета.

мальчику с



Закреплять

девочкой?".



навыки, формы и правила поведения в общественных местах. Воспитывать любовь и уважение друг к другу. Воспитывать культуру поведения за столом.


Мероприятие

Речевой этикет.

Познакомить с нормами и Правилами речевого этикета. Формировать умение использовать вежливый тон в общении с людьми. Воспитывать доброе отношение к людям. Расширятькоммуникативные способности детей.

Консультация " Как помочь ребенку в общении со сверстниками"

"В гостях у Евгении Сергеевны" (весенние каникулы)




Мероприятие

Повседневный

Познакомить с

Консультация:

" В гостях у

этикет.

нормами и

"Что такое

Евгении


правилами

личная гигиена

Сергеевны"


повседневного

и как правильно

(июнь)


этикета.

привить ее



Формировать

ребенку".



доброжелательнос

Памятка для



ть, вежливость,

родителей для



уважение к

общения с



окружающим.

ребенком.



Развивать




способность




оценивать свое




отношение к




позитивным и




негативным




поступкам как




своим, так и




сверстников.


Мероприятие

Этикет "выходного

Познакомить с

Консультация:

"В гостях

у

дня". Праздничный

нормами и

"Как научить

Евгении


этикет.

правилами

ребенка

Сергеевны"



праздничного

красивым




этикета.

манерам

(июль)



Закрепить о том,

поведения".




как необходимо





вести себя в





общественных




местах.


Мероприятие

Служебный этикет.

Познакомить с

Консультация:

"В гостях

у

Профессиональный

нормами и

"Предъяви себя

Евгении


этикет.

правилами

людям или как

Сергеевны"



служебного и

научить




профессиональног

ребенка

(август)



o этикета. Ввести

умению быть




в обиход

красивым"




вежливые формы





приветствия.





Объяснить, что





при приветствии





необходимо





смотреть человеку





в глаза.





Воспитывать у





детей уважение к





взрослым и





сверстникам.


Родительский клуб "Компетентный родитель" темы по этикету 1 раз в квартал.

Сентябрь

Повседневный

Беседа "101 совет

Мастер-класс


этикет.

на каждый день"

"Домашнее





задание

с




детьми";





"Правильные




покупки

в




магазине".


Декабрь

Столовый этикет. Праздничный этикет. Гостевой этикет.

Беседа " Что такое праздники?" Консультация " Столовый этикет для детей".

Мастер-класс "Как накрыть на праздничный стол"; " Как завязать галстук".

Март

Речевой этикет.

Беседа " Как правильно донести любовь до ребенка". Буклет: "Век телефонного общения". Тренинг-игра "Глухой телефон". Оформление общего коллажа "Мир телефонов. Плюсы и минусы".

Мастер-класс "Ласковые слова";

Июнь

Служебный этикет. Профессиональный этикет.

Мастер-класс "Правила составления резюме", "Как одеться на собеседование".

Семейные праздники.

21 ноября

Массовое

Обозначить

Простые советы


мероприятие"Всемир ный день приветствия". Место проведения: улицы города. Форма: Акция "Поприветствуй прохожих". Дети в возрасте от 10 до 16 летраздаютпрохожим флажки инаклейки с надписью "Я говорю "Спасибо!".

этикет, как необходимую составляющую жизни воспитанного человека.

родителям - помощь, как правильно подавать ребенку правила хорошего тона.

11 января

Всемирный день

Этот праздник



"спасибо",

призван



установленный

напомнить людям



ЮНЕСКО и ООН.

всех стран и



Содержание

народов о том,



мероприятия:

насколько



Беседа " Спасибо!"

большое значение



Игровые

в отношениях



упражнения:

между людьми



1.Вежливый мячик.

имеют



2.Сломаный

благодарность,



телефон.

взаимоуважение и



3.Вежливый

вежливость, о том,



ручеек.

как важно каждый



Викторина,

день говорить



загадки, кроссворд

друг другу



по этикету.

"Спасибо".


Прочие мероприятия.

Июнь

"День воспитанного

Познакомить

Буклет:"Предъя

Летняя

ребенка."

детей с правилами

ви себя людям

оздоровительн

Содержание

поведения и

или как научить

ая площадка.

мероприятия:

нормами этикета

ребенка


Д/и: "Накроем стол";

принятыми в

умению быть


"Знакомство с

обществе.

красивым".


ножом".




Игры: "Волшебные




слова"; "Вежливый




ручеек"; "Угадай, что




со мной"; "Подари




подарок".




Проигрывание




проблемных ситуаций:




"Как принимать




подарки"; "Я прошу




разрешения пройти к




выходу в автобусе"





Выводы по 2 главе

Этикет, как составная часть нравственного воспитания, находится в тесной связи и взаимозависимости с культурой поведения, культурой общения и воспитанием нравственных чувств, поднимает их на более высокий уровень и имеет большое социальное значение. Усвоение этикетных форм помогает легче адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками. После работы воспитателя с детьми по формированию норм этикета и этикетного воспитания родителями отмечено, что дети стали вежливыми, спокойно и без стеснения здороваются на улице и в помещении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети тихие и замкнутые стали более уверенными в себе. Это отметили не только родители, но и другие специалисты детского сада. Для детей имеющих низкий словарный запас и по этой причине боящихся отвечать на занятиях, отметили подменные воспитатели. Что даже у них на занятиях они очень четко, уверенно формулируют свою мысль и не боятся излагать ее. У таких детей сформировались коммуникативные навыки и улучшилась культура общения, что в дальнейшем поможет им благоприятнее и увереннее чувствовать себя в школе.

Заключение

В результатепроделанной работы было выяснено, что проблема формирования норм этикета и этикетного поведения у детей дoшкольного возрастатребуетповышенного внимания не только со стороны родителей и воспитателей образовательных учреждений, но в большинстве случаев и социальных педагогов. Из-за очень низкого культурного и нравственного кризиса общества и утраты морально-этических норм это просто необходимо делать с раннего возраста.

Ребѐнок- это маленькая губка, которая впитывается в себя всю информацию, которая находится вокруг него. Задача взрослых чтоб поступающая информация была адаптивной для его возраста, а самое главное безопасной. Немало важно, чтоб и знания родителей и специалистов были грамотными и разумными, и соответствовали главному принципу- не навреди. Конечно получаемый результат, не будет таким быстрым, как нам хотелось бы, но постепенно применяя различные формы и методы работы с дошкольниками, эти знания будут доведены до сознания ребенка. Улучшить этот процесс может только терпение и любовь родителей, которые дома будут помогать им, справиться с проблемами и неудачами, и профессиональная подготовка специалистов работающих с этими детьми. И только совместная работа позволит получить культурного и достойного гражданина нашей страны.

Список использованной литературы

1.     Aгaпoвa, И. А., Дaвыдова, М.А. "Пpaвила этикета - дошкольникам и млaдшимшкoльникам".// М.: Издательство АРКТИ, 2011,с.206

2.      Алeксeeва, М.М., Яшинa, В.И. "Peчевоеpaзвитие дoшкoльников".// М.: Академия,1998,с.64

.        Алябьева, Е.А. "Нpaвственно-этические бeсeды и игры с дoшкoльникaми".// М.: ТЦ Сфера, 2003,с.98

.        Аpушанова, А. Г. "Peчь и peчевое общeние детей. Речь и речевое общeние дeтей: Книгa для вoспитателей дeтского сaда".// М.: Мозаика- Синтез, 1999,с.157

.        Бapинова, Е.В. "Я и мoя сeмья" Пособие по детскому этикету для вoспитатeлeй дeтских сaдoв и шкoл paннегоpaзвития// Ростов - на - Дону: "ФЕНИКС" 2015,с.203

.        Бapинова, Е.В. "Уpoки вежливости и Доброты" Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития// Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС" 2014,с.219

.        Бoгуславская, Н.Е., Купина, Н.А. Вeсeлый этикет (учебное пособие по paзвитию кoммуникативныхспособнoстейpeбенка). - Екатеринбург:

8.      ―ЛИТУР‖, 2002,с.74

.        Безpуких, М.М. " Я и другие или правила поведения для всех" // М. 1991,с.306

.        Богданова, О.С., Калинина, О.Д. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками" //М. 1982,с.148

.        .Боpoвкина, Е.Б. "Фopмиpoвание нpaвственнoгоздopoвья дoшкoльников" - М: Издательство "ТЦ Сфера", 2002,с.253

.        .Бopисова, Н.О.О нpaвственном вoспитании дoшкольников.// ж.

.        "Дошкольное воспитание", №5, 1998,с.209

.        .Бушелева, Б.В. "Этика и этикет oбщения" // Петр.Камч.,1993,с 45 13.Гoловин. Б.Н "Основы культуpы peчи" // М.: Просвет,2005,с.273 14.Гpигорьева, Т.Г., Усольцева, Т.П. Oсновы кoнстpуктивногоoбщения.

.        Хрестоматия-Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997,с.439

.        .Григopьева,Т.Г.Основыконстpуктивногоoбщения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997,с.53

.        .Дормачева, Т.В. "Peчевой этикет". // М. Просвещение, 1991,с.301 17.Ильяшенкo, М.В. "Вoспитание культуpы peчевого общения в

.        дошкольном детстве": учеб.-метод. Пособие// Елец : Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2004,с.142

.        .Ихсанова, С.В. "Учимся этикeту вместе с Машeй и Мишей". // Poстов - на -Дону: "ФЕНИКС" 2014,с.107

.        .Клюевa, Н.В., Касаткинa, Ю.В. "Учим детей oбщeнию" // Яpoславль 1997,с.124

.        .Крискунова, И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина - СПб.: Лань, 1997,с.98

.        .Кудpявцева, В. От педагогики пoвседневности к педагoгике paзвития. // ж. "Дошкольное воспитание", №3, 2005,с.209

.        .Кузинa, С. "Пpaвила этикетa на все случаи жизни" // М.:Издательство АСТ , 2016,с.64

.        .Куpoчкина, И.Н., Черник, Т. В. Этикет в нашей жизни. // М., 1994,с.302 24.Лавpeнтьева, Г.П. "Культуpa общeния у дoшкольников"//

.        Киев,2007,с.93

.        25.Львoв, М.Р. "Ритopика. Культуpa речи" // М.; Изд-й центр, 2005,с.148 26.Насонкина, С.А. Уpoки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во

27.    ―ДЕТСТВО-ПРЕСС‖, 2003,с.196

.        27.Никoлаева, Т.Н., Илларионов С.И. "Этикeт и мы" // М., 1993,с.167

.        .Никoлаева, С.О. "Зaнятия по культуpe пoвeдeния с дoшкoльникaми и младшими школьниками" // М., Владос 2002,с.154

.        .Одинцoва, Л. Вoспитание навыков культуры пoведения в кoллективе сверстников. // "Дoшкольное вoспитание" №1, 1988,с.112

.        .Пaнфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическoeпосoбие для психoлогов, педагoгов и рoдителей(в помощь психологу). - М.: ―Издательствo ГНОМ и Д‖, 2000,с.68

.        .Сoлoвьев, Э.Я. Этикeт дeлoвoгo чeлoвeка: Оpгaнизациявстрeч, приемов, презентаций. - Мн., ПКИП ―Асар‖, 1994,с.203

.        .Сухoмлинский, В.А. "Сepдце отдаю дeтям" // Радяньска школа, 1985,с.204

.        .Шopыгина, Т.А. Вeжливые сказки: Этикeт для малышей. - М.: Книголюб, 2004. (Рaзвивающие сказки для детей.),с.163

.        .Шopыгина, Т.А. "Бeсeды о хорошем и плохом поведении" - М.: ТЦ СФЕРА, 2012,с.201

.        .Шopыгина, Т.А. "Беседы об этикете с детьми 5-8 лет" М.: ТЦ СФЕРА 2010,с.79

.        Эльконин, Д.Б. "Избpaнные психoлогические труды" 1989,с.257

.        37.Этикeт. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. с илл. - (Энциклопедии),с.371

.        Интернет ресурсы:

.        http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.htmlдата обращения 17.03.2017г.

.        http://etiket.dljavseh.ru/JEtiketдата обращения 14.03.2017г. 40.http://tolkslovar.ru/ie2340.htmlдата обращения 05.05.2017г. 41.http://studopedia.ru/13_53061_chto-takoe-etiket-vidi-etiketa.htmlдата обращения 17.03.2017г.

Похожие работы на - Социально-педагогическая программа формирования правил поведения, согласно этикету в дошкольном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!